Ну и у одного из счастливых обладателей новинки уже проблема с VR - After reviewing test image showing a lack of sharpness using VR in the 1/60 to 1/180 second shutter speed range, NikonUSA has instructed me to return the lens for service (300/4.0E-PF-VR Came In Today).
На выдержках между 1/60 и 1/180 резкость плохая, компания Nikon USA предложила фотографу отправить объектив в гарантийное обслуживание для решения проблемы.
Возможно, пока не стоит спешить с покупкой?
Здесь вот выявили децентрацию наиболее резкой области изображения вправо от центра матрицы при использовании новинки - The Nikon 300mm f/4E PF ED VR Test: Or Why I Don't Test Just One Copy
Но пишут, что желательно еще потестировать другие экземпляры. Возможно, у тестируемого объектива некий дефект фабричный в центрировании оптических элементов.
К сожалению, выбора для съёмок у меня не было, снимал только в магазине (уличные кадры сняты с крыльца). Снимал в сумерках, свет выбирать не приходилось.
Но удалось поснимать на Д7100, Д4 и Д810. Первые две камеры совсем не впечатлили. Особенно Д7100. Там какое-то мыло (разумеется, при полном увеличении). Д810 единственная дала более-менее приемлемую картинку. Чем это объяснить я пока не знаю. Возможно, это моё субъективное восприятие, возможно, плотность пикселей делает своё дело. Но у Д7100 она ещё выше, а такой чёткости, как у Д810, нет.
Новый объектив я решил попробовать из-за того, что снимая старым на большие расстояния (порядка 100...200 метров), мне показалось, что у него нет такой резкости в центре, как у родного 70-200 f/2.8 VR2 на 200мм. Как теперь понимаю, и старый, и новый дают весьма близкую картинку. Конечно, трудно судить по нескольким снимкам, но новый субъективно мне показался на самую малость получше. Если бы там стаб ещё работал, то, возможно, я бы его купил, ибо вес и габариты его очень впечатляют в сравнении со старым. У меня на Д4 стоит штатником 24-70 и мне показалось, что новый 300 f/4VR по габаритам такой же. А это, в сочетании с хорошим стабом, даёт совсем другие возможности для съёмок.
Сильной разницы в картинке между старым и новым объективами не заметил. Пытался проверить работу стабилизатора на новом, но сложилось впечатление, что он не работает. Габариты и вес нового объектива произвели впечатление.
Фундаментальная теория объективостроения подсказывает, что попытка получить большое телесокращение при сохранении угла поля зрения оборачивается ростом аберрации вторичного хроматизма увеличения, возникающей ввиду крайней асимметрии схемы вдоль главного луча и неизбежным снижением контраста MTF по краю поля. Проще говоря "короткий" объектив, по сути состоит из обычного объектива и встроенного телеконвертора. Кеноновские дифракционники DO тоже не хвалят, да и с конверторами они не дружат по причине резкого снижения качества на краю поля. Не вижу смысла покупать такой фикс.
Если смущает вес на никоне ФФ в бюджетном телефото, то как бы выбор не высок, и есть куча ограничений. Конкретно 300/4 VR с ТК. Самая легкая 300/4, легче даже аналога от олимпуса на м43. Нормально работает с ТК1.4, то есть это всего 420 мм и фикс, 600 мм с ТК 2.0 - тут рыскает автофокус, то есть подвижные объекты снимать сложновато, и автофокус камеры должен быть хороший (Д4,Д750,Д810).
Во всем остальном зумы. Конкретно тамрон и никкор еще можно с рук поснимать, но все же я бы без привычки и навыка больше рассчитывал на монопод, как минимум. Ну а если есть монопод, что мешает взять сигму спорт, тут разница в весе уже не так существенна.
Что касается зума и штатива, на мой опыт, на штативе лучше всего фикс, ибо баланс легко ловить на карданной головке. Почему карданная головка - так на шаре намного сложнее динамику снимать. Если на карданной стоит зум, то при смене ФР баланс смещается и все становится не так радужно.
Из-за своебразного расположения линз у 300/4 VR нестабильные результаты (можно легко найти в Гугле) + lens flare
Mike_56, мне не надо ничего искать в интернете, у меня есть этот объектив, и его работа проверена на практике. Объектив из тех партий, которые шли после сообщений о проблемах со стабом. До покупки снимал на другой объектив, который был по серийнику проблемным, но по факту и с ним проблем не было. Тут по большему счету дело в камере. Проблемы у некоторых были на Д8хх, тогда как на Д750 и Д4 не жаловались.
Flare - это то как объектив отрисовывает световые ореолы вокруг точечных источников света. У оптики с PF-элементами есть определенные сложности с этим. Никон пытается бороться с этим эффектом программными способами, но результат не стоит затраченных усилий. У любой оптики есть и плюсы и минусы.
Если речь именно о этой особенности, то тут смотря что снимаешь. Если любишь снимать ночной город телевиком, тогда точно не этот вариант, а если живность - то проблем у меня ни разу не было. 300/4 PF это очень удачный легкий объектив прежде всего, можно спокойно снимать с рук. Это один из немногих объективов, при съемке с которым не задумывался о наличии в данный момент штатива/монопода.