Бронетехника стран-участников нацистского блока. Военно-патриотический парк «Патриот»


Штурмовая мортира Sturmmorserwagen 606/4 mit 38 cm RW61 Sturmtiger

Штурмовая мортира  38сm RW61 auf  Sturmmorser Tiger, парк «Патриот»

В парке выставлен опытный образец Штурмтигра с серийным номером 01. Второй сохранившийся экземпляр выставлен в Кобленце

Штурмовая мортира  38сm RW61 auf  Sturmmorser Tiger, парк «Патриот»

380-мм морской реактивный бомбомёт Raketenwerfer 61, созданный как недорогой аналог торпед и предназначенный для атак транспортов субмаринами из надводного положения

Штурмовая мортира  38сm RW61 auf  Sturmmorser Tiger, парк «Патриот»

Толщина переднего бронелиста рубки составляет 150 мм. Передний лист корпуса усилен бронеплитой, установленной на болтах

Штурмовая мортира  38сm RW61 auf  Sturmmorser Tiger, парк «Патриот»

Ствол ракетомёта прикрыт бронекожухом с юбкой. В районе дульного среза установлен противовес в форме плоской шайбы. Для выхода пороховых газов в торцевом кольце у дульного среза имелось 31 отверстие

Основные источники информации об экспонате: книга Переяславцева и Коломиец «Штурмтигр» и статья в блоге Юрия Пашолок "Самоходная мортира с боевым опытом". В комментариях niemirow_41 делится анекдотичными ситуациями, возникавшими возле этой необычной машины. Цитирую:
"... Немцам так и не удалось создать реактивной системы залпового огня, подобной нашей "Катюше". То, что вы видите - это всего лишь связка обычных минометных стволов!" (экскурсовод)

Сразу вспомнилась история, услышанная от ДШ [Дмитрий Шумаков] в прошлом году. Когда экскурсовод рассказывал о наличии автомата заряжания на ШтурмТигре. На что ДШ и коллега (забыл, кто это был), сидя внутри этого самого Тигра, еле сдерживались от рыданий. Тогда и прозвучала вечная фраза: "Ага, и звали его Ганс!" Видимо, несчастный Ганс отдувался за всех, в перерывах между Штурмтиграми заряжая Панцерверферы!)))

Кстати, о ШтурмТигре.
1. Прошлый год. Посетители, с плохо скрываемым упреком: "А куда пушку от него дели? Украли?!" На удивленное - "Да вот она!" последовало: "да что вы несете -вон же, резьба видна и дырки от болтов!" Скрутили болты и вывернули ствол, варвары!"
2. Этот год. Крашу "Тигр Б", стоя на борту и держась за воздух. Слева снизу: "Простите, а этот танк, что, ядрами стрелял?"
Как не упал, не знаю. Смог выдавить только "Ээээ, что?!" Ответ:"Ну как, царь -пушка же ядрами стреляла, а калибр похож!
"

Штурмовая мортира  38сm RW61 auf  Sturmmorser Tiger, парк «Патриот»

13 августа 1944 года на заводе Alkett был сформирован Stu.Mor.Kp.1000, который включал в себя прототип и первый серийный Sturmmorser

Штурмовая мортира  38сm RW61 auf  Sturmmorser Tiger, парк «Патриот»

Самый известный эпизод боевоего применения Stu.Mor.Kp.1000 - подавление восстания в Варшаве - мортиры разрушали здания и укрепленные сооружения

Штурмовая мортира  38сm RW61 auf  Sturmmorser Tiger, парк «Патриот»

В октябре 1944 года три роты Штурмтигров отправили на Западный фронт. Зафиксирован факт уничтожения одним выстрелом трёх средних танков «Шерман»

Штурмовая мортира  38сm RW61 auf  Sturmmorser Tiger, парк «Патриот»

После войны эту штурмовую мортиру нашли на заводе Brandenburg Eisenwerk (город Кирхмёзер), где производили рубки для Sturmmorser. В 1946 году машину доставили на полигон НИИБТ в Кубинку

Sd.Kfz.166 Штурмовое орудие Sturmpanzer IV Brummbar

Sd.Kfz.184 Противотанковая самоходная установка Sturmgeschutzmit 8,8cm PaK43/2 Ferdinand

Sd.Kfz.184 Противотанковая самоходная установка Sturmgeschutzmit 8,8cm PaK43/2 Ferdinand, парк «Патриот»

Сохранилось два экземпляра этой САУ - один прибыл в парк «Патриот» из Кубинки, второй выставлен в музее на Абердинском полигоне, США

Sd.Kfz.184 Противотанковая самоходная установка Sturmgeschutzmit 8,8cm PaK43/2 Ferdinand, парк «Патриот»

Перед нами ранний экземпляр самоходки - «Фердинанд». В начале 1944 года тяжёлые истребители танков прошли модернизацию и получили название «Элефант»

Sd.Kfz.184 Противотанковая самоходная установка Sturmgeschutzmit 8,8cm PaK43/2 Ferdinand, парк «Патриот»

«Фердинанд» №501, из состава 654-го дивизиона захвачен на Курской дуге 12 июля 1943 года - при выходе из боя застрял на рыхлом грунте

Sd.Kfz.184 Противотанковая самоходная установка Sturmgeschutzmit 8,8cm PaK43/2 Ferdinand, парк «Патриот»

Юрий Пашолок: Поскольку эвакуационный люк Ferdinand из Кубинки был сброшен, корму "зашили" листом. Ну а чтобы люк не пропал, его приварили к крыше.

Юрий Пашолок: "Это единственная машина данного типа, сохранившаяся до наших дней. Самоходная установка с серийным номером 150072 является машиной оберлейтенанта Ганса-Иоахима Вильде, командира 1-й батареи (5./654) 654-го дивизиона тяжелых истребителей танков. В ходе боев за Поныри машина угодила на противотанковую мину, ходовая часть оказалась повреждена. После ее захвата ходовую часть починили, а машину отправили на НИБТ ПОлигон."
Дополнительно: Тяжёлый трофей с Курской дуги | Военно-исторический портал Warspot.ru

Sd.Kfz.186 Противотанковая самоходная установка Jagdtiger

Противотанковая самоходная установка Jagdtiger, парк «Патриот»

Противотанковая самоходная установка Jagdtiger

Противотанковая самоходная установка Jagdtiger, парк «Патриот»

В парк «Патриот» экспонат передан из Кубинки. Вторая трофейная САУ этого типа испытывалась в Свердловске

Противотанковая самоходная установка Jagdtiger, парк «Патриот»

Хорошо виден кронштейн, фиксирующий ствол 128-мм орудия в транспортном положении

Противотанковая самоходная установка Jagdtiger, парк «Патриот»

Захваченная 05.05.1945 года САУ Jagdtiger относится к последней производственной серии. На это указывают кронштейны для навешивания запасных траков, которые занимают весь борт рубки

Самоходная гаубица StuG 33 Ausf.B

Самоходная гаубица StuG 33 Ausf.B, парк «Патриот»

Самоходная гаубица StuG 33 Ausf.B

Противотанковая САУ «Ягдпантера», парк «Патриот»

САУ вооружена 88-мм противотанковым орудием Pak 43/3 L/71

Противотанковая САУ «Ягдпантера», парк «Патриот»

Противотанковая САУ «Ягдпантера»

Sd.Kfz.181 Тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E

"В России до наших дней дожило два немецких тяжелых танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Один из них с августа 2016 года стоит в новой экспозиции парка "Патриот". Машина все еще выкрашена в цвета 505-го ТТБ, но принадлежит явно не этой части. Известно, что прибыла она в Кубинку в феврале 1944 года со 2-го Украинского Фронта. "
Источник: Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, парк "Патриот": yuripasholok

Этот же экспонат, на предыдущем месте хранения: Sd.Kfz.181 Тяжёлый танк Pz.Kpfw.VI Ausf. E Tiger. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники.

Тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, парк «Патриот»

Sd.Kfz.181 Тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E

"После далеко не самого удачного дебюта подо Мгой активность 502-го танкового батальона на некоторое время сошла на нет. Вновь в бой батальон был введен 13 января 1943 года. За день до того началась операция «Искра», целью которой был прорыв блокады Ленинграда. Первые боевые потери батальон понёс 17 января: не повезло машинам с серийными номерами 250003 и 250006, одна из которых застряла, а вторая получила попадание в башню. Также у второй машины вышла из строя трансмиссия. Оба танка подорвали.
...
Понимая, что ситуация вокруг Рабочего поселка №5 накаляется, командование батальона 17 января отправило в помощь один Pz.Kpfw.III и два Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E (последние, впрочем, подошли позже). Получив подкрепление, немцы решили провести разведку боем. Рано утром 18 января три Pz.Kpfw.III вместе с пехотой снялись с позиций. Судьбе было угодно, чтобы у командования советской 61-й танковой бригады в это же время также возникла идея провести разведку боем. Отряд лыжников поддерживал танк Т-60 под командованием лейтенанта Л.И. Осатюка. Примерно в 7:30 утра произошла неожиданная встреча. Разумеется, с немецкими Pz.Kpfw.III лёгкий Т-60 ничего сделать не мог, так что Осатюк скомандовал механику-водителю, старшине И.М. Макаренкову: «Ваня, танцуй!»
Виртуозно управляя танком, Макаренков уходил от погони. Вдвоем с Осатюком они заманили немецкие танки на позиции противотанковой батареи. В результате два Pz.Kpfw.III были уничтожены, а третий хоть и ушел, но недалеко. Этот эпизод стал первым в серии неудач, которые преследовали немцев в Рабочем поселке №5. Избавившись от преследователей, Осатюк открыл огонь по вражеской пехоте, а затем последовала советская атака. В ее ходе пять Т-60 было подбито и один сгорел. Но соседние бригады поддержали наступление, немцы в связи с этим были вынуждены оголить линию обороны и потерпели поражение. Рабочий поселок №5 к 12:00 18 января был взят.
В руках красноармейцев оказался брошенный Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E с башенным номером 121 и серийным номером 250004. Согласно немецким данным, у него сломался двигатель и вышел из строя радиатор. Судя по советскому описанию, немецкая информация близка к истине. В момент захвата танк находился в ремонте.
И это был не финал в череде неприятностей 502-го танкового батальона. Не зная, что Рабочий поселок №5 захвачен, к нему выдвинулся командирский танк с башенным номером 100 и серийным номером 250009. Немного не доезжая поселка, танк свернул с дороги и угодил в торфяную разработку. Экипаж покинул машину и пошел в сторону поселка. Поняв, что впереди совсем не немцы, экипаж танка ретировался. Так Красная армия заполучила два «Тигра», один из которых немцы сломали, а второй и вовсе потеряли невредимым. Вместе с танками красноармейцам достались еще и документы, включая краткую инструкцию и путевой лист
".
Источник: Тяжёлый трофей | Warspot.ru

Тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, парк «Патриот»

Тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E

Sd.Kfz.182 Тяжёлый танк Kpfw.VI Ausf.B Tiger II

Этот же «Королевский тигр» во время хранения в Кубинке: Sd.Kfz.182 Тяжёлый танк Pz.Kpfw.VI Ausf. B Tiger II. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники.

"В июле – начале августа 1944 года в ходе Львовско-Сандомирской операции советские войска вели ожесточенные бои за плацдарм на левом берегу Вислы недалеко от польского города Сандомир. Во второй волне атакующих, в ночь на 1-е августа подошла к Висле и начала переправу 3-я гвардейская танковая армия генерал-лейтенанта Павла Семеновича Рыбалко, а в ее составе 53-я гвардейская танковая бригада под командованием полковника Василия Сергеевича Архипова.
...
С 12-го на 13-е в бригаду прибыло артусиление, в том числе тяжелые гаубицы, СУ-85 и «зверобои» СУ-152. Всю ночь за передним краем противника, со стороны села Оглендув, нарастая, слышался рев танковых моторов. Немцы готовили атаку.
...
Архипов доложил данные разведки в штаб корпуса и принял решение устроить засаду у выхода из лощины. Но немецкие тяжелые танки еще нужно заставить повернуться к пушкам слабой боковой броней. В бригаде такой способ называли «заигрывающий танк». Задача танка огнем привлечь на себя внимание противника и вынудить его развернуться к себе лобовой броней (и боком к засаде). Группу «заигрывания» из трех средних танков возглавил заместитель командира батальона старший лейтинатнт Ивушкин. Недалеко от гряды песчанных дюн, за которыми пряталась засада, лощина выводила дорогу в поле, а в поле стояло несколько неубранных стогов. Команда лейтенанта Ивушкина собрала в нужном месте еще три стога и спрятала в них свои машины. Астахов лично проверил маскировку. С рассветом началачь немецкая артподготовка. И артилерия и люфтваффе обрабатывали подходы к Сташуву. Разведка противника не обнаружила дислокацию 53-й бригады, что увеличивало шансы на успех засады. Астахов приказал всем соблюдать маскировку и ждать танки. Через час после рассвета рассеялся туман и по лощине покатился низкий гул танковых моторов. Первыми из лощины показались легковая машина и автобус. Астахов все время держал связь с группой Ивушкина и приказал пропустить транспорт немцев. Штабная группа заехала в тыл батальона капитана Коробова, но засаду так и не обнаружила.
Наконец, из лощины, медленно, пробуксовывая на песке показался первый «Королевский тигр» (как потом узнали танкисты бригады). Астахов приказал не выдавать себя и подпустить на 400 метров. Когда из лощины показался третий танк, первый уже прошел «стога» группы Ивушкина. Больше ждать было нельзя, и полковник дал приказ начинать. Немцы не ожидали атаки: два «Королевских тигра» были подбиты, третий почти развернулся, но ему перебило гусеницу и он застыл. Пока шел бой с головными танками, из лощины выезжали новые, сходу поворачивая к группе Ивушкина и, соответственно, боком к засаде. Полковник Архипов решил, что противник достаточно втянулся в бой и десятка три стволов от 85 до 152 миллиметров прямой наводкой, разом ударили по немецким танкам. Следом подключалась гаубичная артиллерия и штурмовая авиация. Бой длился недолго. Оставшиеся машины немцы пытались увести через лощину. Батальон Коробова «на плечах» отступающих занял село Оглендув, где захватила три неповрежденных брошенных «Королевских тигра» (один из них на фото).
На поле боя перед позициями 53-й бригады осталось 24 немецких танка. Сколько из них было «Королевских Тигров» сказать трудно. Поскольку танк был незнакомый, при учете немецких потерь, его засчитывали то как «тигр», то как «пантеру». По некоторым оценкам на утро 13-го августа 1944 года в 501-ом тяжелом танковом батальоне значилось 45 машин (из них до половины «Королевских тигров»), к вечеру осталось 7. Командир Т-34 из группы Ивушкина младший лейтенант Александр Петрович Оськин за три сожженных «Королевский тигра», и командир 53-й танковой бригады Василий Сергеевич Архипов были награждены званием Героя Советского Союза. Бронетанковый музей в Кубинке экспонирует трофейный «Королевский тигр», на его стволе написано: «Слава Коробову».
"
Источник: «Игры» с «тиграми» | Warspot.ru

Sd.Kfz.161 Средний танк PzKpfw.IV Ausf.G

Sd.Kfz.101 Лёгкий танк PzKpfw.I

"До наших дней сохранилось всего 3 комплектных экземпляра Pz.Kpfw.I Ausf.B. Один из них находится в Испании, один в США, а третий на экспозиции парка "Патриот". Из этих трех машина, находящаяся в России, самая интересная и загадочная. Он имеет серийный номер 16208, выпущен на заводе MIAG. Самое занятное то, что формально это не Pz.Kpfw.I Ausf.B. Это машина, которая официально именовалась Schulfahrzeuge, то есть «учебная машина». Фактически же это был всё тот же Pz.Kpfw.I Ausf.B, у которого на месте подбашенной коробки ставились ограждения. Также немного отличалась надмоторная плита, у которой рымы были перенесены с бортов на крышу, а саму её делали из неброневой стали. Всего было построено 295 Schulfahrzeuge. Последние 17 учебных танков с номерами 16201–16217 выпустили на MIAG. находящаяся в экспозиции машина относится именно к этому типу. Как правило, считается, что эти танки выпускались исключительно для учебных целей и в боевых действиях участие не принимали. Но что имеем, то имеем - танк вполне себе боевой и захвачен в бою.
...
Откуда же он появился? Дело в том, что часть Pz.Kpfw.I Ausf.A, помимо уже упоминавшихся 150 1.Serie/La.s., переделали в учебные танки путём демонтажа подбашенных коробок с башнями. В результате образовался весьма немалый запас башен и подбашенных коробок. Естественно, возникла логичная идея под них выпустить дополнительную серию шасси. Так появились машины, которые формально не назывались Pz.Kpfw.I Ausf.B, но в реальности были им почти идентичны (кроме того, что имели башни от Pz.Kpfw.I Ausf.A). Обозначались такие танки Umsetz-Fahrzweuge, то есть «переделанная машина». Внешне они полностью повторяли Pz.Kpfw.I Ausf.B, находящийся в парке «Патриот». Отличить их от обычных Pz.Kpfw.I Ausf.B легко, достаточно взглянуть на башню. У Pz.Kpfw.I Ausf.B рымы находятся на крыше башни, а у Pz.Kpfw.I Ausf.A - на бортах.
Еще одним занятным фактом является информация, что танк был плавающим. Никакой информации, кроме того, что в 18 ТД было 6 Pz.Kpfw.I, нет. Тем не менее, танк из парка "Патриот", и Pz.Kpfw.I Ausf.B со странным "обвесом", который стоял на трофейной выставке в Парке культуры им. Горьково - это одна и та же машина.
"
Источник: Pz.Kpfw.I Ausf.B из парка "Патриот": yuripasholok

Лёгкий танк Pz.Kpfw.I Ausf.B, парк «Патриот»

Лёгкий танк PzKpfw.I Ausf.B

Лёгкий танк Pz.Kpfw.I Ausf.F, парк «Патриот»

Лёгкий танк PzKpfw.I Ausf.F

Pz.Kpfw.I Ausf.F с серийным номером 150 329, выпущенный в ноябре 1942 года, находился в составе 2-й полицейской танковой роты. Действовала она в Беларуси совместно с 4-м полицейским полком СС. Машину захватили в июне 1944 года.
Дополнительно:
Тяжёлая поступь лёгкого танка | Военно-исторический портал Warspot.ru
Карманный «Тигр» | Военно-исторический портал Warspot.ru

Sd.Kfz.8 Тяжелый полугусеничный тягач Schwerer Zugkraftwagen 12t Тур DBs 10

Тяжелый полугусеничный тягач 12t Тур DBs 10, парк «Патриот»

Тягач разработан фирмой Daimler-Benz в 1932 году по советскому заказу, вскоре аннулированному. Серийно производился для Вермахта с 1934 по 1945 годы фирмами Daimler-Benz, Krupp и Krauss-Maffei

Тяжелый полугусеничный тягач 12t Тур DBs 10, парк «Патриот»

Sd.Kfz.8 выпускался в четырех вариантах (DBs 7, DBs 8, DBs 9, DBs 10), отличавшихся друг от друга маркой и мощностью двигателя, массой и габаритными размерами

Тяжелый полугусеничный тягач 12t Тур DBs 10, парк «Патриот»

12-тонный Schwerer Zugkraftwagen Sd.Kfz.8 использовался для буксировки 88-мм зенитной пушки Flak 36, 150-, 170- и 210-мм тяжелых артиллерийских орудий

Тяжелый полугусеничный тягач 12t Тур DBs 10, парк «Патриот»

Тяжелый полугусеничный тягач Schwerer Zugkraftwagen 12t Тур DBs 10

Sd.Kfz.7 Средний полугусеничный тягач Mittlerer Zugkraftwagen 8t

Sd.Kfz.7 Средний полугусеничный тягач Mittlerer Zugkraftwagen 8t, парк «Патриот»

В 1934-36 годах фирма Kraus-Maffey разработала серию специализированных 8-тонных тягачей: KM m.8, KM m.9, KM m.10 и KM m.11

Sd.Kfz.7 Средний полугусеничный тягач Mittlerer Zugkraftwagen 8t, парк «Патриот»

Самый распространённый тягач KM m.11 получил в вермахте обозначение Mittlerer Zugkraftwagen 8t (Sd.Kfz.7)

Sd.Kfz.7 Средний полугусеничный тягач Mittlerer Zugkraftwagen 8t, парк «Патриот»

Тягач фирмы Kraus-Maffay построен по классической схеме с передним расположением двигателя и моста автомобильного типа, который служил для управления

Sd.Kfz.7 Средний полугусеничный тягач Mittlerer Zugkraftwagen 8t, парк «Патриот»

Гусеничная ходовая часть состояла из шести опорных катков установленных в шахматном порядке, переднего ведущего и заднего направляющего колеса

Sd.Kfz.222 Легкий бронеавтомобиль

Sd.Kfz.222 Легкий бронеавтомобиль, парк «Патриот»

На бронеавтомобиле устанавливалась 20-мм автоматическая пушка KwK 30 и спаренный с ней пулемёт MG-34

Sd.Kfz.222 Легкий бронеавтомобиль, парк «Патриот»

С целью защиты боевого отделения от ручных гранат открытая крыша башни была частично перекрыта металлической сетью

Sd.Kfz.222 Легкий бронеавтомобиль, парк «Патриот»

С 1942 года Sd.Kfz.222 оснащался 8-цилиндровым V-образным двигателем объёмом 3.8 л, позволявшим развивать мощность в 90 л.с.

Sd.Kfz.222 Легкий бронеавтомобиль, парк «Патриот»

На Восточном фронте ввиду сравнительно невысокой проходимости бронеавтомобиля, он был вытеснен полугусеничными бронетранспортёрами Sd.Kfz.250

Бронеавтомобиль Panhard АМD-35

Бронеавтомобиль Panhard АМD-35, парк «Патриот»

Бронеавтомобиль Panhard АМD-35

Лёгкий танк Renault R35

Лёгкий танк Renault R35, парк «Патриот»

Французский лёгкий танк Char leger d'accompagnement 1935 R в вермахте получил индекс Panzerkampfwagen 35R (f) или Panzerkampfwagen 731 (f)

Лёгкий танк Renault R35, парк «Патриот»

R35 — базовая модификация, толщина боковых стенок башни с углом наклона 32° составила 40 мм, лобовой части - 43 мм, 37 мм пушка SA18 L/21

Лёгкий танк Renault R35, парк «Патриот»

Вермахт использовал R 35 в основном для противопартизанских операций и задач охранения, а также в качестве невооружённых тягачей и шасси для 47-мм САУ

Лёгкий танк Renault R35, парк «Патриот»

В 1948 году танки R35 использовались сирийской армией во время арабо-израильской войны

Senileta Malaxa Tip UE (румынская лицензионная копия французского лёгкого транспортёра Renault UE Chenillette)

"Находясь ещё в качестве союзника румынская армия в 1937 г. пожелали иметь на вооружении транспортер, аналогичный французскому. Для этого была приобретена лицензия, а также отдельные узлы и агрегаты, поставку которых осуществлял концерн АМХ. Производство румынского варианта наладили на заводе фирмы Malaxa в Бухаресте в начале 1939 г. под названием Senileta Malaxa Tip UE (легкая бронемашина Малакса тип UE). По плану предстояло построить 300 машин, но в связи с поражением Франции поставки комплектующих прекратились и в марте 1941 г., после сборки 126 транспортеров, их выпуск завершился. В основном эти машины передавались механизированным кавалерийским полкам, где UE вводили в состав противотанковых подразделений и в основном использовались как тягачи для французских пушек 47мм Schneider Modele 1936 и транспортеры снаряжения. К 1943 г. уцелело не более 50 транспортеров, 33 из которых продолжали использоваться для обучения танковых экипажей и ещё 17 были доработаны фирмой Malaxa для буксировки немецкой противотанковой пушки 5,0сm Рak L/60".

Senileta Malaxa Tip UE, парк «Патриот»

Senileta Malaxa Tip UE (румынская лицензионная копия французского лёгкого транспортёра Renault UE Chenillette)

Senileta Malaxa Tip UE, парк «Патриот»

Румынское название Senileta Malaxa Tip UE (легкая бронемашина Малакса тип UE)

Танкетка Fiat-Ansaldo CV-35M