Музей подводной археологии


Месторасположение: Ленинградская область, г.Выборг, Выборгский замок

По залам музея

Основная экспозиция музея называется: «Выборгское морское сражение — величие и слава флота России». Демонстрируются находки, поднятые экспедицией «Память Балтики» со шведских кораблей на месте Выборгского морского сражения. Первый зал рассказывает об основных этапах археологических работ. Любопытна карта Выборгского залива с результатами работ аквалангистов-археологов.

Во втором зале собраны первые находки экспедиции. В особом почёте предметы, поднятые с 74-пушечного линейного корабля «Lovisa Ulrika»:
– дубовый станок 6-фунтового пушечного орудия;
– деревянная водоотливная труба;
– листовой свинец для заделки пробоин;
– фрагменты шпангоутов с красномедными нагелями.

В третьем зале расположены находки с 62-пушечного линейного корабля «Hedvig Elisabeth Charlotta». Здесь посетители могут полюбоваться его носовой фигурой. Тут же выставлен деревянный станок 24-фунтового палубного орудия с пробоиной на левой щеке от ядра русских пушкарей. Сама 24-фунтовая пушка, установлена перед входом в Музей подводной археологии. На цапфах выбит год её изготовления – 1732 и клеймо завода-изготовителя «W», означающий завод в городе Вира близ Стокгольма. В этом зале также представлены:
– фрагмент ахтерштевня фрегата-брандера, а также фрагменты корпусов малых шведских лодок;
– рассказ о поиске и подъёме с глубины 30 метров 12-фунтовой чугунной пушки 66-пушечного линейного корабля «Enigheten». Ныне орудие установлено на площадке первого этажа Комендантского дома;
– материалы, посвящённые 44-пушечному линейному фрегату «Zemira» и королевской яхте «Aurora»;
– фрагменты мушкетов (к сожалению, стволы уничтожены коррозией);
– уникальные боеприпасы шведских пушкарей конца XVIII века: картечь в пеналах трёх калибров, картечь в кожаном пенале, ядра и бомбы разных калибров, книппели. Интересен своеобразный штангель-кугель (железный шкворень длиной 60 см), укреплённый в пенале по калибру шведских пушек.

Руководитель общественной организации «Память Балтики» контр-адмирал запаса Константин Антонович Шопотов, Музей подводной археологии, г.Выборг Элементы снаряжения шведской абордажной партии, Музей подводной археологии, г.Выборг Фрагменты конструкции шведского брандера, Музей подводной археологии, г.Выборг Становой якорь с БМО-503, погибшего 04.07.943 в ходе морской десантной операции по взятию укрепленного финнами острова Тейкар-Саари, Музей подводной археологии, г.Выборг Трёхшкивный блок поднятый с места гибели шведского 74-пушечного линейного корабля «Lovisa Ulrika», Музей подводной археологии, г.Выборг

Руководитель общественной организации «Память Балтики» контр-адмирал запаса Константин Антонович Шопотов

Элементы снаряжения шведской абордажной партии

Фрагменты конструкции шведского брандера

Становой якорь с БМО-503, погибшего 04.07.943 в ходе морской десантной операции по взятию укрепленного финнами острова Тейкар-Саари

Трёхшкивный блок поднятый с места гибели шведского 74-пушечного линейного корабля «Lovisa Ulrika»

В четвёртом зале выставлены материалы, посвящённые штабной яхте «Aurora» и вооружение шведского морского десантника: мушкеты, абордажный палаш, абордажный кортик, ручная граната, абордажный топорик. В специальной витрине вместе с абордажным палашом шведского морского офицера, демонстрируется россыпь из 311 красномедных шведских монет номиналами 1 и 2 эре, а также 2 серебряные монеты с гербом короля Густава III номиналом 24 эре.

В пятом зале выставлены:
– деревянный станок 24-фунтового орудия с галеры «Ertrus», её постица, фрагменты двух шпангоутов и галерный четырёхрогий якорь;
– становой якорь 62-пушечного линейного корабля «Hedvig Elisabeth Charlotta»;
– рым от якоря бриг-коттера «Dragon»;
– находки с парусного деревянного судна петровского времени: юферс, фрагмент гранитного изделия в виде мельничного жернова для архитектурного оформления камнем площадей строящегося Санкт-Петербурга;
– фрагмент шпангоута ганзейского когга;
– находки экспедиции «Память Балтики» в бухте Командор острова Беринга (кованые гвозди и кусочки палубы пакетбота «Св. Петр» Витуса Беринга).

Как видите, львиная доля экспонатов музея подводной археологии поднята с кораблей, погибших в Выборгском морском сражении, произошедшего в ходе русско-шведской войны (1788—1790). С лёгкой руки автора военно-технических исследований англичанина Fred T. Jane (тот самый, знаменитый создатель Jane's Information Group) эта баталия получила красивое название «Трафальгар Балтики». У шведов она известна под угрюмым именем «Выборгские шпицрутены» (в смысле прогонки сквозь строй). Однако, с оценкой сражения "не всё так однозначно". Праздная прогулка по скромным залам музея, разместившегося в Комендантском доме, не имеет большого смысла. Ну вот прочли вы на табличке: "Противоабордажная пушка с фрегата Замира". И что из этого? Подивились древности орудия, поднятого кем-то с 25-метровой глубины и пошли дальше? Послушайте, но ведь эти куски древесины и изъеденные коррозией пушки - свидетели интереснейших событий прошлого.

"Трафальгар Балтики" или "Viborgska gatloppet"?

Для того чтобы ввести читателя в курс дела, я предлагаю ознакомится с кратким описанием сражения. Обратимся к книге, изданной ровно через 100 лет после морской баталии в Выборгском заливе. Её автор - сотрудник учёного отделения Морского технического комитета Виктор Филиппович Головачёв. Оригинальное название: «Дъйствія русскаго флота во время войны Россіи со Швеціей въ 1788-90 годахъ» (Типография И.И. Глазунова, СПб, 1870). К сожалению, в сети можно найти только первую часть этого труда, посвящённую кампании 1788 года. Поэтому пришлось воспользоваться краткой статьёй написанной на основе книги Головачёва. Помещена эта справка в седьмом томе 18-томной военной энциклопедии издательства товарищества И. Д. Сытина (под редакцией полковника Генерального штаба В.Ф. Новицкого, 1912 год).

В 1790 году, как и в предыдущую кампанию, план короля Густава состоял в овладении Петербургом; для этого он увеличил шхерную флотилию до 350 судов, которые могли принять десантный корпус около 22 000 человек, и усилил финляндскую армию. Шведский линейный флот должен был уничтожить ранней весной нашу Ревельскую эскадру, а затем разбить и блокировать Кронштадтскую, обеспечив, таким образом, высадку десанта в окрестностях Петербурга. Но эти предположения разбились о полную военную бездарность его брата, герцога Зюйдерманландского, командовавшего флотом. 2 мая произошло неудачное для шведов Ревельское сражение, и 13-го их эскадра перешла за Гогланд, направляясь к Кронштадту; в это время шхерная флотилия с десантом продвигается также к востоку и 22 мая переходит в Выборгскую губу.

Иллюминатор эскадренного броненосца «Гангут». Возвращаясь с артиллерийских стрельб, 12.06.1897 он затонул от удара о подводную скалу в Выборгском заливе, Музей подводной археологии, г.Выборг Ствол одного из первых береговых орудий с винтовой нарезкой, Музей подводной археологии, г.Выборг Иллюминатор с эсминца «Свобода» - свидетель трагической гибели на минах трёх эсминцев «Гавриил», «Свобода», «Константин» Красного Балтийского флота в ночь на 21.10.1919, Музей подводной археологии, г.Выборг Один из приборов поднятых с HMS «Myrtle», Музей подводной археологии, г.Выборг

Иллюминатор эскадренного броненосца «Гангут». Возвращаясь с артиллерийских стрельб, 12.06.1897 он затонул от удара о подводную скалу в Выборгском заливе

Ствол одного из первых береговых орудий с винтовой нарезкой

Иллюминатор с эсминца «Свобода» - свидетель трагической гибели на минах трёх эсминцев «Гавриил», «Свобода», «Константин» Красного Балтийского флота в ночь на 21.10.1919

Один из приборов с HMS Myrtle. Минные тральщики из эскадры Синклера - HMS Myrtle и HMS Gentian подорвались 15 июля 1919 года у берегов острова Сааремаа. В 1990-1992 годах питерская экспедиция обследовала его на лиепайском водолазном боте (местный рыбак указал точное место).

23 и 24 мая герцог Зюйдерманландский неудачно атакует на меридиане Стирсуддена вышедшую из Кронштадта, под началом вице-адмирала Круза, резервную эскадру и, несмотря на значительное преимущество в силах, на второй день принуждён поспешно отступить. Наша эскадра, при одном только предположении движения шведов на запад, бросилась к южному берегу и заняла сильную позицию между отмелями, очистив корабельный фарватер. Но отступление на запад, помимо того, что этому мешал ветер, представлялось шведам крайне невыгодным, т.к. их шхерная флотилия в этом случае оказалась бы легкой добычей русского линейного флота. Поэтому герцог Зюйдерманландский, спасаясь от преследующего его Круза, повернул на север, 26-го вошел в узкость при входе в Выборгскую губу и стал на якорь в линию между мысом Крюйсерорт и северной оконечностью острова Пейсари.

Соединившиеся в тот же день обе наши эскадры, под общим началом адмирала Чичагова, двинулись также на север и стали на якорь милях в 17 от шведов. Русские считали уже неприятельский флот погибшим и с нетерпением ожидали общей атаки, тем более, что свежие ветра от SW нам благоприятствовали; но адмирал Чичагов, несмотря на чрезвычайно удачные условия, находил эту атаку рискованной и, оставаясь в полной бездеятельности, чтобы маскировать свою нерешительность, объявил о тесной блокаде шведского флота.
Эскадра медленно, исследуя и обставляя опасности, продвигалась вперед и, наконец, к 8 июня корабли заняли места, показанные на плане; против северного берегового фарватера, несколько западнее мыса Крюйсерорт поставлен был отряд из 5 кораблей и одной бомбарды под командой контр-адмирала Повалишина, а за ним 3 фрегата контр-адмирала Ханыкова. Между банкой Репие и островом Рондо растянуты были главные силы нашего флота и, наконец, к востоку от Рондо стоял отряд капитана Лежнева из 4 кораблей и одной бомбарды. 8 июня присоединились ко флоту 20 канонерских лодок эскадры бригадира Слизова.

Под Выборгом собралось у нас 30 линейных кораблей и 8 крупных фрегатов, но наша шхерная флотилия, разбросанная по различным портам, не была еще приведена в порядок; главные её силы (52 судна) находились в Выборге и, таким образом, были отрезаны от линейного флота. Командующий флотилией вице-адмирал принц Нассау-Зиген, несмотря на всю свою энергию, лишь с большим трудом набирал команды для укомплектования судов и только 13 июня мог уйти из Кронштадта с 89 гребными судами; ему даны были также 3 линейных корабля, которые, исправив свои повреждения после Стирсудденских боев, сейчас же заняли пост у южного входа в Биоркэ-Зунд, чтобы обеспечить сообщение блокирующего флота с Кронштадтом.
У шведов в Выборгской губе сосредоточено было 22 корабля, 10 фрегатов и около 200 шхерных судов с 14-тысячным десантом; флот был деморализован неудачными боями и, скученный на небольшом пространстве, с часа на час ждал своей гибели. Но бездействие Чичагова дало шведам время оправиться, и, чтобы отвлечь внимание противника, король Густав, находившийся лично на шхерной флотилии, с 1 по 6 июня предпринял неудавшуюся, впрочем, атаку на нашу Выборгскую шхерную эскадру и на укреплённые подходы к крепости. Таким образом, прошёл почти целый месяц в полном бездействии с нашей стороны.

Станок 24-х фунтового орудия шведского 62-пушечного линейного корабля «Hadvig Elizabeth Charlotta», Музей подводной археологии, г.Выборг Левая щека станка 24-х фунтового орудия имеет следы попадания пушечного ядра, Музей подводной археологии, г.Выборг Пенал со шрапнелью поднят с 62-пушечного линейного корабля «Hedvig Elisabeth Charlotta», Музей подводной археологии, г.Выборг Пенал со шрапнелью, вид с торца, Музей подводной археологии, г.Выборг

Станок 24-х фунтового орудия шведского 62-пушечного линейного корабля «Hadvig Elizabeth Charlotta»

Левая щека станка 24-х фунтового орудия имеет следы попадания пушечного ядра

Пенал со шрапнелью поднят с 62-пушечного линейного корабля «Hedvig Elisabeth Charlotta»

Пенал со шрапнелью, вид с торца

Под давлением всеобщего недовольства и даже ропота, Чичагов решился высказать предположение об общей атаке, в которой должны были принять участие главные силы, шхерная флотилия принца Нассау-Зигена и Выборгская эскадра вице-адмирала Казлянинова. Только 21 июня Нассау-Зиген, задержанный свежими противными ветрами, вошёл в Биоркэ-Зунд и сейчас же, вечером, бросился в атаку на шведские канонерки, занимавшие позицию у о. Равица; ожесточённый бой прекратился к 3 часам утра; шведы не выдержали натиска и поспешно отступили на север, очистив весь Биоркэ-Зунд.
Приближалась развязка. Но с вечера 21-го ветер установился от NORD-OST и затем понемногу перешёл в свежий OST. Этой перемены шведы ждали 4 недели. Рано утром 22-го на их флоте всё пришло в движение; линейные корабли выступили под парусами и стали осторожно продвигаться на север, чтобы затем выйти на фарватер мимо мыса Крюйсерорт; параллельно им, но ближе к берегу, двинулась шхерная флотилия. Начало движения шведов было неудачно: их северный фланговый корабль Finland минут через 10 после подъёма якоря навалил на банку и плотно на ней засел. С отдачей парусов на шведском флоте, Чичагов поднял общий сигнал: "стать на шпринг и приготовиться к бою"; Чичагов видимо ожидал атаки шведов на главные наши силы и приготовился принять бой на якоре.

В 7 часов утра голова шведской колонны подходит к отряду Повалишина; головной 74-пушечный корабль «Drisigheten» (капитан Пукэ), не взирая на страшный огонь, спокойно направляется в интервал между средними кораблями Повалишина и в упор посылает в них по залпу; за ним идут остальные; ближе к берегу проходят шхерные суда; все они сыпят залпами по Повалишину и Ханыкову, и оба отряда совершенно скрываются в огне и дыму. В это время наши главные силы остаются на якоре; Чичагов медлит; только в девятом часу делает он сигнал северному крылу "сняться с якоря и идти на помощь к повреждённым кораблям"; около 9 часов приказано сигналом отряду Лежнева сниматься с якоря, и только в 9 часов сам Чичагов с главными силами вступает под паруса.

В это время голова шведской колонны выходит уже на чистую воду, а совершенно избитые корабли Повалишина и Ханыкова представляют собою безжизненные кузова, с их палуб по шпигатам течет кровь. В облаках дыма, окутавших северную часть Выборгской губы, 3 шведских корабля «Hedwiga-Elisabetha-Charlotta», «Emheiten» и «Louisa-Ulrika», 2 фрегата и 6 мелких судов, отставшие от передних мателотов, сбились с курса и в 10 часу выскочили на банки Репие и Пассалода. Наконец, концевой корабль шведской колонны «Enigheten» по собственной неосторожности сцепился с брандером, который предназначался для отряда Повалишина; пламя быстро охватило корабль, на нём поднялась суматоха, и он навалил на своего переднего мателота — большой фрегат «Zemira», огонь перешёл и на фрегат, и скоро оба корабля взлетели на воздух.

К 11 часам весь шведский флот вышел в море; в кильватер ему, но далеко позади шел адмирал Чичагов. Паралельно нашему флоту, ближе к берегу, в расстоянии всего 2 пушечных выстрелов, потянулась длинной лентой шведская шхерная флотилия, но корабли наши, увлеченные погоней за линейной эскадрой, не обращали на неё внимания. Наконец, далеко позади, под усиленной греблей шли эскадры принца Нассау-Зигена и Казлянинова. Вечером, уже за Гогландом, наши лучшие ходоки атаковали и заставили спустить флаг концевой шведский корабль «Sophia-Magdalena», сильно избитый ещё в Стирсудденских боях и отставший от своего флота.

Масляный насос с 74-пушечного линейного корабля «Lovisa Ulrika», Музей подводной археологии, г.Выборг Масляный насос и пенал с картечью поднятые с линейного корабля «Lovisa Ulrika», Музей подводной археологии, г.Выборг Граната со шведского 74-пушечного линейного корабля «Lovisa Ulrika», Музей подводной археологии, г.Выборг Боеприпасы со шведского 74-пушечного линейного корабля «Lovisa Ulrika», Музей подводной археологии, г.Выборг

Масляный насос с 74-пушечного линейного корабля «Lovisa Ulrika»

Масляный насос и пенал с картечью поднятые с линейного корабля «Lovisa Ulrika»

Граната со шведского 74-пушечного линейного корабля «Lovisa Ulrika» (назван в честь шведской королевы Луизы Ульрики Прусской, матери Густава III)

Боеприпасы со шведского 74-пушечного линейного корабля «Lovisa Ulrika»

На другой день, под самым Свеаборгом фрегат «Венус» (капитан Кроун) вместе с кораблём «Изяслав», отрезал и захватил 62-пушечный линейный корабль «Rettwisan» [швед. Rattvisan — «Справедливость»]. Из шведской шхерной флотилии нам удалось захватить около 20 судов. Если бы адмирал Чичагов отделил для преследования их хотя бы несколько кораблей, то вся она была бы в наших руках. Ослеплённые огнем и дымом, стоявшим у Крюйсерорта, оглушённые пальбой и взрывами, команды шведских галер и канонерок готовы были сдаться по первому выстрелу; немногие из наших фрегатов, которым посчастливилось попасть в середину флотилии, оказались отягощенными пленными и не знали, что с ними делать.

Эскадры же Нассау-Зигена и Казлянинова были слишком далеко позади и опоздали принять участие в сражении. Таким образом, Выборгский прорыв, хотя и стоил шведам очень дорого, всё же явился для нас жестокой неудачей. Чичагов упустил случай одним ударом окончить войну и своей нерешительностью лишил русских победы, в которой не сомневались ни они, ни сами шведы. Из 30 линейных кораблей, 24 наиболее сильных совершенно не участвовали в сражении, вся тяжесть которого легла на отряды Повалишина и Ханыкова. Но тяжелые потери, понесенные шведами (7 линейных кораблей и 3 больших фрегата), дали возможность Чичагову представить это дело, как чрезвычайно удачный для нас бой.

Брандеры в Выборгском сражении

Коль уж речь зашла о таком чудо-оружии XVIII века, как брандеры (напоминаю, что дело происходит после Чесменского сражения и подвига лейтенанта Ильина), так давайте поговорим об этом. Вот что рассказывает о применении брандеров в Выборгском сражении сын адмирала, П.В.Чичагов который, опираясь на отцовские архивы, издал "Записки адмирала Чичагова, заключающие то, что он видел и что, по его мнению, знал". Цитата:
"Мы воспользовались старым маленьким судном с одной мачтой, которое наполнили стружками, плохо разгорающимся топливом, и ему дали наименование брандера. К флоту были присоединены три или четыре такого качества брандера. У нас заметили, что неприятель имел также один, но он был иначе устроен. Как раз на конце линии виднелось громадное трехмачтовое судно, принятое нами сначала за фрегат, так как человеческие головы высовывались из-за борта, и люди примечались на палубе, но всматриваясь более пристально, было усмотрено, что головы не двигаются. Тогда предположили, что это брандер, уставленный манекенами, изображающими людей, чтобы дать ему большее сходство с другими кораблями. Брандер был сделан с большой аккуратностью, уменьем и вмещал в себе все улучшения потребные для этого предмета. Но счастье русских желало, чтобы эти самые усовершенствования послужили к уничтожению их авторов, как мы увидим вскоре".

В тех же записках Чичагова читаем и о применении этого вида морского оружия. "В десятом часу неприятель решился пустить один из своих брандеров на эскадру контр-адмирала Повалишина, но он сообщил ему огонь с излишнею поспешностью, ранее, чем обошел банку, находившуюся перед ним, и расположение которой не знал. Воспламенившийся брандер остановился на оконечности этой банки, и как в то время многие суда сошлись в узком проходе, один из них и еще фрегат загорелись и затем взлетели на воздух. Распространившееся пламя сообщилось нескольким транспортам и канонерским лодкам, которых постигла та же участь. Удары были чрезвычайно сильны; вся местность покрылась дымом и горящими обломками. Тогда представилась нам одна из отчаяннейших и ужасающих картин: мы увидели в пламени корабельные команды, из которых одни карабкались по бокам судна, другие кидались в море и боролись в волнах, третьи, не получая помощи, гибли в воде, четвертые, поднятые на воздух взрывом, падали вниз и покрывали море обожженными трупами, горящие обломки и головешки летели со всех сторон и падали на корабли нашей эскадры, которая защищала проход. Неприятель зажег также брандер, отнятый у нас, но он горел сравнительно как скверная лампа, не производя ни эффекта, ни тревоги. Однако, замечая, что некоторые горящие суда неслись на нашу эскадру, неподвижно стоявшую на своем посту, адмирал приказал контр-адмиралу Повалишину удалиться. К этому времени весь неприятельский флот уже миновал проход. Адмирал дал сигнал кордеботам отрубить якоря и преследовать шведов, и впереди всех двинулся на всех парусах с своим кораблем. Сигналы о погоне и атаке были неоднократно повторены и держались на мачте".

Штангель-кугель, Музей подводной археологии, г.Выборг Юферс (блок для натягивания снастей стоячего такелажа) парусного деревянного судна петровских времён, Музей подводной археологии, г.Выборг Четырёхрогий галерный якорь, в 1992 году поднят на банке Пааслуото с глубины 14 метров , Музей подводной археологии, г.Выборг У стены стоит щека деревянного станка 24-фунтового орудия с галеры «Ertrus», её постица, Музей подводной археологии, г.Выборг

Штангель-кугель (кугели и штангель-кугели вращались в полёте и применялись против экипажа и такелажа, тогда как ядра использовались для стрельбы по корпусу корабля)

Юферс (блок для натягивания снастей стоячего такелажа) парусного деревянного судна петровских времён

Четырёхрогий галерный якорь, в 1992 году поднят на банке Пааслуото с глубины 14 метров

У стены стоит щека деревянного станка 24-фунтового орудия с галеры «Ertrus», её постица (вдоль бортов галеры шли два бруса-постицы, вынесенные на специальных кницах-бакалярах. На постицы насаживались штыревые уключины для весел) и фрагмент шпангоута

В переложении на современный язык, дело обстояло так. Шведы планировали не только вырваться из Выборгского залива, но и предотвратить погоню. С этой целью, стоявшие на якоре корабли контр-адмирала Повалишина, предполагалось атаковать брандером «Постильон» (нидерл. Postiljon — «Форейтор») и ещё двумя малыми брандерами. Три брандера следовали в конце строя, за линейным кораблем «Энигхетен» и фрегатом «Земира». Кто бы мог подумать, что хитрый план будет разрушен каким-то пьяным мичманом?
Брандером «Постильон» (нидерл. Postiljon — «Форейтор») командовал энсин по фамилии Сандельс. К месту самоубийственной атаки его корабль буксировал 74-пушечный «Энигхетен» (швед. Enigheten — «Единство»). Основные силы линейного и шхерного шведских флотов ещё прорывались сквозь русскую блокаду, когда Сандельс поджёг брандер. О причинах шведский автор Hans Hogman в своей статье «The “gauntlet” at Vyborg Bay» пишет очень лаконично: "Sandels had had one too many drinks before the battle and set fire to his fire barge too early". Горящий «Постильон» налетел на «Энигхетен», в свою очередь врезавшийся в 40-пушечный фрегат «Земира».
Сцепившиеся корабли загорелись и вскоре взорвались, усеяв поверхность прохода множеством обломков. Взрыв не только нанёс серьёзные повреждения шведским кораблям, но и, создав дымовую завесу, резко ограничил видимость для команд и канониров обеих сторон. Тем не менее, заслон русских кораблей, блокировавший выход из залива, вскоре был окончательно рассечён стремительным продвижением шведов. Дорогой ценой они выскочили из ловушки. Для русских же это сражение стало скорее стратегическим поражением, тем более явным с учётом поражения, последовавшего уже через неделю во Втором Роченсальмском сражении. В Выборгском заливе адмирал Чичагов упустил случай одним ударом окончить войну да ещё и на условиях, диктуемых Россией.

Археологические исследования на месте Выборгского сражения

Проведение археологических работ на месте Выборгского сражения было существенно затруднено жёстким режимом охраны государственной границы СССР и близким местонахождением нескольких военно-морских полигонов. Положение изменилось лишь с развалом СССР и сопровождавшими его изменениям. В 1990 году Ленинградским отделением института археологии (в настоящее время Институт истории материальной культуры РАН), в 200-летнюю годовщину Выборгского сражения, были начаты работы по поиску погибших в нем судов. Работами руководили В.А. Тюленев и К.К. Шилик. Геофизический метод поиска не принёс результатов, так как деревянные суда разрушаются под водой и не сохраняют свою форму. Водолазное обследование восточных склонов банок Репия и Пааслуото принесло первые находки.

В том же 1990 году Ленинградская военно-морская база, учреждает любительское объединение «Память Балтики». Примерно с этого момента начинается некрасивая история взаимных упрёков историков и любителей. Когда читаешь публикации по теме исследования мест Выборгского сражения, то как в специализированных научных статьях, так и в средствах массовой информации постоянно натыкаешься на разнообразные обвинения. Например, читаешь в 1992-1993 годах Выборгская экспедиция (руководитель В.А.Тюленев) работала на отмели Пааслуото. Обязательно встретишь фразу, мол в 1993 году экспедиция вынуждена была оценивать "...грабительские подводные работы общества «Память Балтики», поработавшего на объекте в отсутствие археологов и поднявшего на этой банке несколько корабельных деталей". Причём это ещё был период когда остовы кораблей на банках Репие и Пааслуото не были найдены. Дальше пошло веселее.

Трёхшкивный блок шведского бриг-коттера «Dragon», Музей подводной археологии, г.Выборг Фрагмент шпангоута 22-пушечного бриг-коттера «Dragon», Музей подводной археологии, г.Выборг К 70-летию освобожения Выборга и окончания битвы за Ленинград, Музей подводной археологии, г.Выборг Сохранность некоторых монет очень неплоха, виден характерный рисунок скрещёных стрел и надпись OR (эрэ), Музей подводной археологии, г.Выборг

Трёхшкивный блок шведского бриг-коттера «Dragon»

Фрагмент шпангоута 22-пушечного бриг-коттера «Dragon»

К 70-летию освобожения Выборга и окончания битвы за Ленинград

Сохранность некоторых монет очень неплоха, виден характерный рисунок скрещёных стрел и надпись OR (эрэ)

В 1994 году, когда были найдены первые остовы погибших шведских кораблей, конфликт разгорелся с новой силой. Археологи указывали на "непрофессиональный подход к изучению и музеефикации выявленных остатков кораблей", "музей принимает от различных любительских организаций находки, не зафиксированные на месте их обнаружения" и "отсутствие консервационной базы". В дело пошёл и такой тезис: "В результате произвола этой организации, пользующейся покровительством военных, доступ в этот район оказался закрыт не только для иностранных специалистов, но и для российских научных организаций, которые начинали эти исследования ещё в 1990 г. Сложившаяся в настоящее время ситуация с подводными памятниками места Выборгского сражения требует участия российских и международных организаций, охраняющих памятники истории и культуры, в регулировании вопросов их изучения и использования, так как все эти находки являются достоянием не только российского, но и общеевропейского археологического наследия".

В качестве примера ответного залпа по историкам приведу такую цитату: "Исследования дна в этом районе с 1999 года вело добровольное общество «Память Балтики», возглавляемое капитаном 1-го ранга Константином Шопотовым. В районе Стрельнинской дамбы ими было сделано немало интересных археологических находок. Однако, когда речь зашла о том, что в преддверии реконструкции надо проводить более фундаментальные исследования дна Финского залива в этом районе, появился еще один претендент на эти работы.
Им оказался сотрудник Института истории материальной культуры РАН Петр Сорокин. В Петербурге он достаточно известен своими раскопками в центре города, также недавно он прославился заявлениями о том, что северной столице на самом деле не 300, а 700 лет, поскольку на месте города давно существовала шведская крепость Ниеншанц, и с нее началась история города в дельте Невы. Однако этот весьма энергичный археолог известен еще и тем, что несколько лет назад тайком организовывал экспедиции "западных подводных археологов" в Выборгском заливе (кстати «Память Балтики» проводит там изыскания уже более десяти лет).
"

Любопытно, что в погружениях на стороне официальной исторической науки действительно участвовали итальянцы и шведы. Причём последние в 1994 году умудрились вывезти из страны найденное на дне Балтики ложе мушкета (экспонат вернули в 1998 году). Каковы истинные причины этой странной борьбы участников подводно-археологических исследований у меня разбираться желания нет. С одной стороны, экспозиция музея действительно собрана руками ныряльщиков экспедиций «Память Балтики» (в них участвовали представили многих дайв-клубов), с другой стороны, глядя на галерный якорь в облаке ржавчины, возникают сомнения в эффективности консервации экспонатов. Истина, видимо, как всегда - где-то посередине.

64-пушечный линейный корабль «Hedvig Elisabeth Charlotta»

Как бы то ни было, но в 1994 году в Выборгском заливе работала российско-шведская экспедиция «Аврора». В качестве наблюдателей от военных в ней участвовали и представители общества «Память Балтики». При обследовании окрестностей банки Репия был обнаружен и обследован затонувший шведский 64-пушечный линейный корабль «Hedvig Elisabeth Charlotta». Известен он тем, что командовавший кораблём капитан Йиндрик Юхан Наукхофф (швед. Jindric Johan Nauckhoff) вёл огонь по заслону контр-адмиралов Повалишина и Ханыкова даже после того, как «Hedvig Elisabeth Charlotta» потерял ход, выскочив на банку Репия. С корабля подняли несколько находок: ложе мушкета, детали такелажа.

В 1995 году экспедиция Морского историко-археологического центра РАН продолжила исследовательские работы на обнаруженном судне. После привязки к плану развала затонувшего корабля, со склона банки Репия с глубинами от 6 до 29 метров были подняты на поверхность ряд находок которые дают наглядное представление о снаряжении шведского военного корабля конца XVIII столетия.

Носовая фигура шведского 62-пушечного линейного корабля «Hedvig Elisabeth Charlotta», Музей подводной археологии, г.Выборг Носовая фигура шведского 62-пушечного линейного корабля «Hedvig Elisabeth Charlotta», Музей подводной археологии, г.Выборг Фрагменты шпангоута ганзейского когга, Музей подводной археологии, г.Выборг Становой якорь корабля «Hedvig Elisabeth Charlotta», Музей подводной археологии, г.Выборг

Носовая фигура шведского 62-пушечного линейного корабля «Hedvig Elisabeth Charlotta»

Носовая фигура поднята в 2001 году

Фрагменты шпангоута ганзейского когга (ахтерштевень с рудерпостом, коробка киля, фрагмент левого борта из трех шпангоутов и девяти досок клинкерной наружной обшивки борта) и становой якорь 62-пушечного линейного корабля «Hedvig Elisabeth Charlotta»

Становой якорь корабля «Hedvig Elisabeth Charlotta» (Основной якорь, удерживающий судно на стоянке за счёт взаимодействия с грунтом. Суда больших размеров имеют в носовых клюзах два якоря и, как правило, один запасной на палубе. Кроме становых используются вспомогательные якоря - кормовые, ледовые, верпы и т. д.)

Дальнейший ход археологических работ хорошо описан кандидатом исторических наук П.Е. Сорокиным в статье «Изучение памятников морской археологии в Финском заливе и на Ладожском озере в 2003 г». (сборник «Изучение памятников морской археологии», СПб., 2004. Выпуск №5). Ниже я приведу обширную цитату из его публикации, которая отлично характеризует состояние объектов, с которыми работают историки. Речь идёт о находках 2003 года сделанных в районе мыса Крестовый, вблизи банки Репие. Объект идентифицирован как яхта «Аврора».

"Остатки затонувшего деревянного судна средних размеров были обнаружены на глубине 23,7 метра, к западу от мыса Крестовый. Магнитный азимут продольной оси корпуса судна составляет около 12°. Найденный корпус стоит на ровном киле и углублен в грунт предположительно на 0,8–1,0 м. Сохранившаяся длина корпуса – 13.5 м. Максимальная ширина между бортами – 4,2 м. На его окончаниях из грунта выступают обломанный форштевень и целый ахтерштевень. Возвышение форштевня над грунтом достигает 0,8 м., ахтерштевня – 3,2 м. На ахтерштевне закреплен руль шириной 0,5 м. и высотой 3,6 м. с румпелем. Реконструируемая длина судна составляет около 15 м., ширина – 4.5 м.
Оба борта судна после разрушения металлических скреплений в носовой и кормовой частях, разошлись в стороны и выступают из грунта на высоту около 1,2 м. Видимая конструкция каждого из бортов включает около 30 сохранившихся шпангоутов, наружную обшивку из 5 досок и внутреннюю обшивку из 3–4 досок. Толщина досок внешней обшивки составляет около 2.5 см, внутренних несколько меньшую. Соединение деталей корпуса судна выполнено с помощью железных гвоздей.
Сечение шпангоутов квадратное от 7.5 см до 9 см. увеличивающееся от центральной части судна к окончаниям Размеры шпаций у окончаний составляют около 0.5 м., в центральной части шпангоуты расположены чаще. Внутреннее пространство корпуса заполнено балластом в виде гранитных булыжников и деревянными обломками судовых деталей.

Бимсы, кницы, палубный настил, переборки упали внутрь корпуса и частично разнесены течением вокруг судна в радиусе до 20 метров. Большая часть элементов конструкции лежит вокруг корпуса. В носовой части обнаружены две симметричные резные детали носовой фигуры длиной 1.3 м. Они совмещались между собой и имели вид перевитого снопа. У левого борта лежит четырёхрогий якорь-кошка, у правого – брашпиль и обломки мачты. За бортами судна в его центральной части обнаружены 2 пушки, укрепленные на поворотных станках. Элементы декора транца в виде двух резных досок-накладок, оформленных в стиле рококо, были обнаружены вблизи кормы.
В носовой части корпуса судна с незначительными повреждениями сохранилась кирпичная судовая печь камбуза. Она имеет размеры – 0.82 х 0.58 м. в плане и на 0.42 м. возвышается над грунтом. Рядом с ней находилось два ящика с судовым и личным имуществом, а также большой медный котел, диаметром 82 см. Примерно в 5 метрах от носа судна в его центральной части сохранилась в вертикальном положении деревянная труба водоотливного насоса высотой 2,5 м. По всему корпусу судна встречаются юферсы, блоки, свинцовые шпигаты, ядра, книппели, личные вещи экипажа, свинцовые пули, бутылки, стеклянная и керамическая посуда.

По своему местонахождению, параметрам и находкам, обследованное затонувшее судно наверняка является шведской яхтой «Аврора». Яхта погибла во время Выборгского сражения 23 июня (3 июля) 1790 года в результате подводной пробоины, образовавшейся в результате попадания пушечного ядра. По письменным документам она затонула на фарватере к северо-западу от банки Репие (район мыса Крестовый и о-вов Оритсаари, Подвесельный). Из архивных документов известно, что ее поисками занималась русская экспедиция, собиравшая трофеи на месте сражения в первые месяцы после сражения. Однако, достоверные сведения об её обнаружении в это время отсутствуют.
Шведская военная яхта «Аврора», во время русско-шведской войны 1788–90 гг. входила в состав шведского армейского (галерного) флота в качестве штабного судна. Точных архивных сведений о ее размерах и конструкции, обнаружить пока не удалось. Известно, что в компанию 1790 г. она была вооружена 2-мя пушками калибром 12 фунтов (123 мм) и имела экипаж 20 человек
".

66-пушечный линейный корабль «Enigheten»

В вышеупомянутой статье П.Сорокина место крушения «Enigheten» описывается очень красноречиво. В 2003 году к юго-западу от мыса Крестовый и к западу от банки Репие на глубине 23,5 метра были обнаружены деревянные обломки, среди которых виднелись человеческие кости и пушки. Этот развал растянулся более чем на 100 метров. Над замытыми деталями возвышаются два лежащих на грунте, с опорой на деревянные штоки, длиной около 5.4 метра, становых якоря.
На расстоянии около 20 метров от первой части лежит вторая часть корпуса длиной около 21 и шириной до 13 метров. Ближе к носовой части, свисая «за борт» лежит третий становой якорь, без штока. Внутри корпуса обнаружено значительное количество пушек (около 20) разных калибров, вероятно, рухнувших с палуб во время пожара. Также имеется большое количество деталей такелажа – блоков, юферсов и т.д.
Ещё в нескольких метрах со смещением на запад лежит третья часть днища длиной около 8 метров и шириной около 13 метров. Четвёртое скопление деревянных конструкций корпуса, пушек, рангоута и такелажа, а также отдельные деревянные элементы конструкции. Там же на глубине 23 метра лежит 12-фунтовая (определено приблизительно) чугунная пушка. Её длина 3,5 метра, наружный диаметр ствола 40–60 см, калибр около 130 мм.
Обнаруженный объект идентифицирован как шведский линейный корабль «Enigheten», который был построен в 1732 году известным кораблестроителем Гильбертом Шелдоном. Длина корпуса – 49.3 м., ширина – 13,0 м., глубина трюма – 5,9 м., водоизмещение – около 1900 тонн, экипаж – 600 человек.

44-х пушечный фрегат «Uppland»

Одним из последних найденных шведских кораблей, погибших в ходе Выборгского морского сражения, стал фрегат «Uppland». 10 августа 2004 года начальник и научный руководитель подводно-археологической экспедиции общества «Память Балтики», контр-адмирал запаса Константин Шопотов сообщил об этом через РИА «Новости». После двух полевых сезонов в журнале «Октопус» №2 за 2006 год появилась статья К.А. Шопотова "«Uppland» найден!". Самое интересное в тексте:

44-пушечный фрегат «Uppland», Музей подводной археологии, г.Выборг Лагун для питьевой воды и пива поднят с места гибели фрегата «Uppland», Музей подводной археологии, г.Выборг Картечь и фрагмент книппеля, Музей подводной археологии, г.Выборг Юферс 44-пушечного фрегата «Uppland». Музей подводной археологии, г.Выборг

44-пушечный фрегат «Uppland»

Лагун для питьевой воды и пива поднят с места гибели фрегата «Uppland»

Картечь и фрагмент книппеля (книппели — боеприпасы, использовавшиеся в морской артиллерии для разрушения вант и мачт. Чугунные полуядра, жестко соединенные штангой. Одно полуядро имело чуть больший размер, что при выстреле придавало снаряду вращательное движение)

Юферс 44-пушечного фрегата «Uppland». Юферс (нидерл. juffer — девица) — круглый чечевичной формы бесшкивный блок с тремя сквозными отверстиями (кипами) в щёках, расположенными в виде треугольника. В парусном флоте пары юферсов в составе тросовых талрепов применяли для обтягивания (набивки) стоячего такелажа.

"На банке Пааслуото в ходе Выборгского морского сражения погибли два корабля шведского флота Открытого моря: 74-пушечный линейный корабль Lovisa Ulrika водоизмещением 3 000 тонн и 44-пушечный фрегат Uppland водоизмещением 1 450 тонн. Сравнение габаритных данных этих кораблей показывает, что найденный экспедицией «Память Балтики» в 1996 году хорошо сох­ранившийся силовой корпус линейного корабля Lovisa Ulrika значительно крупнее силового корпуса исследуемого корабля. Но главным в идентификации найденного корабля стали данные шведского справочника «Svenska-ryska ekspedition AURORA». В переводе читаем: «Uppland выскочил на мель вследствие пожара и взрыва боезапаса и к тому же яхта Lovisa Ulrika ударила в корму. Место гибели корабля указано на русской карте».
Тогда становится понятно, почему отдельно лежит оторванный, как отрезанный, нос корабля и поднятый к тому же, этим обрубком вверх навстречу сильному течению и почему на пространстве 500x180 м лежат со следами пожара оторванные огромные ахтерштевень, руль и фантастично перекрученные силой взрыва фрагменты корпуса, рангоута и вооружения корабля. Вот почему всем нам при погружении на силовой корпус корабля первое, что бросалось в глаза: корабль старый, ну, скажем, по сравнению с линейным кораблем Lovisa Ulrika.
На самом деле деревянные конструкции фрегата Uppland, претерпев огромную, до 1000°С, температуру при взрыве крюйт-камеры, утратили свои замечательно стойкие к действию моря и времени природные свойства дуба, и теперь это качественно другое, слабое дерево, требующее от нас специальной программы консервации. Но эта программа уже выработана при консервации подводных находок со шведского 66-пушечного линейного корабля Enigheten, так же горевшего и погибшего от взрыва крюйт-камеры. Этот же справочник дал и важнейшую аргументацию для идентификации подводного памятника: 18-фунтовыми пушками был вооружен только фрегат Uppland!
"
Остаётся загадкой упоминание в шведском справочнике яхты «Lovisa Ulrika». Если это не "трудности перевода", а фактическая ошибка, то тут комментировать нечего.

44-х пушечный фрегат «Zemira» и 8-пушечная яхта «Aurora»

В 2007 году очередной, №3 (51), выпуск журнала «Октопус» напечатал статью К. Шопотова "Найдены шведские линейный фрегат Zemira и королевская яхта Aurora". Фрегат «Zemira» описан как "... разорванный от взрыва пороха в крюйт-камере на пять массивных частей крупный корабль; верхняя палуба обрушена на днищевой настил, где хаотично разбросаны заиленные, обросшие коррозией четырехтонные чугунные 24-фунтовые пушки числом более десяти. Всюду много рваных листов медной обшивки подводной части корпуса корабля".

6-фунтовая противоабордажная чугунная пушка со шведского 44-пушечного фрегата  «Zemira». Музей подводной археологии, г.Выборг 6-фунтовая противоабордажная чугунная пушка со шведского 44-пушечного фрегата  «Zemira». Музей подводной археологии, г.Выборг Пушечные ядра. Музей подводной археологии, г.Выборг Музей подводной археологии, г.Выборг

6-фунтовая противоабордажная чугунная пушка со шведского 44-пушечного фрегата «Zemira», погибшего 22.06.1790 в Выборгском морском сражении

Две 6-фунтовые противоабордажные пушки подняты с 30-метровой глубины в 2008 году

Пушечные ядра

Любопытно, что статья 2007 года рассказывает об открытии той же самой яхты, о которой повествует П.Сорокин в своей публикации от 2004 года. Кроме того, в отношении «Aurora» в разных публикациях употребляется множество эпитетов: то она штабная, то королевская, а то и вовсе линейный корабль (ну это уже в источниках XIX века). Повторная идентификация была сделана на основе реконструируемых размеров развала затонувшего объекта и его конструктивного сходства с обликом шведской яхты. Процитирую наиболее интересные места из статьи в «Октопусе»:
"Интересующего нас рисунка или чертежа конкретно королевской яхты Aurora мы пока не имеем, но в фундаментальном труде Frederik Henrik Chapman. Architektura Navalis Merkatoria. VEB Historff Verlag Rostock 1927 г. на 48 странице интересной оказалась яхта № 13: одномачтовая, 8-пушечная, экипаж – 50 человек. По конструкции, парусному и пушечному вооружению королевская яхта Aurora наиболее соответствует чапмановскому чертежу яхты №13.
...
Найденный нами корабль лежит на ровном киле, на песчаном грунте, на глубине 25 м по направлению на север. Целыми сохранились борта, корма, руль. Нос развален. Мачта отсутствует. Верхняя герметичная сплошная палуба, надежно укрывавшая внутренние жилые и служебные помещения, разрушена, и фрагменты судовых конструкций лежат разбросанными по днищевому набору.
...
Некоторые конструктивные данные сохранившегося корпуса яхты: длина – 13 м, ширина по оконечностям шпангоутов – 3 м, высота сохранившегося борта – 1 м. Сохранились перо руля высотой 3,6 м и часть его румпеля – 1 м. Ориентировочно водоизмещение яхты – 70 тонн.
...
В 5 метрах от форштевня, по левому борту и правому борту, были найдены вросшие в грунт две 3-фунтовые чугунные пушки на миниатюрных дубовых станках и поворотных платформах. Полагаем, что в момент гибели корабля пушки со своими станками свалились за борт. 3-фунтовые чугунные пушки весом не более 40 кг, длина ствола – 75 см, диаметр дула ствола – 7 см. На правой цапфе выбито «IEO» – это клеймо завода-изготовителя, и кто он конкретно, мы узнаем, запросив в Стокгольме Королевский музей Армии. На левой цапфе – год изготовления пушки – 1761. На казенной части набит текст: N. CCL XIII. XIII
".

3-фунтовая пушка со станком. Музей подводной археологии, г.Выборг 3-фунтовая пушка со станком. Музей подводной археологии, г.Выборг Шведские гранаты. Музей подводной археологии, г.Выборг Крышка пенала с картечью поднятого с линейного корабля «Lovisa Ulrika». Музей подводной археологии, г.Выборг

3-фунтовая пушка со станком сидит на железном штыре, упирающемся в поворотную платформу, и на этом штыре и идет разворот пушки в горизонтальной плоскости. Обе пушки подняты со шведской 8-пушечной штабной яхты «Aurora»

3-фунтовая чугунная пушка на миниатюрных дубовых станках. Кроме деревянного клина, который предназначается для изменения угла возвышения при стрельбе, имеется платформа со специальным желобом, усиленным медной пластиной, которая предназначена для горизонтальной наводки пушки

Шведские гранаты

Крышка пенала с картечью поднятого с линейного корабля «Lovisa Ulrika»

Ганзейский когг

В сезон 2013 года «Память Балтики» обследовала северный берег бухты Дальняя. В 100 метрах к западу от Новгородского струга были обнаружены новые артефакты, идентифицированные как фрагменты высокобортного палубного одномачтового судна - когга. В 2014 году работы по обследованию фрагментов судна были продолжены. Мощный силовой корпус, способный обеспечить плавание грузового судна в открытом море в штормовых условиях, руль, шпангоуты и ахтерштевень, другие характерные конструктивные особенности, позволили идентифицировать деревянное парусное судно как ганзейский когг. С места его гибели были извлечены ахтерштевень с рудерпостом, коробка киля, фрагмент левого борта из трёх шпангоутов и девяти досок клинкерной наружной обшивки борта. Сейчас фрагменты «Выборгского когга» экспонируются в Музее подводной археологии.

Бронированный морской охотник БМО-503

Бронированный морской охотник БМО-503 экспедиция общества «Память Балтики» нашла еще в 1992 году. Этот бронекатер был построен на заводе «Судомех» (ныне ГП «Адмиралтейские верфи») в блокадном Ленинграде в 1943 году. Охотник лежит на глубине 18 м, разорванный миной пополам. Снятый из деформированного клюза носовой якорь БМО-503 ныне находится в Выборгском краеведческом музее. Через четыре года, подводный поиск на Транзундском рейде Выборгского залива, проведённый во время проведения всероссийской акции «Вахта Памяти и Славы-96», позволил найти ещё один корабль - БМ0-506. Всего же с 1 по 5 июля 1944 года при взятии острова Тейкар-Саари Балтийский флот потерял 5 бронекатеров. Места гибели остальных известны лишь приблизительно.

Резюме: Аквалангисты-археологи нашли и более-менее уверенно идентифицировали все крупные шведские корабли, погибшие в ходе Выборгского сражения. Результатом работ стала выставленная в музее карта Выборгского залива, на которой отмечены все найденные предметы. Однако, это далеко не полный подводный атлас, ведь ещё несколько десятков неопознанных объектов покоятся на дне Выборгского залива. Будете в Выборге- планируйте не менее часа-двух на этот музей. В него идти однозначно надо. Будет интересно.




Вернуться к оглавлению раздела

На главную страницу

Создано 07/11/2016
Обновлено 14/11/2016