Бронетехника стран-участников нацистского блока. Военно-патриотический парк «Патриот»


Штурмовая мортира Sturmmorserwagen 606/4 mit 38 cm RW61 Sturmtiger

Штурмовая мортира  38сm RW61 auf  Sturmmorser Tiger, парк «Патриот»

В парке выставлен опытный образец Штурмтигра с серийным номером 01, построенный на Alkett в августе-сентябре 1943 года. Второй сохранившийся экземпляр выставлен в Кобленце

Штурмовая мортира  38сm RW61 auf  Sturmmorser Tiger, парк «Патриот»

380-мм морской реактивный бомбомёт Raketenwerfer 61, созданный как недорогой аналог торпед и предназначенный для атак транспортов субмаринами из надводного положения

Штурмовая мортира  38сm RW61 auf  Sturmmorser Tiger, парк «Патриот»

Толщина переднего бронелиста рубки составляет 150 мм. Передний лист корпуса усилен бронеплитой, установленной на болтах

Штурмовая мортира  38сm RW61 auf  Sturmmorser Tiger, парк «Патриот»

Ствол ракетомёта прикрыт бронекожухом с юбкой. В районе дульного среза установлен противовес в форме плоской шайбы. Для выхода пороховых газов в торцевом кольце у дульного среза имелось 31 отверстие

Основные источники информации об экспонате: книга Переяславцева и Коломиец «Штурмтигр» и статья в блоге Юрия Пашолок "Самоходная мортира с боевым опытом". В комментариях niemirow_41 делится анекдотичными ситуациями, возникавшими возле этой необычной машины. Цитирую:
"... Немцам так и не удалось создать реактивной системы залпового огня, подобной нашей "Катюше". То, что вы видите – это всего лишь связка обычных минометных стволов!" (экскурсовод)

Сразу вспомнилась история, услышанная от ДШ [Дмитрий Шумаков] в прошлом году. Когда экскурсовод рассказывал о наличии автомата заряжания на ШтурмТигре. На что ДШ и коллега (забыл, кто это был), сидя внутри этого самого Тигра, еле сдерживались от рыданий. Тогда и прозвучала вечная фраза: "Ага, и звали его Ганс!" Видимо, несчастный Ганс отдувался за всех, в перерывах между Штурмтиграми заряжая Панцерверферы!)))

Кстати, о ШтурмТигре.
1. Прошлый год. Посетители, с плохо скрываемым упреком: "А куда пушку от него дели? Украли?!" На удивленное – "Да вот она!" последовало: "да что вы несете -вон же, резьба видна и дырки от болтов!" Скрутили болты и вывернули ствол, варвары!"
2. Этот год. Крашу "Тигр Б", стоя на борту и держась за воздух. Слева снизу: "Простите, а этот танк, что, ядрами стрелял?"
Как не упал, не знаю. Смог выдавить только "Ээээ, что?!" Ответ:"Ну как, царь -пушка же ядрами стреляла, а калибр похож!
"

Штурмовая мортира  38сm RW61 auf  Sturmmorser Tiger, парк «Патриот»

13 августа 1944 года на заводе Alkett был сформирован Stu.Mor.Kp.1000, который включал в себя прототип и первый серийный Sturmmorser

Штурмовая мортира  38сm RW61 auf  Sturmmorser Tiger, парк «Патриот»

Самый известный эпизод боевоего применения Stu.Mor.Kp.1000 – подавление восстания в Варшаве – мортиры разрушали здания и укрепленные сооружения

Штурмовая мортира  38сm RW61 auf  Sturmmorser Tiger, парк «Патриот»

В октябре 1944 года три роты Штурмтигров отправили на Западный фронт. Зафиксирован факт уничтожения одним выстрелом трёх средних танков «Шерман»

Штурмовая мортира  38сm RW61 auf  Sturmmorser Tiger, парк «Патриот»

После войны эту штурмовую мортиру нашли на заводе Brandenburg Eisenwerk (город Кирхмёзер), где производили рубки для Sturmmorser. В 1946 году машину доставили на полигон НИИБТ в Кубинку

Sd.Kfz.166 Штурмовое орудие Sturmpanzer IV Brummbar

"САУ с номером 80834 была выпущена весной 1943-го года. Она попала в 216-й батальон штурмовых танков. Батальон в июне прибыл в район северного фаса Курской дуги. Здесь батальон действовал совместно с "Фердинандами". В районе Понырей самоходка была подбита и захвачена войсками Красной армии. В дальнейшем ее отправили в Кубинку, а с 2016-го года находится в экспозиции Парка Патриот."
Трофей с Курской дуги: tankist_31

Sd.Kfz.184 Противотанковая самоходная установка Sturmgeschutzmit 8,8cm PaK43/2 Ferdinand

Sd.Kfz.184 Противотанковая самоходная установка Sturmgeschutzmit 8,8cm PaK43/2 Ferdinand, парк «Патриот»

Сохранилось два экземпляра этой САУ – один прибыл в парк «Патриот» из Кубинки, второй выставлен в музее на Абердинском полигоне, США

Sd.Kfz.184 Противотанковая самоходная установка Sturmgeschutzmit 8,8cm PaK43/2 Ferdinand, парк «Патриот»

Перед нами ранний экземпляр самоходки – «Фердинанд». В начале 1944 года тяжёлые истребители танков прошли модернизацию и получили название «Элефант»

Sd.Kfz.184 Противотанковая самоходная установка Sturmgeschutzmit 8,8cm PaK43/2 Ferdinand, парк «Патриот»

«Фердинанд» №501, из состава 654-го дивизиона захвачен на Курской дуге 12 июля 1943 года – при выходе из боя застрял на рыхлом грунте

Sd.Kfz.184 Противотанковая самоходная установка Sturmgeschutzmit 8,8cm PaK43/2 Ferdinand, парк «Патриот»

Юрий Пашолок: Поскольку эвакуационный люк Ferdinand из Кубинки был сброшен, корму "зашили" листом. Ну а чтобы люк не пропал, его приварили к крыше.

Юрий Пашолок: "Это единственная машина данного типа, сохранившаяся до наших дней. Самоходная установка с серийным номером 150072 является машиной оберлейтенанта Ганса-Иоахима Вильде, командира 1-й батареи (5./654) 654-го дивизиона тяжелых истребителей танков. В ходе боев за Поныри машина угодила на противотанковую мину, ходовая часть оказалась повреждена. После ее захвата ходовую часть починили, а машину отправили на НИБТ ПОлигон."
Дополнительно: Тяжёлый трофей с Курской дуги | Военно-исторический портал Warspot.ru

Sd.Kfz.186 Противотанковая самоходная установка Jagdtiger

Противотанковая самоходная установка Jagdtiger, парк «Патриот»

Противотанковая самоходная установка Jagdtiger (серийный номер 305083) выпущена в апреле 1945 года, воевала в Pz.Jg.Abt.512.

Противотанковая самоходная установка Jagdtiger, парк «Патриот»

В парк «Патриот» экспонат передан из Кубинки. Вторая трофейная САУ этого типа испытывалась в Свердловске.
Не обращайте внимания на фара – она не оригинальная.

Противотанковая самоходная установка Jagdtiger, парк «Патриот»

Хорошо виден кронштейн, фиксирующий ствол 128-мм орудия в транспортном положении

Противотанковая самоходная установка Jagdtiger, парк «Патриот»

Захваченный в Австриии 05.05.1945 года Jagdtiger относится к последней производственной серии. На это указывают кронштейны для навешивания запасных траков, которые занимают весь борт рубки

Самоходная гаубица StuG 33 Ausf.B

"До наших дней сохранился всего один экземпляр самоходки StuIG 33B. Он находится в Парке Патриот. Самоходка была выпущена в октябре 1942-го года. Серийный номер 105003. Партия из двенадцати машин, в числе которых была и эта, отправилась в конце октября 1942 в Sturmgeschutz Abteilung 177 или 177-ой батальон штурмовых орудий, где с 8 ноября воевала в Сталинграде. В течении следующих трех месяцев, пока велись бои в окружении, все машины этого типа были потеряны, но одна из них досталась советским войскам практически неповрежденной. Она была доставлена в Кубинку."
Источник: Немецкая бронекоробочка: tankist_31

Самоходная гаубица StuG 33 Ausf.B, парк «Патриот»

Самоходная гаубица StuG 33 Ausf.B

Sd.Kfz.173 Panzerjager V Jagdpanther

Немецкий истребитель танков Jagdpanther (серийный номер шасси 303041) выпущен заводом MNH в январе 1945 года. Юрий Пашолок пишет, что данный аппарат собрали из задела корпусов, переданных с другого завода – MIAG. Изнутри машина нетронутая, боевое отделение покрашено грунтовкой.

Противотанковая САУ «Ягдпантера», парк «Патриот»

Немецкий истребитель танков Jagdpanther (серийный номер шасси 303041)

Противотанковая САУ «Ягдпантера», парк «Патриот»

САУ вооружена 88-мм противотанковым орудием Pak 43/3 L/71

Sd.Kfz.181 Тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E

"Танк с серийным номером 250427 был выпущен в июле 1943-го года. Изначально это был командирский танк , но в дальнейшем его переделали в линейный. В феврале 1944-го года , предположительно в районе Умани , танк был брошен при отступлении и захвачен нашими войсками 2-го Украинского фронта. В дальнейшем танк передали на НИИБТ полигон в Кубинку. На танке заметна отметина от снаряда , а также остатки циммерита. После войны танк остался в экспозиции полигона в Кубинке. "
Источник: Тигр : tankist_31

Этот же экспонат, на предыдущем месте хранения: Sd.Kfz.181 Тяжёлый танк Pz.Kpfw.VI Ausf. E Tiger. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники.

Тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, парк «Патриот»

Sd.Kfz.181 Тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E

"После далеко не самого удачного дебюта подо Мгой активность 502-го танкового батальона на некоторое время сошла на нет. Вновь в бой батальон был введен 13 января 1943 года. За день до того началась операция «Искра», целью которой был прорыв блокады Ленинграда. Первые боевые потери батальон понёс 17 января: не повезло машинам с серийными номерами 250003 и 250006, одна из которых застряла, а вторая получила попадание в башню. Также у второй машины вышла из строя трансмиссия. Оба танка подорвали.
...
Понимая, что ситуация вокруг Рабочего поселка №5 накаляется, командование батальона 17 января отправило в помощь один Pz.Kpfw.III и два Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E (последние, впрочем, подошли позже). Получив подкрепление, немцы решили провести разведку боем. Рано утром 18 января три Pz.Kpfw.III вместе с пехотой снялись с позиций. Судьбе было угодно, чтобы у командования советской 61-й танковой бригады в это же время также возникла идея провести разведку боем. Отряд лыжников поддерживал танк Т-60 под командованием лейтенанта Л.И. Осатюка. Примерно в 7:30 утра произошла неожиданная встреча. Разумеется, с немецкими Pz.Kpfw.III лёгкий Т-60 ничего сделать не мог, так что Осатюк скомандовал механику-водителю, старшине И.М. Макаренкову: «Ваня, танцуй!»
Виртуозно управляя танком, Макаренков уходил от погони. Вдвоем с Осатюком они заманили немецкие танки на позиции противотанковой батареи. В результате два Pz.Kpfw.III были уничтожены, а третий хоть и ушел, но недалеко. Этот эпизод стал первым в серии неудач, которые преследовали немцев в Рабочем поселке №5. Избавившись от преследователей, Осатюк открыл огонь по вражеской пехоте, а затем последовала советская атака. В ее ходе пять Т-60 было подбито и один сгорел. Но соседние бригады поддержали наступление, немцы в связи с этим были вынуждены оголить линию обороны и потерпели поражение. Рабочий поселок №5 к 12:00 18 января был взят.
В руках красноармейцев оказался брошенный Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E с башенным номером 121 и серийным номером 250004. Согласно немецким данным, у него сломался двигатель и вышел из строя радиатор. Судя по советскому описанию, немецкая информация близка к истине. В момент захвата танк находился в ремонте.
И это был не финал в череде неприятностей 502-го танкового батальона. Не зная, что Рабочий поселок №5 захвачен, к нему выдвинулся командирский танк с башенным номером 100 и серийным номером 250009. Немного не доезжая поселка, танк свернул с дороги и угодил в торфяную разработку. Экипаж покинул машину и пошел в сторону поселка. Поняв, что впереди совсем не немцы, экипаж танка ретировался. Так Красная армия заполучила два «Тигра», один из которых немцы сломали, а второй и вовсе потеряли невредимым. Вместе с танками красноармейцам достались еще и документы, включая краткую инструкцию и путевой лист
".
Источник: Тяжёлый трофей | Warspot.ru

Тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, парк «Патриот»

Тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E

Sd.Kfz.182 Тяжёлый танк Kpfw.VI Ausf.B Tiger II

Этот же «Королевский тигр» во время хранения в Кубинке: Sd.Kfz.182 Тяжёлый танк Pz.Kpfw.VI Ausf. B Tiger II. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники.

"В июле – начале августа 1944 года в ходе Львовско-Сандомирской операции советские войска вели ожесточенные бои за плацдарм на левом берегу Вислы недалеко от польского города Сандомир. Во второй волне атакующих, в ночь на 1-е августа подошла к Висле и начала переправу 3-я гвардейская танковая армия генерал-лейтенанта Павла Семеновича Рыбалко, а в ее составе 53-я гвардейская танковая бригада под командованием полковника Василия Сергеевича Архипова.
...
С 12-го на 13-е в бригаду прибыло артусиление, в том числе тяжелые гаубицы, СУ-85 и «зверобои» СУ-152. Всю ночь за передним краем противника, со стороны села Оглендув, нарастая, слышался рев танковых моторов. Немцы готовили атаку.
...
Архипов доложил данные разведки в штаб корпуса и принял решение устроить засаду у выхода из лощины. Но немецкие тяжелые танки еще нужно заставить повернуться к пушкам слабой боковой броней. В бригаде такой способ называли «заигрывающий танк». Задача танка огнем привлечь на себя внимание противника и вынудить его развернуться к себе лобовой броней (и боком к засаде). Группу «заигрывания» из трех средних танков возглавил заместитель командира батальона старший лейтинатнт Ивушкин. Недалеко от гряды песчанных дюн, за которыми пряталась засада, лощина выводила дорогу в поле, а в поле стояло несколько неубранных стогов. Команда лейтенанта Ивушкина собрала в нужном месте еще три стога и спрятала в них свои машины. Астахов лично проверил маскировку. С рассветом началачь немецкая артподготовка. И артилерия и люфтваффе обрабатывали подходы к Сташуву. Разведка противника не обнаружила дислокацию 53-й бригады, что увеличивало шансы на успех засады. Астахов приказал всем соблюдать маскировку и ждать танки. Через час после рассвета рассеялся туман и по лощине покатился низкий гул танковых моторов. Первыми из лощины показались легковая машина и автобус. Астахов все время держал связь с группой Ивушкина и приказал пропустить транспорт немцев. Штабная группа заехала в тыл батальона капитана Коробова, но засаду так и не обнаружила.
Наконец, из лощины, медленно, пробуксовывая на песке показался первый «Королевский тигр» (как потом узнали танкисты бригады). Астахов приказал не выдавать себя и подпустить на 400 метров. Когда из лощины показался третий танк, первый уже прошел «стога» группы Ивушкина. Больше ждать было нельзя, и полковник дал приказ начинать. Немцы не ожидали атаки: два «Королевских тигра» были подбиты, третий почти развернулся, но ему перебило гусеницу и он застыл. Пока шел бой с головными танками, из лощины выезжали новые, сходу поворачивая к группе Ивушкина и, соответственно, боком к засаде. Полковник Архипов решил, что противник достаточно втянулся в бой и десятка три стволов от 85 до 152 миллиметров прямой наводкой, разом ударили по немецким танкам. Следом подключалась гаубичная артиллерия и штурмовая авиация. Бой длился недолго. Оставшиеся машины немцы пытались увести через лощину. Батальон Коробова «на плечах» отступающих занял село Оглендув, где захватила три неповрежденных брошенных «Королевских тигра» (один из них на фото).
На поле боя перед позициями 53-й бригады осталось 24 немецких танка. Сколько из них было «Королевских Тигров» сказать трудно. Поскольку танк был незнакомый, при учете немецких потерь, его засчитывали то как «тигр», то как «пантеру». По некоторым оценкам на утро 13-го августа 1944 года в 501-ом тяжелом танковом батальоне значилось 45 машин (из них до половины «Королевских тигров»), к вечеру осталось 7. Командир Т-34 из группы Ивушкина младший лейтенант Александр Петрович Оськин за три сожженных «Королевский тигра», и командир 53-й танковой бригады Василий Сергеевич Архипов были награждены званием Героя Советского Союза. Бронетанковый музей в Кубинке экспонирует трофейный «Королевский тигр», на его стволе написано: «Слава Коробову».
"
Источник: «Игры» с «тиграми» | Warspot.ru

Sd.Kfz.161 Средний танк PzKpfw.IV Ausf.G

"Ныне в музейный сектор парка "Патриот" перемещено много машин с Кубинки, в том числе и ходовые машины, включая те, что весьма активно эксплуатировались. В их числе оказался и немецкий средний танк Pz.Kpfw.IV Ausf.G, единственная в России оригинальная "четверка", еще и на ходу. Судьба у машины весьма бурная. Серийный номер шасси 82937, произведен на Grusonwerk в октябре 1942 года, входил в состав 201 танкового полка 23 танковой дивизии. Официально потерян в конце 1942 года (по другим данным 10 января 1943 года). У машины есть большая отметина с правой стороны моторного отделения, сработала вышибная панель бака под башней. На самом деле машина отправилась в капремонт. Когда мы данный танк обдирали, последним был найден поздний Dunkelgelb, появившийся никак не ранее весны 1944 года. "
Источник: Боец с Миус-фронта : yuripasholok

Поворотный бинокулярный перископический смотровой прибор механика-водителя самоходных установок StuG, StuH и танков PzKpfw.III, PzKpfw.IV, парк «Патриот»

Поворотный бинокулярный перископический смотровой прибор механика-водителя самоходных установок StuG, StuH и танков PzKpfw.III, PzKpfw.IV. Найден поисковым клубом "Фронтовые дороги" при раскопках в районе где проходила Ржевско-Вяземская наступательная операция.

Sd.Kfz.101 Лёгкий танк PzKpfw.I Ausf.B

"До наших дней сохранилось всего 3 комплектных экземпляра Pz.Kpfw.I Ausf.B. Один из них находится в Испании, один в США, а третий на экспозиции парка "Патриот". Из этих трех машина, находящаяся в России, самая интересная и загадочная. Он имеет серийный номер 16208, выпущен на заводе MIAG. Самое занятное то, что формально это не Pz.Kpfw.I Ausf.B. Это машина, которая официально именовалась Schulfahrzeuge, то есть «учебная машина». Фактически же это был всё тот же Pz.Kpfw.I Ausf.B, у которого на месте подбашенной коробки ставились ограждения. Также немного отличалась надмоторная плита, у которой рымы были перенесены с бортов на крышу, а саму её делали из неброневой стали. Всего было построено 295 Schulfahrzeuge. Последние 17 учебных танков с номерами 16201–16217 выпустили на MIAG. находящаяся в экспозиции машина относится именно к этому типу. Как правило, считается, что эти танки выпускались исключительно для учебных целей и в боевых действиях участие не принимали. Но что имеем, то имеем – танк вполне себе боевой и захвачен в бою.
...
Откуда же он появился? Дело в том, что часть Pz.Kpfw.I Ausf.A, помимо уже упоминавшихся 150 1.Serie/La.s., переделали в учебные танки путём демонтажа подбашенных коробок с башнями. В результате образовался весьма немалый запас башен и подбашенных коробок. Естественно, возникла логичная идея под них выпустить дополнительную серию шасси. Так появились машины, которые формально не назывались Pz.Kpfw.I Ausf.B, но в реальности были им почти идентичны (кроме того, что имели башни от Pz.Kpfw.I Ausf.A). Обозначались такие танки Umsetz-Fahrzweuge, то есть «переделанная машина». Внешне они полностью повторяли Pz.Kpfw.I Ausf.B, находящийся в парке «Патриот». Отличить их от обычных Pz.Kpfw.I Ausf.B легко, достаточно взглянуть на башню. У Pz.Kpfw.I Ausf.B рымы находятся на крыше башни, а у Pz.Kpfw.I Ausf.A – на бортах.
Еще одним занятным фактом является информация, что танк был плавающим. Никакой информации, кроме того, что в 18 ТД было 6 Pz.Kpfw.I, нет. Тем не менее, танк из парка "Патриот", и Pz.Kpfw.I Ausf.B со странным "обвесом", который стоял на трофейной выставке в Парке культуры им. Горьково – это одна и та же машина.
"
Источник: Pz.Kpfw.I Ausf.B из парка "Патриот": yuripasholok

Лёгкий танк Pz.Kpfw.I Ausf.B, парк «Патриот»

Лёгкий танк PzKpfw.I Ausf.B

Sd.Kfz.101 Лёгкий танк PzKpfw.I Ausf.F

Pz.Kpfw.I Ausf.F с серийным номером 150 329, выпущенный в ноябре 1942 года, находился в составе 2-й полицейской танковой роты. Действовала она в Беларуси совместно с 4-м полицейским полком СС. Машину захватили в июне 1944 года.

Лёгкий танк Pz.Kpfw.I Ausf.F, парк «Патриот»

Лёгкий танк PzKpfw.I Ausf.F

Sd.Kfz.124 Самоходная гаубица Wespe

Sd.Kfz.164 Противотанковая САУ Nashorn (Hornisse)

Дистанционно-управляемые носители взрывчатки

Радиоуправляемая танкетка Borgward-IV (Sd.Kfz 301 Ausf.С), парк «Патриот»

Радиоуправляемая танкетка Borgward-IV (Sd.Kfz 301 Ausf.С)

Самоходные мины «Goliath», парк «Патриот»

Самоходные мины «Goliath»

Самоходная мина «Goliath» (Sd.Kfz.302, E-Motor – с электродвигателем), парк «Патриот»

Самоходная мина «Goliath» (Sd.Kfz.302, E-Motor – с электродвигателем)

Самоходная мина «Goliath» (Sd.Kfz.302, E-Motor – с электродвигателем), парк «Патриот»

Самоходная мина «Goliath» (Sd.Kfz.302, E-Motor – с электродвигателем)

Самоходная мина «Goliath» (Sd.Kfz.303, V-Motor – с двигателем внутреннего сгорания), парк «Патриот»

Самоходная мина «Goliath» (Sd.Kfz.303, V-Motor – с двигателем внутреннего сгорания)

Самоходная мина «Goliath» (Sd.Kfz.303, V-Motor – с двигателем внутреннего сгорания), парк «Патриот»

Самоходная мина «Goliath» (Sd.Kfz.303, V-Motor – с двигателем внутреннего сгорания)

Лёгкий танк Char leger d'accompagnement (легкий танк сопровождения) Renault R35

"Принятый 25 апреля 1935 на вооружение французской армии лёгкий танк Char leger Modele 1935 R оказался во многом компромиссной машиной. Создававшийся как замена для Renault FT, этот танк не сильно ушёл от предшественника по скорости перемещения, а по вооружению так и вовсе был ему равнозначен. Конечно, у нового танка была более мощная броня, но дальнейшие события показали, что и на неё особо полагаться не стоило. Французская пехота стала всё чаще посматривать в сторону FCM 36 — машины дорогой, но более подходящей на роль пехотного танка. Спасти ситуацию с Renault R 35 должна была модернизация самого слабого его звена — ходовой части. Новый танк с усовершенствованной подвеской и пушкой с удлинённым стволом получил название R 40. Он смог, наконец, удовлетворить требования заказчиков, но появился слишком поздно. Отчасти Renault R 35 стал жертвой желаний французского пехотного командования нарастить броню танка, оставив его в прежних габаритах. В результате танк довольно быстро вышел за рамки 6-тонного весового класса, а под конец разработки перешагнул и 10-тонную планку. Это не могло не сказаться на его ходовых качествах, причём в данном случае критическим параметром оказалась не скорость. Дело в том, что с точки зрения французской пехоты высокая скорость передвижения не являлась наиболее приоритетным параметром. В конце концов, основной задачей R 35 было сопровождение боевых порядков наступающей пехоты, а она при всём желании бежать по полю боя со скоростью лошади не могла. ".
Юрий Пашолок, «Неисправимый» | Warspot.ru

Лёгкий танк сопровождения (Char leger d'accompagnement) Renault R35, парк «Патриот»

Французский лёгкий танк Char leger d'accompagnement 1935 R в вермахте получил индекс Panzerkampfwagen 35R (f) или Panzerkampfwagen 731 (f)

Лёгкий танк сопровождения (Char leger d'accompagnement) Renault R35, парк «Патриот»

R35 — базовая модификация, толщина боковых стенок башни с углом наклона 32° составила 40 мм, лобовой части – 43 мм, 37 мм пушка SA18 L/21

Лёгкий танк сопровождения (Char leger d'accompagnement) Renault R35, парк «Патриот»

Вермахт использовал R35 для противопартизанских операций и задач охранения, а также в качестве невооружённых тягачей и шасси для 47-мм САУ

Лёгкий танк сопровождения (Char leger d'accompagnement) Renault R35, парк «Патриот»

В 1948 году танки R35 использовались сирийской армией во время арабо-израильской войны

"Результаты устаревших взглядов на применение танков, основанных на опыте Первой мировой войны, французской армии пришлось расхлебывать в боях мая-июня 1940 года. Впрочем, первыми, кто опробовал Renault R 35 в бою, были поляки. Польская армия получила 50 танков этого типа, но из-за недостаточной обученности экипажей и по ряду других причин применение R 35 в сентябре 1939 года оказалось скомканным. Часть машин досталась немцам и Красной армии в исправном состоянии. В целом можно сказать, что польские танки 7TP были куда более ценными машинами, поскольку оказались более манёвренными и легко пробивали любые немецкие танки того периода.

Что же касается непосредственно боёв во Франции, то их итоги оказались вполне закономерными. Renault R 35 стал самым массовым французским танком Второй мировой войны (если не считать архаичного Renault FT), но при этом он был совершенно к ней не приспособлен. Никаких массовых и неторопливых атак сотнями танков в стиле сражений Первой мировой теперь не было и в помине. Воевать пришлось с высокомобильным противником. Фактически танковые батальоны (BCC, Bataillon de Chars de Combat), оснащённые Renault R 35, выступали в роли статистов, от которых мало что зависело. Дрались французы яростно, но что можно сделать, когда твоя пушка не способна пробить большинство немецких танков, а твоя броня пробивается 37-мм пушками на дистанциях меньше 300 метров?
И это не считая того, что командир французского танка – одновременно и наводчик, и заряжающий, а иногда ещё и радист. Даже старенький и признанный самими французами неудачным Renault D1 оказался в новой войне более эффективным. За свою экономность и просчёты с выводами о характере грядущей войны французы заплатили очень дорого.
".
Юрий Пашолок, «Меньше, да больше» | Warspot.ru

Senileta Malaxa Tip UE (румынская лицензионная копия французского лёгкого транспортёра Renault UE Chenillette)

"В конце 1928 года в Великобритании была создана танкетка Carden-Loyd Мk VI, которая позиционировалась фирмой-изготовителем как дешевая бронированная гусеничная машина для разведки и охранения. Поскольку на рубеже 20–30-х годов законодателями мод в строительстве бронетехники продолжали считаться английские фирмы, танкетка охотно приобреталась вооруженными силами различных государств, в том числе и для лицензионного производства на собственных заводах. В частности, на базе Carden-Loyd Mk VI были созданы польские танкетки TK-3 и TKS, итальянские танкетки CV29 и CV3/33, советская – Т-27, японская – «Тип 92» и французская – Renault UE.
...
Французские инженеры внесли в первоначальную конструкцию существенные изменения. Было изменено бронирование танкетки – установлена бронированная крыша, а экипаж танкетки, состоявший из сидевшего слева водителя и сидевшего справа командира, получил в качестве защиты два бронированных колпака со смотровыми щелями (в походном положении колпаки откидывались назад). Усиление бронирования увеличило массу машины и потребовало внесения корректив в конструкцию ходовой части. Двигатель (его мощность была увеличена с 22 до 35 л.с.) и трансмиссия были перенесены в переднюю часть (в английской танкетке двигатель располагался в средней части между местами членов экипажа). Ходовая часть Renault UE состояла из трех тележек со сблокированными попарно опорными катками, заднего направляющего колеса, а также переднего ведущего и двух поддерживающих катков на каждый борт (в английской танкетке было 4 опорных катка, а поддерживающие катки отсутствовали). Французы отказались от штатного вооружения, но добавили грузовой отсек в задней части машины (из-за его ограниченных размеров к танкетке обычно цеплялся гусеничный прицеп грузоподъемностью 0,5 тонны).
"
Источник: Андрей Малеев, «Французская танкетка Renault UE» | Warspot.ru

Senileta Malaxa Tip UE, парк «Патриот»

Senileta Malaxa Tip UE (румынская лицензионная копия французского лёгкого транспортёра Renault UE Chenillette)

Senileta Malaxa Tip UE, парк «Патриот»

Румынское название Senileta Malaxa Tip UE (легкая бронемашина Малакса тип UE)

"Находясь ещё в качестве союзника румынская армия в 1937 г. пожелали иметь на вооружении транспортер, аналогичный французскому. Для этого была приобретена лицензия, а также отдельные узлы и агрегаты, поставку которых осуществлял концерн АМХ. Производство румынского варианта наладили на заводе фирмы Malaxa в Бухаресте в начале 1939 г. под названием Senileta Malaxa Tip UE (легкая бронемашина Малакса тип UE). По плану предстояло построить 300 машин, но в связи с поражением Франции поставки комплектующих прекратились и в марте 1941 г., после сборки 126 транспортеров, их выпуск завершился. В основном эти машины передавались механизированным кавалерийским полкам, где UE вводили в состав противотанковых подразделений и в основном использовались как тягачи для французских пушек 47мм Schneider Modele 1936 и транспортеры снаряжения. К 1943 г. уцелело не более 50 транспортеров, 33 из которых продолжали использоваться для обучения танковых экипажей и ещё 17 были доработаны фирмой Malaxa для буксировки немецкой противотанковой пушки 5,0сm Рak L/60".
Источник: «Полная энциклопедия танков мира 1915-2000», составитель Г.Л. Холявский

Танкетка Fiat-Ansaldo C.V.35 II serie

"К 1930-м годам итальянская автомобильная промышленность достигла высокого уровня развития и приобрела значительный опыт в изготовлении бронеавтомобилей. Поэтому, покупая в 1929 году лицензию на производство танкетки «Карден-Лойд» Mk.VI, итальянское военное министерство рассчитывало быстро организовать ее производство. Последнее поручили фирме «Fiat-Ansaldo». Танкетка Сагго Veloce CV29 отличалась от английского прототипа установкой итальянского пулемета и наличием откидных колпаков над головами членов экипажа. Сразу же начались работы по ее модернизации, завершившиеся в 1933 году принятием на вооружение танкетки CV3/33.
...
Танкетки CV3/35 получили спаренные пулеметы Fiat 35 (CV3/35 I) или Breda 38 (CV3/35 II). У модификации CV3/35 II по сравнению с CV3/33 усилили подвеску, а также уменьшили отверстия смотровых щелей и выхлопных труб. Боевая масса машины составляла 3,5 т. Боекомплект: 2170 патронов для Fiat 35 или 1896 патронов для «Бреда 38». На танкетке устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный рядный двигатель Fiat CV 3-005 мощностью 43 л.с. Ходовая часть применительно к одному борту включала семь опорных обрезиненных катков, четыре из которых были сблокированы в две тележки, остальные — закреплены индивидуально. Вместо поддерживающих роликов использовался направляющий желоб. Машина развивала максимальную скорость 42 км/ч, запас хода —150 км.
".
Барятинский М.Б., «Танкетка Т-27 и другие» («Бронеколлекция» №3/2008)

Танкетка Fiat-Ansaldo C.V.35 II serie, парк «Патриот»

Упрощённая верхняя часть корпуса C.V.35 II serie - сборка на болтах вместо заклёпок у танкетки C.V.3/33

"В начальный период Второй мировой войны танкетки L3 (общее наименование для всего семейства) составляли основу бронетанкового парка итальянской армии. Всего из них было сформировано 26 батальонов и три группы эскадронов. В нападении на южные районы Франции участвовало три таких батальона. В Греции и Югославии воевала 131-я танковая дивизия «Чентауро», куда входили 7-, 8-, 31- и 32-й батальоны. В начальный период боевых действий в Северной Африке здесь имелось четыре батальона танкеток. В Абиссинии и Сомали (итальянская Восточная Африка) действовали еще четыре батальона. Еще несколько батальонов находилось в составе полковых групп, специальной танковой бригады и 132-й танковой дивизии «Ариэте».
В ходе боевых действий выяснилось, что несмотря на маневренность и быстроходность танкетки семейства L3 не могли противостоять пушечным машинам противника. Поэтому с начала 1941 года L3 постепенно заменялись в боевых частях в Африке танками М13/40 и L6/40. Активно танкетки продолжали использоваться в основном против партизан в Югославии. После капитуляции Италии часть машин досталась югославам, часть хорватским войскам и германскому Вермахту, который использовал их для противопартизанских операций в Югославии. Более того, по заказу германских властей в 1944 году собрали еще 17 танкеток L3. Этими машинами оснащались танковые группы RSI «Леончелло» и «Леонесса» (Итальянской фашистской республики Сало).
В 1930-х годах значительное количество танкеток было поставлено в Афганистан, Албанию, Австрию, Боливию, Бразилию, Болгарию, Венгрию, Испанию, Ирак и Китай.
".
Барятинский М.Б., «Танкетка Т-27 и другие» («Бронеколлекция» №3/2008)

Лёгкий танк Fiat L6/40