Месторасположение: Астрахань, парк Железнодорожников
Дополнительно:
Паровоз Эр743-64 у музея-панорамы «Сталинградская битва»
Паровоз Эр743-62 у локомотивного депо Уфа
Паровоз Эр750-05 на на станции Астрахань-1
Паровоз Л5184 на Привокзальной площади Сызрани
Паровозы 11-022 и Dn2t JZ 99.4 в Белграде
Музей железных дорог России, Санкт-Петербург
Открытая площадка Центра исторического наследия Южно-Уральской железной дороги, Челябинск
Центр исторического наследия Южно-Уральской железной дороги, Челябинск
Железнодорожная техника в музее Северо-Кавказской железной дороги, Ростов-на-Дону
Локомотивы в музее Северо-Кавказской железной дороги, Ростов-на-Дону
Музей Московской железной дороги
В парке Железнодорожников, рядом со станцией Астрахань-1 установлен последний представитель военного выпуска грузовых паровозов серии Эр-750-хх. Перед нами настоящий участник войны: Эр-750-05. Впрочем, давайте по порядку. Началась эта история в 1909 году, когда по заказу частной Владикавказской железной дороги инженер Вацлав Лопушинский разработал проект паровоза с осевой формулой 0-50?0. То есть паровоза с пятью движущими осями в одной жёсткой раме, не имеющим бегунковых и поддерживающих осей. Машины этого типа выпускались с 1912 по 1957 год. Разумеется, базовый проект паровоза серии Э последовательно улучшался. Совершенствование удачного проекта не прекращалось ни в дореволюционное время, ни в советский период. В СССР выпускались три конструктивные разновидности: Эу (1926—1930 гг.); Эм (1931—1934 гг.); Эр (1934—1936 гг.). Нас интересует последняя серия, представитель которой стоит в парке за станцией Астрахань-1. Вот что пишет об этой разработке выдающийся советский инженер-железнодорожник Виталий Александрович Раков.
Наконец мы подходим к моменту, когда на свет появляется будущий паровоз-памятник. В 1941 году основная часть Коломенского машиностроительного завода эвакуируется в Киров. Оставшиеся в Коломне работники производят ремонт военной техники, выполняет крупные заказы металлургических комбинатов: производство коксовыталкивателей, оборудования для доменных печей, чугуновозов, шахтных подъёмных машин, конверторов. Для восстановительных работ на освобожденных территориях изготавливаются дизель-молоты и запасные части для электростанций.
Но вот, в 1943 году, из частей произведённых ещё до войны, для различных типов паровозов, Коломенский завод собирает семь машин. Пятая из них, с заводским номерм 8388, сохранилась до наших дней и видна каждому пассажиру, прибывающему на станцию Астрахань-1. Эр750-05 — представитель крайне малочисленного выпуска военного времени. За время Великой Отечественной войны КМЗ выпустил всего двадцать два локомотива сериии Эр.
До 1946 года локомотив эксплуатировался на Московско-Курской железной дороге, затем его передали на Орджоникидзевскую дорогу, где проводились опыты с паросушителем. Назначение этого устройства незатейливо: насыщенный пар, приготовляемый паровозным котлом, всегда содержит определённый процент влаги. Больше влаги - меньше КПД, падает перегрев пара, сокращается срок службы из-за попадания накипи в трущиеся пары. Грубо: 1% влаги в паре увеличивал расход топлива на 1%. Чем мощнее паровоз - тем больше влажность пара (около 8-9%), а значит нужнее паросушитель (он же водоотделитель). Этих важных устройств создали несколько десятков систем, но совершенства так и не достигли. В общем, нынешний памятник участвовал в опытах куда более серьёзных, чем чистка домашнего чайника от накипи.
С конца 1940-ых Эр-750-05 в депо Кызыл-Орда, а с середины 1950-ых на Приволжской железной дороге. Приписан к волгоградскому ТЧЭ-4 имени Максима Горького. В начале 1990-ых годов хранился на базе запаса (станция Чир). Относительно обстоятельств появления паровоза в Астрахани, приведу цитату из статьи в газете Гудок от 17.01.2008 года.
Обратите внимание, что в статье идёт речь о паровозе Эх. Действительно, в ходе реставрационных работ, в 2000 году машина получила неверный номер Эх-1413. Такое переименование, скорее всего связано с воспоминаниями Леонида Процека о работе в 1943 году на локомотиве с таким номером. В сети доступны фрагменты воспоминаний ветерана, подтверждающие моё предположение. Представьте, каково это было семнадцатилетнему подростку — во время движения поезда лезть из будки наверх, к дымовой трубе паровоза, а потом, с полным ведром песка забираться обратно.
Весной 2019 года начальник Приволжской железной дороги С.А. Альмеев принял решение о переносе паровоза-памятника с проходной локомотивного депо Астрахань-2 на станцию Астрахань-1. 25 мая 2019 года паровоз демонтировали с пьедестала и отправили на Астраханский ТРЗ для косметического ремонта.
В конце июля того же года обновлённый локомотив прибыл в завокзальный парк станции Астрахань-1. Установку на новом месте приурочили ко дню железнодорожника (27.07.2019). Позднее, по инициативе местных энтузиастов, паровозу вернули верный номер Эр750-05, а на будке появилась надпись "Ст. машинист Процек Л.И.". Таким образом увековечена память машиниста с 50-тилетним стажем, создателя музея трудовой и боевой славы локомотивного депо Астраханского отделения ПЖД.