Техника стран-участников антигитлеровской коалиции. Военно-патриотический парк «Патриот»


Навигация по странице:
Лёгкий танк Т-26 образца 1932 года с пушечно-пулемётным вооружением
Танк телеуправления ТТ-26
Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2
Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-5
Лёгкий танк Т-30
Плавающий танк Т-37А
Плавающий танк Т-38
Лёгкий танк Т-40
Лёгкий танк Т-50
Лёгкий танк Т-60
Лёгкий танк Т-70
Лёгкий танк Т-80
Средний танк Т-34 «Сталинец» производства Харьковcкого тракторного завода, 1941 год
Средний танк Т-34 «Снайпер» производства завода №183, 1942 год
Средний танк Т-34 производства Сталинградского тракторного завода, 1942 год
Средний танк Т-34-85 бортовой номер 35
Средний танк Т-34-85 бортовой номер 131
Опытный тяжёлый танк «Объект 238»: КВ-1с, перевооружённый 85-мм пушкой С-31
Самоходная артиллерийская установка СУ-100
Самоходная артиллерийская установка СУ-122
Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152, бортовой номер 704
Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152М
Средний танк М4А4 «Sherman»
Средний танк M3A5 «Lee»
Лёгкий танк M5A1
Пехотный танк Mark IV CS «Matilda»
Пехотный танк Mk III «Valentine» II

Лёгкий танк Т-26 образца 1932 года с пушечно-пулемётным вооружением

Самый простой способ ощутить эпоху, которую представляет это безмолвное железо – открыть книгу М.Н. Свирина «Броня крепка. История советского танка 1919-1937». Конечно, мы и так знаем из школьного курса истории, что для Советского Союза предвоенный период это, прежде всего, напряжённая работа по ликвидации отсталости экономики страны. Вспомним о сложнейшей внешнеполитической обстановке конца 1920-ых годов в которой страна приступила к индустриализации. Один только 1927 год был, казалось бы, тяжелее некуда: серия терактов, убийство советского дипломата Войкова, разрыв дипломатических отношений с Великобританией. Казалось, новая война неизбежна. Дошло даже до проведения пробной мобилизации. Дополняли картину внутренние проблемы: хозяйственный кризис и борьба с внутрипартийной оппозицией. Вот в этой накалённой атмосфере советские люди создавали промышленный потенциал своей страны. Однако сейчас нас интересуют именно работники отечественной танковой промышленности.
Вот тут фундаментальный труд Михаила Николаевича Свирина будет очень кстати. Из него мы узнаём, что в конце 1929 года стало очевидно, что срок разработки всех отечественных танков не выдержан, их ТТХ не соответствуют заданным, а серийный выпуск невозможен. Причины тому очевидны: конструкторы не имеют нужного опыта, острый дефицит кадров в отечественной тяжелой промышленности, крайняя скудность станочного парка и инструментальной оснастки. Комиссия под председательством наркомтяжпром Г.К. Орджоникидзе приняла решение об обращении к зарубежному опыту, который виделся в приглашении в СССР зарубежных конструкторов и командировании за границу лучших представителей военного ведомства и промышленности для приобретения образцов танков, артиллерийских тягачей с документацией и получения технической помощи по вышеуказанным объектам.

Т-26 образца 1932 года с пушечно-пулемётным вооружением, парк «Патриот»

Каждая тележка состояла из литой коробки (которую за характерную форму танкисты называли «поросенок»), четырех сдвоенных опорных катков, соединенных балансирами, а также двух четвертьэллиптических рессор.

Т-26 образца 1932 года с пушечно-пулемётным вооружением, парк «Патриот»

Кронштейны глушителя (не сохранился) и крюки для крепления буксирной цепи

Т-26 образца 1932 года с пушечно-пулемётным вооружением, парк «Патриот»

В 1939 году, учитывая опыт Испанской войны, надмоторные жалюзи получили специальную двугорбую крышку (некоторые танкисты называли ее «задница»), предохраняющую мотор от заливания горючей жидкостью.

В Великобритании советская закупочная комиссия столкнулись с отказом фирмы «Виккерс-Армстронг» продавать что-либо в единичном экземпляре, тем более – с документацией. Поэтому у тогдашнего законодателя мирового танкостроения было приобретено несколько образцов бронетанковой техники в комплекте с чертежами: а) эскизными, б) сборочными, в) монтажными, г) инспекционно-производственными. Фирма «Виккерс-Армстронг» обязалась предоставить все танки сначала в виде опытной партии по 3 штуки каждого типа, по итогам которых внести изменения в конструкцию. Итак, у англичан были приобретены:
1) 20 танкеток Carden-Loyd Mk VI (иногда именовавшиеся "гусеничными пулемётовозами Карден-Ллойда"), которые после некоторых доработок превратились в советские Т-27. На их приобретении особо настаивал маршал М.Н. Тухачевский, который считал, что в будущих военных конфликтах танкетки выступят в роли "бронированной саранчи" и заменят кавалерию. Тухачевский лично написал сценарий к учебному фильму «Танкетка» и выбил финансирование киносъёмок.
2) 15 малых шеститонных танков Vickers Mk.E Type A (в наших документах «В-26») стали родоначальниками многочисленного (около 10 000 машин) семейства Т-26. Любопытно, что британская армия оценила Vickers Mk.E, но не приняла на вооружение. Производитель выпустил 153 танка этого типа по заказам от СССР, Греции, Польши, Боливии, Сиама, Финляндии, Португалии, Китая и Болгарии.
3) 16 закупленных двенадцатитонных Vickers Medium Mark II не нашли продолжения в советском танкостроении. В 1941 году их корпуса (которые готовили к установке в укрепрайонах) достались финнам в Карелии и немцам в районе г.Остров.

Пятибашенный танк A1E1 «Independent» и шестнадцатитонный трехбашенный Vickers Mark III англичане продавать отказались. Впрочем, агентурные данные о 16-тонном танке были восприняты в Советском Союзе очень внимательно, и в сентябре 1932 года на испытания вышел самостоятельно спроектированный опытный Т-28. Также комиссией были закуплены в США два танка Джона Кристи «М.1940», ставшие отправной точкой для создания семейства советских танков БТ. Несколько позже, в 1933 году, в Великобритании был приобретён танк-амфибия Vickers A4E11, испытания которого дали старт разработке советских плавающих танков (Т-37 и прочие).

Итак, три британских «шеститонника» прибыли в СССР и вышли на испытания, которые проходили, в том числе, и на склонах Поклонной горы. Понятно, что у испытуемых выявили ряд серьёзных недостатков, как-то: специальный двигатель воздушного охлаждения, который будет плохо работать жарким летом, дюймовые размеры, слабое бронирование, недостаточный обзор, невозможность форсирования двигателя без переделки моторного отсека, трудности зимнего пуска. В тоже время отмечались высокая скорость и маневренность танка, надежность и простота конструкции. Очень интересным выглядит мнение М.Н. Тухачевского, который, в частности, писал: «… касаемо осмотренного мною недавно английского танка Викерса, нашел его как нельзя лучше подходящим задаче сопровождения при атаке вражеских окоп… Расположение башен танка бок-о-бок очень выгодно позволяет танку развить сильный побортный огонь при пересечении окоп и траншей…, от которого никак не укрывает бруствер…
В этот ответственный момент танку недостает, как видится, еще одной огневой точки в виде пулемета или легкой пушки, направленной вперед по ходу для подавления целей (как то: пулемет, пушка) из второй линии обороны…
Нетрудно понять, что двухбашенная и трехбашенная схемы потому и приняты англичанами, что очень перспективны и наиболее выгодны для преодоления вражеской обороны среди своей пехоты…
». Думаю, ход мыслей маршала очевиден. Столь же очевидны и истоки многобашенной концепции советских Т-28 и Т-35.

Любопытны обстоятельства, ускорившие принятие Т-26 на вооружение. В январе 1931 года появились агентурные данные о том, что "польское правительство ведет закупки образцов 6-тонного танка типа Виккерс и 10-тонного быстроходного танка типа Кристи и усиленно готовится их массовому производству". В Советском Союзе воспринимали Польшу как серьёзного вероятного противника. Её спецслужбы вели активную разведывательную деятельность против СССР, что впрочем, объяснимо – не так давно завершилась советско-польская война 1920 года. Несколько позже, в 1934 году, была подписана «Декларация о неприменении силы между Германией и Польшей». Этот договор обезопасил восточные границы Германии и позволил Гитлеру действовать на Западе (Саар, Рурская область). Так что к сообщению разведки отнеслись максимально серьёзно. Отсюда, кстати, и спешный переход к серийному производству новых танков «как есть», хотя они явно уступали тем, что могло «вскоре появиться».

Что касается дальнейшего совершенствования отечественной версии британского «шеститонника», то уже через пару лет двухбашенный «чистильщик окопов» превратился в однобашенный классический пушечный танк. Конструктор опытно-конструкторского машиностроительного отдела ленинградского завода «Большевик» Семён Гинзбург добился финансирования работ над "классической" модификацией, понимая её преимущества с точки зрения массы, стоимости и маневра вооружения. Было опробовано несколько вариантов башен кругового вращения, пока в 1933 году не появился Т-26 с 45-мм полуавтоматической пушкой 20К в башне с развитой кормовой нишей. Интересно, что производство двухбашенных Т-26 продолжалось. Существенную роль тут сыграло мнение маршала М.Н. Тухачевского который был уверен, что именно двухбашенные машины являются наиболее подходящими для целей сопровождения пехоты, и именно они должны составлять костяк танковых сил. По состоянию на 1 июня 1941 года в РККА числился 1261 двухбашенный танк Т-26.

Установка новой, «большой» башни на корпус Т-26 привела к росту массы танка на 850-1200 кг. Для перетяжелённой машины мощности мотора в 85-88 л.с. было явно недостаточно. Тут надо сказать, что фирма «Виккерс» обязалась в течение трёх лет уведомлять советскую сторону о существенных изменениях и доработках в конструкции лицензированных танков. И вот, осенью 1932 года представитель фирмы «Виккерс» сообщил о новом варианте двигателя Vickers Mk.E, развивавшего мощность 100 л.с. Ознакомившись с описанием новинки специалисты двигательного цеха ленинградского завода «Большевик» предложили самостоятельно поднять мощность мотора путём разработки нового карбюратора. К маю 1933 года новый мотор был более-менее отлажен и выдал 92 л.с., но эксплуатационная мощность мотора составляла 75 л.с. Именно эту модификацию получили Т-26 с цилиндрической пушечной башней. Конструкторы планировали в дальнейшем оснащать танк дизельным двигателем мощностью 150 л.с. Под перспективный дизель в 1934 году даже расширили моторно-трансмиссионное отделение танка. Однако надёжный дизельный двигатель советская промышленность осилила очень и очень не скоро (даже путём копирования немецких дизелей).
Стоит отметить, что у пушечных танков на крыше подбашенной коробки с правой стороны добавился вентилятор боевого отделения. Связано это было с тем, что при стрельбе из 45-мм орудия загазованность боевого отделения порой приводила к отравлению экипажа пороховыми газами.

За время серийного производства, с 1931 по 1940 год, было произведено 10 300 танков Т-26 всех модификаций. РККА получила 9686 машин. Т-26 были достаточно надёжны, просты в освоении и эксплуатации. Однако реальная подвижность Т-26 оказалась не вполне достаточна, а эффективность подвески ввиду перегрузки танка не позволяла вести огонь с хода. Опыт испанской войны и локальных пограничных конфликтов показал слабость бронирования танка. Резервов же по увеличению бронирования и вооружения у этой боевой машины не имелось.
Тем не менее, советские танкисты вступили в Великую Отечественную войну именно на Т-26 и БТ. Наши танки примерно соответствовали уровню немецких PzKpfw.I, PzKpfw.II и чешских Pz.Kpfw.38(t). Да, броня немецких танков начального периода войны пробивалась советской 45-мм танковой пушкой 20К, но совсем не это решало исход боя. Помимо громоздкой организации и нерационального штата советских танковых частей существенное влияение на действие отечественной бронетехники оказывало отсутствие в частях топливозаправщиков, тягачей, ремонтных мастерских. Опять-таки поле боя в начальный период войны чаще всего оставалось за немецкими войсками. Соответственно эвакуировать и восстанавливать подбитые советские машины не представлялось возможным. РККА потеряло большинство танков Т-26 уже в первый военный год. Впрочем, нужно откровенно признать, что катастрофа 1941 года обусловлена вовсе не проблемами с техническим уровнем бронетехники и никак не с связанана с её количеством. Очевидно, что первые военные годы вермахт был сильнее РККА. Для более полного погружения в тему обратитесь к книге А.А. Уланова и Д.В. Шеина «Порядок в танковых войсках».

"В экспозиции парка Патриот находится единственный сохранившийся двухбашенный танк Т-26 , который вооружен пушкой и пулеметом. Танк имеет серийный номер 97. Предположительно , танк был выпущен в 1932-ом году. В конце 1930-ых танк прошел модернизацию , в ходе которой получил детали , которые характерны для машин позднего выпуска: штампованный лобовой щиток водителя с защитой петель , опорные катки с узкими бандажами , гудок спереди , схема укладки инструмента на полках и др. После войны танк попал в Кубинку , где и находился до 2016-го года. В 2016-ом году танк был перевезен в парк Патриот."
Пушечно-пулеметный двухбашенник: tankist_31

См.также:
Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк Т-26, двухбашенная модификация с пулеметным вооружением (выпуск 1931-1933 гг.). Центральный музей Великой Отечественной войны
Лёгкий танк Т-26 (выпуск 1933-1938 гг.). Центральный музей Великой Отечественной войны
Легкий танк Т-26, обр.1933г. Площадка Центрального музея Вооруженных Сил

Создание танков, управляемых по радио на расстоянии и действующих без экипажа (по терминологии того времени «телеуправляемые танки» или «телетанки») началось в СССР еще в конце 20-х годов. Сначала работы велись в Центральной лаборатории проводной связи (ЦЛПС) и уже 2 февраля 1930 года в окрестностях Ленинграда прошло испытание управляемого на расстоянии танка «Рено FT 17». Принцип действия телетанков (ТТ) был следующим. Передаваемые по радио команды принимались установленной в танке специальной аппаратурой, которая при помощи сервоприводов приводила в действие рычаги и педали, управляющие танком. В последующие два года шли интенсивные работы по созданию работоспособных образцов телетанков, пригодных для вооружения Красной Армии. Помимо ЦЛПС к созданию подобных машин привлекались Научно-испытательный институт связи и электромеханики (НИИСЭМ) и Особое техническое бюро (Остехбюро).

Танк телеуправления ТТ-26

"Создание танков, управляемых по радио на расстоянии и действующих без экипажа (по терминологии того времени «телеуправляемые танки» или «телетанки») началось в СССР еще в конце 20-х годов. Сначала работы велись в Центральной лаборатории проводной связи (ЦЛПС) и уже 2 февраля 1930 года в окрестностях Ленинграда прошло испытание управляемого на расстоянии танка «Рено FT 17».
Принцип действия телетанков (ТТ) был следующим. Передаваемые по радио команды принимались установленной в танке специальной аппаратурой, которая при помощи сервоприводов приводила в действие рычаги и педали, управляющие танком. В последующие два года шли интенсивные работы по созданию работоспособных образцов телетанков, пригодных для вооружения Красной Армии. Помимо ЦЛПС к созданию подобных машин привлекались Научно-испытательный институт связи и электромеханики (НИИСЭМ) и Особое техническое бюро (Остехбюро)."
Источник: Коломиец Максим Викторович, «Т-26. Тяжёлая судьба лёгкого танка»

Танк телеуправления ТТ-26, парк «Патриот»

Следы британского происхождения танка – водитель размещён справа

Танк телеуправления ТТ-26, парк «Патриот»

Вместо 45-мм пушки в башне установлен химический прибор КС-25, который мог использоваться для огнеметания или постановки дымовых завес.

Танк телеуправления ТТ-26, парк «Патриот»

Брандспойт КС-25 с бронекожухом крепился в одной маске со спаренным пулемётом. В походном положении химприбор КС-25 втягивался внутрь башни, а перед производством выстрела выдвигался.

Танк телеуправления ТТ-26, парк «Патриот»

Отличительный признак телетанка - на крыше башни два бронированных стакана, защищающие выводы штыревых антенн и их изоляцию от осколков и огня стрелкового оружия

"В 1937 году в НИИ № 20 под руководством инженера Свирщевского был создан усовершенствованный образец телемеханической аппаратуры ТОЗ-VI для танков Т-26. В течение следующего года завод № 192 изготовил 55 комплектов аппаратуры, а завод изготовил 27 танков управления и 28 телетанков с ТОЗ-VI.
В отличие от Т-26 с ТОЗ-IV, новые телетанки изготавливались на базе обычных линейных Т-26. При этом пушка демонтировалась, и на ее место устанавливался химический прибор КС-25. Он мог использоваться для огнеметания или постановки дымовых завес. В походном положении КС-25 втягивался внутрь башни, а перед производством выстрела выдвигался. Спаренная пулеметная установка была сохранена.
В это время командование Красной Армии уделяло большое значение развитию телеуправляемых танков, для подготовки экипажей которых было создано специальное учебное заведение — Ульяновское училище особой техники.
В ходе реорганизации танковых войск Красной Армии в 1938–1939 годах было сформировано два отдельных батальона телетанков — 217 и 152-й, входивших в состав 30 и 36-й танковых бригад соответственно. В сентябре 1939 года 152-й батальон участвовал в «освободительном» походе в Западную Украину. Правда, тут телеуправление не применялось и телетанки действовали как обычные линейные.
После начала советско-финляндской войны на Карельский перешеек прибыл 217-й отдельный танковый батальон под командованием старшего лейтенанта Лебедева (по 32 телетанка и танка управления Т-26) и 7-я специальная рота из состава 20-й тяжелой танковой бригады (7 Т-26 с ТОЗ-IV). Но из-за сильнопересеченной местности и мощных противотанковых заграждений эффективность их использования оказалась достаточно низкой."
Источник: Коломиец Максим Викторович, «Т-26. Тяжёлая судьба лёгкого танка»

Танк телеуправления ТТ-26, парк «Патриот»

Колпак фары выполнен из 8-мм штампованной брони. Он предназначен для защиты фары от поражения брызгами свинца, пулями, камнями и пр. Над колпаком - звуковой сигнал.

Танк телеуправления ТТ-26, парк «Патриот»

Каждая тележка состояла из литой коробки (которую за характерную форму танкисты называли «поросенок»), четырех сдвоенных опорных катков, соединенных балансирами, а также двух четвертьэллиптических рессор.

Танк телеуправления ТТ-26, парк «Патриот»

Один из сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков диаметром 254 мм

Танк телеуправления ТТ-26, парк «Патриот»

Сдвоенные обрезиненные опорные катки диаметром 300 мм

Кроме книги М.В. Коломийца источников информации о телетанках практически нет. Тем интереснее было прочесть интервью Александра Лычагина с танкистом Виктором Дмитриевичем Щербицким, которому довелось служить на этих необычных машинах. Цитирую фрагмент публикации от 9 сентября 2004 года.
"... наш батальон состоял из парных боевых групп танков Т-26. В каждой паре был танк управления, он обозначался индексом ТУ, а сам телетанк – ТТ. В танке ТУ в составе экипажа находился оператор, который управлял по радио второй машиной. Она могла уходить на километр-полтора вперед от танка управления и имела своеобразное вооружение. Такой танк мог поставить дымовую завесу — для этого на нем был специальный бак. Конструкторы предполагали, что этот танк может доставить поближе к врагу и распылить химическое оружие, не подвергая опасности экипаж. На него ставился огнемет, который тоже включался командой по радио. Был пулемет ДТ. И, наконец, существовала особая модификация телетанка, не имевшая башни, зато обладавшая усиленным бронированием и специально изготовленной ходовой частью, значительно более надежной, чем у серийного Т-26. При помощи такого танка к ДОТу противника можно было доставить специальный ящик, защищенный броней в 30 миллиметров. А в нем — 500 килограммов взрывчатки. Командой по радио приводился в действие механизм сброса бомбы. От удара о землю включался взрыватель с задержкой 15 минут — за это время танк задним ходом необходимо было отвести на безопасное расстояние. Взрыв такого заряда рушил самые страшные железобетонные ДОТы на четыре этажа вниз. В нашем батальоне была всего одна группа таких машин, которая участвовала в финской кампании. Главной задачей этих телетанков был прорыв укрепленных линий обороны – таких, как линия Маннергейма. Офицеры, которые нас обучали, тоже имели опыт финской кампании.
— А как работало оборудование управления танка?
— Тяги и рычаги танка приводились в действие пневматикой: работал компрессор, нагнетавший воздух в специальный баллон, а оттуда сжатый воздух подавался на поршни манипуляторов. Сейчас бы гидравлику применили, а тогда еще не умели. Процессом управляли электромеханические реле, включавшиеся по радиокомандам. Приемопередающее оборудование позволяло управлять шестнадцатью параметрами. Оператор работал с пульта, у которого на лицевой панели было около 20-ти кнопок, по четыре в ряду. Я их до сих пор помню: первая кнопка «Товсь» — подготовка к выполнению одной из боевых команд, вторая кнопка «Огонь» — огнеметание (или заражение местности), четвертая кнопка — «Дым», постановка дымовой завесы. Далее во втором, третьем и четвертом рядах расположены кнопки, осуществляющие управление танком ТТ. Первая кнопка — пуск двигателя, вторая — малая передача, с третьей по шестую — передачи от первой до четвертой, седьмая — задний ход, восьмая — башня влево, девятая — башня вправо, десятая — поворот танка влево, одиннадцатая кнопка — вправо. Справа над кнопками на лицевой панели пульта находилась красная лампа — контроль включения пульта. На этом же уровне слева в углу — переключатель перехода работы с одного радиоканала на другой. При этом танком мог управлять и обычный механик-водитель, внутри были сохранены все штатные органы управления Т-26. Внешне телетанки отличались от серийных наличием на крыше башни двух бронированных стаканов, защищающих от разрушения выводы штыревых антенн и их изоляцию при попадании под огонь из стрелкового оружия.
— Что же за радиостанция там была? Ведь транзисторов еще не было, только лампы, и можно себе представить, какая тряска в танке!
— Разумеется, радиостанции были ламповые. Часть ламп имела металлические колбы, но большинство были все же стеклянными. Как ни парадоксально, отказов не было! Вся конструкция крепилась на специальных пружинах-амортизаторах. Но были некоторые нюансы. Например, скорость поворота управляемой машины зависела от того напряжения, которое выдавал в бортовую сеть генератор. А оно порой даже от погоды зависело. Напряжение меньше номинала – танк медленнее реагирует на команды, больше – начинает резко делать маневр. К этому нужно было приспосабливаться. Однажды был случай, когда на учениях машины неожиданно перестали слушаться команд. Мы не понимали, в чем дело. Поменяли приемник, заменили передатчик — не помогает. И тут дошло: в этой местности проходила линия электропередачи, поэтому на качество приема влияло электромагнитное поле.
— Выходит, теоретически противник мог вывести из строя танки ТТ, если бы поставил радиопомехи?
— Исключать этого нельзя. Хотя радиостанции работали на двух частотах – КВ и УКВ, можно было переключаться. Но, конечно, это не слишком серьезная защита для канала связи.
— А как остановить вышедшую из-под контроля машину?
— Случаев таких на моей памяти не было, а вообще-то сзади существовала специальная коробочка – танк можно было догнать, открыть её и заглушить двигатель, применялся обычный метод замыкания на массу. В случае выхода ТТ из зоны досягаемости танком ТУ, в ТТ автоматически через 30 секунд срабатывало устройство команды «стоп». Танк останавливался и ожидал с работающим двигателем очередной команды из ТУ, который к тому времени должен приблизиться к ТТ на расстояние устойчивой деятельности радиоканалов.
— Как вас тренировали на учениях?
— Ставили условную задачу: на такой-то высоте находится ДОТ противника, здесь имеется ров, там – минное поле, рядом – противотанковое заграждение. Мы все это учились преодолевать. Много времени уделяли вождению. Провести даже обычный танк по земле, изрытой воронками, не так уж просто, а тут, находясь за километр от него, – попробуйте-ка. Примерная тактика была такова: экипаж танка ТТ, подойдя к позициям противника, «спешивался», забирали из танка ручной пулемет. Задача была не подпустить близко к телетанку пехоту врага, при этом функцию огневой поддержки выполнял и танк ТУ, на котором была пушка калибра 45 миллиметров и танковый пулемет. Управление по радио осуществлял кто-либо из командиров танков, но экипажи обучали так, что управлять телетанком умел каждый — взаимозаменяемость была полной.
— Как сложилась судьба телетанков в Великую Отечественную войну? Применялись ли они?
— Как телетанки – нет. Сильно изменилась тактика боевых действий, война перестала быть позиционной, стала маневренной. В Советском Союзе было всего два батальона телетанков. Один из них располагался под Ровно, и немцы разбомбили его в первые месяцы войны. Наш базировался под Ярославлем. Война застала нас на маневрах под Горьким. Некоторое время нас берегли — оборудование-то было секретным. Но потом, когда стало туго и враг стоял у ворот Москвы, оборудование сняли, посадили экипажи, и наши Т-26 пошли в бой. Довелось и гореть в танке, правда, сумели потушить, и ранен был. С 1943 года я служил в научно-исследовательском институте в Кубинке, испытывал танки."

Танк телеуправления ТТ-26, парк «Патриот»

Ведущее колесо переднего расположения

Танк телеуправления ТТ-26, парк «Патриот»

Смотровая щель и амбразура для стрельбы из личного оружия.

Танк телеуправления ТТ-26, парк «Патриот»

В корпусе башни, под большой нишей, видна амбразура для стрельбы из личного оружия. В кормовом листе ниши находится люк с дверцей для демонтажа пушки.

Танк телеуправления ТТ-26, парк «Патриот»

За глушителем виден воздушный колпак с сеткой, через которую выбрасывается воздух, прокачиваемый вентилятором через моторное отделение.

"... это единственный сохранившийся образец телетанка ТТ-26, он же ТОС-6 (ТОС – техника особой секрестности). Оборудование телеуправления давно демонтировано (еще в войну), но второй "стакан" под антенну прямо намекает, что это "киборг Сталина".
...
Всего было выпущено 75 групп телемеханических машин. Машины первой серии имели индекс ТТ-26/ТУ-26, машины второй серии ТТ-131/ТУ-132. Отличались они тем, что ТТ-131 изготовлялся из ХТ-130, а также имел оборудование модели ТОС-8. Согласно отчетам, на тему телетанков была потрачена сумма более чем 100 миллионов рублей, а итог был аховый. Было создано два батальона телетанков, в общей сложности 75 телемеханических групп.
152 ОТБ совместно с 19 ТД воевал как обычные огнеметные и линейные танки под Торчиным.
Сохранившаяся в экспозиции ЦМ БТВТ машина находилась в составе 217 ОТБ. В составе телемеханической группы этот танк принимал участие в боях на Карельском перешейке, как и другие машины батальона, танк нёс двухцветный камуфляж. Позже 217 ОТБ переименовали в 51 ОТБ, который находился в МВО. Осенью 1941 года машины батальона воевали как обычные линейные и огнементные танки. Позже батальон перевели в тыл, в него свели все телемеханические машины. Летом 1943 года 51 ОТБ находился под Рязанью. По состоянию на октябрь 1943 года, в составе 51 ОТБ находилось 28 телемеханических групп. К тому моменту все танки батальона перевели на аппаратуру ТОС-8. В 1945 году часть машин отправилось на НИИБТ Полигон."
Источник: ТТ-26 из экспозиции ЦМ БТВТ: yuripasholok

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2

В 1930 году американский конструктор Дж. У. Кристи, специализировавшийся на проектировании быстроходных колёсно-гусеничных танков, за 60 000 долларов продал СССР два танка M1940 с технической документацией и лицензией на производство. Прибывшие в СССР танки оказались без башен, за что с конструктора удержали 25 000 долларов (это послужило для него поводом для отказа от работы в СССР).
Несколько необычный индекс, который получили в СССР эти машины, имеет свою историю. Начальник Управления моторизации и механизации РККА (УММ РККА) Иннокентий Халепский имел следующую точку зрения: «Поскольку танк американца Кристи не отвечает требованиям Системы Танко-тракторно-автоброне-вооружения и на вооружение не принят, во избежание путаницы армейского обозначения (литер «Т») ему не присваивать. Более разумным представляется присвоении ему двубуквенного обозначения «СТ» — скороходный танк, или «БТ» — быстроходный танк...»

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

Опытный экземпляр БТ-5 с подбашенным листом и башней БТ-2. Предположительно, это опытный танк БТ-2М.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

Передняя часть корпуса имела вид усечённой пирамиды для обеспечения поворота передних ведущих колёс

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

На плоских траках – отверстия для шпор. Эти дополнительные грунтозацепы одевали для повышения проходимости и недопускания проскальзывания

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

Набор разнотипных опорных катков

Весной 1931 года оба танка Кристи проходили испытания, по результатам которых был выявлен ряда серьёзных недостатков. Кроме того нужно было сконструировать башню и вооружение. Запланированное прямое копирование танка было невозможно. Доводкой танка занялось специальное КБ под руководством Н. Тоскина, который был откомандирован УММ РККА на Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ). В М1940 устанавливался авиационный карбюраторный 12-цилиндровый двигатель «Либерти» мощностью 400 л.с. Его аналог, производимый в СССР, авиамотор М-5-400 был снят с производства. На БТ стали ставить моторы, выработавшие свой ресурс в авиации. Кроме того пришлось срочно закупать 2000 двигателей в США, часть поставки составляли бывшие в употреблении «Либерти».

Плохо обстояли дела и с танковым орудием. Наладить серийное производство 37-мм пушки ПС-2 не удалось. Выход нашли в наложении ствола и казённика противотанкового орудия 1К (закупленная в Германии пушка фирмы «Рейнметалл») на ложе с противооткатными устройствами пушки ПС-2. Таким образом получили орудие Б-3. Однако обеспечить достаточный объёмы его поставок не удалось и прямо в войсках вместо пушки стали устанавливать спарку пулемётов ДТ или ДА. Это была временная мера, но многие машины так и остались чисто пулемётными. Так, например, известна фотография пулемётного БТ-2 в бою, датируемая летом 1942 года.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

Серийный номер этой машины 209-70, а у стоящего неподалеку БТ-5 — №209-68.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

Двигатель Liberty модернизации Alisson

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

Место механика-водителя

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

Боеукладка

Постепенно производственные проблемы были решены, однако в 1934 году производство БТ-2 было прекращено (в связи с началом запуском в серию БТ-5). Серия БТ для своего времени была вполне удачной и развивалась в соответствии с законами тогдашней танковой моды. Проблема слабого бронирования стала очевидна лишь во время войны в Испании, где доставленные из СССР лёгкие танки БТ-5 и Т-26 несли потери от немецких 3,7 cm Pak 35/36 противотанковых орудий (ПТО). До этого конфликта в танкостроении 1930-ых годов противопульная броня считалась нормой. Появление эффективных ПТО привело к требованию военных обеспечить противоснарядную защиту боевых машин.

Однако не всё так просто. Представьте себя правителем какой-нибудь европейской республики в период между двумя мировыми войнами. У вас, как и у соседей, есть армия оснащённая парой тысяч совсем не дешёвых лёгких танков с мелкокалиберными пушками и противопульным бронированием. Внезапно вы узнаёте, что где-то на краю Европы идёт война, на которой грозные танки жгут как спичечные коробки. Денег на разработку новой техники и обновление танкового парка просто жалко. Промышленники предлагают компромисный варианты – "экранировать" танки, т.е. увеличить толщину брони на существующих машинах дополнительными бронелистами. Однако, если вы согласитесь на вариант "усилить броню" – увеличится масса танка. Выросшая масса означает, что имеющийся двигатель будет работать на пределе, и надо бы под те же габариты МТО создавать более мощный, что тоже не дёшево и не быстро. В общем, начало Второй Мировой войны все участники встретили примерно с одинаковой техникой. Советские КВ и французские В-2 были скорее приятным исключением, чем нормой.

Тем не менее БТ с их ненадёжными и прожорливыми двигателями имели неплохой потенциал. Мощности мотора М-17 (400 л.с.) вполне достаточно для усиления бронирования и вооружения, однако советских конструкторов сдерживало требование военных обеспечить колёсный и гусеничный ход танка. Впрочем, на поздних сериях БТ-7 уже появились рациональные углы наклона брони, дизельные двигатели, радиостанции и другие приметы прогресса. В целом, отечественная бронетехника вполне соответствовала уровню основных немецких танков начального периода Великой Отечественной войны. Огромные потери наших лёгих танков Т-26 и БТ в 1941 году вызваны совершенно иными причинами.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

Башня танка цилиндрическая, клёпаная, со скосом спереди сверху. Численность экипажа танка составляла 2 человека.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

Рубка механика-водителя. Толщина лобового щитка механика-водителя – 20 мм

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

Вооружение БТ-2 состояло из 37-мм танковой пушки Б-3 (5К) обр. 1930 года и 7,62-мм пулемёта ДТ в шаровой установке справа от пушки.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2, парк «Патриот»

В боевой обстановке наблюдение механиком-водителем осуществлялось через смотровую щель

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-5

"1937 г. стал своеобразным водоразделом в истории отечественного танка, последним годом так называемой "эпохи Тухачевского", так как после ареста и казни этого заместителя наркома обороны по вооружению, танкостроение в СССР совершило большой поворот. Уже отмечалось, что 1937 г. начался с неприятностей для всех производителей бронетанковой техники СССР. Так, в ходе осенних 1936 г., и летних 1937 г. учений на танках Т-26 последних выпусков стали проявляться случаи массового обрыва клапанов. Происходило это как вследствие произведенного форсирования двигателя, когда "разогнанный" установкой нового карбюратора, переводом питания на бензин первого сорта и, конечно, увеличенными оборотами двигатель стал работать на пределе своих возможностей, так и потому, что поставляемые заводу № 174 с 1935 г. не вполне кондиционные материалы, нормально работавшие ранее, больше не могли выдержать значительно возросших нагрузок.
Не менее неприятным было поведение новых танков БТ-7. Учения лета-осени 1936 г. показали, что шасси этого колесно-гусеничного танка оказалось перегруженным, и потому резиновые бандажи опорных катков часто выходили из строя при движении на колесах. Но это было еще полбеды. Выяснилось также, что после пробега 300-400 километров почти у всех танков БТ-7, ввиду превышения крутящего момента двигателя М-17 по сравнению с М-5 на четверть, начали выходить из строя коробки перемены передач. Приемка танков БТ-7 была остановлена.
Тогда же выяснилось и то, что плавающий танк Т-38, практически ничем в боевом отношении не отличавшийся от Т-37, кроме стоимости (которая, естественно, стала больше), показал весьма плохой запас плавучести. Малое водоизмещение не позволяло перевозить на его броне через водные препятствия пехотинцев. Перегрузка даже в 120-150 кг (вес двоих взрослых людей) приводила к невозможности совершения каких бы то ни было маневров на воде, в том числе вход в воду и выход из нее даже на малые береговые крутости. Танк тонул. Да и без десанта танк иногда тонул, если механик пытался совершать маневры на максимальных оборотах винта, а вода не была идеально спокойной (наблюдался значительный крен и качка при выправлении руля), в случае сброса газа во время плава на максимальной скорости (танк сильно "клевал носом"), а также при включении реверса для экстренной остановки танка.
"
Источник: Свирин Михаил Николаевич, «Броневой щит Сталина. История советского танка (1937-1943)»

Лёгкий танк Т-30

"До 2016-го года единственным сохранившимся Т-30 был танк из Танкового музея в Кубинке. Танк был выпущен в январе 1942-го года , на заводе №37 в Свердловске. Серийный номер 3026. Когда точно танк попал в Кубинку неизвестно , но не исключено что еще во время войны. В начале 2000-ых танк был восстановлен до ходового состояния. С апреля 2019-го года танк находится в Парке Патриот. Из-за сломанного переднего торсиона танк выглядит немного завалившимся на одну сторону."
Источник: Раритет из Кубинки: tankist_31

Плавающий танк Т-37A

"На территории России сохранился лишь один полностью оригинальных танк Т-37А. Он является экспонатом Парка Патриот. Танк был выпущен 18-го апреля 1934-го года. Серийный номер 731. Скорее всего танк в боях не участвовал , а участвовал лишь в испытаниях , поскольку боевые повреждения на машине отсутствовали. После войны танк уже был в Кубинке. За время нахождения в музее , с танка пропали надгусеничные полки (поплавки) и поддерживающие катки с правого борта. В марте 2005-го года танк начали восстанавливать до ходового состояния. В ходе работ для танка заново были изготовлены те детали , которые на нем отсутствовали. 8-го мая танк был готов. До 2016-го года танк находился в Кубинке , а в 2016-ом переехал в Парк Патриот."
Плавающий первенец: tankist_31

Плавающий танк Т-38

"Плавающий танк Т-38 после принятия в 1936 г. на вооружение первоначально сопровождался только хвалебными отзывами. Но продолжалось это недолго. Как уже говорилось выше, в ходе учений лета 1937 г. выяснилось, что новый танк обладает большим количеством недостатков, в частности малым водоизмещением и, как следствие, малой плавучестью. Чтобы улучшить мореходные качества Т-38, в том числе и для перевозки десанта, на него, по рекомендации АБТУ, в 1937-1938 гг. пытались устанавливать поплавки, снятые с ремонтных или списанных Т-37, но авторитета боевой машине они, понятно, не добавляли.
Обнаружились недостатки у Т-37 и Т-38 и при проведении испытаний по новой методике во время движения посуху из-за большой склонности гусениц к спаданию на поворотах. Проходимость танка по пересеченной местности оказалась недостаточной, эффективность подвески – крайне низкая, а о маневренности на мягком грунте говорить избегали. Ввиду недостаточной удельной мощности двигателя танк не мог нормально эксплуатироваться вне дорог, а недостаточная эффективность охлаждения двигателя привела к тому, что почти половина танков Т-38, участвовавших в летнем пробеге 1937 г. (при температуре воздуха +27°С и более), вышли из строя от перегрева двигателя и требовали большого ремонта вплоть до замены силового агрегата.
Большое число подобных дефектов, выявившихся в ходе эксплуатации Т-38 практически во всех частях привело к тому, что осенью 1937 г. танк был объявлен небоеспособным и его приемка была ограничена. Тогда же КБ завода № 37 получило задание провести доработку конструкции танка с целью устранения отмеченных дефектов и улучшения боевых возможностей.
"
Источник: Свирин Михаил Николаевич, «Броневой щит Сталина. История советского танка (1937-1943)»

Лёгкий танк Т-40

"В заключение отчета об испытаниях опытных образцов танков Т-40 говорилось:
"1. Т-40 является специальной плавающей машиной, обладающей по сравнению с серийными плавающими танками Т-38 и Т-38М следующими преимуществами:
а) более надежным бронированием;
б) более мощным вооружением (пулемет ДШК), дающим возможность вести борьбу с танками;
в) герметизация воздухопритоков и наличие водоходного радиатора повышает надежность работы танка на плаву;
г) повышенными динамическими качествами и проходимостью.
Все перечисленные преимущества Т-40 дают возможность более широкого его использования по сравнению с Т-38. Танк Т-40 тактико-техническим требованиям соответствует полностью.
2. Из двух предъявленных на испытания вариантов подвески следует предпочесть торсионную, как обладающую рядом преимуществ.
3. Недостатками Т-40 являются:
а) недопустимо напряженный температурный режим двигателя вследствие неудовлетворительной системы охлаждения;
б) недоработка конструкции катков;
в) недоработка установки вооружения, оптики и смотровых приборов;
г) отсутствие вентиляции в местах размещения экипажа.
Отмеченные недостатки должны быть устранены при пуске танка в серийное производство."
Постановлением Комитета Обороны СССР № 443сс от 19 декабря 1939 г. танк Т-40 был принят на вооружение РККА.
"
Источник: Свирин Михаил Николаевич, «Броневой щит Сталина. История советского танка (1937-1943)»

"Новый танк значительно отличался от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком. Экипаж из двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач. Совмещение боевого отделения танка с отделением управления, облегчало общение между членами экипажа и делало их взаимозаменяемыми без выхода наружу и без введения дублирующих приводов управления. Каждый член экипажа имел свой эвакуационный люк и один аварийный люк в днище корпуса. Увеличенный внутренний объем позволял разместить на командирских танках в левой нише корпуса довольно большую дуплексную радиостанцию 71-ТК-3. Для защиты экипажа танк комплектовался двумя огнетушителями (стационарным и ручным), а также двумя спасательными поясами. Особенностью противопожарной защиты Т-40 было то, что в нем впервые от стационарного огнетушителя к наиболее пожароопасным объектам – бензобакам, карбюратору – подвели трубки с четырьмя распылителями. Для наблюдения за полем боя служили перископические оптические приборы: три у водителя в лобовом щитке и скуловых листах подбашенной коробки и два у командира в бортах башни. Смотровые приборы комплектовались 10 запасными блоками. В разведке для ориентации на воде и в тумане служил магнитный компас КП московского завода "Авиаприбор". Первый выпущенный танк Т-40 был вооружен спаренной установкой 12,7-мм крупнокалиберного пулемета ДК (на последующих устанавливался 12,7-мм пулемет ДШКТ обр. 1938/40 гг.) и 7,62-мм пулемета ДТ с оптическим прицелом ТМФП. Большая часть боекомплекта пулемета (9 лент по 50 патронов) находилась в кольцевом желобе под башней, запасная лента находилась в коробке в боевом отделении. На прототипах был установлен импортный бензиновый двигатель "Додж", однако на танках первой серии Т-40 начали комплектовать шестицилиндровой отечественной версией указанного "Доджа", освоенного в СССР под индексом ГАЗ-202 (танковый вариант мотора ГАЗ-11). Серийный танк Т-40 был оборудован индивидуальной торсионной подвеской, которая состояла применительно к одному борту из четырех опорных, трех поддерживающих катков, направляющего и ведущего колес. При этом выход из строя одного из опорных катков и даже одновременно двух средних (на борт), равно как и поломка их торсионов, не мешали с определенными ограничениями продолжать движение и либо выполнить боевую задачу, либо выйти из боя и вернуться на ремонт, что значительно повышало живучесть боевой машины. Были усилены уплотнения подшипников катков, которые больше не ограничивали их долговечность."
Источник: Свирин Михаил Николаевич, «Броневой щит Сталина. История советского танка (1937-1943)»

"Т-40, серийный номер 11726, выпущен в конце февраля 1941 года. Первоначально отправился в 204-ю авиадесантную бригаду, но позже оказался на НИИБТ Полигоне в Кубинке. На этом танке сначала испытали опытные буксирные крюки, которые пошли в серию на танках Т-30, а затем испытали 20-мм пушку ШВАК, пошедшую в серию как ТНШ. Кроме того, позже его неоднократно ремонтировали, например, ведущие колеса там уже от Т-60 завода №37, да и родные поддерживающие катки заменили.
Ныне танк находится на экспозиции парка "Патриот". Его все еще называют Т-40С, хотя на самом деле такой индекс появился после войны путем домысливания, да и сам танк выпустили гораздо раньше конца лета 1941 года.
На сегодняшний момент это единственный в мире полностью оригинальный Т-40. Эта машина фигурирует моих статьях, посвященных истории создания Т-30 и Т-60. В 1945 году она носила башенный номер 80. В отличие от Т-60 и Т-30, пушка в Т-40 сохранилась. Да, та самая, опытная. Да и сухопутным он стал сильно позже времени, когда его выпустили. Гребной винт сняли и оборвали рули, но при этом внутри все приводы остались..."
Источник: Т-40 из парка Патриот": yuripasholok

Лёгкий танк Т-50

"Танк с серийным номером К-11232 был выпущен в августе 1941-го года. 13-го августа Т-50 был отгружен в распоряжение 150-й танковой бригады. Вместе с бригадой танк участвовал в боевых действиях , а в конце октября , после ремонта на заводе №174 , Т-50 был отправлен в Чкаловское училище. В ходе ремонта на танке появились детали от более поздних машин , например направляющие колеса.
В мае 1942-го года в Чкалове был сформирован 488-й отдельный танковый батальон , а вскоре батальон перебросили в Москву. Сюда же прибыла и матчасть батальона из Чкаловского училища - 28 танков Т-50. В состав 3-й роты вошел танк с номером К-11232 , а его командиром был лейтенат Ефимов. 18-го сентября 1942-го года батальон убыл в Астрахань , а оттуда его морем перебросили на Кавказ. К 1-ому октября батальон сосредоточился в Махачкале. С этого момента батальон активно участвовал в боях и к 1-ому января в строю осталось всего 3 Т-50 (возможно среди них был и танк с номером К-11232) , а 12-го января эти танки были сданы в ремонт.
Дальнейшая судьба танка неизвестна , возможно после ремонта он участвовал в боях на Северо-Кавказском фронте , а может быть он был отправлен в Челябинск. В любом случае после войны танк оказался в Кубинке. До конца 1990-ых танк находился в ангаре легких танков, а в дальнейшем его перенесли на открытую площадку, а в 2016-ом году танк переместили в Парк Патриот."
Кубинский ветеран : tankist_31

Лёгкий танк Т-60

Лёгкий танк Т-60, парк «Патриот»

Лёгкий танк Т-60

Лёгкий танк Т-70

Лёгкий танк Т-80

Средний танк Т-34 «Сталинец» производства Харьковcкого тракторного завода, 1941 год

Ранее эта боевая машина демонстрировалась в Кубинке, стояла практически на входе, рядом с Т-50. Энтузиастам отечественной истории удалось выяснить, что этот танк №0517-4 с пушкой Ф-34 №248 был отправлен с Харьковcкого завода 12 мая 1941 года на станцию Белосток в 6 мк ЗапОВО. Практически наверняка этот Т-34 попал в 4 танковую дивизию. Немного о том, как эта машина появилась в музее. Историю со слов Михаила Свирина рассказывает участник ">форума tamanec: "Когда он [Свирин] начале 90-х ездил на Кубинку, то остатки этого танка стояли в отстойнике и представляли из себя пустой как барабан бронекорпус с башней и пушкой, испещеренными трещинами. В корпусе было прорезано несколько отверстий непонятного назначения.
Со слов Василия Чобитка, тогдашнего начальника Кубинского музея, её вывезли в 89-90 годах с одного из немецких полигонов. У машины полностью отсутствовала ходовая часть, вместо этого она была установлена на вагонную тележку выпущенную ещё в фашистской Германии (на тележке был отлита "птичка" – орел со свастикой). В таком виде машина существовала на полигоне, в таком же и пришла на Кубинку. В последствии тележка потерялась, а танк снабдили катками и гусеницами от обычной Т-34-85 и установили в павильоне.
В последствии, когда в музее появился "Московский пионер" (для тех кто не знает – Т-34 "гайка" 42 года № 15-748, выпущенная Нижнем Тагиле) то место в павильоне занял он, а пирожок был "выдворен" на открытую площадку
".
Источник: Т-34 №0517-4 из экспозиции ВИМ БТВТ в Кубинке

Средний танк Т-34 образца 1941 года, парк «Патриот»

В январе 1993-го года танк демонтирован с постамента на территории 67-го гв.мсп в городе Гримма ГДР и вывезен в СССР. В Кубинке танк восстановили с использованием гусениц и катков от Т-34-85

См. также:
Средниий танк Т-34-85 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Танк Т-34-85 с 85-мм пушкой ЗИС-С-53, выпущенный заводом №183 в 1945 году. Комплекс «Салют, победа!». Оренбург
Танк Т-34-85 в Техническом музее, г.Тольятти
Т-34 образца 1941 года. Открытая площадка Центрального музея Вооруженных Сил, Москва
Т-34-85, №700, завод №174, г.Омск. Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85, №707, завод №112, г.Горький">Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85. Военный музей (Војни музеј). Белград, Сербия
Средний танк Т-34 «Московский пионер» (выпущен в 1942 году заводом №183, г.Нижний Тагил). ЦМБТВиТ. Кубинка
Средний танк Т-34-85. Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Таранный удар Т-34 капитана В.Г. Богачева по Pz.Kpfw III. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Средний танк Т-34 производства завода №112, выпуска 1942 года. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-85. Музей техники Вадима Задорожного
Т-34-85 производства завода №112 «Красное Сормово». Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Средний танк Т-34-57 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года, производства СТЗ в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1942 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма

Средний танк Т-34 «Снайпер» производства завода №183, 1942 год

"Самым известным танком , который подняли из Псковских болот , стал Т-34 "Снайпер". Вот о его истории сегодня и поговорим. Танк был выпущен в Нижнем Тагиле летом 1942-го года. Серийный номер 173-82. Еще при изготовлении танк получил первое имя: танк был украшен надписью " ВСЕ на Сталинскую Вахту" по правому борту. Танк попал в , уже знакомую нам , 33-ю танковую бригаду 2-го мехкорпуса. Т-34 получил имя собственное "Снайпер". Танк утонул в болоте , недалеко от деревни Малахово , зимой 1942-43 годов. Предположительно сразу после утопления машину пытались достать - на буксирном крюке откопанного танка обнаружился оборванный трос. Была и версия , что танк сам был использован для доставания другой , более легкой машины , но неудачно. Летом 2003-го года танк был поднят. После подъема танк доставили в Кубинку , где началось восстановление танка.
Двигатель был заменен на более современный В-54. В январе 2005-го года новый двигатель был установлен в танк при помощи БРЭМ. В период со 2-го по 8-е апреля танк был окончательно подготовлен к первой поездке. 9-го апреля при помощи БРЭМ танк вытащили из ремонтного бокса и развернули на открытой площадке. Двигатель завели , и машина прошла вперед-назад несколько десятков метров для регулировки механизмов поворота. Это был первый выезд боевой машины после более чем 60-летнего перерыва. А после небольшое доводки танк был полностью готов к эксплуатации.
За 14 лет эксплуатации в музее танк несколько раз ремонтировался , участвовал в нескольких реконструкциях и фестивалях , а также снялся в нескольких кинофильмах: "Жизнь и судьба", Телесериал "Крепкая броня". Фильм "Т-34" также не обошелся без "Снайпера". В нем снимали интерьер Т-34. В настоящее время танк находится в экспозиции Парка Патриот.
"
"Снайпер": tankist_31

Средний танк Т-34 выпуска Сталинградского тракторного завода, 1942 год

14 июля 2016 года этот Т-34 подняли из реки Дон у села Украинская Буйловка в Воронежской области. Скорее всего, танк потерян летом 1942 года. Ни боекомплекта, ни останков танкистов внутри не обнаружено. В то же время пулемёты и орудийный прицел не сняты, что говорит о внезапности утраты боевой машины. Хорошо заметно множество боевых повреждений – попадания в правую скулу башни, катки обоих бортов, в нижнюю часть передней балки, бронировку пулемёта, следы попаданий в ствол, надрыв трака.

Средний танк Т-34-85, бортовой номер 35

Средний танк Т-34-85, бортовой номер 131

Опытный тяжёлый танк «Объект 238»: КВ-1с, перевооружённый 85-мм пушкой С-31

"В начале 1943 года ввиду появления на фронте немецкого танка «Тигр» остро встал вопрос о вооружении советских танков более мощными, чем 76-мм, орудиями. В частности, в мае постановлением ГКО предписывалось «изготовить и смонтировать в двух танках КВ-1С и двух танках ИС 85-мм пушки с баллистикой существующей зенитной пушки и к 1 июля подать их на государственные испытания». Работы по созданию новых артсистем велись в Центральном артиллерийском конструкторском бюро (ЦАКБ), возглавляемом В. Грабиным, и в КБ завода № 9 под руководством Ф. Петрова. Первое спроектировало 85-мм пушку С-31, а второе — 85-мм Д5Т.
С-31 была разработана путем наложения 85-мм ствола на люльку 76-мм танковой пушки ЗИС-5. Д5Т создавалась с использованием затвора и подъемного механизма от пушки Ф-34. В начале июля 1943 года на заводе № 100 начали сборку двух опытных КВ-1С — «объект 238» и «объект 239». На первом, который в некоторых документах именовался КВ-85Г, в штатной башне КВ-1С установили орудие С-31 (отсюда и индекс Г — пушка Грабина).
Второй танк — КВ-85 — представлял собой КВ-1С с установленной на расширенный до 1800 мм погон башни опытного танка «объект 237» (прототип танка ИС. — Прим. автора). Из-за увеличения диаметра погона не осталось места для стрелка-радиста. Поэтому от шаровой установки в лобовом листе корпуса отказались. Пулемет был перенесен на правую сторону и установлен в неподвижной бронировке. Огонь из него вел механик-водитель.
Испытания обоих КВ-85 и двух «объектов 237» (последние также были вооружены пушками С-31 и Д5Т) прошли в августе 1943 года на Гороховецком артиллерийском полигоне. Следует отметить, что танк КВ-85 был изготовлен по инициативе заводов № 100 и ЧКЗ, так как всем было ясно, что производство новых танков ИС быстро наладить не удастся, а КВ-85Г никуда не годится — мощная пушка не вписывалась в тесное для нее боевое отделение.
Испытания показали, что КВ-85 уступает по динамическим показателям «объекту 237» (будущему ИС-85), но зато производство КВ можно было наладить значительно быстрее — конструкция ИСа еще не была отработана до конца. Поэтому, учитывая большую потребность Красной Армии в новых танках, 8 августа, не дожидаясь окончания испытаний, ГКО постановлением № 3891 сс принял решение о начале серийного производства КВ-85. Буквально спустя несколько дней из ворот ЧКЗ вышли первые серийные танки, а в октябре производство КВ-85 было прекращено, и Челябинский завод перешел на выпуск мощных ИСов. Всего за три месяца изготовили 148 танков КВ-85".
Источник: Коломиец М.В., "«Клим Ворошилов» — танк прорыва"

Опытный тяжёлый танк «Объект 238»: КВ-1с, перевооружённый 85-мм пушкой С-31, парк «Патриот»

«Объект 238» он же КВ-85Г (индекс Г — пушка Грабина) — в штатной башне КВ-1С установили 85-мм орудие С-31

Опытный тяжёлый танк «Объект 238»: КВ-1с, перевооружённый 85-мм пушкой С-31, парк «Патриот»

После войны танк прошёл модернизацию: гусеницы от Т-10, катки от КВ-1, поддерживающие катки от танков семейства ИС.

Юрий Пашолок об экспонате: "Из двух построенных образцов тяжелого танка Объект 238 до наших дней дожил один. Впрочем, "построено" – это сказано довольно громко. Дело в том, что их переделали из обычных КВ-1с выпуска июля 1943 года. Сохранившаяся машина несет целый ряд послевоенных переделок: на ней стоят опорные катки от КВ-1, траки от Т-10, "усилены" воздухозаборники на крыше МТО и т.д."

См. также: этот же КВ-85Г ещё в экспозиции Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Самоходная артиллерийская установка СУ-100

Самоходная артиллерийская установка СУ-122

Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152, бортовой номер 704

Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152М

Самоходная артиллерийская установка с серийным номером 704Б224 выпущена на Ленинградском Кировском заводе в апреле 1947 года. Сборкой пятидесяти машин в 1947 году производство этого типа САУ было завершено. Общий объём выпуска этих тяжёлых самоходок с 1943 по 1947 годы составил 2815 штук. Таким образом, перед нами одна из поздних ИСУ-152. Машина прошла ряд доработок в ходе послевоенных модернизаций. До передачи в экспозицию парка «Патриот» самоходная установка находилась в Кубинке.

Дополнительно: Юрий Пашолок, "Самая массовая тяжёлая самоходка в истории"

Средний танк М4А4 «Sherman»

"В коллекции парка "Патриот", ныне располагающейся в секторе ВКС (фактически это музейный сектор), есть и американские машины. В их числе оказался и Medium Tank M4A4, один из двух, присланных в СССР на испытания. Данная машина с регистрационным номером U.S.A. W-3057449 была построена в октябре 1942 года, одна из последних, имеющих смотровые приборы механика-водителя и его помощника в лобовой части корпуса. После испытаний от поставок M4A4 советская сторона отказалась, уж больно странным оказался мотор, да и расход топлива заставил ужаснуться."
Источник: "На пробу": yuripasholok

Средний танк М4А4 «Sherman», парк «Патриот»

Модификация M4A4 отличается удлинённым корпусом в котором установлена бензиновая силовая установка Chrysler A57 multibank (в одном блоке соединено сразу пять автомобильных двигателей).

Средний танк М4А4 «Sherman», парк «Патриот»

Танки ранних моделей имели смотровые щели для механика-водителя и его помощника. ВЛД была ослаблена вваренными в неё выступами с лючками смотровых приборов. Впоследствии лючки были перенесены на крышу корпуса, ВЛД стала цельной.

Средний танк М4А4 «Sherman», парк «Патриот»

Узел парной блокированной подвески VVSS с буферными пружинами. Танки самых ранних серий, до лета 1942 года, имели подвеску с тележками от M2. Этот вариант подвески легко отличить по поддерживающим каткам, расположенным на вершинах тележек.

Средний танк M3A5 «Lee»

Юрий Пашолок об экспонате: "Это тот самый экземпляр, что испытывался на НИБТ Полигоне в 1942-43 годах. Тем он и ценный – очень ранний вариант, таких почти не осталось. Поскольку гусеничные ленты износились, на него позже поставили металлические траки."

"С испытаниями М3Ср случилась заминка. Танк с регистрационным номером U.S.A. W-304293, выпущенный Детройтским Арсеналом, был отправлен на НИБТ Полигон еще 18 февраля 1942 года. Тем не менее, его ходовые испытания начались только 1 мая. Задержка была связана с тем, что филиал НИБТ Полигона в Казани, куда его эвакуировали, на тот момент был загружен другими заданиями. Точно также был вынужден ждать и М3л, который испытывался в то же самое время.
...
Первым, на что обратили внимание советские испытатели, стал внутренний объём боевого отделения. В отчёте указывалось, что в нём вполне реально можно было разместить 10 десантников вместе с личным оружием (пистолетами-пулемётами ППШ), и при этом сохранялась возможность вести огонь из танкового вооружения. М3Ср действительно был просторным танком. Больше всего свободного места оказалось в распоряжении заряжающего 75-мм пушки, в других уголках машины экипаж располагался довольно плотно. На танках позднего выпуска бортовые люки ликвидировали, так что возможная выгрузка десанта усложнилась.
...
Ещё до начала испытаний не особо лестных отзывов удостоился двигатель. Дело было не в его надёжности (с этим как раз всё оказалось хорошо), а в конструкции и топливе, на котором американский танк работал. Слишком большая высота мотора явилась причиной увеличения размеров моторного отделения. Критике подверглось и использование бензина с октановым числом 91.
...
В отличие от двигателя, трансмиссионный блок и систему охлаждения американского танка испытатели похвалили. Вполне удачной была признана и конструкция резинометаллических траков. Похвалы удостоилась подвеска с буферными пружинами в качестве упругих элементов. Правда, конструкция поддерживающих катков испытателям не очень понравилась, поскольку те быстро забивались грязью.
...
Несмотря на претензии к прицельным приспособлениям и отсутствию бронебойных снарядов к 75-мм пушке, общая оценка вооружения оказалась вполне удовлетворительной. Вооружение в корпусе и в башне было признано вполне удобным для использования. То же самое касалось и укладок патронов. Критике подверглась только спарка курсовых пулемётов, поскольку никаких прицельных приспособлений для них не было. К слову, американские военные также были от них не в восторге.
...
Несмотря на ряд отмеченных недостатков, испытатели не назвали американский танк неудачным. Правда, его не рекомендовали направлять в части, в которых на вооружении состояли отечественные машины. Слишком большой оказалась разница в методике обслуживания и используемом горючем."
Источник: Многоярусный американец | Военно-исторический портал Warspot.ru

Лёгкий танк M5A1

"В течение июля-сентября 1943 года в СССР поступило 5 Light Tank M5A1. С точки зрения массовых поставок эта машина была неинтересной, ее брали на пробу. Танки сначала попали на НИБТ Полигон в Кубинку, а затем их распределили в разные места, включая заводы и учебные заведения. До наших дней дожила всего одна машина. Ныне она находится в новой экспозиции парка "Патриот"."
Источник: Light Tank M5A1, парк "Патриот": yuripasholok

Пехотный танк Mark IV CS «Matilda»

"До наших дней пехотные танки Matilda, которые поставлялись в СССР с осени 1941 года, почти ни одного не дожило. В по-настоящему целом виде сохранился всего один танк – Matilda IV CS, WD-номер 29908. Согласно документам, поступил он в СССР в апреле 1942 года. Далее машина оказалась в 181 ОТБ, который готовил экипажи для "английских" танковых бригад, а дельше фронт. Куда именно ушел этот танк, неизвестно, но осенью 1942 года он всплыл в Казани. Машина имела поврежденные двигатели, силами Казанского танкового училища машину восстановили. От училища поступила просьба оставить машину у них, судя по всему, так и произошло. Позже танк оказался на НИБТ Полигоне в Кубинке, осев в музее при полигоне."
Источник: Matilda IV CS из парка "Патриот": yuripasholok

Пехотный танк Mark IV CS «Matilda» CS Mk III, парк «Патриот»

«Матильда» (WD-номер 29908)с индексом CS (Close Support), вооруженный 76-мм гаубицей Mk.I. Хорошо видна ходовая часть прикрытая бронированным экраном.

Пехотный танк Mark IV CS «Matilda» CS Mk III, парк «Патриот»

На правом борту башни проушина для подъёма башни и крепления дымовых гранатомётов. Над красной звездой – крюк на котором висела бухта электрического провода для пуска двигателя с помощью внещнего источника тока

Пехотный танк Mark IV CS «Matilda» CS Mk III, парк «Патриот»

Двигатели марки «Leyland» имели гарантированный пробег в 220 моточасов, по факту отрабатывая до 550-600 моточасов

Пехотный танк Mark IV CS «Matilda» CS Mk III, парк «Патриот»

Женское имя унаследовано от предыдущей модели пехотного танка — Матильда I, название которого было связано с персонажем комиксов 1930-х годов уткой Матильдой

Юрий Пашолок также пишет по экспонату: По английским источникам, в СССР отправлено 156, добралось 126. Вероятнее всего, меньше, плюс не факт, что только Matilda IV CS. Первые машины, вероятнее всего, все еще Matilda III CS. Наши оценили лаконично: к 76-мм гаубице бронебойных снарядов нет, использовать только в связке с обычными танками. Собственно, так англичане их сами и использовали.

Дополнительно:
Временная «королева поля боя» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Новый «меч» для «Матильды» | Военно-исторический портал Warspot.ru
«Матильда»: толстокожая леди на советско-германском фронте | Военно-исторический портал Warspot.ru

См. также:
Пехотный танк Mk II Matilda III SC. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Средний танк Mk.IIА «Matilda II» в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Английский пехотный танк Matilda IV. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Пехотный танк Mk III «Valentine» II

Пехотный танк Mk III «Valentine» II, парк «Патриот»

Tank Infantry Mk III Valentine II (Mk II) — модификация с дизельным двигателем AEC A190 и дополнительным внешним топливным баком

Пехотный танк Mk III «Valentine» II, парк «Патриот»

По периметру башни наварены планки для предотвращения заклинивания башни вражескими снарядами, попадающими под погон

Пехотный танк Mk III «Valentine» II, парк «Патриот»

Серийный номер 27543. Танк имеет на башне отметины от попаданий.

Пехотный танк Mk III «Valentine» II, парк «Патриот»

Упругим элементом тележки служит пружинная рессора с телескопическим гидравлическим амортизатором, соединённая цапфами с первичным и вторичным балансирами. Конструкция подвески такова, что на катки большого диаметра приходится большая нагрузка, чем на остальные.

"На сегодняшний момент известен всего один Valentine, который поставлялся в СССР и находящийся в России. Подробно об этой машине я уже писал некоторое время назад. Танк был выпущен осенью 1941 года Metropolitan-Cammell по контракту T9866 (WD-номера T27421-T27720). Valentine II с WD-номером T.T27543 отправился в 171 ОТБ, дальнейшая его судьба неизвестна. Наиболее интересным является то, что танк получил экранировку корпуса, а также отбойники для предотвращения заклинивания башни. Как выяснилось, это было отнюдь не единичное полевое творчество, больше того, экранировка отличалась разнообразием. "
Valentine II, парк "Патриот" | yuripasholok

Пехотный танк Mk III «Valentine» II, парк «Патриот»

Опорные катки каждого борта, из них два средних, диаметром 610 мм и четыре малых, диаметром 495 мм, сблокированы по три в две тележки.

Пехотный танк Mk III «Valentine» II, парк «Патриот»

Устройство люков крыши моторного отделения

Пехотный танк Mk III «Valentine» II, парк «Патриот»

Все «Валентайны» оборудовались радиостанцией, размещавшейся в кормовой нише башни. Ранние модификации оснащались радиостанцией № 11, имевшей на ходу радиус действия в 10 км .

Пехотный танк Mk III «Valentine» II, парк «Патриот»

Над смотровым люком мехвода, в середине верхней лобовой бронеплиты – два перископа «Виккерс» Mk IV (сняты, отверстия заварены, осталась только бронировка)