Навигация по странице:
I - носовой торпедный
II - аккумуляторный, жилой
III - центральный пост
IV - аккумуляторный, жилой
V - дизельный
VI - электромоторный
VII - кормовой торпедный
Ограждение рубки
Месторасположение: Санкт-Петербург, Набережная Лейтенанта Шмидта, плавучий причал Ленинградской Военно-Морской базы (угол 16-ой линии)
Официальный сайт: Музей подводная лодка С-189
Дополнительно:
ДЭПЛ Б-307 проекта 641Б, Тольятти
ДЭПЛ Б-396 проекта 641Б «Новосибирский комсомолец», Москва
ДЭПЛ С-189 проекта 613, Санкт-Петербург
ДЭПЛ Д-2 «Народоволец», Санкт-Петербург
ДЭПЛ Б-413 проекта 641 в Музее Мирового океана, Калининград
ДЭПЛ С-49 проекта 633 в сухом доке объекта 825 ГТС, Балаклавский подземный музейный комплекс
ДЭПЛ «Лембит» в Морском музее Эстонии. Таллин
Постараюсь быть кратким. С кораблём-музеем всё предельно просто: С-189 построена в советские времена, по проекту, созданному под влиянием творческого переосмысления трофейного немецкого наследия. Подождите протестовать, лучше сравните винто-рулевые группы наших ДЭПЛ до 1945-го года и лодок послевоенных проектов. Это расположение винтов, кормовых горизонтальных и вертикального руля, впервые использовали немцы на ПЛ XXI серии. На отечественных ДЭПЛ столь характерная схема появилась после знакомства с трофейными у-ботами XXI и XXIII серий. Кроме того, были скопированы и другие удачные технические решения: дизель-компрессоры (наш ДК-2 точная копия), системы погружения-всплытия, ВВД, шнорхель (РДП). На более поздних проектах внедрили и покрытие корпуса резиной, устройство быстрого заряжания торпед, системы беспузырной торпедной стрельбы и сверхбыстродействующей связи, средства гидроакустического противодействия и многое другое.
Носовые торпедные аппараты.
Между нижними трубами - Я-1 (герметично закрывавшийся ящик для хранения регенеративных пластин из комплекта "В-64", не поместившихся в РДУ при ее доснаряжении)
Между торпедными аппаратами - пульт 2Р-4 системы управления торпедной стрелбой. Ввод данных в торпеду производился перед её пуском механическим путем, посредством шпиндельных механизмов
533-мм торпедные аппараты воздушные беспузырные, глубина применения до 30 метров. Боезапас: 4 торпеды в носовых аппаратах и 6 на ложементах, кроме того 2 торпеды в кормовых аппаратах
ДЭПЛ С-189 находилась в строю с 1955 по 1986 годы. Боевых задач не выполняла, из примечательного - учатие в манёврах, да в 1959 и 1979 годах испытывала новые торпеды. В 1990 году её исключили из состава ВМФ и отправили на отстой в Купеческую гавань Кронштадта. После развала СССР шёл массовый вывод кораблей из состава флота. Заводы не справлялись с их утилизацией, это и спасло лодку от разделки на металл. В 1998 году С-189 затонула у пирса и до 2005 года лежала на грунте с затопленными отсеками. В 2005 специалисты Ленинградской ВМБ подняли лодку, перевели на Канонерский судоремонтный завод, где её отдоковали. Через год, 22 июня 2006 года, будущий корабль-музей вывели из плавдока. Ещё три года на заводе восстанавливали корпус и интерьеры. Финансировал и координировал проект ветеранских организаций Санкт-Петербурга бывший подводник Андрей Артюшин. 18 марта 2010 года, через 55 лет после вступления в строй, на С-189 открылся музей.
Первый отсек, вид в нос. Для удобства посетителей на ложементах лишь часть боезапаса торпед, а часть коек убрана
Мародёры 1990-ых годов не оставили на беспризорной лодке ничего ценного, поэтому вся техника в отсеках плавучего музея - со складов. Определённую помощь оказал судоремонтный завод "Нерпа", который занимался утилизацией подводных лодок. С него передали будущему музею часть оборудования уже разобранных субмарин. Оборудование и приборы унифицированы, поэтому нет существенной разницы с ПЛ какого именно проекта было демонтировано оборудование.
На верхнем ложементе - самоходный многоцелевой прибор гидроакустического противодействия МГ-74 «Корунд-2». В режиме подавления МГ-74 излучает мощные гидроакустические помехи; в режиме ловушки имитирует ходовые шумы и эхо-сигналы ПЛ, маневрируя по программе соответствующей поведению ПЛ при уклонении от противолодочных сил и от самонаводящихся торпед
На нижнем ложементе, ближе к борту, противокорабельная самонаводящаяся акустическая электрическая торпеда САЭТ-60М. Впервые применены одноразовые серебрянно-цинковые батареи ЗЭТ-1. Заливка электролита в аккумуляторы происходила при выстреле сразу во все аккумуляторы из единой емкости ампульного типа
Ближе к проходу - первая отечественная самонаводящаяся в двух плоскостях противолодочная торпеда СЭТ-53М. Торпеда получила пассивную акустическую систему самонаведения подобную германской торпеде G7EC (1943 год)
Для тех, кто интересуется темой, в сети доступны "Морская коллекция" №№1,2/2014 и публикация А.В. Карпенко "Большие подводные лодки для действия в Океане" в военно-техническом сборнике "Бастион" за 2011 год. Обязательны к прочтению фундаментальный труд В.П. Кузина, В.И. Никольского, "Военно-морской флот СССР 1945-1991" и книга С.И. Титушкина "Подводные лодки 613 проекта". Общий обзор смотрите у А.В. Платонова "Подводные лодки".
Кроме того, этот послевоенный советский проект ДЭПЛ хорошо описан на сайте Русский подплав. Как видите, информации - море, поэтому в отчёте минимум текста, в основном фотографии и пояснения к ним.
Второй отсек - жилой. Кают в нём было всего четыре: командир, замполит, старпом, командир БЧ-5 (электро-механическая боевая часть), т.е. главный механик корабля. Остальные офицеры размещались в кают-компании. Спинки диванов откидывались вперёд, подвешивались на цепях, появлялся второй ярус. Если места не хватало, например, были прикомандированные офицеры на время выхода в море, то спали даже на столе. Этот же стол при необходимости мог служить в качестве операционного, для чего на подволоке установлены бестеневые софиты.
Кроме жилых помещений во втором отсеке размещалась рубка ОСНАЗ (радиоразведки) и рубка радиосвязи, где несли вахту радисты.
В трюме, под настилом жилой палубы - первая группа аккумуляторных батарей. В аккумуляторной яме размещено 112 элементов марки 46СУ, каждый весом 650 кг. 112 элементов соединённых последовательно (с каждого по 2 Вольта), давали 220 Вольт постоянного тока. Дальше, с помощью преобразователей, получали те виды и рода тока, которые требовались механизмам.
«Волна-К» планировался как вспомогательный связной приёмник, но из-за разбалтывания контуров, использовался лишь как вещательно-трансляционный в кают-компании
Штурманский инструмент: модель небесной сферы - звёздный глобус ЗГ-ОМ1.1. Глобус предназначен для приближенного решения задач мореходной астрономии
Третий отсек – центральный пост, рубки гидроакустика и радиометриста, штурманская выгородка, посты управления курсом, глубиной, погружением и всплытием, гирокомпас, торпедный аппарат стрельбы, подъемно-мачтовые выдвижные устройства, главный осушительный насос, гальюн. В трюме - пост управления вспомогательными механизмами, две сухих провизионных кладовых и артиллерийский погреб.
Пульт управления судовыми навигационными огнями. Подлодки несут топовый огонь в верхней части переднего среза ограждения рубки. Кормовой и бортовые огни - на ограждении рубки. Якорные огни: носовой и кормовой. Огни маневроуказания подводные лодки не несут
Радиопеленгатор «Румб» предназначен для определения места судна по навигационным радиомаякам всех типов и для определения направлений на береговые радиостанции ненаправленного излучения, морские радиобуи и суда, ведущие радиопередачи
Специализированная электронная клавишная вычислительная машина (ЭКВМ) «Клейстер-Н» для решения астронавигационных задач
Выгородка штурмана, где ведётся навигационная прокладка и определяется место корабля. Штурманский столик, над ним радиопеленгатор АРП53 (для определения места по радиомаякам)
Левый штурвал - передние горизонтальные рули, правый - задние (управление глубиной погружения и дифферентом). Красный маховик – привод управления кингстоном цистерны быстрого погружения
Два жёлтых аксиометра – указатели положения рулей. Посередине – дифферентометр с пузырьком воздуха. Глубиномеры со шкалами 600, 150 и 40 метров
Станция погружения и всплытия. Управляя клапанами, сжатый воздух из баллонов ВВД подавали в цистерны главного балласта. Гидравлические манипуляторы открывали кингстоны и клапана вентиляции для заполнения этих цистерн
Основной прибор курсоуказания - гирокомпас «Курс-3», дальнейшее развитие конструкции гирокомпаса германской фирмы «Anschutz & Co» образца 1926 года (в СССР выпускался по лицензии как «Курс-1»)
Торпедный автомат стрельбы ТАС-Л2 «Трюм» предназначен для определения параметров движения цели и выдачи стрельбовых данных в торпеды
Зенитный перископ ПЗ-9М, отличается от командирского (в боевой рубке) большим углом вертикального наведения (до 90°) и большей светосилой, что делало их предпочтительными при наблюдении в сумерках и ночью. Однако по сравнению с командирскими перископами, зенитные имели более толстую головку, что снижало скрытность их использования при торпедной атаке
Столик-конторка вахтенного центрального поста. Внутрикорабельная связь, помимо переговорных труб осуществлялась системой МКТУ3 «Каштан»
Четвёртый отсек – жилой, камбуз, кают-компания старшин, кубрик старшин, электрокомпрессор, 2-я группа аккумуляторной батареи. В трюме под жилой палубой отсека - вторая группа аккумуляторных батарей (112 элементов свинцовокислотных аккумуляторов типа 46СУ) в аккумуляторной яме.
Раз уж зашла речь о камбузе, надо упомянуть о системе питания на корабле. На лодке действовала так называемая бачковая система - питались там,где жили и спали. Матросы из одного подразделения объединились в коллективы численностью до 10 человек. У этого коллектива, который назывался бак, была своя посуда, свой стол. Каждый день из матросов назначался бачковой , который получал на бак еду и приносил её в отсек.
Например, в многолюдном первом отсеке было два бака. Поэтому там накрывались два стола, за которыми питались матросы. После еды столы убирали и дежурные-бачковые мыли посуду.
Офицеры питались в кают-компании, во втором отсеке. Мичманы питались в четвёртом отсеке - в своей кают-компании. Кроме перечисленных на этой лодке было ещё два бака - один в 7-ом отсеке, второй в 6-ом отсеке.
"Дизельная установка, расположенная в 5м отсеке, состояла из 2х двухтактных шестицилиндровых нереверсивных дизелей с прямоточноклапанной продувкой и ротативной воздуходувкой типа 37Д производства Коломенского завода мощностью 2000 л.с. при 500 об./мин. Дизели 37Д по конструкции являются доработкой под морские условия тепловозных дизелей «Packard» и по сравнению с дизелями типа 1Д, стоявшими на довоенных пл, при одинаковой мощности имели меньший вес и габариты.
Для обеспечения работы дизелей на перископной глубине, впервые в советском кораблестроении, лодки 613 проекта оснащены устройством РДП с поплавковым клапаном и системой обогрева от обмерзания. При работе дизелей в режиме РДП выхлопные газы удалялись через специальные газоотводы, выхлоп которых находился в ограждении рубки. Воздух поступал в шахту РДП под действием разряжения, создаваемого дизелями, при этом несколько уменьшалась мощность дизелей, и, следовательно, дальность плавания.
Запас дизельного топлива в исходном проекте размещался в двух цистернах внутри прочного корпуса во 2м и 4м отсеках под аккумуляторными ямами, кроме того, в 5м отсеке имелся расходный топливный бак при общем запасе топлива 56 тонн. Вне прочного корпуса имелось еще 5 цистерн, а общий запас топлива на борту составлял 115 тонн".
Источник: Проект 613 и его модификации на сайте «Русский подплав»
"Главные гребные электродвигатели (ГГЭД) типа ПГ101 – двухъякорные с поворотными станинами и воздушным охлаждением, мощностью 1350 л.с. при 420 об./мин., располагались в 6м отсеке. Воздух, охлаждавший ГГЭД, поступал на воздухоохладители, и затем сбрасывался в отсек. Там же размещались два электродвигателя экономического хода типа ПГ103 мощностью 50 л.с. при 420 об/мин.
Впервые, по образу немецких электролодок XXI и XXIII серии, для управления электродвигателями применены станции управления ГГЭД. По сравнению с ранее применявшимися щитами рубильникового типа отличались простотой управления и надежностью".
Источник: Проект 613 и его модификации на сайте «Русский подплав»
"Линии вала, в зависимости от режима использования средств движения, разделялись разобщительными шиннопневматическими муфтами (ШПМ) между дизелями и ГГЭД, ГГЭД и упорными подшипниками. При работе дизеля на винт подключались ШПМ, а ротор ГГЭД или вращался вхолостую, или работал в генераторном режиме. По сравнению с ранее применявшимися на подводных лодках муфтами типа БАМАГ, ШПМ имели явные преимущества, поскольку допускали значительно большие изломы и смещения сопрягаемых частей валов, были значительно проще в монтаже, поскольку допускали сборку на плаву, были достаточно просты в обслуживании и надежно обеспечивали звукоизоляцию работающих дизелей. По результатам испытаний на головном заказе, для исключения крутильных колебаний, на носовом хвостовике коленвала дизеля устанавливался маятниковый антивибратор Коломенского завода, разработанный в ЦНИИ им. Крылова А.Н. инженерами Лурье И.А. и Терских В.П. Электродвигатели экономического хода сопрягались с линией вала посредством эластичных клиноременных передач и фрикционных муфт с передаточным числом 1:3. Линии валов в месте прохода через прочный корпус уплотнялись дейдвудными сальниками с угольными самоуплотняющимися кольцами. Место прохода валов через межотсечные переборки уплотнялись нажимными переборочными сальниками с сальниковой набивкой. Все шумящие механизмы устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах".
Источник: Проект 613 и его модификации на сайте «Русский подплав»
Седьмой отсек - торпедный кормовой и одновременно жилой. В нём располагаются 2 торпедных аппарата с приборами управления стрельбой, ручные приводы управления вертикальными и кормовыми горизонтальными рулями, насосный узел гидравлики, трюмная помпа и 6 подвесных коек. Здесь же аварийный люк.
Насосы гидравлики и пневмогидроаккумуляторы. На вертикальных стойках - ушки, за которые крепились в три яруса матросские койки
Люк в 7-м отсеке снабжён тубусом, который позволял осуществлять выход из аварийной ПЛ путём затопления отсека
Гидравлическая машинка клапана вентиляции одной из балластных цистерн. Если механизм не сработал, то матрос должен открыть клапан вручную, для чего используется розмах (рычаг красного цвета)
В 7-ом отсеке нет торпедопогрузочного люка, торпеды загружались через передние крышки торпедных аппаратов
Буй-вьюшка использовалась при выходе из ПЛ через ТА. Первый выходящий толкал этот буй перед собой. Следующие держались буйрепа, на котором по мусингами определяли места декомпрессионных остановок
Аварийно-сигнальный буй с радиосветосигнальным устройством РСУ-1Д (для обозначения места нахождения аварийной ПЛ на грунте, обеспечения двусторонней телефонной связи личного состава со спасательными судами, приема электроэнергии через кабель-удлинитель, для выноса ходового троса спасательного колокола)