Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности


БМ-13Н на шасси Зис-151

"Во второй половине 1940-х годов на автомобиль ЗИС-151 были переставлены практически все типы систем залпового огня, выпускавшихся во время Великой Отечественной войны и базировавшихся в основном на американских ленд-лизовских грузовиках. Главными боевыми машинами на новом советском шасси стали легендарные «катюши» БМ-13 военных пор, на смену которым в первой половине 1950-х годов пришли новые еще более мощные системы залпового огня. БМ-13Н (52-У-9416) – серийная боевая машина залпового огня на шасси ЗИС-151 для запуска реактивных снарядов калибра 132 мм. На вооружение принята в 1949 году и выпускалась московским заводом «Компрессор». По общей конструкции не отличалась от нормализованной установки БМ-13Н военного времени, но была приспособлена для монтажа на ЗИС-151 с защитой кабины и двумя задними винтовыми домкратами для разгрузки рессор и обеспечения устойчивости. Артиллерийская часть на поворотной платформе состояла из восьми рельсовых направляющих длиной по 5 м, с которых производился запуск 16 осколочно-фугасных снарядов М-13, М-13УК и М-13УК-1 с дальностью полета 7,9 – 8,5 км. Для предохранения автомобиля от воздействия горячей газовой струи при запуске снарядов служили стальные защитные короба для бензобака и откидные бронещитки с защелками, крепившиеся на крыше кабины на болтах и петлях. В транспортном положении их укладывали на крыше. На металлическом настиле боевой части размещались ящики для запасных частей и аккумуляторных батарей. В комплект машины входили два запасных колеса за кабиной, шанцевый инструмент (пила в кабине, кирка у ее задней стенки, лопата на правом крыле и топор на левом), огнетушители и чехол для боевой части. Снаряженная масса боевой машины без экипажа – 7210 кг, в боевом положении со снарядами – 7890 кг. Габариты в транспортном положении – 7200x2300x2900 мм. Допустимая скорость движения – 50 км/ч".
Кочнев, "Автомобили Советской Армии 1946-1991"

Т-34-85 производства завода №112 «Красное Сормово»

Две характерные черты этого танка позволяют определить изделие завода №112 «Красное Сормово». Во-первых, это кормовой откидной лист, который закрывает торец нижнего листа, а не опирается на него. Во-вторых, на верхней лобой детали типично "горьковские" пробки на механизме натяжения гусениц - внахлёст, у всех других заводов эти пробки установлены впотай.
Примерная дата производства этой машины - 1946 год. О послевоенном производстве говорит отсутствие смотровых щелей в башне. Танки выпуска 1944-1945 годов имели смотровую щель в правом борту башни, у места заряжающего. Штампованные катки - послевоенные, крышки ступичных подшипников с масленками.
Этот танк не имеет никакого отношения к колонне «Димитрий Донской», равно как и "самозванец" из музея в Кубинке. Впрочем, это не удивительно. 8 марта 1944 года 38-й отдельный танковый полк получил 19 "сормовских" танков Т-34-85 с пушкой Д-5Т (характерный вид орудийной маски). К вечеру 25 апреля 1944 года из числа Т-34-85 переданных Русской Православной церковью в составе колонны «Димитрий Донской» в строю осталось только 2 боевые машины. После вывода полка на переформирование следы этих танков затерялись.

Т-34-85, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Т-34-85 производства завода №112 «Красное Сормово» (послевоенный выпуск)

Т-34-85, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Надпись на башне содержит ошибку Должно быть: «Димитрий Донской»

Т-34-85, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Вентиляторы уже разнесены. Утрачен бронеколпак приточного вентилятора, размещённого над орудием

Т-34-85, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Особенность сормовских танков: кормовой откидной лист закрывает торец нижнего листа, а не опирается на него

Т-34-85, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Ведущее колесо

Т-34-85, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Штампованные опорные катки с маслёнками (послевоенного образца)

См. также:
Средниий танк Т-34-85 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Танк Т-34-85 с 85-мм пушкой ЗИС-С-53, выпущенный заводом №183 в 1945 году. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург
Танк Т-34-85 в Техническом музее, г.Тольятти
Т-34 образца 1941 года. Открытая площадка Центрального музея Вооруженных Сил, Москва
Т-34-85, №700, завод №174, г.Омск. Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85, №707, завод №112, г.Горький">Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85. Военный музей (Војни музеј). Белград, Сербия
Средний танк Т-34 «Московский пионер» (выпущен в 1942 году заводом №183, г.Нижний Тагил). Центральный музей бронетанкового вооружения и техники. Кубинка
Средний танк Т-34-85. Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Таранный удар Т-34 капитана В.Г. Богачева по Pz.Kpfw III. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Средний танк Т-34 образца 1941 года. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34 выпуска Сталинградского тракторного завода, 1942 год. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34-85. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34 производства завода №112, выпуска 1942 года. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-85. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-57 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года, производства СТЗ в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1942 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма

Истребитель МиГ-23МЛ

Машина необычная - вроде бы обычный Миг-23МЛ/МЛД, но не видно следов установки теплопеленгатора ТП-23М, который должен находиться перед носовой стойкой шасси. Кроме того, не видно и пилонов для установки вооружения. Судя по обсуждению на http://russianplanes.net/id151859, это может быть облегчённая, пилотажная версия Миг-23МЛ. Такие машины использовались для показа возможностей авиационной техники. Например, в 1970-ых лётчики 234-го Проскуровского ГвИАП на таких же, специально подготовленных Миг-21МФ и Миг-23МЛА, неоднократно посещали с дружественными визитами французские, финские, шведские авиабазы. Как сказано в историческом формуляре: «основная задача полка – показ авиационной техники на земле и летного мастерства в воздухе».
Заводской (формулярный) номер известен: 0390310654 (его фрагмент нанесён краской в нишах - 10654). Но из него можно выжать совсем немного: 039 - код завода, 03 - заводской индекс изделия (МЛ, МЛА, МЛД), 10654 - условный номер самолёта (образован из серийного с помощью процедуры шифрования). Такой формат номера ввели в 1970-ых, после усиления режима секретности. Цель проста: скрыть от вероятного противника объёмы выпуска. Серийный же номер (номер серии и порядковый номер машины в серии) в эксплуатационной документации нигде не фигурирует, хотя он и нанесён на Миг-23 в пяти позициях. Я нашёл шильдики с серийными номерами в нишах шасси, но они оказались разными: 10727 и 10728. Т.е. это 107 серия, порядковый номер в серии из 15 единиц: 12 или 13. С чем связана путаница с использованием нескольких серийных номеров в процессе производства - не знаю.
Самолет был передан областному центру в дар к 70-летию Великой Победы предприятием ОАО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина». Предположительно, борт находился в бывшей уфимской ШМАС, а ныне в 464-ом УТЦ ВВС, в/ч 77210. Силами работников завода самолёт перевезли в Арзамас, где обновили окраску, а затем отправили в Нижний Новгород. Летом 2014 года он занял своё нынешнее место в экпозиции музея.

Учебно-тренировочный истребитель-перехватчик Миг-25ПУ

Миг-25ПУ выпускался горьковским авиазаводом №21 «Сокол» с 1969 года. Заводской номер этой машины: 22034855. Борт служил в 786 истребительном авиационном полку (г.Правдинск), а с 2001 года - хранился на предприятии-изготовителе. В июле 2013 года был передан оттуда в экспозицию музея. При покраске бортовой номер сохранён.

Истребитель-бомбардировщик Миг-27М

МиГ-27М выпущен авиазаводом №99, г.Улан-Удэ. Заводской номер 83712501025. Самолёт поступил в музей 6 сентября 2012 года с липецкой базы хранения. При перекраске закрашено изображение орла на левом воздухозаборнике, который, символизировал принадлежность самолёта к бомбардировочному авиаполку.
Детали строевой службы неизвестны. Встречается лишь упоминание о том, что в 2009 году самолёт с таким заводским номером был выставлен на продажу, как лом планера. При этом местонахождение указано: в/ч 14096, г.Тамбов. Скорее всего в период с 1993 года по 2012 борт находился на 4255 базе резерва авиационной техники.Напомню, что в 1993 году происходило массовое списание МиГ-27 с расформированием полков и сдачей машин на базы хранения в Липецке, Тамбове, Степи, Чебеньках, Славгороде и Талды-Кургане. В последующем там же происходила подготовка к утилизации авиатехники.

Миг-25ПУ и Миг-27М, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Миг-25ПУ и Миг-27М

Миг-27М (№83712501025), Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Миг-27М (№83712501025),

БМП-1

Тяжелый танк Т-10М

Т-10М, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Тяжелый танк Т-10М

Т-10М, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Тяжелый танк Т-10М

Т-10М, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Т-10М

120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК»

Страница на сайте музея: 2С23 Нона-СВК. Добавлю что 120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК» было передано ОАО «ЦНИИ «Буревестник» в дар музею, вместе с 120-миллиметровым минометом 2Б11 (разработка конструкторов «Буревестника») и 122-мм гаубицей Д-30 (разработка Свердловского ОКБ-9)

120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК», Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК»

120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК», Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК»

Бронетранспортёр БТР-80

45-мм противотанковая пушка 53-К образца 1937 года

45-мм противотанковой орудие, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

45-мм противотанковая пушка 53-К образца 1937 года

85-мм дивизионная пушка Д-44

"Во многих мотострелковых полках артиллерийские дивизионы до конца 1981 года имели на вооружении 85-мм полковые пушки Д-44, образца 1944 года. Что можно сказать о них? Не соответствовали они своему предназначению. Артиллеристы знают, что это было "самое громкое" орудие среди всех имевшихся в Советской Армии. Два-три десятка выстрелов вызывали у наводчика повреждение барабанных перепонок с последующим невозвратимым ухудшением слуха. В общем, "старья" хватало. И это "старьё" поэтапно заменяли самым совершенным на то время оружием".
Чеботарёв Сергей Иванович. "«Бог войны» на «поле брани»"

85-мм дивизионная пушка Д-44, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

85-мм дивизионная пушка Д-44

"85-мм дивизионная пушка Д-44. Орудие предназначалось для огневой поддержки боевых действий общевойсковых подразделений на равнинной местности. Имея настильную траекторию огня, эта система, имея внушительную дальность стрельбы в 18900 метров, в то же время, не позволяла в полную силу использовать свои возможности в горной местности. Угол подъёма ствола не позволял вести стрельбу по высоткам, расположенным за хребтами горных массивов. Вдобавок ко всем этим минусам, можно отметить и незначительные боевые свойства осколочных снарядов системы. Говоря по большому счёту, нахождение 85-мм пушки на вооружении артиллерийских дивизионов мотострелковых полков, было бесполезным. В результате этого, уже к концу 1981 года данные раритетные изделия советского военно-промышленного комплекса были возвращены на территорию СССР, а их место заняли 122-мм гаубица Д-30".
Чеботарёв Сергей Иванович. "«Бог войны» на «поле брани»"

76,2-мм горная пушка 2А2

76-мм горная пушка М-99 была спроектирована под руководством Цырульникова согласно постановлению Совета Министров от 26.10.1951 г. М-99 была принята на вооружение в 1958 году под названием «76-мм горная пушка ГП» и получила индекс 2А2. Конструктивная компоновка пушки выполнена по классической схеме: ствол с затвором наложен на лафет. Ствол пушки разборный. Он состоит из трубы, казенника и кожуха. Казенник и труба, соединяясь между собой нарезными секторами, закрепляют кожух. Внутреннее устройство ствола одинаково с 76-мм горной пушкой образца 1938 г. Затвор горизонтальный клиновой, с полуавтоматикой пружинного типа, не зависящий от скорости наката (открывание производилось открывающей пружиной, а закрывание – закрывающей пружиной). Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, с пружинным компрессором. Накатник гидропневматический. При выстреле противооткатные устройства откатываются вместе со стволом. Подъемный механизм имеет один сектор. Поворотный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм пружинный, тянущего типа. Верхний станок соединен штырем с нижним станком.
Источник: 2А2 76,2 мм горная пушка

76,2-мм горная пушка 2А2, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

76,2-мм горная пушка 2А2