Навигация:
I отсек: носовой торпедный
II отсек: аккумуляторный
III отсек: аккумуляторный, жилой
IV отсек: центральный пост
IV отсек: боевая рубка
V отсек: аккумуляторный
VI отсек: дизельный
VII отсек: кормовой торпедный
Внешний вид и экспонаты филиала Центрального военно-морского музея
Дизель-электрическая подводная лодка Д-2 «Народоволец», г.Санкт-Петербург
Месторасположение: г.Санкт-Петербург, Васильевский остров, ул. Шкиперский проток, 10
Официальный сайт: Мемориальный комплекс «Подводная лодка Д-2 “Народоволец”»
Другие корабли-музеи:
ДЭПЛ Б-307 проекта 641Б, г.Тольятти
ДЭПЛ Б-396 проекта 641Б «Новосибирский комсомолец», г.Москва
ДЭПЛ С-189 проекта 613, г.Санкт-Петербург
ДЭПЛ Д-2 «Народоволец», г.Санкт-Петербург
ДЭПЛ Б-413 проекта 641 в Музее Мирового океана, г.Калининград
Четвертый отсек был отведен под центральный пост, откуда производилось управление кораблем. Здесь же находятся посты управления системами погружения и всплытия, горизонтальными и вертикальным рулями, аварийным продуванием главного балласта, а также дифферентовкой и откачкой воды. В отсеке были установлены компрессор низкого давления фирмы "Броун-Бовери" типа V4-03, производительностью 45 м3/мин, осушительный насос фирмы "Рато", производительностью 250 т/ч (позднее заменён отечественным осушительным центробежным насосом Р-130 той же производительности). В трюме центрального поста располагался артиллерийский погреб, доступ в который сейчас закрыт.
Компрессор низкого давления (использовался для продувания балласта при всплытии подлодки из позиционного положения в надводное)
Пост управления торпедной стрельбой: торпедные телеграфы для носового и кормового отсеков. В левом углу – тахометр правой машины
На табличке: главный осущительный насос Р-130. На шильдике: насос МЕ-27/17-45 №3151538, выпущен в 1958 году заводом Электросила им.С.М.Кирова
Управление из центрального поста производится посредством переговорных труб, телефонов и другими доступными способами. Характерная деталь: краснофлотца Гущина после первого боевого похода "Д-2" наградили орденом Красного знамени. В описании подвига сказано: "Будучи связным между мостиком и центральным постом отлично обеспечивал связь, чем обеспечивал командиру ПЛ выполнение поставленной задачи".
Дифферентометр, указатели положения носовых и кормовых горизонтальных рулей, глубиномеры – все они изготовлены в 1950-ых годах. Несколько настоящих приборов выставлены в музейных витринах
Обратите внимание на сохранившиеся в ЦП штурвалы управления горизонтальными рулями. Проиллюстрировать важность труда рулевых поможет эпизод из второго боевого похода "Д-2" (29 суток, октябрь 1944 года).
"Утром 8 октября субмарина достигла южной оконечности Готланда и тут вышла в первую в этом походе атаку. Её целью оказалось одиночное судно водоизмещением 1000-1500 тонн – скорей всего шведский рыболовный траулер. Казалось, ничто не поможет ему избежать гибели, но случилось неожиданное. Когда Линденберг выпустил две торпеды, подлодка внезапно начала всплывать и этому не смогли помешать ни действия рулевого-горизонтальщика, ни дача полного хода и заполнение цистерны быстрого погружения. Корабль с большим дифферентом на корму всплыл до 2 метров от поверхности, показав над водой не только носовую оконечность и рубку, но даже верхнюю палубу. Не удивительно, что цель резко отвернула в сторону и уклонилась от залпа.
"Этот случай вскрыл как отсутствие тренировки в удержании глубины при производстве торпедного залпа, – писал в донесении Линденберг, – так и значительно ухудшившиеся маневренные качества после установки на лодке противоминных отводов. Дело в том, что противоминные отводы, идущие в три ряда вдоль всего корпуса лодки, представляют из себя дополнительный горизонтальный руль общим размером доходящий до 120 кв. метров". Тросовые отводы и деревянная обрусовка были установлены при подготовке подлодки к плаванию в густо заминированном Финском заливе, но для действий в открытой части моря были совершенно не нужны. Увы, полностью освободиться от них без постановки в док было невозможно, и потому Линденбергу пришлось принять во внимание вышеуказанную особенность поведения субмарины, что отразилось на его поведении при последующих атаках. Кроме того, деревянная обрусовка увеличила время срочного погружения до 2 минут, да и то при условии, что создавался искусственный дифферент на нос в 10 градусов, а лодка развивала ход в 8 узлов!"
Источник: М.Э. Морозов, К.Л. Кулагин, "Первые подлодки СССР. «Декабристы" и "Ленинцы"»
Аксиометр типа ПКС-6 – указатель положения вертикального руля, изготовлен в 1955 году заводом имени Алексея Кулакова (ранее завод Н.К.Гейслера)
Пост управления цистернами главного балласта. Щит сигнализации и рукоятки управления клапанов вентиляции
Боевая работа этих специалистов была оценена по достоинству. Осенью 1942 года орденом Красного знамени одномоментно наградили сразу пятерых рулевых. Боцмана корабля, старшину группы рулевых К.Ф. Лапина – за управление горизонтальными рулями, успешность маневрирования во время торпедных атак. Рулевого Г.И. Попова – за точное выдерживание курса. Рулевого П.В. Резвого – за управление вертикальным рулём. Отдельно отмечу факт награждения командира рулевой группы лейтенанта Н.Я. Крылова и рулевого-горизонтальщика А.И. Ерёмина. Помимо прочего они погружались в дыхательных аппаратах ИСА-М для осмотра и ремонта рулей. Если бы появился неприятель, то "Д-2" ушла бы на погружение, а моряки остались на верную гибель в холодных водах Балтийского моря.
Завершая рассказ о ЦП, приведу фрагмент воспоминаний командира отделения электриков Ивана Яковлевича Князева.
"Погода резко, как это часто бывает на Балтике осенью, ухудшилась. Ветер достиг 8 баллов, видимость упала, разыгралась крутая и мощная волна. Удерживать лодку на перископной глубине стало невозможно, и к вечеру мы решили всплыть. Все равно необходимо было произвести зарядку батареи. Всплыли, при этом лодку сильно накренило. А стоило лишь приоткрыть верхний рубочный люк, как в центральный пост сплошным потоком хлынула вода. Набрали более двух тонн. Сама-то вода ничего страшного собой не представляла – для ее откачки служат помпы. Но она залила шахту командирского перископа и целый ряд важных электромеханизмов. Пришлось от всплытия отказаться и лечь на грунт.
Ночью вновь сделали попытку всплыть, и вновь неудачно. Волна прокатилась через нос, накрыла рубку, чуть не смыв за борт стоявших на ней командира, вахтенного офицера и сигнальщика, обрушилась в центральный пост. А в это время на нос лодки уже вскарабкивалась новая водяная глыба. От греха подальше снова погрузились. И даже не просто, а срочно. И вот тут-то, в самый критический момент, вышел из строя кингстон цистерны быстрого погружения. Он остался в открытом положении, вода заполнила цистерну и через ее вентиляцию начала поступать в центральный пост. Уровень воды в считанные секунды достиг палубного настила. А лодка продолжала погружаться. Это была авария, и нешуточная. Надо ли говорить о том, что состояние у всех нас в тот момент было отнюдь не самое радужное?
Находчивость проявил стоявший на вахте в центральном посту командир отделения трюмных машинистов Стенюшкин. Еще не разобравшись, в чем дело, он загерметизировал отсек и подал в него воздух высокого давления, создав таким образом противодавление. Когда поступление воды прекратилось, он вместе с главным старшиной Николаем Крупиным и старшиной 2 статьи Алексеем Силаевым выяснили причину аварии, разобрали привод кингстона, а сам кингстон надежно заткнули аварийной пробкой и поджали домкратом. Течь полностью прекратилась, с отсека сняли давление, трюм осушили, и подводная лодка снова получила возможность нормально плавать под водой. Действия Стенюшкина от начала до конца были правильными, грамотными, мужественными.
А море все продолжало бесноваться. Даже на сорокаметровой глубине ощущалось его тяжелое дыхание – лодку медленно переваливало с борта на борт. Едва трюмные заделали кингстон цистерны быстрого погружения, как пришлось заниматься другой аварийной работой: оборвался трос лебедки, с помощью которой поднимался и опускался перископ. Мы, что называется, ослепли. На лодке был запасной новый трос, но не от перископа, и большего диаметра. Чтобы приспособить его для этой цели, надо было вытачивать новые ролики с более широким направляющим желобом. Хорошо еще, что на лодке имелся токарный станок и был обучен этому ремеслу старший матрос Андрей Соловьев. Он изготовил ролики и поставил их на место.
Оставалось малое: завести новый трос. Но прежде чем заводить его, необходимо было закрепить в самом низу глубокой и узкой шахты перископа. А как это сделать? Добраться до низа шахты мог только человек очень маленький, очень худенький. Благо у нас он был – кок старшина 2-й статьи Алексей Дербычев. Мы привязали его за ноги, опустили вниз головой в шахту, а потом еле вытащили обратно – так сильно он отек. Но перископ в строй ввели. Вообще в походе неисправности подстерегали нас довольно часто. Но это и неудивительно. Нашу лодку справедливо называли "старушкой". Ведь вступила она в строй Военно-Морского Флота 12 октября 1931 года, за десять с лишним лет до нашего первого боевого похода".
Источник: Князев И.Я., "«Народоволец» выходит в море"