Навигация по странице:
Верхняя палуба
Ходовой мостик
Кают-компания
Каюта капитана
Машинное отделение
1-е и 2-ое котельные отделения
Отделение динамо-машин
Механическая мастерская
Месторасположение: Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, 23-я линия
Официальный сайт: Музей Ледокол «Красин»
Дополнительно:
Морской музей Барселоны
Музей-усадьба «Ботик Петра I». Переславаль-Залесский
Морской музей Эстонии. Таллин
Музей истории Кронштадта
Историко-мемориальный зал А.С. Попова (филиал ЦВММ «Кронштадтская крепость»)
Реплика 54-пушечного линейного корабля 4-го ранга «Полтава». Санкт-Петербург
Выставка флотского вооружения. Кронштадт
Центральный военно-морской музей. Экспонаты XVIII века. Санкт-Петербург
Музей подводной археологии. Выборг
ДЭПЛ Б-307 проекта 641Б, Тольятти
ДЭПЛ Д-2 «Народоволец». Санкт-Петербург
ДЭПЛ С-189 проекта 613. Санкт-Петербург
ДЭПЛ Б-413 проекта 641. Калининград
ДЭПЛ Б-396 проекта 641Б «Новосибирский комсомолец». Москва
Музей Балтийского флота. Балтийск
Ледокол «Красин» (до 19 ноября 1927 г. «Святогор») был построен в 1916 г. по заказу российского правительства в Ньюкасле, Великобритания (заложен 03.02.1916, спущен на воду 16.08.1916, вступил в строй 31.03.1917). Сейчас «Красин» является старейшим в мире арктическим линейным ледоколом на плаву, единственном сохранившимся в России судном-участником полярных конвоев в годы II Мировой войны.
Последний рейс «Красина» (в это время он принадлежал Международному фонду истории науки) состоялся в ноябре – декабре 1990 г. (из Ленинграда с заходом в европейские порты с предоставлением жителям иностранных государств возможности подниматься на борт судна). Затем фонд столкнулся с финансовыми трудностями и попытался продать ледокол за границу. После общественной борьбы постановлением Правительства Российской Федерации № 116 от 20 февраля 1992 г. «Красин» был признан памятником истории государственного значения. В том же году судно начало работу в качестве музея. Но в 1990-е гг. его директора, несмотря на многочисленные попытки, не добились достойного финансирования. 10 февраля 2004 г. было принято решение о передаче ледокола на баланс Музея Мирового океана (Калининград), который обладает большим опытом сохранения исторических судов.
Ледокол – памятник истории техники, в котором воплощены особенности нескольких этапов истории судостроения. «Красин» имеет клёпаный корпус с характерными ледокольными обводами, на обшивке корпуса выбиты знаки грузовой марки. «Красин» обладает действующей поршневой паровой машиной тройного расширения (мощность – 3800 л.с.) типа «Стефенсон» производства завода «Оттензенер Эйзенверк Вилли Х. Шликер» (Гамбург-Альтона, ФРГ) 1957 г. В двух котельных отделениях сохранились автоматические водотрубные котлы типа «Вагнер» конструкции ФЕБ «Дампфкессельбау Хоэнтурм» (1958 г.) с поверхностью нагрева 387 кв.м. и весом 118 т каждый. В рабочем состоянии большинство вспомогательных механизмов, навигационные и радиосистемы.
В настоящее время ледокол «Красин» имеет статус судна в отстое, ежегодно проходит освидетельствование в Российском Морском регистре судоходства. Часть судовых систем функционирует для целей жизнеобеспечения музея (электричество, паровое отопление с берега, системы обеспечения безопасности), часть может использоваться для демонстрации посетителям. Осенью 2014 г. было успешно осуществлено докование «Красина».
На данный момент, судно и его механизмы не включены в состав музейного фонда, но так как «Красин» является памятником культурного наследия федерального значения, все работы на судне проходят согласование с Государственной инспекцией по охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга и не могут искажать облик корабля. Часть списанных в разное время деталей и приборов поступила в музейный фонд (в 2016 г. была музеефицирована коллекция манометров, а также запасные шатуны паровых насосов «Шпиллинг»).
За свою долгую жизнь «Красин» менял внешний вид, механизмы судна заменялись другими при ремонтах и перестройках. В облике судна последовательно отражалась история судостроения. Первоначально ледокол, оснащённый 10-ю огнетрубными котлами и тремя паровыми машинами, имел две высокие дымовые трубы и небольшие мостики. В годы Великой Отечественной войны «Красин» был снабжён артиллерией, размещавшейся на специальных платформах. В 1957–1960 гг. ледокол прошёл модернизацию на верфи им. Матиаса Тезена (Висмар, ГДР), которая приблизила облик судна к ледоколам поколения 1950-х гг. (высокая надстройка, одна труба, вертолётная площадка, сложная мачта с закрытым марсом). Главные и вспомогательные механизмы были заменены новыми, ледокол получил новые котлы, работавшие на жидком топливе. Наконец, в 1972–1974 гг. судно было переоборудовано в энергоплавбазу геологических экспедиций: две машины были заменены паровыми генераторами, а под грузовыми кранами смонтированы трансформаторные будки.
Таким образом, на «Красине» представлены исторические судовые механизмы трёх поколений – 1) механизмы 1910-х гг. (из механизмов этого времени сохранился только медный корпус опреснителя); 2) механизмы 1950-х гг. (главная паровая машина, котлы турбодинамо, многочисленные паровые насосы, паровая лебёдка, краны и др.); механизмы 1970-х гг. (генераторы и пост управления ими, трансформаторы и др.). Судовые устройства (рулевое, шлюпочное, якорное, швартовное) относятся к периоду модернизации (конец 1950-х гг.). Документация о механизмах судна 1950–2010-х гг. хранится в техническом архиве ледокола-музея, документы более раннего времени отложились в фондах архива военно-морского флота.
Емелина М.А., Савинов М.А., "Ледокол «Красин» как музеефицированный памятник техники".
Материалы конференции «История науки и техники. Музейное дело»
Округлые обводы ледокола. В ходе кап.ремонта в 1957-1960 годах ледокол получил развитую современную надстройку, лишился одной трубы и мачты. Прежние надстройки демонтировали в Митрофаньевском доке Кронштадского морского завода.
Вид с борта «Красина» на строящийся дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин», переведённый для достойки на «Адмиралтейские верфи».
Вид с борта «Красина» на стоящие у достроечной стенки Балтийского завода атомные ледоколы «Урал», «Сибирь», «Арктика».
Для противостояния боковому давлению льда, корпусу ледокола придают округлую форму. Снизу корпус практически лишён выступающих частей, а ватерлинию проектируют ниже самой широкой части судна. Таким образом, силы, воздействующие на судно, выталкивают его вверх, не разрушая корпус. Такая форма позволяет эффективно расталкивать форштевнем сломанный лед, уводить обломки льдин вниз, под лед, обрамляющий канал. Однако, из-за таких обводов на чистой воде судно испытывает мощную качку даже от небольшой волны. Если ледоколу встречается ледовое поле, для преодоления которого непрерывным ходом судну не хватает мощности, то используется метод набегов. Ледокол отходит назад, затем с ходу наскакивает на льдину и проламывает её своим весом. Поэтому для движения во льдах в челночном режиме, литым стальным штевням «Красина» приданы специальные скосы. Помимо специального «ледового пояса» в районе ватерлинии, прочность корпуса ледокола обеспечивается разделением отсеков водонепроницаемыми переборками и системой усиленных шпангоутов.
Макет ордена Трудового Красного Знамени, которым ледокол наградили за спасение в 1928 году экспедиции генерала Умберто Нобиле и пассажирского судна «Монте Сервантес».
Над макетом ордена — окна ходового мостика с центробежными очистителями, ниже — окна каюты капитана, ещё ниже — круглые иллюминаторы кают-компании.
По заклёпкам легко распознать нижнюю часть корпуса, оставшуюся от прежнего «Святогора» после капитального ремонта на ГДР-овской верфи имени Матиса Тезена в 1955-1960 годах.
В носовой части верхней палубы находится брашпиль (электрическая машинадля отдачи и выборки якоря) и стопоры якорных цепей.
Грузовая стрела, установленная вместе с новой надстройкой, во время модернизации судна в 1950-ых годах
Запасной якорь (вес 3,25 тонны) точно такой же как два основных якоря Холла (чугунный якорь с лапами поворачивающимися на оси).
До модернизации в 1957–1960 годах «Красин» не имел достаточно мощной и прочной буксирной лебедки, а также специального выреза в корме. По этим причинам ледокол не мог буксировать суда во льдах вплотную, "за ноздрю".
Настил палубы выполнен из тикового дерева. Тик (Tectona grandis) содержит большое количество масла, а смола не позволяет каплям воды проникать в разрезы и промежутки между волокнами.
Благодаря плотной структуре дерева тиковые доски практически не воспринимают солёную воду, не боятся насекомых, ливней и жаркого климата южных регионов. Однако, если тик периодически не обрабатывать пропитками, то солнечный ультрафиолет со временем его обесцвечивает, поэтому палуба сереет.
Над буксирной лебёдкой – аварийные брусья (синего цвета), применяемые как упоры для подкрепления переборок, палуб, дверей, а также крепления деревянных пластырей.
В кормовой части верхней палубы при модернизации 1957–1960 годов установлена мощная буксирная лебёдка.
Левее водонепроницаемой клинкетной двери в помещение привода букусирной лебёдки – ключи для ремонта винто-рулевой группы.
Слева от штурвала — лаг (прибор для измерения скорости движения судна), справа — нактоуз, т.е. устройство для установки котелка судового магнитного компаса. Внутри нактоуза находится девиационный прибор, устройство для уничтожения полукруговой и креновой девиации магнитного компаса.
Перед штурвалом — простейшее устройство для указания рулевому курса судна. Это деревянный ящик с рукоятками, поворотом которых, в прорезях выставлялся курс.
Перед машинным телеграфом — тахографы трёх паровых машин с указанием направления вращения гребных валов. После модернизации в 1972–1974 гг. судно переоборудовали в энергоплавбазу геологических экспедиций: две машины были заменены паровыми генераторами.
Передающая часть машинного телеграфа (производства ГДР, 1958 г.в.) состоит из механически связанных между собой рукоятки, установленной на ходовом мостике судна, и стрелки, установленной в машинном отделении. Рукоятка (и соответственно стрелка) имеет несколько фиксированных положений, указывающих необходимый режим работы двигателя судна.
Передающая часть электромеханического машинного телеграфа ЭМТ (1958 г.в.) — для передачи команд с мостка в машинное отделение об изменении переднего хода судна и реверса судовых машин.
Навигационная РЛС «Наяда-5» (1986 г.в.) для контроля за обстановкой и решения задач по расхождению с судами.
Центробежный судовой стеклоочиститель — смонтированный в окне, стеклянный диск, который вращается с высокой скоростью (около 1500 об / мин) для разгона дождевых капель, брызг.
Штурманская рубка, где идёт прокладка курса и вносятся записи в судовой журнал. На переборке - лаг отсчитывающий пройденные мили и самописец «Вега М» (1990 г.в.), фиксирующий на бумажной ленте показания гирокомпаса. Над ним - кренометр и репитер гирокомпаса.
Слева - эхолот НЭЛ-20 (1997 г.в.) с функцией регистрации показаний. Справа - радиопеленгатор «Рыбка»
Р-250 («Кит») — советский коротковолновый радиоприёмник для дальней связи, радиоразведки и пеленгации, военного и гражданского назначения, выпускавшийся в различных вариантах с 1949 до 1980 г.
Фототелеграфный аппарат «ФАК-П» (1978 г.в.) использовался на ледоколе для получения карт метеопрогнозов (печать на электрохимической бумаге).
УКВ радиостанция Р-609 «Акация» использовалась в ВМФ для оперативного взаимодействия надводных кораблей с соединениями морской авиации. На гражданском флоте Р-609 использовалась для связи на дальности до 30 км с береговыми объектами и между судами.
Корабельный коммутатор фирмы RFT (г.Страссфурт) и телефонные аппарты специального исполнения - установлены в 1950-ых годах в ходе масштабной модернизации судна.
Переговорные трубы для передачи и восприятия звуков. Они выполняются из латуни или красной меди, а для лучшей слышимости обматываются тканевой изоляцией. Магистрали проводятся по кораблю в защищенных местах, оканчиваясь в отсеках, которые они соединяют, раструбами. Концы труб обычно затыкается пробками со свистком, служащим для вызова. На «Красине» устройство иное: трубы установлены парами. Толстая труба — для переговоров, а в тонкую нужно было дуть, чтобы заставить трепыхаться специальный флажок, обозначавший сигнал вызова. На судне шумно, а флажок точно указывает на нужную магистраль.
Станция пожарной сигнализации (1958 г.в.) установлена в ГДР в ходе модернизации ледокола, служит для обнаружения пожара и оповещения о нём.
«Кают–компания есть место соединения офицеров в свободное от служебных занятий время. Все находящиеся в оной обязаны соблюдать приличие и порядок, достойные благородного общества офицеров» (статья 1113 Морского устава 1899 года). На «Красине», как и на других судах, это общее помещение для обеда офицеров и руководителей экспедиций, совместного отдыха, а также зал совещаний и место проведения торжественных мероприятий.
Во время качки, которая сильно досаждала экипажу ледокола на чистой воде, в специальные пазы на столешнице вставлялись перегородки чтобы столовые приборы не ездили по всему столу.
"Машина ледокола «Красин» имеет следующие основные характеристики:
ТИП: Поршневая паровая машина тройного расширения «Стефенсон» производства Оттензенер Ейзенверк Вилли Х. Шликер (г. Гамбург-Альтона, ФРГ), год выпуска – 1957.
Что это значит? В машине ледокола работает очень горячий пар, находящийся под большим давлением. Поступая в машину, он последовательно давит на поршни трёх цилиндров, при этом постепенно расширяется в объёме и теряет силу. Поршни через систему штоков и кривошипов вращают коленчатый вал (его видно в окошках картера), продолжением которого является гребной вал с насаженным на его конец винтом.
Ледокол имеет машину КОМПАУНД – оси цилиндров расположены параллельно друг другу.
ДИАМЕТР ЦИЛИНДРОВ: 730, 1180 и 1900 мм.
Что это значит? Цилиндр высокого давления самый маленький. Поскольку при дальнейшем движении пара по цилиндрам машины его объём растёт, необходимо увеличивать цилиндры. Цилиндр среднего давления больше, чем высокого, а цилиндр низкого давления – самый большой. Из этого цилиндра отработанный пар идёт в конденсатор и далее, уже в виде воды – вновь в котлы.
ХОД ПОРШНЯ: 1120 мм.
Что это значит? Это расстояние по вертикали между самой верхней и самой нижней точками, которые может занимать поршень в цилиндре. У всех трёх цилиндров эта величина одинакова."
Источник: Тактико-технические характеристики ледокола «Красин»
Поршневая паровая машина тройного расширения «Стефенсон» производства Оттензенер Ейзенверк Вилли Х. Шликер. В 1972–1974 годах «Красин» переоборудовали в энергоплавбазу геологических экспедиций: две паровые машины заменили паровыми генераторами, а под грузовыми кранами смонтировали трансформаторные будки.
Стремление инженеров к наращиванию мощности, экономичности и повышению КПД паровых машин привело к появлению трехцилиндрового компаунда с одним цилиндром высокого и двумя цилиндрами низкого давления. Машина хорошо работала, когда судно шло полным ходом, но на малом ходу второй цилиндр низкого давления практически не увеличивал мощности машины. Поэтому было решено средний цилиндр низкого давления заменить цилиндром среднего давления. Так получилась машина с тройным расширением пара.
Рабочий пар подается в паровой цилиндр через паровые поршни. Он расширяется, давит на поршень и заставляет его скользить вниз. Когда поршень достигает своей нижней точки, парораспределительный золотник изменяет свое положение. Свежий пар подается под поршень, в то время как пар, заполнявший прежде цилиндр, вытесняется. Теперь поршень движется в противоположном направлении. Поршень совершает во время работы движения вверх и вниз, которые с помощью кривошипно-шатунного механизма, состоящего из штока, ползуна и соединенного с коленчатым валом шатуна, преобразуются во вращательные движения коленчатого вала
Паровая машина «Красина» картерная – все её движущиеся детали укрыты сплошным корпусом – картером. Сквозь окно в картере мы видим коленвал и шатун поршня.
Система смазки цилиндров обеспечивает подачу масла трущимся частям машины, соприкасающимся с паром: паровым цилиндрам и золотниковым коробкам, уплотнениям поршневых и золотниковых штоков. Также существует наружная система смазки обеспечивающая подачу масла к трущимся частям машины, не соприкасающимся с паром: рамовым, мотылевым и головным подшипникам, золотниковым или клапанным приводам и т.д.
Приёмные части двух машинных телеграфов – электрического и электромеханического. Зачем на «Красин» в 1958 году установили две аналогичные системы (советскую и ГДР-овскую) – пока не знаю.
Щит с приборами, показывающими давление и температуру пара в цилиндрах, а также температуру опорного и рамовых подшипников.
Все три гребных винта расположены в корме и связаны прямой передачей с паровыми поршневыми машинами.
Упорный подшипник служит для восприятия упора гребного винта и передачи его через фундамент на корпус судна. В качестве упорного подшипника применяют подшипники скольжения. Одногребенчатые подшипники Митчеля находят широкое применение на морских судах.
Дифферентная и креновая системы ледокола используются для освобождения ледокола от заклинивания и для придания ему необходимой посадки.
Дифферентный насос используется при работе креновой и дифферентной систем, перекачивая воду из цистерны в цистерну, а также опорожняя их от балласта.
Из цилиндра низкого давления (самый большой в диаметре) паровой машины отработанный пар идёт в конденсатор и далее, уже в виде воды – вновь в котлы. Для перекачки используется специальный насос откачки конденсата.
Пар для машины и других паровых механизмов судна вырабатывают паровые котлы. После модернизации «Красин» имеет четыре таких котла производства ГДР.
В 1958-1960 годах на «Красин» установили автоматические водотрубные котлы типа «Вагнер» конструкции «ФЕБ Дампфкессельбау Хоэнтурм».
Четыре котла сконструированные на «ФЕБ Дампфкессельбау Хоэнтурм» имели поверхность нагрева 387 квадратных метров и вес 118 тонн каждый.
Мазут подают в топки котлов автоматические насосы-форсунки. Старые огнетрубные котлы работали на угле, которые кочегары отправляли в топки вручную.
Пресная вода внутри котлов типа «Вагнер» превращается в пар в узких водогрейных трубках, вокруг которых горит топливо. Прежние котлы ледокола были огнетрубными – топливо горело в дымогарных трубках, вокруг которых находилась вода.
Подача топлива и воды в котлы обеспечивается автоматически с помощью пультов управления. Поэтому после реконструкции 1960 года «Красину» стал не нужен большой штат кочегаров.
Пульт управления котлом №4: подача питательной воды, производство пара, давление в огневой камере, давление дымовых газов.
Исторически «Красин» имел три машины, в настоящее время – одну. В 1972–1974 гг. судно переоборудовали в энергоплавбазу геологических экспедиций: две машины заменили паровыми генераторами, а под грузовыми кранами смонтированы трансформаторные будки.
Судя по табличкам серебрянкой покрашен турбогенератор, а жёлтой краской выкрашено турбодинамо. Странная классификация, ведь эти термины означают одно и тоже устройство.
Паровые турбогенераторы обладают повышенной надёжностью своей работы, при этом развивая проектную мощность постоянно на протяжении многих часов работы.