Немецкая бронетехника. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Местоположение: Московская область, Одинцовский р-н, г. Кубинка-1. Официальный сайт Танковый музей Кубинка. Проезд пригородным поездом от Белорусского вокзала до станции Кубинка, далее - на маршрутном такси №59 до остановки «Танковый музей».

"До наших дней сохранилось всего 3 комплектных экземпляра Pz.Kpfw.I Ausf.B. Один из них находится в Испании, один в США, а третий на экспозиции парка "Патриот". Из этих трех машина, находящаяся в России, самая интересная и загадочная. Он имеет серийный номер 16208, выпущен на заводе MIAG. Самое занятное то, что формально это не Pz.Kpfw.I Ausf.B. Это машина, которая официально именовалась Schulfahrzeuge, то есть «учебная машина». Фактически же это был всё тот же Pz.Kpfw.I Ausf.B, у которого на месте подбашенной коробки ставились ограждения. Также немного отличалась надмоторная плита, у которой рымы были перенесены с бортов на крышу, а саму её делали из неброневой стали. Всего было построено 295 Schulfahrzeuge. Последние 17 учебных танков с номерами 16201–16217 выпустили на MIAG. находящаяся в экспозиции машина относится именно к этому типу. Как правило, считается, что эти танки выпускались исключительно для учебных целей и в боевых действиях участие не принимали. Но что имеем, то имеем - танк вполне себе боевой и захвачен в бою.
...
Откуда же он появился? Дело в том, что часть Pz.Kpfw.I Ausf.A, помимо уже упоминавшихся 150 1.Serie/La.s., переделали в учебные танки путём демонтажа подбашенных коробок с башнями. В результате образовался весьма немалый запас башен и подбашенных коробок. Естественно, возникла логичная идея под них выпустить дополнительную серию шасси. Так появились машины, которые формально не назывались Pz.Kpfw.I Ausf.B, но в реальности были им почти идентичны (кроме того, что имели башни от Pz.Kpfw.I Ausf.A). Обозначались такие танки Umsetz-Fahrzweuge, то есть «переделанная машина». Внешне они полностью повторяли Pz.Kpfw.I Ausf.B, находящийся в парке «Патриот». Отличить их от обычных Pz.Kpfw.I Ausf.B легко, достаточно взглянуть на башню. У Pz.Kpfw.I Ausf.B рымы находятся на крыше башни, а у Pz.Kpfw.I Ausf.A - на бортах.
Еще одним занятным фактом является информация, что танк был плавающим. Никакой информации, кроме того, что в 18 ТД было 6 Pz.Kpfw.I, нет. Тем не менее, танк из парка "Патриот", и Pz.Kpfw.I Ausf.B со странным "обвесом", который стоял на трофейной выставке в Парке культуры им. Горьково - это одна и та же машина."
Источник: Pz.Kpfw.I Ausf.B из парка "Патриот": yuripasholok

Pz.Kpfw.I Ausf.B, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Лёгкий танк Pz.Kpfw.I Ausf.B (Sd.Kfz.101)

Pz.Kpfw.I Ausf.F, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Лёгкий танк Pz.Kpfw.I Ausf.F (Sd.Kfz.101)

Pz.Kpfw.II Ausf.F, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Лёгкий танк Pz.Kpfw.II Ausf.F (Sd.Kfz.121)

Pz.Kpfw.III Ausf.J1, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Средний танк Pz.Kpfw.III Ausf.J1 (Sd.Kfz.141/1)

Pz.Kpfw.I Ausf.F с серийным номером 150 329, выпущенный в ноябре 1942 года, находился в составе 2-й полицейской танковой роты. Действовала она в Беларуси совместно с 4-м полицейским полком СС. Машину захватили в июне 1944 года.
Дополнительно:
Карманный «Тигр» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Тяжёлая поступь лёгкого танка | Военно-исторический портал Warspot.ru
Второй раз в лёгкий класс | Военно-исторический портал Warspot.ru
Ариец польского отжима | Военно-исторический портал Warspot.ru

Самоходные артиллерийские установки

Sd.Kfz.131, 75-мм противотанковая самоходная установка «Marder II» (Куница), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Sd.Kfz.131 75-мм противотанковая самоходная установка «Marder II» (Куница)

Sd.Kfz.124, 105-мм самоходная гаубица «Wespe» (Оса), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Sd.Kfz.124 105-мм самоходная гаубица «Wespe» (Оса)

Штурмовая мортира 38 cm RW61 auf Sturmmorser Tiger (Штурмтигр или Sturmpanzer VI), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Штурмовая мортира 38 cm RW61 auf Sturmmorser Tiger

150-мм штурмовое орудие Sturmpanzer IV (союзники дали кличку «Brummbar» - Ворчун), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Sd.Kfz.166 150-мм штурмовое орудие Sturmpanzer IV

"С немецкой стороны до наших дней дожило несколько участников Курской Дуги, но с южного фаса всего один. Возможен второй, но в случае с Nashorn это не точно. А вот Wespe точно оттуда. Выпущена машина была в апреле 1943 года, номер шасси 31081. Далее самоходную установку направили в дивизию СС Das Reich. Там машина получила имя собственное Prag, как и все остальные Wespe, которые там служили. Курскую Дугу машина пережила, отжали ее в конце 1943 года."
"Каким он парнем был": yuripasholok

 , Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Sd.Kfz.173 88-мм противотанковая самоходная установка Jagdpanther

Носитель (waffentragen) 88-мм противотанковой пушки РаК 43 L/71, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Носитель (waffentragen) 88-мм противотанковой пушки РаК 43 L/71

Sd.Kfz.142/1 75-мм штурмовое орудие StuG III Ausf.G, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Sd.Kfz.142/1 75-мм штурмовое орудие StuG III Ausf.G

Sd.Kfz.184 88-мм противотанковая самоходная установка «Ferdinand» (захвачен под Курском), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Sd.Kfz.184 88-мм противотанковая самоходная установка «Ferdinand»

600-мм самоходная осадная мортира Karl-Gerat 040 «Adam»

600-мм самоходная осадная мортира Karl-Gerat 040 «Adam», Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

600-мм самоходная осадная мортира
Karl-Gerat 040 «Adam»

Sd.Kfz.181 Тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E

"В России до наших дней дожило два немецких тяжелых танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Один из них с августа 2016 года стоит в новой экспозиции парка "Патриот". Машина все еще выкрашена в цвета 505-го ТТБ, но принадлежит явно не этой части. Известно, что прибыла она в Кубинку в феврале 1944 года со 2-го Украинского Фронта. В Кубинке было 6 или 7 тигров. Оставили один."
Источник: Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, парк "Патриот": yuripasholok

"После далеко не самого удачного дебюта подо Мгой активность 502-го танкового батальона на некоторое время сошла на нет. Вновь в бой батальон был введен 13 января 1943 года. За день до того началась операция «Искра», целью которой был прорыв блокады Ленинграда. Первые боевые потери батальон понёс 17 января: не повезло машинам с серийными номерами 250003 и 250006, одна из которых застряла, а вторая получила попадание в башню. Также у второй машины вышла из строя трансмиссия. Оба танка подорвали.
...
Понимая, что ситуация вокруг Рабочего поселка №5 накаляется, командование батальона 17 января отправило в помощь один Pz.Kpfw.III и два Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E (последние, впрочем, подошли позже). Получив подкрепление, немцы решили провести разведку боем. Рано утром 18 января три Pz.Kpfw.III вместе с пехотой снялись с позиций. Судьбе было угодно, чтобы у командования советской 61-й танковой бригады в это же время также возникла идея провести разведку боем. Отряд лыжников поддерживал танк Т-60 под командованием лейтенанта Л.И. Осатюка. Примерно в 7:30 утра произошла неожиданная встреча. Разумеется, с немецкими Pz.Kpfw.III лёгкий Т-60 ничего сделать не мог, так что Осатюк скомандовал механику-водителю, старшине И.М. Макаренкову: «Ваня, танцуй!»
Виртуозно управляя танком, Макаренков уходил от погони. Вдвоем с Осатюком они заманили немецкие танки на позиции противотанковой батареи. В результате два Pz.Kpfw.III были уничтожены, а третий хоть и ушел, но недалеко. Этот эпизод стал первым в серии неудач, которые преследовали немцев в Рабочем поселке №5. Избавившись от преследователей, Осатюк открыл огонь по вражеской пехоте, а затем последовала советская атака. В ее ходе пять Т-60 было подбито и один сгорел. Но соседние бригады поддержали наступление, немцы в связи с этим были вынуждены оголить линию обороны и потерпели поражение. Рабочий поселок №5 к 12:00 18 января был взят.
В руках красноармейцев оказался брошенный Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E с башенным номером 121 и серийным номером 250004. Согласно немецким данным, у него сломался двигатель и вышел из строя радиатор. Судя по советскому описанию, немецкая информация близка к истине. В момент захвата танк находился в ремонте.
И это был не финал в череде неприятностей 502-го танкового батальона. Не зная, что Рабочий поселок №5 захвачен, к нему выдвинулся командирский танк с башенным номером 100 и серийным номером 250009. Немного не доезжая поселка, танк свернул с дороги и угодил в торфяную разработку. Экипаж покинул машину и пошел в сторону поселка. Поняв, что впереди совсем не немцы, экипаж танка ретировался. Так Красная армия заполучила два «Тигра», один из которых немцы сломали, а второй и вовсе потеряли невредимым. Вместе с танками красноармейцам достались еще и документы, включая краткую инструкцию и путевой лист
".
Источник: Тяжёлый трофей | Warspot.ru

Sd.Kfz.186 12,8-cm тяжёлая противотанковая САУ Panzerjager Tiger

тяжёлая противотанковая САУ Panzerjager Tiger, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Основное вооружение САУ — противотанковая пушка Pak 44 L/55 калибра 128 мм. Тяжёлое орудие смонтировано на специальной тумбе, которая устанавливалась на полу боевого отделения

тяжёлая противотанковая САУ Panzerjager Tiger, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Пушка оснащалась конической маской типа Saukopf («свиная голова»)

тяжёлая противотанковая САУ Panzerjager Tiger, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Верхний лобовой лист имел толщину 150 мм при наклоне в 50 градусов, нижний — 120 мм с таким же наклоном

тяжёлая противотанковая САУ Panzerjager Tiger, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Корпус заимствован от танка «Королевский тигр», с удлинением на 300 мм из-за больших размеров рубки

Sd.Kfz.182 Тяжёлый танк Pz.Kpfw.VI Ausf. B Tiger II (Konigstiger)

Sd.Kfz.171 Средний танк PzKpfw V Ausf.G Panther

"В годы Второй мировой войны немецкая промышленность создала три образца бронетанковой техники, которые существенно повлияли на мировое танкостроение. Появление тяжёлого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E враз сделало устаревшими все танки антигитлеровской коалиции. Немногочисленная самоходная установка Ferdinand заставила серьёзно скорректировать программу советского танкостроения. Третьим был средний танк Pz.Kpfw.Panther, по влиянию на танкостроение вполне сопоставимый с «Тигром».
Появившись на Курской дуге, этот танк оказался крайне неприятным сюрпризом для Красной армии и её союзников. Несмотря на имевшиеся недостатки, эта машина заслуженно претендует на звание лучшего немецкого танка военного периода. «Пантера», превосходя «Тигр» по вооружению и уровню защиты в лобовой проекции, была значительно более многочисленной. При разработке новых типов средних и тяжёлых танков конструкторы целого ряда стран ориентировались именно на «Пантеру»
"
Источник: Страшнее кошки зверя нет | Warspot.ru

Дистанционно-управляемые носители взрывчатки

Дистанционно-управляемая по радио  танкетка Sd.Kfz 301 Ausf.С, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Радиоуправляемая танкетка Borgward-IV (Sd.Kfz 301 Ausf.С)

Самоходная мина «Goliath» (Sd.Kfz.303, V-Motor - с двигателем внутреннего сгорания), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Самоходная мина «Goliath» (Sd.Kfz.303, V-Motor - с двигателем внутреннего сгорания)

Самоходная мина «Goliath» (Sd.Kfz.303, V-Motor - с двигателем внутреннего сгорания), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Самоходная мина «Goliath» (Sd.Kfz.303, V-Motor - с двигателем внутреннего сгорания)

Самоходная мина «Goliath» (Sd.Kfz.302, E-Motor - электромотор), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Самоходная мина «Goliath» (Sd.Kfz.302, E-Motor - с электродвигателем)

Бронированный минный трал Minenraumer фирмы Alkett (заводское обозначение Vs.Kfz.617)

"В 1942 г. в Германии был разработан экспериментальный образец противоминного трала, который получил обозначение Alkett VsKfz 617/NK-101 Minenraumer. Машина была построена на заводе фирмы «Алкетт» и предназначалась для проделывания проходов в минных полях."
Ходовая часть имела два ведущих колеса в передней части и задний каток, с помощью которого осуществлялось управление. Для обороны экипажа немецкие инженеры установили башню серийного немецкого танка Panzer I с двумя пулеметами калибра 7,92 мм. Хотя вес каткового минного трала составлял немногим менее, чем 40 тонн, вскоре после начала испытаний была выявлена проблема избыточного удельного давления на грунт, не говоря о таких недостатках, как низкая скорость, отсутствие амортизации и сложность управления машиной. Из-за конструктивных недоработок на вооружении Вермахта трал не состоял и в боях никогда не использовался. Единственный выпущенный образец немецкого минного трала Alkett VsKfz 617/NK-101 Minenraumer находится в коллекции «Центрального музея бронетанкового вооружения и техники» в г. Кубинка.
Противоминный трал Alkett VsKfz 617/NK-101 Minenraumer

Бронированный минный трал фирмы Alkett (заводское обозначение Vs.Kfz.617), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Изначально половину танкового корпуса T-I дополняло утраченное моторно-трансмиссионное отделение с двигателем и третьим колесом (в 1947 году на испытаниях в Кубинке машина была комплектна)

Бронированный минный трал фирмы Alkett (заводское обозначение Vs.Kfz.617), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Чтобы после каждого подрыва мины не менять все колесо, на ободе размещены трапециевидные опорные платформы

Бронированный минный трал фирмы Alkett (заводское обозначение Vs.Kfz.617), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Минный трал был оснащен тремя колесами. Передние два были ведущими (на фото), а заднее управляемое (утрачено) было в два раза меньше

Машина наблюдателя Kugelpanzer, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Kugelpanzer — предположительно это подвижный наблюдательный пункт для корректировки огня артиллерии. Разработан в 1930-ых годах. Точное назначение неизвестно

"С конструкторской точки зрения Kugelpanzer представляет собой шарообразную машину, двигатель которой вращает две полусферы, выступающие в роли колес. Предусмотрено одно место для водителя, а также смотровое отверстие и рулевое заднее колесо. По различным данным танк планировалось применять как легкую (5-мм броня) боевую машину для корректировки артиллерийского огня. Об этом говорят сами сотрудники музея в Кубинке. По другой версии танк мог использоваться для тарана пехотных частей корпусом (вес агрегата 1,8 тонны).
Существует также и третья версия, которая выглядит наиболее реалистично на фоне остальных. Для корректировки артогня использовались легкие танки классического исполнения, по внешнему виду которых невозможно было распознать в них корректировщиков, – это было тактической уловкой. Поэтому изобретение такой необычной конструкции для танка, выполняющего функции наводчика, было весьма неразумным и сомнительным решением. А вот если посмотреть для сравнения на прокладчиков телефонных кабелей, в качестве которых Германия применяла легкие мотоциклы и вездеходы, что нередко подвергались партизанскому обстрелу, то, в связи с этим, подвижный шар с 5-мм броней выглядит весьма удачным решением для выполнения именно этой функции.
Но это всего лишь предположение, основанное на анализе исторических фактов. На деле же никаких официальных документов или свидетельств, подтверждающих истинное предназначение Kugelpanzer’а, нет. Лишь скупая маркировка на его борту: «Экземпляр 37».
"
Kugelpanzer | Warspot.ru

7,5-cm лёгкая противотанковая САУ «Hetzer», Sd.Kfz.138/2

"Широко известный под фронтовым прозвищем Hetzer, истребитель танков Jagdpanzer 38 часто называют чуть ли не чудо-оружием, которое могло бы серьёзно повлиять на ход мировой войны, появись оно на полях сражений немного раньше. Конечно, Jagdpanzer 38 был действительно удачной машиной. В его весовой категории практически не было бронемашин с настолько удачным сочетанием достаточно мощной брони, установленной под рациональными углами наклона, сильного вооружения и относительно низкого силуэта. Но переоценивать эту машину не стоит. Ведь Jagdpanzer 38 был одним из образцов эрзац-техники, призванных замедлить неумолимое приближение линии фронта к границам Германии."
Эрзац-истребитель | Warspot.ru

Лёгкая самоходная артиллерийская установка «Hetzer», Sd.Kfz.138/2, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

75-мм пушка PaK 39/2

Причины появления новой машины: "Шасси лёгких танков Pz.Kpfw.II и Pz.Kpfw.38(t), несмотря на то, что базовые машины безнадёжно устарели уже к началу 1942 года, пользовались стабильным спросом со стороны вермахта и во второй половине войны. Созданные на их основе шасси использовались для создания самоходных установок Wespe, Marder III и Grille. В качестве базы для самоходных гаубиц шасси этих танков подходили вполне неплохо. Совсем иначе дела обстояли с противотанковой САУ Marder III. Высокая машина являлась хорошей мишенью, а броня защищала её разве что от стрелкового вооружения. Безусловно, даже такая САУ была лучше буксируемой противотанковой пушки. Тем не менее снижение силуэта противотанковой САУ оставалось актуальной задачей для немецких конструкторов.
Но главная причина появления героя этой статьи была другой. Ведь немецкая промышленность уже выпускала машины, которые и по защищённости, и по незаметности на поле боя явно превосходили Marder III. Речь идёт о StuG 40 Ausf.G. С марта 1943 года ежемесячный выпуск этих машин превысил отметку в 200 единиц, а в сентябре Alkett и MIAG совместно изготовили 345 штук. В октябре удалось сдать почти 400 StuG 40 Ausf.G, после чего рост рекордов производства оказался пресечён британским Бомбардировочным командованием: 23 и 26 ноября завод Alkett в Шпандау подвергся массированной бомбардировке. Производство удалось частично восстановить на резервной площадке, но темпы оказались совсем не те.
"
Эрзац-истребитель | Warspot.ru

Основные недостатки лёгкой противотанковой САУ: "Серьёзная перегрузка носовой части машины стала причиной многочисленных поломок рессор подвесок передних опорных катков. Проблему удалось частично решить только в сентябре 1944 года после ввода усиленных рессор для подвески передних опорных катков, а также облегчения орудийной установки.
Другую проблему решить не удалось. Называлась она «слабый мотор». Существенное, по сравнению с исходным проектом, увеличение массы привело к тому, что удельная мощность машины составляла всего 10 л.с. на тонну. Для сравнения, Marder III поздних серий имел удельную мощность 14,5 лошадиных сил на тонну, а StuG 40 Ausf.G — 11,3 лошадиных силы на тонну. Рассказы про шустрый истребитель танков можно оставить на совести сочинителей таких историй.
Немало вопросов имелось и к боевому отделению машины. Низким Jagdpanzer 38 можно назвать с большой натяжкой. Высота САУ составляла 2,1 метра, практически столько же, сколько StuG 40 Ausf.G и более чем на четверть метра выше Jagdpanzer IV. К слову, танк Pz.Kpfw.38(t) был выше своего «потомка» меньше чем на 15 сантиметров. При этом боевое отделение истребителя танков оказалось не особенно просторным.
Из-за небольших габаритов шасси классическую для немецких САУ схему размещения экипажа (механик-водитель, наводчик и командир слева, заряжающий справа) здесь использовать не удалось. Командира пришлось размещать справа, вытиснув максимально назад, чтобы он не мешал заряжающему. В результате место командира у Jagdpanzer 38 было едва ли не худшим среди немецких истребителей танков. Единственный смотровой прибор командира размещался сзади таким образом, что, не вылезая из рубки, он мог смотреть лишь назад. Для того, чтобы смотреть вперёд, командир должен был открыть люк и, рискуя получить пулю в лоб, высунуться наружу. В распоряжении командира имелась и панорама, но чтобы её вытащить, всё равно требовалось открыть люк.
Существовала и ещё одна проблема. Корпуса Jagdpanzer 38 собирались на четырёх фирмах, две из которых располагались на территории оккупированной Чехии. Так вот, чешские корпуса, особенно те, что производились фирмой POLDI Hutte из города Кладно, отличались хрупкой бронёй. На этот раз речь шла не о саботаже — это была известная проблема чешской брони. В результате лобовая броня надёжно защищала Jagdpanzer 38 от снарядов калибра 75-76 мм, то есть американской 75-мм пушки M3 и советской 76-мм пушки Ф-34. Такую же броню изначально имела и Jagdpanzer IV.
Весной 1944 года на вооружение Красной армии стали поступать Т-34-85, а летом 1944 года американские войска впервые применили Medium Tank M4A1(76)W с 76-мм орудиями. Брони толщиной 60 мм даже под наклоном стало не хватать для надёжной защиты, поэтому у Jagdpanzer IV её усилили до 80 мм. На Jagdpanzer 38 этого уже сделать было нельзя, потому что носовая часть и так была перегружена. Более крупные и тяжёлые снаряды стали проламывать броню, и даже при рикошетах она трескалась или давала внутренние отколы.
Так, например, была потеряна машина, ныне находящаяся в парке «Патриот». Судя по всему, в её борт попали из крупнокалиберного пулемёта. Пробития не произошло, зато образовались вторичные осколки, которые, судя по всему, поразили механика-водителя.
Ближе к концу войны проблемы появились и у немецких корпусов. Повышенная хрупкость стала присуща и им. По этой причине на красивые графики со сравнением дальности пробития Jagdpanzer 38 и его оппонентов на поле боя стоит смотреть с определённой долей скепсиса.
"
Эрзац-истребитель | Warspot.ru

Носитель (waffentragen) 88-мм противотанковой пушки РаК 43 L/71

"... 4 октября 1944 года была принята так называемая «кризисная» программа производства танков, предполагавшая, помимо всего прочего, снятия с производства шасси Pz.IV. в результате, встал вопрос о том, чем заменить самоходные установки «Хуммель» и «На-схорн». Выход был найден в использовании для этого так называемых «ваффентра-геров» (Waffentrager) — специальных артиллерийских транспортеров или носителей оружия.
Разработка машин данного класса началась в Германии еще в конце 1942 года. Предполагалось спроектировать два варианта «ваффентрагеров»: первый, на котором планировалось установить 75-мм орудие L/70, 105-мм гаубицу FH 18 или 37-мм зенитку Flak 18, и второй, более тяжелый, для 88-мм орудия РаК 43, 150-мм гаубицы FH 43 или 128-мм пушки К 43.
Предполагалось, что для «ваффентрагеров» будет разработана единая ходовая часть специальной конструкции, в качестве силовой установки предполагалось использовать один из двигателей, находившихся в серийном производстве и обеспечивающим маршевую скорость машины не ниже 17 км/ч. Орудие должно было иметь горизонтальный обстрел в 360 градусов, а также легко сниматься с ходовой части силами экипажа и переставляться на обычный полевой лафет.
"
Источник: Максим Коломиец, «Последние танки Гитлера»

Носитель (waffentragen) 88-мм противотанковой пушки РаК 43 L/71, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Серийный образец «ваффентрагера» (носителя оружия) конструкции Ардельта

Носитель (waffentragen) 88-мм противотанковой пушки РаК 43 L/71, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

В ходовой части использовались цельнометаллические опорные катки, конструктивно похожие на катки самоходки «Хетцер», но без резиновых бандажей

Носитель (waffentragen) 88-мм противотанковой пушки РаК 43 L/71, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Вооружение состояло из 88-мм противотанковой пушки РаК 43, смонтированной на тумбовой установке в задней части корпуса

Носитель (waffentragen) 88-мм противотанковой пушки РаК 43 L/71, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Силовая установка - карбюраторный двигатель Maybach HL-42, установленный в передней части корпуса (такие двигатели мощностью в 100 л. с. использовались на БТР Sd. Kfz. 250 и 251)

"... помимо «ваффентрагеров» Ардельта с 88-мм орудием, предполагалось запустить в производство аналогичные машины, но с более мощными артсистемами. В конце 1944 года компания Krupp спроектировала несколько образцов, вооруженных 105 и 150-мм гаубицами, а также 128-мм противотанковой пушкой. В их конструкции использовались уже отработанные элементы «ваффентрагера» Ардельта, но с усиленной ходовой частью (по шесть опорных катков на борт). По схеме размещения вооружения (в корме машины за шитом) они также напоминали конструкцию Ардельта. В перспективе планировалось использовать в конструкции этих самоходок элементы от Jagdpanzer 38 D - элементы ходовой части и дизельный двигатель Tatra 103. Однако до конца войны завершить проектирование не удалось."
Источник: Максим Коломиец, «Последние танки Гитлера»

7,5-cm САУ StuG 40 Ausf.G

75-мм САУ StuG 40 Ausf.G, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Основное вооружение машины - длинноствольная пушка Stuk 40/L48 калибра 75 мм с длиной ствола 48 калибров

7,5-cm САУ StuG 40 Ausf. F/8

Средний танк Pz.Kpfw.III Ausf.J1 (Sd.Kfz.141/1)

"Стоящая в Кубинке "трешка" относится к одной из наиболее массовых модификаций - Ausf.J с пушкой KwK 39 L/60. Весной 1942 год эту версию переименовали в Ausf.L. Эти танки были основной немецких бронетанковых сил в 1942 году и именно им приходилось в основном воевать против наших КВ и Т-34. Война технику не щадит: до нашего времени дожил всего один Ausf.J с "длинной рукой". Да и то потому, что в 1942 году стал советским трофеем.
Серийный номер машины нанесен сотрудниками НИИБТ Полигона на лобовую часть корпуса. Он же находится на табличке внутри корпуса, а также продублирован на "ребре" слева от механика-водителя.
Серийный номер соответствует танку, выпущенному в декабре 1941 года заводом MAN в Нюрнберге. Это один из самых первых Pz.Kpfw.III Ausf.J с пушкой 5 cm KwK 39 L/60 выпущенных MAN. Более, того, по серийному номеру танк чуть постарше последних Pz.Kpfw.III Ausf.J с пушкой 5 cm KwK 38 L/42. Согласно документам, танк отправился в 15 танковый полк 11 танковой дивизии. Обстоятельства и время потери танка, неизвестны, но случилось это точно в 1942 году. Слева от смотрового прибора механика-водителя есть попадание от снаряда. Музейные экскурсоводы иногда трактуют именно его как причину выхода из строя. В ответ можно только улыбнуться и посоветовать для начала смотреть на попадание изнутри."
PzKpfw III Ausf.J из экспозиции ЦМ БТВТ: yuripasholok