Музей оборонительной линии «Салпа»


"В 1940 г. после потери «линии Маннергейма» и установления новой советско-финляндской государственной границы , финны приступили к возведению вдоль восточной границы Финляндии линии оборонительных сооружений. Уже 22 марта 1940 г. в поместье Инкиля прошло созванное К.Г. Маннергеймом совещание, на котором было решено приступить к проведению фортификационных работ. 28 марта Маннергейм назначил руководителем этих работ генерала Э.Ф. Ханелля. Чтобы ускорить ход работ Ханелль был временно назначен на пост начальника генерального штаба (первоначально – с 11 апреля по 18 июня 1940 г., но сохранил эту должность до 1942 г.) и повышен в звании – стал генерал-лейтенантом. Штаб по проведению работ разместился в Мюллюкоски. Был образован Отдел фортификации сухопутных сил (Maavoimien linnoitustoimisto). Планирование и строительство укреплений производилось с учетом физико-географических условий местности и оперативного значения направлений.

11 мая 1940 г. Государственный совет (правительство Финляндии) согласился выделить на работы 550 млн. марок, добавив в сентябре к этой сумме еще 166 млн.7 марок. В 1941 году расходы на фортификационное строительство составили 1 млрд. 100 млн. финских марок. Максимальное количество занятых на работах людей было весной 1941 г. – 35000 человек (в том числе около 900 шведских добровольцев). Когда летом 1944 г. на Перешейке началось мощное советское наступление, финское командование с исключительным вниманием отнеслось к возможной роли, которую могли сыграть построенные в 1940–1941 гг. укрепления. 10 июля 1944 г. Маннергейм своим приказом присвоил этим укреплениям наименование Suomen Salpa («Засов Финляндии»). Именно с этого времени и стали использоваться названия «Линия Салпа», «позиция Салпа». Ответственным за проведение дополнительных фортификационных работ был назначен генерал-лейтенант В. Хэгглунд. К концу августа 1944 г. на этих работах было занято около 30000 человек. Сами работы были прекращены только 24 сентября 1944 г.

Советская сторона в Союзной контрольной комиссии проявила исключительный интерес к линии Салпа. Точные сведения были получены ею прямо в штабе в Мюллюкоски. С осени 1944 по весну 1945 гг. советские военные детально исследовали всю систему укреплений. В ходе осенней сессии 1945 г. Совета министров иностранных дел антигитлеровской коалиции советская сторона внесла предложение о снесении этих укреплений, но это предложение не получило поддержки. Поскольку в послевоенное время в Хельсинки не считали невероятным новое столкновение с СССР, то за укреплениями линии Салпа сохранялось определенное значение. Только в связи с принципиальными изменениями в оборонной политике Финляндии, произошедшими в 1970-е гг., эта линия окончательно утратила свое значение."
Источник: Э.Л. Коршунов, А.А. Михайлов, А.И. Рупасов, "Линия «Салпа» – оборонительный рубеж на восточной границе Финляндии"

Противотанковые препятствия-надолбы на Миехиккяльском участке, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Противотанковые препятствия-надолбы на Миехиккяльском участке. Каждая глыба вручную установлена на подушку из песка и гравия, заглублённую примерно на 50 см.

, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Бетонный колодец для установки фугасов под дорожным покрытием

, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Санки для перевозки гранитных валунов использовавшиеся на строительстве объектов оборонительной линии

, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Незамысловатые инструменты, которыми пользовались строители линии «Салпа»

"Первая оборонительная полоса на Южном участке представляла собой наиболее законченную и оборудованную в фортификационном отношении часть линии «Салпа». От Аскола (на южном берегу оз. Кивиярви) до Равийоки (на берегу Финского залива) проходила непрерывная долговременная полоса укреплений, дополненных значительным количеством полевых сооружений с относительно развитой траншейной системой. Траншеи часто были прорублены в скалах. Линия «Салпа» была построена на выгодном естественном рубеже, изобилующем водными препятствиями, гранитными и каменистыми холмами, скалами и лесными массивами.
Передний край проходил, главным образом, по передним (восточным) скатам командных высот23, западным берегам озер и межозерным дефиле. Перед передним краем, обычно, были расположены открытые низины, заболочен-ные участки или водные преграды. Расчистка обзора и обстрела, как правило, была выполнена на ширину 500–1000 метров."
Э.Л. Коршунов, А.А. Михайлов, А.И. Рупасов, "Линия «Салпа» – оборонительный рубеж на восточной границе Финляндии"

, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Финны старались врезать сооружения в передние или боковые крутости. Обнаружить такие огневые точки можно только по результатам планировочных работ или по заметности расчищенных секторов обстрела.

, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Между первым и вторым рядам гранитных надолб устанавливалась проволочная сеть на деревянных кольях

"Независимо от наличия сильных естественных преград, линия «Салпа» на всем своем протяжении была прикрыта искусственными противопехотными и противотанковыми препятствиями (надолбами в 4–6 рядов, противотанковыми рвами, эскарпами, проволочными заграждениями). Искусственные препятствия устраивались также за водными преградами, что обеспечивало устойчивость обороны в зимнее время.
Огневая система строилась, как правило, на фланкирующем и косопри-цельном огне из долговременных и полевых сооружений. Долины и дефиле простреливались огнем с двух, а местами с трех и более направлений. Основные огневые сооружения, особенно, орудийно-пулеметные ДОТ прикрывались огнем соседних огневых точек."
Э.Л. Коршунов, А.А. Михайлов, А.И. Рупасов, "Линия «Салпа» – оборонительный рубеж на восточной границе Финляндии"

Вырубленные в камне траншеи, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Вырубленные в камне траншеи

, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

В камне также вырублены стрелковые ячейки

, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Ниши для боеприпасов

, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Заполненный водой противотанковый ров

"Большинство сооружений имело хорошее применение к местности и маскировку. Значительная часть из них была врезана в передние или боковые кру-тости и не возвышалась над поверхностью земли. Некоторые огневые точки имели недостаточную маскировку, в силу проведенных больших планировочных работ и заметности секторов обстрела.
На линии «Салпа» для полевых войск были устроены отдельные убежища и убежища, совмещенные с ДОТ. Убежища располагались вблизи переднего края. Все это вместе увеличивало живучесть обороны. Глубина обороны на дорожных маршрутах достигала 2–3,5 км, а на Аскольском участке, где проходит шоссе и железная дорога на Коувола – до 9 км. Глубина обороны создавалась, в основном, за счет построения сооружений, преимущественно, полевого типа, применения башен и бронеколпаков, установленных на деревянных срубах. На других участках линии «Салпа», где укрепления располагались за естественными препятствиями или на местности, труднодоступной для действий войск и танконедоступной, оборона имела незначительную глубину."
Э.Л. Коршунов, А.А. Михайлов, А.И. Рупасов, "Линия «Салпа» – оборонительный рубеж на восточной границе Финляндии"

, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Крутости ходов сообщений, чтобы они не осыпались, одеты жердями

, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Шоссе Миехикала-Луумяки пересекает оплывший противотанковый ров

, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Виден ход к ячейкам истребителей танков, вынесенным вперёд рва. Бойцы должны были атаковать танки с помощью немецких одноразовых гранатомётов Panzerfaust

Пулемётная ДОТ

"Огневые сооружения
а) тактико-техническая характеристика и система построения огня
Широко применявшиеся финнами система флангового огня кинжального действия, а также система косоприцельного огня определили типы ОС. Фланговые сооружения строились правые и левые. Расположение боевых казематов относительно оси главного входа определяло это деление. Ограниченный сектор обстрела из сооружений дополнялся маневренным огнем орудий ПТО, устанавливаемых на открытых площадках вблизи сооружения. Укрытия для орудий ПТО или совмещались со входом в сооружение, или строились в виде пристройки к основному сооружению. В целях создания дополнительного пулеметного огня, из одного и того же сооружения, на покрытии устанавливался пулеметный бронеколпак.
Огневые сооружения были посажены на местности во взаимодействии друг с другом, дополняя и прикрывая своим огнем соседа.
...
В орудийно-пулеметных ДОТ, при наличии пулеметной амбразуры с сектором 38° и орудийной – с сектором 63°, пулеметный сектор огня не полностью перекрывал орудийный. Такое построение секторов огня создавало условие, при котором в орудийном секторе образовывалась полоса, не простреливаемая станковым пулеметом. Орудийно-пулеметный огонь из сооружения дополнялся огнем автоматического оружия из наблюдательных щелей. Для защиты входа устраивались амбразуры для ручного пулемета (автомата) с раствором 45°. Оборона входной двери производилась при помощи забрасывания в тупик гранат из помещений сооружения. Для этой цели в тупике у пола было предусмотрено отверстие трубы."
Э.Л. Коршунов, А.А. Михайлов, А.И. Рупасов, "Линия «Салпа» – оборонительный рубеж на восточной границе Финляндии"

Пулемётная ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

ДОТ фланкирующего огня. Слева, так называемое "крыло", стенка защищающая амбразуру от обстрела со стороны фронта

Пулемётная ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Наблюдательный бронеколпак

Пулемётная ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Хорошо видно расположение пулемётного ДОТ фланкирующего огня, подавить который с дороги невозможно

Пулемётная ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Амбразура пулемётного ДОТ

"Орудия ПТО в казематах были установлены стационарно и соединены с амбразурой путем шарового шарнира , или ставились прямо на колеса. Пулеметы устанавливались стационарно на вращающихся станках. Пулеметы в бронеколпаках устанавливались на вращающемся станке, который связывался с амбразурой колпака посредством шарового шарнира.

в) планировка сооружений
Входы в боевые сооружения располагались в тыльной стене на поперечной оси сооружения, которая была перпендикулярна директрисе огня. Основной вход тупиковый, шириной 90–100 см. Кроме основного входа в тыльной стене устраивался запасный лаз. Отверстие лаза было заделано балками, которые могли быть разобраны изнутри сооружения. За тупиком был расположен тамбур-распределитель, связывающий между собой отдельные помещения. В орудийно-пулеметных ДОТ пулеметный каземат располагался непосредственно у крыла сооружения, под его прикрытием. Кроме боевых казематов и убежища, в сооружении имелись: помещение перископной (она же – командирская) и помещение под колпаком. В артсооружениях предусмотривалась снарядная. В двухэтажных сооружениях в нижнем этаже располагалось убежище и, как правило, пулеметный каземат. В верхнем этаже, в одной вертикальной плоскости над нижним казематом, был расположен пушечный каземат или помещение для стрельбы лежа из противотанкового ружья."
Э.Л. Коршунов, А.А. Михайлов, А.И. Рупасов, "Линия «Салпа» – оборонительный рубеж на восточной границе Финляндии"

Пулемётная ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Система слепого прицеливания. Линии соответствуют рубежам открытия огня – линии противотанковых надолб, профилю шоссе или иному сектору который нужно перекрыть огнём даже ночью, в пургу или при задымлении

Пулемётная ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Охлаждение пулеметов – водяное. Вода насосом подавалась в расходный бак, установленный на стене, откуда самотеком поступала кожух пулемета, а затем системой труб отводилась в канализационный коллектор. На фото – водяной бак и ручной насос

Пулемётная ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Финская модификация пулемёта Максим М09/21 на станке М/40. Ниже – короба для патронных лент и стреляных гильз

Пулемётная ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Амбразура не имеет заглушки или иного защитного приспособления

"Охлаждение пулеметов – водяное. Вода насосом подавалась в расходный бак, установленный на стене, откуда самотеком поступала кожух пулемета, а затем системой труб отводилась в канализационный коллектор .
Вентиляция казематов приточная. При недостатке чистого воздуха (при интенсивной стрельбе или химатаке) расчеты могли получать чистый воздух из подводящих вентиляционных труб, для чего присоединяли к ним индивидуальные маски. Отопление в убежище печное (плита-калорифер).
Управление осуществлялось с помощью переговорных труб и телефона.
Вводы кабеля связи были расположены у основания сооружения или у покрытия в тыльной стене.
Наружные и внутренние двери в сооружениях броневые, герметически закрывающиеся.
Стояки (трубы от печей и вентиляции), выведенные на поверхность, имели специальные гранатоулавливающие колена, в которые попадали гранаты при забрасывании их сверху. При разрыве гранаты был возможен вылет осколков из трубы на поверхность."
Э.Л. Коршунов, А.А. Михайлов, А.И. Рупасов, "Линия «Салпа» – оборонительный рубеж на восточной границе Финляндии"

Пулемётная ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Броневая заслонка снята, хорошо видна узкая щель для наблюдения и стрельбы из личного оружия

Пулемётная ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Скоб-трап ведёт в помещение под бронеколпаком наблюдателя

Пулемётная ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Небогатая Финляндия экономила на противооткольной защите в фортификационных сооружениях. На снимке: металлические крепления заменителя противооткола – деревянного потолка. Такое покрытие чуть лучше держало тепло и уменьшало количество конденсата

Пулемётная ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Колодец закрыт деревянной крышкой

Пулемётная ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Фильтровентиляционная установка

Пулемётная ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Работа приточно-вытяжной вентиляции основана на механизме ручного привода

Пулемётная ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Вывод системы вентиляции

Пулемётная ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Рядом с боевым казематом – помещение для личного состава: нары, электрическое освещение, колодец, плита-калорифер и другие удобства

Пулемётная ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Нары в два этажа

Пулемётная ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Печь-калорифер одновременно служила для обогрева и для приготовления пищи

Артиллерийская ДОТ

Артиллерийская ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Входы в боевые сооружения располагались в тыльной стене на поперечной оси сооружения, которая была перпендикулярна директрисе огня. Основной вход тупиковый, шириной 90–100 см.

Артиллерийская ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

45-мм орудие М40. На прицеле - клеймение «PI OL, 1943, №73»

Артиллерийская ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Противотанковые пушки в казематах установлены стационарно и соединены с амбразурой через шаровый шарнир

Артиллерийская ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Ствол пушки – трофейный, советского производства. Казематный станок – финского производства

Артиллерийская ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Заслонка обороны входной двери. Обороняющиеся бросали в трубу гранату, которая выпадала из другого конца трубы, в тупике у пола.

Артиллерийская ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Маркировка на замке: "Valtion Tykkitehdas. 1941. 45K/40K №297". VTT – финский Государственный пушечный завод, создан в 1936 году.

Артиллерийская ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

45-мм орудие М40 с клиновым замком

Артиллерийская ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Спустившись по ступеням и минововав бронедверь входящий попадает в тамбур-распределитель, связывающий между собой отдельные помещения

Артиллерийская ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Вход в ДОТ расположен на несколько метров ниже уровня траншеи

Артиллерийская ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Каркас для растягивания сетей, маскирующих траншею, должен быть выполнен на одном уровне с бруствером

Артиллерийская ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

На поверхности бронеколпака хорошо видна щель для наблюдения

Артиллерийская ДОТ, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

ДОТ фланкирует противотанковый ров, пересекающий шоссе на Люммяки

Открытая артиллерийская позиция противотанковой пушки 75 K 40 (7.5 cm Pak 40, Германия)

"Ещё только шли испытания Рак 38, а конструкторы «Рейнметалл-Борзиг» в 1938 г. приступили к проектированию ещё более мощной, 75-мм противотанковой пушки. Поначалу попытались обойтись, что называется, «малой кровью» – первые образцы нового орудии представляли собой пропорционально увеличенную пушку Рак 38. Но испытания пушки, получившей обозначение Рак 40, начатые в 1939 г., показали ошибочность такого подхода: алюминиевые узлы, широко применяемые в лафете 50-мм пушки, и прежде всего – трубчатые станины, не выдерживали резко возросших нагрузок. Потребовалось полностью перепроектировать орудие, но работы велись низким темпом – попросту, вермахт не ощущал потребности в противотанковой пушке более мощной, чем Рак 38.
Импульс к ускорению работ по 75-мм орудию дало начало войны против СССР, а именно – уже неоднократно упоминавшееся нами столкновение с танками Т-34 и КВ. Фирма получила указание в срочном порядке завершить доводку Рак 40. В декабре 1941 г. опытные образцы орудия прошли испытания, в январе следующего года начался серийный выпуск, а уже в феврале первые 15 Рак 40 поступили в войска.
...
Стоимость орудия Рак 40 составляла 12 000 рейхсмарок. Рак 40 являлась наиболее удачной и самой массовой противотанковой пушкой вермахта. О масштабах её производства свидетельствуют цифры среднемесячного выпуска, составлявшие в 1942 г. 176 пушек, в 1943-м – 728 и в 1944-м – 977. Наибольший месячный выпуск был зафиксирован в октябре 1944 г., когда было изготовлено 1050 Рак 40. В 1945 г. вследствие уничтожения значительной части промышленного потенциала Третьего рейха, темп производства Рак 40 существенно снизился – с января по апрель включительно было изготовлено 721 такое орудие."
Источник: А.И. Харук, «Артиллерия Вермахта»

Противотанковая пушка 75 K 40 (7.5 cm Pak 40, Германия), Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Пушка смотрит точно вдоль противотанкового рва, перерезающего шоссе Миехикала-Луумяки. Слева позицию закрывает каменная гряда, в толще которой оборудованы пулемётные и орудийные огневые точки.

Артиллерийско-пулемётный полукапонир

Артиллерийско-пулемётный полукапонир, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Амбразуры фланкирующего огня укрыты между двух гранитных уступов

Артиллерийско-пулемётный полукапонир, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Амбразура подготовлена для установки 45-мм казематного орудия

Артиллерийско-пулемётный полукапонир, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Внутри бронеколпака на роликах перемещается броневая заглушка, надёжно перекрывающая смотровые щели

Артиллерийско-пулемётный полукапонир, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Оборона тупиковых входов осуществлялась выводом в тупик трубы, через которую из сооружения в тупик забрасывались ручные гранаты

Бронеколпаки

Бронеколпаки, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Литой бронеколпак для пулемёта. Для маскировки амбразуры на лицевой стороне бронеколпаков правильная форма амбразурного отверстия искажалась путем выжигания автогеном на поверхности различной формы пятен.

Бронеколпаки, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Тыльная сторона пулемётного бронеколпака. Выступы по бокам – точки крепления при монтаже

Бронеколпаки, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Цельнометаллическая отливка бронеколпака устанавливалась в траншее на бетонном основании

Бронеколпаки, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Тыльная сторона совмещённого бронеколпака для размещения двух человек: пулемётчика и наблюдателя

Пулемётная ДОТ на дороге от Виролахти к побережью Финского залива

Подбашенная коробка и башня советского танка Т-26 в качестве огневой точки на дороге от Виролахти к побережью Финского залива, Музей линии Салпа

Подбашенная коробка и башня советского танка Т-26 в качестве танковой огневой точки (ТОТ)

"В сентябре 1942 г. департамент фортификации Генштаба выдвинул идею об использовании имеющихся танковых башен в качестве неподвижных огневых точек укрепленной линии. Идея не получила одобрения, но в июле 1944 г., перед лицом советского наступления, оперативный департамент Генштаба утвердил ее. Фортификация производилась в основном с использованием танков БТ-2 и БТ-5, реже – БТ-7, Т-26 и бронеавтомобилей БА- 6. Огневая точка состояла из вкопанного в землю боевого отделения машины с башней. Такие укрепления предназначались для ведения фланкирующего огня за бетонными бункерами и другими укрытиями. Башни танков БТ-2 были модифицированы, в них установили 37-мм пушки, ранее использовавшиеся на шеститонных танках «Виккерс». Тем не менее, на части огневых точек стояли «родные» орудия. Башни от Т-37 и Т-38 использовались в качестве отдельных ДОТов, будучи установлены на деревянных основаниях, вкопанных в грунт.

Согласно приказу Оперативного департамента Генштаба, для линии Сальпа было предназначено 24 37-мм и 34 45-мм пушки, фортификационный департамент имел в своем регистре 20 37-мм орудий, 39 45-мм орудий, а также 52 7.62- мм пулемета ДТ, установленных на линии. После перемирия с линии было снято все вооружение, часть оборудования, скорее всего, была разворована, но башни остались на месте."
Источник: Э.Мумку, Ю.Пурхонен, «Бронетехника Финляндии 1918 – 1997 гг. Часть вторая» («Техника и Вооружение», №01/1999)

Сферическое убежище и комплект быстросборный опалубки для его строительства

"Сооружение (круглой формы в плане) состоявшее из одного помещения, вход в которое был непосредственно из примыкающего хода сообщения. Внутренний диаметр убежища – 325 см."
Э.Л. Коршунов, А.А. Михайлов, А.И. Рупасов, "Линия «Салпа» – оборонительный рубеж на восточной границе Финляндии"

Сферическое убежище, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Внутри сферического убежища, возведённого с помощью комплекта быстросборной опалубки

Сферическое убежище, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Трубы, выведенные из сферического убежища, присыпанного слоем грунта

Сферическое убежище, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Каркасы масок-перекрытий из обрезков стволов деревьев

Сферическое убежище, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Схема возведения убежища

Площадка для строительства ДОТ

Площадка для строительства ДОТ, Музей линии Салпа

Схема будушего оборонительного сооружения

Площадка для строительства ДОТ, Музей линии Салпа

Котлован уже выбран. По ходу строительства в том месте, где установлен лёгкий забор, должна была появиться бетонная стена.

, Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Бетонный завод, обеспечивавший строительство объектов оборонительной линии «Салпа»

Недостроенное убежище на 40 человек

"На линии «Салпа» для полевых войск были устроены отдельные убежища и убежища, совмещенные с ДОТ. Убежища располагались вблизи переднего края. Все это вместе увеличивало живучесть обороны."
Э.Л. Коршунов, А.А. Михайлов, А.И. Рупасов, "Линия «Салпа» – оборонительный рубеж на восточной границе Финляндии"

Недостроенное убежище на 40 человек, Музей линии Салпа

Работы над перекрытием убежища не закончены

Недостроенное убежище на 40 человек, Музей линии Салпа

Вход в боевое сооружение располагается в тыльной стене

Недостроенное убежище на 40 человек, Музей линии Салпа

Типовой входной портал

Недостроенное убежище тоннельного типа

На линии Салпа было построено 25 вырубленных в скале тоннелей или пещер, большинство из которых осталось незаконченными. Большая часть из них расположена в южной части оборонительнй линии. Тоннели являются жилыми помещениями, и отделяя их части можно было оборудовать наблюдательные посты, казематы для пулемётов или противотанковых пушек. Внутри вырубленных в скалах пещер строились деревянные жилые бараки с двускатными крышами.

Недостроенное убежище тоннельного типа, Музей линии Салпа в Виролахти

Один из главных входов в убежище

Недостроенное убежище тоннельного типа, Музей линии Салпа в Виролахти

Открытый вход заканчивается тупиком с герметично закрывающейся бронедверью

Недостроенное убежище тоннельного типа, Музей линии Салпа в Виролахти

Решётка караульного поста у входа в защитную толщу

"Вход в убежище осуществлялся с поверхности земли. Количество входов зависело от величины убежища и колебалось от одного входа до трех. Открытый вход переходил в наклонную потерну, которая постепенно опускалась на требуемую отметку заложения основных помещений сооружения.
Главные входы потерны соединяли, таким образом, основное помещение с поверхностью земли. В случае разрушения или завалов входов были преду-смотрены запасные выходы через шахты и подъэтажники оголовков.
Помимо входных потерн и основного помещения, убежища имели ряд второстепенных соединительных потерн, заканчивавшихся вертикальными шахтами. В исключительных случаях шахта непосредственно заканчивалась бронеколпаком, заделанным в бетон.
Основное помещение убежища представляло собой прямоугольник (в плане), с рядом карманов, в которых находились различные помещения.
Входные потерны на своем протяжении были разделены поперечными железобетонными перемычками на ряд отсеков, выполняющих функции тамбуров. Поперечные перемычки имели герметические бронедвери."
Э.Л. Коршунов, А.А. Михайлов, А.И. Рупасов, "Линия «Салпа» – оборонительный рубеж на восточной границе Финляндии"

Недостроенное убежище тоннельного типа, Музей линии Салпа в Виролахти

Неоконченная прокладка потерны

Недостроенное убежище тоннельного типа, Музей линии Салпа в Виролахти

Бетонные перегородки разделяли убежище на отдельные отсеки

Недостроенное убежище тоннельного типа, Музей линии Салпа в Виролахти

Главная потерна. Внутри неё должны были построить деревянные жилые бараки с двускатными крышами

Недостроенное убежище тоннельного типа, Музей линии Салпа в Виролахти

Прокладка труб коммуникаций систем вентиляции и водоснабжения только начата

"Тяжелые сооружения тоннельного типа представляли собой потерны, выработанные в скальных грунтах. Выработка представляла собой вертикальные стены, на которые опирался свод. В целях создания улучшенных условий в главных потернах, они имели внутреннюю деревянную обделку. Обделка представляла стойчатую каркасно-обшивную конструкцию с двухскатной кровлей. На восприятие нагрузок от скального грунта, в случае его обрушения конструкция обделки не была рассчитана. Все второстепенные соединительные потерны обделки не имели."
Э.Л. Коршунов, А.А. Михайлов, А.И. Рупасов, "Линия «Салпа» – оборонительный рубеж на восточной границе Финляндии"

Недостроенное убежище тоннельного типа, Музей линии Салпа в Виролахти

Вводы кабеля связи расположены в покрытии тыльной стены

Недостроенное убежище тоннельного типа, Музей линии Салпа в Виролахти

Металлические штыри вокруг бронеколпака предназначены для крепления маскировочной сети

Недостроенное убежище тоннельного типа, Музей линии Салпа в Виролахти

На поверхности бронеколпака хорошо видна проволочная сетка, армировавшая маскировочный слой бетона с камнями

Недостроенное убежище тоннельного типа, Музей линии Салпа в Виролахти

Выход системы вентиляции убежища

Недостроенное убежище тоннельного типа, Музей линии Салпа в Виролахти

Выход системы вентиляции убежища

Недостроенное убежище тоннельного типа, Музей линии Салпа в Виролахти

Перед входом в убежище - дренажный колодец

Недостроенное убежище тоннельного типа, Музей линии Салпа в Виролахти

Ко входу в убежище идёт ход сообщения, вырубленный в каменном массиве

Недостроенное сооружение тоннельного типа с боевыми казематами

Недостроенное сооружение тоннельного типа с боевыми казематами, Музей линии Салпа в Виролахти

Потерна, выработанная в скальном массиве

Недостроенное сооружение тоннельного типа с боевыми казематами, Музей линии Салпа в Виролахти

Выход системы вентиляции

Недостроенное сооружение тоннельного типа с боевыми казематами, Музей линии Салпа в Виролахти

Вид в шахту бронеколпака. На переднем плане – люк с задрайкой, выше – цилиндрическая бронированная заглушка на роликах, которой можно перекрывать смотровые щели

Недостроенное сооружение тоннельного типа с боевыми казематами, Музей линии Салпа в Виролахти

Амбразура и место монтажа казематной пулемётной установки

Недостроенное сооружение тоннельного типа с боевыми казематами, Музей линии Салпа в Виролахти

Наружные и внутренние двери в сооружениях броневые, герметически закрывающиеся

Недостроенное сооружение тоннельного типа с боевыми казематами, Музей линии Салпа в Виролахти

Замаскированный под груду камней наблюдательный бронеколпак

Недостроенное сооружение тоннельного типа с пулемётным казематом

Недостроенное сооружение тоннельного типа с пулемётным казематом, Музей линии Салпа в Виролахти

Один из входов в защитную толщу

Недостроенное сооружение тоннельного типа с пулемётным казематом, Музей линии Салпа в Виролахти

Открытый вход переходит в наклонную потерну, которая постепенно опускается на отметку заложения основных помещений сооружения

Недостроенное сооружение тоннельного типа с пулемётным казематом, Музей линии Салпа в Виролахти

Входной тамбур с герметически закрывающейся бронедверью. Справа от входа, внизу – выход трубы, через которую из сооружения в тупик забрасывались ручные гранаты

Недостроенное сооружение тоннельного типа с пулемётным казематом, Музей линии Салпа в Виролахти

Убежище тоннельного типа. Входы в отсеки защищены герметичными бронедверями

Недостроенное сооружение тоннельного типа с пулемётным казематом, Музей линии Салпа в Виролахти

Вход из потерны в пулемётный каземат

Недостроенное сооружение тоннельного типа с пулемётным казематом, Музей линии Салпа в Виролахти

Артиллерийский каземат. Амбразура подготовлена для установки шарнира казематной установки 45-мм орудия

Недостроенное сооружение тоннельного типа с пулемётным казематом, Музей линии Салпа в Виролахти

Выход трубы, через которую из сооружения в тупик забрасывались ручные гранаты

Недостроенное сооружение тоннельного типа с пулемётным казематом, Музей линии Салпа в Виролахти

Замаскированный наблюдательный колпак

Тяжёлая полевая пушка 155 K 77 (de Bange 155 mm long cannon Mle.1877, Франция)

"Чарльзу Рагону де Банжу удалось осуществить давнюю мечту французских военных, внедрив законченную систему нарезной казнозарядной артиллерии, включавшую весь необходи-мый взаимодополняющий ряд орудий. Его орудия проектировались по спецификациям французской армии, армейским офицером, в правительственном Арсенале. В отличие от конкурирующей "системы Крупа", они не предназначались для экспорта.
Де Банж родился 17 октября 1833 года. Лейтенантом 8-го полка конной артиллерии он участвовал Итальянской Кампании и отличился у Палестро и Солферино. Имея репутацию технически грамотного специалиста, с 1860 по 1862 год отвечал за береговую оборону Брестского Арсенала. В 1862 году, в чине капитана был командирован на металлургический завод в Ньевер, а затем в августе 1864 на "Manufacture d'armes de Chatellerault". В 1866 году работал на заводе по производству взрывчатых веществ в Меце. После командования с 1867 по 1868 года 9-м артиллерийским полком, назначается помощником директора измерительных мастерских центрального артиллерийского депо Парижа, и остается на этой должности всю войну.
Командир эскадрона в феврале 1874, подполковник в январе 1878, полковник в ноябре 1880, 11 марта 1882 года он добивается выхода в отставку, чтобы возглавить "заводы Кайля" в Гренелле, Денене и Дуэ, имевшие необходимый инструментарий для разработки и производства нового вооружения. До 1889 года, руководя этими заводами, де Банж постоянно совершенствовал свои разработки, но затем область его интересов сместилась в сторону железнодорожного транспорта. Этот выдающийся француз умер в самый канун Первой Мировой войны.

"Нормальный ряд" де Банжа включал следующие орудия: горное "Canon de 80 de montagne, Mle. 1877", полевое/конно-артиллерийское "Canon de 80 de campagne, Mle. 1877", полевое, осадное и крепостное "Canon de 90, Mle. 1877", осадное и крепостное "Canon de 120, Mle. 1878", осадное и крепостное "Canon de 155, Mle. 1877" и созданную на основе укороченного ствола 155 мм крепостную гаубицу на S-образном лафете, прозванном "лебединая шея". Именно с двумя последними орудиями связано принятие французами калибра 155 мм, который постепенно стал всемирно признанным стандартом. Более тяжелые стволы представляли 220 мм осадная и крепостная мортира 1880 года и 270-мм мортира 1885 года. Простые, надежные и мобильные, эти орудия перекрывали все потребности французской армии того времени в прямом и навесном огне, в поле, горах, при осаде и береговой обороне.
"
Источник: Тодер Олег Якубович, «Французская артиллерия в 19-м веке»

Французская армия использовала две модели 155-мм пушек системы де Банжа, отличавшихся длинной ствола. Конструкция этих орудий не отличалась от других представителей "нормального ряда" де Банжа - поршневой затвор, жёсткий колесный лафет, клёпанная коробчатая станина, неподрессоренный ход (орудия этого типа имели как деревянные, так и стальные колёса). Для стрельбы из него всё ещё использовался дымный порох в тканевых картузах, сильно демаскировавший позицию при выстреле и требовавший тщательной и регулярной чистки ствола. Узкие колёса тяжёлого орудия (5,4 тонны) буквально тонули в земле. Особенно сильно это явление портило жизнь при стрельбе с мягкой земли и во время движения. Поэтому при оборудовании огневой позиции расчёт собирал специальную деревянная платформу. После каждого выстрела орудие приходилось возвращать в исходное положение. В 1883 году во французской армии ввели гидравлический тормоз Saint-Chamond для лучшего поглощения отдачи, но получивший особого распространения.

155 K 77 (de Bange 155 mm long cannon Mle.1877), Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Тяжёлая полевая пушка 155 K 77 (de Bange 155 mm long cannon Mle.1877, Франция)

155 K 77 (de Bange 155 mm long cannon Mle.1877), Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Серийный номер: 1095. Шильдик содержит отметки о прохождении ремонта.

155 K 77 (de Bange 155 mm long cannon Mle.1877), Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Фотографии орудий "нормального ряда" де Банжа, применявшихся финской армией

155 K 77 (de Bange 155 mm long cannon Mle.1877), Музей оборонительной линии «Салпа», община Миехиккяля

Жёсткий колёсный лафет, имеет два посадочных места под цапфы ствола - одно для перевозки, другое для стрельбы. Для перевода ствола в боевое положение использовались тренога и полиспаст.

В XIX веке промышленность выпустила около 1400 штук пушек 155 L de Bange. Большинство из них несли службу в в многочисленных французских крепостях того времени, однако в 1882 году около 200 единиц 155 L de Bange выделили для использования в качестве осадной артиллерии. Перевозились они упряжками по десять лошадей.
Первое боевое применение этих пушек имело место в Южной Африке, в ходе англо-бурской войны (1899—1902 гг.). Артиллерия Трансвааля и Оранжевой республики располагала 20 тяжёлыми орудиями (155-мм пушка Creusot Long Tom и 120 mm Krupp M. 1892 field howitzer).
В этой связи уместно процитировать заметку, появившуюся осенью 1899 года в йоханнесбургской газете «Стар»: «Забастовка рабочих во Франции отложена в связи с выполнением поступившего от буров заказа на артиллерийское снаряжение». Вышеупомянутой фирмой был изготовлен, в частности, и «Длинный Том» — 155-миллиметровое дальнобойное орудие.

Изначально четыре французских 155 L de Bange (официальное название пушки) предназначались для защиты фортов вокруг Претории. Однако, за неимением лучшего буры использовали «Лонг-Томы» в качестве полевой артиллерии. Несмотря на вес и габариты, эти тяжёлые осадные орудия перевезли к фронту, где они создали уйму проблем для англичан. Тем, кто в детстве читал Луи Буссенара должны быть знакомы нижеследующие строки:
"Артиллеристы-буры, демонстрируя изумительную точность, вносили жестокое опустошение в ряды противника. Время от времени, оглушая всех вокруг громоподобным грохотом, посылал англичанам чудовищный снаряд и «Длинный Том». Сорвиголова прижал к глазам полевой бинокль, как бы следя за полетом очередного ядра, и, увидев, что оно опрокинуло вражескую пушку вместе с ее прислугой и конями, радостно воскликнул:
— В самую точку!.. Браво, господин Леон, браво!
"

В мирное время с излишним весом и избыточным удельным давлением на грунт можно было примириться, но когда 155 L de Bang попали из крепостей на фронты Первой мировой войны, стало совсем грустно. Первые же артиллерийские дуэли Первой мировой войны быстро убедили французов в необходимости повысить мобильность их 155-мм пушек. Действительно, 5-6 часов на развёртывание орудия к бою это, мягко говоря, многовато. Печаль ситуации усугублялась качественным и количественным превосходством немецкой полевой артиллерии. Судите сами: французский армейский корпус был оснащен 120 75-мм пушками, а его немецкий аналог имел 108 77-мм, 36 105-мм и 16 150-мм орудий.

Интересно, что проблему давления на грунт колёс тяжёлых артсистем ещё в 1898 году гениально решил капитан итальянской королевской армии Криспино Бонагенте. Он придумал систему прямоугольных пластин, как правило, из дерева, устанавливаемых на опорах, шарнирно соединенных с окружностью колеса. Своеобразные подошвы крепились к ободам колес железными болтами и кожаными ремнями. Под действием силы тяжести по крайней мере одна из пластин всегда полностью лежала на земле. Вышедшие из строя пластины-подошвы легко заменялись.
Такие простейшие гусеницы настолько существенно снижали удельное давление на грунт, что появилась возможность буксировать тяжёлую артиллерию по грязи и бездорожью. Кроме того, изобретение Криспино Бонагенте позволило отказаться от тяжелых деревянных платформ для стрельбы. Интересно, что патент не был востребовани до начала Первой мировой войны. Только в 1914 году когда гусеницами Бонагенте оснастили итальянскую пушку 149/35. Стоит ли говорить, что простое и недорогое решение быстро переняли многие участники войны.

Итак, в октябре 1914 года французские артиллеристы обули колёса в специальные "башмаки" и перешли к использованию подколёсных упоров для борьбы с отдачей при выстреле. Своеобразная "обувь" добавила к весу орудия ещё 800 кг, но сэкономила пять тонн возимых за пушкой принадлежностей для сооружения деревянных платформ на огневых позициях. Кроме того, время развёртывания 155-мм орудия к бою сократилось до 1 часа.

Во время Зимней войны Франция подарила Финляндии 48 орудий 155 L de Bange и 48 000 выстрелов к ним. Орудия прибыли слишком поздно и не участвовали в боевых действиях. Финны назвали их 155 K 77 и распределили следующим образом: 44 единицы для установки в укреплениях оборонительной линии Салпа, оставшиеся 4 штуки использовались в береговой обороне.
В ходе Войны-продолжения новые владельцы получили обширный опыт применения французских артсистем. Из-за нехватки тяжелых дальнобойных орудий им часто приходилось использовать для контрбатарейной борьбы устаревшие 155 К 77 вместо современных тяжёлых пушек и гаубиц. Сыны Суоми впервые применили 155 К 77 в 1941 году в боях на Карельском перешейке и на полуострове Ханко. Финские военные обнаружили, что 155-мм пушка имеет хорошую точность, неплохую дальность огня и эффективные снаряды, однако объём и вес пушки затрудняли её использование и транспортировку. Тем не менее, они нашли удачный метод транспортировки, тот же, что применялся для возки 120 K 78: ствол пушки размещался в кузове грузовика, который буксировал лафет.

В 1942 году 36 орудий передали в батальоны фортификационной артиллерии, занимавших рубеж по берегу реки Свирь. Старые французские пушки обстреливали советские войска до начала июня 1944 года. С началом наступления Красной Армии отступавшие финны уничтожили 24 орудия. Дюжину пушек они успели вывезти по железной дороге за Тууллос, прежде чем советские войска высадились там и перерезали стальную магистраль. Выстрелы из этих двенадцати орудий последний раз прозвучали 13 июля 1944 года в районе Koirinoja. К сентябрю 1944 года парк финских 155 L de Bange сократился до 19 штук.
Источник: FINNISH ARMY 1918 - 1945: ARTILLERY PART 2

Зенитный пулемёт 7,62 ItKk/31-40 VKT

В наследство от Российской императорской армии независимой Суоми достались в том числе и пулемёты Максима. В середине 1920-ых годов году финские военные заинтересовались использованием этого оружия в качестве средства ПВО. Тогда из частей неисправных экземпляров, найденных в бастионной системе укреплений на островах близ столицы Финляндии - в крепости Свеаборг (другое название Суоменлинна), к 1 июля 1925 года изготовили некое крепление для станка Соколова, позволявшее вести огонь по самолётам. Откровенно говоря, единственное для чего годился станковый пулемёт Максима в качестве средства ПВО это не допускать снижения вражеских самолётов. Чем выше самолёт - тем ниже точность бомбометания. Поэтому был разработан план развития национальной ПВО, который вместо конверсии 7,62-мм пулемётов Максима, предусматривал изготовление в 1930—1934 годах 125 крупнокалиберных 13,2-мм пулемётов.

Разработку нового оружия поручили Аймо Лахти, который благополучно завалил тему. Финский оружейник разработал крупнокалиберный пулемёт и гильзы под французские пули Hotchkiss калибра 13,2-мм. По его проекту собрали шесть пулемётов разной степени надёжности. Один экземпляр L-35/36 предназначался для купленного у шведов Landsverk 182, а второй – для полицейского броневика «Sisu». На этом в Финляндии разработку крупнокалиберных пулемётов свернули. Перед Лахти вновь поставили вопрос о модернизации наследия Российской империи - пулемётов Максим.

Результатом глубокой модернизации пулемёта Максима стала двухствольная зенитная установка, созданная Аймо Лахти в 1931 году. Конструкция представляла из себя спаренные пулемёты Максима, водружённые на тумбовую установку собственного производства. Ленточное боепитание поступало из патронных ящиков находившихся слева и справа от спарки. Конструктор перевёл оружие с водяного на воздушное охлаждение и увеличил темп стрельбы с 600 до 900 выстрелов в секунду. Кроме того, Лахти реализовал мечту всех советских пулемётчиков, постоянно маявшихся с матерчатыми лентами. Недостатков хватало: матерчатую ленту трудно снаряжать, она изнашивалась, рвалась, впитывала влагу и теряла форму. От всей это головной боли финны избавились заменой тканевой патронной ленты на металлическую звеньевую ленту. Общая ёмкость ленты осталась неизменной: 250 патронов. Следует отметить, что экономные финны разместили под спаркой два короба для сбора стреляных гильз и звеньев патронных лент.
Серийное производство изделия, получившего наименование 7,62 ItKk/31 VKT, развернули на Государственном оружейном заводе в 1933 году. Общий объём выпуска составил 140 штук. В 1930-ых годах этими пулемётами вооружались армия и шюцкор (полувоенная организация, название которой переводится с финского как «гражданская стража»).

Результаты применения ЗПУ в Зимней войне не слишком порадовали финских военных. Высокий темп стрельбы, но малая дальность огня, обусловленная калибром пулемёта. Кроме того, при стрельбе стволы «уводило» вверх, что снижало точность огня. Тумбовая установка хорошо вставала на бронепоезда, корабли, грузовики и иные стационарные позиции, но армия-то нуждалась в мобильной установке.

В 1940 году зенитную пулемётную установку ItKk/31 доработали и запустили в производство его улучшенную версию ItKk/31-40. ЗПУ получила новый прицел, тяжёлый ствол, более массивный кожух ствола, дульный тормоз, облегчённый треножный станок. Не смогли устранить лишь один, самый главный недостаток - калибр, определявший слабое действие пулемёта по воздушным целям. В 1940-1944 годах на государственном оружейном заводе «Валтион Киваэритедас» в городе Ювяскюля произведено 367 пулемётов этого типа. Установка ItKk/31-40 активно применялось, как в ходе советско-финской, так и и Лапландской войны.
Источник: FINNISH ARMY 1918 - 1945: ANTIAIRCRAFT MACHINEGUNS

Средний танк Т-34-85

Танк послевоенного выпуска, остался в музее после съёмок немецкими кинематографистами фильма «Сталинград».

Средний танк Т-34-85, Музей линии Салпа

Ходовая часть позднего типа, катки послевоенные, крышки с масленками

Средний танк Т-34-85, Музей линии Салпа

Характерная черта танков чехословацкого выпуска – на лбу корпуса две фары защищённые решёткой

Средний танк Т-34-85, Музей линии Салпа

Безбалочный нос вводится на тагильских машинах в ноябре 1946 года, в самом конце выпуска. Техническая документация для выпуска Т-34-85 поступила в Чехословакию в ноябре 1949 года.

Средний танк Т-34-85, Музей линии Салпа

Запасные траки на верхнем лобовом бронелисте

Средний танк Т-34-85, Музей линии Салпа

Высокое качество литья башни характерно для послевоенных танков польского и чехословацкого производства

Средний танк Т-34-85, Музей линии Салпа

Порт полевого телефона – для связи экипажа с пехотой

Средний танк Т-34-85, Музей линии Салпа

«Фигурные» броневые кожухи выхлопных труб

Средний танк Т-34-85, Музей линии Салпа

Колпаки вентиляторов не разнесены, как на танках военного времени

Средний танк Т-34-85, Музей линии Салпа

Петли верхнего кормового листа увеличенного размера

Средний танк Т-34-85, Музей линии Салпа

Поздние штампованные усиленные опорные катки с резиновыми бандажами без перфорации

Башни ПВО в Раямяки

Раямяки - третья по величине деревня в муниципалитете Нурмиярви. В настоящее время её население составляет около 7000 человек. В 1888 году здесь был основан завод Hyvinkaa Works Ltd, выпускающий вино и дрожжи. Место выгодно отличалось ресурсами подземных вод. Несколько позже предприятие стало называться «ALKO», а в 1919 году этот крупнейший спиртзавод перешёл под управление государства. За свою долгую историю компания «ALKO» построила не только фабричные здания, но и церковь (1938 год), школу, спортивный зал Rajakaari.

В 1930-ые годы правительство Финляндии начало общественную компанию по сбору средств на национальную ПВО. Проще говоря, государство взывало к совести граждан и побуждало финский бизнес за свой счёт строить объекты ПВО для прикрытия собственных предприятий. Интересно, что для каждого города или объекта подлежащего защите, денежные средства собирались отдельно. Деньги и желание нашлись только у компании «ALKO», построившей две башни рядом со своим спиртозаводом в городе Rajamaki. Больше на эту наживку никто не клюнул. На башни установили по одной 40-мм зенитной пушке шведской фирмы Bofors (приобретённые опять-таки на деньги мега-самогонщиков). Интересно, что эти башни ПВО действительно оказались нужны, когда во время Зимней войны завод внезапно стал стратегически важным объектов. Дело в том, что кроме основной продукции на предприятии наладили выпуск бутылок с зажигательной смесью. Это не слишком эффективное противотанковое средство получило у финнов название "коктейль для Молотова".

В архиве SA-Kuva сохранилось несколько фотоснимков, запечатлевших эти орудия на боевом дежурстве. Смысл подъема орудий на высоту очевиден: поднять позицию выше построек, тем самым улучшить обзор и условия ведения огня. О боевой эффективности этих интересных объектов ПВО судить трудно, но они сохранились до наших дней и считаются местной достопримечательностью.