Открытая площадка экспозиции военной техники Центрального музея Вооруженных Сил


Навигация по странице:
Ударный вертолёт Ми-24А
Истребитель Су-27
Палубный вертолёт Ка-25Ц
Тяжёлый танк ИС-2М
Тяжёлый танк КВ-1
Тяжёлый танк КВ-2
Средний танк Т-28
Колёсно-гусеничный танк БТ-7
Плавающий танк Т-38
Лёгкий танк управления ТУ-26
Средний танк Т-34
Средний танк Т-54
Лёгкий плавающий танк ПТ-76
Бронеавтомобиль БА-64Б
Бронеавтомобиль БА-6
Пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53-30
Бронекатер «БКА-304» проекта 1124
Опытная 406-мм САУ 2А3 «Конденсатор»
152-мм пушка Бр-2 образца 1935 года
203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года
Ствольная повозка Бр-10
210-мм пушка особой мощности БР-17 обр.1939г
152-мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года
Зенитная пушка 10,5 cm FlaK 38/39
Пусковая установка 5П72 зенитно-ракетного комплекса С-200
Пусковая установка 5П73 ЗРК С-125М «Нева-М»
Пусковая установка ЗРК «Куб»
ЗСУ-23-4 «Шилка»
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13Н
Пусковая установка комплекса 2К16 «Луна» с ракетой 3Р9
Пусковая установка комплекса 2К16 «Луна»
Пусковая установка 2П19 комплекса «Эльбрус»
Пусковая установка 9П120 ракетного комплекса «Темп-С»
Пусковая установка 9П71 и ракета 9М714 комплекса ОТР-23 «Ока»
Пусковая установка 15У106 комплекса 15П645 «Пионер»
Противокорабельная крылатая ракета П-5
Межконтинентальная баллистическая ракета Р-9А
Паровоз бронепоезда «Красновосточник»

Средний танк Т-34-85, установленный перед входом в музей., ЦМВС

Т-34-85 серийный номер Т-4888, эталонная машина августа 1944 года, завод №183. Удивительно, но танк не проходил послевоенную модернизацию

РЛС 19Ж6 (СТ-68У), Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

РЛС 19Ж6 (СТ-68У)

ОТР

Пусковая установка 2П16 комплекса 2К16 «Луна»

Пусковая установка 9П71 и  ракета 9М714 комплекса ОТР-23 «Ока» (9K714)

Пусковая установка 9П71 и ракета 9М714 комплекса ОТР-23 «Ока» (9K714)

В 1975 году руководство КБ "Искра" вышло с предложением о разработке, в интересах ПВО страны, трехкоординатной радиолокационной станции, обеспечивающей обнаружение низколетящих целей в условиях интенсивного воздействия комбинированных помех (шифр СТ-68У). Пикантность ситуации заключалась в том, что еще в 1965 году согласно постановлению Правительства такая же разработка была поручена головному институту Министерства по радиолокации - ВНИИРТу - шифр СТ-68. Однако по ходу дела все более очевидным становился тот факт, что предлагаемые институтом технические решения не обеспечивают главных требований к РЛС обнаружения низколетящих целей - малой стоимости и мобильности.
Естественно, что министерство заинтересовалось другой, упрощенной станцией - СТ-68У, предлагаемой запорожцами. Поэтому в феврале 1975 года, по инициативе замминистра Г. П. Казанского, принимается решение о рассмотрении проектов станции на конкурсной основе. Двум организациям - ВНИИРТ и КБ "Искра" было предложено представить "Инженерные записки" со всеми выкладками, построенными исходя из единого тактико-технического задания организации-заказчика. Срок - июнь 1975 года. Для проведения конкурса была создана межведомственная комиссия во главе с директором ЦНИИРЭС Р. М. Сусловым. После многократного заслушивания сторон комиссия склонилась в поддержку предложения КБ "Искра".
РЛС 19Ж6 и ее модификации состояли и состоят на вооружении ПВО (ВВС) СССР, России, Украины, Беларуси, Грузии, Индии, Словакии, Китая, возможно Кипра (Греции) и Вьетнама.
Сайт Саида Аминова - РЛС 19Ж6 СТ-68У

Ударный вертолёт Ми-24А

, Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Ми-24А

Ми-24А, Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

На левой консоли: ПТУР 9М17М «Фаланга-М» и блоки НАР

Истребитель Су-27

Су-27 , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Су-27

Су-27 , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Су-27

Су-27 , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Су-27

Су-27 , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Су-27

Палубный вертолёт Ка-25Ц

Кабина палубного вертолета Ка-25Ц. Вертолёт целеуказания действует в интересах береговых или корабельных командных пунктов, сообщая им координаты целей, не доступных для непосредственного радиолокационного обнаружения. Эта модификация разрабатывалась с Ка-25ПЛ. Ка-25Ц отличается от Ка-25ПЛ установкой РЛС кругового обзора, смонтированной в носовом обтекателе, и автоматической системы передачи данных. Данные системы являются составной частью вертолётно-корабельного комплекса разведки и целеуказания «Успех». Вертолёт способен патрулировать акваторию на удалении до 200 км от корабля базирования, производить радиолокационный дозор и целеуказание в радиусе 250 км и обеспечивать ретрансляцию в радиусе 250 км.
На вертолёте упразднены бомболюки (на их месте оборудованы дополнительные топливные баки) и системы, необходимые для обнаружения подводных лодок. Стойки шасси сделаны убирающимися в полёте для исключения затенения РЛС. Также на борту смонтирована лебёдка, позволяющая использовать вертолёт в качестве поисково-спасательного. Проведённые модификации позволили снизить массу машины и увеличить запас топлива, что вылилось в большую дальность полёта и увеличенное время патрулирования.

Палубный вертолет Ка-25Ц

Палубный вертолет Ка-25Ц

Немецкая фугасная бомба FlamC 500

Немецкая фугасная бомба FlamC 500

Ми-24А

Ми-24А

130-мм зенитная пушка КС-30 и РСЗО БМ-21 'Град'.

130-мм зенитная пушка КС-30 и РСЗО БМ-21 "Град"

Зенитная ракета на пусковой установке ЗРК С-75.

Зенитная ракета на пусковой установке ЗРК С-75

Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300П

Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300П

"Постройка опытного экземпляра "ДЦ-02" завершилась в 1963 г. Поднял его в воздух Ларюшин. На вертолете установили дополнительные электрогенераторы, системы коммутации и прочие элементы обеспечения работы мощной РЛС, а также несколько иной автопилот - АП-114Ц (на "ДБ" стоял АП-114). До конца 1963 г. были проведены заводские испытания, и вертолет перелетел на аэродром Белая Церковь, где в 1964 г. проходили "сухопутные" испытания. Полеты над водной поверхностью проводили над Киевским водохранилищем.
После доводки аппаратуры "Успех" до требуемого ТЗ уровня вертолет перелетел в Североморск. Там Ларюшин совершил первые посадки вертолета на корабли, для чего были специально выделены эсминец и крейсер "Грозный". Посадки выполнялись как днем, так и ночью, при свете прожекторов и посадочных фар. Совместные испытания вертолетной и корабельной аппаратуры успешно завершились в октябре 1965 г. Пребывание у студеного моря "ДЦ" закончил эффектным трюком на показе новинок авиатехники командованию ВМФ. Камов вышел на полосу и стал "дирижировать", а управляемый Ларюшиным вертолет исполнил нечто подобное вальсу на высоте около метра над землей. Как вспоминал присутствовавший при сем генерал-полковник авиации Г.А.Кузнецов, "подобного в жизни мне видеть не приходилось…".
В конце октября опытный "ДЦ-02" убыл для некоторых доработок в "альма матер" - Ухтомский вертолетный завод, "вотчину" ОКБ Камова. Затем проходил госиспытания в ГНИКИ ВВС в Чкаловске. Серийно производился на авиазаводе №99. При постановке на вооружение получил обозначение Ка-25Ц, а в НАТО ему присвоили код Hormone-B. Носителями вертолета, кроме крейсеров проекта 58, были авианесущие крейсеры и БПК проектов 1134, 1155 (на последнем - один "ДЦ" и один "ДБ" в ангарах). Процесс боевого применения вертолетного варианта комплекса "Успех" выглядел примерно так: вертолет взлетает с кормовой площадки и уходит на расстояние до 200 км на разведку. Бортовая РЛС обеспечивает дальность обнаружения типовой цели до 250 км, а АСПД передает на корабль-носитель радиолокационное изображение района в реальном масштабе времени. После обнаружения целей (морских или наземных) корабль производит пуск КР. Сам вертолет аппаратуры наведения не имеет, но с его помощью оператор на корабле постоянно "видит" ракету и объект удара и осуществляет коррекцию курса. Благодаря этому весь полет КР вплоть до захвата цели ее головкой самонаведения можно выполнять на малой высоте, вне зоны обнаружения ПВО противника.
Моряки весьма ценили Ка-25Ц, считая вертолет своими "глазами". Выпущено их было немного, не более 50 шт. Являясь стандартным элементом комплекса вооружения ряда кораблей, машины активно эксплуатировались. В отличие от Ка-25ПЛ, они полностью соответствовали своему назначению и обеспечивали пуски ракет даже более поздних комплексов (ЗМ44 "Прогресс", 4К80 и др.) с дальностью полета до 500 км
".
Источник: Валерий Д.Роман, «Ка-25 - "длинная рука" адмирала Горшкова», «Авиация и время» №06/1996

Кабина палубного вертолета Ка-25Ц

Кабина палубного вертолета Ка-25Ц

Авиатехника на открытой площадке музея, на переднем плане - Миг-15

На переднем плане - Миг-15

Истребитель-бомбардировщик Су-7Б на котором летал ГСС летчик-космонавт В.Джанибеков.

Истребитель-бомбардировщик Су-7Б на котором летал ГСС летчик-космонавт В.Джанибеков

Истребитель-бомбардировщик Су-7Б на котором летал ГСС летчик-космонавт В.Джанибеков.

Истребитель-бомбардировщик Су-7Б на котором летал ГСС летчик-космонавт В.Джанибеков

Истребитель-бомбардировщик Миг-23С , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Истребитель-бомбардировщик Миг-23С

Истребитель-бомбардировщик Миг-23С , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Истребитель-бомбардировщик Миг-23С

Миг-21Ф-13 , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Миг-21Ф-13

Миг-21СМ , Центральный музей Вооруженных Сил, г.Москва

Миг-21СМ

Тяжёлый танк ИС-2М

Тяжелый танк ИС-2М, ЦМВС

Тяжелый танк ИС-2М

Тяжелый танк ИС-2М, ЦМВС

Кормовой башенный пулемет при модернизации изъят

Тяжелый танк ИС-2М, ЦМВС

В конце 1950-ых годов машина прошла модернизацию по программе УКН

Тяжелый танк ИС-2М, ЦМВС

Новые гусеничные полки, сделанные по образцу Т-10

Тяжелый танк ИС-2М, ЦМВС

Смотровая щель и смотровой прибор со стеклоблоком защищены плоским броневым колпаком, приваренным к корпусу танка. При модернизации триплекс механика-водителя заменили призменным перископом

Тяжелый танк ИС-2М, ЦМВС

Запасные траки на нижнем лобовом листе

Тяжелый танк ИС-2М, ЦМВС

Внутри должен стоять двигатель от Т-54, который ставили в рамках УКН на ИС, Т-34-85 и СУ. В ходе модернизации также установлены распорки внутри моторного отделения - корпус перестал гулять

Тяжёлый танк КВ-1

Тяжелый танк КВ-1, ЦМВС

Тяжёлый танк КВ-1 №43666 по состоянию на 2011 год

Приборы наблюдения механика-водителя тяжелого танка КВ-1, ЦМВС

Приборы наблюдения механика-водителя тяжёлого танка КВ-1 (состояние на 2011 год)

"Танк с заводским номером 43666 был выпущен на ЧКЗ в декабре 1941 года, однако его отправили в войска только 1 апреля 1942 года.
По мнению ув. Максима Коломийца, который и поделился этой информацией из извещений об отгрузках танков с ЧКЗ, такой лаг связан с тем, что танк могли использовать для каких-то опытных работ на заводе либо возникли затруднения с военной приемкой танка, т.к. в извещениях об отгрузках были учтены только танки нового производства.
Ранее проходила информация о том, что танк попал в 6-ю танковую бригаду и воевал под Ростовом-на-Дону (ссылка), однако она не совсем подтвердилась. Танк действительно отправили с завода командиру 6-й танковой бригады, которая формировалась в Сталинградском АБТЦ на ст. Зимовники Ростовской области.
Но планы поменялись и, 15 апреля 1942 года танки из этой отправки получил командир 90-й танковой бригады, которая уже была сформирована в Сталинградском АБТЦ и убывала на фронт.
Как уже известно, в ходе боев под Харьковом в мае - июне 1942 года в составе 204-го танкового батальона 90-й ТБР танк получил повреждения и был отправлен на заводской ремонт".
Источник: И снова о танке КВ-1 из ЦМВС - Книга про КВ

Тяжёлый танк КВ-1, ЦМВС

Внешний вид танка после реставрации в июле 2017 года. Кроме качественной покраски КВ получил новые фары

Тяжёлый танк КВ-1, ЦМВС

Хорошо видны результаты доработок в ходе эксплуатации машины — не предусмотренные конструкцией крюки для снятия башни без использования подъемных талей.

Тяжёлый танк КВ-1, ЦМВС

При снятии слоёв краски в 2014 году нашли следы десятков попаданий в башню, больше десятка попаданий в корпус

Тяжёлый танк КВ-2

Тяжелый танк КВ-2, 1940г., ЦМВС

Тяжелый танк КВ-2, заводской № Б-4744. Состояние на 2011 год.

Тяжелый танк КВ-2, ЦМВС

Верхняя лобовая деталь и приборы наблюдения механика-водителя

Тяжелый танк КВ-2, ЦМВС

Поздняя «пониженная» башня меньшей массы — вертикальные скуловые 75-мм бронеплиты с установленной в ней 152-мм гаубицей тяжелого танка КВ-2

Тяжелый танк КВ-2, ЦМВС

Посадка и выход экипажа КВ-2 — через кормовую дверцу башни и два круглых люка (в башне на месте командира и в корпусе — на месте стрелка-радиста)

"26 июня 1941 года этот танк был отправлен в 21-й мехкорпус. В боях получил повреждения и был вывезен в Ленинград на ремонт.
24 июля танк вышел из ремонта, однако простоял до 30 июля на заводе, т.к. военпред завода не имел указаний о его отправке. Здесь надо добавить, что указания об отправках новых и отремонтированных танков КВ на Северный и Северо-Западный фронты давал только командующий СЗН маршал Ворошилов. Распределял лично и поштучно.
31 июля танк был передан Ленинградским Краснознаменным бронетанковым курсам усовершенствования командного состава (ЛКБТКУКС).
В августе 1941 года КВ-2 с зав. № Б-4744 был эвакуирован вместе с другой матчастью курсов в Магнитогорск. Кроме КВ-2, было еще, как минимум, два танка КВ. И еще такая деталь - ЛКБТКУКС были переданы два легких танка Т-126, которые также были вывезены в Магнитогорск.
Видимо, в дальнейшем, некоторые редкие экземпляры из танкового парка ЛКБТКУКС были отправлены в Кубинку. А уже оттуда, как известно, КВ-2 перевезли в ЦМВС".
Источник: Вопрос и некоторая информация по танку КВ-2 из ЦМВС - Книга про КВ

Тяжелый танк КВ-2, ЦМВС

Внешний вид танка после реставрации в 2014 году силами "Бригады имени 4БО". Состояние на 2018 год.

Тяжелый танк КВ-2, ЦМВС

У этой машины также присутствуют не предусмотренные конструкцией крюки для снятия башни без использования подъемных талей.

Средний танк Т-28

Средний танк Т-28, обр.1933г, ЦМВС

В 2018 году в ходе реставрационных работы волонтёры выяснили номер танка: 1619. Находка позволила уточнить период выпуска: 1937-38 гг., а также место службы: Саратовское танковое училище

Средний танк Т-28, обр.1933г, ЦМВС

Ходовая часть

Средний танк Т-28, обр.1933г, ЦМВС

Танк с 1944-1945 годов находился в Кубинке, затем в конце 1960-ых передан в ЦМВС

Средний танк Т-28, обр.1933г, ЦМВС

76,2-мм танковая пушка КТ-28 обр. 1927/32 годов. Орудие №1819

Колёсно-гусеничный танк БТ-7

Колесно-гусеничный танк БТ-7 обр.1935г., ЦМВС

Повреждения на лобовом листе - следы заводского приёмочного отстрела бронедеталей пулей 7,62-мм.

Плавающий танк Т-38

"То, что состоявшие на вооружении Красной армии плавающие танки-разведчики далеко не полностью соответствуют современным требованиям, командование РККА осознавало ещё в середине 30-х годов. Ещё более очевидным это стало по итогам боёв с применением танков в Испании. От ружейно-пулемётного огня броня плавающих танков Т-37 и Т-38 надёжно защищала только с дистанции 400 метров и дальше, а вооружения в виде пулемёта ДТ хватало только для борьбы с пехотой.
В результате советские танки-разведчики выигрывали у лёгких разведывательных бронеавтомобилей только за счёт более высокой проходимости и возможности преодолевать водные преграды. Понимая это, в начале 1938 года ГБТУ КА были оформлены тактико-технические требования на новый разведывательный танк, получивший индекс Т-39. Этот танк отличался усиленным бронированием. Вскоре он превратился в Т-40, который также получил более мощное вооружение в виде 12,7-мм пулемёта ДШК. Этот танк был принят на вооружение уже 19 декабря 1939 года, но по целому ряду причин к 1 июня 1941 года в войсках оказалась всего 121 такая машина.
Между тем, на ту же самую дату в РККА имелось 2314 танков Т-37 и 1143 Т-38. Как и Т-40, они распределялись по разведывательным батальонам. С самого начала Великой Отечественной войны танки-разведчики несли тяжёлое бремя, нередко выполняя несвойственные им задачи танков непосредственной поддержки пехоты. Это может показаться странным и даже нелепым, но из-за огромных потерь любая боевая машина для Красной армии была на вес золота. Присутствие в боевых порядках пехоты даже таких танков оказывало на войска положительное моральное воздействие: какой-никакой, а всё же танк.
...
Идея поднять огневую мощь танков-разведчиков была материально подкреплена тем, что после прекращения производства Т-60 остался задел по пушкам ТНШ. В качестве исполнителя задания по перевооружению был назначен ремзавод №105, до 1941 года носивший название «Государственный авторемонтный завод № 105 имени Л. М. Кагановича» в Хабаровске. Это предприятие, после войны занимавшееся машиностроением, кстати, существует до сих пор и носит имя ПАО «Дальэнергомаш».
15 января 1943 года в адрес директора ОКБ-15 Б. Г. Шпитального пришло письмо из ГБТУ КА (Главного бронетанкового управления Красной армии, созданного в 1942 году в результате реорганизации ГАБТУ). Согласно ему, ремзавод №105 получал заказ на перевооружение четырёхсот танков Т-37 и Т-38. Поскольку существовал риск того, что в башню Т-38 не поместится штатная коробка с лентой для ТНШ, предусматривалась возможность использования магазинного питания. Представители ГБТУ просили Шпитального выделить специалистов из ОКБ-15 и направить их в Хабаровск.
О том, насколько серьёзно рассматривался вопрос перевооружения, свидетельствует письмо, направленное из ГБТУ в Главное артиллерийское управление (ГАУ) чуть позже. В нём Алымов просил выделить для танков, которые планировалось перевооружать, полтора миллиона 20-мм выстрелов."
Источник: Юрий Пашолок, "Метаморфозы амфибии-разведчика" (Warspot.ru)

Плавающий танк Т-38, обр.1936г., ЦМВС

Плавающий танк Т-38, обр.1936г

Плавающий танк Т-38, обр.1936г., ЦМВС

Т-38 в опытном порядке вооружен 20-мм пушкой ТНШ (ШВАК)

"Опасения насчёт того, что при перевооружении Т-37 и Т-38 на ТНШ придётся переделывать систему питания пушки боеприпасами, оказались напрасными. Судя по танку, который сохранился в экспозиции ЦМВС, проблем с этим не возникло. Не было и особых проблем и с установкой вооружения, поскольку по ширине лобовой детали башни Т-38 и Т-37 практически совпадали с башней танка Т-60. Орудийная маска во многом напоминала ту, что ставилась на Т-60. Это же было справедливо и в отношении расположения самой пушки ТНШ, пулемёта ДТ, а также прицела ТМФП-1. Что же касается бронировки маски, то она напоминала ту, которая использовалась на Т-30.
...
В истории Т-38 с 20-мм пушкой осталась ещё одна загадка, с которой и начиналась эта статья – происхождение танка, ныне находящегося на открытой площадке Центрального музея Вооружённых Сил РФ. Но решается она достаточно просто.
23 июля 1945 в адрес начальника ГБТУ КА генерал-лейтенанта Вершинина было направлено письмо от начальника НИИБТ Полигона генерал-майора Романова. В своём письме начальник полигона просил Вершинина отдать распоряжение бронетанковым и механизированным войскам (БТ и МВ) Дальневосточного фронта о передаче в музей 9 танков, включая и «Т-38 с пушкой «ШВАК». Как можно заметить, никаких индексов вроде Т-38Ш в отношении этой машины не использовалось. Так этот танк оказался в фондах музея при НИИБТ Полигоне, а позже (в 1965 году) его передали в Музей Советской Армии, ныне Центральный музей Вооружённых Сил РФ."
Источник: Юрий Пашолок, "Метаморфозы амфибии-разведчика" (Warspot.ru)

Лёгкий танк управления ТУ-26

Лёгкий танк управления ТУ-26, ЦМВС

Внешний вид на 2011 год

Лёгкий танк управления ТУ-26, ЦМВС

Внешний вид на 2018 год

"В числе обновленных машин попал и танк управления ТУ-26, один из местных уникумов. От обычного Т-26 он отличается тремя портами под антенну, правда, сейчас у него вместо двух из них заглушки. Сохранившаяся в экспозиции ЦМВС машина находилась в составе 217 ОТБ, принимала участие в Зимней Войне. Позже батальон переформировали в 57 ОТБ, осенью 1941 года машины батальона воевали как обычные линейные и огнементные танки. Далее их перебазировали вод Рязань, а в 1943 году часть машин оказалось в Кубинке, из них сохранили одну группу. Всего сохранился один танк управления, а телетанк ТТ-26 сейчас находится в парке "Патриот". Правда, его все огнеметным называют..."
Источник: Обнова для танка управления: yuripasholok

Средний танк Т-34

Т-34-76 образца 1941 года построен эвакуированным на Урал заводом №183 летом 1942 года. Брат-близнец этого танка был отправлен для изучения союзникам в США и в настоящее время находится в Абердине. Эти экспонаты являются одними из последних тагильских машин, оборудованных башней-«пирожком». Форма литья башни соответствует мариупольским эталонам.
Источник: http://legion-afv.narod.ru/T-34-76_MoscowCMMF.html

Средний танк Т-34, обр.1941 г., ЦМВС

Заводской номер 916-45 выбит на носовой балке и на бронировке орудия

Ходовая часть среднего танка Т-34 с обрезиненными катками, ЦМВС

Ходовая часть среднего танка Т-34 с обрезиненными катками

Средний танк Т-34, обр.1941 г., ЦМВС

Стакан антенны радиостанции

Средний танк Т-54

Лёгкий плавающий танк ПТ-76

Бронеавтомобиль БА-64Б

Надпись на машина скопирована с бронеавтомобиля, сфотографированного в освобождённом Минске в 1944 году.

Бронеавтомобиль БА-6

Бронеавтомобиль БА-6, обр.1935г., ЦМВС

Внешний вид БА-6 по состоянию на 2011 год

Бронеавтомобиль БА-6, обр.1935 г., ЦМВС

БА-6 в ходе реставрационных работ летом 2018 года

Пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53-30

Бронекатер «БКА-304» проекта 1124

Опытная 406-мм САУ 2А3 «Конденсатор»

Опытная 406-мм САУ 2А3 «Конденсатор», ЦМВС

406-мм пушка СМ-54

Опытная 406-мм САУ 2А3 «Конденсатор», ЦМВС

Для наведения по вертикали использовался специальный гидропривод

Опытная 406-мм САУ 2А3 «Конденсатор», ЦМВС

Ходовая часть и силовая установка созданы на базе узлов и агрегатов тяжёлого танка Т-10М

152-мм пушка Бр-2 образца 1935 года

203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года

Ствольная повозка Бр-10

"Орудийная повозка Бр-10 состояла из корпуса повозки, переднего хода со стрелой механической тяги, заднего хода, тормозного устройства и устройства для перевооружения системы. Повозка снабжена листовыми рессорами. Скорость возки Бр-10 со стволом до 25 км/час.
...
Триплекс в составе 203 мм гаубицы Б-4, 152-мм пушки Бр 2 и 280-мм мортиры Бр-5 формально был принят на вооружение. Но фактически эксплуатация триплекса превратилась в непрерывную "войну" с его ходовой частью. Так, при эксплуатации ствольных повозок Б 29. изготовленных заводом "Большевик", постоянно летели траки на гусеницах. Тяговое усилие при стягивании с места Б 29 достигало 1250 кг. Для сравнения, колесная повозка со стволом Бр-10 имела тяговое усилие 250 кг. При гололедице повозку Б-29 могли тянуть лишь два "Коминтерна" цугом, а у одного лишь проскальзывали гусеницы. Зато повозки БР-10 застревали на плохих грунтовых дорогах, в канавах и т.д.
...
В 1939 году заводом "Баррикады" была создана колесная ствольная повозка Бр-15. Заводские испытания Бр-15 прошла с 28 апреля по 7 мая 1940 года. Вес Бр- 15 без ствола составлял 5650 кг (с укладкой 6090 кг). По сравнению с Бр-10 у Бр-15 была увеличена ширина шин задних колес, а у передних колес диаметр увеличен с 900 до 1250 мм, клиренс увеличен с 310 до 410 мм.
На заводских и полигонных испытаниях повозка Бр-15 показала лучшую проходимость, чем Бр 10 и была рекомендована к принятию на вооружение при условии переделки тормозов.
Но на вооружение Бр 15 принята не была. Да и вообще, имея буксируемый триплекс на гусеничном ходу, существенных улучшений в маневренности и скорости возки добиться было нельзя. И что толку, если колесная ствольная повозка сможет двигаться в 2 раза быстрее, чем лафет на гусеничном ходу? Кардинальным решением вопроса мог стать только переход триплекса на новый колесный лафет.
"
Источник: Широкорад А., «Из истории отечественной артиллерии» («Техника и вооружение» №2/1999)

210-мм пушка особой мощности БР-17 обр.1939г

"Согласно договору Д/7782 от 6 апреля 1938 г., заключенному Наркомвнешторгом с фирмой Skoda, последняя обязалась изготовить для СССР по одному опытному образцу 210-мм пушки и 305-мм гаубицы с комплектом боеприпасов и принадлежностью. Срок сдачи опытных образцов был установлен 1 декабря 1939 г. Кроме опытных образцов должны были быть переданы комплекты рабочих чертежей и другая документация для изготовление этих артсистем. Общая стоимость заказа составила $2,37 млн. (около 68 млн. крон).
На поставки опытных образцов орудий и технической документации не повлиял захват Чехословакии немцами. Фирма Skoda исправно выполняла все пункты договора с СССР. Фирма Skoda предъявила на заводские испытания качающиеся части 210-мм пушки и 305-мм гаубицы вместо июня (как было запланировано) в октябре 1939 г. Испытания проводились в Словакии в присутствии советской приемной комиссии. Заводские испытания 210-мм пушки были закончены 20 ноября 1939 г., а 305-мм гаубицы – 22 декабря 1939 г.
Приемные испытания (сдачу СССР) обеих систем проходили с 22 апреля по 10 мая 1940 г. на полигоне в Гылбоке на территории, оккупированной немцами.
В отчете фирмы Skoda сказано, что 210-мм пушка устойчива при стрельбе малым зарядом при углах от 0 до +50 градусов, а полным зарядом – от +16 до +50 градусов. Стоит отметить, что неустойчивость пушки при малых углах возвышения была связана не с конструкцией самого орудия, а со слабостью грунта, на котором стояло основание. Таким образом, Бр-17 можно было использовать и в береговой обороне для стрельбы прямой наводкой, но для этого потребовалось бы забетонировать основание орудия.
По окончании испытаний в соответствии с условиями договора пушка и гаубица в комплектном виде вместе с боеприпасами были приняты комиссией и отправлены в СССР для дальнейших испытаний.
"
Источник: Широкорад А., «Чешские суперпушки»

"Опытный образец 210-мм пушки Бр-17, изготовленный заводом №221, был предъявлен заказчику 26 августа 1940 г. После заводских испытаний этот образец 9 сентября прибыл на Артиллерийский научно-исследовательский опытный полигон (АНИОП) для проведения полигонных испытаний. Стрельбы проводились с 21 сентября по 11 декабря 1940 г. Всего было сделано 110 выстрелов. Первоначально на ферме заряжания стоял механический досылатель. Но он оказался неудобен и был заменен ручным «досыльником» из разборных штанг банника, а головка «досыльника» была изготовлена в мастерских АНИОПа. «Досыльником» обычно действовало 6-7 человек.
Первая 305-мм гаубица Бр-18, изготовленная на заводе №221, прибыла на АНИОП 21 сентября 1940 г. Стрельба велась со 2 октября по 27 ноября 1940 г. Всего было сделано 108 выстрелов. В ходе стрельб испытано три лейнера, из которых два было с нормальной нарезкой (один завода №221, другой – Skoda) и один с углубленной нарезкой.
Руководство спешило и объявило, что испытания опытного образцы Бр-17 были не полигонными, а полигонно-войсковыми, и по результатам их пушка Бр-17 и бетонобойный выстрел к ней были рекомендованы к принятию на вооружение. Фугасный же снаряд испытаний не выдержал.
Как известно, на базе чешских орудий на заводе «Баррикады» в Сталинграде в 1940-1941 гг. было изготовлено девять 210-мм пушек Бр-17 и три 305-мм гаубицы Бр-18.
Всего в РККА имелось девять 210-мм пушек Бр-17. В боеготовность их привели лишь в 1944 г. Тогда впервые были изданы для них Таблицы стрельбы и произведено 4,2 тысячи снарядов.
В декабре 1944 г. на базе четырех отдельных дивизионов 152-мм пушек Бр-2 и четырех отдельных батарей 210-мм пушек Бр-17 были сформированы три отдельных полка особой мощности (18-й гвардейский, 1-й и 2-й). В их составе имелись три двухорудийные батареи Бр-2 и одна двухорудийная батарея 210-мм пушек. К концу 1944 г. эти три полка убыли на фронт, а формирование четвертого (№20) началось лишь в 1945 г., и на фронт он не попал.
В 1945 г. 1-й пушечный полк особой мощности входил в 8-ю гвардейскую армию 1-го Белорусского фронта. В ходе сражения за Зееловские высоты и в битве за Берлин было израсходовано 930 210-мм снарядов, изготовленных в 1944 г.
305-мм гаубиц обр. 1939 г. (Бр-18) было изготовлено всего три штуки. Они пошли на формирование 233-го отдельного артдивизиона особой мощности, находившегося в конце войны в Московском военном округе. Судя по всему, гаубицы были небоеспособными.
Ну а фирма Skoda в течение войны исправно поставляла сверхмощные пушки калибром 210-мм Вермахту: 21 cm K.52, 21 cm K.39/40. Любопытно, что на второй модернизации 21 cm K.39/41 был удлинен ствол и поставлен дульный тормоз.
"
Источник: Широкорад А., «Чешские суперпушки»

152-мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года

Зенитная пушка 10,5 cm FlaK 38/39

Согласно музейной легенде зенитное орудие 10,5 cm FlaK 38/39 попало в СССР ещё в 1940 году как один из образцов немецкой военной техники.

Пусковая установка 5П72 зенитно-ракетного комплекса С-200

Пусковая установка 5П73 ЗРК С-125М «Нева-М»

Пусковая установка 5П73 ЗРК С-125М «Нева-М» с ракетами В-601ПД, ЦМВС

Четырёхбалочная пусковая установка 5П73 ЗРК С-125М «Нева-М» с ракетами В-601ПД

Пусковая установка 5П73 ЗРК С-125М «Нева-М» с ракетами В-601ПД, ЦМВС

Четырёхбалочная пусковая установка 5П73 ЗРК С-125М «Нева-М» с ракетами В-601ПД

Пусковая установка ЗРК «Куб»

Пусковая установка ЗРК «Куб», ЦМВС

Пусковая установка 2П25 с тремя ракетами 3М9, поднятыми в боевое положение

ЗСУ-23-4 «Шилка»

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13Н

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13Н на ЗИС-151Н, ЦМВС

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13Н на шасси ЗИС-151Н

Пусковая установка комплекса 2К16 «Луна» с ракетой 3Р9

На фотографии - самоходная пусковая установка 2П16 оперативно-тактического ракетного комплекса 2К16 «Луна». Точно такая же пусковая, но без ракеты находится в Техническом музее АвтоВАЗ, г.Тольятти. Ещё один экземпляр - в Санкт-Петербургском Музее Инженерных войск и Артиллерии. Комплекс поступил на вооружение Советской армии в 1960 году. В его состав входили:
- Пусковая установка 2П16 (на базе плавающего танка ПТ-76),
- Твёрдотопливные неуправляемые ракеты 3Р9 (осколочно-фугасная боевая часть 3Н15) и 3Р10 (ядерная БЧ),
- Машина транспортировки двух запасных ракет,
- Самоходный кран для перегрузки ракет.

Пусковая установка оперативно-тактического ракетного комплекса 2К16 «Луна» с ракетой 3Р9, ЦМВС

Пусковая установка ракетного комплекса 2К16 «Луна» с ракетой 3Р9

Дальность стрельбы — 45 км (ракетой 3Р9), 32 км (ракетой 3Р10). Наведение осуществлялось перемещением корпуса пусковой установки, а круговое вероятное отклонение - до 1 км. Таким образом, чтобы доставить ядерный заряд, требовалось установить пусковую установку в 30 километрах от цели и учитывать возможность существенного отклонения места падения ракеты. Не удивительно, что в Советской Армии комплекс был быстро заменен на улучшенный вариант: 9К52 «Луна-М» с ракетой 3Р-11 (9М21). Модернизированный комплекс имел КВО 500-700 метров и дальность стрельбы до 65 км. Он широко экспортировался СССР и применялся в ряде вооруженных конфликтов: арабо-израильская война (1973 года), в Афганистане, ирано-иракской войне (1980-1988 годов), войне в Заливе (1991 год).
«Луна-М» в свою очередь была замещена в середине 1970-х годов комплексом 9K79 «Точка». В настоящее время боевые средства комплекса 2К16 «Луна» эксплуатируют только КНДР и Куба (по нескольку десятков пусковых установок).

Пусковая установка комплекса 2К16 «Луна»

Пусковая установка комплекса 2К16 «Луна», ЦМВС

Пусковая установка комплекса 2К16 «Луна»

Пусковая установка комплекса 2К16 «Луна», ЦМВС

Пусковая установка комплекса 2К16 «Луна»

Самоходная пусковая установка 2П19 комплекса 9К72 «Эльбрус»

Самоходная пусковая установка 2П19 комплекса 9К72 «Эльбрус», ЦМВС

Самоходная пусковая установка 2П19 комплекса 9К72 «Эльбрус»

Самоходная пусковая установка 2П19 комплекса 9К72 «Эльбрус» на базе самоходной артиллерийской установки ИСУ-152К. О комплексе 9К72 «Эльбрус» в общих чертах, рассказывал на странице Оперативно-тактические ракеты в Техническом музее АвтоВАЗ, г.Тольятти.

Самоходная пусковая установка 9П120 ракетного комплекса «Темп-С»

"Комплекс создан в НИИ-1 (Московский Институт Теплотехники с 1967 г.) под руководством А.Д.Надирадзе. Постановлением Совмина СССР №839-379 НИИ-1 поручалось создание оперативно-тактического ракетного комплекса с твердотопливной ракетой "Темп", а ОКБ Волгоградского завода №221 «Баррикады» и СКБ-1 Минского автозавода поручалось создание для комплекса пусковой установки.
После разработки рецептуры смесевого твердого топлива в НИИ-125 (позже переименовано в НИХТИ, а позже - в НПО "Союз", г.Люберцы) под руководством будущего академика Б.П.Жукова в 1961 г. в НИИ-1 под руководством А.Д.Надирадзе проведены проектные оценки создания новой баллистической ракеты с РДТТ на этом топливе. Полномасштабная разработка комплекса "Темп-С" начата по Постановлению Совмина СССР №934-405 от 5 сентября 1962 г. в НИИ-1 (с 1967 г. МИТ, головной исполнитель по комплексу и ракете), главный конструктор - А.Д.Надирадзе, НИИ-592 (система управления), НИИ-125 (заряд двигателя), КБ завода "Баррикады" (СПУ и другое наземное оборудование). Ракета и комплекс создавались с использованием наработок по теме "Темп". Аванпроект комплекса защищен 13 декабря 1962 г.
"
Источник: Комплекс 9К76 Темп-С, ракета 9М76 - SS-12 / SS-22 SCALEBOARD | MilitaryRussia.Ru

Пусковая установка 9П120 оперативно-тактического ракетного комплекса фронтового подчинения «Темп-С», ЦМВС

В качестве шасси пусковой установки использовался тягач МАЗ-543

Пусковая установка 9П120 оперативно-тактического ракетного комплекса фронтового подчинения «Темп-С», ЦМВС

Самоходная пусковая установка 9П120 с транспортным термообогреваемым контейнером 9Я230

Пусковая установка 9П120 оперативно-тактического ракетного комплекса фронтового подчинения «Темп-С», ЦМВС

Ракета размещалась в жестком контейнере 9Я230 с системой термообогрева РДТТ, автоматически открывавшемся перед пуском

Пусковая установка 9П120 оперативно-тактического ракетного комплекса фронтового подчинения «Темп-С», ЦМВС

Подъем ракеты в стартовое положение осуществлялся в контейнере, затем контейнер раскрывался и опускался обратно на ложемент СПУ

"В 1966 г. за создание ракетного комплекса 9К76 "Темп-С" Ленинской премии СССР удостоены главный конструктор НИИ-1 Александр Давидович Надирадзе, конструкторы-ракетчики Лагутин Борис Николаевич и Гоголев Александр Иванович. Начало серийного производства СПУ комплекса на заводе "Баррикады" - 1966 г. (окончание выпуска - 1970 г.). Серийное производство ракет развернуто на заводе №235 в г.Воткинск с 1966 г. В 1967 г. комплекс развернут в составе нескольких отдельных ракетных дивизионов (полков) в структуре РВСН. В 1968 г. дивизионы комплексов "Темп-С" переданы из РВСН в подчинение командования сухопутных войск.
7 ноября 1967 г. СПУ комплекса "Темп-С" впервые показаны на параде на Красной площади в Москве.
В 1983 г. ракетные бригады, вооруженные ОТР "Темп-С" были размещены в ГСВГ (ГДР) и ЦГВ (ЧССР) ВС СССР в странах социалистического содружества. Передислокация ракетных бригад была проведена в ответ на размещение в Западной Европе американских ракет "Першинг-2" и "Томагавк" (которые в свою очередь, были там размещены в ответ на массовое развертывание в Европе советских БРСД "Пионер")

Снятие с вооружения и уничтожение: Ракеты уничтожены согласно Договору о сокращении РСМД в период с 1 января 1988 г. по 25 июля 1989 г.
"
Источник: Комплекс 9К76 Темп-С, ракета 9М76 - SS-12 / SS-22 SCALEBOARD | MilitaryRussia.Ru

Пусковая установка 9П120 оперативно-тактического ракетного комплекса фронтового подчинения «Темп-С», ЦМВС

Ракета укрыта в термообогреваемом контейнере 9Я230, раскрывающемся вдоль продольной оси ПУ после вертикализации ракеты перед пуском

Пусковая установка 9П120 оперативно-тактического ракетного комплекса фронтового подчинения «Темп-С», ЦМВС

Ракета 9М76Б комплекса 9К76 «Темп-С» состоит из следующих отсеков: головная часть, приборный отсек, вторая ступень, первая ступень

Пусковая установка 9П120 оперативно-тактического ракетного комплекса фронтового подчинения «Темп-С», ЦМВС

9М76Б в полётной конфигурации: раскрытие аэродинамических стабилизаторов второй ступени происходит после пуска ракеты

Пусковая установка 9П120 оперативно-тактического ракетного комплекса фронтового подчинения «Темп-С», ЦМВС

Блок сопел двигателей 2-й ступени ракеты 9М76

"... система управления ракеты автономная инерциальная с использованием гиростабилизированной платформы. На стартовом участке траектории корректировка курса производится поворотными соплами двигателя первой ступени. Решетчатые аэродинамические стабилизаторы служат для стабилизации ракеты на атмосферном отрезке траектории (раскрываются во время старта, неуправляемые). Наведение ракеты осуществляется прицеливанием на стартовом столе, аналогично прицеливанию ракет 8К14 комплекса 9К72 . Система управления ракеты создана в НИИ-592 под руководством Семихатова Н.А. (в последствии - академика). Разработка командных гироскопических приборов (КГП) - НПО Электромеханики (г.Миасс).

Работы по созданию РДТТ и собственно ракеты "Темп-С" начаты после разработки в НИИ-125 (позже переименовано в НИХТИ, а позже - в НПО "Союз", г.Люберцы, ныне - ФЦДТ "Союз", г.Дзержинский) под руководством Б.П.Жукова рецептуры смесевого твердого топлива в 1961 г. Постановлением Совмина СССР от 4 апреля 1961 г. на Павлоградском химическом заводе начато строительство производственной базы для изготовления зарядов из смесевых твердых ракетных топлив (СТРТ) и изготовления снаряжения корпусов и ракетных двигателей массой от 1 кг до 50000 кг (источник). Техническое задание на создание двигателя с зарядом смесевого твердого топлива на полиуретановой основе ПЭУ-7ФГ массой 4000 кг сформулировано в мае 1962 г. Натурные испытания РДТТ прошли впервые в ноябре 1962 г. Корпус двигателя изготовлен из стеклоткани методом намотки
".
Источник: Комплекс 9К76 Темп-С, ракета 9М76 - SS-12 / SS-22 SCALEBOARD | MilitaryRussia.Ru

Пусковая установка 9П71 и ракета 9М714 комплекса ОТР-23 «Ока» (9K714)

На снимке рядом - подвижная пусковая установка 9П71 оперативно-тактического ракетного комплекса 9К714 «Ока». Комплекс принят на вооружение в 1983 г., произведено 102 ПУ, ликвидирован по договору о ликвидации РСМД от 1987 года. Предназначался для замены ракетных комплексов 9К72 «Эльбрус» с ракетой Р-17.
Оперативно-тактическая ракета 9М714 могла оснащаться тремя типами головных частей: ядерная 9Н74Б (ракета 9М714Б), мощностью 10-50 кТ, кассетная 9Н74К массой 715 кг, 9Н63 (ракета 9М714Б1) - термоядерная с зарядом АА-75 мощностью 200 кТ. Смена боевой части производится за 15 минут. Система управления – автономная инерциальная (КВО – 350 м). Дальность стрельбы: максимальная: ОТР 9М714Б с головной частью 9Н74Б – до 400 км, максимальная ОТР 9М714К с головной частью 9Н74К– до 300 км, минимальная – 50 км. Максимальная высота траектории – 120 км. Время развертывания с марша – 5 минут. Подъем ракеты – за 20 секунд до пуска.

"Серийное производство ракет велось на Воткинском машиностроительном заводе начиная с 1976 г., СПУ и машины обеспечения - на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения (с 1979 г. по 1987 г.).
В структуре ВС СССР комплекс предполагалось использовать в качестве высокоточного боевого элемента разведывательно-ударных (РУК) и разведывательно-огневых (РОК) комплексов. Комплекс 9К714 "Ока" принят на вооружение в 1980 г. и начал поступать в войска частично заменяя собой комплексы 9К72 SCUD-B. первой ракетной бригадой вооруженной комплксом стала 189-я ракетная бригада (п.Станьково, Белорусский ВО) сформированная на базе окружной РБР. В 1981 г. комплекс был обнаружен западными разведывательными средствами и идентифицирован как SS-23 SPIDER. В декабре 1987 г. комплекс попал под ограничения Договора о сокращении РСМД и был сокращен. Работы над модификацией "Ока-У" были прекращены в 1987 г. на стадии подготовки к серийному производству и принятию на вооружение.
...
Система управления ракеты - 9Б81 - автономная инерциальная (разработка ГосНИИАГ), коррекция траектории осуществляется на активном участке с помощью поворотных сопел двигателя и на протяжении всего полета с помощью решетчатых аэродинамических рулей. В состав управляющего оборудования входят командно-гироскопический прибор (КГП) 9Б86 (разработан НПО Электромеханики, г.Миасс) с гиростабилизированной платформой на которой установлены датчики угловых скоростей и ускорений, а так же датчики НИС (нуль-индикаторы скорости - для определения боковых скоростей); цифровое вычислительное устройство 9Б84, аналоговый вычиситель 9Б83, блок автоматики 9Б85 и блок управления электропитанием 9Б813. НИСы так же используются для горизонтирования платформы т.к. реагируют в т.ч. на земное тяготение.
Рулевые машинки с газодинамическим движителем (от газового генератора, работу которого можно определить по дыму перед стартом). Отделение БЧ происходит за пределами атмосферы на нисходящем участке траектории. Траектория конечного этапа полета БЧ - почти вертикальное падение. Для оснащения БЧ ОТР «Ока» в ГосЦНИРТИ (главный конструктор И.Куприянов) был создан комплекс средств преодоления ПРО (предположительно ложные БЧ, средства постановки пассивных помех). Сектор наведения ракеты при старте 180 град. Система прицеливания на СПУ - оптико-электронная 9Ш133 (аналогична системе прицеливания ОТР «Точка»).
"
Комплекс 9К714 Ока, ракета 9М714 - SS-23 SPIDER | MilitaryRussia.Ru

Пусковая установка 9П71 и ракета 9М714 комплекса ОТР-23 «Ока» (9K714), ЦМВС

Самоходная пусковая установка 9П71 выполнена на четёрхосном плавающем шасси БАЗ-6944

Пусковая установка 9П71 и ракета 9М714 комплекса ОТР-23 «Ока» (9K714), ЦМВС

Ракета 9М714

Пусковая установка 9П71 и ракета 9М714 комплекса ОТР-23 «Ока» (9K714), ЦМВС

Двигательный отсек с сопловым блоком с решётчатыми аэродинамическими рулями

"Боевые части: по данным СМИ при разработке БЧ учитывался фактор радиолокационной заметности. Форма БЧ и расположение центра тяжести обеспечивают аэродинамическую стабилизацию БЧ на конечном участке полета. Для компенсации массы ядерного заряда, который по габаритам находится в широкой части конуса БЧ, в носовой части БЧ располагается компенсирующий груз. БЧ соединялась с ракетным блоком ракеты через переходный отсек, который у БЧ разного типа отличался. В случае с ядерными БЧ в переходном отсеке размещались (по состоянию на середину 1980-х годов) обрезки фольги, пружинные самораскрывающиеся отражатели, малогабаритные источники активных помех и ложная БЧ (имитатор БЧ).
Переходный отсек монтировался с БЧ на заводе-изготовителе и отдельно в войска не поставлялся. Конструкция переходного отсека ядерных БЧ 9Б513 отличается от конструкции переходного отсека других типов БЧ. При создании ракеты и комплекса предусматривалась возможность раскрутки БЧ после отделения от носителя с целью улучшения точности. В переходный отсек ядерной БЧ перпендикулярно оси изделия установлены два двигателя раскрутки, однако к системе управления они не подключены и не использовались в серийных БЧ т.к. в процессе испытаний улучшения точности БЧ не произошло.
...
На вооружении ВС СССР состояли ракеты 9К714К с БЧ 9Н74К оснащаемыми самонаводящимися кумулятивно-фугасными боевыми элементами, которые в полете вращаются вокруг своей оси в поисках массы металла. Если при подлете к земле масса металла была обнаружена, то на низкой высоте срабатывает двигатель, направляющий суббоеприпас к цели, которая поражается кумулятивной струей. Если цель не обнаружена, то происходит подрыв боевого элемента при ударе о землю как обычного осколочно-фугасного боеприпаса. Если взрыватель при ударе о землю не сработал, то по прошествии некоторого времени срабатывает взрыватель самоуничтожения
"
Комплекс 9К714 Ока, ракета 9М714 - SS-23 SPIDER | MilitaryRussia.Ru

Пусковая установка 15У106 комплекса 15П645 «Пионер» с БРСД 15Ж45

Пусковая установка 15У106 комплекса 15П645 «Пионер» с БРСД 15Ж45, ЦМВС

Пусковая установка 15У106 комплекса 15П645 «Пионер» с БРСД 15Ж45

Пусковая установка 15У106 комплекса 15П645 «Пионер» с БРСД 15Ж45, ЦМВС

Пусковая установка 15У106 выполнена на базе шестиосного длиннобазного шасси МАЗ-547В

Противокорабельная крылатая ракета П-5

Противокорабельная крылатая ракета П-5, ЦМВС

Противокорабельная крылатая ракета П-5

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-9А

Слева от входа в здание музея установлен габаритно-весовой макет межконтинентальной баллистической ракеты первого поколения Р-9А. Всего выпущено 70 серийных МБР Р-9 и Р-9А. Все они произведены на Куйбышевском авиационном заводе №1 (в декабре 1961 года переименован в завод «Прогресс»). Вот что пишет Борис Евсеевич Черток об имевшей место конкуренции кислородно-керосиновых ракет Королёва и изделий Янгеля на компонентах диметилгидразин/азотная кислота: "По числу ШПУ, дежуривших в ожидании возможной ядерной войны, Р-9А сильно-отстала от шахтного варианта Р-16У, которая была принята на вооружение в июле 1963 года, на два года раньше Р-9. Ракета Р-16 имела полностью автономную систему управления. КВО головных частей составляло 2700 метров. Ракета могла оснащаться легкой головной частью мощностью 3 мегатонны и тяжелой — мощностью 6 мегатонн. Когда разгорелись споры о преимуществах и недостатках ракет на высококипящих компонентах по сравнению с кислородными, мы отбивались тем, что у Р-16 время готовности практически ненамного меньше, чем у девятки. Р-16 не могла долго находиться в заправленном состоянии — агрессивные компоненты способны были привести в негодность арматуру. Поэтому ракеты дежурили с пустыми баками. Хотя Р-16 стала базовой ракетой для формирования мощных соединений РВСН, но она к 1965 году, так же как и Р-9А, по многим показателям уступала американским межконтинентальным ракетам. Р-9А и Р-16 следует отнести к первому поколению наших межконтинентальных ракет, находившихся длительное время на боевом дежурстве."

Итак, двухступенчатая Р-9А стала последней кислородно-керосиновой ракетой. Из этой концепции было выжато всё возможное. Следующие поколения МБР были либо твёрдотопливными, либо использовали высококипящее топливо. Что же касается музейного экспоната, то с 1965 года на этом месте находился габаритно-весовой макет одноступенчатой баллистической ракеты средней дальности Р-5М - первой советской ракеты, получившией ядерную головную часть. Р-9А установили возле музея уже в 1980-ых годах.

Пусковая установка оперативно-тактического ракетного комплекса 2К16 «Луна» с ракетой 3Р9

Пусковая установка оперативно-тактического ракетного комплекса 2К16 «Луна» с ракетой 3Р9

Ракета Р-17 (8К14) комплекса 9К72

Ракета Р-17 (8К14) комплекса 9К72

Отечественная ракетная система СС-20 и американская Першинг-2

Отечественная ракетная система СС-20 и американская Першинг-2

Межконтинентальная балистическая ракета Р-9А

МБР Р-9А. Отлично видна ажурная переходная ферма между первой и второй ступенями

Первая советская ракета подводного старта Р-21 (комплекс Д-4, подводные лодки пр.629А и 658М)

Первая советская ракета подводного старта Р-21 (комплекс Д-4, подводные лодки пр.629А и 658М)

130-мм зенитная пушка КС-30, ЦМВС

130-мм зенитная пушка КС-30

"Красота и строгость форм «девятки» дались не даром. Борьба с лишними килограммами сухой массы велась непримиримо. Мы боролись за километры дальности жесткой весовой политикой и совершенствованием параметров всех систем. Глушко, несмотря на страх перед самовозбуждением колебаний «высокой частоты», увеличил давление в камерах по сравнению с «семеркой» и спроектировал двигатель РД-111 для «девятки» очень компактным, по размерам почти таким же, как РД-107 «семерки». Он развивал тягу у земли 140 тс (двигатель РД-107 — 82 тс), давление в камере достигало 80 атмосфер (у РД-107 — 60 атмосфер). Повышение давление и было одной из возможных причин возникновения «высокой частоты». РД-111 имел четыре камеры сгорания при одном, как и у РД-107, общем турбонасосном агрегате (ТНА). Принципиально новым было то, что камеры устанавливались на двигательной раме в подшипниках, оси которых располагались в плоскостях курса и тангажа. Путем поворота камер гидравлическими рулевыми машинами центрального привода на участке траектории первой ступени достигалось полное управление полетом.
ТНА очень компактно располагался над камерами и был связан с ними гибкими сильфонными шлангами. В отличие от двигателей «семерки» для привода ТНА не требовалась перекись водорода. Газ для привода турбины вырабатывался в газогенераторе за счет сжигания небольшой части топлива. Первичная раскрутка ТНА производилась пороховьм стартером. Для регулирования двигателя по тяге и соотношению компонентов мы разработали специальные электроприводы.
Чтобы использовать все топливо, не оставляя сотни килограммов в виде «гарантийных запасов», мы разработали ДРОБ — дискретную (по современной терминологии — цифровую) систему регулирования опорожнения баков. Константин Маркс, Павел Кулиш и Владимир Вороскалевский имели все основания гордиться емкостными датчиками в баках и транзисторной логикой. Система оказалась надежнее и проще, чем аналогичная у «семерки». Революционное предложение по центральному приводу для качания камер двигателя кроме всех прочих преимуществ дало возможность снизить емкость и существенно уменьшить массу бортовых батарей.
Еще одним революционным предложением был ЖБК — желоб бортовых коммуникаций. В этом желобе, протянувшемся по образующей от второй ступени до стартового стола, были проложены гидравлические и электрические коммуникации, необходимые для связи ракеты с «землей» до самых последних секунд. Обычно для связи с «землей» многочисленные трубки и кабели тянутся к наземному оборудованию по конструкции ракеты и летят затем вместе с ракетой ненужным в полете грузом. «Все, что не требуется в полете, не должно улетать» — под таким лозунгом мы «переселили» с «борта» в ЖБК сотни килограммов всяческих коммуникаций. Сам ЖБК внушительных размеров отстреливался от ракеты и с грохотом стукался о бетон стартовой площадки за секунды до взлета.
Ажурная ферма соединяла вторую ступень с первой. После разделения ступеней сбрасывалась конструкция хвостовой части второй ступени. В полете вторая ступень таким образом сразу облегчалась на 800 кг. Двигателю Косберга тягой 30 тонн второй ступени «девятки» предстояло надолго войти в историю космонавтики. После доработки вторая ступень с этим двигателем заняла место третьей ступени ракеты «Союз», получив наименование блок «И». Косберг создал надежный кислородно-керосиновый двигатель. Отработанный в турбонасосном агрегате двигателя генераторный газ использовался в качестве рабочего тела в рулевых управляющих соплах. После двух недель наземных тренировок и устранения замечаний первый пуск первой ракеты Р-9 был назначен на 9 апреля 1961 года. Это совпадало с самыми напряженными днями подготовки к пуску Гагарина.
"
Источник: Борис Евсеевич Черток. «Ракеты и люди»

Паровоз бронепоезда «Красновосточник»

Бронепаровоз ОВ №5067, 1896г входил в состав бронепоезда 'Красновосточник' (постройка 1917г, 1943 - глубокая модернизация в депо Москва-Курская.

Бронепаровоз ОВ №5067, 1896г входил в состав бронепоезда 'Красновосточник' (постройка 1917г, в 1943 - глубокая модернизация в депо Москва-Курская)

Бронепаровоз ОВ №5067, 1896г входил в состав бронепоезда 'Красновосточник' (постройка 1917г, 1943 - глубокая модернизация в депо Москва-Курская.)

Паровоз бронепоезда «Красновосточник»

Трофейная немецкая 37-мм спаренная корабельная автоматическая пушка Flak-42

Трофейная немецкая 37-мм спаренная корабельная автоматическая пушка Flak-42

Ракета оперативно-тактического комплекса, ЦМВС

Ракета оперативно-тактического комплекса