Техника стран-участников антигитлеровской коалиции. Военно-патриотический парк «Патриот»


Т-26 образца 1931 года с пушечно-пулемётным вооружением

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2

В 1930 году американский конструктор Дж. У. Кристи, специализировавшийся на проектировании быстроходных колёсно-гусеничных танков, за 60 000 долларов продал СССР два танка M1940 с технической документацией и лицензией на производство. Прибывшие в СССР танки оказались без башен, за что с конструктора удержали 25 000 долларов (это послужило для него поводом для отказа от работы в СССР).
Несколько необычный индекс, который получили в СССР эти машины, имеет свою историю. Начальник Управления моторизации и механизации РККА (УММ РККА) Иннокентий Халепский имел следующую точку зрения: «Поскольку танк американца Кристи не отвечает требованиям Системы Танко-тракторно-автоброне-вооружения и на вооружение не принят, во избежание путаницы армейского обозначения (литер «Т») ему не присваивать. Более разумным представляется присвоении ему двубуквенного обозначения «СТ» — скороходный танк, или «БТ» — быстроходный танк...»

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

Опытный экземпляр БТ-5 с подбашенным листом и башней БТ-2. Предположительно, это опытный танк БТ-2М.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

Передняя часть корпуса имела вид усечённой пирамиды для обеспечения поворота передних ведущих колёс

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

На плоских траках - отверстия для шпор. Эти дополнительные грунтозацепы одевали для повышения проходимости и недопускания проскальзывания

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

Набор разнотипных опорных катков

Весной 1931 года оба танка Кристи проходили испытания, по результатам которых был выявлен ряда серьёзных недостатков. Кроме того нужно было сконструировать башню и вооружение. Запланированное прямое копирование танка было невозможно. Доводкой танка занялось специальное КБ под руководством Н. Тоскина, который был откомандирован УММ РККА на Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ). В М1940 устанавливался авиационный карбюраторный 12-цилиндровый двигатель «Либерти» мощностью 400 л.с. Его аналог, производимый в СССР, авиамотор М-5-400 был снят с производства. На БТ стали ставить моторы, выработавшие свой ресурс в авиации. Кроме того пришлось срочно закупать 2000 двигателей в США, часть поставки составляли бывшие в употреблении «Либерти».

Плохо обстояли дела и с танковым орудием. Наладить серийное производство 37-мм пушки ПС-2 не удалось. Выход нашли в наложении ствола и казённика противотанкового орудия 1К (закупленная в Германии пушка фирмы «Рейнметалл») на ложе с противооткатными устройствами пушки ПС-2. Таким образом получили орудие Б-3. Однако обеспечить достаточный объёмы его поставок не удалось и прямо в войсках вместо пушки стали устанавливать спарку пулемётов ДТ или ДА. Это была временная мера, но многие машины так и остались чисто пулемётными. Так, например, известна фотография пулемётного БТ-2 в бою, датируемая летом 1942 года.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

Двигатель Liberty модернизации Alisson

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

Место механика-водителя

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

Боеукладка

Постепенно производственные проблемы были решены, однако в 1934 году производство БТ-2 было прекращено (в связи с началом запуском в серию БТ-5). Серия БТ для своего времени была вполне удачной и развивалась в соответствии с законами тогдашней танковой моды. Проблема слабого бронирования стала очевидна лишь во время войны в Испании, где доставленные из СССР лёгкие танки БТ-5 и Т-26 несли потери от немецких 3,7 cm Pak 35/36 противотанковых орудий (ПТО). До этого конфликта в танкостроении 1930-ых годов противопульная броня считалась нормой. Появление эффективных ПТО привело к требованию военных обеспечить противоснарядную защиту боевых машин.

Однако не всё так просто. Представьте себя правителем какой-нибудь европейской республики в период между двумя мировыми войнами. У вас, как и у соседей, есть армия оснащённая парой тысяч совсем не дешёвых лёгких танков с мелкокалиберными пушками и противопульным бронированием. Внезапно вы узнаёте, что где-то на краю Европы идёт война, на которой грозные танки жгут как спичечные коробки. Денег на разработку новой техники и обновление танкового парка просто жалко. Промышленники предлагают компромисный варианты - "экранировать" танки, т.е. увеличить толщину брони на существующих машинах дополнительными бронелистами. Однако, если вы согласитесь на вариант "усилить броню" - увеличится масса танка. Выросшая масса означает, что имеющийся двигатель будет работать на пределе, и надо бы под те же габариты МТО создавать более мощный, что тоже не дёшево и не быстро. В общем, начало Второй Мировой войны все участники встретили примерно с одинаковой техникой. Советские КВ и французские В-2 были скорее приятным исключением, чем нормой.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

Башня танка цилиндрическая, клёпаная, со скосом спереди сверху. Численность экипажа танка составляла 2 человека.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

Рубка механика-водителя. Толщина лобового щитка механика-водителя - 20 мм

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

Вооружение БТ-2 состояло из 37-мм танковой пушки Б-3 (5К) обр. 1930 года и 7,62-мм пулемёта ДТ в шаровой установке справа от пушки.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

В боевой обстановке наблюдение механиком-водителем осуществлялось через смотровую щель

Тем не менее БТ с их ненадёжными и прожорливыми двигателями имели неплохой потенциал. Мощности мотора М-17 (400 л.с.) вполне достаточно для усиления бронирования и вооружения, однако советских конструкторов сдерживало требование военных обеспечить колёсный и гусеничный ход танка. Впрочем, на поздних сериях БТ-7 уже появились рациональные углы наклона брони, дизельные двигатели, радиостанции и другие приметы прогресса. В общем-то это были машины вполне на уровне основных немецких танков начального периода Великой Отечественной войны. Огромные потери наших лёгих танков Т-26 и БТ в 1941 году вызваны совершенно иными причинами.

Этот же экспонат на прежнем месте хранения - Центральный музей бронетанкового вооружения и техники.
См. также:
Лёгкий танк БТ-5 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк БТ-7 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк БТ-7М в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк БТ-7 в Техническом музее, г.Тольятти
БТ-2, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
БТ-7 обр.1935 года, площадка Центрального музея Вооруженных Сил

Средний танк Т-34 образца 1941 года

Ранее эта боевая машина демонстрировалась в Кубинке, стояла практически на входе, рядом с Т-50. Энтузиастам отечественной истории удалось выяснить, что этот танк №0517-4 с пушкой Ф-34 №248 был отправлен с Харьковcкого завода 12 мая 1941 года на станцию Белосток в 6 мк ЗапОВО. Практически наверняка этот Т-34 попал в 4 танковую дивизию. Немного о том, как эта машина появилась в музее. Историю со слов Михаила Свирина рассказывает участник ">форума tamanec: "Когда он [Свирин] начале 90-х ездил на Кубинку, то остатки этого танка стояли в отстойнике и представляли из себя пустой как барабан бронекорпус с башней и пушкой, испещеренными трещинами. В корпусе было прорезано несколько отверстий непонятного назначения.
Со слов Василия Чобитка, тогдашнего начальника Кубинского музея, её вывезли в 89-90 годах с одного из немецких полигонов. У машины полностью отсутствовала ходовая часть, вместо этого она была установлена на вагонную тележку выпущенную ещё в фашистской Германии (на тележке был отлита "птичка" - орел со свастикой). В таком виде машина существовала на полигоне, в таком же и пришла на Кубинку. В последствии тележка потерялась, а танк снабдили катками и гусеницами от обычной Т-34-85 и установили в павильоне.
В последствии, когда в музее появился "Московский пионер" (для тех кто не знает - Т-34 "гайка" 42 года № 15-748, выпущенная Нижнем Тагиле) то место в павильоне занял он, а пирожок был "выдворен" на открытую площадку
".
Источник: Т-34 №0517-4 из экспозиции ВИМ БТВТ в Кубинке

См. также:
Средниий танк Т-34-85 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Танк Т-34-85 с 85-мм пушкой ЗИС-С-53, выпущенный заводом №183 в 1945 году. Комплекс «Салют, победа!». Оренбург
Танк Т-34-85 в Техническом музее, г.Тольятти
Т-34 образца 1941 года. Открытая площадка Центрального музея Вооруженных Сил, Москва
Т-34-85, №700, завод №174, г.Омск. Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85, №707, завод №112, г.Горький">Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85. Военный музей (Војни музеј). Белград, Сербия
Средний танк Т-34 «Московский пионер» (выпущен в 1942 году заводом №183, г.Нижний Тагил). ЦМБТВиТ. Кубинка
Средний танк Т-34-85. Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Таранный удар Т-34 капитана В.Г. Богачева по Pz.Kpfw III. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Средний танк Т-34 производства завода №112, выпуска 1942 года. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-85. Музей техники Вадима Задорожного
Т-34-85 производства завода №112 «Красное Сормово». Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Средний танк Т-34-57 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года, производства СТЗ в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1942 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма

Средний танк Т-34 выпуска Сталинградского тракторного завода, 1942 год

14 июля 2016 года этот Т-34 подняли из реки Дон у села Украинская Буйловка в Воронежской области. Скорее всего, танк потерян летом 1942 года. Ни боекомплекта, ни останков танкистов внутри не обнаружено. В то же время пулемёты и орудийный прицел не сняты, что говорит о внезапности утраты боевой машины. Хорошо заметно множество боевых повреждений - попадания в правую скулу башни, катки обоих бортов, в нижнюю часть передней балки, бронировку пулемёта, следы попаданий в ствол, надрыв трака.

Средний танк Т-34-85

Лёгкий танк Т-40

"Т-40, серийный номер 11726, выпущен в конце февраля 1941 года. Первоначально отправился в 204-ю авиадесантную бригаду, но позже оказался на НИИБТ Полигоне в Кубинке. На этом танке сначала испытали опытные буксирные крюки, которые пошли в серию на танках Т-30, а затем испытали 20-мм пушку ШВАК, пошедшую в серию как ТНШ. Кроме того,позже его неоднократно ремонтировали, например, ведущие колеса там уже от Т-60 завода №37, да и родные поддерживающие катки заменили.
Ныне танк находится на экспозиции парка "Патриот". Его все еще называют Т-40С, хотя на самом деле такой индекс появился после войны путем домысливания, да и сам танк выпустили гораздо раньше конца лета 1941 года.
На сегодняшний момент это единственный в мире полностью оригинальный Т-40. Эта машина фигурирует моих статьях, посвященных истории создания Т-30 и Т-60. В 1945 году она носила башенный номер 80. В отличие от Т-60 и Т-30, пушка в Т-40 сохранилась. Да, та самая, опытная. Да и сухопутным он стал сильно позже времени, когда его выпустили. Гребной винт сняли и оборвали рули, но при этом внутри все приводы остались..."
Источник: Т-40 из парка Патриот": yuripasholok

"На этом танке сначала испытали опытные буксирные крюки, которые пошли в серию на танках Т-30, а затем испытали 20-мм пушку ШВАК, пошедшую в серию как ТНШ. Поставили ее в ходе работ по разработке вооружения для танка Т-60. Позже танк несколько раз переделывался, этим и объясняется его "неканоничный" внешний вид."
Дополнительно: С камерой вокруг Т-40: yuripasholok

Лёгкий танк Т-50

Плавающий танк Т-37А

Малый плавающий танк Т-37А, парк «Патриот»

Малый плавающий танк Т-37А

Лёгкий танк Т-60, парк «Патриот»

Лёгкий танк Т-60

Опытный тяжёлый танк КВ-85Г «Объект 238»

"В начале 1943 года ввиду появления на фронте немецкого танка «Тигр» остро встал вопрос о вооружении советских танков более мощными, чем 76-мм, орудиями. В частности, в мае постановлением ГКО предписывалось «изготовить и смонтировать в двух танках КВ-1С и двух танках ИС 85-мм пушки с баллистикой существующей зенитной пушки и к 1 июля подать их на государственные испытания». Работы по созданию новых артсистем велись в Центральном артиллерийском конструкторском бюро (ЦАКБ), возглавляемом В. Грабиным, и в КБ завода № 9 под руководством Ф. Петрова. Первое спроектировало 85-мм пушку С-31, а второе — 85-мм Д5Т.
С-31 была разработана путем наложения 85-мм ствола на люльку 76-мм танковой пушки ЗИС-5. Д5Т создавалась с использованием затвора и подъемного механизма от пушки Ф-34. В начале июля 1943 года на заводе № 100 начали сборку двух опытных КВ-1С — «объект 238» и «объект 239». На первом, который в некоторых документах именовался КВ-85Г, в штатной башне КВ-1С установили орудие С-31 (отсюда и индекс Г — пушка Грабина).
Второй танк — КВ-85 — представлял собой КВ-1С с установленной на расширенный до 1800 мм погон башни опытного танка «объект 237» (прототип танка ИС. — Прим. автора). Из-за увеличения диаметра погона не осталось места для стрелка-радиста. Поэтому от шаровой установки в лобовом листе корпуса отказались. Пулемет был перенесен на правую сторону и установлен в неподвижной бронировке. Огонь из него вел механик-водитель.
Испытания обоих КВ-85 и двух «объектов 237» (последние также были вооружены пушками С-31 и Д5Т) прошли в августе 1943 года на Гороховецком артиллерийском полигоне. Следует отметить, что танк КВ-85 был изготовлен по инициативе заводов № 100 и ЧКЗ, так как всем было ясно, что производство новых танков ИС быстро наладить не удастся, а КВ-85Г никуда не годится — мощная пушка не вписывалась в тесное для нее боевое отделение.
Испытания показали, что КВ-85 уступает по динамическим показателям «объекту 237» (будущему ИС-85), но зато производство КВ можно было наладить значительно быстрее — конструкция ИСа еще не была отработана до конца. Поэтому, учитывая большую потребность Красной Армии в новых танках, 8 августа, не дожидаясь окончания испытаний, ГКО постановлением № 3891 сс принял решение о начале серийного производства КВ-85. Буквально спустя несколько дней из ворот ЧКЗ вышли первые серийные танки, а в октябре производство КВ-85 было прекращено, и Челябинский завод перешел на выпуск мощных ИСов. Всего за три месяца изготовили 148 танков КВ-85".
Источник: Коломиец М.В., "«Клим Ворошилов» — танк прорыва"

Опытный тяжёлый танк КВ-85Г «Объект 238», парк «Патриот»

«Объект 238» он же КВ-85Г — в штатной башне КВ-1С установили 85-мм орудие С-31

Опытный тяжёлый танк КВ-85Г «Объект 238», парк «Патриот»

КВ-1С с установленной на нем опытной 85-мм пушкой С-31 конструкции ЦАКБ был собран в единственном экземпляре летом 1943 года

См. также: этот же КВ-85Г ещё в экспозиции Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Юрий Пашолок об экспонате: "Из двух построенных образцов тяжелого танка Объект 238 до наших дней дожил один. Впрочем, "построено" - это сказано довольно громко. Дело в том, что их переделали из обычных КВ-1с выпуска июля 1943 года. Сохранившаяся машина несет целый ряд послевоенных переделок: на ней стоят опорные катки от КВ-1, траки от Т-10, "усилены" воздухозаборники на крыше МТО итд. "

Самоходная артиллерийская установка СУ-100

Средний танк М4А4 «Sherman»

"В коллекции парка "Патриот", ныне располагающейся в секторе ВКС (фактически это музейный сектор), есть и американские машины. В их числе оказался и Medium Tank M4A4, один из двух, присланных в СССР на испытания. Данная машина с регистрационным номером U.S.A. W-3057449 была построена в октябре 1942 года, одна из последних, имеющих смотровые приборы механика-водителя и его помощника в лобовой части корпуса. После испытаний от поставок M4A4 советская сторона отказалась, уж больно странным оказался мотор, да и расход топлива заставил ужаснуться."
Источник: "На пробу": yuripasholok

Средний танк М4А4 «Sherman», парк «Патриот»

Модификация M4A4 отличается удлинённым корпусом в котором установлена бензиновая силовая установка Chrysler A57 multibank (в одном блоке соединено сразу пять автомобильных двигателей).

Средний танк М4А4 «Sherman», парк «Патриот»

Танки ранних моделей имели смотровые щели для механика-водителя и его помощника. ВЛД была ослаблена вваренными в неё выступами с лючками смотровых приборов. Впоследствии лючки были перенесены на крышу корпуса, ВЛД стала цельной.

Средний танк М4А4 «Sherman», парк «Патриот»

Узел парной блокированной подвески VVSS с буферными пружинами. Танки самых ранних серий, до лета 1942 года, имели подвеску с тележками от M2. Этот вариант подвески легко отличить по поддерживающим каткам, расположенным на вершинах тележек.

Средний танк M3A5 «Lee»

Юрий Пашолок об экспонате: "Это тот самый экземпляр, что испытывался на НИБТ Полигоне в 1942-43 годах. Тем он и ценный - очень ранний вариант, таких почти не осталось. Поскольку гусеничные ленты износились, на него позже поставили металлические траки."

"С испытаниями М3Ср случилась заминка. Танк с регистрационным номером U.S.A. W-304293, выпущенный Детройтским Арсеналом, был отправлен на НИБТ Полигон еще 18 февраля 1942 года. Тем не менее, его ходовые испытания начались только 1 мая. Задержка была связана с тем, что филиал НИБТ Полигона в Казани, куда его эвакуировали, на тот момент был загружен другими заданиями. Точно также был вынужден ждать и М3л, который испытывался в то же самое время.
...
Первым, на что обратили внимание советские испытатели, стал внутренний объём боевого отделения. В отчёте указывалось, что в нём вполне реально можно было разместить 10 десантников вместе с личным оружием (пистолетами-пулемётами ППШ), и при этом сохранялась возможность вести огонь из танкового вооружения. М3Ср действительно был просторным танком. Больше всего свободного места оказалось в распоряжении заряжающего 75-мм пушки, в других уголках машины экипаж располагался довольно плотно. На танках позднего выпуска бортовые люки ликвидировали, так что возможная выгрузка десанта усложнилась.
...
Ещё до начала испытаний не особо лестных отзывов удостоился двигатель. Дело было не в его надёжности (с этим как раз всё оказалось хорошо), а в конструкции и топливе, на котором американский танк работал. Слишком большая высота мотора явилась причиной увеличения размеров моторного отделения. Критике подверглось и использование бензина с октановым числом 91.
...
В отличие от двигателя, трансмиссионный блок и систему охлаждения американского танка испытатели похвалили. Вполне удачной была признана и конструкция резинометаллических траков. Похвалы удостоилась подвеска с буферными пружинами в качестве упругих элементов. Правда, конструкция поддерживающих катков испытателям не очень понравилась, поскольку те быстро забивались грязью.
...
Несмотря на претензии к прицельным приспособлениям и отсутствию бронебойных снарядов к 75-мм пушке, общая оценка вооружения оказалась вполне удовлетворительной. Вооружение в корпусе и в башне было признано вполне удобным для использования. То же самое касалось и укладок патронов. Критике подверглась только спарка курсовых пулемётов, поскольку никаких прицельных приспособлений для них не было. К слову, американские военные также были от них не в восторге.
...
Несмотря на ряд отмеченных недостатков, испытатели не назвали американский танк неудачным. Правда, его не рекомендовали направлять в части, в которых на вооружении состояли отечественные машины. Слишком большой оказалась разница в методике обслуживания и используемом горючем."
Источник: Многоярусный американец | Военно-исторический портал Warspot.ru

Лёгкий танк M5A1

"В течение июля-сентября 1943 года в СССР поступило 5 Light Tank M5A1. С точки зрения массовых поставок эта машина была неинтересной, ее брали на пробу. Танки сначала попали на НИБТ Полигон в Кубинку, а затем их распределили в разные места, включая заводы и учебные заведения. До наших дней дожила всего одна машина. Ныне она находится в новой экспозиции парка "Патриот"."
Источник: Light Tank M5A1, парк "Патриот": yuripasholok

57-мм самоходная артиллерийская установка T48

Самоходная артиллерийская установка СУ-57 (57mm Gun Motor Carriage T48) №480397 передана в парк «Патриот» из фондов танкового музея в Кубинке. Аналогичная американская САУ выставлена на открытой площадке Центрального музея Великой Отечественной войны.

Пехотный танк Mark IV CS «Matilda»

"До наших дней пехотные танки Matilda, которые поставлялись в СССР с осени 1941 года, почти ни одного не дожило. В по-настоящему целом виде сохранился всего один танк - Matilda IV CS, WD-номер 29908. Согласно документам, поступил он в СССР в апреле 1942 года. Далее машина оказалась в 181 ОТБ, который готовил экипажи для "английских" танковых бригад, а дельше фронт. Куда именно ушел этот танк, неизвестно, но осенью 1942 года он всплыл в Казани. Машина имела поврежденные двигатели, силами Казанского танкового училища машину восстановили. От училища поступила просьба оставить машину у них, судя по всему, так и произошло. Позже танк оказался на НИБТ Полигоне в Кубинке, осев в музее при полигоне."
Источник: Matilda IV CS из парка "Патриот": yuripasholok

Пехотный танк Mark IV CS «Matilda» CS Mk III, парк «Патриот»

«Матильда» (WD-номер 29908)с индексом CS (Close Support), вооруженный 76-мм гаубицей Mk.I. Хорошо видна ходовая часть прикрытая бронированным экраном.

Пехотный танк Mark IV CS «Matilda» CS Mk III, парк «Патриот»

На правом борту башни проушина для подъёма башни и крепления дымовых гранатомётов. Над красной звездой - крюк на котором висела бухта электрического провода для пуска двигателя с помощью внещнего источника тока

Пехотный танк Mark IV CS «Matilda» CS Mk III, парк «Патриот»

Двигатели марки «Leyland» имели гарантированный пробег в 220 моточасов, по факту отрабатывая до 550-600 моточасов

Пехотный танк Mark IV CS «Matilda» CS Mk III, парк «Патриот»

Женское имя унаследовано от предыдущей модели пехотного танка — Матильда I, название которого было связано с персонажем комиксов 1930-х годов уткой Матильдой

Юрий Пашолок также пишет по экспонату: По английским источникам, в СССР отправлено 156, добралось 126. Вероятнее всего, меньше, плюс не факт, что только Matilda IV CS. Первые машины, вероятнее всего, все еще Matilda III CS. Наши оценили лаконично: к 76-мм гаубице бронебойных снарядов нет, использовать только в связке с обычными танками. Собственно, так англичане их сами и использовали.

Дополнительно:
Временная «королева поля боя» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Новый «меч» для «Матильды» | Военно-исторический портал Warspot.ru
«Матильда»: толстокожая леди на советско-германском фронте | Военно-исторический портал Warspot.ru

См. также:
Пехотный танк Mk II Matilda III SC. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Средний танк Mk.IIА «Matilda II» в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Английский пехотный танк Matilda IV. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Пехотный танк Mk III «Valentine» II

Пехотный танк Mk III «Valentine» II, парк «Патриот»

Tank Infantry Mk III Valentine II (Mk II) — модификация с дизельным двигателем AEC A190 и дополнительным внешним топливным баком

Пехотный танк Mk III «Valentine» II, парк «Патриот»

По периметру башни наварены планки для предотвращения заклинивания башни вражескими снарядами, попадающими под погон

Пехотный танк Mk III «Valentine» II, парк «Патриот»

Серийный номер 27543. Танк имеет на башне отметины от попаданий.

Пехотный танк Mk III «Valentine» II, парк «Патриот»

Упругим элементом тележки служит пружинная рессора с телескопическим гидравлическим амортизатором, соединённая цапфами с первичным и вторичным балансирами. Конструкция подвески такова, что на катки большого диаметра приходится большая нагрузка, чем на остальные.

"На сегодняшний момент известен всего один Valentine, который поставлялся в СССР и находящийся в России. Подробно об этой машине я уже писал некоторое время назад. Танк был выпущен осенью 1941 года Metropolitan-Cammell по контракту T9866 (WD-номера T27421-T27720). Valentine II с WD-номером T.T27543 отправился в 171 ОТБ, дальнейшая его судьба неизвестна. Наиболее интересным является то, что танк получил экранировку корпуса, а также отбойники для предотвращения заклинивания башни. Как выяснилось, это было отнюдь не единичное полевое творчество, больше того, экранировка отличалась разнообразием. "
Valentine II, парк "Патриот" | yuripasholok

Пехотный танк Mk III «Valentine» II, парк «Патриот»

Опорные катки каждого борта, из них два средних, диаметром 610 мм и четыре малых, диаметром 495 мм, сблокированы по три в две тележки.

Пехотный танк Mk III «Valentine» II, парк «Патриот»

Устройство люков крыши моторного отделения

Пехотный танк Mk III «Valentine» II, парк «Патриот»

Все «Валентайны» оборудовались радиостанцией, размещавшейся в кормовой нише башни. Ранние модификации оснащались радиостанцией № 11, имевшей радиус действия в 10 км на ходу.

Пехотный танк Mk III «Valentine» II, парк «Патриот»

Над смотровым люком мехвода, в середине верхней лобовой бронеплиты - два перископа «Виккерс» Mk IV (сняты, отверстия заварены, осталась только бронировка)

РСЗО БМ-13Н на базе Зис-151