Дизель-электрическая подводная лодка С-189 проекта 613, Санкт-Петербург


Первый отсек - носовой торпедный

Постараюсь быть кратким. С кораблём-музеем всё предельно просто: С-189 построена в советские времена, по проекту, созданному под влиянием творческого переосмысления трофейного немецкого наследия. Подождите протестовать, лучше сравните винто-рулевые группы наших ДЭПЛ до 1945-го года и лодок послевоенных проектов. Это расположение винтов, кормовых горизонтальных и вертикального руля, впервые использовали немцы на ПЛ XXI серии. На отечественных ДЭПЛ столь характерная схема появилась после знакомства с трофейными у-ботами XXI и XXIII серий. Кроме того, были скопированы и другие удачные технические решения: дизель-компрессоры (наш ДК-2 точная копия), системы погружения-всплытия, ВВД, шнорхель (РДП). На более поздних проектах внедрили и покрытие корпуса резиной, устройство быстрого заряжания торпед, системы беспузырной торпедной стрельбы и сверхбыстродействующей связи, средства гидроакустического противодействия и многое другое.

Носовые торпедные аппараты, подводная лодка С-189

Носовые торпедные аппараты.
Между нижними трубами - Я-1 (герметично закрывавшийся ящик для хранения регенеративных пластин из комплекта "В-64", не поместившихся в РДУ при ее доснаряжении)

пульт 2Р-4 системы управления торпедной стрелбой, подводная лодка С-189

Между торпедными аппаратами - пульт 2Р-4 системы управления торпедной стрелбой. Ввод данных в торпеду производился перед её пуском механическим путем, посредством шпиндельных механизмов

533-мм торпедные аппараты воздушные беспузырные, подводная лодка С-189

533-мм торпедные аппараты воздушные беспузырные, глубина применения до 30 метров. Боезапас: 4 торпеды в носовых аппаратах и 6 на ложементах, кроме того 2 торпеды в кормовых аппаратах

Стрельбовой щит с рукоятками клапанов торпедной стрельбы, подводная лодка С-189

Стрельбовой щит с рукоятками клапанов торпедной стрельбы

ДЭПЛ С-189 находилась в строю с 1955 по 1986 годы. Боевых задач не выполняла, из примечательного - учатие в манёврах, да в 1959 и 1979 годах испытывала новые торпеды. В 1990 году её исключили из состава ВМФ и отправили на отстой в Купеческую гавань Кронштадта. После развала СССР шёл массовый вывод кораблей из состава флота. Заводы не справлялись с их утилизацией, это и спасло лодку от разделки на металл. В 1998 году С-189 затонула у пирса и до 2005 года лежала на грунте с затопленными отсеками. В 2005 специалисты Ленинградской ВМБ подняли лодку, перевели на Канонерский судоремонтный завод, где её отдоковали. Через год, 22 июня 2006 года, будущий корабль-музей вывели из плавдока. Ещё три года на заводе восстанавливали корпус и интерьеры. Финансировал и координировал проект ветеранских организаций Санкт-Петербурга бывший подводник Андрей Артюшин. 18 марта 2010 года, через 55 лет после вступления в строй, на С-189 открылся музей.

, подводная лодка С-189

Первый отсек, вид в нос. Для удобства посетителей на ложементах лишь часть боезапаса торпед, а часть коек убрана

, подводная лодка С-189

Баллоны ВВД (по одному на торпедный аппарат)

Гидроцилиндры привода управления передними рулями, подводная лодка С-189

Гидроцилиндры привода управления передними рулями

, подводная лодка С-189

Одна из составных частей системы пожаротушения ВПЛ

Мародёры 1990-ых годов не оставили на беспризорной лодке ничего ценного, поэтому вся техника в отсеках плавучего музея - со складов. Определённую помощь оказал судоремонтный завод "Нерпа", который занимался утилизацией подводных лодок. С него передали будущему музею часть оборудования уже разобранных субмарин. Оборудование и приборы унифицированы, поэтому нет существенной разницы с ПЛ какого именно проекта было демонтировано оборудование.

самоходный многоцелевой прибор гидроакустического противодействия МГ-74 «Корунд-2», подводная лодка С-189

На верхнем ложементе - самоходный многоцелевой прибор гидроакустического противодействия МГ-74 «Корунд-2». В режиме подавления МГ-74 излучает мощные гидроакустические помехи; в режиме ловушки имитирует ходовые шумы и эхо-сигналы ПЛ, маневрируя по программе соответствующей поведению ПЛ при уклонении от противолодочных сил и от самонаводящихся торпед

, подводная лодка С-189

На нижнем ложементе, ближе к борту, противокорабельная самонаводящаяся акустическая электрическая торпеда САЭТ-60М. Впервые применены одноразовые серебрянно-цинковые батареи ЗЭТ-1. Заливка электролита в аккумуляторы происходила при выстреле сразу во все аккумуляторы из единой емкости ампульного типа

, подводная лодка С-189

Ближе к проходу - первая отечественная самонаводящаяся в двух плоскостях противолодочная торпеда СЭТ-53М. Торпеда получила пассивную акустическую систему самонаведения подобную германской торпеде G7EC (1943 год)

Для тех, кто интересуется темой, в сети доступны "Морская коллекция" №№1,2/2014 и публикация А.В. Карпенко "Большие подводные лодки для действия в Океане" в военно-техническом сборнике "Бастион" за 2011 год. Обязательны к прочтению фундаментальный труд В.П. Кузина, В.И. Никольского, "Военно-морской флот СССР 1945-1991" и книга С.И. Титушкина "Подводные лодки 613 проекта". Общий обзор смотрите у А.В. Платонова "Подводные лодки".
Кроме того, этот послевоенный советский проект ДЭПЛ хорошо описан на сайте Русский подплав. Как видите, информации - море, поэтому в отчёте минимум текста, в основном фотографии и пояснения к ним.

Кормовая переборка 1-го отсека, подводная лодка С-189

Кормовая переборка 1-го отсека

Торпедопогрузочный лю, подводная лодка С-189

Торпедопогрузочный люк. Чтобы не мешать погрузке у 35-го шпангоута имеется съёмный элемент

Второй отсек - аккумуляторный, жилой

Второй отсек - жилой. Кают в нём было всего четыре: командир, замполит, старпом, командир БЧ-5 (электро-механическая боевая часть), т.е. главный механик корабля. Остальные офицеры размещались в кают-компании. Спинки диванов откидывались вперёд, подвешивались на цепях, появлялся второй ярус. Если места не хватало, например, были прикомандированные офицеры на время выхода в море, то спали даже на столе. Этот же стол при необходимости мог служить в качестве операционного, для чего на подволоке установлены бестеневые софиты.

Офицерская кают-компания, подводная лодка С-189

Офицерская кают-компания

Рубка ОСНАЗ, подводная лодка С-189

Рубка ОСНАЗ на С-189 пока не восстановлена

Бестеневые софиты над столом, подводная лодка С-189

Бестеневые софиты над столом - на случай проведения хирургической операции

Кроме жилых помещений во втором отсеке размещалась рубка ОСНАЗ (радиоразведки) и рубка радиосвязи, где несли вахту радисты.
В трюме, под настилом жилой палубы - первая группа аккумуляторных батарей. В аккумуляторной яме размещено 112 элементов марки 46СУ, каждый весом 650 кг. 112 элементов соединённых последовательно (с каждого по 2 Вольта), давали 220 Вольт постоянного тока. Дальше, с помощью преобразователей, получали те виды и рода тока, которые требовались механизмам.

«Волна-К», подводная лодка С-189

«Волна-К» планировался как вспомогательный связной приёмник, но из-за разбалтывания контуров, использовался лишь как вещательно-трансляционный в кают-компании

звёздный глобус ЗГ-ОМ1.1, подводная лодка С-189

Штурманский инструмент: модель небесной сферы - звёздный глобус ЗГ-ОМ1.1. Глобус предназначен для приближенного решения задач мореходной астрономии

Люк в переборке между 2-ом отсеком и ЦП, подводная лодка С-189

Люк в переборке между 2-ом отсеком и ЦП

Третий отсек - Центральный пост

Третий отсек – центральный пост, рубки гидроакустика и радиометриста, штурманская выгородка, посты управления курсом, глубиной, погружением и всплытием, гирокомпас, торпедный аппарат стрельбы, подъемно-мачтовые выдвижные устройства, главный осушительный насос, гальюн. В трюме - пост управления вспомогательными механизмами, две сухих провизионных кладовых и артиллерийский погреб.

Нижний рубочный люк, подводная лодка С-189

Доступа посетителям в боевую рубку нет. Нижний рубочный люк перекрыт лёгкой решёткой

Пульт управления судовыми навигационными огнями, подводная лодка С-189

Пульт управления судовыми навигационными огнями. Подлодки несут топовый огонь в верхней части переднего среза ограждения рубки. Кормовой и бортовые огни - на ограждении рубки. Якорные огни: носовой и кормовой. Огни маневроуказания подводные лодки не несут

Пост управления вертикальным рулём, подводная лодка С-189

Пост управления вертикальным рулём (курсом корабля)

Отсечный телефон, подводная лодка С-189

Отсечный телефон

Радиопеленгатор «Румб», подводная лодка С-189

Радиопеленгатор «Румб» предназначен для определения места судна по навигационным радиомаякам всех типов и для определения направлений на береговые радиостанции ненаправленного излучения, морские радиобуи и суда, ведущие радиопередачи

Специализированная электронная клавишная вычислительная машина (ЭКВМ) «Клейстер-Н», подводная лодка С-189

Специализированная электронная клавишная вычислительная машина (ЭКВМ) «Клейстер-Н» для решения астронавигационных задач

Выгородка штурмана, подводная лодка С-189

Выгородка штурмана, где ведётся навигационная прокладка и определяется место корабля. Штурманский столик, над ним радиопеленгатор АРП53 (для определения места по радиомаякам)

Штурвалы управления носовыми и кормовыми горизонтальными рулями, подводная лодка С-189

Левый штурвал - передние горизонтальные рули, правый - задние (управление глубиной погружения и дифферентом). Красный маховик – привод управления кингстоном цистерны быстрого погружения

Левый штурвал - передние горизонтальные рули, правый - задние, подводная лодка С-189

Два жёлтых аксиометра – указатели положения рулей. Посередине – дифферентометр с пузырьком воздуха. Глубиномеры со шкалами 600, 150 и 40 метров

Пост погружения и всплытия, подводная лодка С-189

Станция погружения и всплытия. Управляя клапанами, сжатый воздух из баллонов ВВД подавали в цистерны главного балласта. Гидравлические манипуляторы открывали кингстоны и клапана вентиляции для заполнения этих цистерн

пост управления цистернами главного балласта, подводная лодка С-189

Золотники гидравлической системы, пост управления цистернами главного балласта

Основной прибор курсоуказания - гирокомпас «Курс-3», подводная лодка С-189

Основной прибор курсоуказания - гирокомпас «Курс-3», дальнейшее развитие конструкции гирокомпаса германской фирмы «Anschutz & Co» образца 1926 года (в СССР выпускался по лицензии как «Курс-1»)

Торпедный автомат стрельбы , подводная лодка С-189

Торпедный автомат стрельбы ТАС-Л2 «Трюм» предназначен для определения параметров движения цели и выдачи стрельбовых данных в торпеды

Зенитный перископ ПЗ-9М, подводная лодка С-189

Зенитный перископ ПЗ-9М, отличается от командирского (в боевой рубке) большим углом вертикального наведения (до 90°) и большей светосилой, что делало их предпочтительными при наблюдении в сумерках и ночью. Однако по сравнению с командирскими перископами, зенитные имели более толстую головку, что снижало скрытность их использования при торпедной атаке

Внутрикорабельная связь, подводная лодка С-189

Столик-конторка вахтенного центрального поста. Внутрикорабельная связь, помимо переговорных труб осуществлялась системой МКТУ3 «Каштан»

Центральный прибор внутрикорабельной трансляционной системы, подводная лодка С-189

Центральный прибор внутрикорабельной трансляционной системы

Четвёртый отсек - аккумуляторный, жилой

Четвёртый отсек – жилой, камбуз, кают-компания старшин, кубрик старшин, электрокомпрессор, 2-я группа аккумуляторной батареи. В трюме под жилой палубой отсека - вторая группа аккумуляторных батарей (112 элементов свинцовокислотных аккумуляторов типа 46СУ) в аккумуляторной яме.

Камбуз. Электрическая плита с духовкой, подводная лодка С-189

Камбуз. Электрическая плита с духовкой.
Конфорки разделены металлическими перегородкам

Раз уж зашла речь о камбузе, надо упомянуть о системе питания на корабле. На лодке действовала так называемая бачковая система - питались там,где жили и спали. Матросы из одного подразделения объединились в коллективы численностью до 10 человек. У этого коллектива, который назывался бак, была своя посуда, свой стол. Каждый день из матросов назначался бачковой , который получал на бак еду и приносил её в отсек.
Например, в многолюдном первом отсеке было два бака. Поэтому там накрывались два стола, за которыми питались матросы. После еды столы убирали и дежурные-бачковые мыли посуду.
Офицеры питались в кают-компании, во втором отсеке. Мичманы питались в четвёртом отсеке - в своей кают-компании. Кроме перечисленных на этой лодке было ещё два бака - один в 7-ом отсеке, второй в 6-ом отсеке.

Пятый отсек - дизельный

Расходный бак - на подволоке отсека между дизелями, подводная лодка С-189

Расходный бак - между дизелями

, подводная лодка С-189

Клапана

, подводная лодка С-189

Судовые вентиляторы

, подводная лодка С-189

Управление захлопками

"Дизельная установка, расположенная в 5м отсеке, состояла из 2х двухтактных шестицилиндровых нереверсивных дизелей с прямоточноклапанной продувкой и ротативной воздуходувкой типа 37Д производства Коломенского завода мощностью 2000 л.с. при 500 об./мин. Дизели 37Д по конструкции являются доработкой под морские условия тепловозных дизелей «Packard» и по сравнению с дизелями типа 1Д, стоявшими на довоенных пл, при одинаковой мощности имели меньший вес и габариты.
Для обеспечения работы дизелей на перископной глубине, впервые в советском кораблестроении, лодки 613 проекта оснащены устройством РДП с поплавковым клапаном и системой обогрева от обмерзания. При работе дизелей в режиме РДП выхлопные газы удалялись через специальные газоотводы, выхлоп которых находился в ограждении рубки. Воздух поступал в шахту РДП под действием разряжения, создаваемого дизелями, при этом несколько уменьшалась мощность дизелей, и, следовательно, дальность плавания.
Запас дизельного топлива в исходном проекте размещался в двух цистернах внутри прочного корпуса во 2м и 4м отсеках под аккумуляторными ямами, кроме того, в 5м отсеке имелся расходный топливный бак при общем запасе топлива 56 тонн. Вне прочного корпуса имелось еще 5 цистерн, а общий запас топлива на борту составлял 115 тонн
".
Источник: Проект 613 и его модификации на сайте «Русский подплав»

Шестой отсек - электромоторный

"Главные гребные электродвигатели (ГГЭД) типа ПГ101 – двухъякорные с поворотными станинами и воздушным охлаждением, мощностью 1350 л.с. при 420 об./мин., располагались в 6м отсеке. Воздух, охлаждавший ГГЭД, поступал на воздухоохладители, и затем сбрасывался в отсек. Там же размещались два электродвигателя экономического хода типа ПГ103 мощностью 50 л.с. при 420 об/мин.
Впервые, по образу немецких электролодок XXI и XXIII серии, для управления электродвигателями применены станции управления ГГЭД. По сравнению с ранее применявшимися щитами рубильникового типа отличались простотой управления и надежностью
".
Источник: Проект 613 и его модификации на сайте «Русский подплав»

Станция управления одним из главных гребных электродвигателей (ГГЭД), подводная лодка С-189

Станция управления одним из главных гребных электродвигателей (ГГЭД)

"Линии вала, в зависимости от режима использования средств движения, разделялись разобщительными шиннопневматическими муфтами (ШПМ) между дизелями и ГГЭД, ГГЭД и упорными подшипниками. При работе дизеля на винт подключались ШПМ, а ротор ГГЭД или вращался вхолостую, или работал в генераторном режиме. По сравнению с ранее применявшимися на подводных лодках муфтами типа БАМАГ, ШПМ имели явные преимущества, поскольку допускали значительно большие изломы и смещения сопрягаемых частей валов, были значительно проще в монтаже, поскольку допускали сборку на плаву, были достаточно просты в обслуживании и надежно обеспечивали звукоизоляцию работающих дизелей. По результатам испытаний на головном заказе, для исключения крутильных колебаний, на носовом хвостовике коленвала дизеля устанавливался маятниковый антивибратор Коломенского завода, разработанный в ЦНИИ им. Крылова А.Н. инженерами Лурье И.А. и Терских В.П. Электродвигатели экономического хода сопрягались с линией вала посредством эластичных клиноременных передач и фрикционных муфт с передаточным числом 1:3. Линии валов в месте прохода через прочный корпус уплотнялись дейдвудными сальниками с угольными самоуплотняющимися кольцами. Место прохода валов через межотсечные переборки уплотнялись нажимными переборочными сальниками с сальниковой набивкой. Все шумящие механизмы устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах".
Источник: Проект 613 и его модификации на сайте «Русский подплав»

ГЭД экономхода типа ПГ-103, подводная лодка С-189

Электродвигатель экономического хода ПГ-103 (с линией вала он соединён ременной передачей)

Машинный телеграф, подводная лодка С-189

Машинный телеграф

Плоская переборка между 6-м и 7-м отсеками, подводная лодка С-189

Шестой отсек, вид в корму. Плоская переборка между 6-м и 7-м отсеками

Седьмой отсек - кормовой торпедный

Седьмой отсек - торпедный кормовой и одновременно жилой. В нём располагаются 2 торпедных аппарата с приборами управления стрельбой, ручные приводы управления вертикальными и кормовыми горизонтальными рулями, насосный узел гидравлики, трюмная помпа и 6 подвесных коек. Здесь же аварийный люк.

, подводная лодка С-189

Насосы гидравлики и пневмогидроаккумуляторы. На вертикальных стойках - ушки, за которые крепились в три яруса матросские койки

Ручной привод управления вертикальным рулём, подводная лодка С-189

Ручной привод управления вертикальным рулём

Люк в 7-м отсеке снабжён тубусом, подводная лодка С-189

Люк в 7-м отсеке снабжён тубусом, который позволял осуществлять выход из аварийной ПЛ путём затопления отсека

Винтовой насос системы гидравлики НВВ-1,4, подводная лодка С-189

Винтовой насос системы гидравлики НВВ-1,4. Магистрали и ёмкости системы гидравлики демонтированы

Штурвальная тумба ручного привода кормовых горизонтальных рулей, подводная лодка С-189

Штурвальная тумба ручного привода кормовых горизонтальных рулей

Выход вентиляции, подводная лодка С-189

Вентиляция

, подводная лодка С-189

Гидравлическая машинка клапана вентиляции одной из балластных цистерн. Если механизм не сработал, то матрос должен открыть клапан вручную, для чего используется розмах (рычаг красного цвета)

2 х 533 мм кормовых торпедных аппарата, подводная лодка С-189

2 х 533 мм кормовых торпедных аппарата (запасных торпед к ним не предусмотрено)

Приводы кормовых рулей, подводная лодка С-189

Приводы кормовых рулей

, подводная лодка С-189

В 7-ом отсеке нет торпедопогрузочного люка, торпеды загружались через передние крышки торпедных аппаратов

Буй-вьюшка, подводная лодка С-189

Буй-вьюшка использовалась при выходе из ПЛ через ТА. Первый выходящий толкал этот буй перед собой. Следующие держались буйрепа, на котором по мусингами определяли места декомпрессионных остановок

Внешний вид

Ограждение боевой рубки, подводная лодка С-189

Ограждение боевой рубки

Якорь в клюз-нише, подводная лодка С-189

Якорь в клюз-нише

Аварийно-сигнальный буй с радиосветосигнальным устройством РСУ-1Д, подводная лодка С-189

Аварийно-сигнальный буй с радиосветосигнальным устройством РСУ-1Д (для обозначения места нахождения аварийной ПЛ на грунте, обеспечения двусторонней телефонной связи личного состава со спасательными судами, приема электроэнергии через кабель-удлинитель, для выноса ходового троса спасательного колокола)

, подводная лодка С-189

Носовые горизонтальные рули убраны

, подводная лодка С-189

Носовая оконечность

, подводная лодка С-189

Кормовой аварийно-спасательный буй, рядом открыта крышка спасательного люка 7-го отсека

, подводная лодка С-189

Кормовая оконечность лодки, виден волнорезный щит торпедного аппарата

, подводная лодка С-189

Газовыхлоп одного из дизельных двигателей

, подводная лодка С-189

Ограждение боевой рубки, все выдвижные устройства подняты

, подводная лодка С-189

Выхлоп РДП (работы двигателя под водой)

Макет подводной лодки пр.613, филиал ЦВВМ - подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Макет подводной лодки пр.613, в филиале ЦВВМ подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Макет подводной лодки пр.613, филиал ЦВВМ - подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Проект предусматривал вооружение лодок автоматическими установками: 57-мм СМ-24-ЗиФ и 25-мм 2М-8

Макет подводной лодки пр.613, филиал ЦВВМ - подводная лодка Д-2 «Народоволец»

В 1956 году орудия были демонтированы, что уменьшило экипаж и увеличило подводную скорость лодок