Артиллерия, РСЗО, ОТР. Музей техники Вадима Задорожного

Месторасположение: Московская область, Красногорский район, п. Архангельское, 4-й километр Ильинского шоссе. Официальный сайт: http://www.tmuseum.ru

Навигация по странице:
25-мм морская спаренная артиллерийская установка 2М-3М
37-мм зенитная автоматическая пушка 61-К обр.1939 года
37-мм зенитная автоматическая пушка В-47
40-мм зенитная автоматическая пушка Bofors
3,7 cm Pak 35/36 (немецкая противотанковая пушка обр. 1935/1936 гг)
45-мм противотанковая пушка 53-К обр.1937 года
7,5 cm легкое пехотное орудие le.I.G.18
85-мм зенитная пушка 52-К обр.1939 года
125-мм противотанковая пушка с самодвижением 2А45М «Спрут-Б»
152-мм гаубица-пушка МЛ-20 обр.1937 года
Баллистическая ракета Р-17 комплекса 9К72 «Эльбрус»
Боевая машина 9П140 РСЗО 9К57 «Ураган»
130-мм зенитная пушка КС-30
Финская гаубица 105 H/37-10
152-мм гаубица обр.1909/30 годов (в финской армии – 152 H/09-30)
100-мм противотанковая пушка Т-12
76-мм полковая пушка обр.1943 года
76-мм горная пушка обр.1938 года
120-мм артиллерийское орудие 2Б16 «Нона-К»
155-мм американская полевая гаубица M114
88-мм зенитная пушка FlaK 36/37
88-мм зенитная пушка FlaK 37
76-мм зенитная пушка 76 ItK 31 ss (ex. 3-К обр.1931 года)
20-мм автоматическая пушка Breda Mod.1935
130-мм пушка М-46
50-мм противотанковая пушка Pak 38
Французская пушка Canon de 120-mm, Mle 1878
88-мм финская зенитная пушка 88 ItK 39/43 ss (ex. 52-К образца 1939 года)
Крылатая ракета 3М25 «Метеорит-М»

Дополнительно:
Авиационная техника. Музей техники Вадима Задорожного
Легкобронированная техника. Музей техники Вадима Задорожного
Артиллерия, РСЗО, ОТР. Музей техники Вадима Задорожного
Инженерная и другая специальная техника. Музей техники Вадима Задорожного
Автомобили. Музей техники Вадима Задорожного
ПВО. Музей техники Вадима Задорожного
Самоходные артиллерийские установки. Музей техники Вадима Задорожного
Танки. Музей техники Вадима Задорожного
Музей боевой техники Мемориального комплекса «Победа», Чебоксары
Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Выставочный комплекс «Салют, победа!», Оренбург
Мемориальный Парк Победы, Казань
Бронетехника стран-участников нацистского блока. Парк «Патриот»
Техника стран-участников антигитлеровской коалиции. Парк «Патриот»
Техника у окружного дома офицеров и штаба Центрального военного округа, Екатеринбург

25-мм морская спаренная артиллерийская установка 2М-3М

37-мм зенитная автоматическая пушка 61-К обр.1939 года

37-мм зенитная автоматическая пушка В-47

37-мм автоматическая двухорудийная зенитная пушка В-47, Музей техники Вадима Задорожного

В 1944 году КБ завода им. Ворошилова спроектировало установку, представляющую собой две качающихся части пушки 61-К на четырёхколёсной повозке

37-мм автоматическая двухорудийная зенитная пушка В-47 , Музей техники Вадима Задорожного

В 1945 году была выпущена опытная партия из 5 орудий, испытания которых продолжались до 1948 года

37-мм автоматическая двухорудийная зенитная пушка В-47 , Музей техники Вадима Задорожного

В 1949 году завод № 4 выпустил 78 таких орудий, на чём их серийное производство было прекращено

40-мм зенитная автоматическая пушка Bofors

3,7 cm Pak 35/36 (немецкая противотанковая пушка образца 1935/1936 года)

"Разработка этого орудия, в обход ограничений, наложенных Версальским договором, началась на фирме «Рейнметалл-Борзиг» ещё в 1924 г. В 1928 г. первые образцы орудия, получившего наименование Так 28 (Tankabwehrkanone, т.е. противотанковая пушка – слово Panzer вошло в обиход позже) поступили на испытания, а с 1932 г. начались поставки в войска. Рейхсвер получил в общей сложности 264 такие пушки. Орудие Так 28 имело ствол длиной 45 калибров с горизонтальным клиновым затвором, обеспечивавшим достаточно высокую скорострельность – до 20 выстр./мин. Лафет с раздвижными трубчатыми станинами обеспечивал большой угол горизонтальной наводки – 60°, но при этом ходовая часть с деревянными колесами была рассчитана лишь на конную тягу. К концу 20-х гг. Так 28 являлась одной из лучших в мире противотанковых пушек, а её экспортный вариант – Так 29 – поставлялся в Турцию, Голландию, Испанию, Италию, Японию, Грецию, Эстонию, СССР и даже Абиссинию.

В СССР было поставлено 12 таких орудий, а ещё 499 изготовлено по лицензии в 1931-32 гг. Орудие приняли на вооружение как «37-мм противотанковая пушка обр. 1930 г.». Знаменитая советская «сорокапятка» – пушка образца 1932 г. – ведет свою родословную именно от Так 29. Но германских военных пушка не удовлетворяла из-за слишком низкой подвижности. Поэтому в 1934 г. она была модернизирована, получив колеса с пневматическими шинами, допускающими буксировку автомобилем, усовершенствованный лафет и улучшенный прицел. Под обозначением 3,7 cm Pak 35/36 (Panzerabwehrkanone 35/36) орудие поступило на вооружение вермахта в качестве основного противотанкового средства. Стоимость пушки в ценах 1939 г. составляла 5730 рейхсмарок. "
Источник: М. Коломиец, «Противотанковая артиллерия вермахта во Второй Мировой войне»

3,7 cm Pak 35/36 (немецкая противотанковая пушка образца 1935/1936 года), Музей техники Вадима Задорожного

В 1941 году Pak 35/36 могла противостоять новым советским танкам благодаря наличию в боекомплекте орудия подкалиберного бронебойного снаряда PzGr 40 с сердечником из карбида вольфрама.

"Боевое крещение Рак 35/36 прошла в Испании. Уже на рубеже сентября-октября 1936 г. в эту страну поступили первые 20 37-мм пушек, составивших вооружение противотанковой роты бронетанкового батальона «Дроне», входившего в состав легиона «Кондор». Пушка показала отличные результаты при борьбе с советскими танками Т-26 и БТ-5, успешно поражая их с дистанции 700-800 м. Именно опыт боев в Испании заставил танкостроителей заняться разработкой танков с противоснарядной броней. И результаты не замедлили сказаться: уже в начале Второй мировой войны стало очевидно, что Рак 35/36 не отвечает требованиям времени. Например, в одном из донесений конца июня 1941 г. говорится, что расчет 37-мм пушки добился 23-х попаданий в танк Т-34 безо всякого результата.
...
В конце 1941 г. специально для борьбы с советскими танками Т-34 и КВ разработали надкалиберную кумулятивную гранату Stielgranate 41. Внешне она походила на минометную мину, имела длину 740 мм и весила 8,51 кг. Граната вставлялась в ствол пушки снаружи, выстрел производился холостым патроном. Стабилизация в полете обеспечивалась четырехперьевым стабилизатором. Несмотря на то, что Stielgranate 41 пробивала броню толщиной до 90 мм, её эффективность в боевых условиях была крайне низкой: хотя паспортная дальность стрельбы составляла 300 м, на деле попасть в цель на расстоянии более 100 м было очень трудно. Но в тех случаях, когда бои велись на пересеченной местности, даже такое оружие могло эффективно применяться против современных танков союзников (например, летом 1944 г. в Нормандии)."
Источник: М. Коломиец, «Противотанковая артиллерия вермахта во Второй Мировой войне»

45-мм противотанковая пушка 53-К образца 1937 года

45-мм противотанковая пушка 53-К образца 1937 года, Музей техники Вадима Задорожного

Орудие №А9143 выпущено в 1940 году

45-мм противотанковая пушка 53-К образца 1937 года, Музей техники Вадима Задорожного

Маховики наводки

45-мм противотанковая пушка 53-К образца 1937 года, Музей техники Вадима Задорожного

Завод «Красный треугольник»

45-мм противотанковая пушка 53-К образца 1937 года, Музей техники Вадима Задорожного

Орудие №О3919 выпущено в 1938 году

45-мм противотанковая пушка 53-К образца 1937 года, Музей техники Вадима Задорожного

Казённая часть пушки 53-К

7,5 cm le.I.G.18 (легкое пехотное орудие образца 1918 года, фактически 1927 года)

85-мм зенитная пушка 52-К образца 1939 года

125-мм противотанковая пушка с самодвижением 2А45М «Спрут-Б»

152-мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года

Жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-17 комплекса оперативно-тактического назначения 9К72 «Эльбрус»

Боевая машина 9П140 реактивной системы залпового огня 9К57 «Ураган»

Боевая машина 9П140 реактивной системы залпового огня 9К57 «Ураган», Музей техники Вадима Задорожного

Калибр реактивного снаряда —
220 мм, масса — 280 кг

Боевая машина 9П140 реактивной системы залпового огня 9К57 «Ураган», Музей техники Вадима Задорожного

Боевая и транспортная машины комплекса 9К57 базируются на доработанных шасси грузового автомобиля ЗИЛ-135ЛМ

Боевая машина 9П140 реактивной системы залпового огня 9К57 «Ураган», Музей техники Вадима Задорожного

Количество снарядов в залпе боевой машины: 16 штук

130-мм зенитная пушка КС-30

Финская гаубица 105 H/37-10

Финские гаубицы 105 H 37-10 это стволы шведских 10,5 см haubits m/40 Bofors (выпущенных по лицензии на финском заводе Valtion Tykkitehdas) в сочетании с казённой частью и лафетом трофейных советских 122-мм гаубиц обр. 1910/30 гг.

"Важным вопросом, обсуждавшимся на заседании совета обороны в начале 1936 года, была организация отечественного производства артиллерийских орудий. Было предложено три варианта плана. По первому варианту, заказ на орудия рекомендовалось распределить по уже имеющимся в стране заводам. По второму — создать специальный самостоятельно действующий отечественный завод, а по третьему — производство отечественных орудий наладить в сотрудничестве с крупным шведским концерном «Бофорс». Мне больше всего по душе был третий вариант, и я подумал, что сослужу хорошую службу стремлению добиться отечественного производства артиллерии, если сам побываю в Швеции и привлеку внимание этого концерна к планированию и созданию такого завода в Финляндии. Будучи в «Бофорсе» вместе с управляющим банком Рюти и генералом Вальденом, я убедился в возможностях сотрудничества, кроме того, я полагал, что оно, вероятно, будет иметь и политическое значение.

По мнению многих, лучшим решением было бы создание самостоятельно действующего отечественного завода, я же нажимал на то важное обстоятельство, что поддержка со стороны заграничного концерна позволит сэкономить много времени и денег, которые потребовались бы для обучения персонала, и даст нам частичный допуск к техническим и экономическим ресурсам крупного предприятия. Сотрудничество с «Бофорсом» породило бы, помимо всего прочего, надежды на экспорт изделий в другие страны, что сделало бы артиллерийский завод менее зависимым от внутренних заказов.

Все мои усилия привели лишь к частичному результату, поскольку министр обороны и технические органы, подчиненные ему, относились отрицательно к сотрудничеству с «Бофорсом». Националистический образ мышления, нашедший отклик и в парламенте, мешал этим кругам представить себе даже возможность того, что наша страна может оказаться объектом внезапного нападения. Когда вопрос был решен окончательно, от мысли распределить производство между уже существующими и неудачно размещенными заводами отказались, но не одобрили и иностранную помощь. В итоге благодаря усилиям совета обороны решено было построить полностью отечественный завод, который должен был работать по иностранным лицензиям и который (в соответствии с духом времени) стал бы стопроцентной собственностью государства. Кто знает, может, мы были бы несколько лучше вооружены для отражения нападения русских, если бы националистические точки зрения не помешали более деловому изучению различных вариантов. Артиллерийский завод в 1938 году построили близ города Ювяскюля, частично расположив его в комплексе зданий, размещенных в скале. Но первую сумму в 19 миллионов марок для строительства завода взяли из денег, предназначенных для закупки вооружений.
"
Источник: Маннергейм К.Г., «Мемуары»

Новое производство, о котором пишет Маннергейм, это Valtion Tykkitehdas (государственный артиллерийский завод). По сути его создали на базе артиллерийской ремонтной мастерской, которую перенесли из Хельсинки в город Ювяскюля. По лицензии шведского концерна Bofors на заводе наладили выпуск 37-мм противотанковых орудий, 40-мм зенитных пушек и 105-мм гаубиц. Кроме государственного предприятия выпуском артиллерийских систем занималась финская машиностроительная компания Tampella. С 1900 года её завод в городе Тампере выпускал паровозы, а в 1932 году фирма стала субподрядчиком французской компании, владевшей патентами на миномёты схемы Брандта-Стокса.

Финская гаубица 105 H/37-10, Музей техники Вадима Задорожного

Серийный номер 122-мм гаубицы обр.1910 года: 139. Год выпуска: 1915. Казённик этого орудия позднее станет частью финской гаубицы 105 H/37-10

Финская гаубица 105 H/37-10, Музей техники Вадима Задорожного

На казённом срезе выбиты надписи, свидетельствующие о советской модернизации орудия периода Первой Мировой войны в 122-мм гаубицу образца 1910/30 годов. Позднее, казённик трофейной гаубицы использован финнами для изготовления собственного орудия 105 H/37-10

После приобретения у шведов лицензии на 10,5 см haubits m/40 заказ на выпуск 128 орудий поделили поровну между двумя финскими двумя заводами. Однако, ещё в начале Зимней войны 1939 года весь объём передали Valtion Tykkitehdas. Возобладал здравый смысл – во время войны глупо прекращать работу единственной в стране производственной линии (Tampella) по выпуску миномётов ради освоения выпуска гаубиц. Однако, первые поставки гаубиц 105 H 37 финской армии начались только в 1943 году. Для столь существенной задержки производства имелось несколько причин:
А) Нехватка материалов, которые приходилось импортировать. В частности, ряд заказов финны разместили в Германии, на Ruhrstahl.
Б) Оба завода оставались загружены выпуском столь нужных фронту зенитных и противотанковых пушек.
В) Valtion Tykkitehdas и Tampella занимались ремонтом имевшегося вооружения. Дело в том, что в июне 1941 года финский Генеральный штаб определил наивысшим приоритетом ремонт повреждённых финских и захваченных советских артиллерийских систем. Это решение оставляло крайне мало производственных мощностей для организации выпуска нового оружия. Немудрено, что производство собственной 105-мм гаубицы отодвинули на второй план.

Финская гаубица 105 H/37-10, Музей техники Вадима Задорожного

Характерная "перечница" — дульный тормоз «немецкого типа»

Ситуация изменилась в 1942 году, когда фронт стабилизировался, а для Valtion Tykkitehdas не имелось срочных задач. Выпуск лицензионной копии шведской 105-мм гаубицы выполнялся VTT в кооперации с другими финскими компаниями. Так, завод Lokomo Works поставлял заготовки стволов и казёнников, а Crichton-Vulcan – орудийные лафеты и орудийные щиты (с использованием материалов, полученных от Ruhrstahl). Гаубицы финского производства впервые испытали стрельбой в сентябре 1942 года. Всего VTT поставил Вооружённым Силам Финляндии ровно 140 гаубиц 105 H/37 (64 штуки в 1943 году, 70 штук в 1944 году и последние 6 гаубиц в 1945 году).

В конце Войны-продолжения 105 Н 37 стали наиболее распространённой системой, поступавшей на вооружение частей полевой артиллерии – семь из пятнадцати легких артиллерийских батальонов воевали этими гаубицами. Помимо легких артиллерийских батальонов этими орудиями оснастили два тяжелых артиллерийских батальона (16-й и 24-й), а также 3-й артиллерийский батальон, 15-го полка полевой артиллерии. В боях 1944 года финны утратили пять гаубиц 105 Н 37. В том числе две штуки потеряны 10 июня 1944 года в боях у деревни Vaskisavotta.

После Второй мировой войны, произведённые по шведской лицензии, гаубицы 105 Н 37 использовались в Финляндии главным образом для обучения артиллеристов. Тем временем, в Швеции начали реализацию программ модернизации вооружения. Вдохновившись успехами соседей, в 1960-ых годах финны тоже затеяли модернизацию своих 105 H 37. На выходе у них получилось две артиллерийские системы:
1. Лафет 105 H 37 основательно доработали: установили новое буксировочное приспособление, габариты, увеличили дорожный просвет, сняли ручной тормоз. Орудие обрело новый, более длинный (L/26), ствол с новым дульным тормозом. По баллистике особых преимуществ финны не получили, зато в эксплуатации новая гаубица, получившая индекс 105 H 61-37, оказалась гораздо удобнее. Повысилась и её скорострельность – за счёт перехода от раздельно-гильзового заряжания (снаряд не соединён с гильзой, сначала досылается снаряд, после гильза) к полуунитарному (выстрел заряжается как унитарный - в один приём, но есть возможность менять метательный заряд за счёт того, что снаряд не зажат в гильзе или у гильзы отъёмное дно и т.п.).
Армия использовала эту систему до конца 1990-ых годов. В 1997-1998 годах Финляндия передала в дар Эстонии примерно 40 гаубиц этого типа (сейчас используются в качестве учебных), а оставшиеся распродала коллекционерам или утилизировала. Последние 105 H 61-37 финны списали в 2002 году, когда им на смену пришли приобретённые в Германии бывшие восточногерманские гаубицы Д-30 (финский индекс 122 H 63). В настоящее время несколько 105 H 61-37 используются для торжественных церемоний.
2. Высвободившиеся стволы гаубиц 105 H 37 в сочетании с орудийными лафетами и казённиками трофейных 122-мм гаубиц (финский индекс 122 H/10-30) превратились в гибриды, наречённый 105 H 37-10. Получившаяся артиллерийская система обладала в два раза большей дальностью огня, чем 122-мм советская гаубица обр.1910/1930 годов, а также облегчала жизнь снабженцев, т.к. была модифицирована под стандартные финские 105-мм гаубичные боеприпасы.

152-мм гаубица образца 1909/30 годов (в финской армии – 152 H/09-30)

152-мм гаубица образца 1909/30 годов, Музей техники Вадима Задорожного

Противооткатные устройства собраны в салазки под стволом и откатывались вместе с ним, дульный тормоз отсутствует.

152-мм гаубица образца 1909/30 годов, Музей техники Вадима Задорожного

Надпись — свидетельство использования трофейного орудия в финской армии

152-мм гаубица образца 1909/30 годов, Музей техники Вадима Задорожного

Классическая короткоствольная гаубица периода Первой Мировой войны — советская модернизация 152-мм гаубицы образца 1909 года (разработка немецкой фирмы «Krupp»)

152-мм гаубица образца 1909/30 годов, Музей техники Вадима Задорожного

Гаубица оснащалась затвором поршневого типа — открывание и закрывание затвора производилось поворотом рукоятки в один приём

В ходе Зимней войны финская армия захватила 14 таких орудий. Ещё 85 артиллерийских систем этого типа досталось финнам в начальный период советско-финской войны 1941—1944 годов. В 1944 году маятник качнулся в другую сторону и пришла очередь финской армии нести потери: восемь трофейных гаубиц утрачены на Карельском перешейке и шесть к северу от Ладожского озера. Орудия, оставшиеся в Финляндии, находились на вооружении учебных частей до 1980-х годов, благо в ходе военных действий советских боеприпасов было захвачено предостаточно. Одна из 152-мм гаубиц образца 1909/30 годов в настоящее время выставлена в музее города Хямеэнлинна.
Источник: FINNISH ARMY 1918 – 1945: ARTILLERY PART 6

152-мм гаубица образца 1909/30 годов, Музей техники Вадима Задорожного

Короткий ствол обуславливал невысокую максимальная дальность стрельбы — около 10 километров

152-мм гаубица образца 1909/30 годов, Музей техники Вадима Задорожного

В 1930—1931 годах на Пермском заводе разработали проект модернизации гаубицы — удлинили зарядную камору до 340 мм. На казённом срезе выбита надпись «удлинённая камора».

152-мм гаубица образца 1909/30 годов, Музей техники Вадима Задорожного

Серийный номер 2930, год производства: 1939

152-мм гаубица образца 1909/30 годов, Музей техники Вадима Задорожного

Подъёмный механизм секторного типа. У гаубиц ранних выпусков — два сектора, поздних выпусков — один сектор.

152-мм гаубица образца 1909/30 годов, Музей техники Вадима Задорожного

Изначально колёса деревянные, но с 1937 года часть гаубиц получила металлические колеса с резиновой грузошиной.

100-мм противотанковая пушка Т-12

76-мм полковая пушка обр.1943 года

"В России же, еще после войны с Японией, военные специалисты посчитали необходимым усилить стрелковые полки «гаубизированными», облегченными и маневренными пушками, но обладающими столь же мощным снарядом, что и трехдюймовка образца 1902 года. Эта задача решалась в несколько этапов.
Для начала в 1909 году была создана новая 76-мм горная пушка, на основе которой разработали специальное «противоштурмовое» орудие такого же калибра, а в дальнейшем и так называемую «короткую» пушку образца 1913 года. Из-за своего укороченного ствола она обладала свойствами гаубицы, и именно ее конструкция легла в основу первой советской полковой артсистемы.
В 1927 году специалисты «Орудийно-арсенального треста» Лукин и Лендер поставили «короткую» пушку на новый лафет с рессорами и колесами на монолитных резиновых шинах. Позднее конструктор Монаков оснастил «полковушку» прицелом с дистанционным барабаном со шкалами. Дальность стрельбы такого орудия снарядом в 6,5 кг составляла 8500 м.
В 1929 году полковое орудие опять подверглось усовершенствованию. Деревянные колеса были заменены на металлические со спицами, а шины были заменены на автомобильные, наполненные губчатым каучуком. Это позволило снизить динамическую нагрузку на орудие при передвижении, а попадание пуль и осколков больше не спускало шины. Скрепленный ствол заменили на ствол-моноблок. В качестве снаряда был принят давно применявшийся в войсках и отлично отработанный промышленностью патрон от трехдюймовки 1902 года. Единственным недостатком такой перемены стало уменьшение разрывного заряда, но этот минус нивелировался тем, что подобное решение весьма ощутимо облегчило поставки боеприпасов.
...
Конечно же, во время войны претерпела изменения и сама полковая пушка. Конструкторы Мотовилихинского завода наложили ствол «полковушки» на лафет от новой 45-мм противотанковой пушки М-42, что облегчило орудие примерно на 180 кг, а угол горизонтальной наводки теперь доходил до 60 градусов. Улучшенный затвор повысил скорострельность до 12 выстрелов в минуту.
В 1943 году, сразу же после создания, новая полковая пушка калибра 76 мм была отправлена на фронт. Там она проявила себя с самой лучшей стороны, и сейчас невозможно переоценить тот вклад, что она внесла в дело победы нашей страны в Великой Отечественной войне".
Источник: Антон Ляпин, «Пушка-«полковушка» | Warspot.ru»

76-мм горная пушка образца 1938 года

120-мм артиллерийское орудие 2Б16 «Нона-К»

155-мм американская полевая гаубица M114

88-мм зенитная пушка FlaK 36/37

88-мм зенитная пушка FlaK 37

76-мм зенитная пушка 76 ItK 31 ss (ex. 3-К обр.1931 года)

76-мм полуавтоматическая зенитная пушка, разработанная в 1931—1932 годах на заводе № 8 по образцу 7,5-см зенитной пушки 7,5 cm Flak L/59 немецкой фирмы «Рейнметалл». Утраченное РККА орудие использовалось вооружёнными силами Финляндии, где получило обозначение 76 ItK 31 ss.

20-мм автоматическая пушка Breda Mod.1935

В связи с интенсивным пополнением коллекции орудий поставками из Финляндии, предположу, что экспонат когда-то входил в партию из 88 штук итальянских 20-мм зенитных автоматов Canon mitrailleur Breda de 20/65 mod.35. Начиная с лета 1940 года они находились на вооружении финнов под индексом 20 ItK/35 Breda. Однако подкрепить свою догадку я пока не могу — в отличии от реэкспортных артиллерийских систем, представленных в музее, на этом зенитном автомате нет характерных надписей или иных следов службы в Силах обороны Финляндии.

"В октябре 1931 года технический отдел армии – Regio Esercito выпустил техническое задание на разработку универсального автомата калибра 20 – 25 мм.
Коллективу разработчиков Бреды, только что закончивших работу над копированием 13.2-мм Гочкисса, не составило труда смасштабировать конструкцию пулемета до 20-мм калибра, представив уже через полгода, к лету 1932 года "увеличенный Гочкисс" – первый прототип 20-мм автомата. Автомат Бреды, унаследовавший от Гочкисса газоотводную автоматику, был разработан под новейший швейцарский патрон "Длинный Солотурн" 20х138В – самый мощный из существовавших патронов этого класса. Ствол длиной 1300 мм или 65 калибров (полная длина 1440 мм) с 8-ю правосторонними нарезами обеспечивал снаряду прекрасную баллистику, имевшему на дульном срезе скорость более 800 м/с. Питание осуществлялось из жесткой обоймы на 12 патронов, – коронная "Гочкиссовская" фишка. Подача обоймы осуществлялась с левой стороны и по мере расходования патронов, она проходила насквозь приемника, вываливаясь справа. Стрельба велась с открытого затвора, что облегчало охлаждение казенной части и несколько повышало живучесть ствола
".
Источник: Евгений Аранов, «Авиационное стрелковое вооружение стран участниц 2-й Мировой войны»

"Исключительно мощный патрон обладал приличной избыточной энергией, незадействованной при выстреле и перезарядке, которую надо было гасить. По какой-то причине итальянцы для гашения избыточной энергии применили пружинный механический буфер вместо значительно более эффективного гидравлического. Усилия пружины буфера было явно недостаточно, поэтому был увеличен ход подвижных частей системы – газового поршня и затвора, что предопределило сравнительно низкую скорострельность – в районе 220-240 выстр/мин.
Первые образцы пушки Бреда монтировались на примитивных колесных пушечных лафетах и вплоть до 1935 года разработчики при практически неизменной собственно пушке, экспериментировали, главным образом, с оптимальными станками для использования системы в разном качестве
".
Источник: Евгений Аранов, «Авиационное стрелковое вооружение стран участниц 2-й Мировой войны»

"К моменту, когда армия в 1935 году объявила официальный конкурс на универсальный автомат, окончательный вид автомата Бреда фактически уже был сформирован. Базовая версия представляла собой пушку на легком складном треногом лафете со съемными колесами. Параллельно был разработан чисто противотанковый вариант на станке, практически заимствованном у 47-мм противотанковой пушки Бёлер Модель 47/32, состоявшей на вооружении в Италии. Правда, опытная партия подобных противотанковых пушек Бреда, направленная в Испанию в рамках военной помощи националистам Франко, показала низкую эффективность в борьбе даже с легкими советскими танками Т-26, и от дальнейшего развития этой версии отказались. Хотя на полигонных испытаниях бронепроницаемость бронебойных снарядов с 500 м достигала 30 мм по нормали.".
Источник: Евгений Аранов, «Авиационное стрелковое вооружение стран участниц 2-й Мировой войны»

130-мм пушка М-46

50-мм противотанковая пушка Pak 38 (5-cm Panzerabwehrkanone 38)

"В 1935 г. фирмой «Рейнметалл-Борзиг» была начата разработка нового орудия, более мощного, чем Рак 35/36. Первые образцы новой 50-мм артсистемы под обозначением Рак 37 были представлены на испытания в 1936 г. При массе 585 кг пушка имела ствол длиной 2280 мм и начальную скорость бронебойного снаряда 685 м/с. Но результаты испытаний не удовлетворили военных, которые сочли увеличение бронепробиваемости слитком незначительным по сравнению с 37-мм пушкой. Была забракована и конструкция лафета, слишком неустойчивого при стрельбе. Поэтому фирма переконструировала лафет и удлинила ствол до 3000 мм. В результате масса орудия увеличилась почти до тонны (точнее – до 990 кг), и в его комплект ввели легкий одноколесный передок, к которому могли присоединяться сведенные станины. Получалась своеобразная «трехколеска», которую можно было силами расчета перекатывать на поле боя."
Источник: М. Коломиец, «Противотанковая артиллерия вермахта во Второй Мировой войне»

"Пушка имела два щита – верхний и нижний. Первый состоял из двух бронелистов сложной формы толщиной по 4 мм, установленных с зазором 20-25 мм. Он обеспечивал защиту расчета спереди и частично с боков. Нижний щит толщиной 4 мм подвешивался на петлях под колесной осью и защищал расчет от поражения осколками снизу. Орудие также получило усовершенствованный ударноспусковой механизм и дульный тормоз для уменьшения отката ствола. Модифицированное орудие обеспечивало начальную скорость бронебойного снаряда 835 м/с и бронепробиваемость 60 мм на дистанции 500 м. такие параметры сочли удовлетворительными, и пушку приняли на вооружение под обозначением Рак 38. "
Источник: М. Коломиец, «Противотанковая артиллерия вермахта во Второй Мировой войне»

"Производство Рак 38 началось в 1939 г., но назвать его серийным можно лишь с большой натяжкой – до конца года изготовили только два орудия, а в войска первые 17 Рак 38 поступили лишь в июле 1940 г. Французская кампания послужила толчком к развертыванию массового выпуска 50-мм пушки, и к 1 июля 1941 г. было сдано уже 1047 таких систем (из них в войсках имелось около 800). Выпускались Рак 38 до осени 1943 г., а общий объем выпуска составил 9568 единиц. Бои показали, что Рак 38 способна бороться на средних дистанциях с танками Т-34, а на близких – и с КВ.В качестве штатного тягача для Рак 38 поначалу был определен 1-т полугусеничный тягач Sd.Kfz.10. Но таких машин не хватало, и в январе 1941 г. вышло предписание использовать для этих целей 1,5-т грузовики. Впоследствии в качестве тягачей применялись и другие типы грузовиков, французские танкетки «Рено» UE и пр.В отличие от других германских противотанковых пушек, Рак 38 почти не использовалась для вооружения самоходок."
Источник: М. Коломиец, «Противотанковая артиллерия вермахта во Второй Мировой войне»

Французская пушка Canon de 120-mm, Mle 1878

"Чарльзу Рагону де Банжу удалось осуществить давнюю мечту французских военных, внедрив законченную систему нарезной казнозарядной артиллерии, включавшую весь необходи-мый взаимодополняющий ряд орудий. Его орудия проектировались по спецификациям французской армии, армейским офицером, в правительственном Арсенале. В отличие от конкурирующей "системы Крупа", они не предназначались для экспорта.
Де Банж родился 17 октября 1833 года. Лейтенантом 8-го полка конной артиллерии он участвовал Итальянской Кампании и отличился у Палестро и Солферино. Имея репутацию технически грамотного специалиста, с 1860 по 1862 год отвечал за береговую оборону Брестского Арсенала. В 1862 году, в чине капитана был командирован на металлургический завод в Ньевер, а затем в августе 1864 на "Manufacture d'armes de Chatellerault". В 1866 году работал на заводе по производству взрывчатых веществ в Меце. После командования с 1867 по 1868 года 9-м артиллерийским полком, назначается помощником директора измерительных мастерских центрального артиллерийского депо Парижа, и остается на этой должности всю войну.
Командир эскадрона в феврале 1874, подполковник в январе 1878, полковник в ноябре 1880, 11 марта 1882 года он добивается выхода в отставку, чтобы возглавить "заводы Кайля" в Гренелле, Денене и Дуэ, имевшие необходимый инструментарий для разработки и производства нового вооружения. До 1889 года, руководя этими заводами, де Банж постоянно совершенствовал свои разработки, но затем область его интересов сместилась в сторону железнодорожного транспорта. Этот выдающийся француз умер в самый канун Первой Мировой войны.

"Нормальный ряд" де Банжа включал следующие орудия: горное "Canon de 80 de montagne, Mle. 1877", полевое/конно-артиллерийское "Canon de 80 de campagne, Mle. 1877", полевое, осадное и крепостное "Canon de 90, Mle. 1877", осадное и крепостное "Canon de 120, Mle. 1878", осадное и крепостное "Canon de 155, Mle. 1877" и созданную на основе укороченного ствола 155 мм крепостную гаубицу на S-образном лафете, прозванном "лебединая шея". Именно с двумя последними орудиями связано принятие французами калибра 155 мм, который постепенно стал всемирно признанным стандартом. Более тяжелые стволы представляли 220 мм осадная и крепостная мортира 1880 года и 270-мм мортира 1885 года. Простые, надежные и мобильные, эти орудия перекрывали все потребности французской армии того времени в прямом и навесном огне, в поле, горах, при осаде и береговой обороне.
...
В соответствии с французской военной доктриной осадная артиллерия предназначалась для "...борьбы и приведения к молчанию артиллерии осажденного противника, которая обычно состоит из орудий большого калибра; приведения в негодность укрепленных артиллерийских позиций; разрушения укреплений и укрытий; разрушения крепостных сооружений; разрушения и обеспечения проходов для наступающих колонн. Для выполнения поставленных задач она должна обладать мощными орудиями, с большой дальностью стрельбы, достаточной точностью не только при стрельбе прямой наводкой, но и при навесной стрельбе... вот почему осадная артиллерия должна состоять из стволов большого калибра".
11 мая 1874 года Военное Министерство утверждает калибры 120, 155 и 220 мм для крупнокалиберных орудий и 220, 270 мм для нарезных мортир.
"Canon de 120-mm, Mle 1878" принято на вооружение в декабре 1878 года. Ствол монтировался на крепостной лафет, аналогичный лафету 155-мм орудия. Дальность стрельбы 20-кг снарядом достигала 11000 м для модели с длинным стволом и 8000 м для укороченной. Поскольку тормозные башмаки не обеспечивали достаточного контроля отката, лафет оснастили гидравлическим тормозом ("frein hydraulique modele 1883") сконструированным и изготовленным "Compagnie de Saint Chamond". Одним концом тормоз крепился к вертлюгу, зафиксированному на платформе, а другим к хоботу лафета. Это устройство, применявшееся и с 155-мм орудием, позволяло сократить откат до метра.
Одновременно со 120-мм орудием была разработана и его 155-мм версия, прославившаяся в ходе англо-бурской войны (знаменитый "Лонг Том").
"
Источник: Тодер Олег Якубович, «Французская артиллерия в 19-м веке»

Во время Первой мировой войны французская армия столь активно применяла старые полевые орудия, что пришлось начать производство запасных стволов для них. Так появилась модификация орудия de Bange 120 mm Long cannon образца 1916 года. Внешне новые стволы отличались направлением установки такелажного кольца, однако настоящим главным отличием служили нарезы в канале ствола.
Во время Зимней войны Франция подарила финнам 72 орудия de Bange 120 mm cannon, Mle 1878 и 96000 выстрелов для них. За неделю до перемирия в Финляндию прибыло 18 орудий, остальные застряли в пути. К апрелю 1940 года парк финских 20 K 78 вырос до 24 орудий. Дальнейшие поступления прекратились в связи с началом Датско-Норвежской операции войсками нацистской Германии. После полного захвата немцами территории Норвегии, полностью осуществлённого к середине июня 1940 года, финская сторона договорилась со своими будущими союзниками о возобновлении поставок французских пушек. Очевидно, успеху переговорного процесса способствовала капитуляция Франции, случившаяся в июне 1940 года.

В итоге, выпущенные в конце XIX века, орудия, не оснащённые даже системой гашения отдачи, получили широкое распространение в вооружённых силах Финляндии. Их популярности способствовал дефицит тяжелой дальнобойной артиллерии, поэтому 120 K 78 широко применялись для решения задач, для которых другие армии использовали современные тяжелые пушки и гаубицы (например, для контрбатарейной борьбы). В ходе боевых действий финские солдаты обнаружили, что орудия на удивление точны, а их снаряды весьма эффективны.
Интересно, что орудийным расчетам удалось вдвое поднять скорострельность старой артсистемы – до 2 выстрелов в минуту. Буксировка пушек по грунтовым дорогам оказалась несколько проблематичной, поэтому ствол снимали и везли в кузове, а остальная часть пушки буксировалась за грузовиком. Снятие-установка ствола производились с помощью крана, цеплявшего ствол за такелажное кольцо. Впрочем, вспоминая простейшие подъёмные приспособления, которыми финны устанавливали гранитные надолбы, полагаю, что это не было особой проблемой для артиллеристов страны Суоми.
Источник: FINNISH ARMY 1918 - 1945: ARTILLERY PART 2
Скорее всего, эта пушка прибыла в музей Задорожного из Финляндии. К этой мысли подталкивает заметное количество экспонируемых орудий с характерными доработками и техническими надписями на финском языке. Помимо Технического музей Вадима Задорожного, образцы артиллерийских систем де Банжа можно видеть в Государственном центральном музее современной истории России. Там выставлены 155-миллиметровые орудия де Банжа образца 1877 года, стрелявшие в 1917 году по Кремлю от Крымского моста.
См. также:
120 K 78 (de Bange 120 mm Long cannon, Mle 1878, Франция), Музей артиллерийских, инженерных войск и частей связи Финляндии
Французская пушка de Bange 155 mm long cannon mle. 1877, Центральный музей Вооружённых Сил

88-мм финская зенитная пушка 88 ItK 39 ss (ex. 52-К обр. 1939 года)

В начальный период войны вермахт захватил большое количество советских 85-мм зенитных орудий 52-К. В Германии их модернизировали под немецкие 88-мм снаряды для Flak 18, Flak 36, Flak 37 (т.е. все 8,8 cm кроме Flak 41). В вермахте такие зенитные орудия получили индекс 8,5/8,8 cm Flak 39 (r). В 1944 году Финляндия закупила 18, модернизированных немцами, советских зенитных пушек. Видимо это произошло существенно раньше сентября, который ознаменовался Лапландской войной — началом боевых действий против немцев.
В финской армии бывшим 52-К присвоили индекс 88 ItK 39/43 ss (ss = sotasaalis = военный трофей). Сформированные из них три шестиорудийные батареи ПВО несли службу на стационарных позициях. Для управления их огнём использовались советские ПУАЗО-3 и французская аппаратура Aufiere (так в финском тексте, более подробных сведений по этой системе не нашлось). После войны зенитные орудия вновь поставили на колёса и передали в береговую артиллерию. Под названием 88 ItK 39 RT (NELIPYORAINEN) они использовались Силами обороны Финляндии до 1977 года.
Источник: FINNISH ARMY 1918 – 1945: ANTIAIRCRAFT GUNS PART 3

Крылатая ракета 3М25 «Метеорит-М»

"Диалектика развития мировой техники проявилась в том, что буквально через несколько лет после снятия с вооружения последних П-5 — в начале 1970-х годов — в США началась разработка нового поколения крылатых ракет. Прогресс, достигнутый за два десятилетия в миниатюризации систем управления и ядерного оружия, а также отказ от достижения сверхзвуковых скоростей полёта позволили создать образцы с дальностью полёта 2000–3000 километров в габаритах, обеспечивающих их пуск через обычные торпедные аппараты подводных лодок. Масса крылатых ракет уменьшилась в три-четыре раза по сравнению с П-5. Сокращение габаритов в сочетании с реализацией специальных конструктивных решений и средствами радиозащиты обеспечило радикальное снижение эффективной поверхности рассеяния.

Как показал опыт локальных войн, даже в сочетании с полётом на предельно малых высотах эти мероприятия не исключали возможности поражения крылатой ракеты, но процент потерь резко снизился. Проблему точности наведения решили сочетанием инерциальной системы управления с коррекцией по отображаемому радиолокационными средствами рельефу местности. Специалисты ОКБ-52 самостоятельно выдвинули эту идею ещё в начале 1960-х годов в процессе создания системы С-5М. Малые габариты новых крылатых ракет США позволили размещать на лодках боекомплект, в несколько раз превышающий тот, что был реализован на советских АЛЛ проекта 659.
Советскому Союзу пришлось в очередной раз экстренно нагонять заокеанского соперника, притом в области, в которой наша страна ранее добилась явного превосходства над США.

Разработка усовершенствованного советского эквивалента американского «Томагавка» — малогабаритной крылатой ракеты комплекса «Гранат» — велась в свердловском ОКБ «Новатор» коллективом под руководством главного конструктора Л.В. Люльева.
Наряду с этим в ЦКБМ была начата работа по созданию сверхскоростной высотной стратегической крылатой ракеты «Метеорит». Именно Владимир Челомей был инициатором разработки сверхзвуковых дальних крылатых ракет универсального базирования, получивших название «Метеорит». Это было в духе традиций его ОКБ. Ракеты, созданные здесь, носили названия, заимствованные из минералогической терминологии: «Аметист», «Базальт», «Гранит», «Малахит», «Яхонт». Термин «Метеорит» соприкасался с ней, имея ещё и космическое звучание.

Большой опыт в разработке крылатых ракет, прежде всего морского базирования, а также американский вызов, брошенный посредством принятия на вооружение дозвуковой универсальной крылатой ракеты «Томагавк», с заявленной дальностью в 2500 километров и скоростью 900 километров в час, позволили В.Н. Челомею предложить вариант универсальной сверхзвуковой крылатой ракеты большой дальности. Его предложение с энтузиазмом было принято центральными институтами вооружений ВМФ и ВВС.
"
Источник: Н.Г. Бодрихин, «Челомей»

Крылатая ракета 3М25 «Метеорит-М», Музей техники Вадима Задорожного

Для размещения «Метеорита-М» на подводных лодках необходимо было ограничить длину ракеты: не более 12 метров.

Крылатая ракета 3М25 «Метеорит-М», Музей техники Вадима Задорожного

Для компактного размещения в пусковой установке пришлось пойти на трёхкратное складывание консолей. Описанная окружность вместе со стартовой разгонной ступенью не должна была превысить 1650 миллиметров.

Крылатая ракета 3М25 «Метеорит-М», Музей техники Вадима Задорожного

Плоский регулируемый подфюзеляжный воздухозаборник большой площади — для полёта на высоте до 24 км турбореактивному двигателю КР-23 требовался огромный объем воздуха. Плоская подсечка перед воздухозаборником позволяла повысить его характеристики, а также увеличить аэродинамическое качество.

Крылатая ракета 3М25 «Метеорит-М», Музей техники Вадима Задорожного

Складной киль.

"Вот, что пишет о летных испытаниях крылатой ракеты средней дальности «Метеорит» Ю.Мозжорин - При первом же испытании, в момент отделения стартовых ускорителей, крылатая ракета перевернулась и упала. Все данные об аэродинамике ракеты выдавал ЦАГИ. Причина аварии - пренебрежение влиянием на поведение ракеты струй малых пороховых движков, отводящих от нее отработавшие ускорители. Струи движков искажали характер обтекания крыльев ракеты, вызывая сильный момент ее крена.
Корабельные испытания комплекса первоначально предполагалось проводить с одной из подводных лодок пр.675, но в дальнейшем, по предложению ЛПМБ «Рубин», приняли решение переоборудовать для этой цели один из РПК СН пр.667А, выводимых из состава стратегических сил по договору ОСВ-1, имея в виду не только проведение на этой ПЛ испытаний, но и последующую эксплуатацию лодки как боевой единицы. Для переоборудования выделили ПЛ К-420 (зав. №432), на которой были вырезаны и уничтожены ракетные отсеки и выполнен сопутствующий ремонт. Заводом-строителем назначили Севмашпредприятие.
Технический проект переоборудования АПЛ пр. 667А под ракетный комплекс «Метеорит-М» (пр.667М) ЛПМБ «Рубин» разработало в 1 квартале 1979 г. Проектом предусматривалось размещение 12 пусковых контейнеров с ракетами 3М-25, расположенных побортно наклонно (45 град) вне прочного корпуса - в междубортном пространстве под углом 45°. Для этого потребовалось сформировать новый средний блок корпуса взамен вырезанных ракетных отсеков базовой ПЛ, увеличить длину корабля примерно на 20 м и ширину до 15 м, что привело к изменению архитектурного облика ПЛ после переоборудования. В новых отсеках размещалась аппаратура предстартовой подготовки и пуска «Клевер», аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания (АУ КСППО) «Коршун-44», пневмогидросистемы КСППО, а также жилые и общественно-бытовые помещения для экипажа.
Некоторую перекомпоновку произвели и в центральном посту в связи с установкой новой системы управления комплексом ракетного оружия «Андромеда», нового навигационного комплекса «Тобол-АТ», комплекса средств радиосвязи «Молния-ЛМ1» и гидроакустического комплекса «Рубикон». С целью удержания лодки в стартовом коридоре при залповой стрельбе установили систему управления «Бор». Пуск мог производиться с глубины до 40 м при скорости ПЛ до 10 узлов.
Работы по переоборудованию и ремонту ПЛ велись Севмашпредприятием исключительно быстрыми темпами. Так, 18 июня 1980 г. лодку поставили в эллинг, уже 15 октября 1982 г. полностью сформированную ПЛ спустили на воду, а с 1 ноября 1982 г. по 4 августа 1983 г. она прошла швартовные и заводские ходовые испытания. Государственные испытания проходили с 16 августа 1983 г. по 1 ноября 1983 г., но без комплекса ракетного оружия из-за его неготовности к летно-конструкторским испытаниям на корабле. По результатам госиспытаний был оформлен акт об окончании переоборудования лодки для проведения совместных испытаний комплекса.
Отработка ракет пусками с наземного стенда (полигон Капустин Яр) и плавстенда ПСК на Черном море происходила параллельно с переоборудованием корабля. Всего по программе летно-конструкторских испытаний со стендов в 1982-1987 гг. было проведено более 30 пусков ракет 3М-25. Хотя уже 27 декабря 1983 г. в Баренцевом море были начаты летно-конструкторские испытания комплекса с ПЛ, они продолжались по 1986 г. включительно (1 пуск в 1984 г. и 1 пуск в 1986 г.).
Причин столь длительной отработки комплекса было несколько, но, пожалуй, главным являлось большое количество принципиально новых технических решений, принятых в проекте: «мокрый» подводный старт крылатой ракеты под стартово-разгонной ступенью, инерциальная система наведения с коррекцией по радиолокационным картам местности, многофункциональный комплекс защиты и др. Все эти прогрессивные решения требовали тщательной экспериментальной отработки, что приводило к многократным повторным испытаниям и, соответственно, к многочисленным переносам сроков сдачи.
В результате совместные (государственные) испытания комплекса «Метеорит-М» начались только в 1988 г., сначала с наземного стенда (4 пуска), а затем с ПЛ (3 пуска). К сожалению, количество успешных пусков на всех этапах испытаний примерно соответствовало числу неудачных, так как комплекс все же не был доведен до «ума». Это обстоятельство, а также необходимость постройки специализированных носителей, привели к тому, что по совместному решению промышленности и ВМФ работы по комплексу «Метеорит-М» в конце 1989 г. прекратили. Испытания на К-420 были завершены 15.12.1989 г. В 1990 г. оборудование комплекса с ПЛ сняли и К-420 в торпедном варианте в декабре того же года включили в состав Северного флота. В июле 1994 г. подводную лодку из боевого состава флота исключили, передали на долговременное хранение и поставили на прикол.
Всего с наземного стенда, ПСК и с подводной лодки было выполнено 50 пусков ракет.
Работы над авиационным вариантом велись достаточно долго. Всего из около 100 изготовленных летных экземпляров «Метеорита» в ЛКИ было использовано 70. Столь большая программа летных испытаний позволила практически довести ракету. Но в 1992 г. работы по «Метеориту» были прекращены.
"
Источник: СКР «Метеорит» — testpilot.ru

Крылатая ракета 3М25 «Метеорит-М», Музей техники Вадима Задорожного

Высотный профиль полёта крылатой ракеты определил большую площадь треугольного крыла, которое сочеталось с небольшим дестабилизатором

Крылатая ракета 3М25 «Метеорит-М», Музей техники Вадима Задорожного

Дестабилизатор — горизонтальное оперение, устанавливаемое перед крылом, применяется на сверхзвуковых летательных аппаратах схемы «утка» для уменьшения запаса продольной статической устойчивости

Крылатая ракета 3М25 «Метеорит-М», Музей техники Вадима Задорожного

Морской вариант универсальной ракеты отличался наличием стартово-разгонной ступени (у экспоната отсутствует). Авиационный же вариант был лишён стартовой ступени, но имел оперённый хвостовой обтекатель.

"... К сожалению, количество успешных пусков на всех этапах испытаний примерно соответствовало числу неудачных, так как комплекс все же не был доведен до ума. Сказалось и низкое качество изготовления как самой ракеты, так и отдельных ее агрегатов. Кроме того, стоимость переоборудования под комплекс «Метеорит-М» РПКСН проекта 667 оказалась слишком высокой. В результате по совместному решению промышленности и ВМФ работы по программе в конце 1989-го были прекращены. Корабельную часть комплекса передали на ответственное хранение личному составу ПЛ, а саму лодку в 1990 году сдали флоту в торпедном варианте."
Источник: Евгений Друзин, "Крылатый «Метеорит» стратегического назначения" («Военно-промышленный курьер», № 7 (475) 20.02.2013)

"Несмотря на очень высокий для крылатых ракет уровень тактико-технических характеристик, комплекс ракетного оружия «Метеорит-М» не мог внести существенный вклад в боевые возможности морских стратегических ядерных сил в ответном ударе. В случае успешного завершения работ в 1990 году и выделения под комплекс «Метеорит-М» 12 подводных лодок проекта 667А число развернутых крылатых ракет составило бы 144 единицы. В этот период на БРПЛ было развернуто 2804 ядерных боезаряда. Таким образом, число ядерных боезарядов, развернутых на ракетах «Метеорит-М», составило бы 5% от численности боезарядов БРПЛ. Ввиду сравнительно небольшой дальности полета КР «Метеорит-М» подводным ракетоносцам для обстрела целей на территории США пришлось бы прорывать рубежи противолодочной обороны системы SOSUS. Крылатые ракеты должны были преодолевать мощную систему ПВО Северо-Американского континента, на вооружении которой уже состояли многоканальные ЗРК «Пэтриот», способные перехватывать высокоскоростные воздушные цели. В отличие от крылатых ракет БРПЛ не могли перехватываться системой ПВО, а системы противоракетной обороны были ограничены действовавшим в то время Договором по ПРО от 1972 года.
В 1990 году подавляющая часть (93%) ядерных боезарядов БРПЛ размещалась на ракетах, имеющих межконтинентальную дальность полета. Подводные лодки с такими ракетами могли применяться по удаленным объектам противника, не выходя из контролируемых ВМФ СССР акваторий, находящихся вблизи своего побережья. В связи с этим боевая устойчивость подводных лодок, оснащенных межконтинентальными БРПЛ, была существенно выше, чем у ракетоносцев, вооруженных КР «Метеорит-М». В результате вклад комплексов «Метеорит-М» в эффективность ответного удара морских стратегических ядерных сил составил бы менее 1%.
Более обоснованным было создание авиационного ракетного комплекса «Метеорит-А». ВВС в отличие от ВМФ баллистических ракет на вооружении не имели.
"
Михаил Кардашев, "Полет рукотворного «Метеорита»"

См. также: Крылатая ракета 3М-25 «Метеорит» (П-750 «Гром»). Военно-патриотический парк «Патриот»