Навигация по странице:
Верхняя палуба и надстройка
Швартовное устройство
76,2-мм универсальная артустановка АК-176М
Барбет артустановки АК-176М
Реактивно-бомбомётная установка РБУ-1200 «Смерч»
Ходовая рубка
Главный командный пункт корабля (ГКП)
Жилые и вспомогательные помещения
Штормовой коридор в надстройке
Пост РТС
Выгородка оператора погружной антенны ГАС в посту РТС
ЦПУ
Машинное отделение
Дизель-генераторное отделение
Торпедные аппараты
Пусковая установка МТУ-4УС ПЗРК «Стрела-3»
82-мм пусковая установка КЛ-101 комплекса ПК-16
30-мм артиллерийская установка АК-630
Ахтерпик: погружная антенна ГАС «Бронза», аварийный пост управления рулём
Месторасположение: Чебоксары, Речной порт, причал №1
Дополнительно:
Музей боевой техники Мемориального комплекса «Победа»
Чувашский национальный музей
Музей В.И. Чапаева
Научно-технический музей истории трактора, Чебоксары
Пограничный сторожевой корабль «Чебоксары»
"Проектирование противолодочного варианта «Молнии», выполнявшееся в середине 70-х гг. XX в., было обусловлено стремлением минимизировать водоизмещение и стоимость кораблей, предназначенных для использования в прибрежных акваториях закрытых морей – Балтийского и Черного.
...
Предложенная ЦМКБ «Алмаз» и поддержанная соответствующими решениями на государственном уровне концепция создания семейства малых боевых кораблей различного назначения «в едином корпусе» не вполне вписывалась в индивидуальные (по специализации кораблей) и противоречивые требования всех заказчиков. Для ракетного варианта требовалась высокая скорость полного хода, достижение которой было возможно только с использованием ГТД, как и для противолодочных кораблей с опускной ГАС (для максимально быстрого «подскока» к обнаруженной подводной лодке на дальность применения оружия). Это требовало комбинированной ГЭУ по схеме CODAG, но советская промышленность не выпускала подходящих быстроходных дизелей, сочетание мощности и массогабаритов которых позволяло бы вписаться в объем машинного отделения в корпусе «Молнии». Поэтому использовали освоенные промышленностью дизели М-507, созданные для малого ракетного корабля «Овод», хотя режим их эксплуатации на МПК значительно отличается от такового на МРК."
Источник: Д.Ю. Литинский "Противолодочные «Молнии»" («Морской вестник» №2(50)/2014)
От форштевня выше ватерлинии закреплён брызгоотбойник, отсекающий брызговую пелену от наружней обшивки, с целью уменьшить замывание борта и сопротивление воды движению судна. Брызгообразование уменьшается, скорость хода возрастает на 1.5-2 узла.
"Для Морской пограничной охраны КГБ СССР, у которой в то время появились новые задачи по охране 200-мильной «нюансом» стала необходимость иметь на новых пограничных кораблях дорогостоящий и не нужный для повседневной службы ГАК «Бронза» (наличием которого, собственно, и обосновывалась тогда необходимость строительства для флота первой серии новых МПК, остальной состав противолодочного вооружения которых практически пока был ничем не лучше, чем у предшественников-ветеранов). Да и автоматическая универсальная 76-мм артустановка была для морских пограничников, в принципе, избыточна."
Источник: Д.Ю. Литинский "Противолодочные «Молнии»" («Морской вестник» №2(50)/2014)
Рангоут представлен одной мачтой квадратного сечения выполненной из легких сплавов. Справа ажурная антенна РЛС радиоэлектронной борьбы МП-405 «Вымпел-Р2».
Когда гребной винт работает с высокой скоростью, пузырьки воздуха разрушают бронзу. Одна из мера противодействия: антикавитационные отверстия
"Был у погранично-противолодочной «Молнии» еще один недостаток, с которым тогда мало считались. Как и в пр. 205П, обводы подводной части корпуса «Молнии» проектировались и оптимизировались для достижения и длительного поддержания максимальных скоростей (более 40 уз). А специфика службы морских пограничников связана с продолжительным плаванием в режимах малых и средних ходов, что для скоростного корпуса сопряжено с повышенным сопротивлением движению. Однако Морпогранохране КГБ СССР пришлось смириться с государственной необходимостью создания резерва противолодочных сил на случай войны, и одновременно с МПК для ВМФ началось строительство пограничных «Молний» (головной «Георгий Гнатенко» сдали в 1979 г.). Строились они одновременно на двух предприятиях: для европейского региона — на Ярославском (10 кораблей), для Дальнего Востока — на Владивостокском судостроительном заводе (9 кораблей)."
Источник: Д.Ю. Литинский "Противолодочные «Молнии»" («Морской вестник» №2(50)/2014)
Справа один из двух антенных постов РЛС радиоэлектронной борьбы МП-405 «Вымпел-Р2» (предназначена для обнаружения излучений и активного подавления РЛС, РЛ-головок самонаведения ПКР, управления пуском снарядов помех из установок ПК-16). Слева визирная колонка СУАО «Вымпел-А».
Антенный пост корабельной системы управления артиллерийской стрельбой МР-123 «Вымпел-А» (разработка КБ завода "Топаз"). Предназначена для управления стрельбой установок АК-630М и АК-176М.
Вогнутый прямоугольник антенного зеркала в верхней части мачты — РЛС МР-220 «Рейд» (для обнаружения НЦ, НЛЦ, навигации, совместной работы с РЛС опознавания)
ПСКР-815 построен на Ярославском судостроительном заводе. Интересно, что с его номером возникла путаница. «Григорий Гнатенко» (в 1992 г. передан Морской охране Украины, базировался в Балаклаве) вступал в строй как именной, хотя закладывался как ПСКР-815. Потому следующий корабль (будущий «Соболь», затем «Чебоксары») тоже получил тактический ПСКР-815. В итоге, закладывалось два корабля с одним номером.
Весной 1988 года корабль переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний. Вступил в строй 10.9.1988 и был принят в состав Морских частей Пограничных войск СССР с пунктом базирования в порту Вентспилс. В январе 1993 года перебазирован в порт Балтийск, откуда выходил на охрану государственной границы, рыболовных промыслов и исключительной экономической зоны Российской Федерации в юго-восточной части Балтийского моря. За время службы экипаж корабля произвёл досмотр свыше пятисот иностранных и российских судов, из которых несколько десятков задержал за нарушение Государственной границы и законодательства об исключительной экономической зоне РФ.
27 марта 1996 года кораблю присвоено наименование «Соболь». 10 сентября 1997 года приказом директора Федеральной пограничной службы РФ кораблю присвоено почетное наименование «Чебоксары» (бортовой номер 052). С этого времени над кораблём взяли шефство муниципалитет и общественность столицы Чувашской Республики. Кроме того, экипаж корабля комплектовался преимущественно призывниками из Чебоксар. Автором идеи присвоения кораблю имени столицы Чувашской Республики выступил капитан первого ранга М. Колесников, заместитель командира бывшей Морской пограничной дивизии Краснознаменной Калининградской пограничной группы Федеральной пограничной службы России.
В 2015 году ПСКР выведен из боевого состава как выслуживший установленный срок , в связи с чем о муниципалитет столицы Чувашии города Чебоксары выразил желание доставить бывший подшефный корабль в Чебоксары «как памятник доблестной службы», в том числе «не только в целях патриотического воспитания, но и повышения туристической привлекательности города».
Распоряжением от 12 июня 2017 года Правительство РФ поддержало эту инициативу, передав в муниципальную собственность Чебоксар одноименный пограничный сторожевой корабля «для установки в качестве музейного экспоната» как списанный и прошедший демилитаризацию.
По центру бака расположена якорно-швартовная лебедка (объединяет в себе швартовную лебедка и якорный брашпиль)
Вьюшка для хранения швартовных тросов (горизонтальный барабан, вал которого закреплён в подшипниках станины). Диски по краям препятствуют сходу троса.
Один из малых противолодочных кораблей проекта 12412 «Молния-2», строившихся для Морских частей Пограничных войск и классифицировавшихся как ПСКР 2-го ранга.
Пограничный сторожевой корабль построен в корпусе ракетных катеров проекта 12411. Отличие в том, что ракетные катера имели турбины, обеспечивашие скорость хода до 42 узлов, а на 12412 установлено два дизельных двигателя М507А, обеспечивающих максимальную скорость до 33 узлов. МЧПВ получили 21 единицу.
Полный список доступен по ссылке: Проект 12412, 1241ПЭ, шифр «Молния-2» — Водный транспорт. Из таблицы на сайте видно, что по состоянию на 2023 год сторожевые корабли проекта 12412 эксплуатировались в ВМС Болгарии, Индии, Кубы и в Морской охране Украины. ПСКР-815 стал кораблём-музеем в Чебоксарах. Единственный ПСКР этого типа сохранился в Пограничной службе ФСБ РФ — ПСКР-812 «Сокол» во Владивостоке.
Круглый выступ над крышей башни артиллерийской установки — бронеколпак прицела. Корпус — сварная конструкция из алюминиево-магниевого сплава АМг61 толщиной 4 мм.
Для ведения огня из АК-176 используют два типа снарядов — зенитный и осколочно-фугасный. Они отличаются только взрывателями: зенитный имеет радиолокационный взрыватель, а осколочно-фугасный — контактный ударного действия.
Охлаждение ствола непрерывное наружное. Специальная система прогоняет забортную воду со скоростью 3,5 литра в секунду между кожухом и моноблоком
Система подачи состоит из платформы, на которой расположены два горизонтальных транспортера для патронов (по 76 штук). С транспортеров патроны толкателями подаются в вертикальные затворы.
Две пусковые установки расположенные побортно в носовой части корпуса, сбоку от ходовой рубки. Управление стрельбой дистанционное, ведется из главного командного пункта. Контроль огня из бобомета ведется по данным от гидроакустического комплекса МГК-345 «Бронза» . Обнаружение подводных целей ведется за счет гидроакустического комплекса МГК-345 с подкильной и опускаемой антеннами, информация передается в комплекс СУ-580Э. ГАК «Бронза» обеспечивает обнаружение подводных целей на дальностях атаки бомбометов с использованием подкильной антенны на ходу и опускной антенны при дрейфе.
Дальность стрельбы РБУ-1200 составляла от 400 до 1200 метров и изменялась за счет угла возвышения пусковой установки. Горизонтального наведения установки не имели.
Помещение хранения боезапаса к пусковой установке РБУ-1200 правого борта: 30 глубинных бомб РГБ-12. Такое же помещение расположено в надстройке с левого борта.
"Командир размещается в двухместной каюте, расположенной на первом ярусе надстройки (под ходовой рубкой) с левого борта. Остальные офицеры размещаются в четырёх двухместных каютах побортно. Матросы живут в трёх кубриках, располагающихся под главной палубой в носовой части катера. Носовой кубрик (на семь двухместных коек) расположен в нос от шахты боезапаса артиллерийской установки АК-176, два остальных кубрика, меньшей вместимости чем первый, размещены побортно сзади и вбок от шахты боезапаса АУ АК-176. Столовая личного состава размером 5?4 метра расположена на главной палубе в районе юта."
Командир размещается в двухместной каюте, расположенной на первом ярусе надстройки (под ходовой рубкой) с левого борта
Матросы живут в трёх кубриках, располагающихся под главной палубой в носовой части катера. На фото — кубрик №1.
Столовая команды. Палуба - съемный лист над машинным отделением для выгрузки-погрузки оборудования при ремонте
В умывальнике команды палубой является съемный лист для выгрузки дизель-генераторов и механизмов из ДГО.
Пост РТС в 4 отсеке разделен на 3 поста: ЗАС, РЛС, и гидроакустический.
Первичная сеть 400 В 50 Гц, два главных распредщита (ГРЩ). Размещение: ГРЩ-1 в ЦПУ ЛБ, ГРЩ-2 в ДГО ПБ.
Лёгкие высокооборотные четырёхтактные дизели М507А (водяного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и газотурбинным наддувом). Выпуском двигателей серии М507 занимается петербургское ПАО "Звезда".
Два двигателя М-507А по 10 000 л.с. обеспечивали скорость полного хода 33 узла (экономический ход 12,27 узлов).
Отсеки дизельного двигателя расположены на разной высоте. Для связи отсеков используется главная передача, которая передаёт крутящий момент двух валов отсеков к фланцу отбора мощности
В расходном маслобаке (зелёный цвет) масло М20Г2СД. Норма расхода - 60 кг масла на тонну топлива. Около тонны масла в одном двигателе единовременно.
М507А состоит из двух отсеков, в каждом из которых 56 цилиндров, работающих на свой вал. Цилиндры отсека расположены в виде 7-лучевой звезды. На каждый цилиндр установлен отдельный ТНВД.
Joly Roger:
"М507 машина сама по себе действительно капризная - но в хорошем смысле этого слова. Дай ей хорошее топливо, масло, мягкую воду, вовремя делай все осмотры и проверки - проблем не будет. Вообще, в свете паскудного отношения к технике вообще, я для себя сократил все межосмотровые сроки вдвое. Нужно фильтр масляный менять, скажем,через 100 часов - я менял его через 50. Добыча ЗИП - это вообще была песня.. на такие ухищрения приходилось идти.. да простит меня НЭМС и все прочее начальство - на банальный обман.. не для себя ж.
...
В 97-м году,в море, у меня на правом ГД развалился главный синхронизатор. Было это 27 апреля... как раз в бригаде был дядя Петя (Евстафьич) со "Звезды". Он сказал,что в условиях завода замена этого подлого синхронизатора займет 40 рабочих дней...
10 мая мы вышли на ходовые испытания, а оттуда - сразу на границу - с поменяным синхронизатором. А сделал все просто - поделил своих орлов на 2 части, одну сам возглавил, вторую - старшина команды мичман Мишка Копылов. И по 12 часов, за 12 дней и сотворили чудо. И никаких заводов.
...
В тонкостях общения с М507 машиной забыл упомянуть,что запускаться нужно не реже одного раза в 14 дней,и проработать на ХХ 30 мин"
Источник: Наша "Молния", пр. 1241.2 - Корабли проекта 1241.2 и 1241ПЭ "Молния" - ФОРУМ.ПОГРАНИЧНИК
Сухой картер обязывает перед запуском провернуть двигатель с одновременной прокачкой маслом, а непосредственно при запуске создать предпусковое давление масла в системе.
Вспомогательная энергетическая установка: три вспомогательных дизеля производства ООО «Барнаултрансмаш» (два 7Д12 и один 7Д6) с генераторами типа МСКФ мощностью 100 и 200 кВт соответственно.
Балоны со сжатым воздухом для пуска дизельных двигателей (управление - с главного коллектора в ЦПУ либо местное)
Joly Roger:
"Как-то, кажись из Корсакова (где завод был по ремонту двигателей), прислали 3-4 дизеля 7Д12, как я уже писал, они одно время были жутким дефицитом.. Расхватали мы их тут же,и аварийному меху тоже один достался.. у всех дизеля как дизеля, а у него - за маховик рукой проворачивается. Вскрыли его прямо на пирсе,а там... морячки из СРЗ забыли, совершенно случайно забыли, совершенно никого не хотели обидеть... ну просто на все 12 цилиндров - ни одного поршневого кольца. Отступая, скажу, что это не единственный подарок из Корсакова... зная эту подлую фирму, мы всегда дизель сразу вскрывали до загрузки. Я и презервативы в картере видал..."
Источник: Наша "Молния", пр. 1241.2 - Корабли проекта 1241.2 и 1241ПЭ "Молния" - ФОРУМ.ПОГРАНИЧНИК
Балоны со сжатым воздухом для обеспечения ВВД установки АК-630М (забивка балонов от двух электрокомпрессоров ЭКПА-2/150-2: один в МО, второй в ДГО)
Проект корабля предусматривал установку аппаратов для запуска торпед типов СЭТ-40 или СЭТ-72.
Для целей береговой охраны были совершенно бесполезны торпедные аппараты, реактивные бомбометы и дорогостоящий противолодочный ГАК «Бронза». Однако, Морпогранохране КГБ СССР
пришлось смириться с государственной необходимостью создания резерва противолодочных сил на случай войны. Поэтому в средней части корабля монтировались четыре стационарных 400-мм однотрубных торпедных аппарата, развернутых на угол 8° от диаметральной плоскости. Управление стрельбой дистанционное, ведется из главного командного пункта с использованием комплекса приборов управления, получающих данные от гидроакустического комплекса МГК-345. Резервное управление - на торпедных аппаратах.
ТА были демонтированы на всех ПСКР в 2005 году, когда пришёл циркуляр по перекраске кораблей в синий цвет с белыми надстройками и нанесению надписи "Береговая охрана".
Правый шкафут с леерным ограждением. На палубе видны следы креплений ТА, срезанных после отказа от идеи использования ПСКР в качестве флотского резерва ПЛО.
Лаконично: "«Оборону кораблей и судов от авиации» посредством ПЗРК следует, конечно, отнести скорее к маркетинговым ходам, обусловленным желанием выгоднее продать комплекс «Стрела», нежели к обоснованному расширению круга задач корабля."
Источник: Д.Ю. Литинский "Противолодочные «Молнии»" («Морской вестник» №2(50)/2014)
Алексей Семенов:
"На «Молниях» применялся комплекс МТУ-4У (другое, параллельное, название ФАМ-14) – расшифровывался примерно так Морская Тумбовая Установка счетверенная Улучшенная (может быть, Унифицированная).
Стрелок становится по центру установки, опускает себе на плечи плечевые упоры, позволяющие вращать установку с ракетами не только с помощью рук, но и всем корпусом. Слева-справа от него находятся крепления для ракетных комплексов, перед лицом стрелка кольца и перекрестия неподвижного визира – простейшего прицельного приспособления, позволяющего делать упреждающую наводку, зная примерный ракурс воздушной цели, то есть направление полета цели относительно стрелка.
Если мне не изменяет память, то изготовка к бою комплекса осуществляется вдвоем – первый и второй номера боевого расчета за 10-13 секунд поочередно приводят в боевое положение каждую ракету в отдельности, затем устанавливают их на штатные места в МТУ-4У, закрепляют примитивными зажимами, после чего наводчик засовывает себя в железо, а заряжающий судорожно прячется от огня вражеских самолетов, а заодно готовит себя и другие ПЗРК к последующему заряжанию.
Скажу сразу, предвидя многие вопросы – никто никогда ни на моей памяти, ни на памяти старшего поколения не проводил тренировки расчета, общие и корабельные боевые учения с применением ПЗРК. Да и многие офицеры просто не знали, что это за железяка, которая на разных кораблях валялась (именно валялась) в разных местах надстройки, чаще всего, конечно, возле шахты МО. Штатное место «по-боевому» - крыша надстроечки ахтерпика.
Место хранения боекомплекта из 16 ПЗРК + 1 учебно-тренировочный комплекс – помещение «Запас «Стрелы», ахтерпик, левый борт, к корме от люка в отсек, между механизмами и приборами управления ОГАС «Бронза» и опреснительной установкой). В «Запасе «Стрелы» что только не хранилось, кроме непосредственно боезапаса. К примеру, на 801-м с помощью заводчан и тушенки-сгущенки я установил в помещение превосходный стеллаж в дополнение к уже имеющемуся там.
Подобную операцию провел и на «Ястребе», когда в 1999 году стояли в НСРЗ. Воткнул стеллажи, а потом с наслаждением завалил их всевозможным КИПом, ЗИПом и прочим годами возимым дерьмом БЧ-2, которого было очень много, но не было никакого штатного места хранения."
Наша "Молния", пр. 1241.2 - Корабли проекта 1241.2 и 1241ПЭ "Молния" - ФОРУМ.ПОГРАНИЧНИК
На корме ПСКР размещены средства РЭБ – две 16-ствольные пусковые установки КЛ-101 комплекса ПК-16 предназначенные для постановки отвлекающих и дезинформирующих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и тепловыми системами наведения (самонаведения). Дистанционное управление пусковыми установками вынесено в рубку и имеет электрический привод открывания передних крышек и их вертикального наведения. Установки имеют и ручной привод наводки. Приведение заряженной установки в боевую готовность производится без выхода личного состава на верхнюю палубу и заключается в установлении на пульте заданного режима стрельбы и открывании передней крышки. Боевое обслуживание заряженной установки производится одним номером.
Тип снарядов помех РУММ-82 (ТСП-60). Снаряды вручную устанавливаются в направляющие пусковой установки и далее процесс стрельбы идет автоматически или полуавтоматически. Темп стрельбы составлял 2 залпа/с. при любой заданной последовательности снарядов. Для постановки ложных радиолокационных целей используются 82-мм реактивные снаряды, содержащие контейнер с металлизированными дипольными отражателями. С их помощью на дальностях от 0,5 до 3,5 километра образовываются облака диполей, эффективно действующие в течение 5-10 минут (в зависимости от метеоусловий). Если же надо создать ложные тепловые цели, то применяют снаряды, которых содержат факел-парашют. Дальность стрельбы такими ИК-помехами — 2000-3500 метров, время горения — 50-80 секунд.
Корабль оснащён ГАК «Бронза» с двумя антеннами (подкильной и опускаемой). После того, как гидроакустические станции стали создаваться с буксирумыми частями их стали называть комплексами. Развитие гидроакустических комплексов шло по пути комплексирования аппаратуры, с использованием нескольких акустических антенн различного размещения. Примерами таких ГАК являлись: «Платина» (главный конструктор Л.Д.Климовицкий) и «Бронза» (главный конструктор О.М.Алещенко).
ГАК МГК-345 «Бронза» имела одну опускаемую антенну расположенную в подъёмно-опускном устройстве контейнерного типа (ПОУ КТ), которая находилась в кормовой надстройке и работала только на стопе и одну антенну расположенную в подкильном обтекателе. Опускаемая антенна работала в режимах эхо и шумопеленгования и имела максимальную глубину погружения до 200 метров. ГАК предназначался для обнаружения подводных лодок, торпед и морских якорных мин. Все эти задачи не характерны для корабля береговой обороны. Наличие ГАК — след идеи использования ПСКР в качестве резерва противолодочных сил на случай войны.
Контейнер приёмоизлучателя ГАК «Бронза» на особо прочном кабельтросе с помощью лебёдки, опускается на глубину до 200 м
Подъёмно-опускное устройство контейнерного типа (ПОУ КТ) — погружная антенна гидроакустического комплекса «Бронза»