Локомотивы в музее Северо-Кавказской железной дороги


Паровоз Ем-3956 (он же Еа-3510)

Паровоз Еа-3510 построен в 1945 году заводом АЛКО, США. Локомотив работал на Дальневосточной железной дороге, откуда в 2008 году передан в музей. В начале 2010-ых годов Еа-3510 переименовали в Ем-3956. Однако на буферном брусе сохранились накладные литеры 3510.

Паровоз Ем-3956 (он же Еа-3510), Музей Северо-Кавказской железной дороги

Русский "Декапод" — грузовой паровоз типа 1-5-0 (с 1 бегунковой парой колес и 5-ю движущими)

Паровоз Ем-3956 (он же Еа-3510), Музей Северо-Кавказской железной дороги

Характерный метельник, он же путеочиститель, отбойник, отвал — устройство безопасности на локомотиве, сбрасывающее с путей все опасные предметы. Метельник декаподов отличается от метельников паровозов, построенных в России

Паровоз Ем-3956 (он же Еа-3510), Музей Северо-Кавказской железной дороги

На буферном брусе сохранились накладные литеры подлинного номера локомотива Еа-3510

Паровоз Ем-3956 (он же Еа-3510), Музей Северо-Кавказской железной дороги

Англоязычные маркировки на сцепном устройстве — следы зарубежного происхождения локомотива

"Слово Декапод происходит от американского Decapod, что переводится как десятиног. Декаподами в России прозвали паровозы только американской сборки. Серия Еф получила также прозвище Ефим, а серия Ел – Елена. Первые, опытные, паровозы-декаподы были привезены в Россию еще в 1895 г. Это были первые паровозы в России с пятью движущими осями в одной жесткой раме. Их часто также относят к серии Е.
В начале 20 в. в России работали в основном маломощные поезда, сцепной вес которых не превышал 64 тонны. А военное время требовало повышенного грузооборота, для чего нужны были более мощные паровозы. Таких в 1914 г. было всего около 100 штук – это были паровозы серии Э (первые российские паровозы типа 1-5-0). Поэтому было решено заказать 400 паровозов в Америке. Так в России оказались локомотивы Еф (выпускали в Филадельфии), Ес (в Скенектади) и Ек (в Кингстоне). Но проект этих паровозов разрабатывали русские инженеры.

В 1916 г. была заказана еще одна партия паровозов этой конструкции, но уже с несколькими доработками. Там появился паровоз Ел – в честь русского инженере Липеца, внесшего большой вклад в строительство улучшенной модели. Всего в 1915-1918 гг. в США для нашей страны построили 881 паровоз. Их было бы больше, но после революции поставлять паровозы в Россию перестали.

В 1943 г. в СССР вновь сказалась нехватка нужных паровозов (война же шла), и было решено вновь сделать заказ в США – в рамках ленд-лиза. Чтобы сократить время на производство, было решено создавать новый паровоз на основе паровоза Ел. И с 1944 г. началось производство измененной модели, которым присвоили индекс Еа (американские). В 1945 г., после внесения некоторых изменений, вышла модель Ем (модернизированные). Всего в 1944-1945 г. в СССР поступило чуть более 2000 паровозов этой серии. Еще по несколько десятков таких паровозов (которые в СССР отказались принимать) было отправлено в Финляндию (обозначение Tr2) и Китай (обозначение ST-1). И несколько паровоз эксплуатировалось в США.

До начала 1930-х годов декаподы оставались самыми мощными паровозами в стране. Хотя их и переводили в 1920-30-х годах из европейской части страны (тут всё больше стали эксплуатировать серию Э) в Сибирь или на Дальний Восток. Декаподы, построенные в 1940-х годах, после войны также стали отправлять на дороги Сибири и Дальнего Востока. С середины 1960-х годов паровозы серии Е стали переводить на второстепенные участки или на маневровые работы, а в 1970-80-х годах и вовсе стали списывать.
" Источник: Русский "Декапод" - С миру по нитке — ЖЖ

Паровоз Ем-3956 (он же Еа-3510), Музей Северо-Кавказской железной дороги

"Из-за малого диаметра колёс при относительно мощном котле паровозы серий Еа и Ем представляли собой не вполне современные локомотивы даже для тех лет". Источник: В.А. Раков «Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955 гг»

Паровоз Ем-4239

Паровоз Ем-4239, Музей Северо-Кавказской железной дороги

Характерный метельник паровоза американского производства

Сохранились дымоотбойники Источник: Рождение легенды. Как в СССР появился паровоз серии ФД. - Путевой обходчик

Паровоз ФД20-1562

Паровоз Эу709-84

Паровоз Эм721-68

Паровоз Эр762-78

Паровоз Су250-64

Паровоз Л-0029

Паровоз Л-0270

Паровоз ЛВ-0333

Маневровый паровоз 9П-320

Тендер паровоза Лп-138

Сцеп тендеров пассажирских паровозов серии ИС

Сцеп тендеров пассажирских паровозов 20-286 и ИС20-320

Узкоколейный тепловоз ТУ2-173