Танки. Музей техники Вадима Задорожного

Месторасположение: Московская область, Красногорский район, п. Архангельское, 4-й километр Ильинского шоссе. Официальный сайт: http://www.tmuseum.ru

Дополнительно:
Авиационная техника. Музей техники Вадима Задорожного
Легкобронированная техника. Музей техники Вадима Задорожного
Артиллерия, РСЗО, ОТР. Музей техники Вадима Задорожного
Инженерная и другая специальная техника. Музей техники Вадима Задорожного
Автомобили. Музей техники Вадима Задорожного
ПВО. Музей техники Вадима Задорожного
Самоходные артиллерийские установки. Музей техники Вадима Задорожного
Танки. Музей техники Вадима Задорожного
Музей боевой техники Мемориального комплекса «Победа», Чебоксары
Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Выставочный комплекс «Салют, победа!», Оренбург
Мемориальный Парк Победы, Казань
Бронетехника стран-участников нацистского блока. Парк «Патриот»
Техника стран-участников антигитлеровской коалиции. Парк «Патриот»
Техника у окружного дома офицеров и штаба Центрального военного округа, Екатеринбург

Лёгкий танк Т-18

"Модель образца 1930 года. Комплектация – стандартный набор в наши дни, без "колхоза". Танк прибыл с Дальнего Востока. Эксплуатировался как БОТ. На левом и правом бортах под баками видны лишние детали: два уголка (видимо использовались как усилитель), круговой шов от сварки, а так же рассечения в кормовой части (прорезан бронелист и вставлена поперечная труба). Верхняя крышка вентиляции моторного отсека установлена наоборот. Элементы ходовой отсутствуют полностью. Колпак броневой башни оригинальный."
001 – Музей техники Вадима Задорожного

Плавающий танк Т-37А

Плавающий танк Т-37А

Плавающий танк Т-37А

Плавающий танк Т-38

Макет лёгкого танка Т-26 (с элементами подлинных деталей)

Вот что писал об этих боевых машинах М.Н. Свирина в своей книге «Броня крепка. История советского танка 1919-1937». В конце 1929 года стало очевидно, что срок разработки всех отечественных танков не выдержан, их ТТХ не соответствуют заданным, а серийный выпуск невозможен. Причины тому очевидны: конструкторы не имеют нужного опыта, острый дефицит кадров в отечественной тяжелой промышленности, крайняя скудность станочного парка и инструментальной оснастки. Комиссия под председательством наркомтяжпром Г.К. Орджоникидзе приняла решение об обращении к зарубежному опыту, который виделся в приглашении в СССР зарубежных конструкторов и командировании за границу лучших представителей военного ведомства и промышленности для приобретения образцов танков, артиллерийских тягачей с документацией и получения технической помощи по вышеуказанным объектам.

В Великобритании советская закупочная комиссия столкнулись с отказом фирмы «Виккерс-Армстронг» продавать что-либо в единичном экземпляре, тем более – с документацией. Поэтому у тогдашнего законодателя мирового танкостроения было приобретено несколько образцов бронетанковой техники в комплекте с чертежами: а) эскизными, б) сборочными, в) монтажными, г) инспекционно-производственными. Фирма «Виккерс-Армстронг» обязалась предоставить все танки сначала в виде опытной партии по 3 штуки каждого типа, по итогам которых внести изменения в конструкцию. Итак, у англичан были приобретены:
1) 20 танкеток Carden-Loyd Mk VI (иногда именовавшиеся "гусеничными пулемётовозами Карден-Ллойда"), которые после некоторых доработок превратились в советские Т-27. На их приобретении особо настаивал маршал М.Н. Тухачевский, который считал, что в будущих военных конфликтах танкетки выступят в роли "бронированной саранчи" и заменят кавалерию. Тухачевский лично написал сценарий к учебному фильму «Танкетка» и выбил финансирование киносъёмок.
2) 15 малых шеститонных танков Vickers Mk.E Type A (в наших документах «В-26») стали родоначальниками многочисленного (около 10 000 машин) семейства Т-26. Любопытно, что британская армия оценила Vickers Mk.E, но не приняла на вооружение. Производитель выпустил 153 танка этого типа по заказам от СССР, Греции, Польши, Боливии, Сиама, Финляндии, Португалии, Китая и Болгарии.
3) 16 закупленных двенадцатитонных Vickers Medium Mark II не нашли продолжения в советском танкостроении. В 1941 году их корпуса (которые готовили к установке в укрепрайонах) достались финнам в Карелии и немцам в районе г.Остров.
Пятибашенный танк A1E1 «Independent» и шестнадцатитонный трехбашенный Vickers Mark III англичане продавать отказались. Впрочем, агентурные данные о 16-тонном танке были восприняты в Советском Союзе очень внимательно, и в сентябре 1932 года на испытания вышел самостоятельно спроектированный опытный Т-28. Также комиссией были закуплены в США два танка Джона Кристи «М.1940», ставшие отправной точкой для создания семейства советских танков БТ. Несколько позже, в 1933 году, в Великобритании был приобретён танк-амфибия Vickers A4E11, испытания которого дали старт разработке советских плавающих танков (Т-37 и прочие).

Что касается дальнейшего совершенствования отечественной версии британского «шеститонника», то уже через пару лет двухбашенный «чистильщик окопов» превратился в однобашенный классический пушечный танк. Конструктор опытно-конструкторского машиностроительного отдела ленинградского завода «Большевик» Семён Гинзбург добился финансирования работ над "классической" модификацией, понимая её преимущества с точки зрения массы, стоимости и маневра вооружения. Было опробовано несколько вариантов башен кругового вращения, пока в 1933 году не появился Т-26 с 45-мм полуавтоматической пушкой 20К в башне с развитой кормовой нишей. Интересно, что производство двухбашенных Т-26 продолжалось. Существенную роль тут сыграло мнение маршала М.Н. Тухачевского который был уверен, что именно двухбашенные машины являются наиболее подходящими для целей сопровождения пехоты, и именно они должны составлять костяк танковых сил. По состоянию на 1 июня 1941 года в РККА числился 1261 двухбашенный танк Т-26.

Установка новой, «большой» башни на корпус Т-26 привела к росту массы танка на 850-1200 кг. Для перетяжелённой машины мощности мотора в 85-88 л.с. было явно недостаточно. Тут надо сказать, что фирма «Виккерс» обязалась в течение трёх лет уведомлять советскую сторону о существенных изменениях и доработках в конструкции лицензированных танков. И вот, осенью 1932 года представитель фирмы «Виккерс» сообщил о новом варианте двигателя Vickers Mk.E, развивавшего мощность 100 л.с. Ознакомившись с описанием новинки специалисты двигательного цеха ленинградского завода «Большевик» предложили самостоятельно поднять мощность мотора путём разработки нового карбюратора. К маю 1933 года новый мотор был более-менее отлажен и выдал 92 л.с., но эксплуатационная мощность мотора составляла 75 л.с. Именно эту модификацию получили Т-26 с цилиндрической пушечной башней. Конструкторы планировали в дальнейшем оснащать танк дизельным двигателем мощностью 150 л.с. Под перспективный дизель в 1934 году даже расширили моторно-трансмиссионное отделение танка. Однако надёжный дизельный двигатель советская промышленность осилила очень и очень не скоро (даже путём копирования немецких дизелей).
Стоит отметить, что у пушечных танков на крыше подбашенной коробки с правой стороны добавился вентилятор боевого отделения. Связано это было с тем, что при стрельбе из 45-мм орудия загазованность боевого отделения порой приводила к отравлению экипажа пороховыми газами.

Средний танк Т-34

Обратите внимание, по броне музейного Т-34 идёт надпись «Боевая подруга». С таким именем воевало несколько танков :
1) Т-34 «Боевая подруга» построенный на средства работниц Свердловского хлебомакаронного комбината №1. Экипаж лейтенанта Кирилла Ивановича Байды. Танк разбит 3 августа 1943 года у посёлка Томаровка Белгородской области. Дату указываю по наградному листу, в котором также сказано что командир взвода 211-го танкового батальона 93-й танковой бригады К.И. Байда был ранен и обожжён, но продолжал вести огонь из подбитого танка.
2) Т-34 «Боевая подруга» — второй танк купленный на средства коллектива того же комбината. Боевая машина передана экипажу К.И. Байды, который воевал на правобережной Украине. 31 июля 1944 года эта "тридцатьчетвёрка" подбита в Самборском районе у села Лютовиско. Командир танковой роты 93-й отдельной танковой Житомирской Краснознамённой бригады старший лейтенант К.И. Байда погиб.
3) Т-34 «Боевая подруга» из 26-й Ельнинской гвардейской танковой бригады. Механик-водитель Мария Васильевна Октябрьская, командир экипажа Петр Иванович Чеботько. После смерти М.В. Октябрьской в бригаде стало традицией называть танк в её память. Четвёртая по счёту машина «Боевая подруга» и её экипаж под командованием гвардии лейтенанта Чеботько закончили боевой путь под Кёнигсбергом.
4) Т-34 «Боевая подруга», номер части неизвестен. В феврале 1942 года, к 24-й годовщине РККА, жители освобожденной Калуги собрали свыше 50 тыс. руб. на танк «Боевая подруга».
5) ИС-2 № 434 «Боевая подруга» из 7-й гвардейской танковой бригады. Известна фотография Виктора Тёмина, запечатлевшего эту машину в мае 1945 года у стен Рейхстага.

Т-34, Музей техники Вадима Задорожного

Надпись скопирована с танка «Боевая подруга», построенного на средства работниц Свердловского хлебомакаронного комбината

Т-34, Музей техники Вадима Задорожного

Экспонат собран из копанной башни выпуска 1943 года и корпуса танка, выпущенного в ноябре 1942 года на заводе №183.

Надпись на экспонате не соответствует исторической надписи на танке Марии Октябрьской. Скорее всего реставраторы руководствовались тремя фотографиями с митинга в честь передачи танкистам "тридцатьчетвёрки", купленной на средства свердловчанок. Митинг по случаю вручения танка «Боевая подруга» состоялся 8 марта 1943 года на свердловском хлебомакаронном комбинате №1. На этих снимках отлично видно, что надпись «Боевая подруга» нанесена над нижней кромкой башни и повторяется на бортовом листе корпуса танка. Цвет, шрифт и размер букв соответствуют тому, что мы видим в музее.
Интересно, что на фотографии 08.03.1943 именной танк стоит на снегу, но окрашен в зелёный цвет. Поясню с чем связан мой интерес к этим деталям. Одной из загадок этой истории остаётся ещё фотография, датированная 15 марта 1943 года. На снимке – проводы на фронт танка «Боевая подруга» уже с завода «Уралмаш». Однако на заводском дворе совсем нет снега, танк в зимнем камуфляже и частично видимая тёмная надпись «....ая подруга» идёт уже по верхней кромке башни, а по борту корпуса надпись и вовсе отсутствует.
Что же касается надписи «Боевая подруга» на танке, купленном Марией Октябрьской, то она совершенно иная – слова написаны не подряд, а разнесены по высоте. Кроме того, отважная женщина прибыла на фронт в октябре 1943 года и никак не могла участвовать в получении техники в марте 1943 года. Надеюсь когда-нибудь всё-таки получится разобраться в этих хитросплетениях и точно идентифицировать события на фотографиях.

В истории с танками экипажа Кирилла Иванновича Байды есть ещё одна загадка. Точнее, странность-то одна: неправильное название танка, а вот свидетельств — два. Во-первых, это послевоенный нагрудный знак снайпера-танкиста 68 гв.тп «Байдовский стрелок». На башне танка в центре этого знака хорошо видна надпись «Фронтовая подруга». Во-вторых, статья О.Гусева, напечатанная в газете «Правда» от 15 ноября 1973 года. Называется публикация "Три судьбы «Фронтовой подруги»". Цитирую:
"— И все же мы купили танк. новенький Т-34. На башне по нашей просьбе написали— «Фронтовая подруга» ... — Розалия Михайловна Шасолина с трудом сдерживает волнение. – Деньги на танк собирали все женщины, работавшие на нашем уральском заводе. Приносили свои сбережения даже матери многодетных семей. Помню, одна из них сдала в партком почти всю месячную зарплату. Военпред, пригнавший боевую машину на заводской двор, был закалённый человек. Но и он смахнул слезы, когда увидел перед строем молодых танкистов исхудавших работниц завода. Женщины пришли сказать воинам самые важные в эту минуту слова: «Мы вручаем вам «Фронтовую подругу». Берите наш танк. Бейте ненавистного врага!»
Так уж получилось, что командиром танка стал земляк Розы Шасолиной, бывший тракторист из николаевского села Кривое Озеро Кирилл Иванович Байда. Места механика-водителя, стрелка-радиста и командира башни заняли Михаил Макушин, Иван Алексин, Степан Яшкин. Назавтра рота, в состав которой входил и экипаж «Фронтовой подруги», отправлялась на фронт.
Был митинг. Выступала Александра Орлова, секретарь партийной организации завода, танкисты клялись, что с честью выполнят наказ Родины… Потом прощально гуднул паровоз и умчал парней на фронт. Долгожданное письмо от экипажа «Фронтовой подруги» пришло на завод с передовой. Командир «тридцатьчетвёрки» Байда писал: «Находимся в засаде под одной из высот, где ещё вчера были фашисты. Впереди, примерно в 150 метрах, идёт сражение, наши теснят врага. Скоро и мы включимся – ожидаем сигнала. Хлопцы просят передать, что ваш наказ неукоснительно выполняем. Недавно участвовали в освобождении села, где жил член нашего экипажа Михаил Макушин. Местные жители целовали и нас, и броню нашего танка».
Сколько радости принёс на завод этот маленький фронтовой треугольник! Письмо читали, пересказывали друг другу и снова читали… В цехах появились плакаты: «Что ты сделал сегодня, чтоб помочь экипажу Байды громить фашистов?»
Началась переписка. «Письмо с рапортом о досрочном выполнении вашим заводом предмайских социалистических обязательств начальник политотдела дивизии прочитал перед всеми воинами части. – сообщал Байда. – Оно не только обрадовало моих товарищей, но и ещё выше подняло дух остальных экипажей. А это очень важно. Впереди – большие бои, в которых мы тоже надеемся принять участие». Дата: май 1943 года. Близилось сражение на Курской дуге.
«Помнишь Роза, – спрашивал Шасолину Кирилл Байда в одном из писем, – когда мы прощались, ты сказала «Освободи мой родной город!» Я принял твою просьбу, как наказ… Я участвовал, подружка, в освобождении твоего, нашего с тобой Николаева».
И вдруг пришёл треугольничек, надписанный незнакомым почерком. «Здравствуйте, дорогие друзья, подарившие нам танк «Фронтовая подруга»! – обращался к работницам командир танковой роты А.Елизаров, в которой воевал экипаж Байды. – Ваш танк прошёл с боями славный путь, много раз ходил в атаку. В последнем жестоком бою он сгорел, нанеся фашистам исключительно тяжёлые потери. Люди экипажа живы, здоровы, только Байде обожгло лицо, он сейчас вылечивается». И вновь пошёл по цехам тетрадный листок, исписанный химическим карандашом…
В документах о награждении К.И. Байды орденом Отечественной войны 1 степени отмечалось, что при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы гитлеровцев Байда первым ворвался со своим танковым взводом в глубину обороны противника. Его машина уничтожила четыре пушки и три пулемёта с расчётами, а взвод пленил более 40 гитлеровцев. Будучи раненным, отважный офицер продолжал бой и в подбитом танке до конца выполнил боевую задачу.
Уже в Карпатах узнал Байда, что с Урала в адрес его части идёт ещё один подарок – «Фронтовая подруга» номер два, построенная на средства женщин того же завода. В торжественной обстановке дар уральцев был передан мужественному экипажу
". Полную версию статьи я найти не смог, но исходя из названия, в 68 гвардейском танковом полку (после войны 93-я танковая бригада была переформирована в полк) традиция сохранялась. Кроме названия всё остальное соответствует документам. 12 мая 1943 года – прибытие экипажа именного танка на фронт. Статьёй подтверждаются награждение К.И. Байды орденом Отечественной войны, должность командир взвода, ожоги полученные в августе 1943 года. Совпадает всё, кроме названия. Вопрос о том, как появилась «Фронтовая подруга» ещё ждёт своего настойчивого исследователя.

Т-34, Музей техники Вадима Задорожного

Пробитая башня – изнутри наварена пластина,чтобы дождь не затекал

Т-34, Музей техники Вадима Задорожного

Башня, выпущенная во второй половине 1943 года, найдена на местах боев

См. также:
Средниий танк Т-34-85 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Танк Т-34-85 с 85-мм пушкой ЗИС-С-53, выпущенный заводом №183 в 1945 году. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург
Танк Т-34-85 в Техническом музее, г.Тольятти
Т-34 образца 1941 года. Открытая площадка Центрального музея Вооруженных Сил, Москва
Т-34-85, №700, завод №174, г.Омск. Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85, №707, завод №112, г.Горький">Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85. Военный музей (Војни музеј). Белград, Сербия
Средний танк Т-34 «Московский пионер» (выпущен в 1942 году заводом №183, г.Нижний Тагил). Центральный музей бронетанкового вооружения и техники. Кубинка
Средний танк Т-34-85. Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Таранный удар Т-34 капитана В.Г. Богачева по Pz.Kpfw III. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Средний танк Т-34 образца 1941 года. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34 выпуска Сталинградского тракторного завода, 1942 год. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34-85. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34 производства завода №112, выпуска 1942 года. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Т-34-85 производства завода №112 «Красное Сормово». Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Средний танк Т-34-57 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года, производства СТЗ в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1942 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма

Средний танк Т-34-85

Т-34-85, Музей техники Вадима Задорожного

Расположение фар и их ограждение — характерные признаки послевоенных Т-34-85 чехословацкого производства

Т-34-85, Музей техники Вадима Задорожного

Аккуратные кромки броневых листов на танках выпускавшихся по лицензии в Чехословакии

Т-34-85, Музей техники Вадима Задорожного

Литьевой номер на борту башни – характерный признак "тридцатьчетвёрок" польского и чешского производства. На советских Т-34 номер обычно расположен на корме башне

Т-34-85, Музей техники Вадима Задорожного

«Фигурные» кожухи выхлопных труб – ещё один признак заграничного происхождения экспоната. Странно, что отсутствует порт связи с экипажем

Т-34-85, Музей техники Вадима Задорожного

Безбалочное сопряжение лобовых броневых листов корпуса сварным швом

Т-34-85, Музей техники Вадима Задорожного

Ведущее колесо

Т-34-85, Музей техники Вадима Задорожного

Литые опорные катки с наружной резиновой амортизацией. Выпуск этой модификации начался в 1945 году

Т-34-85, Музей техники Вадима Задорожного

Уральские корни чехословацкой машины — прилив под электропривод механизма поворота башни.

Т-34-85, Музей техники Вадима Задорожного

Гладкая поверхность и отсутствие раковин — высокое качество литья

Т-34-85, Музей техники Вадима Задорожного

Соединительные пальцы забивались в гусеницу со стороны корпуса. Специальный выступ – пальцеотбойник не давал им самостоятельно выдвигаться при движении. Таким образом предотвращалось заклинивание гусеницы или поломки пальцев.

Т-34-85, Музей техники Вадима Задорожного

Узкие петли верхнего кормового листа

Средний танк Т-34-85

Средний танк Т-34-85

Т-34-85, Музей техники Вадима Задорожного

Необычное сочетание грубого литья тагильской башни и гладкого корпуса танка чехословацкого выпуска.

Т-34-85, Музей техники Вадима Задорожного

Петли верхнего кормового листа у Т-34-85, выпущенных в Чехословакии больше, чем у машин советского выпуска

Т-34-85, Музей техники Вадима Задорожного

Характерный признак машин чехословацкого выпуска – «фигурные» кожухи выхлопных труб

Т-34-85, Музей техники Вадима Задорожного

Башни установленные на этом Т-34 и на соседнем Т-44М имеют одинаковые, нестандартные, люки заряжающего.

Т-34-85, Музей техники Вадима Задорожного

Безбалочная носовая часть корпуса

Т-34-85, Музей техники Вадима Задорожного

Пробка на механизме натяжения гусениц

Т-34-85, Музей техники Вадима Задорожного

Башня существенно моложе корпуса машины - с мая 1945 танки Т-34 выпускались с разнесенными грибками башенных вентиляторов.

Т-34-85, Музей техники Вадима Задорожного

Порт для связи экипажа танка с пехотой

Средний танк Т-44М

"В 2017-ом году в экспозиции Музея Вадима Задорожного появился танк Т-44. Танк был выпущен в апреле 1945-го года. Серийный номер 37214. Как видим [по номерам, выбитым на броне] танк проходил капремонт на Львовском БТРЗ трижды , во время одного из них он и стал тягачем , но сначала, в 1960-ые годы, он прошел модернизацию до уровня Т-44М. Уже в наши дни оборудование с тягача сняли и установили тагильскую башню от Т-34-85."
Источник: Недавнее пополнение : tankist_31

Средний танк Т-55А

Лёгкий танк Т-60

"... является одним из Т-60, воссозданных несколько лет назад в Музее техники Вадима Задорожного. Эти танки стали первенцами в новом направлении – танки для мероприятий. Так исторически сложилось, что Т-60 в целом виде попадаются крайне редко. Эти танки гибли в основном от довольно крупных калибров, а почему единственным более-менее целым элементом обычно оказывается башня. Вот башни, найденные на полях сражений в разных точках России, и стали базисом для восстановления."
Источник: Т-60 из Музея техники Вадима Задорожного: yuripasholok

Т-60, Музей техники Вадима Задорожного

На верхнем лобовом листе хорошо видны люк доступа к главной передаче и рубка механика-водителя. На нижем листе — бронировка отверстия для ручной заводки двигателя. 4 клепки левее — крепление главной передачи

Т-60, Музей техники Вадима Задорожного

Т-60 разработан на основе танка Т-40. Ходовая часть заимствована полностью: по каждому борту четыре опорных катка и три малых катка, поддерживающих верхнюю ветвь гусеницы.

Т-60, Музей техники Вадима Задорожного

На верхней кормовой плите видны два лючка на болтах предназначеные для доступа к заливным горловинам топливных баков. На гусеничной полке установлен ящик ЗИП.

Т-60, Музей техники Вадима Задорожного

Т-60 выпускался на четырёх заводах, но фонарь на верхней кормовой плите размещали только на московском заводе №37 имени Серго Орджоникидзе.

"В виду относительной скудности информации по Т-60 танки из Музея Техники несут скорее собирательный образ этого танка. Корпус сделан по типу ГАЗ-овского выпуска 1941 года, ходовая часть по типу танков завода №37, обвес – типовой ГАЗ, и так далее. Башни при этом разных заводов, как правило 1942 года выпуска. То есть в качестве прототипа для моделирования эти танки подходят крайне условно. Тем не менее, следует сказать большое спасибо тем, кто эти танки восстановил, именно как экспонаты эти танки выглядят великолепно. Тем более с учетом того адового объема работ, который пришлось проделать. Именно эти машины выходят на исторический парад 7 ноября на Красной Площади, они же участвуют в целом ряде мероприятий."
Источник: Т-60 из Музея техники Вадима Задорожного: yuripasholok

Т-60, Музей техники Вадима Задорожного

Пулемёт ДТ (пламягаситель тут лишний, он стоял на ручной версии ДП) и 20-мм нарезная автоматическая пушка ТНШ. Помимо маски ствол орудия дополнительно защён броневым кожухом. Его также пришлось делать заново – от разбитого танка уцелела только башня.

Т-60, Музей техники Вадима Задорожного

Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами располагались спереди, а ленивцы с механизмом натяжения гусеницы — сзади.

Т-60, Музей техники Вадима Задорожного

Ленивец (направляющее колесо)

Т-60, Музей техники Вадима Задорожного

Правее люков, прикрывающих топливные горловины, расположены жалюзи для выброса воздуха (лето – все пять заглушек сняты).

Лёгкий танк Т-70

Основной боевой танк Т-72

На табличке какая-то ерунда – перепутали экспонат с Т-62. Модификация точно не установлена – прицел, бонки и дополнительный бронелист на ВЛД и т.д.

Основной боевой танк Т-80Б

Тяжёлый танк ИС-2

"Машина не на ходу и находится в статичной экспозиции на аллее. Танк военного выпуска 1944-1945 годов, на броне есть множество сколов и даже пробоин. Однако фатальных повреждений нет, или они были заделаны во время реставрации."
Источник: Музей Задорожного – бронетехника и артиллерия – Фото _ Семь байт

"... танк был выпущен на ЧКЗ в феврале 1945-го года , с использованием корпуса завода №200 , и башни производства УЗТМ. Серийный номер 412740. Принимал участие в боевых действиях. После войны был модернизирован до уровня ИС-2М. Находился на полигоне , а спустя некоторое время попал в музей Вадима Задорожного. Танк интересен тем , что на нем сохранились траки как военного , так и послевоенного выпуска. По внешнему виду танк был отреставрирован до состояния танка ИС-2. Причем ходовая часть осталась от ИС-2М."
Источник: Российские ИСы часть 11: tankist_31

Тяжёлый танк ИС-3

Экспериментальный ракетный тяжелый танк «Объект 757» (база Т-10М с ПТРК «Рубин»)

"Объект 757 – уникальная опытная боевая машина, сохранившаяся в единственном экземпляре. По известным данным, в 2007 году танк был найден на одном из армейских полигонов, перевезен в музей Задорожного и отреставрирован. Объект 757, скорее всего, служил мишенью на полигоне и имел многочисленные повреждения ходовой части, корпус обгорел. Разработка танков, вооруженных ПТРК (противотанковые ракетные комплексы), началась в СССР в конце 1950-х годов. Создавалось сразу несколько независимых проектов на шасси тяжелых танков. Самым перспективным в то время считался ПТРК "Рубин", пробивная способность ракеты достигала 500 мм броневой стали. Объект 757 является одним из таких проектов. Этот танк – гибрид сразу нескольких машин. От опытного тяжелого танка "Объект 770" была взята ходовая часть принципиально нового типа, обеспечивающая отличную плавность хода и проходимость. Данная ходовая часть на серийных тяжелых танках не устанавливалась. Гусеницы унифицированы с Т-10. Корпус Объекта 757 аналогичен серийному тяжелому танку Т-10. Башня – стандартная для ракетных танков того времени, устанавливалась сразу на нескольких прототипах. Танк обладает низким силуэтом, благодаря заниженной ходовой части и приплюснутой башне."
Источник: Музей Задорожного – бронетехника и артиллерия – Фото _ Семь байт

Тяжёлый танк Т-10М

"Танк был восстановлен, где находился до этого – неизвестно. Танк полностью соответствует строевой машине, демонтированы только спаренный с пушкой КПВТ, крыша МТО и двигатель. Командирская башенка немного помята. Установлен ИК-прожектор "Луна". Судя по фотографиям, на некоторые Т-10М устанавливались забашенные ящики ЗИП и зенитные пулеметы КПВТ. Над данном танке турели и ящика нет."
Источник: Музей Задорожного – бронетехника и артиллерия – Фото _ Семь байт

Лёгкий танк M3A1 «Стюарт» (США)

"Машина, представленная в музее, была поставлена СССР по ленд-лизу. В музей попала только нижняя половина корпуса, все остальное было восстановлено силами сотрудников музея. Интересно, что танк на ходу и двигатель в нем стоит оригинального производства (1942 г)."
Источник: Музей Задорожного – бронетехника и артиллерия – Фото _ Семь байт

Средний танк M4A4 «Sherman»

Американский средний танк M4A4, серийный номер 17473, выпущен на Detroit Arsenal Tank в декабре 1942 года. Надпись на орудийном стволе «Murder Inc.» — название танка, которым в кинофильме «Fury» командует сержант Pete Binkowski. Экспонат действительно принимал участие в киносъёмках. Модификация M4A4 — относительно редкий вариант, с необычной, 30-цилиндровой, силовой установкой Chrysler A57 multibank, состоящей из пяти автомобильных бензиновых двигателей L6. Танк использовался американскими войсками в качестве учебной машины, а также поставлялся союзникам.

Средний танк M4A4 «Sherman», Музей техники Вадима Задорожного

Модификация M4A4 отличается удлинённым корпусом в котором установлена бензиновая силовая установка Chrysler A57 multibank (в одном блоке соединено сразу пять автомобильных двигателей).

Средний танк M4A4 «Sherman», Музей техники Вадима Задорожного

Узел парной блокированной подвески VVSS с буферными пружинами. Танки самых ранних серий, до лета 1942 года, имели подвеску с тележками от M2. Этот вариант подвески легко отличить по поддерживающим каткам, расположенным на вершинах тележек.

Средний танк M4A4 «Sherman», Музей техники Вадима Задорожного

У этого танка надмоторная плита от другой модификации. Подвеска, длина корпуса, сочетание наклонного верхнего кормового листа и двухстворчатого люка сзади говорят — это точно M4A4.

Средний танк M4A4 «Sherman», Музей техники Вадима Задорожного

Шаровая установка 7,62-мм курсового пулемёта M1919A4

Появление этой модификации связано с нехваткой двигателей в условиях развёртывания массового производства Шерманов. История "двигательного голода" и его удовлетворения усилиями американской промышленности подробно изложена в статье Юрия Пашолока "Массовый танк для союзников". Летом 1941 года на помощь моторостроителям пришли автомобильные гиганты. Компания General Motors разработала для Шермана спаренную версию дизельного двигателя. Ford предложил V-образный 8-цилиндровый двигатель Ford GAA объёмом 18 литров. Chrysler предложил необычную конструкцию из пяти автомобильных бензиновых двигателей, объединённых в один блок. Далее приведу пространную цитату из вышеупомянутой работы:
"Об этом моторе стоит рассказать подробнее. В отличие от Ford, имевшей авиастроительное подразделение, и General Motors, которая выпускала тяжёлые грузовики, в составе Chrysler Corporation не было предприятий, которые выпускали бы подходящие для средних танков двигатели. Самой тяжёлой продукцией корпорации были 3-тонные грузовики Dodge, оснащённые традиционными для Chrysler рядными 6-цилиндровыми моторами. Их мощность не превышала 100 лошадиных сил.
Под маркой Chrysler же и вовсе выпускались одни легковые автомобили, которые оснащались рядными 6-цилиндровыми моторами семейства Flathead. Один из таких моторов, объёмом 250,6 кубических дюймов (4,11 литра), предназначался для обновлённых версий легковых машин Chrysler S-Royal и Windsor. Как ни странно, именно его и выбрали в качестве основы для создания танкового двигателя.
Можно было бы создать что-то вроде спарки дизельных моторов GM 6–71, но в Chrysler пошли своим путём, тем более что мощности двух моторов для танка всё равно не хватило бы. В одном блоке было соединено сразу пять двигателей, что дало на выходе 30-цилиндровое чудовище. Похожая на звездообразный мотор силовая установка, получившая обозначение Chrysler A57 Multibank, на практике оставалась пятью двигателями. Общего вала у него не было, все пять моторов могли работать независимо. Коленчатые валы передавали мощность на главный вал через шестерёнчатую передачу. Выглядел этот мотор жутковато.
Chrysler A57 Multibank получился очень тяжёлым: полная масса установки, включая систему охлаждения, составляла около 2,5 тонн. Ещё одним недостатком стали размеры. Для пяти автомобильных моторов требовалось либо пять обычных радиаторов, либо один большой. Создатели двигателя выбрали второй вариант. Радиатор получился настолько большим, что по высоте полностью не вписывался в силовое отделение Medium Tank M3. По этой причине на крыше моторного отделения появился специальный выступ, ещё один выступ находился в днище. Перекочевали эти выступы и на Medium Tank M4, оснащённый Chrysler A57 Multibank. Ещё одним недостатком стало то, что крепление вала осталось таким же высоким, как у Continental R975.
Впрочем, у этого чудовища были и сильные стороны. Эта конструкция вполне надёжно работала и имела вполне достаточную для среднего танка мощность — 370 лошадиных сил в нормальном режиме и 425 в максимальном. Наконец, этот мотор мог выпускаться на мощностях фирмы Chrysler, которая с января 1942 года полностью прекратила выпуск легковых автомобилей.
Первым делом двигатель опробовали на переделанном соответствующим образом Medium Tank M3. Испытания проходили с 15 ноября 1941 года, уже в декабре было принято решение стандартизировать танк с таким мотором как Medium Tank M3A4. Всего опытная машина прошла 6,5 тысяч километров. После испытаний мотор пришлось немного доработать, но в целом он показал себя вполне неплохо. Из-за большой силовой установки моторное отделение пришлось немного удлинить, а тележки шасси расставить на большее расстояние. Пилотный экземпляр Medium Tank M3A4 прибыл на Абердинский полигон в феврале 1942 года.
Примерно в это же время было принято решение о выпуске Medium Tank M4 с таким двигателем. Комитет по вооружениям стандартизировал этот танк ещё до постройки первого опытного экземпляра: он получил обозначение Medium Tank M4A4.

Корпус M4A4 тоже пришлось удлинять с примерно 590 см (такую длину имели корпуса M4 с другими силовыми установками) до 606 см. Удлинялась кормовая часть. Полная масса танка выросла до 31,6 тонн: M4A4 оказался не самым тяжёлым — M4A2 был на 200 килограмм тяжелее. Также M4A4 имел увеличенные расстояния между тележками. Число траков выросло с 79 до 83, удельное давление на грунт немного уменьшилось. Как показали испытания, машина имела примерно тот же уровень динамических характеристик, что и остальные танки семейства M4. При этом удлинённое моторное отделение и расставленные на большее расстояние тележки позволяют безошибочно отличить M4A4 от других версий.

Первые Medium Tank M4A4 поступили в Пустынный тренировочный центр в августе 1942 года. Машина оказалась вполне надёжной. Но вот обслуживание таких танков превращалось в сущий кошмар для экипажа. Дело в том, что каждый двигатель имел собственную водяную помпу, а также привод к ней. Несмотря на то, что в кормовой части моторного отделения имелся большой двухстворчатый люк (как на M4 и M4A1), заменить ремни приводов к помпам можно было, только демонтировав мотор. Который, как уже упоминалось, весил 2,5 тонны. Непросто было обслуживать и другие части двигателя. Из-за этого вскоре было принято решение M4A4 на фронт не отправлять, а использовать как учебные машины.
Подобный поворот событий мог привести и к остановке производства, но для M4A4 довольно быстро нашёлся заказчик — британская армия. Англичане активно использовали M4A4. Почему же танк, от которого американские военные отказались, пришёлся англичанам ко двору? Причиной стала надёжность. По английским данным, поступившим в Главное бронетанковое управление Красной армии (ГБТУ КА), M4A4, обозначавшийся англичанами как Sherman V, оказался самым надёжным из танков семейства М4. В то время, как для Sherman III (M4A2) дистанция пробега до капитального ремонта составляла 3200 километров, у Sherman V этот показатель составил 4000 километров. Это и объясняет, почему англичане не испугались трудностей с обслуживанием Chrysler A57 Multibank.

С прожорливостью на уровне тяжёлого танка M4A4 был не интересен советским военным. На одной заправке M4A4 мог преодолеть 182 километра по шоссе и 115 по просёлку, у M4A2 те же показатели составляли 310 и 210 километров. Кроме того, подверглась критике конструкция 30-цилиндрового мотора: он получился слишком сложным и неудобным в обслуживании. Единственным плюсом Chrysler A57 Multibank стала его надёжность: в ходе испытаний нареканий к его работе не было, имевшие место неисправности были связаны с работой ходовой части и масляным фильтром. В отличие от бензина, масла двигатель потреблял немного — всего 2 литра за 118 часов работы."

Дополнительно: Вынужденные импровизации | Warspot.ru

Средний танк M50 (израильская модернизация американского М4А3 «Sherman»)

Немецкий средний танк Pz.Kpfw.III Ausf.J

"Данный Pz.Kpfw.III Ausf.J удалось собрать из кучи обломков, доставшихся от разных танков данного типа. Отчасти это макет, но весьма добротный, по крайней мере, сделан он куда лучше того, что нередко варят из подобных обломков."
Раритет из кусков: yuripasholok

Немецкий командирский танк Pz.Bef.Wg.Ausf.H

Предположительно, при восстановлении машины собирали раннюю версию танка Pz.Bef.Wg.Ausf.H с ранней ходовой частью и муляжом 37-мм пушки. Характерный признак командирской машины: на надмоторной плите командирского танка большая рамочная антенна.

Британский средний крейсерский танк Mk.VIII «Cromwell», A27M

Средний танк Mk.7, FV 4101 «Charioteer»

«Чариотир» — британский средний танк, модернизация танка «Кромвель». Модернизация заключалась в установке новой башни с более мощной 84-мм пушкой. В 1952 году 200 «Кромвелей» были переоборудованы под стандарт «Чариотиров». В британской армии они состояли на вооружении до 1956 года, после чего были проданы другим странам.

Инженерный танк «Churchill AVRE»

AVRE = Armoured Vehicle Royal Engineers.

Инженерный танк «Churchill AVRE», Музей техники Вадима Задорожного

Инженерный «Черчилль» был демилитаризован англичанами методом заполнения бронекорпуса цементным раствором.