Лёгкий танк Т-26РТ образца 1933 года, город Выборг


В городе Выборг, неподалеку от Восточно-Выборгских укреплений, на постаменте стоит Т-26РТ образца 1933 года. Этот однобашенный радиофицированный танк принадлежал 70-й стрелковой дивизии РККА. Боевая машина провалилась под лед в марте 1940 года в районе деревни Виланйоки (Подборовье) между островами Пуккисаари (Клест) и Мустасаари (Черновой). В 2005 году Т-26РТ подняли со на дна Финского залива, отреставрировали на Выборгском судостроительном заводе. Танк установлен в качестве памятника на улице Победы около дома №1. Гранитный постамент изготовлен работниками ЗАО "Возрождение". Торжественное открытие памятника состоялось 8 мая 2007 года.

Т-26РТ, Выборг

В 1933 году начался выпуск однобашенной модификации танка Т-26 оснащенного цилиндрической башней большого диаметра

Т-26РТ, Выборг

Танк вооружён 45-мм пушкой 20K образца 1932 года со спаренным пулеметом ДТ

Т-26РТ, Выборг

Ранний Т-26 с цилиндрической башней клёпано-сварной конструкции, с развитой кормовой нишей овальной формы, образованной продолжением бортовых листов

Т-26РТ, Выборг

Подвеска опорных катков — сблокированная во взаимозаменяемых тележках по четыре, на листовых рессорах

Относительно найденных в танке останков Баир Иринчеев пишет: "Двое в башне успели выскочить. В танке погиб механик-водитель. Его так и не сумели опознать, хотя очень сильно старались - по номеру двигателя, корпуса... Обнаружили танк, когда искали тело провалившегося под лед на снегоходе депутата ГД Рагозина (водочный король, владелец (бывший теперь уже, понятное дело) ЛВЗ "Веда".). Он совершил ту же ошибку, что советские танкисты 65 годами ранее - выехал на лед в район, где из-за течения лед тонкий. Ни он, ни советские танкисты об этом знать не могли. Там рядом на дне еще один Т-26 лежит, вроде двухбашенный. Всего при форсировании Выборгского залива по льду в марте 1940 года утонуло 12 машин, или что-то около этого. Причиной был слабый лед или огонь финской артиллерии".

Т-26РТ, Выборг

С осени 1933 года на Т-26 начали устанавливать радиостанции 71-ТК-1, которыми в первую очередь оснащались машины командиров подразделений, а также часть линейных танков

Т-26РТ, Выборг

Радиостанция имела массу 60 кг и работала на поручневую антенну. Такие антенны демаскировали командирские машины, именно на них противник концентрировал огонь. На поздних сериях поручневую антенну заменили малозаметной штырьевой