Инженерная и другая специальная техника. Музей техники Вадима Задорожного

Месторасположение: Московская область, Красногорский район, п. Архангельское, 4-й километр Ильинского шоссе. Официальный сайт: http://www.tmuseum.ru

Лёгкий полугусеничный тягач NSU Kettenkrad HK 101

Самоходная мина «Голиаф» (Германия)

Автомобиль повышенной проходимости Volkswagen Typ 82

Автомобиль отличался от гражданской модели специальным облегченным открытым 4-дверным кузовом с плоскими панелями, задними колёсными редукторами, межколёсным самоблокирующимся дифференциалом, увеличенным до 290 мм клиренсом. Кузов был собран из тонких жестяных, продольно усиленных листов, имел складное лобовое стекло и брезентовую откидную крышу.
Названием Kubelwagen или Kubelsitzwagen обозначались не только VW Typ 82. Это общее название для армейских автомобилей открытого типа, на начальном этапе при проектировании которых, из-за необходимости как можно больше облегчить и упростить конструкцию, отказывались от дверей или заменяли их, как и крышу, на брезентовые, сиденья же, для большей безопасности, устанавливали глубокие — «лоханки» (Kubelsitz). В дальнейшем, несмотря даже на некоторые различия в конструкциях, а также наличие или отсутствие сидений-«лоханок», название Kubelwagen закрепилось за всеми автомобилями этого типа.
VW Typ 82 использовались во всех войсках Германии до окончания Второй мировой войны для перевозки личного состава, подвоза боеприпасов и топлива, эвакуации раненых и в качестве передвижной мастерской. На базе VW Typ 82 было создано более 30 модификаций многоцелевых автомобилей.

Автомобиль повышенной проходимости Volkswagen Typ 166 (Schwimmwagen)

Плавающий полноприводный автомобиль повышенной проходимости Volkswagen Typ 166 (Schwimmwagen).

Плавающий полноприводный автомобиль повышенной проходимости Volkswagen Typ 166 (Schwimmwagen).

Автомобиль-амфибия GMC-DUKW-353

"Вторая мировая война показала, какое большое значение при форсировании крупных рек и водоемов с оборонительными сооружениями на них могут иметь плавающие транспортные автомобили, позволяющие с хода (т.е. «с колес»), без специальной инженерной подготовки, временами даже в условиях огневого противодействия противника, быстро переплавлять (со скоростью до 160 м/мин), в том числе и с десантных судов, через водные преграды живую силу, боеприпасы, артиллерию (вплоть до дивизионной, гаубичной и противотанковой), иногда и с тягачами, забирая на обратном пути раненых. Так родился новый вид боевой техники - колесные и гусеничные транспортеры-амфибии. Их стали широко применять в армиях союзников, начиная с 1942 г., в частности, на Тихоокеанском театре военных действий, а позже и в Европе при высадках в Сицилии, в Нормандии, при форсировании рек Сена, Везер, Маас, Майн, Рейн, озер и многочисленных каналов.
С середины 1944 г. плавающие автомобили поступали по ленд-лизу и в Красную Армию. Использование нашими войсками автомобилей-амфибий в Висло-Одерской операции, при форсировании Свири и Даугавы позволило решить сложные боевые задачи при значительно меньших потерях, чем при задействовании обычных переправочных средств. Стало ясно, что и в будущем плавающие автомобили найдут широкое применение в войсках как эффективное и надежное десантно-переправочное средство. Им стали уделять большое внимание во всех армиях."
Источник: Евгений Прочко, "Большой автомобиль водоплавающий" ("Техника и вооружение", №3/2009)

Большой водоплавающий автомобиль DUKW-353, Музей техники Вадима Задорожного

Американский амфибийный автомобиль GMC-DUKW-353

Большой водоплавающий автомобиль DUKW-353, Музей техники Вадима Задорожного

Рама с агрегатами шасси помещена в водоизмещающий корпус-лодку понтонного типа с предельно благоприятными для такого универсального автомобиля гидродинамическими формами. В днище корпуса имелись выемки для колес, балок мостов, карданных валов, гребного винта и пр.

Большой водоплавающий автомобиль DUKW-353, Музей техники Вадима Задорожного

Для повышения проводимости амфибия оснащена централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. Воздух в шины подавался через шланги в качающихся шарнирных штангах и головки с вращающимися уплотнениями, укрепленные снаружи на ступицах колес.

"GMC-DUKW-353 был скомпонован фирмой Marmon Herrington на основе агрегатов и шасси массовых 2,5-тонных 3-осных (6x6) армейских автомобилей высокой проходимости (АВП) GMC-ACKWX-353 (1940 г.) и GMC-CCKW-353 (1941 г.). Эта фирма была известна своими удачными переделками распространенных коммерческих автомобилей 4x2 и 6x4 в полноприводные АВП, устанавливая на них часто покупные у других фирм передние ведущие мосты, раздаточные коробки с демультипликаторами, новые элементы подвески, более мощные радиаторы, лебедки и др. В данном случае специалисты Marmon Herrington, выполнив компоновку новой машины, спроектировали коробки отбора мощности (КОМ) с приводом на винт и лебедку (установленные сзади), сам винт с водяным рулем, откачивающие трюмные насосы, теплообменники двигателя с мощной системой вентиляции и другие новые агрегаты."
Источник: Евгений Прочко, "Большой автомобиль водоплавающий" ("Техника и вооружение", №3/2009)

Большой водоплавающий автомобиль DUKW-353, Музей техники Вадима Задорожного

Маневрирование машины на воде производилось с помощью водяного руля, установленного сразу за винтом. Он был постоянно связан тросовой передачей с рулевым механизмом и поворачивался в обе стороны синхронно с поворотом передних колес.

Большой водоплавающий автомобиль DUKW-353, Музей техники Вадима Задорожного

Сзади, в кормовой нише корпуса, устанавливалась лебедка с барабаном, вмещающим 61 метр троса диаметром 12,7 мм. Она служила для облегчения погрузки в грузовой отсек артиллерии, транспортных средств и др.

"Производство GMC-DUKW-353 началось в марте 1942 г. на заводах фирм Yellow Track, Coach Manufacturing, а с 1943 г. - и на Pontiac (осуществлялась только сборка). В 1943г. было выпущено 4508 машин, а всего до конца 1945 г. - 21247 единиц. Боевые потери (на всех фронтах) составили 1137 машин. В СССР по ленд-лизу в 1945 г. было поставлено 284 GMC-DUKW-353 (за 1944 г. данных нет)."
Источник: Евгений Прочко, "Большой автомобиль водоплавающий" ("Техника и вооружение", №3/2009)

Буксирно-моторный катер БМК-130МЛ

Буксирно-моторный катер БМК-130МЛ предназначен для буксировки паромов при устройстве мостовых и паромных переправ, переноса моста на другой створ, забрасывания якорей, для разведки реки и выполнения различных задач при оборудовании и содержании переправ.

Быстроходная траншейная машина БТМ-3

Быстроходная траншейная машина БТМ-3, Музей техники Вадима Задорожного

БТМ-3 (Быстроходная Траншейная Машина) — армейская машина для быстрой прокладки канав и траншей в грунтах от песчаного до мёрзлого.

Быстроходная траншейная машина БТМ-3, Музей техники Вадима Задорожного

Рабочий агрегат представляет собой стальное колесо с ковшами, которое опускается за машину и вращается, выкапывая канаву.

Быстроходная траншейная машина БТМ-3, Музей техники Вадима Задорожного

Рабочее оборудование представляет собой роторный экскаватор из 8 ковшей, которые крепятся к рабочему органу.

Быстроходная траншейная машина БТМ-3, Музей техники Вадима Задорожного

Базовая машина - тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т. Кабина герметизирована, снабжена фильтро - вентиляционной установкой.

Быстроходная траншейная машина БТМ-3, Музей техники Вадима Задорожного

Над рабочим органом расположена "П"-образная рама — привод подъема рабочего органа.

Быстроходная траншейная машина БТМ-3, Музей техники Вадима Задорожного

У БТМ на роторном рабочем органе ковши глухие, как на экскаваторе и часто забивались глиной, так как под своим весом в вертикальном положении не очищались. Расчёту приходилось останавливать машину и лопатой чистить ковши. На БТМ-3 ротор с ковшами открытого типа, днище ковшей — цепное, чтобы они выбивали грунт.

Быстроходная траншейная машина БТМ-3, Музей техники Вадима Задорожного

Трансмиссия вращает ротор в рабочем направлении на 2-х скоростях, имеется режим реверсированного вращения. Грунт отваливается по обе стороны от отрываемой траншеи, откосообразователь 850-36 и зачистной башмак 852-30 используются для формирования стенок и дна отрываемой траншеи.

Плавающий транспортёр ПТС-2

Плавающий транспортёр ПТС-2 предназначен для транспортировки десанта, десантной переправы через водные преграды артиллерийских систем, колесных и гусеничных тягачей, бронетранспортёров, автомобилей, личного состава и различных грузов.

Путепрокладчик БАТ-М

Путепрокладчик БАТ-М, Музей техники Вадима Задорожного

Путепрокладчик БАТ-М относится к классу инженерных машин и предназначен для различных дорожных и землеройных работ.

Путепрокладчик БАТ-М, Музей техники Вадима Задорожного

Расположенная впереди отвала регулируемая по высоте лыжа обеспечивает возможность снятия земляного слоя заданной толщины. Отвал может устанавливаться в бульдозерное, двухотвальное и грейдерное положение.

Путепрокладчик БАТ-М, Музей техники Вадима Задорожного

Кабина герметизирована, снабжена фильтро—вентиляционной установкой (ФВУ), благодаря чему машина может работать на местности, заражённой отравляющими и радиоактивными веществами.

Путепрокладчик БАТ-М, Музей техники Вадима Задорожного

Машина оснащена крановым оборудованием грузоподъёмностью 2 тонны, причём управление им производится с выносного пульта, благодаря чему крановщик может одновременно выполнять роль такелажника (стропальщика).

Путепрокладчик БАТ-М, Музей техники Вадима Задорожного

Поднимание и опускание, в том числе и принудительное заглубление рабочего органа, а также его перекашивание в любую сторону производится с помощью гидропривода.