Вертолёты, Центральный музей Военно-воздушных сил России

Месторасположение: посёлок Монино, Московская область. Официальный сайт: Центральный музей ВВС России

Дополнительно по авиационным музеям:
Вертолёты. г.Тольятти
Легенды авиации на МАКС-2015
Вертолёты, аэродром Боровая
Центральный дом авиации и космонавтики
Музей техники Вадима Задорожного. Авиационная техника
Сербский национальный музей авиации (Muzej vazduhoplovstva), Белград
Авиационная техника, город Верхняя Пышма
Вертолёты КБ Миля, г.Ульяновск
Самолёты КБ О.К. Антонова, Г.М. Бериева, С.В. Ильюшина, Центральный музей ВВС России
Самолёты КБ С.А. Лавочкина, В.М. Мясищева, Н.Н. Поликарпова, Центральный музей ВВС России
Самолёты ОКБ А.И. Микояна и М.И. Гуревича, Центральный музей ВВС России
Самолёты ОКБ П.О. Сухого, Центральный музей ВВС России
Самолёты ОКБ А.Н. Туполева, Центральный музей ВВС России
Самолёты ОКБ А.С. Яковлева, Центральный музей ВВС России
Вертолёты, Центральный музей ВВС России
Прочие летательные аппараты, Центральный музей ВВС России
Макет биплана С-22 «Илья Муромец» в Центральном музее ВВС России
Авиационные двигатели в Центральном музее ВВС России

Миль В-7

"Опытный вертолёт В-7 ? первый и единственный в СССР с турбореактивными двигателями на концах лопастей. Ожидалось, что отсутствие механической трансмиссии упростит и облегчит конструкцию машины. Работы велись в ОКБ М.Л. Миля начиная с 1956 г. Первый образец собран в 1959 г., в 1962 г. начались его лётные испытания. 11 ноября 1965 г. произошло практически одновременное разрушение обоих двигателей. Дальнейшая разработка была признана бесперспективной. Вертолёт передали в музей 20 января 1983 г."
Источник: Памятники науки и техники в Центральном музее ВВС (Часть 1): aviarestorer — ЖЖ

Миль В-7, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Предположительно это третий построенный экземпляр В-7 (опытным вертолётам КБ Миля присваивался индекс В).

Миль В-12

"В 1972-м на Московском вертолетном заводе в подмосковных Панках собрали вторую машину, доработанную с учетом результатов летных испытаний первого прототипа. Но поднять ее в воздух экипажу летчика-испытателя Г.В.Алферова довелось лишь 28 марта 1973 года из-за отсутствия двигателей. Каких только эпитетов ни удостоился инженерный шедевр, но несмотря на рекомендацию государственной комиссии, машину так и не запустили в серийное производство. В 1974-м заказчик отказался принять на государственные испытания второй В-12, и вслед за этим все работы по винтокрылому гиганту прекратились."
Источник: История экспонатов музея _ Страница 8 _ Aviarestorer.ru

В-12, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Доводка В-12 затянулась. Собранный в 1972 году второй экземпляр В-12 целый год простоял на опытном производстве МВЗ в ожидании двигателей.

лопасти композитной конструкции В-12, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Вместо цельнометаллических лопастей от Ми-6 на В-12 опробованы лопасти композитной конструкции (стальной лонжерон со стеклопластиковыми носовой частью и законцовкой с фольгированным сотовым заполнителем).

В-12, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Двухэтажная кабина экипажа: на нижнем этаже располагались два летчика, бортинженер и бортэлектрик, на верхнем — штурман и радист.

В-12, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Миль В-12 CCCP-21142 перелетел в Монино с опытного завода ОКБ М.Л. Миля 28 августа 1975 г.

В-12, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Комплекс из В-12 и Ан-22 задумывался для транспортировки перспективных МБР 8К67 (комплекс Р-36, на вооружении с 1967 г.), 8К75 (комплекс Р-9, на вооружении с 1964 г.) и 8К82 (УР-500 на вооружение не принята, выпускалась модификация "Протон") в отдалённые районы страны.

В-12, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Разработка вертолёта с кабиной, аналогичной грузовой кабине транспортного самолета Ан-22 началась в 1962 году.

В-12, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

В 1965 году на Саратовском авиационном заводе начали подготовку к выпуску первой войсковой серии из пяти вертолетов В-12. Одновременно, на натурном макете заказчик исследовал размещение 36 видов тяжелой боевой техники.

В-12, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

В 1965 году под руководством П.А. Соловьёва, в Перми, разработали силовую установку состоящую из четырёх двигателей Д-25ВФ и двух редукторов Р-12.

В-12, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Для В-12 создали специальную модификацию серийного двигателя Д-25Ф мощностью 6500 л.с.

В-12, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Винтомоторные группы от Ми-6 крепились на концах ферменных консолей.

В-12, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

В центроплане установлен промежуточный редуктор, обеспечивавший излом трансмиссионного вала. Трансмиссионный вал синхронизировал вращение несущих винтов и передавал мощность с одного редуктора на другой при управлении по крену и в случае отказа двигателей с одной из сторон.

В-12, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Центральную часть фюзеляжа занимал огромный грузовой отсек размером 28,15 х 4,4 х 4,4 м.

В-12, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

В хвостовой части фюзеляжа находились силовой трап и боковые створки, которые при раскрытии образовывали проем для въезда самоходной техники и погрузки различных грузов с помощью мощных электролебедок и тельферов.

В-12, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

В 1974 году работа над В-12 прекращена в связи с изменением концепции базирования МБР. По этой же причине резко сокращён заказ на большую серию Ан-22.

Места первого и второго пилотов на первом этаже кабины экипажа В-12, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Места первого и второго пилотов (на первом этаже кабины экипажа)

Ручка управления циклическим шагом винта В-12, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Ручка управления циклическим шагом винта (или просто ручка управления вертолетом)

В-12, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Места для размещения лиц, сопровождающих груз

Астроотсек В-12, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Второй этаж — астроотсек

Рабочее место штурмана В-12, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Рабочее место штурмана (на втором этаже кабины экипажа)

Визир камеры вертикального обзора В-12, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Визир камеры вертикального обзора — для посадки в плохоосвещенных местах

Щит на рабочем месте бортэлектрика В-12, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Щит управления на рабочем месте бортэлектрика

Миль Ми-1

Этот Ми-1 использовался в ЛИИ, затем служил учебным пособием на учебной базе ВВИА им. Н.Е.Жуковского. Последний полёт 15 июля 1953 года, общий налёт составил 63 часа и 246 циклов. С 29 сентября 1953 использовался как учебное пособие в Академии ВВС им. Гагарина. В монинский музей передан 10 августа 1961 года.

Ми-1, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Один из первых выпущенных Ми-1 (заводской № 020309) построенный в 1952 г. на заводе №387 в Казани.

Ми-1, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Вертолёт использовался в ЛИИ, затем служил учебным пособием на учебной базе ВВИА им. Н.Е.Жуковского.

Существовал также польская версия вертолёта Ми-1, разработанная польской компанией «PZL Swidnik». С начала 1957 года, вертолёты выпускались из польских комплектующих, кроме силовой установки, но затем мотор АИ-26В под обозначением Lit-З стали производить на заводе в Жешуве. Серийный выпуск этого варианта продолжался до 1965 года. В общей сложности в Польше было изготовлено 1 597 единиц версии SM-1 разных модификаций, в основном они эксплуатировалось в Советском Союзе.
Источник: Форум на aviarestorer.ru, тема: "Soviet Transport о монинских машинах"
См. также: Ми-1М в Музее авиационной техники, аэродром Боровая, г.Минск

Миль Ми-2

Тёмно-зелёный Ми-2В (формулярный №510309037, серийный №003-09) выпущен на польском заводе PZL-Swidnic. "Произведен в 1967 году. Переделан из серийного Ми-2 на заводе №329. Вооруженная модификация. Был оснащен шестью управляемыми ракетами противотанкового комплекса «Фаланга-М» или четырьмя блоками неуправляемых реактивных снарядов С-5. Поступил на совместные государственные испытания в начале 1970х годов, из-за задержки с доводкой. Проходил различные испытания в ОКБ Миля на заводе №329 в Москве до 18 августа 1975 года. Суммарный налет 220 часов 16 минут. 20 ноября 1975 года передан в музей ВВС в Монино. В настоящее время находится в основной экспозиции музея ВВС в Монино".
Источники:
Форум на aviarestorer.ru, тема "История экспонатов музея _ Страница 5"
Карточка борта на russianplanes.net

Опытный вертолёт Миль В-2В, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Опытный вертолёт Миль В-2В

Ми-2СХ, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Миль Ми-2СХ

Ми-2СХ, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Миль Ми-2СХ

Среди экспонатов музея выделяется своей красной ливреей Ми-2СХ (формулярный №528230063, серийный №082-30) также выпущенный заводом PZL-Swidnic. C 25 октября 1983 года вертолёт эксплуатировался Мячковским ОАО МГА СССР с регистрацией СССР-20869. С 1993 года - Мячковские Авиационные Услуги (МАУС) с регистрацией RA-20869. Дальше некие странности - в 1995 году вертолёт передают в Монинский музей, но списан он только 11 января 1999 года.
См. также:
Ми-2 в Музее истории гражданской авиации, г.Ульяновск
Ми-2 в Техническом музее, г.Тольятти
Ми-2 в сербском национальном музее авиации (Muzej vazduhoplovstva), г.Белград
Ми-2 в Музее авиационной техники, аэродром Боровая, г.Минск
Ми-2 в мемориальном Парке Победы, г.Казань
Ми-2 в музее «Боевая слава Урала», г.Верхняя Пышма

Миль Ми-4А

"Многоцелевой вертолёт Ми-4 разработан в ОКБ М.Л. Миля в 1951-52 гг. Строился серийно в 1953-68 гг. в Саратове и Казани в транспортном, санитарном, сельскохозяйственном, пассажирском, правительственном и др. вариантах. Военно-транспортный Ми-4 (зав. № 1104) построен на саратовском авиазаводе № 292 в апреле 1953 г. Поступил в музей 12 января 1965 г. из в/ч № 54902 с налётом 138 ч."
Источник: Памятники науки и техники в Центральном музее ВВС (Часть 1): aviarestorer — ЖЖ

Ми-4А, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Ми-4А

Ми-4А, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Ми-4А

Ми-4А, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Ми-4А

Ми-4А, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Ми-4А

Миль Ми-6

Ми-6 с бортовым номером "02", голубой выпущен в 1960 году, использовался в испытаниях на Московском вертолётном заводе до июля 1963 года. 26.05.1965 вертолёт перелетел в Монино, где использовался как учебное пособие. 25.08.1978 машину передали в авиационный музей.

Миль Ми-6ВКП

В Монино сейчас хранится три Ми-6. Первый экземпляр - обычный серийный Ми-6 (№0030101В, серийный №04-54) с бортовым "02". Вторая машина - ярко-красный Ми-6ПЖ. О модификации третьей машины этого семейства мнения расходятся: либо это Ми-6ВКП, либо Ми-22 (он же Ми-6АЯ). В любом случае этот вертолёт был изготовлен на заводе «Роствертол» в 1974 году. Также известно, что в 1993 году он находился в составе 3-ей авиационной эскадрильи 138 ОСАП 76 ВА и базировался на аэродром Левашово, г.Санкт Петербург. Командиром вертолета был майор Крылатков Сергей. В 1994 году борт передали в Монино, попутно сменив бортовой с "46" на "39". Источник информации об этом вертолёте: карточка борта на russianplanes.net

Миль Ми-6ПЖ2

Противопожарный вариант Ми-6 появился в 1967 году. Отличался от базового отсутствием крыла, внутрифюзеляжным баком на 12 тонн воды с центральной сливной горловиной, баком для пенообразователя, насосами, опускаемой фермой с устройством для забора воды из открытого водоема на висении, спасательным и прочим пожарным оборудованием. На внешней подвеске вертолет мог доставлять к месту пожара в специальной сетке шесть мягких полуторатонных баков с огнегасящей жидкостью. В том же году Ми-6ПЖ потерпел катастрофу на юге Франции, в которой погиб известный летчик-испытатель Ю.А. Гарнаев.
В 1971 году был построен второй вариант пожарного вертолета Ми-6ПЖ2, который отличался от предшественника новой лафетной установкой с комбинированным стволом в носу фюзеляжа. Машина успешно прошла госиспытания и неоднократно участвовала в борьбе с лесными пожарами. В этот вариант было переоборудовано несколько транспортно-десантных вертолетов.
В экспозиции музея находится Ми-6ПЖ2 (№9683901В, серийный №39-01), выпущенный в январе 1969 года. Первые известные снимки Ми-6ПЖ в музее датированы 1992 годом. Серийная машина конвертирована в Ми-6ПЖ2 в 1971 году и передана в 113-й отдельный вертолётный полк авиационной поисково-спасательной службы, базировавшийся в городе Троицк Челябинской области.
Источник: карточка борта на russianplanes.net

Ми-6ПЖ2 (41, жёлтый), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

У противопожарных вертолётов Ми-6ПЖ и Ми-6ПЖ2 отсутствует крыло для обеспечения устойчивости вертолёта на висении.

Ми-6ПЖ2 (41, жёлтый), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Начиная с 1971 года несколько вертолётов Ми-6 было переоборудовано в вариант Ми-6ПЖ2.

Ми-6ПЖ2 (41, жёлтый), Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Ми-6ПЖ2 отличался новой лафетной установкой с комбинированным стволом в носу фюзеляжа.

На вооружении 113-го полка числились две эскадрильи вертолётов Ми-8, (отряд Ми-14пс) и одна эскадрилья вертолётов Ми-6. О решаемых задачах вспоминают участники форума vertoletciki.ru:
"В 1975 году полк участвовал в обеспечении космической программы запуска, стыковки и посадки советско-американского комплекса «Союз-Аполлон», когда впервые произвели прямую телевизионную трансляцию.
В ночь с 16 на 17 октября 1976 года спускаемый аппарат «Союз-23» с космонавтами Зудовым В.Д. и Рождественским В.И. попал в незастывшее горько-соленое озеро Тенгиз. В тяжелых условиях экипаж капитана Чернявского оказал помощь космонавтам. Был буран, шел плотный снег. На надувной лодке пробившись к спускаемому аппарату экипаж в течении 6 часов скалывал лёд с вентиляционных отверстий. За эту спасательную операцию капитан Чернявский Николай Алексеевич награждён орденом «Знак Почета».
Личный состав постоянно привлекался для решения народнохозяйственных задач и чрезвычайных ситуаций.
- в декабре 1981 года, вертолетчики занимались поиском и эвакуацией людей при аварии на Увельском водохранилище в Южно-Уральске;
- 4 июня 1989 года – экипажи майора Курзанова А. Н., капитана Крохотина А. Ф., капитана Маликова С. И., капитана Шамбаева С. И., были подняты по тревоги участвовали в ликвидации страшной катастрофы в результате крушения двух поездов «Адлер-Новосибирск» и «Новосибирск-Адлер» в районе железнодорожной станции Аша в Башкирии. В госпиталь было доставлено 34 человека.
- с 1 по 7 мая 1990 года – экипажи подполковника Курзанова А.Н., майора Юдина В.Н., капитана Крохотина А. Ф., капитана Акимова Н.А., принимали участие в ликвидации последствий наводнения на реке Белая в районе города Белорецка (Башкирия). Полеты осуществлялись в сложных метеорологических условиях при ограниченной видимости
".

Относительно работы вертолётчиков полка по контролю процесса запуска и организации поиска экипажей космических кораблей мелькают только обрывки воспоминаний. Например, вспоминает участник форума с ником Codling 580: "Специально по космосу к нам прилетала группа из Троицка. Садились у нас в Державинске. В состав входили, как правило 2-3 Ми-6 и до 12 Ми-8. Прилетал еще Ми-14. Оттуда же. Прилетали они за 2-3 недели до запуска или посадки. Привозили с собой спец.технику (амфибии, шнекоходы и т.д.).Сразу начинали работать. Обследовали район посадки, толщину снежного покрова и т.д. а Ми-14 обследовал водоемы. Например о.Тенгиз. Иногда отдельные борта садились во время этих работ в Аркалыке, что бы зря не гонять их туда-сюда. Наши автоцистерны возили туда керосин, чтобы их заправлять".
На этом же ресурсе Александр Иванович Чупин (служил в ЕГ АПССС СССР с 1985 по 1998 годы) упоминает, что "В Троицком полку был Ми-6пж (пожарный) он сейчас вроде бы стоит в музее ВВС в Монино, хотя надо уточнять из Троицка ли он. Ещё был Ми-6тз, он доставлял топливо к месту посадки КА, не помню это был специальный вертолёт или обычный который дооборудовался".

Ми-10, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Ми-10 (№8680604K), первый полёт в 1968 году

Ми-10, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

История службы и причины списания этого Ми-10 неизвестны

Миль Ми-24А

Дата выпуска этого Ми-24А - август 1972 года, последний полёт 27 июня 1984 - в Монино. За время службы налёт 1032 часа, 935 циклов.

Миль Ми-24В

Кроме уже упомянутого Ми-24А в музее ещё две машины этого семейства: Ми-24П №3532431622374 (номера "09" красный, "37" белый) и Ми-24В (номера "54", "44" белый) с заводским №3532424015897.

Ми-24В, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Ми-24В (№3532424015897)

Ми-24В, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Ми-24В

Ми-24А, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Ми-24А (№2201201)

Миль Ми-26

Ми-26, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Ми-26 (№34001212102, серийный №09-07) изготовлен на «Роствертол» в 1986 году

Яковлев Як-24

Вертолёт Як-24 (№27203310) произведен в 1956 году, имел бортовой номер "79" красный. В 1957 году переоборудован в трубоукладчик, с системой «Нерпа» для транспортировки и укладки труб ПМТ-100. В 1958 году переоборудован в топливозаправщик с системой «Луч». Проходил статические испытания 24 мая по 26 июня 1958 года. Выведен из ВВС в 1958 году. Время налета составляло 78 часов.
14 марта 1962 года передан музею ВВС в Монино, где был нанесен бортовой номер "51", красный. В настоящее время находится в основной экспозиции музея ВВС в Монино.Бортовой номер отсутствует.
Источник: История экспонатов музея _ Страница 4 _ Aviarestorer.ru

"20 июля 1957 года на Комендантском аэродроме в Ленинграде начались заводские испытания вертолёта-трубоукладчика Як-24 «Нерпа», предназначенного для прокладки полевого магистрального трубопровода ПМТ-100 для подачи горючего к местам дислокации боевой техники через непроходимые для колёсной и гусеничной техники участки суши. По бортам серийной машины (заводской №03310) размещались четыре кассеты, в которых могло находиться до 88 труб (средний вес трубы – 30,5 кг). Взлётный вес вертолета при этом достигал 14 900 кг. Раскладка осуществлялась в автоматическом режиме вдоль выбранной трассы. Перед раскладкой (за 40–50 метров до начала) с вертолёта сбрасывалась «кошка» с тросом длиной 600–650 метров, вращавшим барабан. Разматываясь, трос вращал ролик задающего механизма сброса труб, и начинал работать указатель путевой скорости. Был предусмотрен и аварийный сброс труб без применения «кошки».
В ходе испытаний выполнили 49 полётов и 159 сбросов труб. За один вылет Як-24 укладывал нитку трубопровода длиной 528 метров. Государственные испытания трубоукладчика завершились 31 марта 1958 года. Ведущими по испытаниям были инженер С. Х. Атабекян и лётчик-испытатель К. Д. Таюрский.
Испытания показали практическую пригодность Як-24 для этих целей, причём в вариант трубоукладчика можно было переоборудовать любой серийный вертолёт. Автоматическая раскладка труб осуществлялась с высот от 8 до 40 метров
".

Як-24, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Як-24

Як-24, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Як-24

"После испытаний вертолёт возвратили на завод и переоборудовали в топливозаправщик (тема «Луч»). Для этого в грузовой кабине разместили три 1060-литровых бака, или до десяти 200-литровых бочек, или 99 двадцатилитровых канистр. Заправка до четырёх объектов боевой техники могла проводиться как с посадкой, через четыре горловины, так и на режиме висения - с помощью одного рукава. Государственные испытания (ведущие – инженер А. М. Загордан и лётчик-испытатель К. Д. Таюрский), проведённые с 24 мая по 26 июня 1958 года, показали, что запас прочности вертолёта оказался недостаточным для выполнения подобных операций, и вопрос о принятии на вооружение как топливозаправщика, так и трубоукладчика должен был решиться после завершения войсковых испытаний Як-24.
Летом 1959 года Як-24 № 27203310 вновь переоборудовали в трубоукладчик и временно передали в ГУ ГВФ. В июле того же года вертолёт использовали при прокладке труб через заболоченные участки газопровода Саратов – Ленинград. После завершения строительства газопровода Як-24 вернули военным, но ненадолго. В 1961 году эту же машину вновь арендовала гражданская авиация, а когда Як-24 исчерпал свой ресурс, его перегнали на вечную стоянку в Монинский музей ВВС.
Надо сказать, что, несмотря на хранение вертолёта под открытым небом, в музее за ним организовали должный уход. Более того, в конце 1960-х годов на Як-24 заменили перкалевую обшивку и покрасили, а лопасти несущих винтов смешанной конструкции – цельнометаллическими от Ми-4.
"
Источник: Николай Якубович, "Неизвестный Яковлев. «Железный» авиаконструктор"

Камов Ка-25ПЛ

Ка-25, Центральный музей ВВС РФ, п.Монино

Ка-25ПЛ (№5910203)

Противолодочный вертолёт Ка-25ПЛ (№5910203, бортовой "17" черный) выпущен в декабре 1966 и до 27 октября 1967 находился на испытаниях на ЛИС. Затем передан в филиал Ухтомского Вертолётного Завода в Феодосии. Последний полёт 29 августа 1975 года. Общий налёт составил 314 часов. 5 января 1981 года передан в музей.