Советские танки. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Местоположение: Московская область, Одинцовский р-н, г. Кубинка-1. Официальный сайт Танковый музей Кубинка. Проезд пригородным поездом от Белорусского вокзала до станции Кубинка, далее - на маршрутном такси №59 до остановки «Танковый музей».

Навигация по странице:
Полноразмерная копия первого советского танка «Рено-русский»
Лёгкий пехотный танк Т-18 (он же МС-1 — малый сопровождения)
Лёгкий пехотный танк Т-18
Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2
Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-5
Танк телеуправления ТТ-26
Средний танк Т-34 «Московский пионер»
Тяжёлый танк Т-35
Средний танк Т-44С
Лёгкий танк Т-80
Опытный лёгкий танк Т-126СП
Лёгкий танк Т-50
Тяжёлый танк КВ-85
Тяжёлый танк ИС-2
Тяжёлый танк ИС-3
Тяжёлый танк ИС-4, «Объект 701»
Опытный тяжёлый танк ИС-7, «Объект 260»
Средний танк Т-54 образца 1946 года
Опытный основной боевой танк «Объект 279»
Опытный средний танк «Объект 430»
Основной боевой танк Т-64А образца 1967 года, «Объект 434»
Основной боевой танк Т-64А
Опытный средний танк «Объект 435»
Опытный ракетный танк «Объект 775»
Опытный основной боевой танк «Объект 172»
Опытный основной боевой танк «Объект 172М»
Основной боевой танк Т-72АВ
Опытный ракетный танк «Объект 287»
Опытный ракетный танк «Объект 288»
Ракетный танк ИТ-1, «Объект 150»
Опытный основной боевой танк «Объект 219А»
Основной боевой танк Т-80У, «Объект 219АС»
Боевая машина поддержки танков «Объект 787»

Полноразмерная копия первого советского танка «Рено-русский»

В 1919 году опыт эксплуатации захваченных под Одессой французских Renault FT-17 подтолкнул советское правительство к решению о начале производства в РСФСР собственных танков. Их выпуск предполагалось наладить на нижегородском заводе «Красное Сормово». За броню отвечал Ижорский завод, за вооружение — Путиловский, двигатели должен был поставлять завод АМО (нынешний ЗИЛ). Для начала потребовалоась изготовить техническую документацию и восстановить недостающие механизмы эталонного танка (например, двигатель и КПП). У московского завода АМО имелась соответствующая оснастка для изготовления двигателя «Фиат». Поэтому пошли по простому пути - подогнали имеющийся мотор под моторно-трансмиссионного отделение эталонного Renault FT-17. В начале 1920 года была утверждена маршрутная технология изготовления танка. В 1920-1921 годах было выпущено 15 боевых машин. Каждый из выпущенных танков типа «Рено-русский» имел имя собственное, дававшееся прямо на заводе. Первый экземпляр после жарких споров получил имя «Борец за свободу товарищ Ленин».

На фотографии - копия первого советского танка «Рено-русский» в натуральную величину. Его собрали в 1970-х годах специалисты НИИБТ, а при организации Центрального музея бронетанкового вооружения и техники, макет «Танка М» перенесли на новый постамент.

Лёгкий пехотный танк Т-18 (он же МС-1 — малый сопровождения)

"К 15 апреля 1938 года осталось всего 2 «Рено» обоих типов. Согласно приказу начальника АБТУ КА Д.Г. Павлова оба танка передали на НИАБТ Полигон в подмосковной Кубинке. Так началась история танкового музея при полигоне, который ныне является частью парка «Патриот». По состоянию на 1 апреля 1941 года в парке музейных машин остался только «Рено русский». Судя по документам, машина была сильно некомплектной. Тем не менее она пережила войну, являясь, наряду с Mark V, старейшим экспонатом музея. На машине установлена не родная башня с макетной пушкой и ходовая часть от Renault FT, но характерная кормовая часть, более широкая, чем у французского танка, выдаёт сормовское происхождение."
Источник: Советский первенец | Warspot.ru

Т-18 (он же МС-1 — малый сопровождения), окраска и тактический знак образца 1929 года, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Окраска и тактический знак образца 1929 года

Т-18 (он же МС-1 — малый сопровождения), окраска и тактический знак образца 1929 года, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Танк находился в ЦМВС, но его обменяли на бронеавтомобиль БА-6

Т-18 (он же МС-1 — малый сопровождения), окраска и тактический знак образца 1929 года, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

При восстановлении в ЦМВС ходовая часть машины упрощена для улучшения ходовых качеств на случай участия в парадах

Лёгкий пехотный танк Т-18 (он же МС-1 — малый сопровождения)

"В сентябре 1926 г. состоялось совещание командования РККА, руководства ГУВП и Орудийно-арсенального треста (ОАТ) по вопросу системы оснащения Красной армии новыми боевыми машинами. Это совещание известно как «танковое», ибо главной темой его стала выработка требований к новым танкам для РККА. На совещании рассматривались образцы различных зарубежных боевых машин с целью выбора наилучших прототипов для массового выпуска. Задачам сопровождения более или менее отвечал французский танк «Рено» (относившийся в РККА к типу «М» — «малый»), но он (по мнению большинства присутствовавших на обсуждении) обладал рядом серьезных недостатков, не позволявших использовать его в системе вооружения РККА. Этими недостатками были: большой вес (более 6 т), не позволявший осуществлять его переброску в кузове грузовика; малая скорость движения и плохое вооружение (стоявшая на танке 37-мм пушка Гочкиса или Пюто со штатным прицелом не позволяла вести прицельный огонь на дистанции далее 400 м). Танки же, выпущенные на Сормовском заводе («Русские «Рено»), были «...весьма неудовлетворительны по качеству изготовления, неудобны по владению оружием, а частично и совершенно невооружены», к тому же оказались еще и ужасно дорогими (стоимость танка в ценах 1926 г. составляла около 36 тыс. руб.)"
Источник: М.Н. Свирин, "Броня крепка. История советского танка. 1919–1937"

Т-18 (он же МС-1 — малый сопровождения), окраска и тактический знак образца 1929 года, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Ещё в 2015 году танк нёс окраску, тактический знак образца 1929 года и надпись «Рабкриновец»

В 1927 году во исполнении решений "танкового" совещания Обуховский сталелитейный завод выпустил первую боевую машину, получившую наименование «Малый танк сопровождения обр. 1927 г. МС-1 (Т-18)». После прохождения испытаний был сформирован заказ на изготовление для РККА 108 танков Т-18.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2

В 1930 году американский конструктор Дж. У. Кристи, специализировавшийся на проектировании быстроходных колёсно-гусеничных танков, за 60 000 долларов продал СССР два танка M1940 с технической документацией и лицензией на производство. Прибывшие в СССР танки оказались без башен, за что с конструктора удержали 25 000 долларов (это послужило для него поводом для отказа от работы в СССР).
Несколько необычный индекс, который получили в СССР эти машины, имеет свою историю. Начальник Управления моторизации и механизации РККА (УММ РККА) Иннокентий Халепский имел следующую точку зрения: «Поскольку танк американца Кристи не отвечает требованиям Системы Танко-тракторно-автоброне-вооружения и на вооружение не принят, во избежание путаницы армейского обозначения (литер «Т») ему не присваивать. Более разумным представляется присвоении ему двубуквенного обозначения «СТ» — скороходный танк, или «БТ» — быстроходный танк...»

Весной 1931 года оба танка Кристи проходили испытания, по результатам которых был выявлен ряда серьёзных недостатков. Кроме того нужно было сконструировать башню и вооружение. Запланированное прямое копирование танка было невозможно. Доводкой танка занялось специальное КБ под руководством Н. Тоскина, который был откомандирован УММ РККА на Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ). В М1940 устанавливался авиационный карбюраторный 12-цилиндровый двигатель «Либерти» мощностью 400 л.с. Его аналог, производимый в СССР, авиамотор М-5-400 был снят с производства. На БТ стали ставить моторы, выработавшие свой ресурс в авиации. Кроме того пришлось срочно закупать 2000 двигателей в США, часть поставки составляли бывшие в употреблении «Либерти».

Плохо обстояли дела и с танковым орудием. Наладить серийное производство 37-мм пушки ПС-2 не удалось. Выход нашли в наложении ствола и казённика противотанкового орудия 1К (закупленная в Германии пушка фирмы «Рейнметалл») на ложе с противооткатными устройствами пушки ПС-2. Таким образом получили орудие Б-3. Однако обеспечить достаточный объёмы его поставок не удалось и прямо в войсках вместо пушки стали устанавливать спарку пулемётов ДТ или ДА. Это была временная мера, но многие машины так и остались чисто пулемётными. Так, например, известна фотография пулемётного БТ-2 в бою, датируемая летом 1942 года.

Постепенно производственные проблемы были решены, однако в 1934 году производство БТ-2 было прекращено (в связи с началом запуском в серию БТ-5). Серия БТ для своего времени была вполне удачной и развивалась в соответствии с законами тогдашней танковой моды. Проблема слабого бронирования стала очевидна лишь во время войны в Испании, где доставленные из СССР лёгкие танки БТ-5 и Т-26 несли потери от немецких 3,7 cm Pak 35/36 противотанковых орудий (ПТО). До этого конфликта в танкостроении 1930-ых годов противопульная броня считалась нормой. Появление эффективных ПТО привело к требованию военных обеспечить противоснарядную защиту боевых машин.

Однако не всё так просто. Представьте себя правителем какой-нибудь европейской республики в период между двумя мировыми войнами. У вас, как и у соседей, есть армия оснащённая парой тысяч совсем не дешёвых лёгких танков с мелкокалиберными пушками и противопульным бронированием. Внезапно вы узнаёте, что где-то на краю Европы идёт война, на которой грозные танки жгут как спичечные коробки. Денег на разработку новой техники и обновление танкового парка просто жалко. Промышленники предлагают компромисный варианты - "экранировать" танки, т.е. увеличить толщину брони на существующих машинах дополнительными бронелистами. Однако, если вы согласитесь на вариант "усилить броню" - увеличится масса танка. Выросшая масса означает, что имеющийся двигатель будет работать на пределе, и надо бы под те же габариты МТО создавать более мощный, что тоже не дёшево и не быстро. В общем, начало Второй Мировой войны все участники встретили примерно с одинаковой техникой. Советские КВ и французские В-2 были скорее приятным исключением, чем нормой.

Тем не менее БТ с их ненадёжными и прожорливыми двигателями имели неплохой потенциал. Мощности мотора М-17 (400 л.с.) вполне достаточно для усиления бронирования и вооружения, однако советских конструкторов сдерживало требование военных обеспечить колёсный и гусеничный ход танка. Впрочем, на поздних сериях БТ-7 уже появились рациональные углы наклона брони, дизельные двигатели, радиостанции и другие приметы прогресса. В общем-то это были машины вполне на уровне основных немецких танков начального периода Великой Отечественной войны. Огромные потери наших лёгих танков Т-26 и БТ в 1941 году вызваны совершенно иными причинами.
Что касается машины демонстрируемой в Кубинке, то это опытный экземпляр БТ-5 с подбашенным листом и башней БТ-2. Предположительно это опытный танк БТ-2М.
В январе 2016 года БТ-2 сняли с постамента для реставрации и последующей передачи в парк Патриот. Юрий Пашолок пишет:"Как и ожидалось, внутри обнаружился двигатель Liberty модернизации Alisson".

См. также:
Лёгкий танк БТ-5 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк БТ-7 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк БТ-7М в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк БТ-7 в Техническом музее, г.Тольятти
БТ-2, парк "Патриот"
БТ-7 обр.1935 года, площадка Центрального музея Вооруженных Сил

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-5

Танк телеуправления ТТ-26

"В павильоне легких танков ЦМ БТВТ стоит машина, которую в музее гордо именуют ОТ-130. Во-первых, такого танка не было, был ХТ-130. Во-вторых, это не ХТ-130 ни разу. На самом деле это единственный сохранившийся образец телетанка ТТ-26, он же ТОС-6 (ТОС - техника особой секрестности). Оборудование телеуправления давно демонтировано (еще в войну), но второй "стакан" под антенну прямо намекает, что это "киборг Сталина".
...
Всего было выпущено 75 групп телемеханических машин. Машины первой серии имели индекс ТТ-26/ТУ-26, машины второй серии ТТ-131/ТУ-132. Отличались они тем, что ТТ-131 изготовлялся из ХТ-130, а также имел оборудование модели ТОС-8. Согласно отчетам, на тему телетанков была потрачена сумма более чем 100 миллионов рублей, а итог был аховый. Было создано два батальона телетанков, в общей сложности 75 телемеханических групп.
152 ОТБ совместно с 19 ТД воевал как обычные огнеметные и линейные танки под Торчиным.
Сохранившаяся в экспозиции ЦМ БТВТ машина находилась в составе 217 ОТБ. В составе телемеханической группы этот танк принимал участие в боях на Калельском перешейке, как и другие машины батальона, танк нес двухцветный камуфляж. Позже 217 ОТБ переименовали в 51 ОТБ, который находился в МВО. Осенью 1941 года машины батальона воевали как обычные линейные и огнементные танки. Позже батальон перевели в тыл, в него свели все телемеханические машины. Летом 1943 года 51 ОТБ находился под Рязанью. По состоянию на октябрь 1943 года, в составе 51 ОТБ находилось 28 телемеханических групп. К тому моменту все танки батальона перевели на аппаратуру ТОС-8. В 1945 году часть машин отправилось на НИИБТ Полигон."
Источник: ТТ-26 из экспозиции ЦМ БТВТ: yuripasholok

Танк телеуправления ТТ-26, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Вместо 45-мм пушки в башне установили огнемёт КС-25, его брандспойт с бронекожухом крепился в одной маске с пулемётом

Средний танк Т-34 «Московский пионер»

Т-34 «Московский пионер» (выпущен в 1942 году заводом №183, Нижний Тагил, башня-«гайка»), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Т-34 «Московский пионер» (выпущен в 1942 году заводом №183, г.Нижний Тагил)

Т-34 «Московский пионер» (выпущен в 1942 году заводом №183, Нижний Тагил, башня-«гайка»), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Башня "гайка"

Т-34 «Московский пионер» (выпущен в 1942 году заводом №183, Нижний Тагил, башня-«гайка»), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Номер машины №15-748

Т-34 «Московский пионер» (выпущен в 1942 году заводом №183, Нижний Тагил, башня-«гайка»), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Часть катков - с внутренней аммортизацией

См. также:
Средниий танк Т-34-85 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Танк Т-34-85 с 85-мм пушкой ЗИС-С-53, выпущенный заводом №183 в 1945 году. Оренбург
Танк Т-34-85 в Техническом музее, г.Тольятти
Т-34 образца 1941 года. Открытая площадка Центрального музея Вооруженных Сил, Москва
Т-34-85, №700, завод №174, г.Омск. Чебоксары
Т-34-85, №707, завод №112, г.Горький". Чебоксары
Т-34-85. Военный музей (Војни музеј). Белград, Сербия
Средний танк Т-34-85. Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Таранный удар Т-34 капитана В.Г. Богачева по Pz.Kpfw III. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Средний танк Т-34 образца 1941 года. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34 выпуска Сталинградского тракторного завода, 1942 год. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34-85. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34 производства завода №112, выпуска 1942 года. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-85. Музей техники Вадима Задорожного
Т-34-85 производства завода №112 «Красное Сормово». Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Средний танк Т-34-57 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года, производства СТЗ в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1942 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма

Тяжёлый танк Т-35

Тяжёлый танк Т-35, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Т-35 № 0197-7, с 1938 года находившийся в Казанском танковом училище и не принимавший участия в боевых действиях Великой Отечественной войны.

Средний танк Т-44С

"Восстановленный танк до этого более 55 лет находился в фонде хранилища машин. Танк находился в незавидном состоянии: деформированный корпус, отсутствовали двигатель, радиатор, приборы наблюдения. Всего за полгода реставрационных работ, проведенных совместно разработчиками War Thunder и экспертами парка «Патриот», удалось поставить танк на ход, воссоздать все приборы и внешний вид. Некоторые детали были возвращены буквально чудом: так, на военном складе нашли родной масляный радиатор танка, да еще и неповрежденный, в заводской упаковке!"
Оживший Т-44С в танковом музее (г.Кубинка) - Новости - War Thunder

Средний танк Т-44С, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

В 1966 году Т-44 модернизировали: оборудовали двухплоскостным стабилизатором вооружения, повышающим точность ведения стрельбы с ходу. Эти машины получили обозначение Т-44С.

Лёгкий танк Т-80

Лёгкий танк Т-80, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Ведущее колесо. Ленивец взаимозаменяем с опорными катками

Лёгкий танк Т-80, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

По правому борту над опорными катками видны два люка доступа к двигателю

Дополнительно: Первый Т-80 | Warspot.ru

Опытный лёгкий танк Т-126СП

Лёгкий танк Т-50

Т-50 - машина интересная и редкая. Собрано всего полсотни танков в Ленинграде, на заводе №174, а затем ещё 25 в моём родном Оренбурге, куда временно эвакуировалось предприятие-изготовитель. До наших дней дошло три боевых машины - трофейная в финском танковом музее Парола, две в Кубинке: серийный Т-50 и прототип Т-126(СП). Однако, куда интереснее судьба выставленной рядом "тридцатьчетвёрки".
"Стоящий в музее на открытой площадке Т-34 явяется во многом уникальной машиной. На настоящий момент это единственный доживший до наших дней Т-34 производства завода №183, однозначно выпущенный до начала Великой Отечественной войны. На носовой балке этой машины находится сразу несколько наборов номеров, поэтому определить, что это за машина, стоило усилий. Благодаря Александру Буйлову, которй с разрешения рководства музея добрался до пушки и списал ее номер, удалось выявить истинный номер машины. 0517-4. Остальное уже было делом техники. Танк нашелся в отправках завода №183 от 12 мая 1941 года (машина №15 в столбце).
Всего этим эшелоном в Белосток уехало 26 танков, которые пошли на укомплектование 6 МК. Танк с серийным номером 0517-4 оказался в числе потерянных в июне 1941 года машин, но на этом его боевая карьера не закончилась. Ему предстояло повоевать уже под чужим флагом, но уже не совсем как танк. С него сняли ходовую часть и двигатель, после чего водрузили на железнодорожную платформу, превратив его в импровизированный броневагон. Где этот БЕПО воевал, доподлинно неизвестно, но весной 1945 года он довоевался. Четыре десятка лет бывший танк простоял где-то в ЗГВ. Обратно на родину машина отправилась уже в конце 80-х, когда начался вывод советских частей из Германии. Танк оказался в отстойнике, где пролежал некоторое время. Позже "деды" из НИИ-38 поставили на ходовую от Т-34-85, приделали ящики, имитирующие запасные топливные баки, и установили туда, где он находится и поныне."
Т-34 из экспозиции ЦМ БТВТ: yuripasholok

Лёгкий танк Т-50 , Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Лёгкий танк Т-50

Лёгкий танк Т-50 , Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Лёгкий танк Т-50

Т-34 «Сталинец» обр.1941, выпущен ХТЗ, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Т-34 «Сталинец» обр.1941, выпущен ХТЗ

Т-34-85, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Т-34-85

Средний танк Т-34-85

Отдельно остановимся на окрашенном в белый цвет Т-34-85, башню которого украшает красная надпись «Димитрий Донской». Машина военного выпуска - присутствует смотровая щель заряжающего и колпаки вентиляторов на крыше башни не разнесены. Дополнительные поручни на башне - новейшее приобретение периода музеефикации экспоната. Обратите внимание, один из них закрывает вышеупомянутую смотровую щель на правом борту башни. Судя по снимкам 1998 года, сделанным в запасниках 38-го научно-исследовательского испытательного института (38 НИИИ), танк был окрашен в стандартный цвет 4БО и не имел нестандартных поручней.

Впрочем, это сущие мелочи по сравнению с изменения в облике серийного Т-34-85 возникшими в процессе его службы в 38-ом НИИИ. На катках одеты гусеницы от раннего Т-54 с резино-металлическими шарнирами. Видимо для большей достоверности на траках срезаны по два гребня через один. Вместе с тем, на верхней лобовой детали экспоната закреплены оригинальные "тридцатьчетвёрочные" траки. Ходовая часть - позднего типа, катки послевоенные, крышки ступичных подшипников с масленками. Однако самое примечательное отличие - командирская башенка - не "родная", а с какого-то послевоенного советского танка (возможно Т-55).

Теперь относительно надписи на башне. Вкратце предыистория такова: 30 декабря 1942 года глава Русской Православной Церкви обратился к верующим с призывом о сборе средств на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского. Было собрано пожертвований более чем на 8 миллионов рублей и 8 марта 1944 года в районе деревни Горелки (Тульская область) двум отдельным танковым полкам передали 40 боевых машин. 21 огнемётный ОТ-34 омского завода №174 получил 516-й отдельный огнеметный танковый полк, 38-му отдельному танковому полку достались 19 Т-34-85 горьковского завода №112. К концу апреля 1944 года 38-й отп отвоевал два месяца и успел получить почётное наименование Днестровский за форсирование этой реки. В ходе боёв полк сточился до двух танков. После таких потерь часть вывели в резерв и впоследствии переформировали в 74-ый отдельный тяжелый танковый полк на ИС-122.

Следы двух уцелевших Т-34-85 из колонны «Димитрий Донской» теряются. Однако они имели характерный облик ранних "сормовских" Т-34-85. Их корпус отличался от Т-34 с 76-мм пушкой лишь расширенным погоном башни. Башня была двухместной, а экипаж состоял из четырех человек. Радиостанция находилась не в башне, а внутри корпуса, справа по ходу машины. Танки имели характерное отличие - пушку Д-5Т. Бронемаску этого орудия не спутать ни с чем. В Кубинке же мы видим Т-34-85 с пушкой ЗИС-С-53.

Можно конечно пофантазировать на тему смены башни в ходе кап.ремонта одного из уцелевших танков 38-го отп. Однако у интересующего нас экспоната корпус серийного Т-34-85. Ну или если смотреть по деталям, то хорошо видны пробки на механизме натяжения гусениц. Характерная примета Т-34-85 горьковского завода №112 «Красное Сормово» - пробки внахлёст, т.е. выступающие над бронелистом. На фото белой "тридцатьчетвёрки" из Кубинки хорошо видны пробки впотай - т.е. сделана выборка в броне, поэтому внешний край пробки не выступает над листом.
Этих двух фактов вполне достаточно для вывода о том, что этот Т-34-85 не имеет никакого отношения к танковой колонне «Димитрий Донской» (равно как и его нижегородский коллега).

Тяжёлый танк КВ-85

См. также: этот танк уже на новом месте - в Военно-патриотическом парке «Патриот».

Тяжёлый танк ИС-2

Тяжёлый танк ИС-3

Тяжёлый танк ИС-4, «Объект 701»

Опытный тяжёлый танк ИС-7, «Объект 260»

Средний танк Т-54 образца 1946 года

Опытный основной боевой танк «Объект 279»

Опытный средний танк «Объект 430»

Основной боевой танк Т-64А образца 1967 года, «Объект 434»

Основной боевой танк Т-64А

Опытный средний танк «Объект 435»

Опытный ракетный танк «Объект 775»

Опытный основной боевой танк «Объект 172»

В результате работ по создание мобилизационного варианта основного танка Т-64А появился «Объект 172». Танк получил новый дизельный двигатель В-45К и автомат заряжания новой конструкции. Испытания показали крайнюю ненадёжность используемой ходовой части, поэтому уральские конструкторы переключились на создание «Объект 172М».

Опытный основной боевой танк «Объект 172М»

В 1968-69 годах были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 с эжекционной системой охлаждения (разработка Харьковского конструкторского бюро машиностроения) и образцов с двигателем В-45 с вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле) и автоматом заряжания пушки на 22 выстрела. В ноябре 1969 года на опытные машины «Объект 172» стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 780 л.с. и ходовую часть новой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс «объект 172М». Результатом работы над «Объектом 172М» станет основной боевой танк Т-72 «Урал», принятый на вооружение Советской Армии в 1973 году.

См. также:
Основной боевой танк Т-72 «Урал». Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Основной боевой танк Т-72. Музей техники Вадима Задорожного
Основной боевой танк Т-72 «Урал» образца 1973 года, Верхняя Пышма
Основной боевой танк Т-72 «Урал» (объект 172М) у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Основной боевой танк Т-72 «Урал» (объект 172М) у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Танк Т-72 с тралом КМТ-7 в Техническом музее, г.Тольятти
Основной боевой танк Т-72 «Урал». Военно-патриотический парк «Патриот»

Основной боевой танк Т-72АВ

Опытный ракетный танк «Объект 287»

Опытный ракетный танк «Объект 288»

Опытный ракетный танк для испытаний ГТД «Объект 288» , Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Ходовой макет танка «Объект 288»

"Танк «объект 288» был спроектирован в ОКБТ ЛКЗ на базе ракетного танка «объект 287» с установкой газотурбинного двигателя, его предполагалось использовать как ракетный танк. В 1963 году на ЛКЗ был изготовлен опытный образец танка - стенда «объект 288». Комплекс вооружения на танк «объект 288» не устанавливался. Машина фактически использовалась для испытаний газотурбинной танковой установки.
Но в это время стало известно, что в Англии испытывается на танковом шасси ГТД фирмы Парсонс с целью изучения поведения нового двигателя в танковых условиях; в ФРГ фирма Хеншель спроектировала танковый ГТД мощностью 1000 л.с. с двухступенчатым центробежным компрессором на общем валу, с кольцевым теплообменником и двухступенчатыми компрессорной и силовой турбинами; в США начал испытываться на шасси танка М48 судовой ГТД ОТ-4 фирмы Оренда с осевым компрессором, трубчатой камерой сгорания, одноступенчатой турбиной компрессора, одноступенчатой силовой турбиной с РСА, с теплообменником чемоданного типа, состоящим из двух секций, расположенных по бокам ГТД с целью сокращения его длины. Но самое главное, в США приступили к осуществлению программы создания основного танка МВТ-70 с ГТД и адиабатным дизелем с тем, чтобы выбрать из них одного образца для серийного производства и принятия на вооружение. В связи с этим по инициативе Министерства обороны работы по ГТД-3ТП были прекращены и было выдано техническое задание ЛНПО им. В.Я.Климова на более мощный и экономичный отечественный газотурбинный двигатель ГТД-1000Т.
Опытные танки «объект 003» и «объект 288» с газотурбинными двигателями проходили испытания во второй половине 1960-х годов, и фактически по их результатам было подготовлено выше упомянутое постановление правительства о создании танка, получившего в дальнейшем индекс Т-80 (объект 219). Специалисты ВНИИтрансмаша разработали новые варианты конструкции узлов трансмиссии, воздухоочистители повышенной производительности, системы охлаждения, смазки и другие. Вся документация по двигателям ГТД-3ТЛ и ГТД-3ТП, разработанная ВНИИтрансмашем, и результаты их испытаний были переданы ПО «Кировский завод». В дальнейшем многие конструктивные решения были использованы при создании ЛКЗ танка Т-80
".
Источник: А.В. Карпенко, «Совсем немного о знаменитой "восьмидесятке"».

Ракетный танк ИТ-1, «Объект 150»

Опытный основной боевой танк «Объект 219А»

Надпись на табличка у экспоната - Т-80БВ. Однако основной боевой танк Т-80БВ это «Объект 219РВ». В музее же выставлена опытная боевая машина «Объект 219А». Для лучшего понимания значения экспоната для истории отечественного танкостроения, обратимся к событиям середины 1960-ых годов. К этому времени в СССР уже велись работы по созданию газотурбинных танковых двигателей, однако работы получили мощный импульс после сообщений о разработке в США, Великобритании и ФРГ боевых машин с новым типов двигательной установки. Советская военная промышленность готовила свой ответ на разработку в США перспективного танка MBT-70 (так и не принятого на вооружение).

В 1968 году конструкторскому бюро ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) поручили разработку газотурбинного варианта основного боевого танка - харьковского Т-64А («объект 434»). Через год ленинградцы выкатили «объект 219 сп.1» ("сп." - спецификация) с двигателем ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с. разработки НПО им. В. Я. Климова. К сожалению, потенциал модернизации Т-64А был существенно ограничен концепцией танка: "меньшая масса и минимальный внутренний объём". Между тем три фактора: более мощный двигатель, изменившиеся динамические характеристики, а тажке увеличение массы танка с 38 до 40 тонн, вынудили конструкторов поступиться требованиями максимальной унификации.

Опытный «объект 219 Сп 2» уже значительно отличался от исходного Т-64. В ходовой - новые ведущие и направляющие колеса, опорные (с внешней амортизацией) и поддерживающие катки, гусеницы с внутренними беговыми дорожками. В подвеске - улучшенные гидроамортизаторы и торсионные валы. У Т-64А были заимствованы комплекс вооружения и автомат заряжания, одинаковые приборы управления огнём и оборудование прицеливания. Именно эта машина была принята на вооружение Советской Армии в 1976 году под индексом Т-80.
Однако запуск танка с ГТД в серийное производство и опыт войсковой эксплуатации потребовали дальнейшей доводки моторно-трансмиссионного отделения. Перед конструкторами и промышленностью стояли задачи: повысить надёжности и топливную экономичность, увеличить ресурс и мощность ГТД. Кроме того, Т-80 не получили вспомогательной силовой установки, поэтому отличались жутким расходом на малом газу и во время стоянки. Возимый запас топлива (1852 литра в баках + две бочки по 200 литров) позволял пройти всего 160 километров.

Над модернизацией "восьмидесятки" параллельно работали два конструкторских бюро: харьковское КБ Завода имени Малышева и ленинградское КБ Завода имени Кирова. Харьковчане в начале 1980-ых годов создали опытный танк «объект 478». Фактически это была комбинация шасси Т-80 с боевым отделением, перспективной башней и МТО ранее отработанными на опытном танке «Объект 476». Перспективность башни заключалась в улучшенной комбинированной бронезащите из разнесенных стальных плит с внутренними броневыми вертикальными пластинами, перемежавшимися слоями пенополиуретана. Внешне башня отличалась более полными формами с развитыми скуловыми частями, в полости которых через верхние колодцы помещался наполнитель. Кроме того, в конструкции была заложена возможность установки перспективных приборов управления огнем и нового комплекса вооружения.

Что касается конструкторов ЛКЗ, то они глубоко увязли в проблемах отработки моторно-трансмиссионного отделения с газотурбинным двигателем. Неудивительно, что они поддержали идею с объёмной харьковской башней. Ленинградский вариант модернизированной «восьмидесятки» с башней танка «объекта 476» получил шифр «объект 219А». Один из представителей этой модификации Т-80 и находиться сейчас в Кубинке. Таким образом, на танке «объект 219А» была существенно улучшена защита, а также применён усовершенствованый гидромеханический автомат заряжания c конвейером на 28 выстрелов.
Первый опытный образец танка «объект 219А» был изготовлен на ПО «Кировский завод» в 1982 году. Была выпущена лишь небольшая производственная серия танка «Объект 219А», но сведения о ней противоречивы. Имеется неподтверждённая информация, что «объект 219А» имел индекс Т-80А и шифр «Ольха». В любом случае, данных о принятии танка «объект 219А» на вооружение не имеется.

На основе «объекта 478» был создан дизельный Т-80УД («объект 478Б»), выпускавшийся на заводе имени Малышева в Харькове. Задел по танку «объект 219А» использовался при создании газотурбинного танка Т-80У («объект 219АС»), который выпускался на омском заводе «Омсктрансмаш». Интересно что Т-80У получил боевое отделение танка Т-80УД («объект 478Б»). Это была последняя попытка создания единого танка для Советской Армии, которая одновременно имела на вооружении средние танки Т-55, Т-62 и три частично унифицированные линии Т-64, Т-72, Т-80.

См. также:
Основной боевой танк Т-80БВ у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Основной боевой танк Т-80УД «Береза» образца 1985 года, Верхняя Пышма
Основной боевой танк Т-80Б. Музей техники Вадима Задорожного
Основной боевой танк Т-80. Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Танк Т-80УД в Техническом музее, г.Тольятти

Основной боевой танк Т-80У, «Объект 219АС»

Боевая машина поддержки танков «Объект 787»