Паровозы 11-022 и Dn2t JZ 99.4 в Белграде


Паровоз Dn2t JZ 99.4
"Сербский железнодорожный музей основан в 1950 году, ныне подведомственен компании «Jeleznice Srbije a.d.», которой достался по наследству от югославского Министерства железных дорог, посещение его — «слободно».
...
У входа в музей установлен узкоколейный (600 мм) немецкий локомотив типа Dn2t Brigadelok / JZ 99.4. Построен он был в 1917 году на предприятии BMAG - Schwartzkopff, до 1965 года работал на линии Скопье–Охрид (территория нынешней Македонии)."
Источник: Железнички музеj | Beograd - Dino Lippi — ЖЖ

"Сербский железнодорожный музей основан в 1950 году, ныне подведомственен компании «Jeleznice Srbije a.d.», которой достался по наследству от югославского Министерства железных дорог, посещение его — «слободно».
...
У входа в музей установлен узкоколейный (600 мм) немецкий локомотив типа Dn2t Brigadelok / JZ 99.4. Построен он был в 1917 году на предприятии BMAG - Schwartzkopff, до 1965 года работал на линии Скопье–Охрид (территория нынешней Македонии)."
Источник: Железнички музеj | Beograd - Dino Lippi — ЖЖ

Паровоз 11-022
"С целью более быстрого пополнения локомотивного парка пассажирскими паровозами после окончания Великой Отечественной войны заводу Маваг в Будапеште были заказаны паровозы типа 2-4-0. Паровозы з того типа, обозначенные на венгерских железных дорогах серией 424, завод строил с 1924 г. и возобновил их выпуск после войны. Особенностью этих локомотивов являлась незначительная нагрузка от движущих колесных пар на рельсы (в среднем 14,9 тс), что давало возможность эксплуатировать их на линиях со слабым верхним строением пути. Боковые рамы паровозов выполнялись из стальных листов толщиной 28 мм, система рессорного подвешивания была статически неопределимой, минимальный радиус проходимых паровозом кривых равнялся 115 м. Для железных дорог Советского Союза паровозы типа 2-4-0, получившие обозначение серии ТМ, завод строил в 1945, 1946 и 1948 гг.
...
Паровозы серии ТМ эксплуатировались в основном на Львовской, Ковельской, Кишиневской и Винницкой железных дорогах. В 1961 — 1963 гг. часть из них была передана промышленности, а остальные исключены из инвентаря или возвращены на дороги Венгрии."
Источник: Раков В.А., «Локомотивы отечественных железных дорог (1845-1955 гг.)»

Паровоз с регистрационным номером 11-022 (заводской номер 5581) построен заводом MAVAG (Будапешт) в 1947 году. Локомотив списан в декабре 1978 года.

"Специальный поезд и Служба специальных поездов были организованы сразу после Второй мировой войны, в конце 1945 года, для нужд поездок Маршала Тито по стране и за границу. Предшественником этого поезда был «Дворский воз», имевший около тридцати различных салонов и вагонов. В 1936 году для этого поезда было изготовлено несколько современных седельных вагонов. Во время войны некоторые фургоны придворного состава были уничтожены, а некоторые потеряли всякий след. Из найденных вагонов придворного состава и более качественных легковых вагонов после ремонта был сформирован «спецпоезд» для нужд маршала Югославии Иосипа Броз Тито.
1 мая 1947 года рабочие Железнодорожного цеха «Герой сербов» в Смедерево оборудовали и передали маршалу состав из шести отреставрированных вагонов. Синий поезд - популярное название cпецпоезда, ставшее знакомым людям и средствам массовой информации. Он получил свое имя от цвета, которым были окрашены локомотивы и вагоны, и считается, что идея названия пришла от самого Тито."
Источник: "Дворски воз" претеча Плавог воза - Железнице Србије ад

"Решение о строительстве нового «Синего поезда» было принято в 1956 году. Его спроектировали инженеры из белградской «Машиноградни». Он состоял из девяти вагонов «главного поезда» с маркировкой 2-11–2-19, спущенных на воду в конце февраля 1959 года. Четыре вагона были построены на заводе «Драгослав Джорджевич-Госа» в Смедеревской Паланке, а остальные пять - на заводе «Борис Кидрич» в Мариборе. Более поздние дополнения к «главному поезду» соединили еще три вагона (в 1963 году ресторан с маркировкой 2-20; в 1966 году спальный вагон с маркировкой 2-21 и в 1976 году энергетический вагон с маркировкой 2-10), также построенных в Марибор.
В «синем» поезде, помимо «главного поезда», был еще «первый или офицерский поезд», построенный в период с 1961 по 1975 годы. Состав включал вагоны: служебно-складской или энергетический, спальный, вагон для перевозки пассажиров и автомобильного транспорта, а также ресторана."
Источник: Градња Плавог воза - Железнице Србије ад

"Синий поезд - один из самых известных и популярных поездов во всем мире был построен еще в 1959 году для путешествий бывшего президента бывшей СФРЮ (Социалистической Федеративной Республики Югославия) Иосипа Броз Тито. Поезд разработан с учетом всех условий для приятного пребывания Тито, а также протокольных обязательств во время поездок по стране и за границу. Маршал Тито проехал на «Синем поезде» более 600 000 километров, путешествуя по железной дороге через Югославию, а также за границу: во Францию, Польшу, Австрию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Грецию и СССР. На этом поезде путешествовало более 60 иностранных государственных деятелей и государственных делегаций, в том числе наиболее влиятельные лидеры 20 века: Хрущев, Брежнев, У Ну, Насер, Ганди, Ахмед Бен Бела, Секу Туре, Джалал Баяр, Константин Караманлис, греческий король Павел и королева. Фредерик, королева Великобритании Елизавета, принц Филипп и принцесса Анна, а также многие другие. На синем поезде в последний раз Иосипа Броз Тито перевезли из Любляны в Белград, где в 1980 году он был похоронен в «Доме цветов»."
Источник: Плави воз - Железнице Србије ад