Самоходные артиллерийские установки. Музей техники Вадима Задорожного

Месторасположение: Московская область, Красногорский район, п. Архангельское, 4-й километр Ильинского шоссе. Официальный сайт: http://www.tmuseum.ru

152-мм ИСУ-152

"Эта машина выпуска военного времени, не прошедшая модернизацию до уровня ИСУ-152К в конце 1950-х. Вероятно, САУ была списана после окончания войны или брошена где-либо. На броне есть характерные борозды (причем, даже на кормовом листе рубки). Крыша МТО, и двигатель демонтированы. Восстановлен экспонат отлично."
Источник: Музей Задорожного - бронетехника и артиллерия - Фото _ Семь байт

76-мм СУ-76М

100-мм СУ-100

203-мм самоходная пушка 2С7 «Пион»

240-мм самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан»

107-мм десантируемая противотанковая экспериментальная БСУ-11-57Ф

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G

Экспонат собран из фрагментов нескольких самоходок закончивших войну в составе «курляндской пожарной команды» — 14-й танковой дивизии Вермахта. После капитуляции Германии 9 мая 1945 года остатки дивизии сдались в плен, а вся боевая техника, в том числе и эта самоходная установка, уничтожена. Уже в наши дни, буквально по кускам sturmgeschutz собрали в Латвии, откуда самоходка и попала в музей Вадима Задорожного. Очевидно, что в такой ситуации уцелевший номер шасси оказался бесполезен для идентификации машины. Этим же объясняется и сочетание элементов САУ среднего и позднего выпуска. Так, например, Юрий Пашолок указывает на сочетание откидного щитка для пулемёта и основание для дистанционно управляемой пулемётной установки.

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

Модификация StuG III Ausf. G (выпуск с начала 1943 года) получила 75-мм длинноствольное орудие, пулемёт, 80-мм лобовое бронирование и бортовые экраны. С июля 1944 года на на лобовом листе корпуса StuG 40 Ausf.G устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному.

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

«Notek» — фара со светомаскировочным устройством. Наличие такого прибора – стандарт для немецкой военной техники. Фара даёт плоский луч, при этом источник света не видно ни сверху, с самолётов, ни со стороны. Прибор производился фирмой Nova-Technik GmbH, Munchen

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

Номер шасси

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

Основание для дистанционно управляемой пулемётной установки за откидным щитком, характерным для более ранних самоходок.

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

Командирская башенка

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

На левом крыле — задний маршевый фонарь Notek. Его конструкция облегчает поддержание необходимой дистанции при движении ночью в колонне. На расстоянии менее 25 метров видны четыре зелёных огонька. По мере увеличения дистанции количество видимых огоньков уменьшалось. Дальше 300 метров маскировочный свет заднего фонаря не виден.

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

На крыше моторного отделения находились четыре люка — два больших и два малых — для доступа к агрегатам силовой установки

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

Гидравлические телескопические амортизаторы на первом и шестом опорных катках

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

На каждом борту шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 520 мм и три поддерживающих катка диаметром 310 мм

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

Запасной опорный каток

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

С начала 1943 года на крыше рубки стали устанавливать щиток для пулемёта

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

Дульный тормоз длинноствольной танковой пушки 7,5 cm KwK 40 L/48 фирмы Rheinmetall- Borsig

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

Сварная бронировка маски пушки

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G

История экспоната берёт начало в далёком 1943 году. Именно тогда немецкий транспорт ушёл на дно Чёрного моря, унося с собой и несколько немецких самоходных установок StuG 40 Ausf.G. Обстоятельства потопления, а также возможные причины гибели судна изложили Мирослав Морозов и Александр Скробач в своей работе "Загадки гибели охотника Uj-102 и транспорта «Санта Фе»". Цитата:
"В октябре 1943 г. в результате успешного наступления на Левобережной Украине, советские войска вышли к Перекопу, отрезав в Крыму 17-ю немецкую армию. Снабжение почти 200-тысячной вражеской группировки почти целиком легло на немецко-румынский военно-морской флот, испытывавший большую нехватку кораблей и судов. Ввиду этого проводка любого крупного транспорта из портов западной части Черного моря в Севастополь выливалась в целую конвойную операцию, а любая потеря переживалась крайне болезненно.
Ранним утром 23 ноября к крымскому берегу в районе мыса Евпаторийский подошли корабли конвоя «Вотан»: транспорта «Санта Фе» (4627 брт) и «Лола» (1193 брт), в охранении румынских эсминца «Марасешти», минного заградителя «Адмирал Мурджеску» и немецких моторных тральщиков R-165, R-197, R-209. Согласно документам на борту «Санта Фе» находилось 1278 тонн разнообразных военных грузов, среди них, штурмовые орудия StuG III (скорее всего одна из батарей 279-й бригады ШО), боеприпасы для ВВС, бензин и ракеты, снаряженные веществом «Нейтралин».
Согласно отчету старшего лейтенанта Росбунда, немецкого офицера связи на румынском эсминце, в 05.47 в точке 450 05,9‘ с.ш./330 17,6 в.д. на „Санта Фе“, шедшем в 200 м позади «Марасешти», произошел взрыв. «След торпеды – отмечал немецкий офицер в своем рапорте, — не был замечен ни с левого, ни с правого борта. По моему наблюдению, вода подброшена взрывом с обеих сторон парохода почти на одну высоту, так что мне показалось, что речь идет о взрыве под кораблем или внутри него. Судя по этому взрыву, мне кажется, что обычное поражение торпедой исключено, так что мне представляется возможным поражение миной. Не исключена возможность торпеды с магнитным взрывателем, которая могла взорваться под кораблем». Последующие события начали развиваться с нарастающей быстротой: спустя две минуты внутри судна послышался новый взрыв, из 1-го люка происходит выброс пламени, которое сразу же охватывает носовую часть. Горящий пароход разворачивает носом на ветер, в результате чего пожар распространяется на все судно. Из-за этого, а также того обстоятельства, что экипаж начал самостоятельно покидать «Санта Фе», планировавшаяся было буксировка, становится невозможной. Наконец, в 06.36 внутри транспорта происходит внутренний взрыв, расколовший его на части. Они мгновенно погружаются в море. По окончательным данным при катастрофе погибло 28 человек, спасено – 78, в том числе, 11 тяжелораненых.
"

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

С июля 1944 года на на лобовом листе корпуса StuG 40 Ausf.G устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

Дульный тормоз со следами коррозии после долгого пребывания в морской воде

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

Клеймо фирмы Nova-Technik GmbH, Munchen

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

В середине верхнего лобового листа корпуса – фара со светомаскировочным устройством

Останки судна и его груза покоились на дне моря до начала XXI века, когда у крымских берегов началась мутная история. Некая организация вознамерилась поднять груз «Санта Фе», привести его в товарный вид и продать за желанную валюту каким-нибудь заграничным покупателям. По интернет-форумам бродит лишь фрагмент безымянной статьи, доступный сейчас по ссылке DiveTeam UA • Просмотр темы - Транспорт «Санта Фе» и охотник Uj-102. Цитата:
"С 26 мая по 6 июня 2001 года подготовив комплект фиктивных документов, «корпорация», а фактически водолазное судно ВМ-125 Черноморского флота и водолазные специалисты войсковой части 51233 ЧФ, осуществляли в акватории Каламитского залива близ Евпатории подъем вооружений с транспорта «Santa Fe» – немецкого парохода, который в ноябре 1943 года перевозил из Констанцы в Севастополь боеприпасы и военные грузы и был потоплен, предположительно, подводной лодкой Д-4. Главной целью мародеров был дивизион самоходных орудий (2 истребителя танков SdKfz 162 («Ягдпанцер-162») и 12 штурмовых орудий StuG III («Штурмшютце III»). Они даже успели поднять и доставить на берег одну самоходку и несколько 88-мм зенитных орудий типа FlaK-36, когда их взяли с поличным пограничники.
К сожалению, привлечь к ответственности мошенников «по полной» не удалось. Оказалось что они «провернули операцию» за полгода до выхода в свет закона Украины об охране культурного наследия! Тем не менее, попытка продажи раритетов за границу была предотвращена. А ведь у «флотских археологов» были далеко идущие планы. В перечне объектов военной техники и вооружений, планируемых к подъему «корпорацией» в ходе, «выполнения работ по очистке акватории портов и прибрежной зоны Черного моря от затонувших объектов» (какой цинизм!) кроме «Santa Fe» значились грузовой пароход «Цесаревич Алексей», пароход «Владимир», пароход «Ленин», шхуна «17 партсъезд», транспорт «Белосток», транспорт «Урал-лес», большая десантная баржа F-566, морской охотник UJ-102 и другие «плавсредства, отечественная и иностранная бронетехника, авиация в местах боев…».
"
Насколько можно доверять вышесказанному - непонятно. Чего стоит, например, упоминание о планах неназванной «корпорации» поднять пароход «Цесаревич Алексей». Это не удалось ЭПРОНу на пике своего могущества, в 1940 году. С другой стороны, в период всеобщего разброда и шатания, после раздела Черноморского флота, в Крыму могло происходить что угодно.
Достоверно известно одно: поднятое с «Santa Fe» штурмовое орудие некие коммерсанты успели быстро продать за границу. Ещё одна самоходная установка на долгие годы застряла в Стрелецкой бухте Севастополя. По слухам украинские власти наложили на неё не то арест, не то иное ограничение к вывозу. Лишь зимой 2011 года, после демонтажа орудия и рубки, самоходка тихо исчезла с места, где простояла почти десять лет. Все эти десять лет в сети то и дело появлялись желающие продать её по цене от 200 до 400 тысяч USD. Весной 2018 года отреставрированный StuG появился в экспозции Технического музея Вадима Задорожного. Попытаемся разобраться каким образом

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

На САУ поздних выпусков ликвидирован прибор наблюдения механика-водителя в левом борту рубки.

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

Люк для вывода головки перископического прицела закрыт специальной задвижкой

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

Командирская башенка

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

На кормовом листе корпуса под бронекрышкой с двумя быстросъёмными "барашками" — отверстие для заводной рукоятки, перевозившейся на правом крыле.

«Santa Fe» вёз в Крым технику и личный состав для восполнения потерь 279-й бригады штурмовых орудий. Несмотря на ожесточённые споры о характере груза немецкого транспорта, исследователями не подвергается сомнению тот факт, что на борт погрузили 12 самоходных установок. Однако к подъёму оказались пригодны лишь несколько самоходок, сохранившиеся в трюмах. На поверхность же подняли не то две, не то три боевые машины. Во втором случае упоминается, что одна САУ оказалась более-менее цела (та что сейчас в музее Задорожного), а две — сильно разрушенными (якобы из них потом скомпоновали одну). Выяснить какая из версий соответствует истине нам поможет старая публикация А. Царькова и А.Г. Кузенкова в журнале «Флотомастер».

"Более 50 лет пролежал транспорт на дне Черного моря, пока во второй половине 90-х гг. им не заинтересовались коммерсанты. «Санта Фе» затонул на небольшой глубине в районе Евпатории, причем некоторая часть груза уцелела и находилась в довольно хорошем состоянии. Были изысканы средства для проведения работ - все расходы на себя взяло севастопольское ООО «Готик», которое и организовало подъем техники. Для работ на дне привлекли водолазов, для подъема техники арендовали плавкран и несколько небольших судов.
Работы начались летом 2000 г., «трофеи» доставляли в Стрелецкую бухту Севастополя, где их реставрировали и готовили к продаже. Весь «товар» предназначался для западных музеев и частных коллекционеров. Первую партию собирали из наиболее хорошо сохранившихся образцов. В нее вошли две САУ и две зенитки, причем одну из самоходок перевезли к Северному доку для восстановления, где её и застал запрет властей на проведение работ. В результате САУ попросту утопили там же. Дальнейшая судьба «невезучей» машины автору неизвестна. Однако запрет действовал недолго, и вскоре на поверхность извлекли вторую и третью партии, которые состояли исключительно из зениток. Лишь в четвертой партии смогли поднять еще одну САУ и несколько пушек. Эта партия стала последней, больше работы на «Санта Фе» не проводились.
Всего удалось поднять три самоходки и более десятка зенитных орудий, а продать - две САУ и семь пушек. Остальные до сих пор ржавеют на берегу Стрелецкой бухты и их дальнейшая судьба неопределенна. По имеющейся информации, государственные структуры Украины не проявили ни малейшего интереса к находкам на «Санта Фе» и сохранению для потомков образцов боевой техники минувшей войны.
"
Источник: Алексей Царьков, "Трофеи с «Санта Фе»" («Флотомастер» №5/2004)

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

С ноября 1943 года 75-мм пушка StuK 40 L/48 получила новую литую маску Saukopfblende («свиное рыло»)

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

Двустворчатый люк в крыше рубки. Пулемётный щиток опущен.

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

Хорошо видны дополнительные 30-мм бронелисты, крепившиеся болтами

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

Прибор наблюдения механика-водителя был расчитан на толщину брони не более 50 мм, именно поэтому при модернизации пришлось пойти по пути крепления дополнительных 30-мм бронелистов на болтах.

Интерес к подъёму теоретически оставшихся на дне StuG угас ещё в начале 2000-ых годов. Во-первых, выяснилось, что со стороны частных коллекционеров и западных музеев невелик спрос на эти распространённые машины.
Во-вторых, потенциальных спасателей груза погибшего транспорта отпугивала сложность мероприятия. Она обусловлена проведением на «Santa Fe» в послевоенное время взрывных работы по ликвидации взрывоопасных веществ. Место гибели корабля представляет собой груды покорёженного металла разбросанные на площади примерно 250х300 метров. Корпус судна основательно разрушен, повсюду торчат фрагменты шпангоутов, куски обшивки. Хорошо сохранились только нос корабля. Оторванная корма находится чуть поодаль.
В-третьих, штурмовые орудия существуют лишь в виде отдельных фрагментов. Даже у наиболее целых экземпляров, поднятых со дна Чёрного моря в 2000 году, состояние далёкое от удовлетворительного. На крайне редких фотографиях с подъёма заметна нехватка у САУ не только обвеса и противокумулятивных экранов (schurzen), но и куда более прочных деталей, например, крыши рубки. В-четвёртых, сложности с реализацией добытого, в том числе с вывозом за границу, отбили бы у любого предпринимателя охоту вкладывать деньги в работу с непредсказуемым результатом.

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

На StuG 40 Ausf.G кормовой 30-мм лист рубки стал вертикальным. Между запасными траками хорошо виден вентилятор

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

Реечный домкрат

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

Огнетушитель

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

На поздних выпусках StuG 40 Ausf.G с дистанционно управляемой установки пулемета MG 42 поддерживающие катки должны быть необрезиненными

Если вам любопытно посмотреть на StuG с «Santa Fe», уехавший в Великобритании, то пройдите по ссылке: Sturmgeschutz III - Sd.Kfz.142 Ausf. G. Это одна из поднятых с «Santa Fe» самоходок, которую вывезли из Крыма сначала в Польшу, затем в Великобританию, где её восстановили в The Weald Foundation, Yalding, Kent. Штурмовое орудие в отличном состоянии, на ходу, покрыта циммеритом, оснащена бортовыми экранами и штатным обвесом. При желании на youtube можно отыскать видеозапись пуска двигателя с помощью заводной рукоятки и движения этой машины.

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

Гидравлические телескопические амортизаторы на первом и шестом опорных катках

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

Элементы торсионной подвески

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца с 21 зубом каждый

Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G, Музей техники Вадима Задорожного

Сдвоенный обрезиненный опорный каток диаметром 520 мм