Инженерная и другая специальная техника. Музей техники Вадима Задорожного

Месторасположение: Московская область, Красногорский район, п. Архангельское, 4-й километр Ильинского шоссе. Официальный сайт: http://www.tmuseum.ru

Дополнительно:
Авиационная техника. Музей техники Вадима Задорожного
Легкобронированная техника. Музей техники Вадима Задорожного
Артиллерия, РСЗО, ОТР. Музей техники Вадима Задорожного
Автомобили. Музей техники Вадима Задорожного
ПВО. Музей техники Вадима Задорожного
Самоходные артиллерийские установки. Музей техники Вадима Задорожного
Танки. Музей техники Вадима Задорожного
Музей боевой техники Мемориального комплекса «Победа», Чебоксары
Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Выставочный комплекс «Салют, победа!», Оренбург
Мемориальный Парк Победы, Казань
Бронетехника стран-участников нацистского блока. Парк «Патриот»
Техника стран-участников антигитлеровской коалиции. Парк «Патриот»
Техника у окружного дома офицеров и штаба Центрального военного округа, Екатеринбург

Лёгкий полугусеничный тягач NSU Kettenkrad HK 101

Самоходная мина «Голиаф» (Германия)

Автомобиль повышенной проходимости Volkswagen Typ 82

Автомобиль отличался от гражданской модели специальным облегченным открытым 4-дверным кузовом с плоскими панелями, задними колёсными редукторами, межколёсным самоблокирующимся дифференциалом, увеличенным до 290 мм клиренсом. Кузов был собран из тонких жестяных, продольно усиленных листов, имел складное лобовое стекло и брезентовую откидную крышу.
Названием Kubelwagen или Kubelsitzwagen обозначались не только VW Typ 82. Это общее название для армейских автомобилей открытого типа, на начальном этапе при проектировании которых, из-за необходимости как можно больше облегчить и упростить конструкцию, отказывались от дверей или заменяли их, как и крышу, на брезентовые, сиденья же, для большей безопасности, устанавливали глубокие — «лоханки» (Kubelsitz). В дальнейшем, несмотря даже на некоторые различия в конструкциях, а также наличие или отсутствие сидений-«лоханок», название Kubelwagen закрепилось за всеми автомобилями этого типа.
VW Typ 82 использовались во всех войсках Германии до окончания Второй мировой войны для перевозки личного состава, подвоза боеприпасов и топлива, эвакуации раненых и в качестве передвижной мастерской. На базе VW Typ 82 было создано более 30 модификаций многоцелевых автомобилей.

Автомобиль повышенной проходимости Volkswagen Typ 166 (Schwimmwagen)

Плавающий полноприводный автомобиль повышенной проходимости Volkswagen Typ 166 (Schwimmwagen).

Плавающий полноприводный автомобиль повышенной проходимости Volkswagen Typ 166 (Schwimmwagen).

Автомобиль-амфибия GMC-DUKW-353

"Вторая мировая война показала, какое большое значение при форсировании крупных рек и водоемов с оборонительными сооружениями на них могут иметь плавающие транспортные автомобили, позволяющие с хода (т.е. «с колес»), без специальной инженерной подготовки, временами даже в условиях огневого противодействия противника, быстро переплавлять (со скоростью до 160 м/мин), в том числе и с десантных судов, через водные преграды живую силу, боеприпасы, артиллерию (вплоть до дивизионной, гаубичной и противотанковой), иногда и с тягачами, забирая на обратном пути раненых. Так родился новый вид боевой техники – колесные и гусеничные транспортеры-амфибии. Их стали широко применять в армиях союзников, начиная с 1942 г., в частности, на Тихоокеанском театре военных действий, а позже и в Европе при высадках в Сицилии, в Нормандии, при форсировании рек Сена, Везер, Маас, Майн, Рейн, озер и многочисленных каналов.
С середины 1944 г. плавающие автомобили поступали по ленд-лизу и в Красную Армию. Использование нашими войсками автомобилей-амфибий в Висло-Одерской операции, при форсировании Свири и Даугавы позволило решить сложные боевые задачи при значительно меньших потерях, чем при задействовании обычных переправочных средств. Стало ясно, что и в будущем плавающие автомобили найдут широкое применение в войсках как эффективное и надежное десантно-переправочное средство. Им стали уделять большое внимание во всех армиях."
Источник: Евгений Прочко, "Большой автомобиль водоплавающий" ("Техника и вооружение", №3/2009)

Большой водоплавающий автомобиль DUKW-353, Музей техники Вадима Задорожного

Американский амфибийный автомобиль GMC-DUKW-353

Большой водоплавающий автомобиль DUKW-353, Музей техники Вадима Задорожного

Рама с агрегатами шасси помещена в водоизмещающий корпус-лодку понтонного типа с предельно благоприятными для такого универсального автомобиля гидродинамическими формами. В днище корпуса имелись выемки для колес, балок мостов, карданных валов, гребного винта и пр.

Большой водоплавающий автомобиль DUKW-353, Музей техники Вадима Задорожного

Для повышения проводимости амфибия оснащена централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. Воздух в шины подавался через шланги в качающихся шарнирных штангах и головки с вращающимися уплотнениями, укрепленные снаружи на ступицах колес.

"GMC-DUKW-353 был скомпонован фирмой Marmon Herrington на основе агрегатов и шасси массовых 2,5-тонных 3-осных (6x6) армейских автомобилей высокой проходимости (АВП) GMC-ACKWX-353 (1940 г.) и GMC-CCKW-353 (1941 г.). Эта фирма была известна своими удачными переделками распространенных коммерческих автомобилей 4x2 и 6x4 в полноприводные АВП, устанавливая на них часто покупные у других фирм передние ведущие мосты, раздаточные коробки с демультипликаторами, новые элементы подвески, более мощные радиаторы, лебедки и др. В данном случае специалисты Marmon Herrington, выполнив компоновку новой машины, спроектировали коробки отбора мощности (КОМ) с приводом на винт и лебедку (установленные сзади), сам винт с водяным рулем, откачивающие трюмные насосы, теплообменники двигателя с мощной системой вентиляции и другие новые агрегаты."
Источник: Евгений Прочко, "Большой автомобиль водоплавающий" ("Техника и вооружение", №3/2009)

Большой водоплавающий автомобиль DUKW-353, Музей техники Вадима Задорожного

Маневрирование машины на воде производилось с помощью водяного руля, установленного сразу за винтом. Он был постоянно связан тросовой передачей с рулевым механизмом и поворачивался в обе стороны синхронно с поворотом передних колес.

Большой водоплавающий автомобиль DUKW-353, Музей техники Вадима Задорожного

Сзади, в кормовой нише корпуса, устанавливалась лебедка с барабаном, вмещающим 61 метр троса диаметром 12,7 мм. Она служила для облегчения погрузки в грузовой отсек артиллерии, транспортных средств и др.

"Производство GMC-DUKW-353 началось в марте 1942 г. на заводах фирм Yellow Track, Coach Manufacturing, а с 1943 г. – и на Pontiac (осуществлялась только сборка). В 1943г. было выпущено 4508 машин, а всего до конца 1945 г. – 21247 единиц. Боевые потери (на всех фронтах) составили 1137 машин. В СССР по ленд-лизу в 1945 г. было поставлено 284 GMC-DUKW-353 (за 1944 г. данных нет)."
Источник: Евгений Прочко, "Большой автомобиль водоплавающий" ("Техника и вооружение", №3/2009)

Буксирно-моторный катер БМК-130МЛ

Буксирно-моторный катер БМК-130МЛ предназначен для буксировки паромов при устройстве мостовых и паромных переправ, переноса моста на другой створ, забрасывания якорей, для разведки реки и выполнения различных задач при оборудовании и содержании переправ.

Быстроходная траншейная машина БТМ-3

Быстроходная траншейная машина БТМ-3, Музей техники Вадима Задорожного

БТМ-3 (Быстроходная Траншейная Машина) — армейская машина для быстрой прокладки канав и траншей в грунтах от песчаного до мёрзлого.

Быстроходная траншейная машина БТМ-3, Музей техники Вадима Задорожного

Рабочий агрегат представляет собой стальное колесо с ковшами, которое опускается за машину и вращается, выкапывая канаву.

Быстроходная траншейная машина БТМ-3, Музей техники Вадима Задорожного

Рабочее оборудование представляет собой роторный экскаватор из 8 ковшей, которые крепятся к рабочему органу.

Быстроходная траншейная машина БТМ-3, Музей техники Вадима Задорожного

Базовая машина – тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т. Кабина герметизирована, снабжена фильтро – вентиляционной установкой.

Быстроходная траншейная машина БТМ-3, Музей техники Вадима Задорожного

Над рабочим органом расположена "П"-образная рама — привод подъема рабочего органа.

Быстроходная траншейная машина БТМ-3, Музей техники Вадима Задорожного

У БТМ на роторном рабочем органе ковши глухие, как на экскаваторе и часто забивались глиной, так как под своим весом в вертикальном положении не очищались. Расчёту приходилось останавливать машину и лопатой чистить ковши. На БТМ-3 ротор с ковшами открытого типа, днище ковшей — цепное, чтобы они выбивали грунт.

Быстроходная траншейная машина БТМ-3, Музей техники Вадима Задорожного

Трансмиссия вращает ротор в рабочем направлении на 2-х скоростях, имеется режим реверсированного вращения. Грунт отваливается по обе стороны от отрываемой траншеи, откосообразователь 850-36 и зачистной башмак 852-30 используются для формирования стенок и дна отрываемой траншеи.

Плавающий транспортёр ПТС-2

Плавающий транспортёр ПТС-2 предназначен для транспортировки десанта, десантной переправы через водные преграды артиллерийских систем, колесных и гусеничных тягачей, бронетранспортёров, автомобилей, личного состава и различных грузов.

Путепрокладчик БАТ-М

Путепрокладчик БАТ-М, Музей техники Вадима Задорожного

Путепрокладчик БАТ-М относится к классу инженерных машин и предназначен для различных дорожных и землеройных работ.

Путепрокладчик БАТ-М, Музей техники Вадима Задорожного

Расположенная впереди отвала регулируемая по высоте лыжа обеспечивает возможность снятия земляного слоя заданной толщины. Отвал может устанавливаться в бульдозерное, двухотвальное и грейдерное положение.

Путепрокладчик БАТ-М, Музей техники Вадима Задорожного

Кабина герметизирована, снабжена фильтро—вентиляционной установкой (ФВУ), благодаря чему машина может работать на местности, заражённой отравляющими и радиоактивными веществами.

Путепрокладчик БАТ-М, Музей техники Вадима Задорожного

Машина оснащена крановым оборудованием грузоподъёмностью 2 тонны, причём управление им производится с выносного пульта, благодаря чему крановщик может одновременно выполнять роль такелажника (стропальщика).

Путепрокладчик БАТ-М, Музей техники Вадима Задорожного

Поднимание и опускание, в том числе и принудительное заглубление рабочего органа, а также его перекашивание в любую сторону производится с помощью гидропривода.

Прожектор Б-200

Прожектор Б-200, Музей техники Вадима Задорожного

Прожектор Б-200

Бронелетучка БТЛ-1

"Некоторая нормализация отношений с Китаем отнюдь не давала повод причислить его к стану дружественных государств. Непредсказуемость соседа, не раз шедшего на проявления открытой агрессии, вкупе с его огромным военным потенциалом заставляли держать порох сухим. В феврале 1979 г., когда обозначилось новое ухудшение отношений СССР и Китая в результате вторжения китайских войск во Вьетнам и угроз в адрес Монголии, было образовано Главное командование войск Дальнего Востока со штабом в Улан-Уде. Под его началом объединялись войска ДальВО и ЗабВО, в оперативном подчинении Главкомата находились также Тихоокеанский флот, воздушные армии и силы ПВО. По-прежнему проблемной оставалась защита железнодорожных объектов, оборона которых обычными средствами требовала оборудования большого числа укреплений. В конце концов, вернулись к отвергнутой было идее маневренного прикрытия с помощью бронепоездов.

Предложение было реализовано в упрощенном варианте, с максимальным использованием готовых агрегатов, чтобы избежать проблем при запуске в производство специальных разработок. В это время предприятия «оборонки» и без того работали с полной отдачей и в три смены – заказ Минобороны на бронетехнику к началу десятой пятилетки требовал почти 100-процентной загрузки их мощностей.

Основной задачей выдвигалось обеспечение защиты протяженных объектов, значительно удаленных друг от друга. С этой целью бронепоезд делался модульным, состоящим из способных действовать автономно «бронелетучек». Последние имели в своем составе танки, что обеспечивало большую гибкость их применения и подвижность, искупая существенный недостаток прежних «бронекрепостей» – привязанность к железнодорожному пути и зависимость от его состояния. Подобное решение практиковали в годы войны еще немцы, использовавшие в борьбе с партизанами легкие танки, передвигавшиеся на железнодорожных платформах.

Основной боевой единицей поезда стали «бронелетучки» в составе пары открытых 55-тонных платформ с танками Т-62 (могли использоваться и машины любых других типов, имевшиеся под рукой, в том числе и лишившиеся подвижности – лишь бы сохранялись их «огневые» возможности) и бронированного маневрового тепловоза типа ТГМ-14. Колесные тележки и тормозная система платформ прикрывались броневыми фартуками, а помимо танка на каждой из платформ устанавливался бронированный короб для размещения мотострелкового отделения со штатным вооружением. Короба имели в стенах бойницы, прикрытые изнутри открывающимися заслонками, командирскую башенку со смотровым перископическим прибором и оборудовались KB и УКВ-радиостанциями. При необходимости короба можно было снять с платформы, освобождая место под груз. Штатная численность бойцов «бронелетучки» составляла 25 человек. В составе поезда предусматривалось иметь до пяти таких бронеединиц, в зависимости от выполняемой задачи. Использоваться они могли как в составе поезда, так и самостоятельно."
Источник: Виктор Марковский, «Последние бронепоезда Советской Армии» («Мир оружия», №9/2005)

Бронелетучка БТЛ-1, Музей техники Вадима Задорожного

Бронелетучка БТЛ-1 могла действовать самостоятельно, либо в составе бронепоезда БП-1 (выпуск начала 1970-х годов на Харьковском заводе тяжёлого машиностроения)

Бронелетучка БТЛ-1, Музей техники Вадима Задорожного

Бронепоезда БП-1 использовались в Забайкалье и на Дальнем Востоке для прикрытия Транссибирской магистрали. В 1990 были переброшены в Закавказье для поддержки советских частей в горячих точках Азербайджана (в Карабах)

Бронелетучка БТЛ-1, Музей техники Вадима Задорожного

Частично бронированные четырехосные платформы с танками и бронеотсеками для размещения дополнительного боекомплекта или внештатного десанта (до 8 человек)

Бронелетучка БТЛ-1, Музей техники Вадима Задорожного

Каждая из бронелетучек состояла из маневрового бронетепловоза ТГМ-14 и двух платформ с одним танком Т-62 или Т-55 на каждой. В музейной экспозиции на платформе установлен Т-62М.

"Тактика действий поезда предполагала выдвижение в заданый район, где «бронелетучки» рассредотачивались по назначенным объектам, осуществляя их прикрытие; считалось, что пары танков и двух мотострелковых отделений было достаточно для защиты типового железнодорожного сооружения (моста, путепровода, разъезда и т. п.). При необходимости оборону можно было усилить другими «бронелетучками». Платформы оборудовались откидными аппарелями для погрузки и разгрузки танков. По прибытии «бронелетучки» к охраняемому объекту танки могли вести огонь прямо с платформ или, съехав с них, занять подготовленные позиции. В зависимости от обстановки поезда и летучки могли выполнять задачи подвижного огневого резерва, перебрасываемого к угрожаемым участкам, а их танки – контратаковать противника. Предполагалось, что каждая «бронелетучка» сможет контролировать зону ответственности до 100 км; тем самым комплектный поезд позволял прикрыть участок в 500 км, что равняется расстоянию от Иркутска до Улан-Уде.

Если поезд действовал в полном составе, то он выглядел еще внушительнее. Управление им осуществлялось из полностью бронированного вагона с узлом связи и рабочими местами командира и штаба. Для действий на зараженной местности он был герметичен и имел фильтровентиляционные установки. На открытых площадках размещались 23-мм зенитные установки того же типа, что и на «Шилках», но без громоздких башен и РЛС. ПВО поезда дополнял специальный броневагон на основе обычной платформы, в центральной части которого находился пункт управления, а на торцевых открытых площадках – по одной ЗУ-23-4 и спаренной ЗУ-23. Центральная рубка служила также для укрытия расчетов и боекомплекта. Помимо зенитной артиллерии, на площадках находились также расчеты ПЗРК. Тепловоз ТГ-16 во главе состава также был зашит стальной броней, причем ею прикрывались не только будка машиниста и силовое отделение с дизель-генератором, но и объемистые топливные баки под полом, защищенные опущенными вниз стальными фартуками. В броне имелся ряд люков для доступа к агрегатам и продувочные жалюзи, а рубка управления была двухъярусной с отделением машиниста снизу и боевым с командирским местом в верхней части. В броне рубки имелись бойницы для стрельбы из стрелкового оружия.

Как и подобает штатной мотострелковой или танковой части, в составе поезда имелось разведывательное подразделение с двумя плавающими танками ПТ-76. Платформы с этими легкими и менее защищенными танками имели усиленную броневую защиту – вертикальные листы двухметровой высоты, спереди и сзади откидывающиеся на петлях и выполняющие функции аппарелей для танков.

Полностью укомплектованный состав выглядел следующим образом. Впереди – платформа прикрытия, служившая страховкой на случай подрыва полотна (для его ремонта предназначались рельсы и шпалы, загруженные на платформу и служившие балластом, а с поездом следовала и бригада восстановителей пути), тепловоз, за ним – две танковые «бронелетучки». Середина поезда формировалась из штабного броневагона, площадки зенитных установок и платформ с ПТ-76. Замыкали состав ещё три «бронелетучки» и платформа прикрытия. Кроме того, при необходимости поезд мог включать вагоны для личного состава (теплушки или пассажирские), а также полевые кухни, предусмотренные для воинских эшелонов.

В состав бронепоезда также входила разведывательная рота с восемью БТР-40 (ЖД). Машины эти, оборудованные спереди и сзади откидными рамами с пружинными рессорами и стальными катками с внутренними ребордами, могли передвигаться по железной дороге со скоростью до 80 км/ч (ход обеспечивали основные колеса, бежавшие по рельсам). Перевод машины с обычного хода на железнодорожный занимал всего 3-5 минут. Для их транспортировки на большие расстояния поезду придавались еще четыре обычные платформы, на которые своим ходом грузились по два БТР-40 (ЖД).

Несмотря на перипетии большой политики, служба всех четырех построенных бронепоездов в ЗабВО шла рутинно. Почти все время они находились на полустанке под Читой, находясь при этом на ходу и в боеготовности, что периодически проверялось запуском локомотивов, маневрированием, отработкой схода и загрузки танков. Отдельно хранился только боекомплект, который при необходимости следовало загрузить."
Источник: Виктор Марковский, «Последние бронепоезда Советской Армии» («Мир оружия», №9/2005)