Средние танки в музее «Боевая слава Урала»

Месторасположение: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Александра Козицына, 2. Официальный сайт: «Боевая слава Урала».

Дополнительно:
Лёгкие танки в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Средние танки в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Тяжёлые танки в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Основные боевые танки в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Иностранная бронетехника в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Техника ПВО в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
РСЗО и ОТР в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Бронетранспортёры и бронеавтомобили в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Легкая бронетехника в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Автомобильная техника в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Авиационная техника в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Макеты авиационной техники в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Артиллерийские системы в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Самоходные артиллерийские установки в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Морская техника в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Открытая площадка экспозиции военной техники Центрального музея Вооруженных Сил
Танки в Техническом музее, г.Тольятти
Танки в Мемориальном Парке Победы, г.Казань
Музей техники Вадима Задорожного. Танки
Центральный музей бронетанкового вооружения и техники. Легкобронированные машины
Открытая площадка экспозиции военной техники Центрального музея Великой Отечественной войны
Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», площадка боевой техники
Бронетехника стран-участников нацистского блока. Парк «Патриот»
Техника стран-участников антигитлеровской коалиции. Парк «Патриот»
Техника у окружного дома офицеров и штаба Центрального военного округа, Екатеринбург

Средний танк Т-34-57 образца 1941 года

Всё в том же разделе Бронетанковая техника музейного сайта читаем: "Вооружен 57-мм пушкой, разработанной накануне войны специально для усиления артиллерийской мощи танков Красной армии. Боевые машины участвовали в боях на Калининском направлении в составе 21-й отдельной танковой бригады."
Какую "артиллерийскую мощь" имели в виду авторы - не понимаю. У 57-мм танковых пушек ЗИС-4 образца как 1941, так и 1943 годов, недостатков было предостаточно. Во-первых, крайне плохое качество осколочных снарядов - участниками фронтовых испытаний (в конце августа 1943 года) неоднократно отмечались неполноценные разрывы или их полное отсутствие. Во-вторых, низкая кучность стрельбы - на дальности 1000 метров в 2-2,5 раза хуже, чем у 76,2-мм пушки. Ну и в качестве вишенки на торте: сильный разгар ствола после 100-150 выстрелов.
Не удивительно, что уже осенью 1943 года от идеи танка-истребителя с 57-мм ЗИС-4 образца 1943 года отказались - в пользу 85-мм танковых пушек. Благо, что к этому времени в СССР по ленд-лизу поступили станки, которые могли обрабатывать погон под трехместную башню, диаметром 1600 мм. После этого стало возможным производство ИС-ов и Т-34-85. Да, до этих поставок, на Кировском заводе в Ленинграде были станки, способные обрабатывать погоны диаметром до 1700 мм. Однако в Челябинск эвакуировали лишь два таких станка.

Теперь об экспонате: собрал его в подмосковном городе Пушкино реставратор Сергей Чибинеев. Так как танк собран из отдельных фрагментов, то считается моделью. Бортовой номер напоминает об известной фотографии этой редкой модификации Т-34. Машина с таким орудием и номером 20 принадлежала командиру 21-го танкового полка 21-й танковой бригады Герою Советского Союза майору Михаилу Алексеевичу Лукину. Эта бригада кроме сборной солянки из ХТ-26, БТ-2, БТ-5, БТ-7, Т-60, а также обычных Т-34, получила 10 "тридцатьчетвёрок"с 57-мм пушкой. Пашолок в своём блоге пишет, что это были предпоследние Т-34, собранные на Харьковском заводе №183 перед эвакуацией, крайняя отправка датирована 9 октября 1941 года.

17 октября 1941 года 21-ая отдельная танковая бригада тремя группами совершила рейд в тыл калининской группировке немецких войск для содействия освобождению города Калинина силами 16-й армии. Экипаж майора Лукина погиб рядом с деревней Трояново, у моста через реку Каменку. Именно там был сделан фотоснимок подбитого 17 октября 1941 года Т-34 с 57-мм орудием. К 16 ноября 1941 года в бригаде из 61 машин осталось 20, в том числе пять Т-34 и ни одного танка с 57-мм пушкой.

Краткая цитата из сборника На правом фланге Московской битвы (Сост. М. Я. Майстровский): 25 октября 1941 года газета «Известия» сообщала: «Южнее деревни Л. (Лебедеве. — С. Ф.), совсем близко к городу, экипаж старшего политрука Гныри (комиссара батальона Агибалова. — С. Ф.) выскочил со своим танком на немецкий аэродром. Появление советского танка вызвало здесь невероятный переполох. Один за другим стали подниматься в воздух бомбардировщики. Один бомбардировщик так и не оторвался от земли: танк Гныри раздавил ему хвостовое оперение. Второй самолет выстрелом из пушки был подбит на взлете. Остальным все же удалось подняться в воздух... Вражеские бомбардировщики засыпали отважных танкистов бомбами...»
И все же экипажу подбитого, потерявшего управление танка удалось пробиться к своим. Это похоже на чудо.
Но не меньшее «чудо» произошло с экипажем «тридцатьчетверки» старшего сержанта Рыбакова, который пробился к аэродрому у въезда в город (теперь здесь раскинулись кварталы жилого района Южный). Заметив справа летное поле, ряды немецких самолетов, Рыбаков дал команду механику-водителю: «Бери вправо! На аэродром!» Танк таранит «юнкерсы», валит их, срывает с бортов обшивку... Но снова выйти на шоссе танку не удалось, от сильного удара заглох мотор, машина загорелась. Гитлеровцы окружают машину, танкистов, оставшихся в живых, берут в плен. Через сутки Рыбаков, задушив часового, бежит к своим... Он прошел всю войну. Был в пехоте, потом снова стал танкистом, водил в бой танк КВ-122.
На войне всякое бывало. Случалось, люди гибли при бомбежке, не доезжая до линии фронта. Случалось, всем смертям назло, из кромешного ада человек выходил невредимым...
Сквозь заслон наземного огня и беспрерывную бомбежку к Калинину пробились восемь танков. Восемь Т-34 вошли в город. Экипаж старшины Шпака устремился к железнодорожному вокзалу и завязал неравный бой. На улицах Калинина бились экипажи лейтенантов Воробьева, Малеева и других. Все они погибли. Так же геройски, как их комбат Агибалов, как командир их полка Лукин.
Удивительна судьба экипажа танка с цифрой «3» на башне, которым командовал Степан Горобец. Он не только ворвался в город, но с боем прошел его с запада на восток и вышел к своим около Березовой рощи, где оборону держала 5-я стрелковая дивизия.

См. также:
Средниий танк Т-34-85 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Танк Т-34-85 с 85-мм пушкой ЗИС-С-53, выпущенный заводом №183 в 1945 году. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург
Танк Т-34-85 в Техническом музее, г.Тольятти
Т-34 образца 1941 года. Открытая площадка Центрального музея Вооруженных Сил, Москва
Т-34-85, №700, завод №174, г.Омск. Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85, №707, завод №112, г.Горький">Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85. Военный музей (Војни музеј). Белград, Сербия
Средний танк Т-34 «Московский пионер» (выпущен в 1942 году заводом №183, г.Нижний Тагил). Центральный музей бронетанкового вооружения и техники. Кубинка
Средний танк Т-34-85. Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Таранный удар Т-34 капитана В.Г. Богачева по Pz.Kpfw III. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Средний танк Т-34 образца 1941 года. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34 выпуска Сталинградского тракторного завода, 1942 год. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34-85. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34 производства завода №112, выпуска 1942 года. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-85. Музей техники Вадима Задорожного
Т-34-85 производства завода №112 «Красное Сормово». Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Средний танк Т-34-76 образца 1941 года

История экспоната: "Средний танк Т–34 / 76 был разрушен в жестоком бою в болотах Калужской области в 1942 году. Найден и вытащен силами энтузиастов-поисковиков. Восстановлен из отдельных частей и отреставрирован. Передан на хранение в музей военной техники г. Верхняя Пышма."

Средний танк Т-34-76 образца 1941 года, производства СТЗ

Смотрим на фотографию ходовой части экспоната. Открываем сборник Артема Драбкина, «Я дрался на Т-34». Читаем: «… К сожалению, пришли сталинградские „тридцатьчетверки“, у которых опорные катки были без бандажей. Они грохотали страшно», — вспоминает А. В. Боднарь. Это были так называемые катки с внутренней амортизацией. Первым катки этого типа, называвшиеся иногда «паровозными» стал выпускать Сталинградский завод (СТЗ), причем еще до того, как начались действительно серьезные перебои с поставками резины. Раннее наступление холодов осенью 1941 года привело к простою на скованных льдом реках барж с катками, которые отправлялись по Волге из Сталинграда на Ярославский шинный завод. Технология предусматривала изготовление бандажа на специальном оборудовании уже на готовом катке. Крупные партии готовых катков из Ярославля застряли в пути, что вынудило инженеров СТЗ искать им замену, которой стал сплошной литой каток с небольшим амортизирующим кольцом внутри него, ближе к ступице. Когда начались перебои с поставками резины, этим опытом воспользовались другие заводы, и с зимы 1941 — 1942 г. до осени 1943 года с конвейеров сходили танки Т-34, ходовая часть которых полностью или большей частью состояла из катков с внутренней амортизацией. С осени 1943 г. проблема нехватки резины окончательно ушла в прошлое, и танки Т-34-76 полностью вернулись к каткам с резиновыми бандажами.

"Танк был восстановлен с использованием деталей от различный уничтоженных танков. Начнем его рассматривать с башни. Башня приблизительно соответствует башням , которые ставили на танки завода Красное Сормово".
Переходим к корпусу. Здесь все интереснее. Кормовая часть танка , за исключением буксировочных крюков , похожа на корму танка Сталинградского завода.
Лобовую броню , которая и является экранированной , будем разбирать подробнее. Носовая балка с гужонами , буксировочные крюки соответствуют ранним тагильским. Сама экранировка , за исключением некоторых нюансов , похожа на экранировку завода №183.
... можно было бы сказать , что лоб от "тагильского" танка , но опорные катки с внутренней амортизацией указывают на танки производства СТЗ , также как и корма танка. Ну и в качестве финального штриха - башня от Сормовской тридцатьчетверки. Подводя итог скажу , что это больше похоже на собирательный образ экранированного Т-34 , но никак не на конкретный танк какого-то завода.
"
Источник: Экранированная тридцатьчетверка: tankist_31

Средний танк Т-34-76 образца 1942 года

"Танков Омского завода , которые были выпущены в 1942-ом году , в целом виде не сохранилось. Но в последнее время из обломков одного такого танка восстановили машину , которая отправилась в Верхнюю Пышму. Танк восстановлен в мастерской Сергея Чибинеева. За основу брался корпус , который был найден на местах боевых действий. Корпус был выпущен в ноябре 1942-го года на заводе №174. Башня также собрана из обломков нескольких уничтоженных. После сборки танк отправился в музей "Боевая слава Урала" в Верхней Пышме. Правда , для большей схожести с оригиналом , поручни нужно было либо также установить на корпусе , либо не устанавливать вовсе."
Источник: Омичка из Пышмы

Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy

Танк Т-34-85М1 образца 1951 года был собран по советской лицензии в послевоенной Польше. Точно такой же танк «Rudy» мы видим в польском сериале «Четыре танкиста и собака» с фигурами Янека, Гжеся и пса Шарика. Впрочем, для съёмки фильма привлекались 10 единиц Т-34-85. Для съёмок сцен внутри танка, в башне одного из них были сделаны большие вырезы. В общем, мне так и не удалось понять: экспонат - просто послевоенная машина польской сборки или один из танков, действительно участвовавших в работе над культовым сериалом. Это тем более непонятно, раз в музей этот экспонат доставили из Прибалтики.

Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy, музей «Боевая слава Урала»

Танк выпущен на польском заводе Labedy в Гливице.

Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy, музей «Боевая слава Урала»

Балка носовой части корпуса, соединяющая верхний и нижний лобовые листы. На машинах поздних выпусков она изъята — верхний и нижний лобовые листы сварены встык.

"... лицензию в 1951 году приобрела Польская Народная Республика. Выпуск танков Т-34-85 был развернут на заводе Bumar Labedy. Первые четыре машины собрали к 1 мая 1951 года, при этом часть узлов и агрегатов привезли из СССР. В 1953 — 1955 годах Войско Польское получило 1185 танков собственного производства, а всего в Польше было выпущено 1380 Т-34-85.
Польские "тридцатьчетверки" дважды модернизировались по программам Т-34-85М1 и Т-34-85М2. В ходе этих модернизаций они получили предпусковой подогреватель, двигатель приспособили для работы на различных видах топлива, были введены механизмы, облегчавшие управление танком, иначе разместили боекомплект. Благодаря внедрению дистанционной системы управления курсовым пулеметом, экипаж танка сократился до 4 человек. Наконец, польские "тридцатьчетверки" оснащались оборудованием подводного вождения.
На базе танков Т-34-85 в Польше было разработано и выпускалось несколько образцов инженерных и ремонтно-эвакуационных машин.
"
Источник: М.Б. Барятинский, «Средний танк Т-34-85»

Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy, музей «Боевая слава Урала»

У этой машины отсутствует, характерная для польских Т-34-85 более позднего выпуска, отбортовка вокруг установки курсового пулемета (для крепления герметизирующего чехла при форсировании водных препятствий по дну).

Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy, музей «Боевая слава Урала»

Клейма, характерные для машин польского выпуска

Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy, музей «Боевая слава Урала»

Отличительный признак танков Т-34-85 польского производства — две горизонтальные линии посередине борта башни

Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy, музей «Боевая слава Урала»

Рисунок напоминает о книге Януша Пшимановского «Четыре танкиста и собака» и об одноимённом сериале.

Головным производителем лицензионных танков для нужд Вооружённых сил Польши стал завод Bumar Labedy в Гливице. Серийное производство двигателей В-2-34 (а также В-2ИС) пусть с существенной задержкой, но организовали на Механическом заводе №1 им. Марселя Новотко в Варшаве. Топливную аппаратуру для них поставлял Механический завод №2 в Варшаве. Танковые орудия ЗИС-С-53 выпускал завод Huta Stalowa Wola в городе Сталова Воля. Броневые листы поставляли металлургические комбинаты в Гданьске (вероятно Panstwowe Przedsiebiorstwo Obrotu Wyrobami Hutniczymi) и в Катовицах.
В польской армии лицензионные советские машины получили обозначение Т-34-85М. Первые пять танков (вероятно с советскими дизелями) поляки собрали в декабре 1952 года. Общий объём выпуска за 1952 — 1956 годы составил 1380 танков Т-34-85М. В 1957 году польская промышленность переключилась на выпуск более современных машин линии Т-54/55. Тем не менее, через три года после окончания серийного выпуска "тридцатьчетвёрок" поляки начали модернизацию машин этого типа, продолжавшуюся до начала 1970-ых годов. Работы проводились на военно-механическом заводе в Семяновице-Слёнске. Модернизированные танки получили индексы Т-34-85М1 и Т-34-85М2.

Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy, музей «Боевая слава Урала»

Один из признаков машин лицензионного выпуска — номер на борту башни. У Т-34-85 отечественного выпуска литьевые номера — на корме башни.

Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy, музей «Боевая слава Урала»

Задний габаритный фонарь

Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy, музей «Боевая слава Урала»

Странно, что бронезащита выхлопного патрубка имеет форму, как на танках советского выпуска, да и сам патрубок без отбортовки

Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy, музей «Боевая слава Урала»

Бронеколпаки вентиляторов башни не разнесены. На советских танках вытяжной и приточный вентиляторы разнесли по крыше башни ещё весной 1945 года.

Средний танк Т-34-85

По-моему Барятинский писал что: "Послевоенные башни завода № 112, имели разнесенное расположение вентиляционных колпаков, передний вентилятор — вытяжной, задний — нагнетательный." Таким образом, метрика экспоната: не ранее второй половины 1945 года, горьковский завод "Красное Сормово".

Средний танк Т-54 образца 1946 года ("объект 137")

История экспоната: "Средний танк Т–44 с завода-изготовителя поступил в войска. Участия в боевых действиях не принимал. В 2009 году демилитаризован и по распоряжению командующего Приволжско-Уральским военным округом передана на хранение в музей военной техники города Верхняя Пышма."
На сайте музея допущена ошибка. В экспозиции Т-54 образца 1946 года ("объект 137") известный также под условным названием Т-54-1. Табличка перед экспонатом - верная.

Средний танк Т-54 образца 1951 года

История экспоната: "Средний советский танк Т–55 поступил с завода-изготовителя на вооружение в войска УрВО. Участия в боевых действиях не принимал. В 2006 году списан, демилитаризован и по распоряжению командующего Приволжско-Уральским военным округом передан на хранение в музей военной техники города Верхняя Пышма. "
На сайте - ошибка. Это не Т-55, а Т-54 образца 1951 года.

Средний танк Т-62 образца 1961 года

История экспоната: "Средний танк Т–62 с завода-изготовителя поступил в Группу советских войск в Чехословакии в в/ ч 42712. В боевых действиях участия не принимал. В 1990 году воинская часть была передислоцирована на территорию Челябинской области в г. Чебаркуль. Использовался для обучения и подготовки специалистов и младших командиров танковых экипажей для воинских частей и соединений Сухопутных войск Министерства обороны РФ. В 2006 году списан, демилитаризован и по распоряжению командующего Приволжско-Уральским военным округом передан на хранение в музей военной техники города Верхняя Пышма."

Средний танк Т-44 образца 1944 года

"Судьба у советского среднего танка Т-44 оказалась довольно странной. Машина не успела на войну, с точки зрения вооружения и защиты довольно быстро устарела, тем не менее, ее не постигла участь быстро исчезнувшего из войск танка. Несмотря на массу болячек, с Т-44 сложился удивительный факт. Т-44 со всеми своими «болячками» неожиданно оказался самым надёжным и массовым советским танком нового поколения, который выпускался в первую послевоенную пятилетку. Больше того, Т-54, который так ждали военные, оказался машиной довольно сырой. Освоить выпуск удалось в 1947 году, а уже в начале 1949 года Т-54 почти год дорабатывали, приостановив выпуск. Т-44, между тем, продолжал исправно служить, позже пройдя несколько волн модернизации. Иные машины дожили до 70-х годов. Так что неудачей назвать эту машину точно не получится."
Источник: Долгоиграющий промежуточный танк: yuripasholok — ЖЖ

Средний танк Т–44 с завода-изготовителя поступил в войска. Участия в боевых действиях не принимал. В 2009 году передан на хранение в музей военной техники города Верхняя Пышма.