Официальный сайт: появится по мере создания парка «Патриот» в Кронштадте
Адрес: Маячный пирс, Кронштадт
Навигация по странице:
Большой ракетный катер «Р-47» пр. 1241.1
Крылатая ракета воздушного базирования комплекса К-10
Крылатые ракеты П-15М
Зенитная управляемая ракета В-611 (4К60) комплекса М-11 «Шторм»
Зенитная управляемая ракета В-601 (4К90) комплекса М-1 «Волна»
Сверхмалая подводная лодка «Тритон-1М» пр.907
Сверхмалая подводная лодка В-499 пр.908 «Тритон-2»
Подводная лодка Б-806 «Дмитров» пр.877ЭКМ. 15.10.1985 заложена на заводе «Красное Сормово», за 1986 год были проведены швартовые испытания подлодки, в том же году была переведена по внутренним водам из Горького в Кронштадт. В 1996 году ПЛ участвовала в съёмках фильма «Не валяй дурака». В 2004 году подлодка участвовала в торжествах в Стокгольме, посвящённых 100-летию подводных сил Швеции. С 2014 года Б-806 находилась на ремонте и модернизации на Кронштадтском морском заводе, передана флоту в марте 2018 года.
Малый противолодочный корабль пр. 1331М, разработан на базе пр.1124 «Альбатрос» в ГДР при участии специалистов Зеленодольского судостроительного завода. МПК предназначался для ВМФ стран Организации Варшавского договора, а также для продажи на экспорт. 30.12.1985 корабль заложен на судостроительной верфи «Peene-Werft» в Вольгасте (ГДР), в составе флота с 19.05.1988 под наименованием МПК-99, с 28.10.2004 носит наименование«Зеленодольск». Неоднократно участвовал в военно-морских парадах в Санкт-Петербурге
Рейдовый катер РК-1915. Построен по проекту 371. Используемое для обозначения проекта название «Адмиральский» – не шифр проекта, а устоявшееся прозвище. Бывший командирский катер с легкого крейсера «Киров».
Учебный корабль 1 ранга «Смольный» является головным в серии из трех кораблей проекта 887. Серию специализированных учебных кораблей построили на польской верфи «Сточня Щецинская им. Адольфа Варского» по заказу ВМФ СССР. Предназначались они для прохождения морской практики курсантами Военно-Морских училищ ВМФ СССР.
"События арабо-израильской войны 1967г и индо-пакистанского конфликта 1971г показали на необходимость создания нового ракетного катера, способного нести более совершенные ракеты, обладающие повышенной дальностью действия, более защищенные от средств противодействия противника, чем ракеты П-15. Такой ракетный комплекс с условным наименованием «Москит» создавался отечественными разработчиками. Оценка возможности размещения ракет «Москит» на катерах проекта 205 показала, что массогабаритные характеристики ракет не позволяют разместить их на этих катерах.
Что касается МРК проекта 1234 «Овод», то дизельная энергетическая установка, состоящая из трех двигателей мощностью по 10000л.с. каждый, не могла обеспечить требуемые скорости хода 42-43 узла. Поэтому при создании нового катера ставилась задача создания не только нового корпуса, но и новой главной энергетической установки. Вышедшее в 1973 году Постановление Правительства предусматривало создание нового большого ракетного катера с противокорабельным ракетным комплексом «Москит», улучшенными тактико-техническими характеристиками, боевыми средствами самообороны и средствами радиоэлектронной борьбы, улучшенной обитаемостью и увеличенной автономностью".
Источник: Ракетные катера проекта 1241 системы «Молния»
Катеру длиной 65,1 м при ширине 10,2 м и с полным водоизмещением 493 тонны для обеспечения скорости 41 узел потребовалась исключительно мощная энергетическая установка. На каждый из двух валов работало по маршевому дизелю М-510 и форсажной газотурбинной установке М-70 мощностью соответственно в 4000 и 12000 л.с.
На корме размещён ЗРК ближней самообороны «Игла» – стабилизированная морская тумбовая установка с четырьмя направляющими для зенитных ракет
Активное и пассивное обнаружение целей, обеспечение выработки и выдачи целеуказания, решение навигационных задач ведётся радиолокационным комплексом «Монолит-Т», размещённой на крыше ходовой рубки под большим цилиндрополусферическим обтекателем антенны активного канала.
"Неудача с первой попыткой создания нового РКА не изменила желания руководства ВМФ заменить РКА пр.183Р и пр.205 на новый в 80-х годах. Работы начались в ЦМКБ "Алмаз" в 1973 году. Новый проект получил шифр "Молния", а номер – 1241. Главный конструктор – Е.И.Юхнин, главным наблюдающим от ВМФ был вначале капитан 1 ранга Ю.М.Осипов, а затем капитан 2 ранга В.И.Литовский. Для этого РКА завершалась разработка нового, более современного комплекса ПКР "Москит", который из-за своих массо-габаритных при заданном количестве ПКР (4 единиц) не размещался на РКА в размерениях пр.205. По аналогии с МРК, на корабле установили РЛК выдачи ЦУ УРО "Монолит" и усиленное артиллерийское вооружение, состоящее из одной 76-мм одноствольной артустановки АК-176 и двух 30-мм автоматов АК-630 с единой РЛС управления "Вымпел". Наконец, было предусмотрено размещение ПЗРК "Стрела-ЗМ".
Важным отличием этого РКА от всех предыдущих было создание комбинированной дизель- газотурбинной энергетической установкой (ДГТУ). Двухвальная установка позволяла при развитии полного хода обеспечить одновременную работу на гребной вал как дизеля, так и турбины. Это позволяет либо увеличить дальность плавания или уменьшить запасы топлива и уменьшить полное водоизмещение РКА. Каждая газовая турбина типа М-70 имела полную мощность в 12 000 л.с., а каждый дизель М-510 – 5000 л.с., что, по расчетам, обеспечивало РКА полную скорость в 40 уз при полученном полном водоизмещении около 500 тонн.
Многих специалистов шокировало полученное водоизмещение. При достаточно скромном вооружении (те же 4 ПКР, как и у пр.205, добавилась облегченная 76-мм артустановка) оно в 2.5 раза превысило таковое у "двести пятого" при одинаковой скорости хода и снижении дальности плавания на 40% по сравнению с ним. Конечно, обвинять конструкторов в этом сложно, поскольку за каждым требованием, которые они выполняли, стоял флот. Например, в общем, справедливое стремление улучшить условия обитаемости приняло в ВМФ СССР с конца 70-х годов гипертрофированные формы, имея конечной целью превратить боевые корабли по комфорту чуть ли не в круизные лайнеры. Особенно это сильно сказалось на водоизмещении малых кораблей, и РКА в особенности.
По-видимому, предчувствуя неизбежный рост водоизмещения (что особенно дискредитировало саму суть понятия "катер"), а в нашем послевоенном кораблестроении это было чуть ли не законом – Главный конструктор в качестве "отвлекающего внимание маневра" предложил сделать пр.1241 базовым для системы "катеров": ракетного, противолодочного, патрульного (пограничного) с общими корпусом, энергетикой и пр., отличавшимися друг от друга только основным оружием. Забегая вперед, скажем, что этого в реальной жизни не произошло. Проект 12411 (ракетный) и 12412 (противолодочный) получились не только с различным вооружением, но и с разной энергетикой и корпусами. Причем, один назывался "катер", второй – "корабль". По указанной причине и пограничный вариант фактически не состоялся – он попросту повторил противолодочный."
Источник: Кузин В. П., Никольский В. И. "Военно-Морской флот СССР, 1945-1991 : История создания послевоенного ВМФ СССР и возможный облик флота России"
Спаренная пусковая установка КТ-152 контейнерного типа (ненаводящаяся). Трубчатые контейнеры служат для запуска ПКР П-270 «Москит». После старта крылатая ракета делает «горку», а затем снижается до маршевой высоты полёта около 10-20 метров, при подходе к цели происходит снижение до 7 метров над гребнем волн. Ракета может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10g.
Одна из двух 30-мм шестиствольных автоматических корабельных артиллерийских установок. АК-630 является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.
76,2-мм артиллерийская установка башенного типа АК-176. Стрельба ведётся со скорострельностью 30, 60 или 120 выстрелов в минуту. Охлаждение ствола непрерывное, производится забортной водой, прогоняемой через кожух ствола.
Для целей РЭБ корабль оснащён двумя шестнадцатиствольными дистанционно управляемыми пусковыми установками ПК-16 постановки пассивных помех, ведущими стрельбу 82-мм снарядами с дипольными отражателями или тепловыми ловушками.
На фотографиях – «Р-47» (бортовой номер 819) – большой ракетный катер проекта 1241.1. В составе ВМФ СССР корабли этого типа активно эксплуатировались на всех флотах кроме Северного на протяжении 1980-ых годов. Серия состояла из нескольких подтипов, отличающихся между собой составом вооружения и типом энергетической установки. Интересующий нас ракетный катер, заложен 2 июня 1983 года на Средне-Невском судостроительном заводе, где получил заводской номер 206. Вступил в строй 13 февраля 1987 года и через два года его переименовали в «Тамбовский комсомолец». 15 февраля 1992 года катеру вернули старое наименование — «Р-47».
За 30 лет службы катер принял участие в 30-ти сбор-походах кораблей Балтийского флота, выполнил несколько десятков боевых упражнений артиллерийскими комплексами, средствами РЭБ, ПЗРК, выполнил 6 ракетных пусков ракетным комплексом «Москит», выполнил первый в СССР совместный ракетный пуск с РКА «Заречный», отстоял более 45 боевых дежурств в составе дежурных сил Балтийского флота, прошёл более 15 тысяч миль. С декабря 2016 года «Р-47» входит в состав 13 бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей и подводных лодок. По состоянию на 2018 год запланировано восстановление ракетного катера в качестве экспоната музея парка «Патриот» в городе Кронштадт.
"Во след только что осуществленному переходу с поршневой техники на реактивную намечалось еще одно, не менее разорительное перевооружение на самолеты следующего поколения с очередным удвоением скорости. Применительно к средним бомбардировщикам Дальней авиации и Авиации ВМФ в конце пятидесятых годов предусматривалось развертывание серийного производства "самолета 105" – машины, в дальнейшем получившей войсковое наименование Ту-22. Аналогичные планы строили и американцы в отношении своих В-58. К этому времени будущая советская авиация уже мыслилась как в основном ракетоносная. С началом работ по сверхзвуковому бомбардировщику встала задача создания отвечающей его возможностям системы "реактивного вооружения".
…
С целью обеспечения эффективного применения перспективных дальних самолетов Постановлением Правительства от 16 ноября 1955 г. №1946-1045 была задана разработка "системы реактивного вооружения" "Комета-10" (К-10) со сроком завершения совместными летными испытаниями (СЛИ) в III квартале 1958 г.
…
Для обнаружения цели на максимальном удалении самолет-носитель должен был осуществлять полет на высоте, близкой к практическому потолку – 11000…12000 м. Максимальная скорость и дальность самолета- снаряда также достигались при высотном полете. С другой стороны, при полете на этих высотах не обеспечивались приемлемые углы визирования цели. При полете на высоте 12000 м при характерной для головок самонаведения тех лет дальности захвата цели около 20 км угол визирования цели превышал 30'. В этом случае сказывалось неблагоприятное влияние переотражения излучения от водной поверхности, вероятность захвата цели на автосопровождение существенно зависела от состояния моря. В результате для самолета-снаряда был принят "ступенчатый" профиль полета с двумя горизонтальными участками – маршевым на высоте 10-12 км и участком поиска цели на высоте около 1 км. Для реализации такой программы полета была принята комбинированная схема с радиокомандным управлением на основном участке полета и самонаведением на конечном."
Источник: Ростислав Ангельский, "Сверхзвуковая красавица" («Техника и вооружение» №10/2000)
Под обекателем – тарельчатая антенна ЕС-2-1 и головка самонаведения ЕС-2, в хвосте аппаратура радиокомандного управления ЕС-1 и её антенна канала радиоуправления. По верхней поверхности центральной части фюзеляжа ракеты К-10С располагались бугель подвески к носителю, разъемные керосиновый и воздушный клапаны, отрывной разъем электрической связи с носителем.
Двигатель М-9ФК (с форсажной камерой и нерегулируемым соплом) – малоресурсный вариант РД-9Б от раннего МиГ-19 – устанавливался в гондоле. Воздухозаборник прикрывался сбрасываемым обтекателем – коком. Эта мера снижала аэродинамическое сопротивление и исключала возможность попадания посторонних предметов в канал водухозаборника
Отсутствующее у экспоната горизонтальное оперение могло отклоняться на 10° вниз и на 20° вверх. В состав вертикального оперения входил руль направления площадью , который отклонялся вправо и влево на угол 10°. При транспортировке и эксплуатации консоли крыла складывались вертикально вверх.
Стеклопластиковый обтекатель антенны ГСН изготавливалcz вакуумным методом на стальных пуансонах. На внутреннюю рубашку, еще находящуюся на пуансоне, приформовывался сотовый наполнитель, на который, в свою очередь, надевалась наружная рубашка. Вся сборка помещалась в печь, где подвергалась полимеризации при заданном температурном режиме.
"Интенсивные испытания системы К-10 в реальных морских условиях велись с 5 сентября 1959 г. по 5 ноября 1960 г. Ракетоносцы проводили условные «пуски» по боевым кораблям Черноморского флота и реальные – по судну-цели, в качестве которого использовался притопленный на Каспии бывший танкер «Чкалов». Относительно небольшое судно водоизмещением немногим более 9000 т с длиной низкобортного корпуса 111 м. не соответствовало цели типа «крейсер» ни по эффективной поверхности рассеяния (ЭПР), ни по архитектуре надстроек, на боевом корабле, представлявших собой достаточное препятствие для пролета самолета-снаряда. Поэтому над корпусом танкера натянули металлическую сетку высотой 13 м, пробитие которой рассматривалось как попадание в цель.
…
На начало 1961 г. было проведено 40 пусков по программе К-10 и 2 контрольно-серийных. После тридцатого пуски уже рассматривались как зачетные. Зимой 1960-1961 гг. мешал лед, но нужно было выполнить еще 6-10 пусков. Задержка с отработкой К- 10 болезненно воспринималась промышленностью, успевшей выпустить десятки ракетоносцев и сотни ракет.
В ходе совместных испытаний было выполнено 184 полета самолетов Ту-16 и 62 полета МиГ-19СМК. Наряду с двумя Ту-16К-10 и парой Миг-19СМК было задействовано 34 ракеты К-10С, включая две в боевом исполнении. В дальнейшем по совместному решению руководства Госкомитетов по авиационной технике и радиоэлектронике, командования ВВС и ВМФ были проведены пуски еще десяти самолетов-снарядов в телеметрическом исполнении, из числа выпущенных тбилисским заводом, где они сменили МиГ-21 на производственных линиях.
При рассмотрении результатов испытаний выявился различный подход военных и гражданских членов госкомиссии к оценке показателя эффективности системы. При итоговой оценке испытаний рассматривались результаты пусков только 20 серийных самолетов-снарядов, из которых лишь половина попала в цель. Как военные, так и представители промышленности согласились исключить из рассмотрения пару пусков, в ходе которых один самолет-снаряд был потерян по вине экипажа, а другой в "сложной мишенной обстановке" вместо цели снайперски точно поразил большую льдину.
…
К-10С вписала и страницу в историю становления ядерной мощи нашей морской авиации. В августе 1962 г. в ходе учений "Шквал" экипаж командира одного из полков Северного флота В. Крупякова произвел пуск ракеты К-10С со специальным зарядом по цели (барже с уголковыми отражателями) в районе Новой Земли. "Работа" неоднократно откладывалась, – мешал лед, сметавший заранее выставленную мишенную обстановку. Уже после взлета выполнение задания оказалось под угрозой, – придавленный тяжестью огромной ответственности штурман-оператор В. Данилин сумел правильно выполнить все операции предстартовой подготовки только со второй попытки. В вышедшей в 1997 г. книге «Ядерные испытания СССР» сообщается о единственном надводном испытании на полигоне на Новой Земле в 1962 г. – взрыве мощностью 6 килотонн, осуществленном 22 августа."
Источник: Ростислав Ангельский, "Сверхзвуковая красавица" («Техника и вооружение» №10/2000)
"9 ноября 1975 года была предпринята единственная попытка боевого применения Ту-16К-10. В тот день группу самолетов подняли по тревоге для нанесения удара по мяежному сторожевому кораблю «Сторожевой», следовавшему в направлении Ирбенского пролива. Но удар нанесли Як-28 ВВС, поднятые по тревоге с аэродрома Румбула (Рига).
На Тихоокеанском флоте был случай попадания К-10С в японский лесовоз, следовавший из Николаевска-на-Амуре и оказавшийся в запрещенной для плавания акватории. Лесовоз спасло то, что ракеты устанавливались на ликвидацию за 400 метров до цели. То есть ракета взорвалась в воздухе, но обломками ракеты повредило надстройки лесовоза, а двигатель ракеты пробил оба борта, тяжело ранив одного моряка. По непроверенным слухам, с лесовоза пришла телеграмма с соболезнованиями по поводу гибели лётчика самолета-истребителя."
Источник: Якубович Н.В. Артемьев А.М., "Туполев Ту-16. Дальний бомбардировщик и ракетоносец"
"После начала разработки ракетных комплексов «Стрела» и КСЩ для крейсеров и эсминцев в соответствии с постановлениями Совета Министров от 30 декабря 1954 г. встал вопрос о размещении ракет также и на катерах. Как носители такого оружия они даже обладали некоторым преимуществом по сравнению с крупными кораблями. За счет малых размеров катер обнаруживался радиолокационными средствами тех лет на дистанции, вдвое меньшей по сравнению с той, на которой РЛС катера обнаруживала крейсер противника. По стоимости катер был в 40 раз дешевле эсминца и в 200 раз — крейсера. Кроме того, обеспечивалась возможность массовой постройки катеров без расширения имеющейся судостроительной базы.
Постановлением Совета Министров от 18 августа 1955 г. было задано вооружение торпедных катеров самолетами-снарядами, а именно — создание первого катерного ракетного комплекса с дальностью 25 км.
Выбор в качестве разработчика комплекса в целом и большей части бортовой и корабельной аппаратуры систем управления и наведения (кроме автопилота, которым занимались в ОКБ-923) московского КБ-1 определялся огромным опытом этой организации, уже создавшей авиационный противокорабельный комплекс «Комета», зенитную ракетную систему «Беркут» С-25 и ведущей в то время проектирование авиационных комплексов К-5, К-10 и К-20, берегового и корабельного комплекса с ракетой «Стрела», а также ЗРК С-75. КБ-1 в середине 1950-х гг. было почти монополистом в области создания комплексов с управляемыми крылатыми и зенитными ракетами.
...
При определении технического облика комплекса учитывалось, что наряду с перечисленными выше достоинствами катер как носитель ракетного оружия обладал и рядом недостатков, прежде всего ограниченными возможностями по размещению ракет и сопутствующего оборудования. Применительно к катерам было абсолютно невозможно создание стабилизируемых пусковых установок, принятых для ракет «Стрела» и КСЩ. Вместо стабилизации ракеты пришлось при предстартовой подготовке вводить в бортовую аппаратуру данные о углах бортовой и килевой качки катера. В отличие от условий эксплуатации на крупных кораблях на борту катера ракета и корабельная аппаратура комплекса подвергались воздействию намного более мощных вибраций, многократных ударов и перегрузок, характерных для скоростного плавания «москитного флота» по неспокойному морю. Да и само море оказывалось на удалении всего лишь одного метра от пусковой установки ракеты, что приводило к ее интенсивному забрызгиванию и заливаемостью волной.
...
Небольшая высота катера наряду с положительным свойством — малой радиолокационной заметностью обуславливала и существенный недостаток. Радиолокационные средства катера на предельной дальности могли фиксировать излучение, отраженное только от мачт и надстроек крупного корабля противника. Даже этот слабый сигнал позволял опытному оператору обнаружить цель, но он был явно недостаточен для захвата полуактивной головкой самонаведения, выполненной на уровне техники середины 1950-х гг. Поэтому из радиолокационных средств для ракеты наиболее подходила активная головка самонаведения. Учитывая возможности элементной базы аппаратуры, по массогабаритным показателям приемлемой для применения на борту ракеты, захват на автосопровождение даже такой крупной цели, как крейсер, обеспечивался на удалении от него не более 10–15 км, т. е. на завершающем участке полета.
...
Таким образом, при выборе системы управления исходили из применения активной системы самонаведения только на конечном участке траектории. Но она не могла обеспечить управление на предшествующих фазах полета. Исходя из относительно малой дальности полета катерной ракеты, ограниченной возможностями радиолокационных поисковых средств катера, оказалось допустимым применить автономную систему с автопилотом, без радиокоррекции от корабельных средств. Даже скоростная цель за время автономного участка полета ракеты смогла бы пройти не более чем на 1 км.
Основой бортовой аппаратуры ракеты являлась головка самонаведения МС-2, созданная в КБ-1 коллективом конструкторов во главе с Яковом Ивановичем Павловым. По данным справочника «Джейн», она работала на одной из четырех фиксированных частот в диапазоне 8-10 ГГц.
...
Послестартовое управление ракетой осуществлялось автопилотом АП-15. Высота полета определялась поданным баровысотомера (статоскопа) и поддерживалась постоянной — 300 м. При достижении ракетой установленного значения пройденной дальности головка самонаведения включалась на излучение и, сканируя в горизонтальной плоскости, начинала поиск цели на заданном удалении с допуском ±1 км. После приема восьми ответных импульсов она переключала на себя управление ракетой. Протяженность последующего участка самонаведения составляла от 5 до 12 км."
Владимир Асанин, "Ракеты отечественного флота Часть 3. Ракетные катера вступают в бой" («Техника и вооружение» №9/2007)
Крылатая ракета П-15М с активной радиолокационной головкой самонаведения ДС-М. Два разнесенных к бортам гаргрота – основное внешнее отличие П-15М от П-15У, имевшей один подфюзеляжный гаргрот.
Для уменьшения размеров пусковых контейнеров крылья предварительно складываются и раскрываются при выходе из контейнера. Хвостовое оперение, крыло и механизм его раскрытия в полёте заимствованы у более ранней модификации — П-15У.
В хвостовой части корпуса снизу имелись два аэродинамических гребня, между которыми к ракете подвешивался пороховой ускоритель
Органы управления крылатых ракет типа П-15 располагались по обычной самолетной схеме — элероны на крыле, рули на киле и стабилизаторе.
"В конце 1965 г. в МКБ «Радуга» решили установить на ракеты П-15 бортовую аппаратуру челомеевской ракеты П-25. Работы по модернизации ракеты П-15У были начаты Решением Комиссии по военно-промышленным вопросам при Совмине СССР за № 34 от 4 февраля 1966 г., а потом и Решением за № 99 от 24 мая 1967 г.
Однако в ходе модернизации была создана принципиально новая по сравнению с П-15У ракета с существенно увеличенной дальностью полета и сниженной маршевой высотой полета. Бортовая аппаратура стала более помехоустойчивой. Повысилась надежность головок самонаведения, кроме того, у них появилась возможность проводить селекцию целей.
Вместо тепловой головки «Кондор», которыми оснащались ракеты П-15 и П-15У, ракеты П-15М получили тепловую головку «Снегирь».
Новая ракета, или глубокая модернизация П-15У считайте, как хотите, — получила секретный индекс П-15М, несекретный индекс 4К-51 и название «Термит». Внешне ракеты П-15М и П-15У различались мало. Так, П-15М была на 700 мм длиннее П-15У, а диаметр ее стартовика был почти на 100 мм больше, чем у П-15У. Главное же внешнее различие заключалось в расположении гаргрота. У П-15М он шел по правому борту под консолью крыла, а у П-15 и П-15У он располагался снизу ракеты.
Официально же работы считались модернизацией П-15У, и никаких испытаний «Термита», кроме совместных, не проводилось. Их назвали «Совместные испытания ракет П-15М с перестроенного катера пр. 205М». На катере действительно поменяли пусковые контейнеры на более длинные из-за изменений габаритов ракеты."
Источник: Широкорад А.Б., "Огненный меч Российского флота"
Крылатая ракета П-15М с тепловой ГСН типа «Снегирь», отличавшейся от ранее применявшейся «Кондор» более высокой чувствительностью и лучшей помехозащищенностью. В новой ГСН исключался захват высокотемпературных, а также протяженных объектов типа подсвеченных солнцем облаков, береговой черты, солнечной дорожки на воде.
Сжатый воздух использовался для задействования пневматических рулевых машинок, а также в системе вытеснения компонентов топлива из баков. Для его хранения на борту крылатой ракеты имелся шар-баллон.
Технологические надписи указывают, что в этом отсеке установлен сферический бак из алюминиево-магниевого сплава, вмещавший 860 килограмм окислителя АК-20К. Состав: раствор азотного тетраоксида (АТ, N2O4) в азотной кислоте (АК, HNO3) с добавлением ингибитора коррозии — кристаллического иода.
При переходе от "ангарной" к "контейнерной" пусковой установке три равномерно расположенные по окружности одинаковые хвостовые поверхности идеально вписались в новый габарит.
В завершение рассказа об этой интересной ракете, приведу ещё одну цитату из книги Широкорада. Перед вами описание анекдотичного случая, произошедшего на испытаниях П-15М. "Первый этап совместных испытаний начался пуском 24 сентября 1958 г. Катер проекта 183Э, находившийся между мысами Чауда и Кыз-Алу, стрелял по неподвижной мишени КЦ-10 на дальность 21,2 км. Из-за отказа канала высоты автопилота пуск был неудачным.
27 сентября произведен пуск при тех же условиях. Но ракета стартовала самопроизвольно — ложный старт при нажатии кнопки «Проверка ламп» в ПУС «Клен».
22 ноября пуск ракеты при тех же условиях оказался неудачным из-за отказа в работе регулятора давления в камере сгорания маршевого двигателя и, как следствие, прогара стенок камеры давления и разгерметизация.
По крайней мере, так было записано в официальном отчете по испытаниям. А по рассказу Ю.С. Кузнецова дело происходило несколько иначе.
Перед пуском произошла административная перестановка: ведущий специалист по П-15 А.Г. Черкаев был переведен на мыс Фиолент, где испытывались баллистические ракеты, а на его место назначили инженер-капитана 2 ранга П.И. Богуна. Тем не менее Черкаев от нечего делать (он так потом это объяснял на заседании комиссии) отправился на катере проекта 183Э к месту пуска. До пуска оставалось около минуты, и Черкаев случайно, «непроизвольно», дотронулся до какой-то кнопки (он потом и не вспомнил, до какой именно) на пульте предстартовой подготовки и производства пуска. Но, как он утверждал потом, не до пусковой кнопки. Тем не менее произошел самопроизвольный пуск, и ракета улетела «в белый свет, как в копеечку». Хорошо, что уже была объявлена боевая готовность, весь личный состав стрелявшего катера находился в укрытиях и была открыта крышка пусковой установки. Ну прямо как в фильме «Особенности национальной рыбалки»!
Руководство полигона и флота решило по сему случаю шума не поднимать и замять эту историю. Тем не менее в Феодосию съехались специалисты из Дубны, КБ-1, завода № 5 и от фирмы Картукова, где производились стартовики. Но, увы, вся эта компания так и не сумела разобраться, почему произошел старт ракеты и какая при этом была нажата кнопка. Как писал Кузнецов, в конце заседания комиссии ее председатель — представитель НИИ-4ВМФ (в/ч 31303), острослов и весельчак инженер-капитан 2 ранга С.Н. Бирон — заявил: «Сейчас я задам вопрос товарищу Черкаеву, который поставит в этом темном деле все на свои места, а всем нам сделает правильные выводы. Александр Георгиевич! А вы как надавили на эту злополучную кнопку? Очень сильно или слегка дотронулись?» Черкаев с серьезным видом задумался, а затем ответил: «Я нажал на кнопку со средней силой». Все рассмеялись, и заседание закончилось."
Источник: Широкорад А.Б., "Огненный меч Российского флота"