Открытая площадка экспозиции военной техники Центрального музея Вооруженных Сил


Авиатехника на открытой площадке музея

, Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Ми-24А

Ми-24А, Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

На левой консоли: ПТУР 9М17М «Фаланга-М» и блоки НАР

Кабина палубного вертолета Ка-25Ц - вертолёта целеуказания, призванный действовать в интересах береговых или корабельных командных пунктов, сообщая им координаты целей, не доступных для непосредственного радиолокационного обнаружения. Эта модификация разрабатывалась с Ка-25ПЛ. Ка-25Ц отличается от Ка-25ПЛ установкой РЛС кругового обзора, смонтированной в носовом обтекателе, и автоматической системы передачи данных. Данные системы являются составной частью вертолётно-корабельного комплекса разведки и целеуказания «Успех». Вертолёт способен патрулировать акваторию на удалении до 200 км от корабля базирования, производить радиолокационный дозор и целеуказание в радиусе 250 км и обеспечивать ретрансляцию в радиусе 250 км.
На вертолёте упразднены бомболюки (на их месте оборудованы дополнительные топливные баки) и системы, необходимые для обнаружения подводных лодок. Стойки шасси сделаны убирающимися в полёте для исключения затенения РЛС. Также на борту смонтирована лебёдка, позволяющая использовать вертолёт в качестве поисково-спасательного. Проведённые модификации позволили снизить массу машины и увеличить запас топлива, что вылилось в большую дальность полёта и увеличенное время патрулирования.

Немецкая фугасная бомба FlamC 500

Немецкая фугасная бомба FlamC 500

Палубный вертолет Ка-25Ц

Палубный вертолет Ка-25Ц

Ми-24А

Ми-24А

"Постройка опытного экземпляра "ДЦ-02" завершилась в 1963 г. Поднял его в воздух Ларюшин. На вертолете установили дополнительные электрогенераторы, системы коммутации и прочие элементы обеспечения работы мощной РЛС, а также несколько иной автопилот - АП-114Ц (на "ДБ" стоял АП-114). До конца 1963 г. были проведены заводские испытания, и вертолет перелетел на аэродром Белая Церковь, где в 1964 г. проходили "сухопутные" испытания. Полеты над водной поверхностью проводили над Киевским водохранилищем.
После доводки аппаратуры "Успех" до требуемого ТЗ уровня вертолет перелетел в Североморск. Там Ларюшин совершил первые посадки вертолета на корабли, для чего были специально выделены эсминец и крейсер "Грозный". Посадки выполнялись как днем, так и ночью, при свете прожекторов и посадочных фар. Совместные испытания вертолетной и корабельной аппаратуры успешно завершились в октябре 1965 г. Пребывание у студеного моря "ДЦ" закончил эффектным трюком на показе новинок авиатехники командованию ВМФ. Камов вышел на полосу и стал "дирижировать", а управляемый Ларюшиным вертолет исполнил нечто подобное вальсу на высоте около метра над землей. Как вспоминал присутствовавший при сем генерал-полковник авиации Г.А.Кузнецов, "подобного в жизни мне видеть не приходилось…".
В конце октября опытный "ДЦ-02" убыл для некоторых доработок в "альма матер" - Ухтомский вертолетный завод, "вотчину" ОКБ Камова. Затем проходил госиспытания в ГНИКИ ВВС в Чкаловске. Серийно производился на авиазаводе №99. При постановке на вооружение получил обозначение Ка-25Ц, а в НАТО ему присвоили код Hormone-B. Носителями вертолета, кроме крейсеров проекта 58, были авианесущие крейсеры и БПК проектов 1134, 1155 (на последнем - один "ДЦ" и один "ДБ" в ангарах). Процесс боевого применения вертолетного варианта комплекса "Успех" выглядел примерно так: вертолет взлетает с кормовой площадки и уходит на расстояние до 200 км на разведку. Бортовая РЛС обеспечивает дальность обнаружения типовой цели до 250 км, а АСПД передает на корабль-носитель радиолокационное изображение района в реальном масштабе времени. После обнаружения целей (морских или наземных) корабль производит пуск КР. Сам вертолет аппаратуры наведения не имеет, но с его помощью оператор на корабле постоянно "видит" ракету и объект удара и осуществляет коррекцию курса. Благодаря этому весь полет КР вплоть до захвата цели ее головкой самонаведения можно выполнять на малой высоте, вне зоны обнаружения ПВО противника.
Моряки весьма ценили Ка-25Ц, считая вертолет своими "глазами". Выпущено их было немного, не более 50 шт. Являясь стандартным элементом комплекса вооружения ряда кораблей, машины активно эксплуатировались. В отличие от Ка-25ПЛ, они полностью соответствовали своему назначению и обеспечивали пуски ракет даже более поздних комплексов (ЗМ44 "Прогресс", 4К80 и др.) с дальностью полета до 500 км
".
Источник: Валерий Д.Роман, «Ка-25 - "длинная рука" адмирала Горшкова», «Авиация и время» №06/1996

Авиатехника на открытой площадке музея, на переднем плане - Миг-15

На переднем плане - Миг-15

Истребитель-бомбардировщик Су-7Б на котором летал ГСС летчик-космонавт В.Джанибеков.

Истребитель-бомбардировщик Су-7Б на котором летал ГСС летчик-космонавт В.Джанибеко

Истребитель-бомбардировщик Су-7Б на котором летал ГСС летчик-космонавт В.Джанибеков.

Истребитель-бомбардировщик Су-7Б на котором летал ГСС летчик-космонавт В.Джанибеко

Кабина палубного вертолета Ка-25Ц

Кабина палубного вертолета Ка-25Ц

Су-27 , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Су-27

Су-27 , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Су-27

Су-27 , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Су-27

Су-27 , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Су-27

Истребитель-бомбардировщик Миг-23С , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Истребитель-бомбардировщик Миг-23С

Истребитель-бомбардировщик Миг-23С , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Истребитель-бомбардировщик Миг-23С

Миг-21Ф-13 , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Миг-21Ф-13

Миг-21СМ , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Миг-21СМ

Бронетанковая техника

Экспозиция бронетанковой техники на открытой площадке музея

Экспозиция бронетанковой техники

Средний танк Т-34-85, установленный перед входом в музей.

Средний танк Т-34-85, установленный перед входом в музе

Тяжелый танк Т-10М

Тяжелый танк Т-10М

Тяжелый танк ИС-2, тыльная часть.

Тяжелый танк ИС-2, тыльная часть

Тяжелый танк ИС-2

Тяжелый танк ИС-2

Тяжелый танк КВ-1

Тяжелый танк КВ-1

Приборы наблюдения механика-водителя тяжелого танка КВ-1

Приборы наблюдения механика-водителя тяжелого танка КВ-1

Приборы наблюдения механика-водителя тяжелого танка КВ-2

Приборы наблюдения механика-водителя тяжелого танка КВ-2

Башня позднего типа с установленной в ней 152-мм гаубицей тяжелого танка КВ-2

Поздняя «пониженная» башня меньшей массы - вертикальные скуловые 75-мм бронеплиты. с установленной в ней 152-мм гаубицей тяжелого танка КВ-2

Тяжелый танк КВ-2, тыльная часть.

Посадка и выход экипажа КВ-2 - через кормовую дверцу башни и два круглых люка (в башне на месте командира и в корпусе - на месте стрелка-радиста)

Тяжелый танк КВ-2, 1940г.

152-мм гаубица в башне тяжелого танка КВ-2, 1940г

Средний танк Т-28, обр.1933г.

Средний танк Т-28, обр.1933г

76-мм пушка среднего танка Т-28

76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 годов

Ходовая часть среднего танка Т-28

Ходовая часть Т-28

Средний танк Т-28, обр.1933г.

Средний танк Т-28, обр.1933г

Колесно-гусеничный танк БТ-7 обр.1935г.

Колесно-гусеничный танк БТ-7 обр.1935г.

Колесно-гусеничный танк БТ-7 обр.1935г.

Колесно-гусеничный танк БТ-7 обр.1935г.

Плавающий танк Т-38, обр.1936г.

Плавающий танк Т-38, обр.1936г

Плавающий танк Т-38, обр.1936г.

Т-38 в опытном порядке вооружен 20-мм пушкой ТНШ (ШВАК)

Фотографии танка Т-34-76 образца 1941 года из экспозиции Центрального музея Вооруженных Сил в Москве. Этот танк построен заводом №183 летом 1942 года. Брат-близнец этого танка был отправлен для изучения союзникам в США и в настоящее время находится в Абердине. Эти машины являются одними из последних тагильских машин, оборудованных башней-«пирожком». Форма литья башни соответствует мариупольским эталонам.
Источник: http://legion-afv.narod.ru/T-34-76_MoscowCMMF.html

Легкий танк Т-26, обр.1933г.

Легкий танк Т-26, обр.1933г

Башня легкого танка Т-26 с установленным в ней 45-мм орудием

Башня легкого танка Т-26 с установленным в ней 45-мм орудием

Средний танк Т-34, обр.1941г

Средний танк Т-34, обр.1941г

Ходовая часть среднего танка Т-34 с обрезиненными катками

Ходовая часть среднего танка Т-34 с обрезиненными катками

Бронепаровоз ОВ №5067, 1896г входил в состав бронепоезда 'Красновосточник' (постройка 1917г, 1943 - глубокая модернизация в депо Москва-Курская.

Бронепаровоз ОВ №5067, 1896г входил в состав бронепоезда 'Красновосточник' (постройка 1917г, 1943 - глубокая модернизация в депо Москва-Курская

Бронепаровоз ОВ №5067, 1896г входил в состав бронепоезда 'Красновосточник' (постройка 1917г, 1943 - глубокая модернизация в депо Москва-Курская.)

Паровоз бронепоезда «Красновосточник»

Бронеавтомобиль БА-64, обр.1942г.

Бронеавтомобиль БА-64, обр.1942

Бронеавтомобиль БА-6, обр.1935г.

Бронеавтомобиль БА-6, обр.1935г

Артиллерийские системы

Cоветская ракета СС-20 и американская ракета «Першинг-2» на открытой площадке музея.

Cоветская ракета СС-20 и американская ракета «Першинг-2» на открытой площадке музея

Артиллерийские системы выставленные на открытой площадке музея

Артиллерийские системы

Трофейная немецкая 37-мм спаренная корабельная автоматическая пушка Flak-42

Трофейная немецкая 37-мм спаренная корабельная автоматическая пушка Flak-42

Немецкая 105-мм зенитная пушка Flak-39 в экспозиции трофейных арт.систем

Немецкая 105-мм зенитная пушка Flak-39 в экспозиции трофейных арт.систем

Пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53-50 бис устанавливаемый на эсминцах послевоенной постройки.

Пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53-50бис устанавливаемый на эсминцах послевоенной постройки

406-мм самоходная пушка СМ-54 2А3 Конденсатор-2П

406-мм самоходная пушка СМ-54 2А3 Конденсатор-2П

"Согласно договору Д/7782 от 6 апреля 1938 г., заключенному Наркомвнешторгом с фирмой Skoda, последняя обязалась изготовить для СССР по одному опытному образцу 210-мм пушки и 305-мм гаубицы с комплектом боеприпасов и принадлежностью. Срок сдачи опытных образцов был установлен 1 декабря 1939 г. Кроме опытных образцов должны были быть переданы комплекты рабочих чертежей и другая документация для изготовление этих артсистем. Общая стоимость заказа составила $2,37 млн. (около 68 млн. крон).
На поставки опытных образцов орудий и технической документации не повлиял захват Чехословакии немцами. Фирма Skoda исправно выполняла все пункты договора с СССР. Фирма Skoda предъявила на заводские испытания качающиеся части 210-мм пушки и 305-мм гаубицы вместо июня (как было запланировано) в октябре 1939 г. Испытания проводились в Словакии в присутствии советской приемной комиссии. Заводские испытания 210-мм пушки были закончены 20 ноября 1939 г., а 305-мм гаубицы – 22 декабря 1939 г.
Приемные испытания (сдачу СССР) обеих систем проходили с 22 апреля по 10 мая 1940 г. на полигоне в Гылбоке на территории, оккупированной немцами.
В отчете фирмы Skoda сказано, что 210-мм пушка устойчива при стрельбе малым зарядом при углах от 0 до +50 градусов, а полным зарядом – от +16 до +50 градусов. Стоит отметить, что неустойчивость пушки при малых углах возвышения была связана не с конструкцией самого орудия, а со слабостью грунта, на котором стояло основание. Таким образом, Бр-17 можно было использовать и в береговой обороне для стрельбы прямой наводкой, но для этого потребовалось бы забетонировать основание орудия.
По окончании испытаний в соответствии с условиями договора пушка и гаубица в комплектном виде вместе с боеприпасами были приняты комиссией и отправлены в СССР для дальнейших испытаний.
"
Источник: Широкорад А., «Чешские суперпушки»

"Опытный образец 210-мм пушки Бр-17, изготовленный заводом №221, был предъявлен заказчику 26 августа 1940 г. После заводских испытаний этот образец 9 сентября прибыл на Артиллерийский научно-исследовательский опытный полигон (АНИОП) для проведения полигонных испытаний. Стрельбы проводились с 21 сентября по 11 декабря 1940 г. Всего было сделано 110 выстрелов. Первоначально на ферме заряжания стоял механический досылатель. Но он оказался неудобен и был заменен ручным «досыльником» из разборных штанг банника, а головка «досыльника» была изготовлена в мастерских АНИОПа. «Досыльником» обычно действовало 6-7 человек.
Первая 305-мм гаубица Бр-18, изготовленная на заводе №221, прибыла на АНИОП 21 сентября 1940 г. Стрельба велась со 2 октября по 27 ноября 1940 г. Всего было сделано 108 выстрелов. В ходе стрельб испытано три лейнера, из которых два было с нормальной нарезкой (один завода №221, другой – Skoda) и один с углубленной нарезкой.
Руководство спешило и объявило, что испытания опытного образцы Бр-17 были не полигонными, а полигонно-войсковыми, и по результатам их пушка Бр-17 и бетонобойный выстрел к ней были рекомендованы к принятию на вооружение. Фугасный же снаряд испытаний не выдержал.
Как известно, на базе чешских орудий на заводе «Баррикады» в Сталинграде в 1940-1941 гг. было изготовлено девять 210-мм пушек Бр-17 и три 305-мм гаубицы Бр-18.
Всего в РККА имелось девять 210-мм пушек Бр-17. В боеготовность их привели лишь в 1944 г. Тогда впервые были изданы для них Таблицы стрельбы и произведено 4,2 тысячи снарядов.
В декабре 1944 г. на базе четырех отдельных дивизионов 152-мм пушек Бр-2 и четырех отдельных батарей 210-мм пушек Бр-17 были сформированы три отдельных полка особой мощности (18-й гвардейский, 1-й и 2-й). В их составе имелись три двухорудийные батареи Бр-2 и одна двухорудийная батарея 210-мм пушек. К концу 1944 г. эти три полка убыли на фронт, а формирование четвертого (№20) началось лишь в 1945 г., и на фронт он не попал.
В 1945 г. 1-й пушечный полк особой мощности входил в 8-ю гвардейскую армию 1-го Белорусского фронта. В ходе сражения за Зееловские высоты и в битве за Берлин было израсходовано 930 210-мм снарядов, изготовленных в 1944 г.
305-мм гаубиц обр. 1939 г. (Бр-18) было изготовлено всего три штуки. Они пошли на формирование 233-го отдельного артдивизиона особой мощности, находившегося в конце войны в Московском военном округе. Судя по всему, гаубицы были небоеспособными.
Ну а фирма Skoda в течение войны исправно поставляла сверхмощные пушки калибром 210-мм Вермахту: 21 cm K.52, 21 cm K.39/40. Любопытно, что на второй модернизации 21 cm K.39/41 был удлинен ствол и поставлен дульный тормоз.
"
Источник: Широкорад А., «Чешские суперпушки»

210-мм пушка особой мощности БР-17 обр.1939г.

210-мм пушка особой мощности БР-17 обр.1939г

130-мм зенитная пушка КС-30 и РСЗО БМ-21 'Град'.

130-мм зенитная пушка КС-30 и РСЗО БМ-21 "Град"

Зенитная ракета на пусковой установке ЗРК С-75.

Зенитная ракета на пусковой установке ЗРК С-75

Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300П

Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300П

ЗРК ПВО

Пусковая установка ЗРК С-200, Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Пусковая установка 5П72 зенитно-ракетного комплекса С-200

Пусковая установка ЗРК С-200, Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Пусковая установка 5П72 зенитно-ракетного комплекса С-200

Четырехбалочная пусковая установка 5П73 ЗРК С-125М «Нева-М» с ракетами В-601ПД, Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Четырехбалочная пусковая установка 5П73 ЗРК С-125М «Нева-М» с ракетами В-601ПД

Четырехбалочная пусковая установка 5П73 ЗРК С-125М «Нева-М» с ракетами В-601ПД, Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Четырехбалочная пусковая установка 5П73 ЗРК С-125М «Нева-М» с ракетами В-601ПД

Ракетная техника: РСД, ОТР, РСЗО

Слева от входа в здание музея установлен габаритно-весовой макет межконтинентальной баллистической ракеты первого поколения Р-9А. Всего выпущено 70 серийных МБР Р-9 и Р-9А. Все они произведены на Куйбышевском авиационном заводе №1 (в декабре 1961 года переименован в завод «Прогресс»). Вот что пишет Борис Евсеевич Черток об имевшей место конкуренции кислородно-керосиновых ракет Королёва и изделий Янгеля на компонентах диметилгидразин/азотная кислота: "По числу ШПУ, дежуривших в ожидании возможной ядерной войны, Р-9А сильно-отстала от шахтного варианта Р-16У, которая была принята на вооружение в июле 1963 года, на два года раньше Р-9. Ракета Р-16 имела полностью автономную систему управления. КВО головных частей составляло 2700 метров. Ракета могла оснащаться легкой головной частью мощностью 3 мегатонны и тяжелой — мощностью 6 мегатонн. Когда разгорелись споры о преимуществах и недостатках ракет на высококипящих компонентах по сравнению с кислородными, мы отбивались тем, что у Р-16 время готовности практически ненамного меньше, чем у девятки. Р-16 не могла долго находиться в заправленном состоянии — агрессивные компоненты способны были привести в негодность арматуру. Поэтому ракеты дежурили с пустыми баками. Хотя Р-16 стала базовой ракетой для формирования мощных соединений РВСН, но она к 1965 году, так же как и Р-9А, по многим показателям уступала американским межконтинентальным ракетам. Р-9А и Р-16 следует отнести к первому поколению наших межконтинентальных ракет, находившихся длительное время на боевом дежурстве."

Итак, двухступенчатая Р-9А стала последней кислородно-керосиновой ракетой. Из этой концепции было выжато всё возможное. Следующие поколения МБР были либо твёрдотопливными, либо использовали высококипящее топливо. Что же касается музейного экспоната, то с 1965 года на этом месте находился габаритно-весовой макет одноступенчатой баллистической ракеты средней дальности Р-5М - первой советской ракеты, получившией ядерную головную часть. Р-9А установили возле музея уже в 1980-ых годах.

Пусковая установка оперативно-тактического ракетного комплекса 2К16 «Луна» с ракетой 3Р9

Пусковая установка оперативно-тактического ракетного комплекса 2К16 «Луна» с ракетой 3Р9

Ракета Р-17 (8К14) комплекса 9К72

Ракета Р-17 (8К14) комплекса 9К72

Отечественная ракетная система СС-20 и американская Першинг-2

Отечественная ракетная система СС-20 и американская Першинг-2

Межконтинентальная балистическая ракета Р-9А

МБР Р-9А. Отлично видна ажурная переходная ферма между первой и второй ступенями

Первая советская ракета подводного старта Р-21 (комплекс Д-4, подводные лодки пр.629А и 658М)

Первая советская ракета подводного старта Р-21 (комплекс Д-4, подводные лодки пр.629А и 658М)

"Красота и строгость форм «девятки» дались не даром. Борьба с лишними килограммами сухой массы велась непримиримо. Мы боролись за километры дальности жесткой весовой политикой и совершенствованием параметров всех систем. Глушко, несмотря на страх перед самовозбуждением колебаний «высокой частоты», увеличил давление в камерах по сравнению с «семеркой» и спроектировал двигатель РД-111 для «девятки» очень компактным, по размерам почти таким же, как РД-107 «семерки». Он развивал тягу у земли 140 тс (двигатель РД-107 — 82 тс), давление в камере достигало 80 атмосфер (у РД-107 — 60 атмосфер). Повышение давление и было одной из возможных причин возникновения «высокой частоты». РД-111 имел четыре камеры сгорания при одном, как и у РД-107, общем турбонасосном агрегате (ТНА). Принципиально новым было то, что камеры устанавливались на двигательной раме в подшипниках, оси которых располагались в плоскостях курса и тангажа. Путем поворота камер гидравлическими рулевыми машинами центрального привода на участке траектории первой ступени достигалось полное управление полетом.
ТНА очень компактно располагался над камерами и был связан с ними гибкими сильфонными шлангами. В отличие от двигателей «семерки» для привода ТНА не требовалась перекись водорода. Газ для привода турбины вырабатывался в газогенераторе за счет сжигания небольшой части топлива. Первичная раскрутка ТНА производилась пороховьм стартером. Для регулирования двигателя по тяге и соотношению компонентов мы разработали специальные электроприводы.
Чтобы использовать все топливо, не оставляя сотни килограммов в виде «гарантийных запасов», мы разработали ДРОБ — дискретную (по современной терминологии — цифровую) систему регулирования опорожнения баков. Константин Маркс, Павел Кулиш и Владимир Вороскалевский имели все основания гордиться емкостными датчиками в баках и транзисторной логикой. Система оказалась надежнее и проще, чем аналогичная у «семерки». Революционное предложение по центральному приводу для качания камер двигателя кроме всех прочих преимуществ дало возможность снизить емкость и существенно уменьшить массу бортовых батарей.
Еще одним революционным предложением был ЖБК — желоб бортовых коммуникаций. В этом желобе, протянувшемся по образующей от второй ступени до стартового стола, были проложены гидравлические и электрические коммуникации, необходимые для связи ракеты с «землей» до самых последних секунд. Обычно для связи с «землей» многочисленные трубки и кабели тянутся к наземному оборудованию по конструкции ракеты и летят затем вместе с ракетой ненужным в полете грузом. «Все, что не требуется в полете, не должно улетать» — под таким лозунгом мы «переселили» с «борта» в ЖБК сотни килограммов всяческих коммуникаций. Сам ЖБК внушительных размеров отстреливался от ракеты и с грохотом стукался о бетон стартовой площадки за секунды до взлета.
Ажурная ферма соединяла вторую ступень с первой. После разделения ступеней сбрасывалась конструкция хвостовой части второй ступени. В полете вторая ступень таким образом сразу облегчалась на 800 кг. Двигателю Косберга тягой 30 тонн второй ступени «девятки» предстояло надолго войти в историю космонавтики. После доработки вторая ступень с этим двигателем заняла место третьей ступени ракеты «Союз», получив наименование блок «И». Косберг создал надежный кислородно-керосиновый двигатель. Отработанный в турбонасосном агрегате двигателя генераторный газ использовался в качестве рабочего тела в рулевых управляющих соплах. После двух недель наземных тренировок и устранения замечаний первый пуск первой ракеты Р-9 был назначен на 9 апреля 1961 года. Это совпадало с самыми напряженными днями подготовки к пуску Гагарина.
"
Источник: Борис Евсеевич Черток. «Ракеты и люди»

ОТР

Пусковая установка 2П16 комплекса 2К16 «Луна»

ОТР

Пусковая установка 2П16 комплекса 2К16 «Луна»

Пусковая установка 9П71 и  ракета 9М714 комплекса ОТР-23 «Ока» (9K714)

Пусковая установка 9П71 и ракета 9М714 комплекса ОТР-23 «Ока» (9K714)

На фотографии - самоходная пусковая установка 2П16 оперативно-тактического ракетного комплекса 2К16 «Луна». Точно такая же пусковая, но без ракеты находится в Техническом музее АвтоВАЗ, г.Тольятти. Ещё один экземпляр - в Санкт-Петербургском Музее Инженерных войск и Артиллерии. Комплекс поступил на вооружение Советской армии в 1960 году. В его состав входили:
- Пусковая установка 2П16 (на базе плавающего танка ПТ-76),
- Твёрдотопливные неуправляемые ракеты 3Р9 (осколочно-фугасная боевая часть 3Н15) и 3Р10 (ядерная БЧ),
- Машина транспортировки двух запасных ракет,
- Самоходный кран для перегрузки ракет.
Дальность стрельбы — 45 км (ракетой 3Р9), 32 км (ракетой 3Р10). Наведение осуществлялось перемещением корпуса пусковой установки, а круговое вероятное отклонение - до 1 км. Таким образом, чтобы доставить ядерный заряд, требовалось установить пусковую установку в 30 километрах от цели и учитывать возможность существенного отклонения места падения ракеты. Не удивительно, что в Советской Армии комплекс был быстро заменен на улучшенный вариант: 9К52 «Луна-М» с ракетой 3Р-11 (9М21). Модернизированный комплекс имел КВО 500-700 метров и дальность стрельбы до 65 км. Он широко экспортировался СССР и применялся в ряде вооруженных конфликтов: арабо-израильская война (1973 года), в Афганистане, ирано-иракской войне (1980-1988 годов), войне в Заливе (1991 год).
«Луна-М» в свою очередь была замещена в середине 1970-х годов комплексом 9K79 «Точка». В настоящее время боевые средства комплекса 2К16 «Луна» эксплуатируют только КНДР и Куба (по нескольку десятков пусковых установок).

На снимке рядом - подвижная пусковая установка 9П71 оперативно-тактического ракетного комплекса 9К714 «Ока». Комплекс принят на вооружение в 1983 г., произведено 102 ПУ, ликвидирован по договору о ликвидации РСМД от 1987 года. Предназначался для замены ракетных комплексов 9К72 «Эльбрус» с ракетой Р-17.
Оперативно-тактическая ракета 9М714 могла оснащаться тремя типами головных частей: ядерная 9Н74Б (ракета 9М714Б), мощностью 10-50 кТ, кассетная 9Н74К массой 715 кг, 9Н63 (ракета 9М714Б1) - термоядерная с зарядом АА-75 мощностью 200 кТ. Смена боевой части производится за 15 минут. Система управления – автономная инерциальная (КВО – 350 м). Дальность стрельбы: максимальная: ОТР 9М714Б с головной частью 9Н74Б – до 400 км, максимальная ОТР 9М714К с головной частью 9Н74К– до 300 км, минимальная – 50 км. Максимальная высота траектории – 120 км. Время развертывания с марша – 5 минут. Подъем ракеты – за 20 секунд до пуска.

Самоходная пусковая установка 2П19 комплекса 9К72 «Эльбрус» , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Самоходная пусковая установка 2П19 комплекса 9К72 «Эльбрус»

Самоходная пусковая установка 2П19 комплекса 9К72 «Эльбрус» , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Самоходная пусковая установка 2П19 комплекса 9К72 «Эльбрус»

Самоходная пусковая установка 2П19 комплекса 9К72 «Эльбрус» на базе самоходной артиллерийской установки ИСУ-152К. О комплексе 9К72 «Эльбрус» в общих чертах, рассказывал на странице Оперативно-тактические ракеты в Техническом музее АвтоВАЗ, г.Тольятти.

Пусковая установка 15У106 комплекса 15П645 «Пионер» с БРСД 15Ж45, Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Пусковая установка 15У106 комплекса 15П645 «Пионер» с БРСД 15Ж45

Пусковая установка 15У106 комплекса 15П645 «Пионер» с БРСД 15Ж45, Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Пусковая установка 15У106 комплекса 15П645 «Пионер» с БРСД 15Ж45

Cамоходная пусковая установка 15У106 подвижного грунтового ракетного комплекса 15П645 «Пионер» с баллистической ракетой средней дальности 15Ж45 в транспортно-пусковом контейнере 15Я107. Cамоходная пусковая установка 15У106 выполнена на базе шестиосного длиннобазного шасси МАЗ-547В.

Противокорабельная крылатая ракета П-5 , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Противокорабельная крылатая ракета П-5

Противокорабельная крылатая ракета П-5 , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Первая ракета с автоматически раскрывающимся в полёте крылом, стартующая из герметичного контейнера

Противокорабельная крылатая ракета П-5 , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Старт ракеты П-5 производился из надводного положения подводной лодки

Противокорабельная крылатая ракета П-5 , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Противокорабельная крылатая ракета П-5

РСЗО БМ-13Н на ЗИС-151Н, Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

РСЗО БМ-13Н на ЗИС-151Н

РСЗО БМ-13Н на ЗИС-151, Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

РСЗО БМ-13Н на ЗИС-151Н

РЛС 19Ж6 (СТ-68У), Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

РЛС 19Ж6 (СТ-68У)

В 1975 году руководство КБ "Искра" вышло с предложением о разработке, в интересах ПВО страны, трехкоординатной радиолокационной станции, обеспечивающей обнаружение низколетящих целей в условиях интенсивного воздействия комбинированных помех (шифр СТ-68У). Пикантность ситуации заключалась в том, что еще в 1965 году согласно постановлению Правительства такая же разработка была поручена головному институту Министерства по радиолокации - ВНИИРТу - шифр СТ-68. Однако по ходу дела все более очевидным становился тот факт, что предлагаемые институтом технические решения не обеспечивают главных требований к РЛС обнаружения низколетящих целей - малой стоимости и мобильности.
Естественно, что министерство заинтересовалось другой, упрощенной станцией - СТ-68У, предлагаемой запорожцами. Поэтому в феврале 1975 года, по инициативе замминистра Г. П. Казанского, принимается решение о рассмотрении проектов станции на конкурсной основе. Двум организациям - ВНИИРТ и КБ "Искра" было предложено представить "Инженерные записки" со всеми выкладками, построенными исходя из единого тактико-технического задания организации-заказчика. Срок - июнь 1975 года. Для проведения конкурса была создана межведомственная комиссия во главе с директором ЦНИИРЭС Р. М. Сусловым. После многократного заслушивания сторон комиссия склонилась в поддержку предложения КБ "Искра".
РЛС 19Ж6 и ее модификации состояли и состоят на вооружении ПВО (ВВС) СССР, России, Украины, Беларуси, Грузии, Индии, Словакии, Китая, возможно Кипра (Греции) и Вьетнама.
Сайт Саида Аминова - РЛС 19Ж6 СТ-68У