Навигация:
I отсек: носовой торпедный
II отсек: аккумуляторный
III отсек: аккумуляторный, жилой
IV отсек: центральный пост
IV отсек: боевая рубка
V отсек: аккумуляторный
VI отсек: дизельный
VII отсек: кормовой торпедный
Внешний вид и экспонаты филиала Центрального военно-морского музея
Дизель-электрическая подводная лодка Д-2 «Народоволец», г.Санкт-Петербург
Месторасположение: г.Санкт-Петербург, Васильевский остров, ул. Шкиперский проток, 10
Официальный сайт: Мемориальный комплекс «Подводная лодка Д-2 “Народоволец”»
Другие корабли-музеи:
ДЭПЛ Б-307 проекта 641Б, г.Тольятти
ДЭПЛ Б-396 проекта 641Б «Новосибирский комсомолец», г.Москва
ДЭПЛ С-189 проекта 613, г.Санкт-Петербург
ДЭПЛ Д-2 «Народоволец», г.Санкт-Петербург
ДЭПЛ Б-413 проекта 641 в Музее Мирового океана, г.Калининград
В трюме второго отсека – первая группа аккумуляторных батарей, потому он и называется аккумуляторным. Вместо батарей в аккумуляторной яме сейчас размещена музейная экспозиция. На верхней палубе располагались радиорубка, выгородка преобразователей и гальюн. Самое интересное это рубка гидроакустиков, в которой сейчас установлена ГАС "Марс". На "Декабристе" были установлены гидроакустическая аппаратура для связи с подводными лодками и надводными ко-раблями (дальность действия 5-6 мыль) и шумопеленгатор. Теоретически, акустики проводят первичный поиск целей с помощью шумопеленгаторной станции (ШПС).
ШПС является неизлучающим, пассивным средством наблюдения, позволяющим обнаружить шумящий объект на воде и под водой и определить направление (пеленг) на него. Основным достоинством шумопеленгаторной станции является абсолютная скрытность ее работы, что особенно важно для подводных лодок, у которых скрытность является залогом боевого успеха. В общих чертах устройство ШПС таково: на корпусе подлодки размещается от восьми до нескольких десятков гидрофонов, основным элементом которых является кристалл сегнетовой соли или стержень из ферромагнитного материала. Звуковая волна приходит неодновременно ко всем приемникам. Приходящая к базе приёмников звуковая энергия преобразовывается в электрическую с использованием пьезоэлектрического или магнитострикционного эффекта. Обработка происходит с помощью компенсатора, усилителя и фильтра. С помощью головных телефонов гидроакустик прослушивает шум корабля-цели.
В идеале дальше выполняется бесперископная стрельба по акустическим пеленгам с помощью активного гидролокатора (ГЛС), способного различать близкие цели из-под воды. К сожалению, советские подлодки в войну вступили, имея лишь посредственные ШПС и вовсе не имея ГЛС, а потому для торпедной атаки им приходилось по старинке всплывать под перископ. Впрочем, даже английские подводники с их неплохим гидролокатором "Аздик-129", понимали, что при определении направления на цель ошибки этого прибора составляют около 1-2 градуса и лучше все-таки пользоваться перископом. Давайте же совершим краткое погружение в историю отечественных гидроакустических приборов.
Преобразователь. (Левая верхняя: Двигатель АЛП-3,5М, переменного тока, 115В, 38А, 3,5кВт. Правая верхняя: Двигатель АЛП-3,5М, 110В, 57А, нижние таблички – обмоточные данные на якорь) МЭСЭП СССР
Промышленность СССР не могла дать флоту гидроакустических средств, поэтому в 1930 году в Германии были закуплены шумопеленгаторы для первых советских подводных лодок. Вот так на "декабристах" появились шумопеленгаторы фирмы "Atlas Werke AG" (Бремен, Германия) с 16 приёмниками и эллиптической базой и германская же аппаратура звукоподводной связи. Тем не менее, зависимость от немецких поставок нужно было устранять. За разработку отечественных гидроакустических приборов взялись уже известная нам организация со специфической репутацией "Остехбюро", а с 1932 года – Научно-исследовательский морской институт связи (НИМИС). На базе отечественных предприятий с использованием германского технологий были разработаны шумопеленгаторные станции с линейной базой "Меркурий" (на 4 и 12 приёмников) и с эллиптической базой "Марс" (типов "А", "ДМ" и "ШМ" с числом приёмников до восьми). Это не означает, что ВМФ СССР был обеспечен ГАС, ведь их производство велось мелкими сериями, полукустарным способом. Да и качество продукции не всегда соответствовало даже самым скромным требованиям. Свой негативный вклад вносил и монтажный брак, по вине которого выходило из строя большое количество гидрофонов. Традиционными были и проблемы с освоением: инструкции по эксплуатации приборов не имелось, а в учебных отрядах изучение их практически не велось из-за отсутствия тренировочной аппаратуры.
Таблички: генератор. генератор. двигатель постоянного тока. Типы – непонятны. Союзный завод №6 имени М.И.Калинина
Надпись: при зарядке каждый раз перед увеличением числа включенных ламп. ручку реостата предварительно ставить на красную черту
М.Э. Морозов: "В то же время из ознакомления с германской гидроакустикой в 1939 году было известно, что германские ШПС укомплектованы гидрофонами не электродинамического, а кристаллического или магнитострикционного типа, имевшими большую чувствительность. Станция типа GHG представляла собой от 12 до 48 гидрофонов, размещённых в носовой части легкого корпуса полукругом вокруг баллера носовых горизонтальных рулей и связанных с приёмником внутри подлодки. Точность пеленгования такого устройства во многом зависела от взаимного расположения лодки и источника шума – лучше пеленговались цели, находившиеся на траверзах. Для повышения точности пеленгования источника шума использовалась станция KDB, представлявшая собой вращающуюся Т-образную антенну, на которой монтировалось 6 гидрофонов. Дальность обнаружения транспорта, движущегося со скоростью 10-11 узлов немецкими станциями GHG и KDB составляла 80-100 кабельтовых, подлодки под дизелем – 25-27 кабельтовых при большей точности пеленгования. Достигалось это, помимо качества, и большим числом приемников.
Под влиянием этих примеров к середине 1944 года КБ завода № 206 были сконструированы станции "Спика-24", "Марс-16к" и "Марс-24к". Испытания ШПС "Спика-24" на тихоокеанской подводной лодке "Щ-131" прошли неудачно, и этот прибор так и остался в единственном числе. "Марс-16к" и "Марс-24к" испытывались на "Щ-132" и "С-52" соответственно с 15.12.1944 по 15.02.1945. Приказом народного комиссара ВМФ СССР № 0269 от 19.05.1945 данные шумопеленгаторы приняли на вооружение флота, хотя по своим характеристикам они не превосходили испытывавшийся одновременно гидролокатор "Тамир-5Л" в режиме шумопеленгования".
Шумопеленгаторная станция «Марс-16». Циферблат часов намекает на то, что они когда-то давно сорвались с крепления, но сотрудникам музея это безразлично
Компенсатор ШПС «Марс» – предназначен для сложения электрических напряжений, возникающих во всех 16 гидрофонах-приемниках звуковых волн (расположены в днище носовой части подлодки)
Усилитель ШПС. С выхода компенсатора электрические колебания поступают на вход усилителя. Если приемники работают в ультразвуковом диапазоне частот, то усилитель, кроме того, и преобразует колебания из ультразвуковых в звуковые
Относительно истории отечественных гидролокаторов, предпочту процитировать опять-таки книгу М.Э. Морозова:
"В 1936 году был разработан и прошел испытания первый отечественный образец гидролокационной станции (ГЛС; тогда их называли ультразвуковыми приборами подводного наблюдения – УЗПН). Принципиальное отличие этого прибора от шумопеленгатора – возможность измерять расстояние до обнаруженного объекта, исходя из расчета времени возвращения отраженного эха. Как показала практика, эхопосылками могли быть обнаружены не только надводные корабли и подводные лодки, но даже вражеские якорные мины. С учетом этого важность прихода ГЛС на вооружение подлодок трудно переоценить.
…
В 1936-1939 гг. специалистами НИМИСТ были разработаны ГЛС "Антарес-1", "Антарес-2" и "Антарес-3" для вооружения соответственно больших, средних и малых подводных лодок. "Антарес-1" смонтировали на "К-1", но уже первые испытания в апреле 1941 года показали, что станция совершенно не защищена от мощной реверберационной помехи, делавший этот прибор в реальных условиях практически бесполезным. Таким образом, в Великую Отечественную войну наш флот вошел без гидролокаторов.
…
Представившаяся уже летом 1941 года возможность ознакомиться с английскими образцами гидроакустической техники была использована в полном объеме. Специально разработанный для субмарин британский гидролокатор "Аздик-129" имел характеристики, существенно опережавшие наши самые удачные разработки: дальность обнаружения в активном режиме – 4-12 кбт, шумопеленгования – 30-40 кбт, звукоподводной связи – 40-50 кбт, ошибка определения: дистанции – I % расстояния, курсового угла в активном режиме – 5 град, шумопеленгования – 2 град. Всего за годы войны было заказано по ленд-лизу девяносто шесть комплектов "Аздик-129", получено семьдесят. В нашем флоте они получили обозначение "Дракон-129"".
До начала Великой Отечественной войны советско-германское сотрудничество в области средств гидроакустики постоянно развивалось. Так, только в 1936 году Советским Союзом было приобретено 50 комплектов германских ШПС. Даже материалы предвоенного 1939 года показывают высокую осведомленность советской стороны об устройстве гидрофонов и других особенностях немецких ГАС.
Вот что пишет М.Э. Морозов: "Фактически же мы были даже более сведущи в немецкой гидроакустике, чем союзники: наши шумопеленгаторы "Марс" были родными братьями германских GHG, а гидролокаторы "Тамир" – немецких S-Gerat. Единственное, чего наши специалисты не могли знать, так это реальной эффективности данных средств в боевой обстановке, а она оказалась невысокой. В чем мы убедились только в 1943-1944 гг. после серии сравнительных испытаний нашей и британской гидроакустики".
Источник: Морозов М.Э. "Советский подводный флот 1922 -1945 гг.: О подводных лодках и подводниках"
Что же касается использование гидроакустических средств "Д-2", то их применение хорошо описано в книге М.Э. Морозова, К.Л. Кулагина, "Первые подлодки СССР. "Декабристы" и "Ленинцы"".
Не поленитесь, ознакомьтесь с двумя цитатами из этой отличной книги по третьему и четвёртому боевым походах "Народовольца" (октябрь 1944 и апрель 1945 года).
"После того, как советские войска вышли к берегу моря севернее Мемеля, немецкие соединения в Курляндии могли снабжаться исключительно морским путем через порты Либава и Виндава, задача блокады которых стала важнейшей для КБФ вплоть до самого конца войны.
Увы, "Д-2" по ряду причин не могла внести большого вклада в её решение. Уже первые нападения из под воды заставили немцев срочно приступить к созданию противолодочной обороны на театре, в первую очередь на подходах к портам. Зная "особенности" поведения своей лодки, Линденберг не видел возможности совершения скрытных атак ночью из надводного положения, и потому на время зарядки уходил на 35-40 миль от берега. После окончания зарядки он сразу погружался. Коммуникация же находилась в 8-10 милях от берега, и дойти туда на электромоторах, а затем вернуться в район зарядки до наступления темноты было почти невозможно.
Дело усугублялось плохим состоянием гидроакустической станции "Марс-16", пользоваться которой было возможно либо под электромоторами экономического хода, либо в надводном положении без хода при волне не более 2 баллов. Станция давала большие погрешности при определении пеленга на источник шума, и зачастую после часа подводного движения полным ходом прямо на цель акустик докладывал, что источник шума внезапно "переехал" на траверз. После изменения курса история повторялась. В конечном итоге это привело к тому, что вахтенные офицеры стали слабо реагировать на доклады акустика, и предпринимали какие-либо действия только в том случае, если обнаруживали цель визуально в перископ".
"Четвёртый и последний боевой поход "Народовольца" начался 20 апреля 1945 года. По всей вероятности к этому времени "Д-2" являлась самой старой подлодкой, принимавшей участи в боевых действиях Второй мировой на всех её театрах. Увы, этот факт не снизил требований к командиру и экипажу – от них по-прежнему ждали активных и результативных действий. Неприятности начались уже в начале – при попытке всплыть для приёма радиограмм на перископную антенну подлодка была обнаружена шведским дозорным кораблём, который сначала обстрелял перископ, а затем в течение 8 часов обрушил на субмарину 68 глубинных бомб.
...
Если не считать сторожевого корабля, обнаруженного в море 9 мая, командир не нашёл в море ни одной цели, достойной своего внимания. 18 мая подлодка вернулась в Турку. Каково же было удивление Линденберга, когда ему за поход поставили неудовлетворительную оценку! Ему вменялись в вину пассивность и плохое наблюдение за горизонтом на том основании, что находившаяся рядом "С-13" в те же дни обнаружила пять конвоев противника. Однако, новый комбриг Л.А. Курников не принял во внимание, что "С-13" располагала гидроакустической станцией "Дракон", обнаруживавшей групповые цели на расстоянии до 25 миль, в то время как такая же станция, смонтированная на "Д-2" перед самым походом так и не был подключена и не работала. Акустик пользовался все той же станцией "Марс-16", которая по паспорту могла пеленговать цели на удалении до 6 миль, но и эти времена давно прошли".
Не правда ли любопытные подробности? Получается, что весной 1945 года на "Д-2" уже поставили английский гидролокатор "Дракон-129", но акустики вынуждено пользовались старым ненадёжным шумопеленгатором "Марс-16".
Погоны М.П. Августинович. Командир К-1 Михаил Августинович (14.07.1941 по 06.03.1943) и командир базы капитан 3-го ранга Григорий Морденко – основатели традиции – давать для команд вернувшихся в базу подлодок обед с жареными поросятами по числу потопленных кораблей
Закладная доска Щ-305 «Линь». 05.11.1942 лодка потоплена таранным ударом финской ПЛ «Ветехинен». Погибло 38 советских подводников. Щ-305 была обнаружена в 2007 году недалеко от Аландских островов
Поэт-маринист, штурман Л-2 лейтенант Алексей Лебедев погиб 15.11.1941 вместе с подлодкой, которая подорвалась на трёх донных минах немецкого заграждения «D.46». Спаслось 3 человека
Таблица непотопляемости подлодки М-81. 01.07.1941 субмарина погибла в Балтийском море в районе банки Лайне на немецком заграждении «Gota». Погибло 12 подводников. В 1965 году кормовая часть поднята (носовая из-за наличия торпед подорвана на грунте)
Разработку тех.документации на восстановительный ремонт Д-2 в ЦКБ МТ «Рубин» осуществляли (на фото слева направо) Е. Бутузов, В. Семёнов, К. Саровайский. От Балтийского завода принимал участие А. Грицкевич
Восстановительный ремонт Д-2 выполняли: Центральное конструкторские бюро морской техники «Рубин», Балтийский завод, части Ленинградской военно-морской базы
Старшина команды мотористов проводит занятие по обслуживанию дизеля (на какой из подлодок – в подписи не указано)
Старшина команды электриков проверяет аккумуляторную батарею (лодка, на которую будут загружать элементы АКБ, в подписи к фотографии не указана)
Стенд, посвящённый подводной лодке С-7. В 1941 году три боевых похода С-7 успеха не имели. Зато летом 1942 года капитан 3-го ранга Сергей Лисин провёл один из самых результативных походов советской подлодки за все годы войны: потопил 4 и повредил 1 транспорт. В одном из походов впервые произвёл обстрел из 100-мм орудия железнодорожной станции и завода на захваченной врагом территории (в городе Нарва). 21.10.1942 С-7 всплыла для зарядки батарей и была торпедирована финской подлодкой «Весихииси». Погибли 42 человека. В финский плен попали члены экипажа, находившиеся на мостике, в том числе командир подлодки Лисин. В 1944 году, после выхода Финляндии из войны, моряки вернулись из плена. Лисин успешно прошёл спецпроверку, был восстановлен в кадрах ВМФ и направлен на Тихоокеанский флот
Награды Владимира Николаевича Перегудова, начальника секции подводного плавания Научно-технического комитета ВМФ, участника строительства первых типов советских подлодок. Впоследствии главный конструктор ДЭПЛ пр.613 и первой отечественной атомной подводной лодки «Кит» (пр.627)
Дверь ограждения боевой рубки Щ-303 «Ёрш» (5 боевых походов, повреждён 1 транспорт). 21.05.1943 в боевом походе старшина трюмных машинистов заперся в ЦП, продул балласт и сдался противнику. Двум морякам удалось попасть в ЦП. Командир лодки И.В. Травкин произвёл экстренное погружение и смог уйти от более чем 200 глубинных бомб. Факт: из пяти подводных лодок КБФ, пытавшихся преодолеть противолодочный рубеж противника в 1943 году на базу вернулась только Щ-303.