Навигация по странице:
Гордость чувашского народа — третий советский космонавт (5-й в мире) А.Г. Николаев
Первая мировая война
Революция 1905-1907 годов
Алатырские железнодорожные мастерские
Выдающийся учёный-математик, механик и инженер-кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов
Месторасположение: Чебоксары, Красная площадь, 5/2
Официальный сайт: Чувашский национальный музей — Официальный сайт национального музея
Дополнительно:
Музей боевой техники Мемориального комплекса «Победа»
Чувашский национальный музей
Музей В.И. Чапаева
Научно-технический музей истории трактора, Чебоксары
Пограничный сторожевой корабль «Чебоксары»
Вырезка из газеты «Красная Чувашия». Печатный орган в декабре 1947 года сообщает о денежной реформе и отмене продовольственных карточек. СССР - первая страна послевоенной Европы отменившая карточки. Раньше нас отмена только в США (1945 год на большинство товаров, на сахар в 1947 году).
«Красная Чувашия» в декабре 1947 года сообщает о денежной реформе и отмене продовольственных карточек
Экспонат в музее описан кратко и с ошибкой в имени ветерана. Гимнастёрка принадлежала Евдокиму Васильевичу Алякину, 1913 года рождения, член ВКП(б). Место рождения: деревня Тиханкино Красно-Четайского района Чувашской АССР. В 19 лет он пришёл на Шумерлинский мебельный комбинат, а спустя девять лет, 23 июня 1941 года, ушёл на фронт. Эмблема связиста и широкая лычка на погоне достоверны - старший сержант закончил войну начальником радиостанции 38-го отдельного батальона химической защиты.
Первые военные годы - Западный и Сталинградский фронты. С января по август 1943 года сержант лечился после полученного ранения.
14 января 1944 года командир отделения управления 38-го обхз проверил плотность дымзавесы с одного из флангов, не взирая на сильный обстрел источников дымопуска. Затем старший сержант распределил силы, провёл рекогносцировку и обеспечил восстановление многочисленных повреждений связи НП комбата с НП командиров рот. Представление подписано, утверждено награждение медалью «За боевые заслуги». Интересно, что в документе ещё один вариант имени: Яким Васильевич Алякин.
Медаль «За отвагу» Евдоким Васильевич получил за восстановление связи под бомбёжкой авиации противника 4 февраля 1945 года. В этот день, в ходе Будапештской стратегической операции, 38-й обхз прикрывал силы 3-го Украинского фронта на переправах южнее Чепеля (большой остров на реке Дунай). Защита переправ плотными дымовыми завесами обеспечивала двунаправленный поток войск и грузов через Дунай. Бесперебойная связь имела важнейшее значение для управления войсками.
После победы старший сержант вернулся на комбинат, где работал мастером. Его послевоенные награды: медаль «За трудовое отличие» и знак «Отличник лесной и бумажной промышленности»
Дам краткое пояснение по задачам которые решало воинское подразделение в котором служил Алякин. Химические войска вели разведку в целях вскрытия подготовки противника к химическому нападению, уничтожали живую силу и технику противника огнемётно-зажигательными средствами, осуществляли маскировку дымами своих войск и объектов тыла.
"... директива ГВХУ КА от 7 июля 1941 г. и последовавшие за ней распоряжения в войсках, по-видимому, и явились толчком, вызвавшим применение дымов в августе 1941 г. Характерно, что первыми начали применять дымы Ленинградский и Карельский фронты, те войска, которые имели некоторый опыт использования дымов в советско-финской войне.
...
В октябре 1941 г. по инициативе самих войск было положено начало использованию батальонов химической защиты для выполнения задач по дымопуску.
...
С 30 августа по 14 сентября силами 75 и 76 ОБХЗ почти непрерывно задымляются переправы 62 армии у Сталинграда.
Однако на протяжении всего 1942 г. сказывается неподготовленность войск к применению дымов. Несмотря на то, что первый опыт применения дымов показал высокую эффективность их применения, командиры частей и соединений продолжают избегать и даже бояться использования дымовой маскировки.
Эффективность дымового обеспечения отмечается в целом ряде официальных документов. Так, в приказе войскам 5-й танковой армии (Брянский фронт) от 28 июня 1942 г. № 03/Х указывалось, что 3-я гвардейская танковая бригада, применявшая дымы, не имела безвозвратных потерь в боевых машинах, а 148-я танковая бригада при тех же условиях, но без дымовой маскировки, потеряла все свои танки.
...
В 1944 г. отмечается широкое использование дымов в целях не только тактической, но и оперативной маскировки: Львовская операция (1-й Украинский фронт), операция 23-й армии Ленинградского фронта на Карельском перешейке, 6-й армии при прорыве у Никополя, частная операция 67-й армии (3-го Прибалтийского фронта). Активно начали применять дымы бронетанковые и механизированные войска, ВМФ.
В 90 % случаев, по опыту 1-го Украинского фронта дымы применялись по инициативе экипажей отдельных машин в форме имитации горения танка при помощи ручной дымовой гранаты РДГ черного дыма и постановки небольших дымовых завес с помощью МДШ-1 для маскировки от прицельного огня и бомбометания противника.
...
В 1945 г. дымы широко использовались в качестве средства оперативной маскировки не только в армейском, но и во фронтовом масштабе. О размерах применения дымов с этой целью можно судить по примеру оперативной маскировки, проведенной на 1-м Украинском фронте в период подготовки Берлинской операции. Площадь района, в которой проводилось задымление с целью демонстрации сосредоточения войск, достигала 4,5 тыс.км2.
В операциях 1945 г., в связи с отрывом от железнодорожных баз, особое значение приобретает дымовая маскировка переправ на дорогах фронтового и армейского тыла. В среднем ежемесячно маскировалось 94 переправы и моста. За 4 месяца авиация противника совершила на эти переправы более 12000 самолетовылетов, сбросив около 10000 фугасных бомб. Отмечено всего 37 случаев попаданий или 0,44 %."
Источник: А.О. Смирнов, Г.Ю. Полякова, Д.Е. Мутасов, Э.В. Бондаренко, «Опыт применения дымов для маскировки боевых действий войск Красной Армии в годы Великой Отечественной войны»
Первый полёт А.Г. Николаева. С 11 по 15 августа 1962 года на корабле «Восток-3» совершил 64 витка вокруг Земли. Первое свободное парение советского космонавта в невесомости, первые манёвры в космосе — эксперимент по программе создания спутника-перехватчика. Следующие пять лет Николаев был командиром отряда советских космонавтов, затем работал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов.
Внешняя оболочка скафандра «Ястреб» использовавшегося командиром дублирующего экипажа «Союз-8» Андрияном Николаевым при подготовке к планировавшейся внекорабельной деятельности
Рационы питания первых космонавтов при полетах на космических кораблях «Восток» состояли из консервированных продуктов гомогенной и жидкой консистенции, упакованных в алюминиевые тубы.
Хлебо-булочные изделия для космонавтов пекут ровно на один укус, чтобы не образовывались крошки, опасные в невесомости. Упаковка замедляет черствение и предупреждает появление плесени.
Подготовка ко второму полёту. В музейной витрине — внешняя оболочка скафандра «Ястреб» для осуществления внекорабельной деятельности экипажами ранних модификаций космического корабля «Союз» и предполагаемого полёта на Луну. Единственный случай использования скафандров «Ястреб» на практике — переход Евгения Хрунова и Алексея Елисеева из «Союз-5» в «Союз-4» через открытый космос.
Во время группового полёта трёх космических кораблей: «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8» скафандры этого типа находились на борту, но не были использованы, так как два корабля не смогли состыковаться. Андриян Николаев использовал «Ястреб» в ходе подготовки к экспедиции «Союз-8». Однако, посредственные результаты экзаменов и тренировок привели к тому, что государственная комиссия в качестве основного экипажа выбрала Шаталова и Елисеева. Николаеву досталась роль командира дублирующего экипажа.
Надо сказать, что экипажи первых космических кораблей серии «Союз» не надевали скафандров, полёт происходил в лётных костюмах. После гибели экипажа «Союз-11», введено обязательное использование спасательного скафандра «Сокол» во время взлёта, посадки и стыковки.
Газета "Комсомольская правда" за 12 августа 1962 года — сообщение о четырёхсуточном полёте Андрияна Николаева на корабле «Восток-3»
Газетная публикация о полёте космического корабля «Союз-9» (А.Г. Николаев совместно с В. И. Севастьяновым) на 18 суток
Фрагмент ракетного двигателя в разработке которого участовал доктор технических наук Иван Ефимович Шашков (в 1959 -1963 гг. — начальник лаборатории конструкций и прочности специальных летательных аппаратов и носителей, в НИИ-4). Участник пусков ракет-носителей Р-7.
Теперь о второй экспедиции А.Г. Николаева, стартовавшей с Байконура 1 июня 1970 года на корабле «Союз-9». Процитирую интервью космонавта: "Меня вместе с Виталием Севастьяновым готовили к полёту уже на 18 суток. Почему такая цифра? Да просто в то время всё было рассчитано до грамма. Только на 18 суток смогли заложить продуктов питания, оборудования, которое вырабатывало кислород, и т.п. До 1970 года никто в мире, в том числе, и американцы, не летал дольше 5 суток. И нам предстояло преодолеть этот рубеж."
В интервью газете «Правда» в мае 1995 года Николаев откровенно описал состояние экипажа после приземления: «Было очень тяжело. Мы не могли без помощи выйти из корабля, когда нас вывели – не могли стоять на ногах. Кровь отливала в нижнюю часть туловища, можно было только или сидеть, или лежать – иначе теряешь сознание. Сердце за 18 суток уменьшилось в объёме на 12 процентов. Пульс лёжа – 80 ударов, сидя – 100, стоя – 120. Костная ткань потеряла калий и кальций, стала рыхлой. Изменился состав крови. После нашего полёта ставилась первоочередная задача – обеспечить на орбите физическую тренировку космонавтов».
Неделю спустя при рапорте Госкомиссии, который из-за плохого самочувствия космонавтов сократили всего до пары минут, Николаев едва не лишился сознания. За 17 суток полёта сердце у космонавтов сократилось на 12% в объёме, кости потеряли много калия и кальция, стал другим состав крови. В течение двенадцати месяцев после старта «Союза-9» Андриян Григорьевич перенес два инфаркта. Рекордный 18-суточный полёт привёл к заключению врачей: А.Г. Николаев отстранён от дальнейших полётов в космос. В космической медицине появился термин «эффект Николаева», характеризующий длительное воздействие невесомости на организм человека. Опираясь на опыт реабилитации экипажа «Союз-9» медики разработали костюм «Пингвин», создававший нагрузку на костно-опорный аппарат и мышечную ткань тела космонавта. Для орбитальных станций спроектировали тренажеры для выполнения физических упражнений в невесомости.
На долю Андрияна Николаева выпали и земные передряги. 22 января 1969 года автомобиль «ЗИЛ-111Г», в котором А.Г. Николаев ехал с В.В. Терешковой, А.А. Леоновым и Г.Т. Береговым, рядом с Кремлём обстрелял террорист. Младший лейтенант советской армии Виктор Ильин похитил из оружейной команты два пистолета, а у родного дяди — милицейский плащ и фуражку. Террорист принял автомобиль с космонавтами за машину генсека ЦК КПСС — Георгий Береговой издали походил на Л.И. Брежнева. В результате инцидента убит шофёр, серьёзно ранен мотоциклист почётного сопровождения, а Николаев и Береговой получили лёгкие ранения.
Остроконечный кожаный шлем немецкого офицера, конец XIX века. Пикельхельм введён в прусской армии в 1842 году королём Фридрихом Вильгельмом IV.
Двуствольный двадцатизарядный шпилечный револьвер конструкции Лефоше (Two Barrel 20-shot Pinfire Revolver Lefaucheux)
Копия переписки Казанского губернатора и полицмейстера по поводу агитаторов российского крестьянского союза
Медаль «За беспорочную службу в полиции» предназначавшаяся полицейским и пожарным. Медаль «За усердие» впервые учреждена в декабре 1801 года Императором Александром I, которой изначально награждали гражданских лиц, оказавших разнообразные услуги правительству, позже нижние воинские чины за сверхсрочную службу.
Личное дело рабочего дистанции тяги Михаила Верещагина. Начал работу в Алатырских железнодорожных мастерских в 1904 году с окладом 40 копеек в день. Уволен в декабре 1905 года из-за участия в забастовке. В январе 1906 года вернулся в те же мастерские на должность слесаря. Завершается документ записью от 1 мая 1917 года о том, что Верещагин — ратник 1-го разряда (военнообязанный запаса 2-й и 3-й очереди) с окладом 1 рубль 36 копеек.
Сундучок железнодорожника - функциональный аналог современного дежурного чемоданчика для командировок
Бессменным начальником Алатырских железнодорожных мастерских на протяжении более 20 лет был Леопольд Карлович Брунзель
Сигнальные фонари с керосиновой горелкой внутри и со сменными светофильтрами использовались для путевого ограждения и уменьшения скорости.
"Железнодорожная линия Сасово — Алатырь — Свияжск была построена за короткий срок. Ее сооружение обошлось по оценке самих строителей «весьма дешево — всего 32 тыс. рублей с версты». Пропускная способность дороги от Рязани до ст. Алатырь составляла 6 пар поездов в сутки, а от Алатыря до Казани — 4 пары поездов (2 пары пассажирских и 2 пары товарных).
Станция Алатырь находилась на 564 версте от Рязани. До Свияжска от нее было еще 200 верст. Такое расположение станции определило размещение здесь железнодорожных мастерских для ремонта подвижного состава. Дело в том, что находящиеся на дороге главные Московские мастерские с открытием Рязанско-Казанского участка и увеличением инвентаря подвижного состава уже не могли справляться с ремонтом. Поэтому к 1893 году были построены, а в 1894 году открыты Алатырские железнодорожные мастерские. В начале декабря 1893 года было проведено комиссионное освидетельствование Рязанско-Казанской железной дороги, в том числе и Алатырских железнодорожных мастерских. А 22 декабря 1893 года открыто регулярное движение по железной дороге. И хотя работа в мастерских началась лишь в следующем 1894 году, традиционной датой их основания и официального открытия считается 22 декабря 1893 года.
...
Хотя Алатырские мастерские были крупным промышленным предприятием, технически неплохо оснащенным, однако в процессе производства здесь довольно значительной была доля ручного труда. Обслуживание ремонтных канав и стойл производилось трансбордерными тележками типа «Диана», которые приводились в движение вручную. Подъем паровозов осуществлялся домкратами типа «Беккера», с ручным приводом. Тендера и вагоны поднимались ручными бутылочными домкратами. Вручную осуществлялась транспортировка и подача заготовок. Большинство деталей в кузнечном цехе изготовлялось свободной ковкой, штамповки тогда еще не было.
Отливка паровозных бронзовых деталей проводилась ручным способом. Все это делало труд мастеровых и особенно чернорабочих тяжелым. Нередко им приходилось орудовать молотком, ломом и кувалдой.
...
Относительно заработной платы рабочих мастерских мы можем судить по средним заработкам рабочих Московско-Казанской железной дороги. Так, в 1905—1906гг. машинист получал в месяц 40 руб,; кочегар, слесарь — 30—31 руб.; телеграфист, сцепщик — 25—26 руб.; смазчик — 20 руб.; путевой сторож, ремонтный рабочий, кондуктор — 10—12 руб. По воспоминаниям одного из ветеранов завода Ренова, ученики тогда получали 25 коп. в день, что в месяц составляло около 7 руб.
...
Рабочие были недовольны произвольными штрафами, вычетами, сверхурочными, нарушениями норм расценок, грубым обращением со стороны администрации мастерских. Недовольство среди
рабочих мастерских зрело постепенно. Впервые рабочие мастерских открыто заявили о своих требованиях в ходе революционных событий 1905—1907гг. Первыми выступили рабочие Алатыря —
телеграфисты, железнодорожники, рабочие некоторых лесопильных заводов, так как они были наиболее организованы, сплочены. Железная дорога связывала их с Москвой, Казанью и другими
промышленными центрами."
Источник: В.Д.Данилов А.П. Данилова, «Индустриальный первенец Чувашии. История Алатырского механического завода»
Фотоаппарат с дарственной гравировкой: «Академику-орденоносцу А.Н. Крылову от трудящихся ГОМЗ, 18 ноября 1939 года»
Дополнительно: Крылов Алексей Николаевич «Мои воспоминания»