Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Месторасположение: г.Нижний Новгород, набережная Гребного канала

Официальный сайт: http://park-pobeda-nnov.ru/

Навигация:
БМ-13Н на шасси Зис-151
Т-34-85 производства завода №112 «Красное Сормово»
Истребитель МиГ-23МЛ
Учебно-тренировочный истребитель-перехватчик МиГ-25ПУ
Истребитель-бомбардировщик МиГ-27М
БМП-1
Тяжелый танк Т-10М
120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК»
Бронетранспортёр БТР-80
45-мм противотанковая пушка 53-К образца 1937 года
85-мм дивизионная пушка Д-44
76,2-мм горная пушка 2А2

БМ-13Н на шасси Зис-151

"Во второй половине 1940-х годов на автомобиль ЗИС-151 были переставлены практически все типы систем залпового огня, выпускавшихся во время Великой Отечественной войны и базировавшихся в основном на американских ленд-лизовских грузовиках. Главными боевыми машинами на новом советском шасси стали легендарные «катюши» БМ-13 военных пор, на смену которым в первой половине 1950-х годов пришли новые еще более мощные системы залпового огня. БМ-13Н (52-У-9416) – серийная боевая машина залпового огня на шасси ЗИС-151 для запуска реактивных снарядов калибра 132 мм. На вооружение принята в 1949 году и выпускалась московским заводом «Компрессор». По общей конструкции не отличалась от нормализованной установки БМ-13Н военного времени, но была приспособлена для монтажа на ЗИС-151 с защитой кабины и двумя задними винтовыми домкратами для разгрузки рессор и обеспечения устойчивости. Артиллерийская часть на поворотной платформе состояла из восьми рельсовых направляющих длиной по 5 м, с которых производился запуск 16 осколочно-фугасных снарядов М-13, М-13УК и М-13УК-1 с дальностью полета 7,9 – 8,5 км. Для предохранения автомобиля от воздействия горячей газовой струи при запуске снарядов служили стальные защитные короба для бензобака и откидные бронещитки с защелками, крепившиеся на крыше кабины на болтах и петлях. В транспортном положении их укладывали на крыше. На металлическом настиле боевой части размещались ящики для запасных частей и аккумуляторных батарей. В комплект машины входили два запасных колеса за кабиной, шанцевый инструмент (пила в кабине, кирка у ее задней стенки, лопата на правом крыле и топор на левом), огнетушители и чехол для боевой части. Снаряженная масса боевой машины без экипажа – 7210 кг, в боевом положении со снарядами – 7890 кг. Габариты в транспортном положении – 7200x2300x2900 мм. Допустимая скорость движения – 50 км/ч".
Кочнев, "Автомобили Советской Армии 1946-1991"

БМ-13Н на шасси Зис-151, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности БМ-13Н на шасси Зис-151, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности БМ-13Н на шасси Зис-151, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

БМ-13Н на шасси Зис-151, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности БМ-13Н на шасси Зис-151, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности БМ-13Н на шасси Зис-151, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

См.также:
БМ-13Н образца 1943 года и БМ-13НМ образца 1958 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
БМ-13Н на открытой площадке Центрального музея Великой Отечественной войны, г.Москва
РСЗО БМ-13Н в экспозиции историко-культурного комплекса «Линия Сталина», г.Минск
БМ-13Н. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
БМ-13Н на базе ЗИС-151 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
РСЗО БМ-13 на ЗИС-151 в Центральном музее Вооруженных Сил, г.Москва
Артиллерийская часть БМ-13Н в музее форта №5 «Фридрих Вильгельм III», г.Калининград
БМ-13 на базе ЗИС-151. Военно-патриотический парк «Патриот»

Т-34-85 производства завода №112 «Красное Сормово»

Две характерные черты этого танка позволяют определить изделие завода №112 «Красное Сормово». Во-первых, это кормовой откидной лист, который закрывает торец нижнего листа, а не опирается на него. Во-вторых, на верхней лобой детали типично "горьковские" пробки на механизме натяжения гусениц - внахлёст, у всех других заводов эти пробки установлены впотай.
Примерная дата производства этой машины - 1946 год. О послевоенном производстве говорит отсутствие смотровых щелей в башне. Танки выпуска 1944-1945 годов имели смотровую щель в правом борту башни, у места заряжающего. Штампованные катки - послевоенные, крышки ступичных подшипников с масленками.
Этот танк не имеет никакого отношения к колонне «Димитрий Донской», равно как и "самозванец" из музея в Кубинке. Впрочем, это не удивительно. 8 марта 1944 года 38-й отдельный танковый полк получил 19 "сормовских" танков Т-34-85 с пушкой Д-5Т (характерный вид орудийной маски). К вечеру 25 апреля 1944 года из числа Т-34-85 переданных Русской Православной церковью в составе колонны «Димитрий Донской» в строю осталось только 2 боевые машины. После вывода полка на переформирование следы этих танков затерялись.

Т-34-85, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Т-34-85, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Т-34-85, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Т-34-85 производства
завода №112
«Красное Сормово»
(послевоенный выпуск)

Надпись на башне содержит ошибку
Должно быть: «Димитрий Донской»

Вентиляторы уже разнесены.
Утрачен бронеколпак приточного
вентилятора, размещённого
над орудием

Т-34-85, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Т-34-85, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Т-34-85, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Особенность сормовских танков:
кормовой откидной лист
закрывает торец нижнего листа,
а не опирается на него

Ведущее колесо

Штампованные опорные
катки с маслёнками
(послевоенного образца)

Истребитель МиГ-23МЛ

Машина необычная - вроде бы обычный Миг-23МЛ/МЛД, но не видно следов установки теплопеленгатора ТП-23М, который должен находиться перед носовой стойкой шасси. Кроме того, не видно и пилонов для установки вооружения. Судя по обсуждению на http://russianplanes.net/id151859, это может быть облегчённая, пилотажная версия Миг-23МЛ. Такие машины использовались для показа возможностей авиационной техники. Например, в 1970-ых лётчики 234-го Проскуровского ГвИАП на таких же, специально подготовленных Миг-21МФ и Миг-23МЛА, неоднократно посещали с дружественными визитами французские, финские, шведские авиабазы. Как сказано в историческом формуляре: «основная задача полка – показ авиационной техники на земле и летного мастерства в воздухе».
Заводской (формулярный) номер известен: 0390310654 (его фрагмент нанесён краской в нишах - 10654). Но из него можно выжать совсем немного: 039 - код завода, 03 - заводской индекс изделия (МЛ, МЛА, МЛД), 10654 - условный номер самолёта (образован из серийного с помощью процедуры шифрования). Такой формат номера ввели в 1970-ых, после усиления режима секретности. Цель проста: скрыть от вероятного противника объёмы выпуска. Серийный же номер (номер серии и порядковый номер машины в серии) в эксплуатационной документации нигде не фигурирует, хотя он и нанесён на Миг-23 в пяти позициях. Я нашёл шильдики с серийными номерами в нишах шасси, но они оказались разными: 10727 и 10728. Т.е. это 107 серия, порядковый номер в серии из 15 единиц: 12 или 13. С чем связана путаница с использованием нескольких серийных номеров в процессе производства - не знаю.
Самолет был передан областному центру в дар к 70-летию Великой Победы предприятием ОАО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина». Предположительно, борт находился в бывшей уфимской ШМАС, а ныне в 464-ом УТЦ ВВС, в/ч 77210. Силами работников завода самолёт перевезли в Арзамас, где обновили окраску, а затем отправили в Нижний Новгород. Летом 2014 года он занял своё нынешнее место в экпозиции музея.

Миг-23, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Миг-23, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Миг-23, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Миг-23, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Миг-23, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Миг-23, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Миг-23, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Миг-23, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Миг-23, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Миг-23, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Миг-23, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Миг-23, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Учебно-тренировочный истребитель-перехватчик Миг-25ПУ

Миг-25ПУ выпускался горьковским авиазаводом №21 «Сокол» с 1969 года. Заводской номер этой машины: 22034855. Борт служил в 786 истребительном авиационном полку (г.Правдинск), а с 2001 года - хранился на предприятии-изготовителе. В июле 2013 года был передан оттуда в экспозицию музея. При покраске бортовой номер сохранён.

Миг-25ПУ, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Миг-25ПУ, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Миг-25ПУ, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Миг-25ПУ, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Миг-25ПУ, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Миг-25ПУ, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Миг-25ПУ, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Миг-25ПУ, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Смотри также:
Самолёт прорыва ПВО МиГ-25БМ, музей авиационной техники, аэродром Боровая
Учебно-тренировочный истребитель-перехватчик МиГ-25ПУ, музей авиационной техники, аэродром Боровая
МиГ-25РУ - учебно-тренировочный вариант разведчика МиГ-25Р в Техническом музее, г.Тольятти
Учебно-тренировочный истребитель-перехватчик Миг-25ПУ, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Истребитель-перехватчик Миг-25ПДС (заводской №840АА04) в Музее истории гражданской авиации в г.Ульяновск
Самолёт прорыва ПВО МиГ-25БМ на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015
Миг-25РБ, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Истребитель-бомбардировщик Миг-27М

МиГ-27М выпущен авиазаводом №99, г.Улан-Удэ. Заводской номер 83712501025. Самолёт поступил в музей 6 сентября 2012 года с липецкой базы хранения. При перекраске закрашено изображение орла на левом воздухозаборнике, который, символизировал принадлежность самолёта к бомбардировочному авиаполку.
Детали строевой службы неизвестны. Встречается лишь упоминание о том, что в 2009 году самолёт с таким заводским номером был выставлен на продажу, как лом планера. При этом местонахождение указано: в/ч 14096, г.Тамбов. Скорее всего в период с 1993 года по 2012 борт находился на 4255 базе резерва авиационной техники.Напомню, что в 1993 году происходило массовое списание МиГ-27 с расформированием полков и сдачей машин на базы хранения в Липецке, Тамбове, Степи, Чебеньках, Славгороде и Талды-Кургане. В последующем там же происходила подготовка к утилизации авиатехники.

Миг-25ПУ и Миг-27М, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Миг-27М (№83712501025), Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Миг-27М (№83712501025), Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Миг-27М (№83712501025), Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Миг-27М (№83712501025), Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Миг-27М (№83712501025), Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Миг-27М (№83712501025), Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Миг-27М (№83712501025), Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Миг-27М (№83712501025), Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

См. также:
Один из первых серийных МиГ-27, Центральный музей Военно-воздушных сил России, п.Монино
Миг-27 ("чистый", без доп.индекса), Музей техники Вадима Задорожного
Миг-27К, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», г.Минск
Миг-27К, , Мемориальный Парк Победы, г.Казань
Миг-27М и кабина Миг-27Д в Техническом музее, г.Тольятти

БМП-1

БМП-1, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности БМП-1, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности БМП-1, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
БМП-1, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности БМП-1, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности БМП-1, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

См. также:
БМП-1 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Советские экспериментальные боевые машины пехоты. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Боевая машина пехоты БМП-1 образца 1966 года. Мемориальный Парк Победы в городе Казани
БМП-1 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
БМП-1 (Боевая Mашина Пехоты-1). Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург
Командно-штабная машина на базе БМП-1, БМП-1 образца 1966 года, БМП-2 образца 1980 года в Техническом музее, Тольятти

Тяжелый танк Т-10М

Т-10М, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Т-10М, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Т-10М, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Т-10М, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Т-10М, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Т-10М, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Т-10М, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Т-10М, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности Т-10М, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК»

Страница на сайте музея: 2С23 Нона-СВК. Добавлю что 120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК» было передано ОАО «ЦНИИ «Буревестник» в дар музею, вместе с 120-миллиметровым минометом 2Б11 (разработка конструкторов «Буревестника») и 122-мм гаубицей Д-30 (разработка Свердловского ОКБ-9)

120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК», Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности 120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК», Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности 120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК», Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК», Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности 120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК», Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности 120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК», Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Бронетранспортёр БТР-80

БТР-80, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности БТР-80, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности БТР-80, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

45-мм противотанковая пушка 53-К образца 1937 года

45-мм противотанковой орудие, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности , Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности , Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

85-мм дивизионная пушка Д-44

85-мм дивизионная пушка Д-44, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности 85-мм дивизионная пушка Д-44, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности 85-мм дивизионная пушка Д-44, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

76,2-мм горная пушка 2А2

76-мм горная пушка М-99 была спроектирована под руководством Цырульникова согласно постановлению Совета Министров от 26.10.1951 г. М-99 была принята на вооружение в 1958 году под названием «76-мм горная пушка ГП» и получила индекс 2А2. Конструктивная компоновка пушки выполнена по классической схеме: ствол с затвором наложен на лафет. Ствол пушки разборный. Он состоит из трубы, казенника и кожуха. Казенник и труба, соединяясь между собой нарезными секторами, закрепляют кожух. Внутреннее устройство ствола одинаково с 76-мм горной пушкой образца 1938 г. Затвор горизонтальный клиновой, с полуавтоматикой пружинного типа, не зависящий от скорости наката (открывание производилось открывающей пружиной, а закрывание – закрывающей пружиной). Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, с пружинным компрессором. Накатник гидропневматический. При выстреле противооткатные устройства откатываются вместе со стволом. Подъемный механизм имеет один сектор. Поворотный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм пружинный, тянущего типа. Верхний станок соединен штырем с нижним станком.
Источник: 2А2 76,2 мм горная пушка

76,2-мм горная пушка 2А2, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности 76,2-мм горная пушка 2А2, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности 76,2-мм горная пушка 2А2, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности




Вернуться к оглавлению раздела

На главную страницу

Создано 29/06/2015
Обновлено 18/01/2016