Лёгкие танки в музее «Боевая слава Урала»

Месторасположение: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Александра Козицына, 2

Навигация:
Лёгкий танк Т-18 (МС-1)
Лёгкий танк БТ-5
Лёгкий танк БТ-7
Лёгкий танк БТ-7М
Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года
Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года
Плавающий танк Т-37А образца 1932 года
Плавающий танк Т-38 образца 1936 года
Лёгкий танк Т-60
Лёгкий танк Т-70
Плавающий танк ПТ-76Б образца 1951 года

Дополнительно по теме:
Открытая площадка экспозиции военной техники Центрального музея Вооруженных Сил
Танки в Техническом музее, г.Тольятти
Танки в Мемориальном Парке Победы, г.Казань
Музей техники Вадима Задорожного. Танки
Центральный музей бронетанкового вооружения и техники. Легкобронированные машины
Открытая площадка экспозиции военной техники Центрального музея Великой Отечественной войны
Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», площадка боевой техники

Лёгкий танк Т-18 (МС-1)

На новом сайте музея, в разделе Бронетанковая техника читаем: "Первый танк, разработанный советскими инженерами. При проектировании за основу были взяты танки: французский Renault FT–17 и итальянский Fiat 3000. В конце 1920-х — начале 1930-х гг. МС–1 составлял основу танкового парка Красной армии. Экспонат представляет собой модификацию 1930 г., которая отличается от предшествующих моделей клепаной башней с прямоугольной кормовой нишей, предназначенной для радиостанции, и улучшенным мотором. В 1941 г. корпус представленного танка применялся в качестве неподвижной огневой точки в ходе боев на территории Карелии."

Чуть больше информации можно найти на старой версии сайта, в разделе История экспоната: "Первый серийный танк «малый сопровождения» МС–1 участвовал в боевых действиях в Ленинградской области. Был восстановлен энтузиастами-любителями военной техники из останков заброшенной машины, установленной в годы войны в качестве неподвижной огневой точки в одном из укрепленных районов на подступах к Ленинграду. В 2009 году был приобретен у частного коллекционера и включен в экспозицию музея военной техники г. Верхняя Пышма."

Лёгкий танк Т-18 (МС-1), музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-18 (МС-1), музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-18 (МС-1), музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-18 (МС-1), музей «Боевая слава Урала»

Малый танк сопровождения (МС-1)
он же Т-18, создан на основе
итальянского «Фиат 3000» и
французского «Рено FT-17»

Броневой корпус и башня - из
8 мм листов броневой стали
для горизонтальных поверхностей
и 16 мм для вертикальных

Башня устанавливалась на
подбашенном листе на шариковой
опоре и поворачивалась вручную,
при помощи спинного упора

37-мм танковая пушка системы
Гочкиса и 7,62-мм пулемёт ДТ-29
в двух передних гранях башни

Лёгкий танк Т-18 (МС-1), музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-18 (МС-1), музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-18 (МС-1), музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-18 (МС-1), музей «Боевая слава Урала»

Направляющее колесо (ленивец) -
алюминиевый диск с двумя
резиновыми бандажами

7 обрезиненных сдвоенных опорных
катков малого диаметра

Верхнюю веть гусеницы
поддерживают три
обрезиненных сдвоенных катка

Ведущее колесо:
алюминиевая ступица с
насаженным на нее
стальным венцом

"Начало 1938 года было знаменательным тем, что старые танки практически выработали свой ресурс. Поскольку модернизация Т-18, проведенная в 1938 году, ожидаемых результатов не принесла, остро встал вопрос об использовании их в дальнейшем. Из 959 построенных Т-18 к началу 1938 года осталось лишь 862 машины, остальные уже пришли в негодность и были сданы в металлолом (предварительно с них были демонтированы все агрегаты и вооружение - на запчасти). 160 танков Ленинградского округа, выработавших ресурс двигателя, были переданы в 1934-37 гг. в распоряжение укрепрайонов для строительства скрывающихся оголовков ДОТ."
Источник: М. Свирин, А. Бескурников, «Первые советские танки» (Армада №1 за 1995 год)

Лёгкий танк Т-18 (МС-1), музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-18 (МС-1), музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-18 (МС-1), музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-18 (МС-1), музей «Боевая слава Урала»

Трёхстворчатый люк мехвода.
Верхняя створка открывалась вверх,
а две в среднем лобовом листе
откидывались в стороны

Рядом со смотровой щелью -
прилив для установки корпуса
монокулярного перископического
прибора наблюдения

Гусеницы Т-18 - стальные,
гребневого зацепления,
крупнозвенчатые

Командирская башенка, по
периметру - пять смотровых щелей.
Сверху - откидной грибовидный
колпак, служивший и крышкой
люка командира

"22 июня 1941 года большинство Т-18 встретить так и не смогли, поскольку уже превратились в какие-то иные изделия. Но около 450 танковых корпусов и около 160 танков, сохранивших возможность перемещения, еще как-то могли послужить обороне советской страны. Еще предстоит снять завесу тайны с использования Т-18 в 1941 году. Пока известно только, что Укрепрайон (УР) N 66 - Осовецкий, занимавший по фронту около 35 км (10 армия), в 1941 году имел 36 бронебашенных установок (в том числе от МС-1), вооруженных 45-мм танковой пушкой, а также 2 танковые роты (1-я, состоявшая из 25 танков МС-1 в районе Кольно и 2-я из 18 танков МС-1 в районе Беляшево). 2-я рота танков МС-1 в июне 1941 г. успешно сражалась с немецкими боевыми машинами, значительную часть которых составляли легкие танки, бронеавтомобили и бронетранспортеры."
Источник: М. Свирин, А. Бескурников, «Первые советские танки» (Армада №1 за 1995 год)

Лёгкий танк Т-18 (МС-1), музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-18 (МС-1), музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-18 (МС-1), музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-18 (МС-1), музей «Боевая слава Урала»

Хвост- металлические полозья для
улучшения способности танка
преодолевать окопы и канавы

К 1930 году Т-18 модернизировали:
появилась развитая кормовая ниша,
в которую планировали ставить
радиостанцию

Доступ к двигателю и трансмиссии
осуществлялся через откидные
кормовой лист и крышу
моторного отделения

Броневой воздухозаборник в
крыше моторного отделения,
отверстие в корме - для
отвода нагретого воздуха

"23 июня 1941 г. танк Т-18, вооруженный 45-мм орудием без двигателя был установлен как БОТ (бронированная огневая точка) для охраны моста через реку Друть (р-н нас. пункта Белыничи). Экипаж танка - артиллеристы сержант Гвоздев и рядовой Лупов, в течение четырех часов держали оборону моста, подбив 3 немецких танка, один бронетранспортер и несколько автомобилей, а также рассеяли до роты пехоты, в результате чего были представлены к награждению орденом Боевого Красного знамени.
Последний из известных фактов о боевой судьбе Т-18 относится к битве за Москву. В составе 150 танковой бригады в ходе боев зимой 1941- 42 гг. принимали участие 9 танков МС-1, которые числились здесь по документам аж до февраля 1942 г.
"
Источник: М. Свирин, А. Бескурников, «Первые советские танки» (Армада №1 за 1995 год)

Лёгкий танк БТ-5

"Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5 был создан в результате работ по дальнейшему совершенствованию боевых свойств танка БТ-2 (БТ-3). Несмотря на ряд положительных качеств, таких как высокая оперативная и тактическая подвижность и относительная простота производства, уже в процессе испытаний первых опытных образцов быстроходного танка БТ-2 выявился и ряд серьезных как конструктивных, так и производственных недостатков. Дело в том, что приобретенные у Дж. У. Кристи танки «М.1940» были еще «сырыми» и, по сути являлись лишь опытными шасси, собранными небольшой группой высококвалифицированных американских рабочих в единичных экземплярах с использованием высококачественных материалов (сталь, дюралюминий, каучук и т. п.).
При постановке танков «Кристи» М.1940 на серийное производство в СССР под маркой БТ-2 они оказались не совсем технологичны, так как требовали рабочих высокой квалификации, которых, как известно, в начале 30-х гг. в нашей стране еще не хватало. Ведь развернутая в это время широкая индустриализация страны только набирала темпы. В этот период велись интенсивные работы по созданию броневой стали, износостойких материалов (сталь для траков гусениц, резина для бандажей катков, феродо для дисков сцепления и т. п.). И наконец, возникли проблемы с основным оружием для танков. Мало того, что снаряд 37-мм пушки Б-3 обладал недостаточным фугасным действием, так еще и выпуск пушки не обеспечивал в необходимых количествах потребностей танковой промышленности.
Вот почему параллельно с серийным выпуском колесно-гусеничного танка БТ-2 конструкторы, технологи, рабочие, представители военной приемки (ВП) ХПЗ в тесном взаимодействии с представителями НИБТ полигона работали над устранением недостатков и дальнейшим совершенствованием машины.
Результатом данной работы явился улучшенный образец — колесно-гусеничный танк БТ-5, который был запущен в серийное производство в 1933 г. Этот танк кроме выполнения главной своей функции — оперативного танка самостоятельных механизированных соединений стал основной базой для проведения большого объема опытно-конструкторских и исследовательских работ, связанных с установкой ракетного и химического вооружений, решения вопросов преодоления водных преград как на плаву, так и под водой. Кроме того, была проведена значительная работа по повышению проходимости танков БТ-5 и возможности преодоления ими естественных и искусственных препятствий, включая минно-взрывные заграждения.
"
Источник: М.Павлов, И.Желтов, И.Павлов, «Танки БТ»

Лёгкий танк БТ-5, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-5, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-5, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-5, музей «Боевая слава Урала»

В 1933 году БТ-5 запущен в серию,
на смену первой машине
семейства БТ, созданной на базе
танка «М.1940» американского
конструктора Дж. У. Кристи

Компоновка всех БТ одинакова:
в носу - отделение управления,
в середине - боевое отделение,
в корме- двигатель и трансмиссия

Основные отличия БТ-5: новая
сварная башня на уширенном
погоне и карбюраторный
авиационный двигатель М-5
отчественного производства

Все приобрётенные в США
авиадвигатели «Либерти» были
установлены на танках БТ-2.
Для БТ-5 пришлось использовать
отработавшие лётный ресурс
авиамоторы М-5, выпуск
которых был прекращен в 1930г

"Эксплуатация танков БТ-5 в войсках, особенно в первые месяцы после получения новых машин с завода, показала их более высокие, по сравнению с танком БТ-2, боевые свойства и самое главное — более высокую надежность.
Так, во время проведения скоростного, безостановочного пробега танков БТ-5 по маршруту Харьков — Москва в период с 27 по 29 октября 1933 г. все пять боевых машин своим ходом на колесах дошли до столицы. За 57 часов было пройдено 795 км, что явилось своеобразным рекордом и, безусловно, триумфом молодого отечественного танкостроения. Время чистого движения составило 22 часа 53 минуты. На отдельных участках колонна танков развивала скорость до 90 км/ч. Средняя скорость движения без учета остановок составила 35 км/ч, а общая средняя скорость пробега — 13,9 км/ч.
Из одиннадцати остановок, произведенных в пути, лишь две были вызваны поломками танков. В [101] отчете от 31 октября 1933 г. о результатах пробега пяти танков БТ-5 были отмечены следующие основные дефекты: «...повышенный износ резины (опорных катков), лопнул один диск ведущего колеса, скручена одна гитара... поломан кронштейн ленивца (направляющего колеса), поломано 8 рессор». Несмотря на вышеперечисленные дефекты, результаты пробега были признаны вполне удовлетворительными.
"
Источник: М.Павлов, И.Желтов, И.Павлов, «Танки БТ»

Лёгкий танк БТ-5, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-5, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-5, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-5, музей «Боевая слава Урала»

На колёсном ходу танк управлялся
поворотом передних катков,
отсюда уложнение конструкции:
рулевая рейка, рычаги и т.д.

Направляющее колесо переднего
расположения диаметром 550 мм,
обеспечивало повороты танка
после перехода с гусеничного
на колёсный ход

Один из рычагов рулевого
управления

На плоских траках - отверстия для
шпор. Эти дополнительные
грунтозацепы одевали для
повышения проходимости и
недопускания проскальзывания

"Боевое крещение танки БТ-5 получили во время гражданской войны 1936–1939 гг. в Испании. Первоначально в республиканскую Испанию поставлялись танки Т-26. Однако опыт их эксплуатации показал, что мощность двигателя недостаточная, элементы гусеничного движителя и подвески работали ненадежно.
...
К концу марта 1938 г., то есть к моменту отзыва советских танкистов-добровольцев на родину, в 1-м оитп из 85 советских добровольцев в строю осталось 22 танкиста, а из 50 танков БТ-5 боеспособными оставались лишь 18. Полк был выведен на переформирование и после укомплектования испанскими экипажами был преобразован в бронетанковую бригаду.
"
Источник: М.Павлов, И.Желтов, И.Павлов, «Танки БТ»

Лёгкий танк БТ-5, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-5, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-5, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-5, музей «Боевая слава Урала»

Передняя часть корпуса имела
вид усечённой пирамиды для
обеспечения поворота
передних ведущих колёс

Носовая часть танка состояла из
стальной отливки толщиной 40 мм
к которой приклепывались
и приваривались передние
бронелисты (13 мм) и днище

В верхнем лобовом листе -люк
мехвода со смотровой щелью,
за которой - смотровой прибор
(заменяемое пуленепробиваемое
стекло в специальной обойме)

Рубка механика-водителя.
Толщина лобового щитка
механика-водителя - 20 мм

"Второй раз свои высокие боевые качества танкам БТ-5 пришлось доказывать летом 1938 г. в ходе боевых действий у озера Хасан, когда командующий Дальневосточным фронтом Маршал Советского Союза В. К. Блюхер отдал приказ 39-му ск разгромить вторгшиеся японские войска.
...
На левом фланге 39-го ск действовала тр разведывательного батальона 2-й мбр, которая в 16 часов 50 минут 6 августа 19 танками БТ-5 и БТ-7 атаковала противника. Рота, благодаря высоким маневренным качествам танков БТ начала атаку на большой скорости. Однако, достигнув лощины, расположенной между высотами Пулеметная Горка и Заозерная, рота вынуждена была снизить темп атаки, а затем и вовсе остановиться. Только двум танкам удалось преодолеть заболоченную лощину и прорваться к высоте Заозерная. Остальные танки застряли в болоте.
В 16 часов 55 минут был дан сигнал атаки 2-му тб 2-й мбр. Батальон начал наступление в трехэшелонном построении. Достигнув переднего края обороны противника, батальон начал быстро продвигаться вперед, увлекая за собой пехоту 40-й сд. Однако из-за большой заболоченности местности темп атаки резко снизился. К 17 часам 20 минутам половина участвовавших в атаке танков застряла на подступах к высоте Пулеметная Горка. Многие из них были подбиты противотанковыми орудиями, установленными на высоте. Одними из первых были подбиты танки БТ командира, комиссара и начальника штаба батальона, а также танки двух командиров рот, так как они имели поручневые антенны и этим выделялись из общей массы танков. Управление батальоном нарушилось, уцелевшие танки остановились и стали вести огонь с места по высоте Пулеметная Горка.
Командир батальона капитан Меньшов часть уцелевших танков направил на эту высоту с задачей уничтожить огневые точки, мешавшие продвижению 120-го сп; 12 танков вместе о пехотой 118-го и 119-го сп атаковали высоту Заозерная. Танки, атаковавшие высоту Пулеметная Горка, не смогли преодолеть ее крутых скалистых склонов. Атака высоты Заозерная была более успешной — семь танков достигли ее юго-восточных склонов и к 22 часам 6 августа танки совместно с пехотой 118-го и 119-го сп овладели северо-восточными склонами высоты Заозерная.
Разбитые советскими войсками японцы 11 августа запросили перемирия. В этот же день в 12 часов (по местному времени) боевые действия были прекращены.
"
Источник: М.Павлов, И.Желтов, И.Павлов, «Танки БТ»

Лёгкий танк БТ-5, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-5, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-5, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-5, музей «Боевая слава Урала»

Защитная проволочная сетка
над жалюзи трансмиссионного
отделения

Глушитель

Двухдисковые опорные катки
диаметром 815 мм с наружной
амортизацией в виде
резиновых бандажей

Гусеница состояла из 23 плоских
и 23 с выступами (гребнями)
штампованных траков.
Наружная поверхность трака
гладкая, места соединения
звеньев траков
выступали и играли роль шпор

"Через год после разгрома японских войск в районе озера Хасан советские бронетанковые войска вынуждены были вновь отстаивать безопасность границ нашей страны и дружественной Монголии. В мае 1939 г. японские милитаристы решили захватить восточную часть территории Монгольской Народной Республики (МНР), которая имела важное оперативно-стратегическое значение и могла быть использована в качестве выгодного плацдарма для нападения на Советское Забайкалье. Советское Правительство, выполняя договор о взаимной помощи, дало указание своим войскам, находившимся в МНР, защищать монгольские границы так же, как и границы СССР.
...
Баин-Цаганское сражение явило примеры отваги и мастерства советских танкистов. Так, утром 5 июля 1939 г. командир тр 11-й олтбр старший лейтенант И. Ф. Васильев во время боя на восточном берегу р. Халхин-Гол возглавил атаку четырех танков БТ против 11 японских танков. Умело маневрируя на поле боя и ведя меткий огонь, советские танкисты подбили четыре машины противника, заставив тем самым остальных отступить. За этот подвиг А. Ф. Васильев был удостоен звания Героя Советского Союза.
...
В ходе боевых действий по разгрому японских захватчиков в районе р. Халхин-Гол танки БТ-5, и в большей степени БТ-7, по сравнению с другими танками того времени, показали себя с лучшей стороны, хотя уже тогда стала сказываться их недостаточная огневая мощь и особенно слабость броневой защиты.
"
Источник: М.Павлов, И.Желтов, И.Павлов, «Танки БТ»

Лёгкий танк БТ-5, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-5, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-5, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-5, музей «Боевая слава Урала»

45-мм пушка 20К («К» - Калинин)
создана в КБ завода №8
(Московского орудийного завода
им.М.И.Калинина) на базе 45-мм
противотанковой пушки 19К
образца 1932 года

Бронебойный снаряд массой 1,4 кг
имел начальную скорость 760 м/с
и на дистанции стрельбы 1000 м
пробивал по нормали танковую
броню толщиной 37 мм

Прямоугольный люк доступа
внутрь ниши, закрывался
запирающейся снаружи
крышкой люка на петлях

В крыше башни располагались
два люка для посадки и
выхода экипажа

"Более тяжелые испытания пришлось преодолеть экипажам танков БТ-5 во время советско-финляндской войны зимой 1939–1940 гг. Количество БТ-5 в танковых подразделениях сильно колебалось. Наибольшее число машин БТ-5 (196) находилось в 34-й лтбр. Эта легкотанковая бригада в середине сентября 1939 г. была сформирована на базе 4-го запасного полка Московского военного округа в г. Наро-Фоминске.
В начале декабря 1939 г. бригада была переброшена в район Петрозаводска, а ее 86-й тб переподчинили командующему 14-й армией, которая в это время действовала за Полярным кругом. 13 декабря 1939 г. бригада была придана 18-й сд и получила задачу ударом на Сортавалу выйти в тыл финским войскам на Карельском перешейке. В строю бригады на момент начала наступления имелось 28 танков БТ-7, 143 танка БТ-5, 3 огнеметных танка ОТ-26, 25 бронеавтомобилей БА-20, 13 тракторов, 41 ремонтная мастерская типа «А» и 7 мастерских типа «Б», 73 автоцистерны и 317 автомобилей. Уже к исходу 13 декабря танкистам 76-го тб совместно с пехотинцами 179-го мсб удалось отбросить финнов на северную окраину Сюскуярви. Однако в течение последующих двух дней сильно укрепленный опорный пункт нашим войскам взять так и не удалось. 82-й тб в это время вел бой в районе Уома, а 83-й тб патрулировал дороги на участке Лавоярви — Лемети.
Во второй половине декабря 1939 г. постоянно контратакуемая финнами 18-я сд вынуждена была перейти к обороне. А в канун нового, 1940 г. финнам удалось перерезать дорогу Уома — Кяснясоляя и прервать таким образом связь 34-й лтбр с тылом и 82-м тб. Двумя днями позже окончательно стало ясно, что бригада оказалась отрезанной от основных частей 56-го ск. В создавшейся неблагоприятной обстановке была организована круговая оборона штаба бригады расположенного в Южном Лемети. Связь с частями бригады поддерживалась лишь по радио. Попытка двух рот 179-го мсб, сопровождавших колонну из 168 машин с топливом, продовольствием и боеприпасами, пробиться в Южное Лемети не увенчалась успехом. 4 января финнам после неоднократных атак удалось перерезать еще одну дорогу, ведущую на Северное Лемети, и таким образом 34-я лтбр оказалась расчлененной на три части. Всю последующую неделю финны непрерывно атаковали, в результате чего положение наших частей к началу февраля стало критическим. Так, на 4 февраля в строю 76-го тб осталось только 19 человек, которые с большим трудом сумели пробиться в Южное Лемети к штабу бригады.
"
Источник: М.Павлов, И.Желтов, И.Павлов, «Танки БТ»

Лёгкий танк БТ-7

История экспоната: "Легкий танк БТ–7 был подбит в июле 1942 года 88-мм немецким орудием. Найден в районе деревни Мясной Бор Новгородской области, где вела ожесточенные бои с гитлеровскими войсками окруженная крупная группировка Красной армии. Экспонат передан поисковым отрядом на хранение в музей военной техники г. Верхняя Пышма.". Видимо "ахт-ахт" крепко приложил машину, ставшую лишь основой макета собраного с использованием отдельных оригинальных частей разных танков.

Лёгкий танк БТ-7, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7, музей «Боевая слава Урала»

"Танк БТ-7 образца 1935 г. - это дальнейшее развитие танков БТ. Имея цилиндрическую башню, он отличался от танка БТ-5 усилением броневой защиты, применением сварных соединений броневых листов, отечественного карбюраторного авиационного двигателя М-17Т увеличенной мощности, коробки передач с тремя передачами и ленточных плавающих тормозов, установкой дополнительных топливных баков на надкрылках гусениц, что обеспечило увеличение запаса хода более чем в полтора раза.
Танки БТ-7 с цилиндрической башней были выпущены в небольшом количестве. Вторая модель танка БТ-7 образца 1936 г., отличающаяся от первой конической башней, была наиболее массовой. В этом танке впервые совершенствуется механизм вертикальной наводки пушки - вводится стабилизация линии прицеливания по вертикали. Один пулемет спаривается с пушкой, а второй устанавливается в нише башни. Боекомплект к пушке-188 выстрелов.
"
Источник: М.Павлов, И.Желтов, И.Павлов, «Танки БТ»

Лёгкий танк БТ-7, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7, музей «Боевая слава Урала»

Лёгкий танк БТ-7, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7, музей «Боевая слава Урала»

Лёгкий танк БТ-7, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7, музей «Боевая слава Урала»

См. также:
Лёгкий танк БТ-7 в Техническом музее, г.Тольятти
БТ-7 обр.1935 года, площадка Центрального музея Вооруженных Сил
БТ-2. Военно-патриотический парк «Патриот»
БТ-2 (тот же танк, что экспонируется в парке «Патриот»). Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Лёгкий танк БТ-7М

"Через три года с начала выпуска БТ-7 стал производиться с коническими башнями для увеличения пулестойкости. За два года до начала Великой Отечественной войны на модификации БТ-7М установили специально созданный дизель-мотор В-2 вместо устаревшего М-17Т, использовавшегося ранее в авиации и снятого с производства. Скорость танка возросла до 62-86 км/ч, запас хода - до 600/700 км (в числителе - на гусеницах, в знаменателе - на колесах), а масса - до 14,6 т."
Источник: М.Павлов, И.Желтов, И.Павлов, «Танки БТ»

Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала»

"При переходе с гусеничного движителя на колесный каждую гусеницу разъединяли на четыре части, укладывали на надгусеничные полки и закрепляли ремнями в трех местах. В ступицы задней пары опорных катков вставляли блокирующие кольца, соединявшие их с ведущими валами гитар, а в отделении управления на шток рулевой колонки устанавливали рулевое колесо (штурвал). Время перехода с одного типа движителя на другой силами экипажа, как правило, не превышало 30 минут.
При переходе на колёсный ход гусеничные цепи снимались, разбирались на 4 части и укладывались на надгусеничные полки. Привод от КПП в этом случае осуществлялся на заднюю пару опорных катков, управлялся же танк поворотом передних катков. Переход с гусеничного хода на колёсный занимал 30—40 минут.
"
Источник: М.Павлов, И.Желтов, И.Павлов, «Танки БТ»

Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала»

Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала»

Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала»

Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала»

Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк БТ-7М, музей «Боевая слава Урала»

Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года

Вот что писал об этих боевых машинах М.Н. Свирина в своей книге «Броня крепка. История советского танка 1919-1937». В конце 1929 года стало очевидно, что срок разработки всех отечественных танков не выдержан, их ТТХ не соответствуют заданным, а серийный выпуск невозможен. Причины тому очевидны: конструкторы не имеют нужного опыта, острый дефицит кадров в отечественной тяжелой промышленности, крайняя скудность станочного парка и инструментальной оснастки. Комиссия под председательством наркомтяжпром Г.К. Орджоникидзе приняла решение об обращении к зарубежному опыту, который виделся в приглашении в СССР зарубежных конструкторов и командировании за границу лучших представителей военного ведомства и промышленности для приобретения образцов танков, артиллерийских тягачей с документацией и получения технической помощи по вышеуказанным объектам.

Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года, музей «Боевая слава Урала»

В Великобритании советская закупочная комиссия столкнулись с отказом фирмы «Виккерс-Армстронг» продавать что-либо в единичном экземпляре, тем более – с документацией. Поэтому у тогдашнего законодателя мирового танкостроения было приобретено несколько образцов бронетанковой техники в комплекте с чертежами: а) эскизными, б) сборочными, в) монтажными, г) инспекционно-производственными. Фирма «Виккерс-Армстронг» обязалась предоставить все танки сначала в виде опытной партии по 3 штуки каждого типа, по итогам которых внести изменения в конструкцию. Итак, у англичан были приобретены:
1) 20 танкеток Carden-Loyd Mk VI (иногда именовавшиеся "гусеничными пулемётовозами Карден-Ллойда"), которые после некоторых доработок превратились в советские Т-27. На их приобретении особо настаивал маршал М.Н. Тухачевский, который считал, что в будущих военных конфликтах танкетки выступят в роли "бронированной саранчи" и заменят кавалерию. Тухачевский лично написал сценарий к учебному фильму «Танкетка» и выбил финансирование киносъёмок.
2) 15 малых шеститонных танков Vickers Mk.E Type A (в наших документах «В-26») стали родоначальниками многочисленного (около 10 000 машин) семейства Т-26. Любопытно, что британская армия оценила Vickers Mk.E, но не приняла на вооружение. Производитель выпустил 153 танка этого типа по заказам от СССР, Греции, Польши, Боливии, Сиама, Финляндии, Португалии, Китая и Болгарии.
3) 16 закупленных двенадцатитонных Vickers Medium Mark II не нашли продолжения в советском танкостроении. В 1941 году их корпуса (которые готовили к установке в укрепрайонах) достались финнам в Карелии и немцам в районе г.Остров.
Пятибашенный танк A1E1 «Independent» и шестнадцатитонный трехбашенный Vickers Mark III англичане продавать отказались. Впрочем, агентурные данные о 16-тонном танке были восприняты в Советском Союзе очень внимательно, и в сентябре 1932 года на испытания вышел самостоятельно спроектированный опытный Т-28. Также комиссией были закуплены в США два танка Джона Кристи «М.1940», ставшие отправной точкой для создания семейства советских танков БТ. Несколько позже, в 1933 году, в Великобритании был приобретён танк-амфибия Vickers A4E11, испытания которого дали старт разработке советских плавающих танков (Т-37 и прочие).

Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года, музей «Боевая слава Урала»

Итак, три британских «шеститонника» прибыли в СССР и вышли на испытания, которые проходили, в том числе, и на склонах Поклонной горы. Понятно, что у испытуемых выявили ряд серьёзных недостатков, как-то: специальный двигатель воздушного охлаждения, который будет плохо работать жарким летом, дюймовые размеры, слабое бронирование, недостаточный обзор, невозможность форсирования двигателя без переделки моторного отсека, трудности зимнего пуска. В тоже время отмечались высокая скорость и маневренность танка, надежность и простота конструкции. Очень интересным выглядит мнение М.Н. Тухачевского, который, в частности, писал: «… касаемо осмотренного мною недавно английского танка Викерса, нашел его как нельзя лучше подходящим задаче сопровождения при атаке вражеских окоп… Расположение башен танка бок-о-бок очень выгодно позволяет танку развить сильный побортный огонь при пересечении окоп и траншей…, от которого никак не укрывает бруствер…
В этот ответственный момент танку недостает, как видится, еще одной огневой точки в виде пулемета или легкой пушки, направленной вперед по ходу для подавления целей (как то: пулемет, пушка) из второй линии обороны…
Нетрудно понять, что двухбашенная и трехбашенная схемы потому и приняты англичанами, что очень перспективны и наиболее выгодны для преодоления вражеской обороны среди своей пехоты…
». Думаю, ход мыслей маршала очевиден. Столь же очевидны и истоки многобашенной концепции советских Т-28 и Т-35.

Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года, музей «Боевая слава Урала»

Любопытны обстоятельства, ускорившие принятие Т-26 на вооружение. В январе 1931 года появились агентурные данные о том, что "польское правительство ведет закупки образцов 6-тонного танка типа Виккерс и 10-тонного быстроходного танка типа Кристи и усиленно готовится их массовому производству". В Советском Союзе воспринимали Польшу как серьёзного вероятного противника. Её спецслужбы вели активную разведывательную деятельность против СССР, что впрочем, объяснимо - не так давно завершилась советско-польская война 1920 года. Несколько позже, в 1934 году, была подписана «Декларация о неприменении силы между Германией и Польшей». Этот договор обезопасил восточные границы Германии и позволил Гитлеру действовать на Западе (Саар, Рурская область). Так что к сообщению разведки отнеслись максимально серьёзно. Отсюда, кстати, и спешный переход к серийному производству новых танков «как есть», хотя они явно уступали тем, что могло «вскоре появиться».

Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года, музей «Боевая слава Урала»

Что касается дальнейшего совершенствования отечественной версии британского «шеститонника», то уже через пару лет двухбашенный «чистильщик окопов» превратился в однобашенный классический пушечный танк. Конструктор опытно-конструкторского машиностроительного отдела ленинградского завода «Большевик» Семён Гинзбург добился финансирования работ над "классической" модификацией, понимая её преимущества с точки зрения массы, стоимости и маневра вооружения. Было опробовано несколько вариантов башен кругового вращения, пока в 1933 году не появился Т-26 с 45-мм полуавтоматической пушкой 20К в башне с развитой кормовой нишей. Интересно, что производство двухбашенных Т-26 продолжалось. Существенную роль тут сыграло мнение маршала М.Н. Тухачевского который был уверен, что именно двухбашенные машины являются наиболее подходящими для целей сопровождения пехоты, и именно они должны составлять костяк танковых сил. По состоянию на 1 июня 1941 года в РККА числился 1261 двухбашенный танк Т-26.

Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года, музей «Боевая слава Урала»

История экспоната: "Легкий двухбашенный танк Т–26 принимал участие в обороне Ленинграда. Был найден отрядом поисковиков и восстановлен. Передан на хранение в музей военной техники г. Верхняя Пышма.".

См.также:
Лёгкий танк Т-26, двухбашенная модификация с пулеметным вооружением (выпуск 1931-1933 гг.). Центральный музей Великой Отечественной войны
Лёгкий танк Т-26 (выпуск 1933-1938 гг.). Центральный музей Великой Отечественной войны
Легкий танк Т-26, обр.1933г. Площадка Центрального музея Вооруженных Сил
Лёгкий танк Т-26РТ образца 1933 года, город Выборг

Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года

История экспоната: "Легкий однобашенный танк Т–26 участвовал в боевых действиях в Ленинградской области. Был найден в болотах поисковиками, восстановлен энтузиастами-любителями военной техники. Приобретен у частного коллекционера и включен в экспозицию музея военной техники г. Верхняя Пышма."

Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года, музей «Боевая слава Урала»
Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года, музей «Боевая слава Урала»
Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года, музей «Боевая слава Урала»
Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года, музей «Боевая слава Урала»

Плавающий танк Т-37А образца 1932 года

Снова идём на сайт музея, в раздел Бронетанковая техника, где и знакомимся с историей этого экспоната: "Первый советский серийный плавающий танк. Прототипом послужила английская танкетка Vickers-Carden-Loyd. Входил в состав разведывательных батальонов моторизованных дивизий, танковых батальонов стрелковых дивизий и воздушно-десантных корпусов. Представленный экспонат произведен на Ижорском заводе в числе ограниченной партии, с измененной сварной башней. Подбит в районе дороги Терийоки-Койвисто на рубеже УР «Инкиля» в ходе Советско-финской войны в феврале 1940 г."

Плавающий танк Т-37А образца 1932 года, музей «Боевая слава Урала» Плавающий танк Т-37А образца 1932 года, музей «Боевая слава Урала» Плавающий танк Т-37А образца 1932 года, музей «Боевая слава Урала» Плавающий танк Т-37А образца 1932 года, музей «Боевая слава Урала»
Плавающий танк Т-37А образца 1932 года, музей «Боевая слава Урала» Плавающий танк Т-37А образца 1932 года, музей «Боевая слава Урала» Плавающий танк Т-37А образца 1932 года, музей «Боевая слава Урала» Плавающий танк Т-37А образца 1932 года, музей «Боевая слава Урала»
Плавающий танк Т-37А образца 1932 года, музей «Боевая слава Урала» Плавающий танк Т-37А образца 1932 года, музей «Боевая слава Урала» Плавающий танк Т-37А образца 1932 года, музей «Боевая слава Урала» Плавающий танк Т-37А образца 1932 года, музей «Боевая слава Урала»

Плавающий танк Т-38 образца 1936 года

История экспоната: "Найден на Невском пятачке (плацдарм на левом берегу реки Невы, который удерживали советские войска во время Великой Отечественной войны). В ходе боев танк затонул в болоте. Был найден поисковым отрядом и передан в музей военной техники города Верхняя Пышма."

Плавающий танк Т-38 образца 1936 года, музей «Боевая слава Урала» Плавающий танк Т-38 образца 1936 года, музей «Боевая слава Урала» Плавающий танк Т-38 образца 1936 года, музей «Боевая слава Урала»
Плавающий танк Т-38 образца 1936 года, музей «Боевая слава Урала» Плавающий танк Т-38 образца 1936 года, музей «Боевая слава Урала» Плавающий танк Т-38 образца 1936 года, музей «Боевая слава Урала»

Лёгкий танк Т-60

История экспоната "Легкий танк Т-60 воевал в составе разведывательного батальона 54-й армии в Тверской области. Был подбит. Найден поисковым отрядом. Восстановлен. Передан на хранение в экспозицию музея военной техники г. Верхняя Пышма."

Лёгкий танк Т-60, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-60, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-60, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-60, музей «Боевая слава Урала»
Лёгкий танк Т-60, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-60, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-60, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-60, музей «Боевая слава Урала»
Лёгкий танк Т-60, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-60, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-60, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-60, музей «Боевая слава Урала»
Лёгкий танк Т-60, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-60, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-60, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-60, музей «Боевая слава Урала»
Лёгкий танк Т-60, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-60, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-60, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-60, музей «Боевая слава Урала»

Лёгкий танк Т-70

История экспоната: "Легкий танк Т-70 воевал на Псковском направлении. Был подбит. Найден в болоте поисковым отрядом. Восстановлен. Передан на хранение в музей военной техники г. Верхняя Пышма."

Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала»
Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала»
Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала»
Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала»
Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала»
Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала» Лёгкий танк Т-70, музей «Боевая слава Урала»

Плавающий танк ПТ-76Б образца 1951 года

Плавающий танк ПТ-76Б образца 1951 года, музей «Боевая слава Урала» Плавающий танк ПТ-76Б образца 1951 года, музей «Боевая слава Урала» Плавающий танк ПТ-76Б образца 1951 года, музей «Боевая слава Урала» Плавающий танк ПТ-76Б образца 1951 года, музей «Боевая слава Урала»
Плавающий танк ПТ-76Б образца 1951 года, музей «Боевая слава Урала» Плавающий танк ПТ-76Б образца 1951 года, музей «Боевая слава Урала» Плавающий танк ПТ-76Б образца 1951 года, музей «Боевая слава Урала» Плавающий танк ПТ-76Б образца 1951 года, музей «Боевая слава Урала»
Плавающий танк ПТ-76Б образца 1951 года, музей «Боевая слава Урала» Плавающий танк ПТ-76Б образца 1951 года, музей «Боевая слава Урала» Плавающий танк ПТ-76Б образца 1951 года, музей «Боевая слава Урала» Плавающий танк ПТ-76Б образца 1951 года, музей «Боевая слава Урала»




Вернуться к оглавлению раздела

На главную страницу

Создано 15/05/2015
Обновлено 24/05/2015