Центральный музей Вооруженных Сил - период между мировыми войнами


Френч командного и начальствующего состава сухопутных сил РККА обр.1935 г. Принадлежал Маршалу Советского Союза К.Е.Ворошилову, ЦМВС, г.Москва

Френч командного и начальствующего состава сухопутных сил РККА обр.1935 г. Принадлежал Маршалу Советского Союза К.Е.Ворошилову

Гимнастёрка обр.1935 г. Маршала Советского Союза С.М. Будённого, ЦМВС, г.Москва

Гимнастёрка обр.1935 г. Маршала Советского Союза С.М. Будённого. Поступила из музея МВО в 2013 году

Личные вещи М.В. Фрунзе, ЦМВС, г.Москва

Личные вещи М.В. Фрунзе

Письменный стол М.В. Фрунзе, ЦМВС, г.Москва

Письменный стол М.В. Фрунзе

Советско-финская война (1939—1940 годы)

Финский пистолет-пулемёт Suomi-KP Model 1931 системы Аймо Лахти, ЦМВС, г.Москва

Финский пистолет-пулемёт Suomi-KP Model 1931 системы Аймо Лахти

Финские плакаты, призывающие красноармейцев уничтожать политруков и сдаваться в плен, ЦМВС, г.Москва

Финские плакаты, призывающие красноармейцев уничтожать политруков и сдаваться в плен

Минно-подрывная машинка типа Шаффлер, ЦМВС, г.Москва

Минно-подрывная машинка типа Шаффлер

Финский нож производства фирмы Fiskars, ЦМВС, г.Москва

Финский нож производства фирмы Fiskars

Револьвер системы Нагана, спецвыпуск. Принадлежал маршалу Тимошенко. Надпись на рукоятке: «Доблестному бойцу РККА т.Тимошенко С.К. от РВС 1-й Кон.Армии. 1920г.», ЦМВС, г.Москва

Револьвер системы Нагана, спецвыпуск. Принадлежал маршалу Тимошенко. Надпись на рукоятке: «Доблестному бойцу РККА т.Тимошенко С.К. от РВС 1-й Кон.Армии. 1920г.»

, ЦМВС, г.Москва

Бинокль полевой В.Н. Кашубы

, ЦМВС, г.Москва

Награды М.П. Кирпоноса

, ЦМВС, г.Москва

Футляр авиационных солнцезащитных очков американского производства

Локальные вооружённые конфликты на КВЖД, в районах озера Хасан и реки Халхин-Гол

Начать придётся издалека, со страшного 1918 года, в котором Василий Блюхер командует отрядами Красной Армии, которые разбивают части войскового атамана Оренбургского казачества полковника А. И. Дутова и 31 января 1918 года занимают Оренбург. Летом 1918 года, объединив под своим командованием несколько разрозненных красноармейских и партизанских отрядов, он совершает с ними переход в полторы тысячи вёрст по Уралу, ведя ожесточённые бои с белогвардейцами. Год спустя, после отпуска (открылись раны, полученные в Первую мировую войну) вступает в командование 51-й стрелковой дивизией, которая в боях с колчаковскими войсками проходит путь от Тюмени до озера Байкал. В июле 1920 года 51-ая сд переброшена на Южный фронт для борьбы с армией П.Н. Врангеля, где участвует в боях на Каховском плацдарме и штурме Перекопа. В 1922 году Блюхер руководит Волочаевской наступательной операцией, направленной против белогвардейских войск на Дальнем Востоке.
Осенью 1924 года Василий Константинович направлен в Китай в качестве главного военного советника китайского революционера Сунь Ятсена. В Китае в это время продолжается гражданская война. На юге страны с центром в Кантоне существует правительство Гоминьдана, возглавляемое Сунь Ятсеном, на севере — в Пекине — другое правительство. В марте 1925 года умирает Сунь Ятсен и его преемник Чан Кайши начинает поход на север с целью объединения Китая. Три года, с перерывами на лечение, главный военный советник Блюхер участвует в планировании операций Национально-революционной армии.
В результате Северного похода войск партии Гоминьдан летом 1928 года значительная часть Китая оказывается объединённой под властью Нанкинского правительства. Чан Кайши завершает объединение Китая и переводит столицу в Нанкин. Нанкинское правительство признаётся великими державами, в том числе СССР. Маньчжурия фактически остаётся под контролем военного правителя Чжан Сюэляна, который также признаёт верховенство Нанкина. Правительство Японии, недовольное прогоминьдановской политикой манчжурского военного правителя угрожает «принятием самых решительных мер к тому, чтобы над Маньчжурией никогда не развевался флаг Гоминьдана».
Тем не менее, в июле 1929 года Япония официально признаёт гоминьдановский Китай. В то же время происходит личная встреча Чжан Сюэляна и Чан Кайши, на которой принимается решение о вооружённом захвате КВЖД. Речь идёт о южной ветке Транссибирской магистрали, проходившей по территории Маньчжурии и соединявшей Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Железную дорогу построили в 1897—1903 годах, она принадлежала Российской империи и обслуживалась её подданными.
Толкая Чжан Сюэляна на этот шаг, Чан Кайши стремиться поставить молодого маршала в полную зависимость от Нанкина, одновременно поднять свой престиж и получить в распоряжение Нанкина большую часть прибылей от эксплуатации КВЖД. Чжан Сюэлян, в свою очередь, полагает, что захват КВЖД укрепит его позиции на Северо-Востоке, позволит самолично распоряжаться прибылями КВЖД, обеспечит ему независимость от Нанкина. В результате 10 июля 1929 года начинается конфликт на КВЖД. Движение по дороге перекрыто, а 20 июля нанкинское правительство объявляет о разрыве дипломатических отношений с СССР. Нанкинское правительство консультируют немецкие военные советники, которые утверждают, что СССР не в состоянии начать войну. СССР расценивает конфликт как часть большого заговора империалистов против СССР, китайцы же считают, что советское управление КВЖД приносит всё меньше прибыли, а это влияет на поступления в китайскую казну.
6 августа 1929 года командарм 1-го ранга Блюхер назначен командующим созданной в тот же день Особой Дальневосточной армией. 12 октября начинается Сунгарийская наступательная операция советских войск. В ходе боевых действий РККА показывает более высокую боеспособность, и конфликт завершается подписанием Хабаровского протокола от 22 декабря 1929 года, по которому КВЖД вновь признаётся совместным советско-китайским предприятием.
После подписания Хабаровского протокола советские войска покидают территорию Китая, а все военнопленные и арестованные получают свободу. Надо сказать, что с китайскими военнопленными в СССР обращаются хорошо. Уже через два дня 27 китайских военнопленных подают заявления о вступлении в комсомол, а 1240 человек подают заявление с просьбой оставить их в СССР. Кроме того, действия советской стороны резко ослабляют белую эмиграцию в Маньчжурии - в ходе операции арестованы и вывезены в СССР многие активные белоэмигранты.
Советским командованием проводиться значительная работа по нормализации отношений с китайским населением: агитация подкрепляется бесплатной передачей продуктов питания. Населению возвращены лошади и упряжь, реквизированные китайским командованием и оказавшиеся в числе трофеев РККА. Нормальная работа КВЖД восстановлена.
13.05.1930 за руководство военными операциями при ликвидации конфликта на КВЖД В.К. Блюхер награждён орденом Красной Звезды и получил подарочную шашку, украшенную чернью и золотом.
Что же касается дальнейшего хода событий вокруг проблемной магистрали, то в 1931 году Маньчжурию окончательно оккупирует Япония. 23 марта 1935 года, после многочисленных провокаций в районе дороги, СССР продаёт КВЖД марионеточному государству, образованному японской военной администрацией на оккупированной территории Маньчжурии После разгрома Японии в 1945 году дорога переходит в совместное советско-китайское управление (как Китайская Чанчуньская железная дорога). 31 декабря 1952 подписывается соглашение о безвозмездной передаче КЧЖД Китаю. В 1953 году процесс передачи дороги КНР завершён.

Подарок маршалу В.К. Блюхеру от охотника-нанайца, ЦМВС, г.Москва

Модель трёхмачтового парусно-моторного промыслового судна изготовлена из моржовой кости, китового уса и проволоки. Подарок В.К. Блюхеру от охотника-нанайца. После ареста маршала находилась на чердаке его дома в Хабаровске. В 1959 году найдена и передана в музей вдовой - Г.Л. Блюхер

Наградной Walther Model 8 комиссара кавалерийского полка Приморской оперативной группы П.П. Кобелева, ЦМВС, г.Москва

6,35-мм пистолет Walther Model 8 — награда комиссару кавалерийского полка Приморской оперативной группы П.П. Кобелеву от командующего ОДВА В.К. Блюхера в 1929 году.

Боевая пулемётная повозка для кавалерийских частей, ЦМВС, г.Москва

Боевая пулемётная повозка для кавалерийских частей (конно-пулемётная тачанка обр.1926 г.) принята на вооружение РККА приказом РВС СССР №261 от 15.08.1928

Конно-пулемётная тачанка обр.1926 г., ЦМВС, г.Москва

Пулемёт Максима обр.1905 г. (выпуск тела пулемёта 1907 г.) на станке генерала А.А. Соколова обр.1910 г.

Как видите, военная карьера Василия Константиновича Блюхера складывалась весьма удачно. Это действительно смелый, изобретательный командир, не имевший, однако никакого военного образования. Для гражданской войны его способностей и здравого смысла вполне хватает, но через двадцать лет он не сможет нормально командовать огромной армией, действующей в условиях современной маневренной войны. Опять-таки сказываются старые раны и болезни. Скорее всего его проблемы с алкоголем проистекают из недостатков лечения и болеутоляющих средств.
Не смотря на неоднократные сообщения о запоях и нарушениях в управлении войсками, в 1935 году В.К. Блюхер становится одним из пяти военачальников, получивших маршальские звания. В период «большой чистки» Блюхер входит в состав Специального судебного присутствия, осудившего группу высших советских военачальников по «Делу Тухачевского», а также становится членом Президиума Верховного Совета СССР и членом ЦК ВКП (б). Блюхер в течение многих лет возглавляет Дальневосточную армию и ощущает себя полновластным властелином отдалённого региона страны. Он привык распоряжаться этим мощным ресурсом по своему усмотрению. Всё идёт хорошо до начала пограничного конфликта в районе озера Хасан.
В XX веке Россия неоднократно воевала с Японией. Русско-японская война 1904-1905 годов закончилась позорным разгромом нашей армии и флота. В Гражданскую войну японцы уходят с Дальнего Востока лишь из-за давления их геополитического противника – США. Проходит 15 лет и японское сухопутное командование решает проверить: научились ли чему-нибудь русские за это время, можно ли их потеснить с занимаемых территорий?

В мае 1938 года последовал приказ из Москвы о том, чтобы к 1 июля всех красноармейцев вернуть в свои воинские части, но это требование исполнено не было. Тем не менее, в конце мая 1938 года Блюхер выступил на заседании Главного военного совета, где рапортовал, что всё хорошо и войска готовы к отпору. Вскоре, 13 июня 1938 года, к японцам перебегает начальник Управления НКВД по Дальневосточному краю Г.С. Люшков, справедливо опасавшийся, что его вот-вот арестуют и расстреляют за злоупотребления в ходе «большой чистки». К этому моменту Сталину стало очевидно, что репрессии вышли из-под контроля, в чём был явно виноват и ряд крупных функционеров НКВД. Бывший «чекист» подробно рассказал о дислокации советских войск, о кодах, применявшихся в военных сообщениях, передал японцам шифры радиосвязи и оперативные документы.
Через два дня после побега Люшкова японцы предъявили требование о переносе границы в районе озера Хасан. Граница шла по вершинам сопок, которые лежали между озером Хасан и рядом текущей рекой Тюмень-Ула, наше название – Туманная. Японцы хотели, чтобы граница проходила не по вершинам сопок, а по их подножью. Проблема заключалась в том, что с этих высот хорошо просматриваются и соответственно, простреливаются шоссейная и железная дороги, которые проходили на нашей стороне. Советская сторона ответила решительным отказом.
20 июля японцы повторно предъявляют требования, сопровождая их пояснением, что в случае отказа они решат вопрос военной силой. Утром 29 июля 1938 года, высоту Безымянная, на которой у нас было 11 пограничников, атаковали две японские роты. Высота захвачена японцами, но вскоре отбита советскими пограничниками и подошедшей стрелковой ротой.
31 июля японцы атакуют две спорные высоты – Безымянную и Заозёрную, уже силами двух полков. Находившиеся там наши пограничники, в течение боя, длившегося более четырёх часов, были большей частью уничтожены. РККА на помощь не пришла - ближайшие армейские части находились на расстоянии в 30-40 километров от места боя.
Вот тут-то и оказалось, что решение "отбить сопки" трудно исполнимо, так как Дальневосточная армия товарища Блюхера не готова к боям. Части не были укомплектованы – значительная доля личного состава находилась где-то на хозяйственных работах. Части пришлось сколачивать на месте из отдельных подразделений и бойцов. Несколько артиллерийских батарей прибыли к месту конфликта без снарядов. Запасные стволы к пулеметам заранее не были подогнаны. Пехота в основной своей массе получала не пристрелянные винтовки, т.е. в воинских частях в принципе никогда велась стрелковая подготовка. «Одно из стрелковых подразделений 32-й дивизии прибыло на фронт вовсе без винтовок и противогазов. Несмотря на громадные запасы вещевого имущества, многие бойцы были посланы в бой в совершенно изношенной обуви, полубосыми, большое количество красноармейцев было без шинелей. Командирам и штабам не хватало карт района боевых действий».
Авиация действовали неумело, а из-за ошибки на складе боепитания советская сторона чуть не начала боевые действия с применением боевых химических веществ. Между тем СССР подписывал конвенции о неприменении химического оружия, таким образом пропагандистский ущерб для нашей страны, мог быть колоссальным.
6 августа советская сторона массировано применила тяжёлые четырёхмоторные бомбардировщики ТБ-3. Шестьдесят самолётов отбомбились по японским позициям, эффект был впечатляющий. Наступление наземных частей РККА привело к тому, что 9 августа спорные сопки мы заняли, а ещё через два дня японцы запросили мира.
Тем не менее, РККА потеряла в полтора раза больше убитыми, чем японцы: если с японской стороны потери были где-то 650 убитыми и 2500 ранеными, с нашей стороны – 960, а ранеными и заболевшими — 3279 человек. Чрезвычайно высокими оказались потери нашего комсостава – 152 командира и 178 младших командиров. Это свидетельствует о том, что бойцы были подготовлены плохо и в этой ситуации командиры вынуждены были компенсировать это своим героизмом.

Герои Советского Союза командир 120-го сп 40-й сд полковник К.И. Провалов (полк выбил японцев с высоты Заозёрная) и красноармеец Е.С. Чуйков из 95-го сп 32-й сд - спас жизнь командиру роты, 5 раз ходил в атаку на высоту Заозёрная, ЦМВС, г.Москва

Герои Советского Союза командир 120-го сп 40-й сд полковник К.И. Провалов (полк выбил японцев с высоты Заозёрная) и красноармеец Е.С. Чуйков из 95-го сп 32-й сд - спас жизнь командиру роты, 5 раз ходил в атаку на высоту Заозёрная

, ЦМВС, г.Москва

Немецкий 6,35-мм пистолет Маузера обр.1918 года, принадлежал ГСС К.И. Провалову, который командовал полком в боях за сопку Заозёрная. В августе 1941 года Константин Иванович формирует 383-ю Донбасскую добровольческую дивизию, которой командует до июня 1943 года. В должности командира корпуса освобождал Керчь, участвовал в боях за Восточную Пруссию, в Берлинской и Пражской операциях.

, ЦМВС, г.Москва

Награды Николая Эрастовича Берзарина за героизм в боях у озера Хасан. С июня 1938 года он командовал 32-й стрелковой дивизией. В этой должности участвовал в боях у озера Хасан.

, ЦМВС, г.Москва

Награды командира батальона 603-го сп 82-й мотострелковой дивизии Героя Советского Союза майора Н.Н. Заиюльева за героизм в боях на реке Халхин-Гол

31 августа 1938 года в Москве под председательством Ворошилова состоялось заседание Главного военного совета РККА, рассмотревшее вопрос о событиях в районе озера Хасан и действиях командующего Дальневосточным фронтом. Результатом стал приказ Народного комиссара обороны СССР № 0040 от 4 сентября 1938 года. Приведу тот фрагмент этого документа, в котором оценивается роль командующего армией в управлении войсками:
"Руководство командующего КДфронтом маршала Блюхера в период боевых действий у озера Хасан было совершенно неудовлетворительным и граничило с сознательным пораженчеством. Все его поведение за время, предшествующее боевым действиям, и во время самих боев явилось сочетанием двуличия, недисциплинированности и саботирования вооруженного отпора японским войскам, захватившим часть нашей территории.
Заранее зная о готовящейся японской провокации и о решениях Правительства по этому поводу, объявленных тов. Литвиновым послу Сигемицу, получив еще 22 июля директиву народного комиссара обороны о приведении всего фронта в боевую готовность, - тов. Блюхер ограничился отдачей соответствующих приказов и ничего не сделал для проверки подготовки войск для отпора врагу и не принял действенных мер для поддержки пограничников полевыми войсками.
…br> Даже после получения указания от Правительства о прекращении возни со всякими комиссиями и расследованиями и о точном выполнении решений Советского правительства и приказов наркома т. Блюхер не меняет своей пораженческой позиции и по-прежнему саботирует организацию вооруженного отпора японцам. Дело дошло до того, что 1 августа с.г., при разговоре по прямому проводу тт. Сталина, Молотова и Ворошилова с т. Блюхером, тов. Сталин вынужден был задать ему вопрос: «Скажите, т. Блюхер, честно, - есть ли у вас желание по-настоящему воевать с японцами? Если нет у вас такого желания, скажите прямо, как подобает коммунисту, а если есть желание, - я бы считал, что вам следовало бы выехать на место немедля».
От всякого руководстве боевыми действиями т. Блюхер самоустранился, прикрыв это самоустранение посылкой наштафронта тов. Штерна в район боевых действий без всяких определенных задач и полномочий. Лишь после неоднократных указаний Правительства и народного комиссара обороны о прекращении преступной неразберихи и устранении дезорганизации в управлении войсками и только после того, как нарком назначил тов. Штерна командиром корпуса, действующего у озера Хасан, специального многократного требования применения авиации, от введения в бой которой т. Блюхер отказывался под предлогом опасения поражений корейского населения, только после приказания т. Блюхеру выехать на место событий т. Блюхер берется за оперативное руководство. Но при этом более чем странном руководстве он не ставит войскам ясных задач на уничтожение противника, мешает боевой работе подчиненных ему командиров, в частности командование 1-й армии фактически отстраняется от руководства своими войсками без всяких к тому оснований; дезорганизует работу фронтового управления и тормозит разгром находящихся на нашей территории японских войск.
Вместе с тем т. Блюхер, выехав к месту событий, всячески уклоняется от установления непрерывной связи с Москвой, несмотря на бесконечные вызовы его по прямому проводу народным комиссаром обороны. Целых трое суток при наличии нормально работающей телеграфной связи нельзя было добиться разговора с т. Блюхером.
"

Последствия совещания описаны Николаем Тимофеевичем Великановым в его книге с лаконичным названием «Блюхер»: "Заместитель наркома обороны, начальник Управления по командному и начальствующему составу РККА Е. А. Щаденко принял Блюхера по-деловому, сказал то, что и положено было сказать: «Вы, Василий Константинович, выведены в резерв до особого распоряжения. Когда относительно вас будет принято решение, вам немедленно сообщат об этом».
В кулуарах наркомата только и говорили что о Хасанских событиях, о решениях Главного военного совета и, конечно, о Блюхере. «Командующий фронтом маршал Блюхер вел себя на Хасане весьма странно. Зачем он 24 июля направил на сопку Заозерную комиссию, которая подвергла сомнению законность действий наших пограничников? Лучше бы вместо этого принял меры для их поддержки полевыми войсками». «А вот это как вам: в разгар событий, оказывается, комфронта вообще исчез из поля зрения подчиненных»…
Иван Степанович Конев, назначенный 4 сентября 1938 года приказом наркома обороны командующим 2-й Отдельной Краснознаменной армией, спустя шесть лет, будучи Маршалом Советского Союза, нелестно выскажется о Блюхере как военачальнике: «Василий Константинович действовал на Хасане неудачно. К 1937 году маршал Блюхер был человеком, который по уровню своих знаний, представлений недалеко ушел от времен Гражданской войны. Во всяком случае, такую небольшую операцию, как Хасанская, Блюхер провалил».
В то же время предъявленные Блюхеру на заседании Главного военного совета РККА претензии, считает Конев, носили прежде всего не военный, а политический характер. Командующего Дальневосточным фронтом обвинили в «сознательном пораженчестве», в неумении или нежелании «по-настоящему реализовать очищение фронта от врагов народа», в «двуличии, недисциплинированности и саботировании вооруженного отпора японским войскам»
".
Утром 22 октября 1938 года Блюхер и его жена были арестованы на даче Ворошилова. 9 ноября 1938 года маршал скоропостижно скончался в кабинете врача внутренней тюрьмы. Смерть маршала наступила от закупорки лёгочной артерии тромбом, образовавшимся в венах таза. Причины понятны: в январе 1915 года осколок снаряда разбил тазобедренный сустав, из-за чего левая нога Василия Константиновича стала короче на 1,5 см. К последствиям старого ранения добавился стресс, вызванный арестом и заключением под стражу. 11 ноября 1938 года дело по обвинению Блюхера было прекращено за смертью обвиняемого.

, ЦМВС, г.Москва

Трофеи: японская киркомотыга, ручная сирена, головные уборы японских военнослужащих

, ЦМВС, г.Москва

50-мм гранатомёт пехотный тип 89

, ЦМВС, г.Москва

Японская полевая стереотруба

, ЦМВС, г.Москва

Противотанковая мина и шлем танкиста

Проверка в районе озера Хасан говорит японцам о том, что ничему русские особо и не научились. Стрелковые, танковые, артиллерийские части РККА оказались не на высоте. Да, тяжёлые бомбардировщики ТБ-3 выступают как стратегический фактор сдерживания, но в целом РККА показывает себя слабым бойцом. Поэтому ничуть не удивляет, что весной 1939 года, японцы предпринимают гораздо более масштабную проверку боеготовности РККА. На границе между Народной Монгольской Республикой и марионеточным государством Маньчжоу-Го, в районе реки Халхин-Гол вновь возникает территориальный спор. С территории союзной нам Монголии слишком хорошо просматривается железная дорога, которая проходит на сопредельной стороне, оттого японцы и их сателлиты хотят границу несколько подвинуть в свою пользу.
Боевые действия в районе реки Халхин-Гол начались со стычки мелких подразделений, потом пошли уже полномасштабные боевые действия – с обеих сторон участвуют танки, авиация. Первоначально нас там довольно серьёзно били. Подготовка японских лётчиков превосходила наших пилотов. Выход нашли в формировании подразделений из наших асов, имеющих реальный опыт боёв в Испании, Китае. Авиационные части получают модернизированные истребители И-16 и И-153 «Чайка». Только тогда советские ВВС начинают сражаться на равных и завоёвывают господство в воздухе.
2 июля 1939 года развернулись ожесточённые бои на западном берегу реки Халхин-Гол, возле горы Баян-Цаган, находившейся в 40 километрах от маньчжурской границы. 3 июля происходит известный эпизод, когда Жуков, не дожидаясь подхода пехотного прикрытия, прямо с марша бросает в бой 11-ю танковую бригаду комбрига М. П. Яковлева (до 150 танков Т-37А, БТ-5, БТ-7 и ОТ-26) и 8-й монгольский бронедивизион, оснащённый бронеавтомобилями БА-6 с 45-мм пушками. Вскоре их поддержала 7-я мотоброневая бригада (154 бронемашины БА-6, БА-10, ФАИ). С обеих сторон в сражении участвовало до 400 танков и бронемашин, более 800 артиллерийских орудий. В небе над горой в отдельные моменты находилось до 300 самолётов с обеих сторон. Особенно отличились в этих боях 149-й стрелковый полк майора И. М. Ремизова и 24-й мотострелковый полк И. И. Федюнинского. Японцы были выбиты с западного берега Халхин-Гол и все дальнейшие события происходили на восточном берегу реки.
В Генеральном штабе РККА высказывались идеи о переносе боевых действий с территории Монголии на маньчжурскую территорию, однако эти предложения были категорически отвергнуты политическим руководством страны. Мнение Сталина по этому поводу хорошо известно: «Вы хотите развязать большую войну в Монголии. Противник в ответ на ваши обходы бросит дополнительные силы. Очаг борьбы неминуемо расширится и примет затяжной характер, а мы будем втянуты в продолжительную войну».
В июле японцы несколько раз начинали наступление на правобережный плацдарм советско-монгольских войск, однако эти действия не принесли им значимого успеха. В это же время происходили интенсивные воздушные бои. Очаг конфликта в районе Халхин-Гола сохранялся. Обстановка диктовала необходимость восстановить государственную границу Монголии и кардинально разрешить этот пограничный конфликт.
20 августа 1939 года началось наступление советско-монгольских войск, которые на четыре дня упредили запланированное наступление японских войск. 26 августа войска Южной и Северной групп советско-монгольских войск завершили полное окружение 6-й японской армии и начали её дробление отсекающими ударами с уничтожением по частям. Командование Квантунской армии до самого конца операции на Халхин-Голе не пыталось больше деблокировать свои окружённые войска, смирившись с неизбежностью их гибели. После 8 сентября японское командование не предпринимало действий наземными войсками, однако воздушные бои продолжались. Всего за время конфликта СССР потерял 207 самолётов, Япония — 162. 5 сентября 1939 года было подписано соглашение между Советским Союзом, МНР и Японией о прекращении военных действий в районе реки Халхин-Гол, которое вступило в силу на следующий день.

, ЦМВС, г.Москва

Японская противотанковая мина

, ЦМВС, г.Москва

Японский флаг - подарок писателю В.П. Ставскому и меч офицера японской армии

, ЦМВС, г.Москва

8-мм пистолет Намбу Тип 14

, ЦМВС, г.Москва

Лётные очки М.Г. Мячина — участника боёв с японскими захватчиками в Китае: в октябре 1937 - марте 1938 совершил 17 боевых вылетов на бомбардировщике СБ.

Победа СССР в конфликте на Халхин-голе имела далеко идущие геополитические последствия. В Японии поражение и одновременное (23 августа) подписание советско-германского договора о ненападении привело к правительственному кризису и отставке кабинета Хиранумы Киитиро. Новое японское правительство 4 сентября заявило, что ни в какой форме не намерено вмешиваться в конфликт в Европе, а 15 сентября подписало соглашение о перемирии, приведшее 13 апреля 1941 года к заключению советско-японского пакта о нейтралитете. Кроме того, в традиционном противостоянии японских армии и флота в 1939 г. победила «морская партия», отстаивавшая идею экспансии в Юго-Восточной Азии и на острова Тихого океана. Япония стала перестраивать структуру военной промышленности и вооружённых сил для войны на море и вскоре приступило к захвату источников сырья в Океании.
Конфликт закончился лишь в мае 1942 года подписанием окончательного соглашения об урегулировании. Причём это было компромиссное, во многом в пользу японцев, урегулирование — на основе старой карты. Советская сторона пошла на эти условия в условиях тяжелейших поражений на советско-германском фронте. Соглашение действовало до капитуляции Японии во Второй мировой войне.
Тем не менее, результаты боёв на Халхин-Голе оказались настолько убедительными, что у японцев больше не возникала мыслей о том, чтобы попробовать на прочность РККА.

Польский поход Красной армии (17—29 сентября 1939 года)

Конфедератка польского военнослужащего, ЦМВС, г.Москва

Конфедератка польского военнослужащего - название связано с популярностью среди барских конфедератов (1768г.) ярко-красных суконных шапок без козырька с отделкой из шерсти

Дубовый щит с именами сподвижников Юзефа Пилсудского и названиями городов. Подарен ему в честь 15-летия «Польской военной организации» (Polska Organizacja Wojskowa). Трофей РККА, г.Гродно, сентябрь 1939г., ЦМВС, г.Москва

Дубовый щит с именами сподвижников Юзефа Пилсудского и названиями городов. Подарен ему в честь 15-летия «Польской военной организации» (Polska Organizacja Wojskowa). Трофей РККА, г.Гродно, сентябрь 1939г.

6,35-мм пистолет FN Browning M 1906 (поздняя модель - с флажковым предохранителем) - трофей командира взвода разведки ст.лейтенанта М.С. Малышева, ЦМВС, г.Москва

6,35-мм пистолет FN Browning M 1906 (поздняя модель - с флажковым предохранителем) - трофей командира взвода разведки ст.лейтенанта М.С. Малышева

Майор Степан Супрун в составе комиссии по закупке авиатехники знакомится с Heinkel He 100 (прототип немецкого скоростного истребителя), весна 1940 года, ЦМВС, г.Москва

Майор Степан Супрун в составе комиссии по закупке авиатехники знакомится с Heinkel He 100 (прототип немецкого скоростного истребителя), весна 1940 года

Гражданская война в Испании — участие советских добровольцев

, ЦМВС, г.Москва

Знамя — подарок советским советникам к 20-летию Октябрьской революции от 2-го батальона подрывников 14-го партизанского корпуса «герильеросов» (диверсантов), 1937 год

Часы, которыми Илья Григорьевич Старинов пользовался во время командировки в Испанию, ЦМВС, г.Москва

Часы, которыми Илья Григорьевич Старинов пользовался во время командировки в Испанию (ноябрь 1936 - ноябрь 1937 года). В этот период он обучал партизан минно-подрывному делу, технике и тактике диверсий, а также организовал школы под Валенсией и в Хаэне, готовил крупные диверсионные операции.

Илья Григорьевич Старинов и Кароль Карлович Сверчевский, ЦМВС, г.Москва

Илья Григорьевич Старинов и Кароль Карлович Сверчевский

, ЦМВС, г.Москва

Портсигар - от личного состава 14-й интербригады генералу Вальтеру, 22.02.1937 г. В годы гражданской войны в Испании Кароль Сверчевский, под именем генерал Вальтер, командовал 14-й интернациональной бригадой, а затем 35-й интернациональной дивизией. Принимал участие в обороне Мадрида.

Грамота Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова, ЦМВС, г.Москва

Грамота Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова

, ЦМВС, г.Москва

Анатолий Константинович Серов под именем Родриго Матео принимал участие в гражданской войне в Испании

Карандаш с подсветкой и часы швейцарской фирмы Longines — принадлежали Кириллу Афанасьевичу Мерецкову, ЦМВС, г.Москва

Карандаш с подсветкой и часы швейцарской фирмы Longines — принадлежали Кириллу Афанасьевичу Мерецкову. В 1936—1937 годах он находился в Испании в качестве военного советника (псевдоним Петрович).

Свидетель становления национал-социализма в Германии - кинжал СА. Принят на вооружение в 1933 году (дизайн взят у традиционного швейцарского охотничьего кинжала XVI века Holbein), ЦМВС, г.Москва

Свидетель становления национал-социализма в Германии - кинжал СА. Принят на вооружение в 1933 году (дизайн взят у традиционного швейцарского охотничьего кинжала XVI века Holbein)

С мая 1937 года по январь 1938 года Анатолий Константинович Серов под именем Родриго Матео принимал участие в гражданской войне в Испании. На истребителе И-15 выполнил 180 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил 15 самолётов противника. Часы — подарок премьер-министра испанской республики Хуана Негрина за уничтожение франкисткого бомбардировщика в ночном бою над Мадридом. Они находились у Серова в момент гибели в ходе учебного полёта. Переданы в музей вдовой - В.В. Серовой в 1955 году.
"Два Героя Советского Союза — начальник летной инспекции ВВС комбриг Серов и инспектор по технике пилотирования МВО майор Полина Осипенко погибли потому, что организация тренировки по слепым полетам на сборах для инспекторов по технике пилотирования, начальником которых являлся сам комбриг Серов, не была как следует продумана и подготовлена, а главное, полет комбрига Серова и майора Полины Осипенко, выполнявших одну из первых задач по полету под колпаком, производился на высоте всего лишь 500–600 метров вместо установленной для этого упражнения высоты не ниже 1000 метров. Это безобразное, больше того, преступное нарушение элементарных правил полетов, обязательных для каждого летчика, и начальников — в первую голову, и явилось роковым для Серова и Полины Осипенко.
Этот последний случай, так же, как и случай гибели Героя Советского Союза Губенко, является ярким свидетельством того, что нарушение правил полетной работы не может пройти безнаказанно ни для кого, в том числе и для самых лучших летчиков, каковыми в действительности и являлись погибшие товарищи Губенко, Серов и Полина Осипенко.
"
Источник: Приказ о мерах по предотвращению аварийности в частях Военно-Воздушных Сил РККА № 070 4 июня 1939 г.

Поль Матисович Арман, первый танкист - Герой Советского Союза, ЦМВС, г.Москва

Поль Матисович Арман (известен как «майор Грейзе», настоящее имя — Пауль Тылтынь). Удостоен звания Герой Советского Союза за бой 29.10.1936 у населённого пункта Сесения (30 км южнее Мадрида), в ходе которого он командовал танковой ротой Т-26.

, ЦМВС, г.Москва

Подарок Дмитрию Григорьевичу Павлову — знамя с надписью «Танковые войска своему советнику», 1937 год. Командир танковой бригады под псевдонимом «Пабло» отличился при отражении прорыва фронта под городом Махадаонда (январь 1937), в Харамской операции (февраль 1937), в Гвадалахарской операции (март 1937).

, ЦМВС, г.Москва

Медаль участника боёв в Испании, который был награждён командир танковой бригады республиканцев Дмитрий Григорьевич Павлов (расстрелян в 1941 году после катастроф под Белостоком и Минском). Награда поступила в музей из КГБ в 1963 году.

, ЦМВС, г.Москва

Модель Т-26 — подарок Полю Арману от испанских танкистов

Военно-Воздушные Силы РККА СССР

Чкалов Валерий Павлович – лётчик-испытатель авиационного завода № 39 (город Москва). С 1933 – лётчик-испытатель авиазавода № 39 и ОКБ Н.Н.Поликарпова. Поднял в небо и провёл испытания истребителей И-15 и И-16, составивших основу истребительной авиации советских ВВС довоенного периода. Провёл испытания И-16 на штопор, а также испытания опытного истребителя И-17.
20-22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве командира экипажа (второй пилот – Г.Ф.Байдуков, штурман – А.В.Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9.374 километров (полётное время 56 ч 20 мин). За мужество и героизм, проявленные при выполнении перелёта, Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 24 июля 1936 года Чкалову Валерию Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
18-20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва – Северный полюс – Ванкувер (США) протяжённостью 8.504 километров по прямой (полётное время – 63 ч 16 мин).
Продолжал лётно-испытательную работу в ОКБ Н.Н.Поликарпова. Поднял небо и провёл испытания опытных бомбардировщиков ВИТ-1 и ВИТ-2. Погиб 15 декабря 1938 года при выполнении первого вылета на опытном истребителе И-180.
Источник: Герой Советского Союза Чкалов Валерий Павлович :: Герои страны

Лётный комбинезон В.П. Чкалова, ЦМВС, г.Москва

Лётный комбинезон В.П. Чкалова. Поступил в музей от его вдовы О.Э. Чкаловой в 1955 году.

Личные вещи известных лётчиков, ЦМВС, г.Москва

Личные вещи известных лётчиков: моржовый клык — подарок Николаю Каманину от чукчей (1934 год — командир отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин»); часы Марины Расковой (осенью 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» вместе с В.С. Гризодубовой и П.Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток); курительная трубка и часы Сигизмунда Леваневского (совершил несколько сверхдлинных авиаперелётов в 1930-х годах).

Шлем зимний суконный нач.состава воздушных сил РККА, 1934-1938 гг, ЦМВС, г.Москва

Шлем зимний суконный нач.состава воздушных сил РККА, 1934-1938 гг

Наградной пистолет Ortgies pistol Sixth Variant в редком исполнении, ЦМВС, г.Москва

Пистолет Ortgies pistol Sixth Variant бортмеханика самолёта АК-1 (Александров и Калинин — первый) — награда Н.А. Камышеву от РВС СССР, как участнику перелёта группы из шести машин по маршруту «Москва — Монголия — Пекин — Токио», 1925 год

"В результате обсуждения этого вопроса Главный военный совет устанавливает:
Число летных происшествий в 1939 году, особенно в апреле и мае месяцах, достигло чрезвычайных размеров. За период с 1 января до 15 мая произошло 34 катастрофы, в них погибло 70 человек личного состава. За этот же период произошло 126 аварий, в которых разбит 91 самолет. Только за конец 1938 и первые месяцы 1939 гг. мы потеряли 5 выдающихся летчиков — Героев Советского Союза, 5 лучших людей нашей страны — тт. Бряндинского, Чкалова, Губенко, Серова и Полину Осипенко.
...
2. Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полетами, комбриг В. П. Чкалов погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен. Больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолета, т. Сталин лично дал указание о запрещении т. Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее комбриг Чкалов на этом самолете с не устраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но начал совершать свой первый полет на новом самолете и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламленной местности, самолет разбился и комбриг Чкалов погиб.
"
Источник: Приказ о мерах по предотвращению аварийности в частях Военно-Воздушных Сил РККА № 070 4 июня 1939 г.

Яков Николаевич Моисеев

"Большую роль в развитии самолетостроения сыграли организованные Обществом друзей воздушного флота дальние перелеты, в которых принимали участие и самолеты, созданные под руководством Поликарпова. Одним из наиболее замечательных был перелет по маршруту Москва — Пекин. Целью его была проверка качества серийных самолетов и двигателей отечественной конструкции. Не менее важной была и задача проложить будущую воздушную линию на Дальний Восток. В перелете участвовали шесть самолетов, из них два Р-1. Все машины успешно выдержали испытание, а летчики, проложившие новую трассу протяженностью около 7000 километров, получили звание заслуженных летчиков.
В Постановлении ЦИК СССР от 17 июля 1925 года отмечалось, что «Экспедиция одержала блестящую победу над огромным расстоянием и преодолела чрезвычайные трудности пути длиною почти в 7000 км... Советская авиация и авиапромышленность дали новые доказательства своей технической мощи, советские летчики — новое подтверждение своей доблести и искусства».
В марте 1925 года конструкторский отдел Поликарпова получил специальный заказ от авиатреста на многоместный пассажирский самолет. Когда перед коллективом конструкторов встала задача в короткий срок построить оригинальный самолет, многим показалось это задание неосуществимым.
— Трудная задача, — согласился Николай Николаевич, — но она нам задана, и мы должны ее решить. Каким образом? Прежде всего надо навести порядок в проектировании. В данном случае не может быть и речи «о свободном творчестве». Все должно быть подчинено единой стройной системе. Работу расчленим на отдельные операции, по секциям. Общее руководство и контроль — за главным конструктором.
Коллективное проектирование наглядно показало преимущества нового метода работы в самолетостроении. Полутораплан с кабиной для летчика и пятиместной закрытой пассажирской кабиной был построен за рекордно короткий срок — девяносто дней. Хотя новая модель самолета и была готова к заданному сроку, она не пошла в серийное производство. Мотор марки «Майбах» оказался слабым для новой машины. — Давно пора строить и самолеты, и моторы отечественной конструкции. Сколько можно работать с оглядкой на Запад! — возмущались некоторые сотрудники на совещании.
— Обязательно с оглядкой, — возражал Поликарпов приунывшим после неудачи товарищам. — Смешно изобретать то, что уже изобретено. Преступно пренебрегать опытом, накопленным человеческим гением. Наша задача, особенно в эту трудную для страны пору, всячески улучшать и приумножать то, что уже достиг коллективный разум, и внести в науку и технику свое, новое, русское, советское!
Ему зааплодировали.
— Задача трудная. Каждое новшество связано с поисками, риском.
— И большими затратами, — прибавил кто-то из сотрудников.
— Правильно. Поэтому с точки зрения финансовых и экономических соображений очень важно создавать самолеты, которые можно «на ходу» перестроить применительно к требованиям технического прогресса. Именно это нам и предстоит сейчас сделать при выполнении очередного задания. Нам вновь доверили ответственное дело: в кратчайший срок усовершенствовать Р-1 для нового дальнего перелета Москва—Тегеран—Москва. Машине придется лететь в сложных атмосферных условиях, преодолеть горный массив, с риском сесть где-нибудь в пути, по ту сторону границы, в поле или пустыне. Короче говоря, предстоит проложить воздушную трассу по еще не освоенному сложному международному маршруту. Этот перелет, несомненно, привлечет общее внимание и наших друзей и врагов за рубежом. Никаких скидок на трудности нам делать не будут. Да мы и просить не станем. Успех полета — хвала Родине. Неуспех — хула. Все остальное перед этим меркнет и должно быть отброшено. Итак, приступаем к работе.
Усовершенствованный Р-1, названный «Искрой», был построен тоже в рекордно короткий срок.
Еще в процессе строительства возник вопрос о пилоте. Кто первым сядет за штурвал нового самолета, первым проложит воздушную трассу между столицами двух стран?
— Одна лошадь, — говорил Поликарпов, — еще не решает успеха. Только в умелых руках опытного, смелого и находчивого всадника она может проявить свои достоинства и недостатки. Дело за всадником!
Николай Николаевич давно обратил внимание на часто встречавшегося ему на аэродроме летчика, который привлекал спокойной уверенностью в себе, умением быстро разобраться в сложном техническом вопросе. Это был герой гражданской войны, один из первых кавалеров ордена Красного Знамени летчик Яков Николаевич Моисеев. По просьбе Поликарпова комиссия по большим советским перелетам, которую возглавлял главком Каменев, поручила Моисееву совершить сложный перелет по неизведанному и полному неожиданностей маршруту. К перелету Яков Николаевич Моисеев стал готовиться заранее. Прежде всего надо было познакомиться с машиной, на которой ему предстояло проложить новую воздушную трассу.
— Отправился я, — рассказывает Яков Николаевич, — на завод, где в то время находилось конструкторское бюро Поликарпова. Встретил меня Николай Николаевич просто, приветливо.
— Самолет, на котором вам придется лететь, — предупредил он, — отнюдь не последнее слово техники. Это обычная почтовая машина. О ее достоинствах и недостатках судите сами, судите строго. Никаких скидок! Знаю, кое-кто рассуждает примерно так: конструктору что? Сдал машину и... остался на земле,, а летать придется летчикам.
Якова Николаевича поразило в Поликарпове его, как он выразился, умение подавлять свое авторское самолюбие. Он выслушивал летчика и вникал в каждое замечание. Если не соглашался, то терпеливо старался убедить собеседника в своей правоте.
— Я, — говорит Моисеев, — обратил внимание Поликарпова на то, что Р-1 серийная машина, а нам придется летать в особых климатических условиях, садиться, возможно, выше уровня моря на 900 метров. Оказалось, что Поликарпов все это учел и уже наметил ряд добавочных устройств в машине. Он тщательно изучил все особенности маршрута и указал на трудности, которые мне предстояли в пути.
"
Источник: МОНИНО Музей Военно-Воздушных Сил - Биография Поликарпова Н.Н. - Глава 11

Участник боёв на КВЖД П.П. Кобелев, Участник гражданской войны лётчик Я.Н. Моисеев, ЦМВС, г.Москва

Участник боёв на КВЖД П.П. Кобелев, Участник гражданской войны лётчик Я.Н. Моисеев, выполнил дальний перелёт Москва- Тегеран - Москва (троекратный кавалер ордена Красного Знамени до 1930 года, четвёртый орден в 1944 году)

Нагрудные знаки Якова Николаевича Моисеева, ЦМВС, г.Москва

Нагрудные знаки Якова Николаевича Моисеева: «ОСОАВИХИМ СССР, 100 000 км», «Авиахим. Участник перелета «Москва-Тегеран-СССР»

Наградной пистолет Mauser 1910/14 (модель обр. 1910/14 года калибра 6,35 мм) Якова Николаевича Моисеева, ЦМВС, г.Москва

Наградной пистолет Mauser 1910/14 (модель обр. 1910/14 года калибра 6,35 мм) Якова Николаевича Моисеева

Награды Александра Ивановича Тодорского, ЦМВС, г.Москва

Награды Александра Ивановича Тодорского: орден Красное Знамя Азербайджанской ССР за ликвидацию мятежа мусавистов в июне 1920 года, орден Красное Знамя Армянской ССР за бои с дашнаками в 1921-1922 гг.

"«Искра», построенная на средства Осоавиахима, была надежной: на ней стоял мотор отечественной конструкции М-5 мощностью в четыреста двадцать лошадиных сил. Старт назначили на 14 июля 1926 года. Якова Николаевича Моисеева и его механика Петра Валериановича Морозова провожали в дальний путь Каменев, Уншлихт, Баранов, представители общественности, наркоминдела и сотрудники персидского посольства. В стороне от толпы, с трудом сдерживая волнение, стоял Николай Николаевич Поликарпов, Последнее рукопожатие. В 1 час 20 минут «Искра» плавно поднялась в воздух.
— Я снова убедился, — рассказывает Яков Николаевич, — как легка и послушна машина. Еще раз вспомнил добрым словом Поликарпова и взял курс на Харьков.
В Москве мы легко оторвались от земли. Посмотрим, как сядем в Харькове!
Пробыли в воздухе ровно 3 часа 42 минуты. Средняя скорость в один летный час— 196 километров. Отлично! Хороша машина! И мотор работает прекрасно.
В 8 часов 08 минут утра мы были уже в Ростове. В 11 часов 25 минут дня в Минеральных Водах. В 4 часа 30 минут дня по московскому времени посадил я «Искру» на бакинский аэродром.
Машиной доволен. По-прежнему послушна. Не капризничает. Подсчитываем время. Ай, да «Искра»! За 13 летных часов и 17 минут покрыла расстояние в 2400 километров. Да ведь это же всесоюзный рекорд дальности полета в один день для самолетов такого типа! Браво, Поликарпов!
Яков Николаевич умалчивает, что в тот день аплодировали и тому, кто с таким непревзойденным мастерством добился этого рекорда. Менее двух часов потратил летчик на три посадки для пополнения запасов горючего. И это тоже рекорд!
16 июля в 6 часов 05 минут самолет вылетел из Баку. Начался самый ответственный отрезок пути над чужой территорией. Как поведет себя «Искра» дальше?
— Безукоризненно, — вспоминает Моисеев. — Не посрамила земли русской. В десять часов утра она плавно . опустилась на аэродром в Пехлеви.
— С приездом вас в Персию, — протянул Моисееву руку наш посол. — Теперь держитесь! Впереди Менджильские горы — четыре тысячи метров.
— И сплошной туман.
— Не «пущает» нас к себе Тегеран!..
— Попросим — пустит.
Только на другой день с утра отважился Моисеев на штурм горной преграды. «Искра» выдержала испытание. Ведомая твердой рукой, она легко взяла и эту тогда рекордную высоту. В восемь утра летчик Моисеев торжественно приземлился в столице Персии—Тегеране.
Перелет Москва — Тегеран был выполнен Моисеевым за два дня шесть часов. Всего в воздухе «Искра» пробыла 17 часов 27 минут. Ее средняя скорость в летный час равнялась 178 километрам. Для такой дистанции это было выдающимся достижением.
Однако главное еще было впереди.
— Мы, — говорит Моисеев, — решили дать наглядный и убедительный урок всем нашим недоброжелателям, которые упорно твердили об экономической и технической отсталости Советскою Союза. Решение Моисеева поразило всех. Отравиться в обратный путь поздно ночью? Ему не верили. Думали, что он не осмелится это сделать. Яков Николаевич осмелился. Из Тегерана в Москву он вылетел 22 июля в 0 часов 10 минут. Свой перелет он посвятил памяти Дзержинского. Он вел машину по компасу, освещая его ручным электрическим фонариком.
— Признаться, я с облегчением вздохнул, когда мы перевалили через горы, — рассказывал Моисеев. — Чтобы не «споткнуться» в темноте, пришлось набрать побольше высоты. «Искра» снова блестяще выдержала испытание. Теперь дело за скоростью. Попробовал выжать из машины все, на что она способна. В 3 часа 10 минут утра мы уже были в Баку, в 8 часов 30 минут пролетели Ростов без посадки. В 2 часа 25 минут дня мы сели в Харькове, а в 7 часов 30 минут вечера приземлились в Москве. Три тысячи двести километров за один день. Всесоюзный и мировой рекорд дальности в один день!
Навстречу Моисееву вылетел самолет с представителями Осоавиахима; на аэродроме Моисеева встретили бурными овациями. От имени Реввоенсовета и Советского правительства Моисеева и Морозова приветствовали Уншлихт, член Коллегии НКИД Аралов, поверенный в делах Персии в СССР Нурзад, персидский военный атташе и другие. Все отмечали исключительное мастерство экипажа, высокие качества самолета и огромное значение этого перелета для международного престижа СССР.
Один из главных «виновников» этого триумфа советской авиации Николай Николаевич Поликарпов находился также на аэродроме.
— До сих пор, — вспоминает Моисеев, — вижу его счастливое, взволнованное лицо, чувствую его крепкое рукопожатие.
За установление мирового рекорда дальности и скорости полета Яков Николаевич Моисеев был награжден четвертым орденом Красного Знамени. И ему было присвоено почетное звание «Заслуженный летчик СССР». Подвиг конструктора и летчика прославил нашу Родину далеко за се пределами.
После перелета Яков Николаевич по рекомендации Поликарпова перешел на работу летчика-испытателя и завоевал себе громкую славу. Больше десяти тысяч самолетов испытал этот мужественный человек, в том числе испытывал он и знаменитый У-2 на высший пилотаж.
"
Источник: МОНИНО Музей Военно-Воздушных Сил - Биография Поликарпова Н.Н. - Глава 11

Кирилл Прокофьевич Орловский

Сотрудник НКВД, один из руководителей партизанского движения в Белоруссии Герой Советского Союза Кирилл Прокофьевич Орловский. Является прототипом главного героя фильма Алексея Салтыкова «Председатель» и, возможно, главного героя романа Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол» — Роберта Джордана. Нелегально переходил линию фронта и государственную границу свыше 70 раз. В 1939—1940 г. работал проректором по хозяйственной части Чкаловского сельскохозяйственного института (город Оренбург) и одновременно учился там же в качестве студента. В ходе боёв 1943 года он был тяжело ранен — ампутированы правая рука по плечо, на левой — 4 пальца. Став инвалидом, Орловский обратился с личным письмом к Сталину, в котором просил разрешить ему возглавить один из наиболее разрушенных колхозов в Белорусской ССР. Под его руководством колхоз «Рассвет» Кировского района Могилёвской области стал первым в послевоенном СССР колхозом-миллионером.

, ЦМВС, г.Москва

Сотрудник НКВД, один из руководителей партизанского движения в Белоруссии Герой Советского Союза Кирилл Прокофьевич Орловский

Часть наград и знаков Алексея Алексеевича Игнатьева (верхние: знак принадлежности к свите Александра III, знак об окончании Академии Генштаба, знак в честь столетия Пажеского корпуса, ЦМВС, г.Москва

Граф Алексей Алексеевич Игнатьев

Часть наград и знаков Алексея Алексеевича Игнатьева (верхние: знак принадлежности к свите Александра III, знак об окончании Академии Генштаба, знак в честь столетия Пажеского корпуса, ЦМВС, г.Москва

Часть наград и знаков Алексея Алексеевича Игнатьева (верхние: знак принадлежности к свите Александра III, знак об окончании Академии Генштаба, знак в честь столетия Пажеского корпуса

Письмо-обращение к Сталину одного из офицеров, уволенных из рядов РККА, ЦМВС, г.Москва

Письмо-обращение к Сталину одного из офицеров, уволенных из рядов РККА

Алексей Алексеевич Игнатьев

Граф Алексей Алексеевич Игнатьев начал службу в Кавалергардском полку, участвовал в русско-японской войне. В 1912-1917 гг — военный агент во Франции. В 1925 году передал советскому правительству денежные средства, принадлежавшие России (225 млн франков золотом) и вложенные на его имя во французские банки. За эти действия был подвергнут бойкоту со стороны эмигрантских организаций. Был исключён из товарищества выпускников Пажеского корпуса и офицеров Кавалергардского полка. В 1937 году вернулся в СССР. Был инициатором создания в 1943 г. кадетского корпуса в Москве (Сталин одобрил предложение и назвал училище Суворовским). В том же году инициировал возвращение погон в действующую армию. Опубликовал мемуары «Пятьдесят лет в строю».

Сергей Сергеевич Каменев

Полковник РИА Сергей Сергеевич Каменев занимал должность начальника оперативного отделения штаба 1-й армии. При поддержке Л. Д. Троцкого Каменев постоянно назначался на высшие посты в РККА. В 1920 году Каменев награждён Золотым боевым оружием со знаком ордена Красного Знамени. После Гражданской войны он стал одним из организаторов Осоавиахима, много занимался освоением Арктики. Скончался 25 августа 1936 года от сердечного приступа.

Полковник РИА Сергей Сергеевич Каменев — советский военачальник, командарм 1-го ранга, ЦМВС, г.Москва

Полковник РИА Сергей Сергеевич Каменев — советский военачальник, командарм 1-го ранга

Гимнастёрка летняя командного и начальствующего состава пехоты РККА обр.1935 г. принадлежала командарму 1-го ранка С.С. Каменев, ЦМВС, г.Москва

Гимнастёрка летняя командного и начальствующего состава пехоты РККА обр.1935 г. принадлежала командарму 1-го ранка С.С. Каменеву

Помощник начальника Академии Генерального штаба СССР генерал-лейтенат Евгений Александрович Шиловский, ЦМВС, г.Москва

Помощник начальника Академии Генерального штаба СССР генерал-лейтенат Евгений Александрович Шиловский

Личные вещи генерал-лейтента Евгения Александровича Шиловского, ЦМВС, г.Москва

Личные вещи генерал-лейтента Евгения Александровича Шиловского

Помощник начальника Академии Генерального штаба СССР генерал-лейтенат Евгений Александрович Шиловский. Он считается прототипом Вадима Рощина, героя романа А. Н. Толстого «Хождение по мукам», а также прототипом мужа Маргариты в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Дмитрий Михайлович Карбышев

Дмитрий Михайлович Карбышев — фортификатор, профессор Военной академии Генерального штаба РККА. 8 августа 1941 года при попытке выйти из окружения, в районе Днепра, генерал Карбышев был тяжело контужен в бою и попал в плен. В ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен, в числе около пятисот других заключённых, был после зверских пыток облит водой на морозе (температура воздуха около -12°C) и убит.

Фуражка Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Дмитрия Михайловича Карбышева, ЦМВС, г.Москва

Фуражка Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Дмитрия Михайловича Карбышева

Герой Советского Союза генерал-лейтенант Дмитрий Михайлович Карбышев, ЦМВС, г.Москва

Герой Советского Союза генерал-лейтенант Дмитрий Михайлович Карбышев

Личные вещи генерал-лейтенанта Леонида Григорьевича Петровского, ЦМВС, г.Москва

Личные вещи генерал-лейтенанта Леонида Григорьевича Петровского — табакерка и петлица со знаками различия (поступили из музея МВО в 2013 году)

Комкор Леонид Григорьевич Петровский с родителями, ЦМВС, г.Москва

Комкор Леонид Григорьевич Петровский с родителями

Леонид Григорьевич Петровский

10.07.1941 года с нового наступления немецких войск началось Смоленское сражение. Немецкие войска начали охват узла сопротивления советских войск в районе Могилёва. Однако в районе Жлобина и Рогачёва наши войска действовали относительно успешно. 13.07.1941 советские войска начали наступление на Бобруйск, который располагался на шоссе Брест - Москва. Основной удар наносил 63-й стрелковый корпус комкора Леонида Григорьевича Петровского, который успешно форсировал Днепр, занял Рогачёв и Жлобин и продолжил наступление на Бобруйск. Вспомогательный удар наносила единственная стрелковая дивизия 66-го стрелкового корпуса, форсировавшая Днепр в районе Стрешина, продвинувшаяся по болотистой местности на 80 км и взяшая под контроль переправу через Березину.
К 17.07.1941 советское наступление захлебнулось. 63-й корпус был оттеснен к Днепру, но сохранил за собой районные центры Жлобин и Рогачёв. 22.07.1941 наши войска предприняли новую попытку наступления на Бобруйск. 31.07.1941 командиру корпуса Л.Г. Петровскому было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта, а командирам дивизий комбригу B.C. Раковскому, полковникам Н.А. Прищепе и Я.С. Фоканову — воинское звание генерал-майора. 63-й ск показал всей РККА наглядный пример того, как надо бить врага.

Активные действия на южном фланге группы армий «Центр» заставили немецкое командование сконцентрировать в районе Бобруйска и Быхова значительные силы, отвлечь войска от занятия Могилева и дальнейшего наступления на Рославль. 12.08.1941 началось наступление 2-й немецкой полевой армии.
Утром 13.08.1941 командующий фронтом генерал-лейтенант М.Г. Ефремов принимает решение о назначении Петровского исполняющим обязанности командующего 21-й армией. Цель - попытаться восстановить управление войсками, совершенно утраченное растерявшимся начальником штаба армии Гордовым. Гордов с 10 августа исполнял обязанности командарма, вместо М.Г. Ефремова, назначенного командовать фронтом. Приказ не сохранился, но есть текст распоряжения, направленного в оперативный отдела штаба 21-й армии. В это время 63-й стрелковый корпус находился в сложном положении, но еще не попал в окружение. Т.е. приходится признать выдумкой рассказы про то, что Петровский попросил об отсрочке назначения, желая вывести подчинённые ему части из котла.
14.08.1941 правый сосед - попавший под главный удар немцев 67-й ск был практически уничтожен. Левый сосед, 66-й ск, не выдержав натиска противника, также начал отходить. 63-й ск с трудом продолжал оборонять Рогачевско-Жлобинский плацдарм.
15.08.1941 корпус Петровского был окружен. В его составе остались две стрелковые дивизии (61-я и 154-я), которым противостояли шесть немецких дивизий. Началась подготовка к прорыву из котла.

17 августа 1941 года Петровского, в одиночестве выбиравшегося из окружения, случайно обнаружили немецкие солдаты. Леонид Григорьевич убил в перестрелке одного из немецких солдат, а последний патрон оставил для себя. О том, что он застрелился, не желая попасть в плен, свидетельствует протокол эксгумации тела в июне 1944 года, зафиксировавшем большую рану звездообразной формы на левом виске генерал-лейтенанта.

Советская военная промышленность

Конструктор Леонид Васильевич Курчевский - создавал безоткатные (динамореактивные) орудия с неустранимыми недостатками. Расстрелян в 1937 году, ЦМВС, г.Москва

Конструктор Леонид Васильевич Курчевский - создавал безоткатные (динамореактивные) орудия с неустранимыми недостатками. Расстрелян в 1937 году

76-мм батальонная пушка Курчевского (БПК). В 1935 году изготовлено 134 пушки БПК. В 1936 году после ареста маршала Тухачевского, был репрессирован и Курчевский, а все БПК утилизированы, ЦМВС, г.Москва

76-мм батальонная пушка Курчевского (БПК). В 1935 году изготовлено 134 пушки БПК. В 1936 году после ареста маршала Тухачевского, был репрессирован и Курчевский, а все БПК утилизированы

Михаил Ильич Кошкин - конструктор танка Т-34 и его медаль лауреата Сталинской премии (удостоен посмертно в 1942 году), ЦМВС, г.Москва

Михаил Ильич Кошкин - конструктор танка Т-34 и его медаль лауреата Сталинской премии (удостоен посмертно в 1942 году)

Стенд с фотографиями заслуженных деятелей советского танкостроения, ЦМВС, г.Москва

Стенд с фотографиями заслуженных деятелей советского танкостроения

7,62-мм самозарядный карабин системы Токарева, опытный образец 1940 года

7,62-мм самозарядный карабин системы Токарева, опытный образец 1940 года, ЦМВС, г.Москва

7,62-мм самозарядный карабин системы Токарева, опытный образец 1940 года. Демонстрировался И.В. Сталину в Кремле в январе 1940 года. Поступил в музей в 1987 году из комендатуры Кремля.

7,62-мм авиационный пулемёт системы Шпитального и Комарицкого (ШКАС)

7,62-мм авиационный пулемёт системы Шпитального и Комарицкого (ШКАС), ЦМВС, г.Москва

7,62-мм авиационный пулемёт системы Шпитального и Комарицкого (ШКАС). Подарен председателю СНК СССР В.М. Молотову рабочими Тульского оружейного завода в 1934 году, к открытию XVII съезда партии.

Лёгкий танк Т-18 (МС-1)

Лёгкий танк Т-18 (МС-1), ЦМВС, г.Москва

Лёгкий танк Т-18 (МС-1)

Впервые Т-18 были применены в ноябре 1929 года. Рота (10 танков Т-18) принимала участие в боях на КВЖД. Выставленный в экспозиции танк найден в районе озера Хасан, в 1984 году восстановлен танкистами Дальневосточного военного округа и передан в музей.