Открытая площадка экспозиции военной техники Центрального музея Великой Отечественной войны


Месторасположение: г.Москва, парк Победы на Поклонной горе
Официальный сайт: http://www.poklonnayagora.ru/
Дополнительно: Центральный музей Великой Отечественной войны
Навигация:
Лёгкий танк Т-26, двухбашенная модификация с пулеметным вооружением (выпуск 1931-1933 гг.)
Лёгкий танк Т-26 (выпуск 1933-1938 гг.)
Средний танк Т-34 производства завода №112, выпуска 1942 года
Тяжёлый танк КВ-1С
Тяжёлый танк ИС-2
Средний танк Т-44
Американский средний танк M4A2
Английский пехотный танк Matilda IV
57-мм американская САУ T48
76-мм САУ СУ-76И
152-мм САУ ИСУ-152К
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13Н
203-мм гаубица Б-4М
152-мм пушка БР-2 образца 1935 года
122-мм корпусная пушка-гаубица А-19 образца 1931/1937 года
Клоны шведской 40-мм автоматической зенитной пушки «Бофорс» - английская Mk.III и американская M1
122-мм полевая гаубица образца 1910/1930 года
25-мм автоматические зенитные пушки: одноствольная 72-К обр.1940 года и спаренная 94-КМ обр.1944 года
Военно-транспортный самолет Ли-2Т
Макеты советских самолётов
Истребитель Р-63 «Kingcobra»
Бомбардировщик Ил-4 (ДБ-3Ф)
Бензозаправщик БЗ-43
Прожекторная установка З-15-4Б
Лёгкий танк Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F
САУ Marder III
Бронеплощадки бронепоезда «Красновосточник»
Железнодорожный артиллерийский транспортёр ТМ-1-180
Железнодорожный артиллерийский транспортёр ТМ-3-12
Ствол морской пушки 305мм/52
533-мм торпедный аппарат ПТА-53
Копия немецкого путеразрушителя

Лёгкий танк Т-26, двухбашенная модификация с пулеметным вооружением (выпуск 1931-1933 гг.)

См. также:
БТ-7 обр.1937 года на открытой площадке экспозиции военной техники Центрального музея Вооруженных Сил, г.Москва
Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма

Самый простой способ ощутить эпоху, которую представляет это безмолвное железо - открыть книгу М.Н. Свирина «Броня крепка. История советского танка 1919-1937». Конечно, мы и так знаем из школьного курса истории, что для Советского Союза предвоенный период это, прежде всего напряжённая работа, по ликвидации отсталости экономики страны. Вспомним о сложнейшей внешнеполитической обстановке конца 1920-ых годов в которой страна приступила к индустриализации. Один только 1927 год был, казалось бы, тяжелее некуда: серия терактов, убийство советского дипломата Войкова, разрыв дипломатических отношений с Великобританией. Казалось, новая война неизбежна. Дошло даже до проведения пробной мобилизации. Дополняли картину внутренние проблемы: хозяйственный кризис и борьба с внутрипартийной оппозицией. Вот в этой накалённой атмосфере советские люди создавали промышленный потенциал страны. Однако нас сейчас интересуют именно работники отечественной танковой промышленности. Вот тут фундаментальный труд Михаила Николаевича Свирина будет очень кстати. В конце 1929 года стало очевидно, что срок разработки всех отечественных танков не выдержан, их ТТХ не соответствуют заданным, а серийный выпуск невозможен. Причины тому очевидны: конструкторы не имеют нужного опыта, острый дефицит кадров в отечественной тяжелой промышленности, крайняя скудность станочного парка и инструментальной оснастки. Комиссия под председательством наркомтяжпром Г.К. Орджоникидзе приняла решение об обращении к зарубежному опыту, который виделся в приглашении в СССР зарубежных конструкторов и командировании за границу лучших представителей военного ведомства и промышленности для приобретения образцов танков, артиллерийских тягачей с документацией и получения технической помощи по вышеуказанным объектам.

пулемётный Т-26 , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны пулемётный Т-26 , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны пулемётный Т-26 , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Лёгкий танк БТ-7 с конической башней (выпущен в 1937-1939 годы), Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Лёгкий танк Т-26, двухбашенная модификация с пулеметным вооружением

Лицензионная копия лёгкого английского танка
Vickers Mk.E Type A

Следы английского происхождения танка - водитель размещён справа

Лёгкий танк БТ-7 с конической башней (выпуск 1937-1939 гг.)

В Великобритании советская закупочная комиссия столкнулись с отказом фирмы «Виккерс-Армстронг» продавать что-либо в единичном экземпляре, тем более – с документацией. Поэтому у тогдашнего законодателя мирового танкостроения было приобретено несколько образцов бронетанковой техники в комплекте с чертежами: а) эскизными, б) сборочными, в) монтажными, г) инспекционно-производственными. Фирма «Виккерс-Армстронг» обязалась предоставить все танки сначала в виде опытной партии по 3 штуки каждого типа, по итогам которых внести изменения в конструкцию. Итак, у англичан были приобретены:
1) 20 танкеток Carden-Loyd Mk VI (иногда именовавшиеся "гусеничными пулемётовозами Карден-Ллойда"), которые после некоторых доработок превратились в советские Т-27. На их приобретении особо настаивал маршал М.Н. Тухачевский, который считал, что в будущих военных конфликтах танкетки выступят в роли "бронированной саранчи" и заменят кавалерию. Тухачевский лично написал сценарий к учебному фильму «Танкетка» и выбил финансирование киносъёмок.
2) 15 малых шеститонных танков Vickers Mk.E Type A (в наших документах «В-26») стали родоначальниками многочисленного (около 10 000 машин) семейства Т-26. Любопытно, что британская армия оценила Vickers Mk.E, но не приняла на вооружение. Производитель выпустил 153 танка этого типа по заказам от СССР, Греции, Польши, Боливии, Сиама, Финляндии, Португалии, Китая и Болгарии.
3) 16 закупленных двенадцатитонных Vickers Medium Mark II не нашли продолжения в советском танкостроении. В 1941 году их корпуса (которые готовили к установке в укрепрайонах) достались финнам в Карелии и немцам в районе г.Остров.

Пятибашенный танк A1E1 «Independent» и шестнадцатитонный трехбашенный Vickers Mark III англичане продавать отказались. Впрочем, агентурные данные о 16-тонном танке были восприняты в Советском Союзе очень внимательно, и в сентябре 1932 года на испытания вышел самостоятельно спроектированный опытный Т-28. Также комиссией были закуплены в США два танка Джона Кристи «М.1940», ставшие отправной точкой для создания семейства советских танков БТ. Несколько позже, в 1933 году, в Великобритании был приобретён танк-амфибия Vickers A4E11, испытания которого дали старт разработке советских плавающих танков (Т-37 и прочие).

Итак, три британских «шеститонника» прибыли в СССР и вышли на испытания, которые проходили, в том числе, и на склонах Поклонной горы. Понятно, что у испытуемых выявили ряд серьёзных недостатков, как-то: специальный двигатель воздушного охлаждения, который будет плохо работать жарким летом, дюймовые размеры, слабое бронирование, недостаточный обзор, невозможность форсирования двигателя без переделки моторного отсека, трудности зимнего пуска. В тоже время отмечались высокая скорость и маневренность танка, надежность и простота конструкции. Очень интересным выглядит мнение М.Н. Тухачевского, который, в частности, писал: «… касаемо осмотренного мною недавно английского танка Викерса, нашел его как нельзя лучше подходящим задаче сопровождения при атаке вражеских окоп… Расположение башен танка бок-о-бок очень выгодно позволяет танку развить сильный побортный огонь при пересечении окоп и траншей…, от которого никак не укрывает бруствер…
В этот ответственный момент танку недостает, как видится, еще одной огневой точки в виде пулемета или легкой пушки, направленной вперед по ходу для подавления целей (как то: пулемет, пушка) из второй линии обороны…
Нетрудно понять, что двухбашенная и трехбашенная схемы потому и приняты англичанами, что очень перспективны и наиболее выгодны для преодоления вражеской обороны среди своей пехоты…
». Думаю, ход мыслей маршала очевиден. Столь же очевидны и истоки многобашенной концепции советских Т-28 и Т-35.

Любопытны обстоятельства, ускорившие принятие Т-26 на вооружение. В январе 1931 года появились агентурные данные о том, что "польское правительство ведет закупки образцов 6-тонного танка типа Виккерс и 10-тонного быстроходного танка типа Кристи и усиленно готовится их массовому производству". В Советском Союзе воспринимали Польшу как серьёзного вероятного противника. Её спецслужбы вели активную разведывательную деятельность против СССР, что впрочем, объяснимо - не так давно завершилась советско-польская война 1920 года. Несколько позже, в 1934 году, была подписана «Декларация о неприменении силы между Германией и Польшей». Этот договор обезопасил восточные границы Германии и позволил Гитлеру действовать на Западе (Саар, Рурская область). Так что к сообщению разведки отнеслись максимально серьёзно. Отсюда, кстати, и спешный переход к серийному производству новых танков «как есть», хотя они явно уступали тем, что могло «вскоре появиться».

Лёгкий танк Т-26 (выпуск 1933-1938 гг.)

Что касается дальнейшего совершенствования отечественной версии британского «шеститонника», то уже через пару лет двухбашенный «чистильщик окопов» превратился в однобашенный классический пушечный танк. Конструктор опытно-конструкторского машиностроительного отдела ленинградского завода «Большевик» Семён Гинзбург добился финансирования работ над "классической" модификацией, понимая её преимущества с точки зрения массы, стоимости и маневра вооружения. Было опробовано несколько вариантов башен кругового вращения, пока в 1933 году не появился Т-26 с 45-мм полуавтоматической пушкой 20К в башне с развитой кормовой нишей. Интересно, что производство двухбашенных Т-26 продолжалось. Существенную роль тут сыграло мнение маршала М.Н. Тухачевского который был уверен, что именно двухбашенные машины являются наиболее подходящими для целей сопровождения пехоты, и именно они должны составлять костяк танковых сил. По состоянию на 1 июня 1941 года в РККА числился 1261 двухбашенный танк Т-26.

Т-26 , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Т-26 , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Т-26 , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Т-26 , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Лёгкий танк Т-26 с
цилиндрической башней
(выпуск 1933-1938гг.)

Водитель мог покинуть свое место через откидную двустворчатую дверцу в лобовом листе

Подвеска танка – блокированная, из двух тележек по каждому борту

Т-26 с пушечной 45-мм башней клепаной конструкции. Слева от башни - вентилятор боевого отделения

Установка новой, «большой» башни на корпус Т-26 привела к росту массы танка на 850-1200 кг. Для перетяжелённой машины мощности мотора в 85-88 л.с. было явно недостаточно. Тут надо сказать, что фирма «Виккерс» обязалась в течение трёх лет уведомлять советскую сторону о существенных изменениях и доработках в конструкции лицензированных танков. И вот, осенью 1932 года представитель фирмы «Виккерс» сообщил о новом варианте двигателя Vickers Mk.E, развивавшего мощность 100 л.с. Ознакомившись с описанием новинки специалисты двигательного цеха ленинградского завода «Большевик» предложили самостоятельно поднять мощность мотора путём разработки нового карбюратора. К маю 1933 года новый мотор был более-менее отлажен и выдал 92 л.с., но эксплуатационная мощность мотора составляла 75 л.с. Именно эту модификацию получили Т-26 с цилиндрической пушечной башней. Конструкторы планировали в дальнейшем оснащать танк дизельным двигателем мощностью 150 л.с. Под перспективный дизель в 1934 году даже расширили моторно-трансмиссионное отделение танка. Однако надёжный дизельный двигатель советская промышленность осилила очень и очень не скоро (даже путём копирования немецких дизелей).
Стоит отметить, что у пушечных танков на крыше подбашенной коробки с правой стороны добавился вентилятор боевого отделения. Связано это было с тем, что при стрельбе из 45-мм орудия загазованность боевого отделения порой приводила к отравлению экипажа пороховыми газами.

За время серийного производства, с 1931 по 1940 год, было произведено 10 300 танков Т-26 всех модификаций. РККА получила 9686 машин. Т-26 были достаточно надёжны, просты в освоении и эксплуатации. Однако реальная подвижность Т-26 была не вполне достаточна, а эффективность подвески ввиду перегрузки танка не позволяла вести огонь с хода. Опыт испанской войны и локальных конфликтов показал слабость их бронирования, резервов же по увеличению бронирования и вооружения у Т-26 не было. Тем не менее, советские танкисты вступили в Великую Отечественную войну именно на изношенных старых танках Т-26 и БТ. Да, броня немецких танков начального периода войны пробивалась советской 45-мм танковой пушкой 20К, но не это решало исход боя. Тактически немцы были сильнее, поле боя чаще всего оставалось за немецкими войсками. Соответственно эвакуировать и восстановить подбитые советские машины было невозможно. Большинство танков Т-26 было потеряно советской стороной в первый военный год. Для погружения в тему обратитесь к книге А.А. Уланова и Д.В. Шеина «Порядок в танковых войсках».

См. также:
Т-26РТ обр.1933 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Т-26 обр.1933 года на открытой площадке экспозиции военной техники Центрального музея Вооруженных Сил, г.Москва

Средний танк Т-34 производства завода №112, выпуска 1942 года

Первые три фотографии в ряду это классического образец танка Т-34-76 производства завода №112 выпуска 1942 года. У данной машины присутствуют все характерные черты для обозначенного производителя и периода постройки:
- фирменный сормовский верхний кормовой бронелист на широких петлях;
- крышка круглого трансмиссионного люка на узкой петле;
- задние буксирные крюки с одним "рогом";
- шиповое соединение наклонных бортовых и верхнего лобового листов;
- броненакладки, защищающие погон башни, приваренные по периметру передней части бронекорпуса;
- установка курсового пулемета без бронемаски;
- передние "молоткообразные" буксирные крюки раннего типа;
- обилие согнутых из прутка поручней на корпусе и башне;
- литая башня без кормового люка для демонтажа артсистемы;
- штампованные опорные катки с перфорированными резиновыми бандажами и усилительными кольцами вокруг ступиц;
- ведущие колеса раннего типа из двух частей, стянутых между собой болтами и гайками корончатой формы;
- ленивцы без усилительных колец вокруг отверстий облегчения.
Источник: http://legion-afv.narod.ru/T-34-76_PoklonnayaGora_112.html

Т-34, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Т-34, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Т-34, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Т-34, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

У сормовской машины хорошо видны отсутствие бронемаски курсового пулемета и шиповое соединение наклонных бортовых и верхнего лобового листов

Характерные для сормовских танков штампованные опорные катки с перфорированными резиновыми бандажами и усилительными кольцами вокруг ступиц

Крышка круглого трансмиссионного люка на узкой петле, характерные задние буксирные крюки и поручни на верхнем кормовом листе

Т-34-76 предположительно завода №183. Хорошо видны разнотипные опорные катки

Крайняя справа - фотография Т-34-76 выпущенного предположительно заводом №183 во второй половине 1942 года. У данной машины присутствуют некоторые характерные черты для обозначенного производителя и периода постройки:
- литая башня "гайка" ("с острыми кромками" по терминологии С.Залоги) без поручней;
- верхний кормовой бронелист на трех узких петлях;
- большая крышка круглого трансмиссионного люка на широкой петле петле;
- задние буксирные молоткообразные крюки с двумя "рогми";
- установка курсового пулемета с бронемаской;
- передние "молоткообразные" буксирные крюки позднего типа;
- штампованные усиленные опорные катки с перфорированными резиновыми бандажами соседствуют с литыми катками с внутренней и наружной амортизацией;
- цельнолитые ведущие колеса без роликов;
- ленивцы без усилительных колец вокруг отверстий облегчения;
- траки с шевронным рисунком рабочей поверхности;
Источник: http://legion-afv.narod.ru/T-34-76_PoklonnayaGora_D.html

Тяжёлый танк КВ-1С

КВ-1С был разработан в 1942 году КБ Челябинского тракторного завода в ответ на претензии к низкой подвижности и надёжности тяжёлого танка КВ-1. Достаточно сказать, что весной 1942 года 30% танков КВ-1 успевало пройти всего 120-125 км, после чего они выходили из строя. Ценой уменьшения габаритов, ослабления бронирования, отказа от запасных топливных баков, снижения боекомплект до 90 снарядов, сокращения ЗИП удалось снизить общую массу танка более чем на 5 тонн. Танк получил новые коробку передач, систему охлаждения и бортредукторы, что повысило надёжность боевой машины. Командир танка получил наблюдательную башенку с 5 смотровыми приборами, что значительно улучшило обзор. К сожалению, реализовать задумки конструкторов и быстро исправить ситуацию с качеством тяжёлых танков не позволяли ограниченные ресурсы Челябинского тракторного завода. В частности в проблемный период первого квартала 1942 года весь коллектив завода составлял 27 321 человек, при потребности 40 000. О станках, инструментах и технологической оснастке и говорить нечего. Вот что рассказал о последнем представителе семейства танков «КВ» Михаил Николаевич Свирин в своей книге «Броневой щит Сталина. История советского танка (1937-1943)».
5 июня 1942 г. председатель ГКО И. Сталин подписал постановление № 1878сс следующего содержания:
"Опыт боевого применения КВ-1 в воинских частях вскрыл следующие недостатки КВ:
1) Большой вес танка (47,5 т), что сокращает его боевую оперативность и усложняет условия боевой эксплуатации;
2) Недостаточная надежность коробки перемены передач вследствие недостаточной прочности шестерен первой и замедленной передач и картера;
3) Недостаточно интенсивная работа системы охлаждения двигателя, вследствие чего приходится часто производить переключение скоростей с высших на низшие, что приводит к сокращению средних скоростей движения и ограничивает возможность наиболее полного использования мощности двигателя;
4) Недостаточная круговая обзорность танка из-за неудобного расположения смотровых приборов и отсутствия командирской башенки.
Кроме этих основных дефектов из армии поступают сообщения о дефектах сборки и изготовления отдельных узлов, в особенности дизеля танка, что свидетельствует о еще недостаточном контроле за изготовлением и сборкой танков и нарушении техпроцесса".

КВ-1С , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны КВ-1С , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны КВ-1С , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны КВ-1С , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Экспонат собран из остатков корпуса танка КВ-1 поднятого из реки Воря Калужской области и ходовой части танка ИС-2

Установлена башня танка КВ-1С из запасов музея, которая до 2010 года демонстрировалась отдельно

Лобовая часть корпуса от настоящего КВ-1

Вместо командирской башенки приварена какая-то круглая надстройка. На корме башни нечто отдалённо напоминающее пулеметную установку

Теперь предписывалось перейти к выпуску танка КВ массой не свыше 42,5 т, для чего допускалось уменьшить толщину брони корпуса с 75 мм до 60 мм, толщину днища до 30 мм, стенок литой башни до 80-85 мм, а также уменьшить ее габариты при сохранении диаметра башенного погона, облегчить траки за счет зауживания гусеничных цепей до 650 мм. Кроме того, на танк должна была устанавливаться новая восьмискоростная КПП и новые бортредукторы. Новые КПП были спроектированы еще зимой, а их испытания начались в первых числах апреля, в мае прошли опробование новые радиаторы системы охлаждения, облегченные гусеничные цепи. В июле началась сборка первых облегченных КВ в утвержденном виде, но еще до их окончания было принято решение о разворачивании на заводе выпуска Т-34, а сборку КВ планировалось сократить по крайней мере в два раза – до 450 танков в квартал.

Однако доводка облегченной машины продолжалась. По сравнению с танком КВ-1, на ней до 60 мм была снижена толщина бортовой брони корпуса (лишь лоб подбашенной коробки сохранил толщину 75 мм), широко введено броневое литье, установлена уменьшенная башня новой конструкции с командирской башенкой кругового обзора. Помимо новой КПП с силуминовым картером (дефицит алюминия уже был в прошлом) и бортредукторов, на танк был установлен новый главный фрикцион, новая система охлаждения, применены облегченные опорные катки, ленивец и облегченные гусеничные цепи. Этот танк получил индекс КВ-1С («скоростной»).

КВ-1С , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны КВ-1С , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны КВ-1С , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны КВ-1С , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Поручни на башне - особенность КВ-1С, только не такие как у экспоната, а охватывающие верхнюю часть кормы башни. Впрочем, вариантов поручней было множество

Легкоузнаваемые катки танка ИС-2

Нижний броневой лист - настоящий. Выше - новодел

С 28 июля по 26 августа два танка КВ-1С прошли государственные испытания, еще до окончания которых – 20 августа – новый танк был принят на вооружение Красной Армии. Он в самом деле оправдывал свое название, ибо его масса снизилась до 42,3 тонны, а максимальная скорость возросла до 43 км/ч по шоссе.Однако это было достигнуто за счет снижения броневой защиты танка, и если летом-осенью такое решение еще могло быть оправданным, то к лету 1942 г. ситуация изменилась. Теперь в вермахт начали поступать новые 75-мм противотанковые пушки Рак 40, танки Pz.III и Pz.IV стали вооружаться длинноствольными 50- и 75-мм орудиями. Повсеместно вводились кумулятивные и подкалиберные боеприпасы. Все это привело к тому, что танк КВ утратил часть своих боевых качеств и в целом сравнялся с Т-34. Серийный выпуск КВ-1С начался уже в августе, еще до его официального принятия на вооружение. В сентябре 1942 г. завод изготовил 180 КВ-1С, после чего их выпуск стал снижаться за счет увеличения выпуска Т-34.

См.также:
КВ-85 в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники, г.Кубинка
КВ-1 в экспозиции военной техники Центрального музея Вооруженных Сил, г.Москва
КВ-1 обр.1939 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма

Тяжёлый танк ИС-2

ИС-2, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны ИС-2, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны ИС-2, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны ИС-2, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Средний танк Т-44

Т-44, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Т-44, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Т-44, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Т-44, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

См.также: Т-44 в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники, г.Кубинка

Американский средний танк M4A2

Американский средний танк M4A2, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Американский средний танк M4A2, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Американский средний танк M4A2, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Американский средний танк M4A2, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Английский пехотный танк Matilda IV

Матильда, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Матильда, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Матильда, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Матильда, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

57-мм американская САУ T48

57-мм самоходная установка Т-48 (СУ-57) на шасси полугусеничного БТР M2 (США).

57-mm Gun motor carriage T48, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны 57-mm Gun motor carriage T48, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны 57-mm Gun motor carriage T48, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны 57-mm Gun motor carriage T48, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

76-мм САУ СУ-76И

Су-76И, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Су-76И, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Су-76И, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Су-76И, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

152-мм САУ ИСУ-152К

 , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны ИСУ-152К , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны ИСУ-152К , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны ИСУ-152К, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13Н на шасси Studebaker

БМ-13Н («нормализованная») - унифицированная модификация реактивного миномета БМ-13. Система активно применялась на советско-германском фронте для поражения живой силы противника и легкобронированных целей. Установка монтировалась на шасси поставлявшегося по ленд-лизу американского грузового автомобиля «Студебеккер».

РСЗО БМ-13Н, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны РСЗО БМ-13Н, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны РСЗО БМ-13Н, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

См.также:
БМ-13Н образца 1943 года и БМ-13НМ образца 1958 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
БМ-13Н на шасси Зис-151 в Нижегородском городском музее техники и оборонной промышленности
РСЗО БМ-13Н в экспозиции историко-культурного комплекса «Линия Сталина», г.Минск
РСЗО БМ-13 на ЗИС-151 в Центральном музее Вооруженных Сил, г.Москва
Артиллерийская часть БМ-13Н в музее форта №5 «Фридрих Вильгельм III», г.Калининград

203-мм гаубица Б-4М

В экспозиции музея представлена послевоенная модернизация 203-мм гаубицы Б-4 образца 1931 года, которая выпускалась на заводах «Большевик» в Ленинграде и «Баррикады» в Сталинграде с 1937 по 1941 год. Гаубицу пытались поставить на колёсный ход с 1938 года, но только в 1954 году главный конструктор завода «Баррикады» Г.И.Сергеев создал приемлимый колесный лафет. 203-мм гаубица на новом лафете получила индекс Б-4М и была принята на вооружение в 1955 году. Интересно, что ещё одной причиной модернизации стала смена мех.тяги - трактор С-65 заменили на артиллерийский тяжёлый тягач АТ-Т, развивавший скорость до 45 км/ч. Гусеничная ходовая часть Б-4 не выдерживала такой скорости.

203-мм Б-4М, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны 203-мм Б-4М, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны 203-мм Б-4М, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

203-мм Б-4М

Основные доработки: гаубицу поставили на гусматики (колеса из губчатой резины, менее уязвимой пулями и осколками). Установили пневмотормоза (поэтому убрали за ненадобностью сиденья двух бойцов-"тормозных"). Интересно что у Б-4М ствол при транспортировке уже не снимался, а оттягивался - поэтому уменьшилось время перевода походного в боевое положение и обратно. Отказ от ствольной повозки позволил ограничиться одним тягачом, ну и т.д. По состоянию на 2007 год на складах Российской армии находилось 40 Б-4М.

См. также: 203-мм гаубица Б-4М в Техническом музее, г.Тольятти

152-мм пушка БР-2 образца 1935 года

152-мм пушка БР-2 образца 1935 года серийно производилась на сталинградском заводе «Баррикады» с 1937 по 1940 год. Достоверно известно о выпуске 37 единиц. Являлась орудием артиллерии РВГК. По своим баллистическим данным и мощности снарядов орудие обеспечивало поражение всей глубины тактической зоны обороны и ближайшего тыла противника. К сожалению, система имела существенные недостатки. Спешка с запуском в серию привела к появлению двух серий БР-2 (глубокая и мелкая нарезка ствола), несовестимым по боеприпасами. Возможности манёвра огнём были сильно ограничены углом горизонтальной наводки всего лишь в 8 градусов. Для поворота пушки силами расчёта на больший угол требовалось не менее 25 минут. Орудие имело невысокую скорострельность и посредственную живучесть ствола. Первые орудия, с мелкой нарезкой, могли сделать лишь около ста выстрелов на полном заряде. Только переход к глубокой нарезке (снаряды с одним ведущим пояском) и уменьшенной каморой позволил повысить живучесть ствола в несколько раз. Этот вариант и пошёл в серию из 27 орудий.

152-мм пушка БР-2 обр.1935 года, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны 152-мм пушка БР-2 обр.1935 года, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны 152-мм пушка БР-2 обр.1935 года, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Гусеничный ход Бр-2

Пушка БР-2, 203-мм гаубица Б-4 и 280-мм мортира Бр-5 составляли триплекс семейства тяжелых советских орудий. Использование единого лафета давало ряд преимуществ — существенно удешевлялась и упрощалась разработка, производство и эксплуатация орудий. В предвоенные годы ни одни колеса не могли выдержать силу отдачи при стрельбе мощного орудия полным зарядом, отсюда инженерное решение: заменить колесный ход гусеничным.
Обратите внимание на тяжелый лафет на гусеничном ходу, который позволяет вести стрельбу с грунта без обустройства специальной площадки. Тем не менее, при установке орудия в боевое положение под гусеницы укладывали листы подстила из металла. (Да, была немецкая 21-см мортира Mrs.18 обр. 1918/36 года на колёсном ходу. Но она также не стреляла с колёс - в боевом положение станина опускалась на землю, а задняя колёсная тележка убиралась или использовалась для горизонтальной наводки лафета).

152-мм пушка БР-2 обр.1935 года, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны 152-мм пушка БР-2 обр.1935 года, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны 152-мм пушка БР-2 обр.1935 года, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Колёсная ствольная повозка Бр-10

Теоретически гусеничный лафет должен был обеспечить высокую проходимость вне дорог. В реальности же это конструкторское решение привело к низкой мобильности всей системы как в неразобранном, так и в разобранном виде. Перевозилось орудие со скоростью около 15 км/ч, в разобранном виде, двумя повозками: ствольной и лафетной (с передком). Отсюда очевидные проблемы. Во-первых, необходимость разборки орудия для похода. Во-вторых, для перевозки артсистемы требовались самые мощные советские тягачи «Коминтерн». Этот недостаток устранили лишь в 1954 году когда главный конструктор завода «Баррикады» Г.И. Сергеев создал колесный лафет для 152-мм пушки и 203-мм гаубицы. Системы на колесном лафете получили названия «Бр-2М» и «Б-4М».

122-мм корпусная пушка-гаубица А-19 образца 1931/1937 года

122-мм корпусная пушка-гаубица А-19 образца 1931/1937 года, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны 122-мм корпусная пушка-гаубица А-19 образца 1931/1937 года, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны 122-мм корпусная пушка-гаубица А-19 образца 1931/1937 года, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны 122-мм корпусная пушка-гаубица А-19 образца 1931/1937 года, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Клоны шведской 40-мм автоматической зенитной пушки «Бофорс» - английская Mk.III и американская M1

Бофорс английский, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Бофорс английский, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Бофорс М1, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Бофорс М1, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Mk.III - английская копия 40-мм
автоматической зенитной пушки
шведского концерна «Бофорс»

40-мм Mk.III

M1 - американская копия 40-мм
автоматической зенитной пушки
шведского концерна «Бофорс»

40-мм M1

122-мм полевая гаубица образца 1910/1930 года

Орудие которое вы видите на снимках - классическая короткоствольная гаубица времен Первой Мировой войны, на однобрусном лафете без подрессоривания колёсного хода. Предназначена она для стрельбы под углами возвышения от +20 до +45° (при стрельбе полным зарядом и с углом возвышения менее 20° орудие опрокидывалось) выстрелом с раздельным заряжанием. Характерный вид гаубице придают и противооткатные устройства (тормоз отката и накатник) собраны в салазки под стволом и откатывались вместе с ним, дульный тормоз отсутствует.
Вот что пишет Широкорад об этой артсистеме: "В наследство от царской армии Красная Армия получила две 122-мм гаубицы – обр. 1909 г. и 1910 г. с почти одинаковыми тактико-техническими характеристиками. А вот конструкции обеих систем имели принципиальные отличия, начиная с клинового затвора у гаубицы обр. 1909 г. и поршневого у гаубицы обр. 1910 г. Да и внешне обе системы имели кардинальные различия.
Какой же был смысл иметь на вооружении две такие разные системы? С военной точки зрения – никакой. Но в 1909–1910 гг. всеми заказами Военного ведомства ведал генерал-инспектор артиллерии великий князь Сергей Николаевич. Великий князь, его метресса Матильда Кшесинская, а также франкоязычное правление завода Шнейдера и русскоязычное правление Путиловского завода организовали преступное сообщество. В итоге все принимаемые на вооружение в России артсистемы должны были быть обязательно системы Шнейдера и производиться исключительно во Франции или на единственном в России частном пушечном заводе, то есть Путиловском.
Формально же по-прежнему проводились открытые конкурсы на объявленные Военным ведомством образцы орудий. Пострелять на ГАП приглашались все иностранные и русские заводы. И вот в отсутствие великого князя, отдыхавшего на Лазурном берегу, был принят выигравший конкурс образец 122-мм гаубицы системы Круппа. Его и запустили в производство под названием «122-мм гаубица обр. 1909 г.». Взбешенный Сергей Николаевич приказывает уже вдогонку принять на вооружение образец фирмы Шнейдера. Так в Российской армии появились две совершенно различные 122-мм гаубицы – обр. 1909 г. и 1910 г.
"
Источник: А.Широкорад "Артиллерия в Великой Отечественной войне"

122-мм полевая гаубица образца 1910/1930 года , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны 122-мм полевая гаубица образца 1910/1930 года , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны  , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны 122-мм полевая гаубица образца 1910/1930 года , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

В конце 1920-х годов советское военное руководство приняло решение модернизировать "наследие царизма". Основной целью работ было увеличение дальности стрельбы. Проведённая в 1930 году на Пермском заводе модернизация заключалась в удлинении каморы расточкой (на один калибр), доработка лафета, подъёмного механизма и противооткатных устройствах. Модернизация гаубицы времён Первой мировой войны не смогла устранить большую часть недостатков, присущих орудиям того периода. Главными из них являлись неподрессоренный колёсный ход (сильно ограничивал подвижность орудия) и устаревшая конструкция однобрусного лафета (ограничение углов наводки). В общем, к началу Второй мировой войны гаубица безусловно устарела. В то же время артсистема отличалась простотой, прочностью и надёжностью. Орудие было очень лёгким (боевая масса на тонну меньше, чем у М-30, и на 500 кг меньше, чем 10,5 cm le.F.H.16), быстро (за 30—40 секунд) переводилось из походного положения в боевое. Благодаря эти качествам, орудие пользовалось большой популярностью в РККА.
С позиций послезнания мы понимаем, что было приятно чрезвычайно разумное решение, основанное на понимании уровня развития промышленности, ведь создать и запустить в серию современную 122-мм гаубицу М-30 в Советском Союзе смогли только к 1940 году. Причем до начала войны их смогли произвести только чуть более полутора тысяч штук. Интересно, что одновременно с модернизацией советская промышленность продолжала серийное производство 122-мм гаубица обр. 1910/30 года. В результате у РККА к 1941 году имелось 5690 гаубиц обр. 1910/30 года и еще 889 доработанных 122-мм гаубиц обр. 1909/37 года.

122-мм полевая гаубица образца 1910/1930 года , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны 122-мм полевая гаубица образца 1910/1930 года , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны 122-мм полевая гаубица образца 1910/1930 года , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны 122-мм полевая гаубица образца 1910/1930 года , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

До 1942 года 122-мм гаубица образца 1910/30 года была самой распространённой в Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Гаубица принимала активное участие во всех предвоенных конфликтах СССР, в частности, в боях на реке Халхин-Гол (при этом потери составили 31 орудие, в том числе 5 безвозвратно) и в советско-финской войне 1939—1940 гг. К началу Великой Отечественной войны гаубица обр. 1910/30 продолжала оставаться главной дивизионной гаубицей РККА. С 1942 года её доля в войсках сильно снизилась по причине больших потерь и массового поступления в части новых гаубиц М-30.
В начальный период войны вермахт захватил несколько сотен этих гаубиц, которые были приняты на вооружение вермахта как 12,2 cm le.F.H.388(r). К 122-мм советским трофейным гаубицам немцы даже развернули крупномасштабное производство боеприпасов — так, в 1943 году было произведено 424 тыс. выстрелов, в 1944 и 1945 гг. — 696,7 тыс. и 133 тыс. выстрелов соответственно.

См. также: 122-мм гаубица образца 1910/30 года в Техническом музее, г.Тольятти

25-мм автоматические зенитные пушки: одноствольная 72-К обр.1940 года и спаренная 94-КМ обр.1944 года

Опытное орудие - 76-мм пушка Ф-20, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны 25-мм автоматические зенитные пушки: одноствольная 72-К обр.1940 года и спаренная 94-КМ обр.1944 года, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны 25-мм зенитная пушка 72-К обр.1940 года, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны 25-мм зенитная пушка 72-К обр.1940 года, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

76-мм пушка Ф-20

25-мм автоматические зенитные пушки: одноствольная 72-К обр.1940 года и спаренная 94-КМ обр.1944 года

25-мм зенитная пушка 72-К обр.1940 года

25-мм зенитная пушка 72-К обр.1940 года

Советская опытная 57-мм противотанковая пушка М-16-2, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Советская опытная 57-мм противотанковая пушка ЛБ-3, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Советская опытная 57-мм противотанковая пушка ЛБ-3, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Советская опытная 57-мм противотанковая пушка ЛБ-3, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

57-мм опытная противотанковая пушка М-16-2

57-мм опытная противотанковая пушка ЛБ-3

57-мм опытная противотанковая пушка ЛБ-3

57-мм опытная противотанковая пушка ЛБ-3

Военно-транспортный самолет Ли-2Т

Ли-2Т - советская версия американского двухмоторного пассажирского самолета DC-3 (DC = Douglac Commercial). История этих машин началась в 1937 году, когда Советский Союз купил у "Douglas Aircraft Company" лицензию на производство его модификации - DC-3-196. "Окончательный объем работ по лицензионному соглашению был зафиксирован нарядом "Амторга" от 30 ноября 1937 г. Согласно ему, советской стороне передавалась вся документация по модификации DC-3-196 по состоянию на 3 июня плюс все изменения, которые будут внесены в чертежи до 1 декабря. Комплектация машины предусматривала моторы Райт SGR-1820-G2, винты "Гамильтон стандард", автопилот. Кроме этого фирма "Дуглас" должна была поставить один готовый самолет в разобранном виде и один на стадии подготовки к сборке (т. е. фактически набор узлов и агрегатов), два комплекта заготовок (отливок, поковок и прочего) и покупных изделий. Отдельный пункт оговаривал помощь фирмы в освоении в СССР процесса гидропрессования". Источник: В. Котельников, «От DC-3 до Ли-2» («Мир Авиации», №04/1999).

Ли-2 , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Ли-2 , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Авиационный двигатель М-82 , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Авиационный двигатель М-62ИР , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Местом производства лицензицонного Dc-3 определили завод № 84 в подмосковных Химках. Предприятие прежде занималось ремонтом авиатехники и сборкой девятиместного пассажирского самолёта ПС-9 (АНТ-9) из задела завода № 22. Работники заводского КБ пересчитали практически все узлы и агрегаты с учетом изменения материалов и других норм прочности. При пересчёте дюймовые размеры округляли в большую сторону. Кроме того, конструкцию приспособили к использованию отечественных материалов, оборудования и приборов. Но главная сложность заключалась в необходимости освоениия советским авиапромом плазово-шаблонного метода производства. Интересно, что кроме СССР, лицензии на выпуск этой удачной машины купили немцы и японцы. Однако "Фоккер" и "Мицубиси" не смогли освоить новый метод производства и выпускали самолеты из американских агрегатов.

Тем не менее, летом 1939 года завод №84 собрал первый ПС-84 (Пассажирский самолет завода №84). К апрелю 1941 года собрали сто машин, треть которых поступила в ВВС СССР, а остальные в ГВФ. В тот же период успешно эксплуатировались два десятка закупленных у американцев DC-3 (115 тысяч долларов за каждую машину).

С началом Великой Отечественной войны завод №84 эвакуировали в Ташкент, где ещё в 1940 году под выпуск ПС-84 и ДБ-3ф начали строить авиазавод №34 . Уже в январе 1942 года ташкентский авиазавод частично возобновил выпуск продукции. В сентябре 1942 года появляется обозначение Ли-2. Самолёт получает название по имени главного инженера завода Бориса Павловича Лисунова. Почему была выбрана фамилия главного инженера, а не директора завода Ярунина - неизвестно. Возможно, дело в иностранном происхождении самолёта. Очень удачно первые две буквы фамилии Лисунов совпадали с началом слова «лицензионный». В пользу этой гипотезы свидетельствует тот факт, что личный состав частей, эксплуатировавших самолеты Ли-2, даже после войны расшифровывал это название как «лицензионный второй». Источник: статья Владимира Перова и Олега Растренина, "Ли-2 -"Воздушная лошадка".

У американцев военно-транспортная модификация - C-47 (C - Cargo, т.е. грузовой) появилась в 1940 году, а с начала 1942 года в США начался выпуск модификации С-47 «Skytrain» (с грузовой дверью по левому борту и усиленным полом кабины для перевозки грузов). В Советский Союз по ленд-лизу было поставлено около 700 машин. За тот же период ташкентский авиазавод выпустил около 2258 самолётов Ли-2. К сожалению, наши самолёты выпускались в условиях низкой культуры производства и отличались худшими лётными и эксплуатационными характеристиками. Свою роль сыграли и менее мощные отечественные двигатели М-62ИР (АШ-62ИР), менее удачные винты и куда более скудное радиооборудование.

Ли-2 , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Ли-2 , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Ли-2 , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Ли-2 , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

История экспоната: Самолёт с заводским номером 18438101 применялся в частях ВВС СССР, затем использовался на воздушных линиях «Аэрофлота» (регистрация CCCP-48986). После снятия с эксплуатации был передан в Рыбинский пионерлагерь «Волга».. В 1994 году самолет был передан Комитетом по культуре Москвы в дар музею. Доставка самолёта Ли-2 на Поклонную гору осуществлялась при помощи тяжёлого вертолёта Ми-6.

См. также:
Douglas C-47A-35-DK Skytrain в Сербском национальном музее авиации (Muzej vazduhoplovstva), Белград
Ли-2 возле Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, г.Минск
Ли-2Т в Центральном музее Военно-воздушных сил России, п.Монино

Макеты советских самолётов

Реплика истребителя Як-3 (ПО «Стрела», Оренбург), Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Реплика истребителя Як-3 (ПО «Стрела», Оренбург), Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Макет лёгкого бомбардировщика Су-2, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Макет истребителя Ди-6, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Реплика истребителя Як-3 (ПО «Стрела», Оренбург)

Реплика истребителя Як-3 (ПО «Стрела», Оренбург)

Макет лёгкого бомбардировщика Су-2

Макет истребителя Ди-6

Як-3 - реплика истребителя времен Великой Отечественной войны, производства Оренбургского ПО «Стрела». В 1941 году по решению Государственного комитета обороны от 11.07.1941 в Чкалов (так назывался Оренбург с 1938 по 1957 годы) из Ленинграда был эвакуирован авиационный завод №47. Предприятию передали авиамастерские, ангар, мебельную фабрику, два склада авиаучилища №2. Остальное пришлось строить заново. Первый из трех цехов - механический - начал действовать уже 25 октября 1941 года. В годы Великой Отечественной войны эвакуированный из Ленинграда авиазавод №47 выпускал самолеты УТ-2 и УТ-2М, шестиместный штабной самолет Як-6 и транспортный самолет Ще-2 конструктора Щербакова. Объем Чкаловский авиазавод №47 (Чкалов - название города Оренбург с 1938 по 1957 город) поставил фронту 1595 самолетов разных типов.
После 1992 года по контракту с музеем Gunnell (США) и заказам иностранных фирм завод выпускал реплики советских самолетов-истребителей периода Великой Отечественной Войны: Як-3, Як-7, спарка Як-9В (вывозной), японского истребителя Kawasaki Ki-61 «Хиен» («Ласточка»). Также были собраны 3 нелетающие модели японских Mitsubishi A6M Reisen (Zero-Sen), восстановленные по фрагментам и микрофильмированным чертежам. Наибольший объем пришелся на копии Як-3, которые можно видеть не только на зарубежных авиашоу, но и в оренбургском мемориале «Салют, победа!», а также на Поклонной горе.
По данным авиационной энциклопедии Уголок Неба, контракт с Gunnell предусматривал строительство 20 реплик, получивших наименование Як-3М (американское обозначение Yak-3UA). Особенности: цельнометаллическая конструкция с элементами из композитных материалов, отсутствие вооружения, двигатель Allison 2L (восстановленный V-1710), винт Hamilton Standard, современное пилотажно-навигационное и радиооборудование. По состоянию на сентябрь 2001 года выпущено 12 экземпляров. Ориентировочная стоимость одного самолета составляет 500 000 долларов США.

Истребитель Р-63 «Kingcobra»

Истребитель Р-63 «Kingcobra» с заводским номером №44011 входил в состав 940 авиационного полка 190-й дивизии генерал-майора В.В. Фокина, принимал участие в боевых действиях на Дальнем Востоке в 1945 году. Самолёт был найден разбившимся на острове Шумшу Курильской гряды, восстановлен и передан в музей.

Истребитель Р-63 Кингкобра, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Истребитель Р-63 Кингкобра, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Истребитель Р-63 Кингкобра, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Истребитель Р-63 Кингкобра, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

См. также: Р-63 «Kingcobra» в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма

Бомбардировщик Ил-4 (ДБ-3Ф)

Бомбардировщик Ил-4 с заводским номером 17404, совершил вынужденную посадку в районе с. Муравейка Анучинского района (Приморский край). Восстановлением самолета занималась ООО «Авиационно-реставрационная группа», г.Новосибирск. Самолет передан в дар музею в августе 2004 года.

ДБ-3Ф, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны ДБ-3Ф, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны ДБ-3Ф, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Бензозаправщик БЗ-43

 Бензозаправщик БЗ-43, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны  Бензозаправщик БЗ-43, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Прожекторная установка З-15-4Б

В ходе Московской битвы широко применялись зенитные прожекторные станции типа З-15-4 на шасси автомобиля ЗИС-12. Они предназначалась для обнаружения и освещения в ночное время самолетов противника с целью уничтожения их огнем истребительной авиации и зенитной артиллерии. Основной единицей применения З-15-4 был отдельный зенитно-прожекторный батальон. В батальоне были три роты, в каждой роте — по три взвода. Взвод состоял из четырех прожекторных станций. Назначение двух станций-искателей, было в том, чтобы с помощью прожекторов и звукоулавливателя нащупать лучом самолет противника. Расчеты этих двух станций 3-15-4 должен быть захватить и затем непрерывно освещать самолет противника. Луч мог сорваться с самолета, поэтому две другие станции - «сопроводители» подхватывали самолет в перекрестке лучей, высвечивали его, затем в дело вступала зенитная артиллерия. Если же зенитчики открывали заградительный огонь, не дождавшись попадания цели в перекрестье лучей, то звукоулавливателяи уже не могли запеленговать самолеты. В местах сосредоточения большого количества прожекторов, например на подступах к Москве, предусматривалось создание целых световых прожекторных полей, около тридцати километров шириной и до пятнадцати глубиной. В центре этих полей несли дежурство ночные истребители.

Прожекторная установка З-15-4Б, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Прожекторная установка З-15-4Б, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Прожекторная установка З-15-4Б, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Прожекторная установка З-15-4Б, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Индекс «З-15-4» расшифровывается так: 3 - зенитный, 15 - размер лизнзы 150 см, 2 или 4 - мощность в киловаттах. Источником света выступала электрическая дуга высокоинтенсивного горения между двумя угольными электродами, время работы которых составляло 75 минут, после чего их требовалось заменить. Питание осуществлялось от генератора мощностью 20 кВт. В зависимости от модификации станции световой поток с силой мог выхватывать в ночном небе самолеты противника на высоте от 9 до 12 километров.
Станция З-15-4 производилась в 1938-1942 годах на Московском Прожекторном заводе (объём выпуска 15 529 штук). Завод был основан в 1932 году, и с 1934 года специализировался на выпуске гражданских прожекторов и станций, крупных прожекторов заливающего света, зенитных прожекторных станций и корабельных прожекторов. Прекращение производства прожекторов в 1942 году связано с тем, что в войска пошли эффективные РЛС. Кроме площадки на Поклонной горе сохранившиеся экземпляры можно увидеть в Музее военной техники «Боевая слава Урала» (г.Верхняя Пышма), в Музее войск ПВО, (г.Балашиха, Московская обл), в Музее-диораме «Штурм Сапун-горы» (Севастополь) и в Центральном музее ВОВ (Поклонная гора, Москва).

Прожекторная установка, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Прожекторная установка З-15-4Б, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Прожекторная установка З-15-4Б, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Прожекторная установка З-15-4Б, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Лёгкий танк Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F

В 1937 году конструкторы фирмы ЧКД разработали танк LT vz.38. Чехословацкая армия не получила этих машин, зато они неплохо уходили на экспорт. В числе покупателей значились Швеция, Иран, Швейцария, Перу. Предлагали танк и британской армии, но англичание конкурента быстро отшили. Впрочем, в этот момент Чехословакия уже была оккупирована Германией и контракт всё равно бы не состоялся. Боевая машина понравилась немцам, так что LT vz.38 продолжили производить под обозначением Pz.Kpfw.38(t). Фирма ЧКД не только выполнила заказ, размещённый ещё чешским правительством, но и получила от вермахта дополнительный заказ на 325 танков. Всего с мая 1939 по июнь 1942 года было произведено 1424 машин, затем началось производство самоходных установок на его базе (Grille, Jagdpanzer 38(t), Marder III и др.). В подробностях эта история рассказана в отличной книге Алексея Калинина «Panzerkampfwagen 38(t)».

Лёгкий танк Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Лёгкий танк Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Лёгкий танк Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Лобовая броня чешской машины была слишком хрупкой и имела слишком много ослабленных мест: большие смотровые приборы и шаровые установки пулемётов

Хорошо видно усиление лобовой брони корпуса и башни пакетами из двух плит, толщиной по 25 мм (начиная с 5-ой производственной серии, Ausf.E)

Экспонат относится к шестой производственной серии (номера шасси с 751 по 1000). Танк воевал в 12-й танковой дивизии вермахта, был подбит и уже в наше время найден в Новгородской области. Аналогичная боевая машина с номером 693 демонстрируется в подмосковной Кубинке, в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники.

САУ Marder III

Для рассказа об этом экспонате приведу цитату из ранее упоминавшейся книги Алексея Калинина «Panzerkampfwagen 38(t)».
"Возрастающее количество советских танков с противоснарядным бронированием заставило немцев задуматься о создании мощного и эффективного противотанкового средства, способного не просто уничтожать Т-34 и КВ, но и оперативно появляться в местах советских прорывов. Самоходные "панцеръягеры" первого поколения уступали место длинноствольным противотанковым орудиям на маневренных и дешевых шасси легких танков, не способных бороться с тяжелой техникой. Немецкие заводы представили Marder II ("Куница" - так САУ стала называться с 1944 года) - установку противотанковой пушки 7.5 cm РаК 40/2 на шасси Pz.Kpfw.II Ausf.F и установку переделанной под немецкий боеприпас советской 76-мм дивизионной пушки Ф-22 на шасси Pz.Kpfw. II Ausf. D. Чешская ВММ в сотрудничестве с Alkett предложила заказчикам размещение орудия на шасси Pz.Kpfw.38 (t). Минимально вмешиваясь в конструкцию танка, противотанковую пушку 7.62 cm РаК 36 (г) смонтировали практически на крыше боевого отделения, прикрыв броневым щитом и наскоро защитив экипаж с боков броневой рубкой. Для компенсации возросшей массы двигатель форсировали и оснастили вторым карбюратором. Всего с апреля по октябрь было выпущено 344 (и еще 19 перестроено в 1943 году) 7.62 cm РаК 36 (г) auf Fgst.Pz.Kpfw.38 (t) (Sfl.). Название самоходной установки меняли 8 раз, пока в ноябре 1943 года по указанию Гитлера ей не присвоили более привычный индекс Marder III. Также истребитель танков получил сквозной индекс Sd.Kfz. 139.

САУ Marder III, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны САУ Marder III , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Pz.Kpfw.III Ausf.L, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

САУ Marder III

Легкоузнаваемый дульный тормоз советской 76-мм дивизионной пушки Ф-22

Немецкий средний танк Т-III (Pz.Kpfw.III Ausf.L)

По мере того как запас трофейных пушек подходил к концу, а интерес армии к быстрым и опасным самоходкам возрастал, на чертежных столах ВММ возник новый вариант истребителя танков, уже с немецкой 7.5 cm РаК 40. Подбашенная коробка базовой машины была срезана, щитовое ограждение противотанковой пушки увеличено, с бортов САУ прикрыли аккуратной рубкой. Новый истребитель танков получил индекс 7.5 cm РаК 40 auf Pz.Kpfw.38 (t). Данный истребитель танков выпускался до мая 1943 года, всего было произведено 242 и переделано из линейных танков 175 машин. Обозначение самоходной установки менялось 7 раз, в итоге эта чехарда привела к путанице с названием. Некоторое время истребитель танков именовался 7.5 cm РаК 40/3 auf Sfl.38 (Ausf. Н), а с ноября 1943 года (официально с 1 февраля 1944 года) машина получила индекс Marder III. За ней же закрепился сквозной индекс Sd.Kfz. 138. Неверно интерпретированное рядом авторов обозначение самоходной установки мутировало в привычный многим индекс Marder III Ausf. Н. Так эта машина никогда не называлась. В 1943 году при активном участии Alkett конструкцию переработали, сместив орудийную рубку в корму, а моторное отделение - в середину танка. Изменениям подверглись лобовая деталь, компоновка органов управления, компоновка системы охлаждения. Толщина брони была сокращена почти вдвое. При этом ослабление бронезащиты лобового листа корпуса с 50 до 10-15 мм частично компенсировали увеличением угла его наклона с 17° до 23°. Первые 20 истребителей танков нового типа покинули завод ВММ в мае 1943 года, а до мая 1944 года всего было изготовлено 974 самоходных орудия. Как и в случае с 7.5 cm РаК 40/3 auf Sfl.38 (Ausf. Н), с крайней машиной семейства Marder III произошла ошибка с наименованием. Первоначально истребитель танков именовался 7.5 cm РаК 40/3 auf Sfl.38 (Ausf.M), что породило неверный индекс Marder Ausf. М".

Бронеплощадки бронепоезда «Красновосточник»

Перед вами бронеплощадки бронепоезда «Красновосточник», построены в 1917 год в Кизил-Арватских железнодорожных мастерских. В 1942 были переоборудованы в паровозном депо Москва-Пассажирская-Курская. В 1965 году бронепоезд в составе паровоза и двух вагонов был передан в Центральный музей Вооруженных Сил, а в 1995-м две его бронеплощадки передали в Центральный музей Великой Отечественной войны. Вот их-то вы и сейчас и видите на фотографиях с Поклонной горы. Всё вроде бы просто и наглядно, но есть нюансы. Судя по узнаваемой маске Ф-34, внутри ограждения, возвышающегося над артиллерийской бронеплощадкой, находится башня танка Т-34. Т.е. если убрать с башни эту странную конструкцию, то мы увидим типовую бронеплощадку ПЛ-43, которые строили с 1943 года. Площадка с двумя 37-мм пушками 61-К не имеет никаких "пристроек" полностью соответствует облику зенитной площадки ПВО-4, входившей в бронепоезда типа БП-43. Как этот сочетается с легендой о строительстве бронепоезда аж в 1917 году - мне непонятно. Опять-таки возникает вопрос о целесообразности глубокой модернизации старичка "Красновосточника", которому в 1943 должно было, стукнуть 26 лет. Скорее можно говорить о том, что построили новый БЕПО и дали ему имя заслуженного предка.

Бронеплощадки бронепоезда «Красновосточник», Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Бронеплощадки бронепоезда «Красновосточник», Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Бронеплощадки бронепоезда «Красновосточник», Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Бронеплощадки бронепоезда «Красновосточник», Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Двухосная платформа и характерные компактные обводы артиллерийской бронеплощадки типа ПЛ-43, входившей в состав БЕПО типа БП-43

Зенитные площадки ПВО-4 вооружались либо двумя 37-мм автоматическими пушками 61-К (вариант который мы видим на фото) либо двумя пулеметами ДШК

Модификация Эу (усиленный) выпускалась с 1926 по 1930 годы

Паровоз Эу 680-96

См. также: Паровоз серии Э, производства Коломенского завода, 1927 год в парке имени Фрунзе, г.Оренбург

Железнодорожный артиллерийский транспортёр ТМ-1-180

Про установки ТМ-3-12 и ТМ-1-180 я уже рассказывал, когда описывал экспонаты Музея Балтийского флота. Если коротко, то история советских железнодорожных артиллерийских установок (ЖДАУ) началась в начале 1930 года, когда на базе Ленинградского Металлического завода было создано отдельное конструкторское бюро (ОКБ-3) под начальством А. Г. Дукельского, которому было поручено создать проект 356-мм транспортера. Прототипом послужили американские 356-мм транспортеры М1920. Советские установки TM-I-14 были созданы с использованием 356-мм орудий длиной 52 калибра, изготовленных в Англии для заложенных в 1912 году и недостроенных русских линкоров типа "Измаил". Название изделия означает: "ТМ" - "транспортер морской"; "III" - номер конструкторской разработки; "14" - калибр ствола в дюймах. Кстати, сами артиллеристы в обиходе несколько иначе расшифровывали "ТМ" - как уважительное "Татьяна Михайловна". В экспозиции музея КБФ представлена модель транспортёра ТМ-III-12, о них и пойдёт дальше речь. Оригинал вы видите на снимках с Поклонной горы.

ТМ-1-180, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны ТМ-1-180, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны ТМ-1-180, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны ТМ-1-180, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Из трёх построенных артиллерийских установок был сформирован 9-й отдельный артиллерийский дивизион, который состоял из 5 эшелонов, 3 из которых были боевые, в состав которых входили сами артиллерийские транспортеры TM-3-12, один эшелон со средствами ПВО и один - подвижная база. Войсковые испытания эти боевые единицы проходили уже непосредственно в боевых условиях советско-финской войны. За время этой кампании 9-я и 17-я железнодорожные батареи (четыре 180-мм артсистемы TM-1-180) участвовали в 12 боевых походах, в ходе которых вели стрельбу в основном по площадям с подготовкой данных по карте. Корректировка стрельбы, как правило, не велась. Результаты стрельбы батарея получала с большим опозданием в виде общей оценки стрельбы. В связи с израсходованием запаса прочности в ходе боевых действий, потребовалось произвести замену стволов на всех трёх установках TM-3-12. Первый транспортёр получил орудие №25 выпуска 1912 года, на второй и третий ЖДАУ поставили орудия с линкоров №34 ("Гангут") и №78 ("Императрица Мария"). Все тела орудий были перестволены заводом "Баррикады" в 1938-1939 годах.

ТМ-1-180, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны ТМ-1-180, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны ТМ-1-180, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны ТМ-1-180, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

Железнодорожный артиллерийский транспортёр ТМ-3-12

В 1940 году, в соответствии с условиями мирного договора финны сдали в аренду сроком на 30 лет полуостров Ханко для организации военно-морской базы. В случае войны она обеспечивала бы оборону центра и северного фланга минно-артиллерийской позиции Балтийского флота, перекрыв устье Финского залива артиллерийским огнем и минами. За несколько лет до начала Великой Отечественной войны 9-ую батарею (три 305-мм установки TM-3-12) и 17-ую (четыре 180-мм установки TM-1-180) передислоцировали на создаваемую военно-морскую базу. Журналы боевых действий указанных батарей после эвакуации гарнизона с полуострова не сохранились и восстановить подробности их участия в боевых действиях в 1941 году очень сложно. Главной заслугой береговой артиллерии Ханко можно считать тот факт, что вражеским батареям не удалось нарушить работу порта по снабжению защитников всеми видами довольствия. 2 декабря 1941 года началось уничтожение материальной части артиллерии. Перед эвакуацией войск подрывались стволы, ломали и топили механизмы, уничтожался боезапас.

Железнодорожный артиллерийский транспортёр ТМ-3-12 , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Железнодорожный артиллерийский транспортёр ТМ-3-12, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Железнодорожный артиллерийский транспортёр ТМ-3-12, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Железнодорожный артиллерийский транспортёр ТМ-3-12, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

ТМ-3-12 из состава 1-ой гвардейской морской железнодорожной артиллерийской бригады

ТМ-3-12 с установленным финнами орудийным стволом №127. В 1940 году 305-мм стволы орудий с русского линкора подарила финнам Франция

Cтвол №127 - один из восьми снятых с черноморского дредноута «Император Александр III»

Во время нахождения на боевой службе ТМ-3-12 не имел монотонного окраса, на бортах установки рисовали сосны

Надо сказать, что уже в декабре 1941 года, т. е. меньше, чем через месяц после подрыва, Ювяскюльский завод отремонтировал первое орудие TM-1-180, а всю батарею восстановили менее чем через год. С помощью плавучего крана финны подняли со дна утопленные орудийные тележки и прочие детали, а также специальные вагоны, включая вагон-ремонтную мастерскую, но 305-мм стволы были непригодны для ремонта. Однако в арсеналах Финляндии имелось 8 стволов с черноморского дредноута "Император Александр III", подаренные Францией в 1940 году. Их доставили из арсенала "Сиди-Абдуллах" французской военно-морской базы в тунисском порту Бизерта. А вот ещё 4 ствола, которые перевозил пароход "Нина" в апреле 1940 года в норвежском Бергене захватили и присвоили себе немцы. На базе этих орудий они сформировали батарею под названием "Нина". Артиллерийская комиссия германского флота под руководством известного в Германии морского артиллерийского офицера капитана первого ранга Мируса (Fregatten-kapitan Mirus) разместила эту батарею на захваченном у англичан в проливе Ла-Манш острове Гернси.
TM-3-12 получили стволы №127, №129 и №86. Восстановление шло достаточно быстро и уже осенью 1942 года прошли опытные стрельбы из первого восстановленного транспортера. Использовался боезапас, найденный на Ханко в количестве 161 снаряда и 203 зарядов. Затраты на восстановление составили около 5 миллионов марок.
Последние стрельбы по морским целям артиллерийские установки произвели 21 сентября 1943 года, а осенью 1944 года Финляндия вышла из войны.В декабре 1944 года 305-мм транспортеры TM-3-12 бывшей 9-й ОЖДАБ вернулись в СССР и вошли в состав 1-ой Гвардейской морской железнодорожной Краснознаменной Красносельской бригады КБФ.

Железнодорожный артиллерийский транспортёр ТМ-3-12, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Железнодорожный артиллерийский транспортёр ТМ-3-12, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Железнодорожный артиллерийский транспортёр ТМ-3-12, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Железнодорожный артиллерийский транспортёр ТМ-3-12, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

В Музее Балтийского флота хранится боевое знамя воинской части, которая получила возвращенную финнами технику в 1944 году. Боевой путь бригада начала 8 января 1942 года под Ленинградом, когда отдельные дивизионы свели в 101-ую морскую бригаду железнодорожной артиллерии. В ходе обороны Ленинграда бригада в основном вела контрбатарейную борьбу. Артиллеристы бригады применяли самые разнообразные приёмы: маскировочные дымы, ложные огневые позиции с обязательной имитацией стрельбы, огневую маскировку. Однако недостаток авиации для организации корректировки огня и нанесения комбинированных ударов, а также нехватка боеприпасов привели к тому что уничтожения активных батарей врага наша артиллерия всё-таки не добилась. В 1944 году, за отличные боевые действия приказом Верховного Главнокомандования она была преобразована в 1-ю гвардейскую с присвоением ей наименования Красносельская, а в апреле 1944 года - награждена орденом Красного Знамени. Орден также экспонируется в музее. После прорыва блокады начались манёвренные боевые действия, вот тут железнодорожная артиллерия, следуя за наступающими частями, успешно воевала на Карельском перешейке. В ходе Выборгской операции взаимодействие бригады со стрелковыми частями улучшили, выдвинув наблюдательные посты батарей в боевые порядки пехоты и отправив представителей от артиллерийских частей в штабы стрелковых соединений. Когда же фронт докатился до Прибалтики, то бригада двинулась туда же. После войны позиции 305-мм установок размещалась в районе поселка Мечниково (бывший Нойхаузер). 180-мм ЖДАУ базировались в районе посёлка Янтарный Калининградской области. Управление бригады находилось в Балтийске. Первые учебные стрельбы провели в 1947 году, в районе Палдиски, под Таллином. В 1961 году после ремонта на Обуховском сталелитейном заводе, железнодорожные артсистемы законсервировали и передали на один из складов форта Красная Горка.

Ствол морской пушки 305мм/52

Ствол морской пушки 305мм/52, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Ствол морской пушки 305мм/52, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Ствол морской пушки 305мм/52, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

533-мм торпедный аппарат ПТА-53

 , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны  , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны  , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
 , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны  , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны  , Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны

См. также:
Торпедный аппарат ОТА-53-206 в Техническом музее, г.Тольятти
Пятитрубный торпедный аппарат ПТА-40-159 сторожевого корабля пр.35 в Техническом музее, г.Тольятти

Копия немецкого путеразрушителя

В музее - копия немецкого путеразрушителя. В 1995 году её изготовили и подарили музею. Настоящий Schienenwolf («Рельсовый волк») можете посмотреть в белградском Војни музеј.

Копия немецкого путеразрушителя, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Копия немецкого путеразрушителя, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны Копия немецкого путеразрушителя, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны




Вернуться к оглавлению раздела

На главную страницу

Создано 16/12/2016
Обновлено 18/08/2016