Эпиграф: "В вашей галиматье, однако ж, есть идея"
М.Ю.Лермонтов, «Герой нашего времени»
Навигация:
О чём пойдёт речь?
1. Главный вопрос
2. Прогноз
2.1. Экономичный старый Nikon-овский телезум без встроенного мотора
2.2. Недорогие телезумы сторонних производителей
2.3. Фикс без встроенного мотора
2.4. На сцену выходит стая разношёрстых телеконверторов
2.5. Фикс со встроенным мотором
2.6. Что делать?
3. Зачем?
3.1. Фотоохота
3.2. Семейная хроника
3.3. Детские мероприятия
3.4. Любительский спорт
3.5. Отдых на море
3.6. Макросъёмка
3.7. Споттинг
4. Резюме
Дополнительно:
Занимательные кинологические опыты для фотолюбителей старшего среднего возраста
Невероятные приключения шотландского терьера в России
О первой встрече скотч-терьера, русской зимы и Nikon 70-200mm f/4G
Русская псовая борзая
Смотрим на птиц через Nikon 300mm f/4.0 AF-S
Птицы Кисловодска. Nikon D7000 и Nikkor AF 75-300mm f/4.5-5.6
Беличьи истории
Простейшие оптические фокусы с телеобъективами, собственным кошельком и фотокамерой Nikon
Нет-нет, мы тут не о профессиональном использовании оптики теледиапазона. Профи сами всё знают, умеют и понимают. Предлагаемое вашему вниманию руководство по хождению между грабель совершенно точно не для них. Цель косноязычного повествования гораздо скромнее: раскрыть глаза на дальнейший ход событий никонисту-любителю, несмело потянувшемуся в магазине за симпатичным чёрным длиннофокусным объективом. В первоначальном варианте статья содержала ценовую информацию, но когда я осознал, что жена тоже может читать эти строки, то спешно удалил шокирующие факты из сурового мира ценников и этикеток.
Вообще, под "телеобъективом" традиционно понимают любую оптику с фокусным расстоянием, превышающим нормальное. Так как я буду говорить о нормальных людях, а не о маньяках из клуба "Большой Формат" и не об экстремалах из банды "Средний формат", то, речь пойдёт о малоформатном кадре размером 24х36 мм. Для него нормальным считается объектив с фокусным расстоянием 50 мм. Для меня же телеобъективы на полном кадре и на кроп-камерах Nikon DX начинаются от 180 мм. Воспользуюсь же своим правом человека, узурпировавшего власть на данном конкретном сайте, и далее буду придерживаться именно этого критерия.
Первое что вы должны сделать с предельной откровенностью, это встать перед зеркалом и честно ответить отражению на простейший вопрос: "На фиг вам телеобъектив?". К сожалению, вы не ответите на него откровенно. Редко кто честно признается себе, что у него случился потребительский зуд, совпавший с готовностью побороть земноводную асфиксию. По сути, все расходы ради удовольствия - сделать ближе объект съёмки. Впрочем, ещё более редким качеством заурядного фотолюбителя является умение не только сформулировать ответ, но и внятно объяснить целесообразность расходов семье.
Если уж мы коснулись социальной ответственности, то заодно коснёмся наличия в фотомагазинах и других странных людей. Во-первых, это люди не стеснённые в расходах. Назовём их "анти-нищеброды". Для них не существует оптики кроме родной, а по цене ниже 1000 USD за объектив они не опускаются.
Во-вторых, это уникумы, для которых расходы на хобби являются радостью и счастьем, в некотором смысле "мазохисты при деньгах". Тратит человек все деньги на хобби, гонится за недостижимым совершенством. Семьи либо нет, либо есть, но дети при этом не голодают и жена не тоскует над старой шубой. Чаще всего откладывает деньги от шабашек или утаивает часть зарплаты.
В-третьих, это довольно распространённый тип человеческих существ под кодовым названием "хочу перекрыть весь диапазон фокусных расстояний". Не ждите внятного ответа на вопрос: "Что вы планируете снимать набором оптики, закрывающим диапазон от 8 до 300 мм?". Зато невнятных ответов будет уйма. Ладно, если бы ему карман жгли деньги, отложенные на покупку золотого набора объективов Nikon: 14-24mm f/2.8G, 24-70mm f/2.8G, 70-200mm f/2.8G. Отнюдь! Денег мало, покупки стихийные. В итоге получается странный зоопарк, типа того, что скопился в моём шкафу. Оставим эти странные типы за рамками повествования, вернёмся к обычному фотолюбителю.
Итак, вами овладело неудержимое желание: "Хочу телеобъектив для своего Nikon". Неутомимый поиск по фотофорумам уже ввёл в уныние и осознание факта: придётся вкладываться. Однако 10 000 рублей, отложенные на покупку являются принципиальным ограничением. Значит нужно искать подержанную технику, но при этом не поддаться соблазну взять самый длиннофокусный из предлагаемых за эти небольшие деньги. Пожалуйста, не связывайтесь с отечественными зеркально-линзовыми МС МТО-1000 10/1000 и МТО-500 8/500. Как правило, на них снимают тесты для размещения на форуме, а также Луну и вечерние автомобильные пробки - огоньки габаритов машин предстанут забавными "бубликами" в бокэ. Кроме этих трёх, достаточно спорных моментов, я не знаю поводов доставать эти объективы из шкафа.
После беспорядочных размышлений и планомерного чтения форумов выбирается свой особый путь - взять "для начала" мегабюджетный старый Nikon-овский телезум без встроенного мотора. На вершине хит-парада обычно находятся "отвёрточные" Nikkor 75-300mm f/4.5-5.6 AF, Nikkor 70-210mm f/4-5.6 AF-D и Nikkor 70-210mm f/4 AF-D. Обратите внимание на механизм зуммирования - он помповый.
Начинаются обязательные муки выбора продавца, терзания о дистанционной покупке кота в мешке, наконец, оплата, пересылка и вот оно! Поздравляю! У вас в руках "тяжёлый, железный, легендарный"! Предупреждаю, что вариант не годится для камер серий 3ххх и 5ххх, потому что исключительно ручное управление фокусом телевика - вообще не наш путь. Именно по этой причине стоит избегать и экспериментов с покупкой таких интересных вещей, как прекрасный отечественный Юпитер-21 200мм f/4.
Полугодовая эйфория неумолимо проходит, и вы понимаете, что оно конечно легенда, да. На склонах священной горы Фудзияма её отливали мудрые японцы из мужественной стали и благородного песочка, несомненно. Но какого ж лешего эта легенда тёмная, как плащ-палатка Дарта Вейдера? Диафрагму не поджать, без хорошего солнца объектив из сумки даже не доставай, а в помещениях - вообще всё печально. А, так у вас современная фотокамера с многопиксельной матрицей? Тогда вот вам в качестве десерта: имеется существенный риск получить сплошное "мыло" по всему кадру. Т.е. на кроп-камерах (D50, D80, D7000) вы реально наслаждаетесь картинкой, а с переходом на полнокадровую D610 ваш старый верный "помповик" быстро и печально перебирается из фотосумки на скамейку запасных.
Чувствуете? Это необратимо возвращается странный зуд, который усиливается при взгляде на место хранения заначки. Чтение форумов и конференций обращает вас на путь поиска более современного телеобъектива с переменным фокусным расстоянием. На Nikkor 70-300mm f/4-5.6 AF-S VR денег нет, поэтому вы делаете очередную глупость - идёте на фотобарахолку за подержанным Tamron 70-300mm f/4-5.6 Di LD AF Macro или Sigma 70-300mm f/4-5.6 APO MACRO AF. Удивительное дело, но в этот раз эйфория даже не заглядывает к вам в гости, зато сразу приходит разочарование. Это как раз тот случай, когда "кроилово приводит к попадалову". Я тоже люблю некоторые образцы оптики производства Tamron, Sigma, Tokina, но их дешёвые зумы диапазона 70-300 - зря потраченные деньги.
Впрочем, не всё так плохо. У вас был шанс подорваться на мине под названием "купить один объектив на все случаи жизни". В принципе Никон делает две неплохие модели гиперзумов. Для кроп-камер предлагается Nikkor 18-200 mm f/3.5-5.6 ED-IF AF-S VR DX и Nikkor 18-300 mm f/3.5-5.6G ED AF-S VR DX. Отзывов по второй модели пока немного, но в целом они достаточно позитивны. Для полнокадровых Никонов есть очень и очень неплохой объектив Nikkor 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR. Самая важная строчка в его ТТХ: им пользуется замечательный питерский фотограф Александр Петросян. Вот только очарование снимков Петросяна не входит в комплектацию объектива, да и весит он 800 грамм, а стоит (на ноябрь 2016) от 70 000 рублей.
Отдельно поясняю на пальцах для служивших в армии: круглый год ходить в сапогах можно, но не нужно. Вот так и с гиперзумами. Фактически покупаются кирзовые сапоги вместо тапочек для жары и валенок для морозов. Зато переобуваться не надо, а значит пыль на ноги (матрицу) не попадёт.
Будет просто здорово, если следующим шагом вы купите не дешёвый тёмный зум, а одну из версий Nikkor 80-200mm f/2.8. Такое приобретение стало бы действительно полезным, в силу отличной универсальности и прекрасного рисунка. Дополнительной выгодой является возможность снимать на него портреты. Да, его вес и габариты поражают неопытного фотолюбителя, ну так и качество картинки соответствующее.
Выбирая между версиями, обратите особое внимание на "отвёрточный" двухкольцевой 80-200/2.8 ED. Он не имеет встроенного мотора, а точность и скорость его фокусировки определяются вашей фотокамерой. Из-за отсутствия личного опыта не могу опровергнуть или подтвердить мнение о том, что версия 80-200/2.8 AF-S (со встроенным мотором) имеет менее надёжную электронно-механическую часть.
Теперь про тезис "бэк-фокус, как особенность этого объектива" - этот эффект есть только после 170 мм на дистанциях, близких к МДФ. Во всех остальных случаях объектив фокусируется точно. Что такое МДФ - изучаем на собаках.
Потенциально неплохи и аналоги никоновского 70-200/2.8 от Тамрона, Токина и Сигмы, но я лично их не опробовал.
Экономичная классика жанра: Nikon 70-300mm f/4-5.6 AF-S VR IF-ED. Предыдущую версию, без стабилизатора, покупать не надо!
Однако самое разумное и правильное действие - сойти с гонки вот прямо сейчас. Самый эффективный путь - принести жертву. Денежную. Для этого фотолюбителем приобретается что-то типа никоновских 55-200mm f/4-5.6 G AF-S DX VR или 70-300mm f/4-5.6 AF-S VR IF-ED. Всё, наступает покой! В фотосумке теперь живут штатный 18-55 и 70-300. Честно говоря этого комплекта достаточно для большинства бытовых сюжетов. Если к ним докуплены штатив и внешняя вспышка, то вы экипированы чуть более чем полностью. Немедленно бросайте читать эту галиматью!
"В вашей галиматье, однако ж, есть идея" (с) М.Ю.Лермонтов, «Герой нашего времени». Да, согласен, здравый смысл это не для втянувшихся в гонку фотовооружений! Большей части озабоченных фотолюбителей непременно нужно максимальное телеувеличение. Опять-таки "фикс это ж завсегда круто". Поэтому в финал очередного этапа, скорее всего, выйдут относительно недорогие объективы с фиксированным фокусным расстоянием: Nikkor 300mm f/4 ED-IF AF-D и Sigma 400mm f/5.6 AF APO. Если попадётся Tokina AT-X AF SD 400mm f/5.6, то это тоже неплохой, хотя и куда более редкий, вариант.
Выбираем на развилке тропинок. Налево пойдёшь - купишь Nikon 70-300mm f/4-5.6 AF-S VR IF-ED и успокоишься. Направо пойдёшь - приобретёшь Nikon 300mm f/4 ED-IF AF-D и погрязнешь в поисках совершенства
В ходе моего личного соревнования с Кеном Роквелом (шутка) в финал вышел Nikon 300mm f/4 AF (годы выпуска 1987-2000). Если вы его держали в руках, то уже никогда не забудете этот внушительный кусок железа весом 1330 грамм. Как и все никоновские "трёхсотки", он резкий даже на полностью открытой диафрагме и обладает красивым размытием заднего плана.
Особые приметы: встроенная бленда и кожаная шляпа вместо обычной защитной крышки. Ещё одна изюминка - огромные светофильтры диаметром 82 мм. Соответственно, чтобы прикупить какой-нибудь полярик Rodenstock, нужно было отказаться от обедов никак не менее чем на полгода. Любопытно, что если у этой железяки покрутить разные забавные болтики, то можно отыскать сменный внутренний фильтр на 39 миллиметров.
Из существенных недостатков - минимальная дистанция фокусировки аж в 2,5 метра. В общем, мною была приобретена эта практически вечная штуковина. Последний эпитет связан с плохой ликвидностью этого фикса. Всё очень просто: купил и потом не продашь. Сказочно узок круг любителей таких узкоспециализированных оптических устройств и "страшно далеки они от народа" (с) В.И.Ленин (статья «Памяти Герцена», 1912 год).
Из этого нескромного разнообразия лучше выбрать более светосильную оптику, но что бы вы ни прикупили, это станет действительно шагом вперёд. Техническое качество снимков гарантированно улучшится. Отчасти это связано с накоплением опыта использования тяжёлых длиннофокусных объективов. Ведь вы уже освоили правильный хват (см. стойку в блоге Димы Шатрова), освоили работу с ограниченным полем зрения, научились не закрывать второй глаз, умеете фокусироваться по птице, сидящей среди веток, применять точечный замер и вводить экспокоррекцию. Короче, чтобы вы ни купили - накопленный опыт всё равно даст эффект. В общем, всё вроде бы неплохо, но…
Фокусного расстояния вам всё равно не хватает, а значит, вы сейчас сделаете ещё одну ошибку. Она сводится к выбору относительно простого решения для увеличения фокусного расстояния ценой ухудшения светосилы (минимальная диафрагма уменьшается пропорционально кратности конвертора.). Понятно, что соблазн недорого прикупить подержанный телеконвертор будет силён. Ведь денег надо немного отдать, а примеры снимков сделанных на связку телеобъектива и конвертора очаровательны. Очнитесь!
Телеконверторы в ассортименте
Конечно, Nikkor 300mm f/2.8D в паре с TC-20EIII это не только 600 мм фокусного расстояния, но и превосходный рисунок. Безусловно, сочетание профессионального зума Nikkor 70-200mm f/2.8G AF-S VRII и двукратного TC-20EIII это здорово. В умелых руках они дают отличный результат и широчайший простор для манёвра, а также уменьшают вес перетаскиваемый фотографом. Да, на фотосайтах и портфолио уйма великолепных снимков на вышеупомянутые комбинации. Вот только эту узкоспециализированную оптику осознанно покупают профи, которые тратят время и деньги, чтобы сделать снимки, доход от продажи которых обеспечивает им существование. Так что очарование снимка на вышеозначенных связках это, прежде всего многолетний опыт, правильно выбранное место и время, а также серьёзная обработка. С тем же успехом можно удивляться красоте портретов, снятых на мануальные Zeiss Planar T* 1.4/85 ZE или Voigtlander 125mm f/2.5 Macro APO-Lanthar. Однако достигнете ли вы такого уровня мастерства, просто купив легендарный фикс, да ещё и с ручной фокусировкой?
Nikon D50 + Nikkor AF 300mm f/4 + телеконвертор KENKO N-AFd 1.4x TELEPLUS PRO 300
Как бы то ни было, но денег на Nikon TC-20E III у вас, скорее всего, нет (третья серия Nikon-овских телеконверторов действительно существенно лучше предыдущих). В кои-то веки отсутствие финансов не фатально, потому как это техническое чудо вам и не нужно. Ваш "отвёрточный" Nikon 300mm f/4.0 AF-D не имеет встроенного мотора, поэтому телеконвертор придётся брать тоже с приводом от мотора фотокамеры. Выбираете производителя и кратность: х1.4, х1.5, х1.7, х2. Постарайтесь перед покупкой удостоверится, что именно с этой комбинацией телеконвертора и объектива сохранится работоспособность автофокуса. К примеру, у связки телефикса Никон 4/300 (не говоря уже о Сигме или Токине с их f/5.6) и двукратного телеконвертора, падение светосилы будет столь существенным, что наводить фокус придётся руками. С деньгами у вас, скорее всего, неважно (иначе вы не читали бы эту статейку), поэтому будет куплено какое-нибудь недорогое устройство, например KENKO N-AFd 1.4x TELEPLUS PRO 300.
Предупреждаю: забудьте об идее использовать никоновские TC-14Е, 17Е, 20E с объективами, которые к этому не предназначены. На совместимых объективах будет прорезь в байонете под шпенёк телеконверторов. Не надо пытаться прицепить к ним Nikkor 70-300mm f/4-5.6 - для этого придётся спиливать шпенёк на байонете конвертера. Обретёте же вы существенный риск физически повредить заднюю линзу объектива и переднюю линзу телеконвертора.
Любителям экспериментов сообщаю, что Nikkor 70-300mm f/4-5.6 AF-S VR или Sigma 70-300mm f/4-5.6 DG OS можно скрестить с неродным KENKO AF 1.5X Teleplus DG, но автофокус будет работать только на коротком конце (фокусное расстояние 70 мм), а дальше светосилы не хватает. Что ещё более удивительно, прекрасный, светлый "макрушник" Sigma 150mm f/2.8 APO Macro DG HSMс этим KENKO AF 1.5X не работает совсем. Поэтому настоятельный совет: проверяйте совместимость до оплаты, иначе покупка ляжет на полку, как у меня KENKO 2X Teleplus PRO 300 DG (работал только с камерой Nikon D7000). Примечание: в EXIF следов установки телеконвертора и увеличения фокусного расстояния вы не увидите.
Вроде бы счастье настало, но через полгодика вновь просыпается неудовлетворённость. Кто бы мог подумать, что на фокусировку перемещением тяжёлых групп линз требует времени, отсюда лаг между нажатием на кнопку спуска и собственно снимком. Длительная фокусировка на фотоохоте за непоседливыми пернатыми начинает раздражать. Особенно грустно дело обстоит, если вы продолжаете тусоваться на фотофорумах. Почерпнутое там знание о существовании телевиков со встроенным мотором (у Nikon они обозначаются AF-S) умножает вашу скорбь.
Да тут ещё в процессе эксплуатации у фикса находятся глубоко вам несимпатичные, прямо скажем, отрицательные черты. Например, выясняется, что у Sigma 400mm f/5.6 AF APO минимальная дистанция фокусировки аж 3,5 метра. Представьте, как энтузиаст фотодела затаился у кормушки. Вот-вот он сделает шедевральный снимок синицы, но объектив сфокусироваться не может - птица слишком близко. Он отлипает от ствола дерева и начинаете потихоньку пятиться назад, подняв тем самым переполох в птичьей столовой. Вот так и гибнут шедевры. Или, скажем, с наступлением холодов обретённые 420 мм фокусного расстояния (Nikon 300/4 AF-D + x1.4) внезапно перестают радовать. Оказывается, у этой длинной и тяжёлой сборки со временем появляются проблемы с надёжностью контакта в байонете, особенно при использовании на морозе.
Две никоновские "трёхсотки" - отличаются приводом, диаметром передней линзы, лапкой под штатив. Однако по фотографиям вы их не различите
Рано или поздно наступает прекрасный день покупки телеобъектива со встроенным мотором. Взяв в первый раз на съёмку что-то вроде Nikkor 300mm f/4 AF-S, вы понимаете, что жизнь прекрасна и удивительна. С добавлением ультразвукового мотора, 300-мм фикс практически не изменился в размерах (вес 1295 грамм, 1440 грамм со штативной лапкой). Существенно уменьшилась минимальная дистанция фокусировки - с 2,5 до 1,45 метра. Размер передней линзы несколько уменьшился и при апгрейде придётся покупать 77-мм фильтры, вместо имеющихся на 82 миллиметра. На волне позитива вы можете даже порадовать свой новый объектив приобретением в пару к нему AF-S версии телеконвертора.
Nikon D80 + Nikon 300mm f/4.0 AF-S (выдержка 1/1250, f/5.6, iso 400, коррекция -0,33 eV, точечный замер)
Nikon D3000 + Nikon 300mm f/4.0 AF-S (выдержка 1/2500, f/6.3, iso 400
Приморский парк, г.Новый Афон, Абхазия)
Nikon D50 + Nikon 300mm f/4.0 AF-S (выдержка 1/2000, f/5.6, iso 400
Аэродром Оренбург-2, Оренбургская область)
Nikon D610 + Nikon 300mm f/4.0 AF-S (выдержка 1/1600, f/5.0, iso 400
с.Нежинка, Оренбургская область)
Необходимо отметить, что в 2015 году Никон выпустил новую версию так любимой мною "трёхсотки": Nikkor 300mm f/4 PF ED VR AF-S. Прекрасная, очень компактная, замена версии AF-S, выпускавшейся с 2000 года. Вес нового фикса всего 754 грамма. Да, ёлки-палки, штатный зум с золотым кольцом, заветный Nikon 24-70mm f/2.8G - он и то тяжелее. Товарищи из Никон клянутся, что эффект снижения габаритов и веса достигнут за счёт применения фазовой линзы Френеля. В принципе, нам это обстоятельство должно быть безразлично, лишь бы рисунок не испохабили и надёжность не ухудшили. Японцы добавили в новую версию объектива долгожданные буковки VR (Vibration Reduction), что переводится на язык родных осин, как подавление вибраций. Однако появившийся стабилизатор изображения это ещё не всё. Есть ещё одна отличная новость - диаметр фильтра по-прежнему 77 мм. Т.е. светофильтры при апгрейде менять не придётся. Ну и с МДФ по-прежнему всё неплохо - 1,4 метра. Теперь о грустном. На момент написания этого текста (ноябрь 2016 года) этот фикс стоит около 150 тысяч рублей. Следовательно, чтобы купить его мне нужно отказаться от обедов ровно на 24 месяца. Будем считать что именно по этой причине Nikkor 300mm f/4 PF ED VR AF-S до сих пор отсутствует в моём арсенале.
Нормальному человеку этого набора хватит надолго, но мы-то говорим о странном существе, что стоит возле своего шкафа с кучей редко используемой фототехники. Оно напряжённо размышляет. Одолевающие индивидуум мысли, движутся в двух направлениях. Во-первых, напрягает тяжесть фотосумки. Может оттого техника часто остаётся дома, а значит и шедевров маловато? Не перейти ли на новые никоновские телезумы типа 70-200/4? Они весят существенно меньше, а чувствительность у современных камер можно безболезненно задрать как минимум до iso 2000 (да-да, я знаю про коварные засады с динамическим диапазоном и цветопередачей на высоких iso).
Будет время - обновлю это сравнение габаритов, добавив к нему "находящиеся в отъезде" Tamron 150-600mm f/5-6,3 SP Di VC USD и Nikon 70-200mm f/4G ED VR AF-S.
Во-вторых, прогресс идёт, появляются интересные модели. Вот, например, Tamron выпустил уже вторую версию своего бестселлера 150-600mm f/5-6,3 SP Di VC USD. Неплохие оптические свойства и 600 мм фокусного расстояния вызывают уже знакомый потребительский зуд в организме. Да тут ещё веб-сёрфинг по просторам фото.ру и никон-клуба знакомит со снимками Влада Соколовского, которые ещё больше будоражат и побуждают к покупке.
Внезапно, Sigma рванула тельняшку и выдала целую кучу удивительно хороших стёкол: Sigma 35mm f/1.4 DG HSM Art, Sigma 50mm f/1.4 DG HSM Art, Sigma 85mm f/1.4 EX DG HSM, Sigma 24-105mm f/4 DG OS HSM Art. Мало того, инженеры и технологи Sigma радикально улучшили качество своих телеобъективов с переменным фокусным расстоянием.
В приниципе, сигмовские зумы, достигающие 500 мм, были уже неплохи - я имею в виду Sigma 150-500mm f/5-6.3 HSM со товарищи.
Теперь же продуктовая линейка пополнилась ещё более длиннофокусными телеобъективами. Изделия с диапазоном фокусных расстояний 150-600 мм, возможно, не идеальны по рисунку, но очень привлекательны по балансу цена-качество. Речь идёт о Sigma 150-600mm f/5-6.3 DG OS HSM Sport. По немногочисленным отзывам эта Sigma раскрывается именно на длинном конце. Расплачиваемся за это весом объектива, который существенно тяжелее более дешёвой версии Contemporary.
Если смотреть в сторону родной оптики, то есть интересный 200-500mm f/5.6E ED VR AF-S и новая версия 80-400mm f/4.5-5.6G AF-S VR ED. Ну и никто не отменял вариант освежающе дорогого фикса 500mm f/4G ED VR AF-S.
Нет предела, как техническому совершенству, так и внутреннему беспокойству продвинутого фотолюбителя. Но честно-то говоря, лучше вкладываться не в оптику, а в умение применять имеющееся оборудование. По моему скромному мнению, мастер-классы и/или фототуры с грамотным наставником куда полезнее, чем покупка нового телеобъектива. Впрочем, к такому же результату можно добраться и тернистым путём многолетней самостоятельной практики. Вопрос лишь в направлении приложения усилий. Таким образом, мы вновь приходим к поиску ответа на главный вопрос, который надо задать себе перед покупкой длиннофокусного объектива. Попробую дать свою версию ответа на Главный Вопрос, поставленный в начале заметки. Итак, для чего вы можете использовать телеобъектив?
Не берём в расчёт африканские сафари и серьёзную работу в заповедниках. Хотите снимать с подхода птиц в парках и лесопосадках? Тогда и 300 мм фокусного расстояния будет недостаточно. Впрочем, даже фокусного расстояния 420-500 мм будет недостаточно. Птицы в городе обитают небольшие: зяблики, синицы и т.д., значит, чтобы снять крупный план, нужно сократить дистанцию. Просто занять позицию у кормушки недостаточно, придётся учиться осторожно подкрадываться. Уникумы вроде Мосейкина иногда демонстрируют, как понимая поведенческие особенности птиц можно подходить к ним практически вплотную. Однако, где такие феномены, а где мы? :)
Для съёмки чего-то пернатого, необычного и приличного, вам придётся ехать за город, где понадобятся палатки, маскировочные сетки, обустроенные присады и водоёмы, засидки, ранние подъёмы, книжки по орнитологии, бинокли, предварительная разведка местности и т.д. Прежде чем тратить деньги, внимательно ознакомьтесь с сайтом Сергея Осипова.
Nikon D80 + Nikkor 300mm f/4 AF-S (выдержка 1/1600, f/5.0, iso 200, точечный замер
г.Светлогорск , Калининградская область)
Надеюсь, вы поняли, что подобраться к объекту съёмки будет трудно (если вы не на голубей пошли). Двигаются они быстро, да ещё и диафрагму надо поджать, чтобы резкости добиться - перо проработать. Хорошо если птицы выбрали как присаду освещённую ветку, а если она в густой тени? Таким образом мы вновь приходим к покупке дорогостоящего светосильного телеобъектива.
Отдельно скажу про фотосъёмку белок: если снимать их не в парках и не в прочих прикормленных местах, то 300 мм объектив будет только-только. Желательно наличие системы подавления вибраций (VR в терминах Nikon, VC в терминах Tamron и т.д.). Однако решающую роль сыграет понимание повадок, одежда, прикормка и терпение. Если же вас обуревает желание снимать дикую природу (глухари, олени и т.д.), то проблем возникнет на порядок больше.
О, вас посетила действительно благая мысль! Что может быть благороднее, чем вести семейную хронику, делая красивые снимки, запечатлевая прогулки с домочадцами и домашними питомцами? Эмоции - неподдельные, вы же снимаете фактически исподтишка, так что родственники не успевают натянуть "максимально фотогеничное лицо". Вот только вам неизбежно надоест менять местами увесистый универсальный зум и ещё более тяжёлый телеобъектив. Правда жизни такова, что вы лишь изредка будете использовать телеобъектив, скажем, снимая детей занятых на игровой площадке. Кончится тем, что после месяца-другого использования вы перестанете брать его с собой на прогулки. Правильно оценивайте вероятность такой прогулки, с учётом обременений в виде коляски, детских велосипедов и тому подобных громоздких предметов. Тут обычную-то камеру подменяет смартфон, а уже тащить с собой фотосумку с камерой и парой объективов... Интересным вариантом в таких условиях может стать Никон 180/2.8. Компактен, пластичен, выразителен, достаточен. Единственный недостаток - нет встроенного мотора, следовательно, на младших сериях цифрозеркалок Nikon (3ххх и 5ххх) он будет работать только в режиме ручной фокусировки.
Время летит быстро, дети подросли и начали участвовать во всяких утренниках да концертах. В школах и детсадах эти мероприятия обычно проводятся в спортивных или актовых залах. Хотите взять телеобъектив и запечатлеть выступающих на сцене детей для семейного альбома? Отличная мысль, но будьте готовы, что получатся только кадры, снятые там, где света достаточно (нецензурная ругань про баланс белого - в следующей серии). Можете, конечно, притащить с собой штатив и попытаться пробиться с ним в передние ряды. Два нюанса: во-первых, места занимать придётся очень заранее, во-вторых, съёмка динамичного номера со штатива это много неудобств и столько же брака. Кроме того, если мероприятие в приличном зале, то из первых рядов партера вы будете снимать сцену снизу вверх - т.е. ракурс крайне невыгодный.
Nikon D7000 + Nikon AF-D 300mm f/4 на полностью открытой диафрагме (f/4, 1/800, iso2000, режим приоритета диафрагмы, точечный замер)
Допустим, вы заняли в зале хорошее место. На одном уровне со сценой и не в проходе, но в стороне от середины помещения. Встаёт вопрос: чем лучше снимать? Если камера не позволяет радикально поднять ISO, тогда ваш выбор, без преувеличения великолепный, Nikon 70-200/2.8 или более экономичный, но не менее легендарный Nikon 80-200/2.8. Последний существует в нескольких версиях и, соответственно, имеет большой разброс по цене. И тот и другой - отличная покупка, но от их постоянного использования вас будет надёжно удерживать солидный вес этих объективов.
Не дай бог вам взбредёт в голову заснять спортивные достижения ребёнка. К сожалению, даже шахматы снимать сложно - света мало, дети сидят кучно и скучно, динамики нет. Впрочем, настоящее понимание глубины проблемы приходит при попытке фотографировать бальные танцы, гимнастику, хоккей и единоборства. Однако в целом, направление вашего движения - за каким-нибудь из вышеупомянутых светосильных зумов. Существенно сэкономить можно, приобретая телезумы 70-200/2.8 производства Токины или Сигмы, но у меня такого опыта не случилось.
Давайте напряжём воображение и представим фотолюбителя выходящим из квартиры под тяжестью груза семейной ответственности (читай: сумки и чемоданы). Право слово, разумным и достаточным является малый набор фотолюбителя: рюкзак, камера, штатный зум, "полтинник", телеобъектив, средства чистки, карточки памяти, несколько светофильтров, зарядные устройства и всякие мелочи. Это же не более 7-8 килограмм. Однако попробуйте ответить на три контрольных вопроса:
1. Вы уверены, что хотите тащить в Адлер, Паттайю или Хургаду своё неподъёмное фотосокровище?
2. Что вы собираетесь снимать телеобъективом на пляжах?
3. Не страшно сумку с драгоценным оптическим стеклом и железом оставлять на пляже во время купания?
Впрочем, причём тут логика? Если очень хочется - тащите свою технику к песку и морским брызгам. Наградой будут высокохудожественные закаты-восходы, чайки-лодки, а также апогей отпускного творчества: крупноплановый снимок татуировки соседки по пляжу. Есть, конечно, тема с экскурсиями, но у вас просто не будет времени на осмысленную фотосъёмку. Да и, по совести говоря, кому нужны снимки с туристских троп, основательно пропылесошенных фотоаппаратами предшественников?
В общем, вторая поездка пройдёт уже с куда меньшим грузом техники: камера со штатным зумом, упакованная в фоторюкзак. В таком подходе есть серьёзный плюс: при поездках на организованные экскурсии очень удобно сваливать "все яйца в одну корзину" (бутылку воды, телефон, деньги и т.д.), т.е. в свободные отсеки. Так достигается комфортная транспортировка растущей кучи магнитиков, пакетиков и сумочек. Особенно полезен рюкзак в момент, когда самый младший участник экскурсии устанет и заберётся вам на шею.
Фишка в том, что телеобъектив позволяет не приближаться к насекомым и цветам, но при этом размывает задний план. Специализированные же макрообъективы используют с расстояния в 15-30 см. Впрочем, особо распространяться не буду - я не проникся прелестями такой съёмки.
Nikon D50 + Nikon 300mm f/4 ED-IF AF-D (1/500 с, f4)
Этот вид съёмки длиннофокусной оптикой встречается в практике фотолюбителя существенно реже. В крайне интересном деле фотоохоты на самолёты можно пользоваться чем угодно. Но будь у вас хоть супертелеобъектив и аналогичная мегафотокамера, камнем преткновения станут три момента:
1. Скудность авиационного трафика (если вы не путешественник и не житель мегаполиса).
2. Ограниченность сюжетов. Как правило, возле аэропорта есть считанные точки с которых можно снимать заходящие на посадку самолёты. Соответственно, ваши кадры будут сделаны в одном и том же ракурсе. Отличия снимков лишь в освещении и типах воздушных судов.
3. Умение избегать проблем со службой авиационной безопасности. Особенно важен этот навык, если вы пресытились гражданской авиатехникой и в поисках сюжетов переместились к военным аэродромам.
Если очень хочется узкоспециальный длиннофокусный объектив - покупайте. Голос разума вы всё равно не услышите. Если же достигнуто понимание задач, для которых нужны фокусные расстояния от 200 мм и более, попробуйте выбирайте осмысленно. Возможные варианты приобретений вам уже известны:
— Нет денег - Nikkor 70-300mm f/4-5.6 AF-S VR IF-ED;
— Есть немного и ещё чуть-чуть - Tamron 150-600mm f/5-6,3 SP Di VC USD (желательно вторую версию, т.е. образца 2017 года) или Sigma 150-600mm f/5-6.3 DG OS HSM (желательно версию Sport);
— С финансами всё в порядке - Nikkor 70-200mm f/2.8G AF-S VR IF-ED с телеконвертором TC-14EIII или TC-20EIII;
— "Жизнь удалась" (с) - берите что угодно (желательно в комплекте с прислугой для переноски);
— Болит спина и нет возможности таскать тяжёлую фотосумку, но менять свой Nikon на беззеркалку не хочется - Nikkor 70-200mm f/4G ED VR AF-S;
— Нужен один универсальный объектив: для полного кадра - Nikkor 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR, на кроп-камеру - Nikkor 18-200 mm f/3.5-5.6 ED-IF AF-S VR DX.