Танки. Музей отечественной военной истории в Падиково

 

Официальный сайт: Музей отечественной военной истории
Адрес: Московская область, Истринский район, деревня Падиково, улица Конная, КСК «Дивный»

Лёгкий танк Т-18

Лёгкий танк Т-18, Музей отечественной военной истории в Падиково

Лёгкий танк Т-18 или «малый танк сопровождения обр. 1927 г.» (МС-1)

Лёгкий танк Т-26 обр.1931 года

Лёгкий танк Т-26 обр.1933 года

Лёгкий танк Т-26 обр.1939 года

Плавающий танк Т-38

Лёгкий танк Т-60

Средний танк Т-34

Средний танк Т-34, Музей отечественной военной истории в Падиково

Средний танк Т-34

"Машина эта оказалась с крайне интересной судьбой. Найдена она была в Польше, причем к тому момент башня безвозвратно "ушла". Уже в ходе работ по реставрации (было принято решение сделать из этого танка, изначально являвшегося Т-34-85, обычный Т-34 позднего выпуска) был обнаружен серийный номер - 43326. Оказалось, что хотя бы частично, но до наших дней дожил Т-34-85 из первой сотни, выпущенных на заводе №183 в Нижнем Тагиле.
Поскольку, как уже было сказано, башни не было, а ставить более позднюю от Т-34-85 не хотелось (да и не было ее), танк восстановили до ходового состояния как Т-34 выпуска второй половины 1943 года. Некоторые детали, такие, как дополнительные топливные баки, ящик орудийного ЗИП и некоторые другие поляки не сделали, позже музейные реставраторы их доделают сами.
Так или иначе, теперь в музейной коллекции есть Т-34, коих на ходу в России менее десятка.
Не хватает некоторых деталей, плюс гудок требует замены, но в целом довольно неплохо воспроизведены основные черты Т-34 завода №183 выпуска 1943 года. Антенна послевоенная, но найти аутентичную практически невозможно.
Ходовая часть, соответствует танку завода №183, включая опорные катки характерной конструкции.
"
Т-34, Музей отечественной военной истории: yuripasholok

Дизельный двигатель В-2

Дизельный двигатель В-2, Музей отечественной военной истории в Падиково

Дизельный двигатель В-2

Дизельный двигатель В-2, Музей отечественной военной истории в Падиково

Дизельный двигатель В-2

Средний танк Т-34-85

Средний танк Т-44

Средний танк Т-54 обр.1949 года

Средний танк Т-62

Тяжёлый танк ИС-2

Тяжёлый танк ИС-2, Музей отечественной военной истории в Падиково

Тяжёлый танк ИС-2

Тяжёлый танк ИС-3

"Крайне интересный образец тяжелого танка ИС-3 находится в Музее отечественной военной истории в подмосковном Падиково. Данный танк с серийным номером 703-541471-Б был построен в ноябре 1945 года на ЧКЗ. Его корпус и башня также были изготовлены в Челябинске - на заводе №200. В начале 50-х танк прошел программу УКН (устранение конструктивных недостатков), после чего оказался в Египте. В 1967 году танк стал трофеем ЦАХАЛь, некоторое время назад он покинул Землю Обетованную и вернулся на родину.
Машина в полностью рабочем состоянии, кроме того, ИС-3 в варианте УКН является очень большой редкостью. И да - после войны воевали только такие танки, ИС-3М не поставлялись за рубеж и не воевали. От ИС-3М эти танки можно легко отличить по светотехнике. В то время, как у ИС-3М фары уже две и они в защитных кожухах, у ИС-3 УКН фара все еще одна".
Источник: Юрий Пашолок

"Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года (в 1945 году какое-то время вместе с ИС-2). Всего было выпущено 2311 танков. Стоимость одной машины в ценах тех лет составляла 350 000 рублей. ИС-3 поступали на вооружение тяжелых танкосамоходных полков Советской Армии.
Однако уже в самом начале их эксплуатации в войсках выявился целый ряд недостатков, ставших следствием ряда конструктивных просчетов и ошибок, допущенных при его проектировании. Поэтому уже в 1946 году создали комиссию по анализу дефектов ИС-3, к которым относились выход из строя двигателя, коробки передач, элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и др. В 1948—1952 годах все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков). Были усилены кронштейны крепления двигателя, изменено крепление КП, усилен подбашенный лист, усовершенствована конструкция главного фрикциона, улучшены уплотнения бортовых передач и опорных катков. Вместо ручного маслоподкачивающего насоса установлен электрический. Радиостанция 10-РК заменена на 10-РТ. Масса танка при этом возросла до 48,8 т.
Несмотря на значительный объем переделок и высокую стоимость работ, программа УКН для одного танка стоила 260 000 рублей —танки так и не были доведены до необходимого уровня требований эксплуатации.
В конце 50-х годов танк подвергся дополнительной модернизации и стал именоваться ИС-ЗМ. Целью модернизации было подтягивание его до уровня боевых машин того периода и максимально возможная унификация узлов и агрегатов с более современными танками.
"
Источник: М.Барятинский, М.Коломиец, А.Кощавцев, «Советские тяжелые послевоенные танки» («Бронеколлекция» №3/1996)

Тяжёлый танк ИС-3, Музей отечественной военной истории в Падиково

Тяжёлый танк ИС-3 с серийным номером 703-541471-Б выпущен Челябинским Кировским заводом в ноябре 1945 года

Тяжёлый танк ИС-3, Музей отечественной военной истории в Падиково

Внешние признаки модернизации танка: новые крылья и надгусеничные полки

"На экспорт ИС-3 почти не поставлялись. В 1946 году два танка передали Польше для ознакомления с конструкцией и подготовки инструкторов. По-видимому, предполагалось принятие его на вооружение Войска Польского. В 50-х годах обе машины несколько раз участвовали в военных парадах. Впоследствии до начала 70-х годов одна машина находилась в Военно-технической академии в Варшаве, а затем использовалась в качестве мишени на одном из полигонов. Второму ИС-3 повезло больше — его передали в Высшую офицерскую школу танковых войск имени С.Чарнецкого, в музее которой он хранится до сих пор. В 1950 году один танк ИС-3 с подобной же ознакомительно-испытательной целью был передан Чехословакии.

Значительно больше танков ИС-3 отправили в КНДР (по-видимому, уже после окончания корейской войны). В 60-е годы в двух северокорейских танковых дивизиях имелось по одному полку тяжелых танков. Египетская армия получила первые танки ИС-3 в конце 50-х годов. 23 июля 1956 года они приняли участие в параде в честь «Дня независимости» в Каире. Большинство же из 100 ИС-3 и ИС-ЗМ, поставленных Египту, прибыли в эту страну в 1962—1967 годах.

5 июня 1967 года израильские войска перешли в наступление на Синайском полуострове — началась война, получившая название «шестидневной». Решающую роль в операциях на сухопутном фронте играли танковые и механизированные соединения, основу парка которых с израильской стороны составляли американские танки М48А2 с 90-мм пушками, английские «Центурион» Мк5 и Мк7, модернизированные в Израиле путем установки 105-мм пушки, а также модернизированные танки М4 «Шерман» с французскими 105-мм пушками.

С египетской стороны им противостояли танки советского производства Т-34-85, Т-54, Т-55 и ИС-3. Последние, в частности, имелись в составе 7-й пехотной дивизии, занимавшей оборону на рубеже Хан-Юнис — Рафах. Еще 60 ИС-3 имела 125-я танковая бригада, позиции которой находились близ Эль- Кунтиллы. Тяжелые танки советского производства (как, впрочем, и все остальные) могли стать серьезным противником для израильтян. Однако этого не произошло, хотя несколько М48 было ими подбито. В условиях высокоманевренного боя ИС-3 проигрывали более современным танкам израильтян. Сказывались малый темп огня, ограниченный боекомплект и безнадежно устаревшая система управления огнем (для сравнения — на М48А2 стоял оптический прицел-дальномер и двухплоскостной стабилизатор наведения). Плохо приспособленными для работы в жарком климате были и двигатели ИС-3.

Но самое главное — боевая подготовка египетских танкистов была несравненно ниже, чем израильских. Сказывался низкий общеобразовательный уровень основной массы личного состава, затруднявший освоение боевой техники. Невысоким был и морально-боевой дух солдат, не проявивших необходимой стойкости и упорства. Последнее обстоятельство хорошо иллюстрирует уникальный с точки зрения танкового боя, но типичный для «шестидневной» войны эпизод. Один ИС-ЗМ был подбит в районе Рафаха ручной гранатой, случайно влетевшей в... открытый башенный люк.
...
Солдаты 125-й танковой бригады, отступая, просто бросили свои танки, в том числе и ИС-ЗМ, которые достались израильтянам в совершенно исправном состоянии. В итоге египетская армия потеряла 73 танка ИС-3 и ИС-ЗМ. К 1973 году она располагала лишь одним танковым полком на этих боевых машинах. Данных о его участии в боевых действиях нет.
Армия обороны Израиля использовала захваченные ИС-ЗМ до начала 70-х годов. При этом изношенные двигатели В-54К-ИС заменялись на В-54 от трофейных танков Т-54А. Одновременно от последних заимствовали и крышу моторнотрансмиссионного отделения. К арабо- израильской войне 1973 года большинство ИС-ЗМ было установлено в качестве неподвижных огневых точек, вкопанных в землю вдоль Суэцкого канала на так называемой «Линии Бар Лева». В ходе боевых действий никакой существенной роли они не сыграли и вновь попали в руки египтян. Этим исчерпывается единственный полноценный эпизод боевого применения в судьбе тяжелого танка ИС-3.
"
Источник: М.Барятинский, М.Коломиец, А.Кощавцев, «Советские тяжелые послевоенные танки» («Бронеколлекция» №3/1996)

Тяжёлый танк ИС-3, Музей отечественной военной истории в Падиково

Где-то между 1948 и 1952 годами танк прошёл доработку по программе УКН (устранение конструктивных недостатков), что существенно повысило надёжность машины: новый двигатель, новая радиостанция, увеличение жёсткости днища и т.д.

Тяжёлый танк ИС-3, Музей отечественной военной истории в Падиково

Результаты доработки по программе УКН: гусеницы и другие элементы ходовой от Т-10

Плавающий танк ПТ-76Б

Плавающий танк ПТ-76Б, Музей отечественной военной истории в Падиково

Плавающий танк ПТ-76Б

Основной боевой танк Т-80БВ

Основной боевой танк Т-80БВ, Музей отечественной военной истории в Падиково

Основной боевой танк Т-80БВ

Основной боевой танк Т-90

Основной боевой танк Т-90, Музей отечественной военной истории в Падиково

Основной боевой танк Т-90

Основной боевой танк Т-90, Музей отечественной военной истории в Падиково

0

Основной боевой танк Т-90, Музей отечественной военной истории в Падиково

Основной боевой танк Т-90

Пехотный танк Mk.III «Valentine»

Пехотный танк Mk.III «Valentine», Музей отечественной военной истории в Падиково

Пехотный танк Mk.III «Valentine»

"Британский пехотный (легкий, по советской классификации) танк периода Второй мировой войны. Спроектирован в 1938 году фирмой Vickers-Armstrongs. За время серийного выпуска, с середины 1940 до начала 1945 года, в Англии и Канаде было произведено 8275 «Валентайнов», что сделало его самым многочисленным британским танком Второй мировой войны.
СССР стал единственной страной, куда «Валентайны» поставлялись по программе ленд-лиза. В СССР было отправлено 3782 танка или 46% всех выпущенных «Валентайнов», в том числе почти все произведенные в Канаде машины. До места назначения дошло 3332 из них, остальные же 450 машин погибли в море вместе с транспортами, перевозившими их.
«Валентайны» поступили Красной Армии уже в ноябре 1941 года. Первой частью, получившей новые машины, стал 136-й отдельный танковый батальон, участвовавший в обороне Москвы на Можайском направлении. Девять «Валентайнов» батальон получил 10 ноября, а 1 декабря батальон был полностью сформирован, поэтому обучение танкистам пришлось проходить уже на фронте.
В РККА «Валентайны» получили разные оценки. Командование довольно высоко оценивало «Валентайны» из-за тактико-технических характеристик и в августе 1942 года даже направило запрос на увеличение поставок их в СССР. Экипажи, особенно поначалу, в большинстве своем не любили «Валентайны». Как и остальная британская техника, они были сложны в эксплуатации и в руках не имевших должного опыта экипажей, к которым они обычно попадали на начальном этапе войны, часто выходили из строя.
Нарекания вызывало также слабое вооружение «Валентайна». Его 40-мм пушка уже к 1942 году успела устареть в роли противотанковой и уступала по мощности всем советским танковым орудиям, вдобавок к ней не имелось осколочных снарядов. Кроме того, «Валентайны» оказались не приспособлены к климатическим условиям фронтов Великой Отечественной войны. В последующем, с накоплением опыта обращения с иностранной бронетехникой, эти проблемы были преодолены."
Источник: Легкий танк Mk.III «Валентайн» (Mk.III «Valentine»)  | Экспонаты музея | Музей | Конноспортивный комплекс Дивный | kskdivniy.ru

Лёгкий танк M3

"Американский легкий танк периода Второй мировой войны. Широко известен также под названием «Стюарт» (англ. Stuart), данным ему в честь генерала Гражданской войны в США Джеба Стюарта. M3 был создан в 1938-1941 годах на базе легкого танка M2. «Стюарт» серийно выпускался с марта 1941 по июнь 1944 года, неоднократно подвергаясь модернизациям по ходу выпуска.
СССР явился вторым по численности, после Великобритании, получателем M3 по программе ленд-лиза. Первые «Стюарты» прибыли в СССР в январе 1942 и продолжали поставляться до апреля 1943 года. Почти все они относились к модификациям M3 и M3A1. Было отправлено 340 M3 и 1336 M3A1, дошло до СССР в сумме 1232 танка.
В Красной Армии «Стюарты» именовались «М3 легкий» или просто «М3л». Несмотря на высокие ходовые качества и превосходство по сумме характеристик над всеми советскими легкими танками, за исключением мелкосерийных Т-50 и Т-80БВ, M3 не пользовались особым успехом у танкистов. Танк отличался большими габаритами, слабым бронированием и особенно вооружением, был сложен, по советским меркам, в эксплуатации, а авиационный мотор M3 потреблял большое количество дефицитного высокооктанового бензина, и, соответственно, горел как свечка в случае удачной стрельбы противника. Кроме того, первоначально вместе со «Стюартами» поставлялись только бронебойные снаряды к ним, что серьезно ограничивало возможности танка к борьбе с пехотой или противотанковыми орудиями.
С улучшением ситуации с численностью танков к 1943 году «Стюарты» в основном заменялись в войсках более мощными отечественными машинами, но отдельные части продолжали использовать их до 1945 года. Тем не менее, танки M3 применялись Красной Армией очень активно, практически на всех фронтах."
Легкий танк M3 (Light tank M3)  | Экспонаты музея | Музей | Конноспортивный комплекс Дивный | kskdivniy.ru



Дополнительно: