Навигация:
I отсек: носовой торпедный
II отсек: аккумуляторный
III отсек: аккумуляторный, жилой
IV отсек: центральный пост
IV отсек: боевая рубка
V отсек: аккумуляторный
VI отсек: дизельный
VII отсек: кормовой торпедный
Внешний вид и экспонаты филиала Центрального военно-морского музея
Дизель-электрическая подводная лодка Д-2 «Народоволец», Санкт-Петербург
Месторасположение: Санкт-Петербург, Васильевский остров, ул. Шкиперский проток, 10
Официальный сайт: Мемориальный комплекс «Подводная лодка Д-2 “Народоволец”»
Дополнительно:
ДЭПЛ Б-307 проекта 641Б, Тольятти
ДЭПЛ Б-396 проекта 641Б «Новосибирский комсомолец», Москва
ДЭПЛ С-189 проекта 613, Санкт-Петербург
ДЭПЛ Д-2 «Народоволец», Санкт-Петербург
ДЭПЛ Б-413 проекта 641 в Музее Мирового океана, Калининград
ДЭПЛ С-49 проекта 633 в сухом доке объекта 825 ГТС, Балаклавский подземный музейный комплекс
ДЭПЛ «Лембит» в Морском музее Эстонии. Таллин
Интереснейший объект – подводная лодка "Народоволец", которая демонстрируется в филиале Центрального военно-морского музея. Перед посетителями предстаёт одна из первых подлодок советской постройки. Проект создавался под руководством Б.М. Малинина в техбюро №4 Балтийского завода. Фактически, это "первый подход к снаряду" советского подводного кораблестроения. Первые три лодки первой серии строились в Ленинграде на Балтийском заводе № 189 (закладка 5 марта 1927 года). Они получили имена "Декабрист", "Народоволец" и "Красногвардеец". 14 апреля 1927 года в Николаеве на заводе №198 заложили ещё три лодки этой же серии. Их имена: "Революционер", "Спартаковец", "Якобинец". В 1929 году все шесть кораблей спущены на воду, а в 1930-1931 годах они вошли в состав флота. Несколько позже, в 1934 году субмарины получили литерные наименования по первой букве имени головного "Декабриста".
Волнорезный щиток торпедного аппарата №2 заварен, щиток ТА №1 прижат к внутренней части выходного желоба
В 1933 году три балтийские лодки перевели на Север, где их экипажи занимались боевой подготовкой и изучали будущий театр военных действий. Базировался дивизион "декабристов" на Мурманск, а с осени 1935 года на Полярный.
В 1934 году "Д-1" (капитан 3 ранга В.П. Карпунин) и "Д-2" (капитан 2 ранга Л.М.Рейснер) вышли к берегам Норвегии, откуда должны были направиться к Новой Земле, однако сильный шторм заставил прервать поход и вернуться в Кольский залив.
В сентябре 1935 года дивизион "декабристов" совершил поход к Новой земле.
Через год, 14 августа 1936 года, "Д-1" и "Д-2" в сопровождении гидрографического судна "Таймыр" ушли к архипелагу Новая Земля. 18 августа, пройдя проливом Маточкин Шар, между Северным и Южным островами архипелага, подводные лодки впервые вышли в Карское море. Ледовая обстановка не позволила выполнить первоначальный замысел (обойти архипелаг с севера) и корабли вернулись к западным берегам Новой Земли. 21 августа они вошли в залив Русская гавань, который покинули спустя два дня, курсом на Кольский залив. Только 2 сентября, пройдя за поход 3094 миль, корабли возвратились в ВМБ Полярный. Любопытно, что переход к Новой Земле в сложных метеоусловиях занял трое суток. Позднее возвращение связано с тем, что на обратном пути "Декабристы" участвовали в учениях.
Боевая учёба на флоте тогда шла интенсивно – вскоре "Д-2" и "Д-3" ушли к острову Медвежий, что на полпути между южной оконечностью Западного Шпицбергена и мысом Нордкап. Оттуда 12.09.1936 подлодки двинулись к северо-западному побережью Норвегии, к Лофотенским островам. Преодолев 9-балльный шторм, они достигли острова Рёст, а затем легли на обратный курс. Поход продолжался 50 суток.
"В 1937 г. подводники-североморцы принимают самое активное участие в выполнении правительственного задания по обеспечению беспосадочных трансарктических перелетов В. П. Чкалова по маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер и М. М Громова по маршруту Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто. В 1938 г., также по заданию правительства, они привлекаются к операции по снятию с дрейфующей льдины группы зимовщиков во главе с И. Д. Папаниным. Выполняя задания, подводные лодки в сложных погодных условиях развернулись в высоких широтах к самой кромке арктических льдов, где использовались в качестве радиомаяков, а также радиоретрансляторов, обеспечивавших связь с Москвой и Полярным. Пл "Д-3" (Котельников) для выполнения своей задачи при снятии с льдины зимовщиков совершила во время сильнейших штормов дальний поход".
Источник: Э.А. Ковалёв, "Короли подплава в море червонных валетов"
Однако вскоре произошли трагические события, которые стали одной из причин сворачивания активности подводников. 20 октября 1939 погибла "Щ-424" (капитан 3 ранга Шуйский). На выходе из Кольского залива её протаранил траулер. В общем-то, и с "Д-2" случались крупные неприятности. Так, например, в июне 1938 года погружаясь в Кольском заливе "Народоволец" провалился на 115-120 метров, превысив предельную глубину 90 метров. 13 ноября 1940 года "Д-1" (капитан-лейтенант Ельтищев) погибла во время учебных погружений в Мотовском заливе. В случае с головным "Декабристом" наиболее вероятен комплекс причин – проблемы с кингстоном ЦБП (открывался внутрь цистерны и в случае неисправности мог отжиматься давлением), грубые нарушения в организации боевой подготовки, некомплект экипажа. В результате торпедные стрельбы и длительные походы прекратили, а маневры погружения и всплытия лодки стали отрабатывать в закрытых заливах, без хода.
Подлинное ограждение рубки Д-2 установлено в Кронштадте на территории Краснознаменной 123-й (бывшей 25-й) отдельной бригады подводных лодок. При музеефикации подлодки старое ограждение срезали из-за множества изменений необходимых для работы УТС
Лёгкий корпус частично сварной, частично клёпаный – это следы капитального ремонта ПЛ при музеефикации в конце 1980-ых
Тем временем, лодки первых серий старели. Для сохранения боевой ценности требовалась модернизация, которую решили совместить с капитальным ремонтом. Заменялось оборудование, выработавшее свой ресурс, а ряд приборов и механизмов менялся на современные аналоги. Морозов, Кулагин в своей прекрасной книге ""Первые подлодки СССР. "Декабристы" и "Ленинцы"" упоминают о Постановлении Правительства №93сс от 15.8.1937, которым предписывалось довести скорость погружения подводных лодок типа "Д" до спецификационной величины: 60 секунд вместо фактических 98. Кроме того, в постановлении говорилось о необходимости переделки кормовых горизонтальных рулей для увеличения прочности привода и повышения живучести, а также доведения времени перекладки с 30 до 15 секунд. Согласитесь, это интересные детали, характеризующие одновременно состояние первых советских субмарин, технологический уровень и качество конструкторских решений.
Полное перечисление задач модернизации оставим за рамками рассказа о корабле-музее. Важно то, что до войны модернизацию прошли только "Д-1", "Д-2", "Д-3", "Д-4", "Л-2", "Л-3", и "Л-6". Чисто внешне они отличались стойками, ограждением рубок и более длинным стволам 100-мм орудий. К сожалению, проведённый комплекс работ не устранил морального устаревания лодок. Что же касается разработки новых приводов для кормовых горизонтальных рулей "Д" и "Л", то она вовсе не была начата из-за отсутствия конструкторов. Кстати, остальные лодки первой и второй серии не прошли модернизации по причине высокой загрузки промышленности новыми заказами. Просто не хватало мощностей.
К началу Великой Отечественной войны из лодок первой серии флот лишился головной "Д-1", а "Д-6" не успевала закончить капитальный ремонт. Остальные четыре "декабриста" приняли активное участие в боевых действиях. Особенно отличилась черноморская "Д-4" выполнившая 16 боевых походов (в том числе шесть транспортных рейсов в Севастополь). Она потопила три немецких транспорта общим водоизмещением 13457 брт (победы подтверждены документально). Что же касается "Д-2", то в сентябре 1939 года она прибыла из Полярного в Ленинград для капитального ремонта и модернизации. С началом войны ремонт наскоро закончили (это ещё не раз даст о себе знать) и включили субмарину в состав Краснознаменного Балтийского флота.
За годы войны "Д-2" под командованием Р. В. Линденберга совершила четыре боевых похода, потопив 14 октября 1942 года транспорт "Jacobus Fritzen", 26 октября 1944 года транспорт "Nina", а также повредив 19 октября 1942 года железнодорожный паром "Deutschland".
Кроме балтийского "Народовольца" из лодок типа "Д" войну пережила только черноморская "Д-5" ("Спартаковец"). В 1955 году "Д-5" (16 боевых походов, одна потопленная турецкая шхуна) разделали на металл. "Д-2" в 1956 году переоборудовали в учебно-тренировочную станцию "УТС-6". До 1987 года на ней отрабатывались приемы выхода экипажа из затонувших подводных лодок, борьба с пожаром и водой. В 1994 году, после длительного восстановительного ремонта, "Народоволец" торжественно открылся как филиал Центрального военно-морского музея.
Послужной список капитана 3 ранга Романа Владимировича Линденберга и список членов экипажа Д-2 погибших на Кингисеппском направлении при обороне Ленинграда
Фотокопия предсмертной записки и китель командира турбинной группы дивизиона движения БЧ-5 АПРК К-141 «Курск» капитан-лейтенанта Дмитрия Романовича Колесникова
В 1966 году К-133 (пр.627А) и К-116 (пр.675) впервые в мире без всплытия совершили переход с Северного на Тихоокеанский флот (через пролив Дрейка). Непонятна история с гвардейским флагом К-133. По идее он был унаследован атомной подводной лодкой К-295 «Самара». Что выставлено в музее – непонятно.
Штурвал из боевой рубки крейсера «Фрунзе». Заложили корабль перед войной, но достроить к 1941 году не успели. В 1942 год его кормовая часть была отделена и приварена к корпусу поврежденного крейсера «Молотов» (пр.26-бис). После войны «Фрунзе» достроили и в 1950 году ввели в строй. 6 февраля 1960 года советский лёгкий крейсер проекта 68-К «Фрунзе» был разоружен и исключен из состава ВМФ. Штурвал передан музею личным составом крейсера 15 декабря 1960 года.
Ближний водолазный шлем – трёхболтового снаряжения Ш-3 разработки и производства ЭПРОНа. Дальний шлем – из комплекта глубоководного гелиокислородного снаряжения ГКС-3М. В 1956 году водолазы-глубоководники В.С. Шаламов, А.А. Ковалевский, Д.Д. Лимбенс и другие, используя снаряжение ГКС-3М, первыми в мире покорили глубину 300 метров. Данный шлем выпущен 28-м заводом ВМФ в 1962 году.
Глубиномер с дифферентометром с подводного минного заградителя. Прибор выпущен ленинградским заводом «Эталон» в 1930-ых годах
Аналогичную установку я осматривал в Техническом музее, Тольятти. Состояние тольяттинского экземпляра очень далеко от идеального и тут такая удача – полностью комплектное изделие, да ещё и не залитое краской.
Ещё один экземпляр 21-К. Орудие прекрасно сохранилось, ствол снабжён штатной пробкой, защищавшей канал ствола от морских невзгод.