Мотоциклы и другая техника. Выставка «Моторы Войны»


Навигация по странице:
Знамя 7-й отдельной танковой бригады
Реактивный миномет 15 cm Nebelwerfer 41
Система залпового огня М-13 на шасси Studebaker US6
Система залпового огня М-8-36 на шасси ЗиС-6
3-дюймовая полевая скорострельная пушка обр. 1902 г
75-мм полевая пушка kanon m/02 обр. 1905 г
76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 обр. 1942 г
107-мм полковой горно-вьючный миномет обр. 1938 г
Пехотная тележка Infanteriekarren If. 8
Повозка связистов Nachrichtengeratkarren Hf.2
Тележка связистов Nachrichtengeratkarren
Саперная тележка Pionierhandkarren Pf.22
Полевая кухня КП-3-37
Зенитный прожектор 150 cm Flakscheinwerfer 34
Зенитный прожектор 60 cm Flakscheinwerfer 36 и генератор мощностью 8 кВт
Тяжёлый мотоцикл Gnome & Rhone AX 2-RM
Тяжёлый мотоцикл BMW R75
Тяжёлый мотоцикл BMW R12W
Тяжёлый мотоцикл М-72
Тяжёлый мотоцикл Zundapp KS 750
Мотоцикл Harley-Davidson WLA
Прицепы Leichter Pontonwagen (Pf.15) для понтонной переправы типа С (Bruckengerat C)
Прицеп IF.5 MG-Wagen 36
Минометный прицеп Gefechtskarren (If.9) для 81-мм миномета sGW 34
Немецкий планер SG 38 Schulgleiter

Месторасположение: Москва, ул. Рогожский Вал, дом 9, строение 2
Официальная страница в социальных сетях: Моторы Войны Warmotors | Facebook
Дополнительно:
Бронеавтомобили, командирские и легковые автомобили. Выставка «Моторы Войны»
Грузовые автомобили, автобусы, автоцистерны и фургоны. Выставка «Моторы Войны»
Тягачи, трактора, танки, самоходные артиллерийские установки. Выставка «Моторы Войны»
Мотоциклы и другая техника. Выставка «Моторы Войны»
Автомобили. Музей техники Вадима Задорожного
Автомобили. Музей отечественной военной истории в Падиково
Автомобильная техника в Техническом музее, г.Тольятти
Авиационная, инженерная и прочая техника. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Автотехника, мотоциклы и бронемашины. Военно-патриотический парк «Патриот»
Автомобильная техника в музее «Боевая слава Урала»

Знамя 7-й отдельной танковой бригады

"Совсем недавно среди прочего на крупнейшем интернет-аукционе «e-Bay» неожиданно появилось боевое знамя 7-ой отдельной танковой бригады, выставленное на продажу румынским коллекционером военной атрибутики. Случай редкий и весьма неоднозначный. Данный лот привлек внимание моделистов-стендовиков из братской Белоруссии. Факт вот такой банальной попытки торга боевой реликвией шокировал молодых людей. Долг, патриотизм – слишком высокие слова. Белорусским ребятам стало просто обидно за свою некогда великую советскую Родину! Было решено миром скинуться и выкупить это знамя – вернуть на Родину. Сумма, запрашиваемая на аукционе весьма не маленькая – порядка 5000 в долларовой валюте. В ходе переговоров с продавцом удалось ее несколько сбавить, по ходу немного прояснилась и судьба знамени. Так первоначально было предположение, что знамя было передано «по наследству» – от ветерана войны со стороны румын. Румынские части в союзе с немцами участвовали в боях на Украине и как раз там же, на украинской земле воевала 7-я танковая бригада. Однако действительность оказалась более запутанной. Румынский коллекционер в свое время приобрел это знамя в … США! Мало того, оказалось, что и боевой путь танкистов из этой бригады никогда не пересекался с румынами. Это обстоятельство заставило начать более серьезный поиск, предстояло выяснить судьбу танковой бригады.
7-я отдельная танковая бригада была сформирована Постановлением ГКО № ГКО №-571сс от 13 сентября 1941 года. Бригада формировалась по штатам №№ 010/75 – 010/83 и 010/87 от 13 сентября 1941 года. ГАБТУ было обязано закончить формирование бригады к 18 сентября.
...
Командование бригадой принял полковник Иван Федорович Юрченко. Кроме него в состав командования вошли военный комиссар бригады полковой комиссар Андрей Федорович Яцутин [с 22.09.1941 по 10.05.1942], начальник штаба бригады майор Невмеинский (Невжинский?), начальник политотдела старший батальонный комиссар Степан Иванович Шкрабий [с 22.09.1941 по 27.02.1942]. Танковый полк возглавил майор А. П. Сытник.

При формировании бригада получила 61 танк: 7 КВ, 22 Т-34, 32 Т-40. Кроме танков была получена следующая техника: 14 БА-20, 8 СТЗ-5, 30 мотоциклов, 10 мастерских типа «А», ЗИС-5 – 114, ГАЗ-АА – 71, 12 легковых автомашин, 10 санитарных, 1 штабная и 8 37-мм зенитных пушек.

По завершении формирования и боевого слаживания, которые проходили в п. Костерево Московская области (Костеревский танковый военный лагерь), бригада была переброшена в распоряжение Юго-Западного фронта. До января 1942 года никаких сведений о действиях бригады в составе ЮЗФ обнаружить, пока не удалось. Известно лишь, что накануне Барвенково-Лозовской наступательной операции – 11.01.1942 года полковое звено бригады расформировали. На базе 7-го ТП были сформированы 1-й и 2-й танковые батальоны. В таком виде бригада приняла участие в своей первой крупной наступательной операции."
Источник: Знамя 7-ой отдельной танковой бригады - Униформа и снаряжение СССР - ПО "Тризна"

"... По советским данным, потери войск Юго-Западного направления за период боев с 10 по 31 мая 1942 года составили: 266927 человек (из них раненые и больные, эвакуированные в госпитали – (6314, убитые и захороненные на незахваченной врагом территории – 13556 человек. Остальные 207047 человек попали в окружение), 652 танка, 1646 орудий и 3278 минометов. Вместе с тем, в документах отмечалось, что «установить потери вооружения и техники, из-за отсутствия документов по ряду соединений и частей, не представляется возможным». В окружении погибло и много известных советских военачальников. Среди них заместитель командующего войсками Юго-Западного фронта генерал-лейтенант Ф. Я. Костенко, командующий и член Военного Совета 6-й армии генерал-лейтенант А. М. Городнянский и бригадный комиссар И. А. Власов, командующий, член Военного совета, начальник штаба и командующий артиллерией 57-й армии генерал-лейтенант К. П. Подлас, бригадный комиссар А. И. Попенко, генерал-майор А. Ф. Анисов, генерал-майор артиллерии Ф. Г. Маляров, командующий армейской группой генерал-майор Л. В. Бобкин, командиры 15,47, 270 и 337-й стрелковых дивизий генерал-майоры Д Г. Егоров, Ф. Н. Матыкин, 3. Ю. Кутлин. И. В. Васильев многие другие. По немецким данным, во время боев за Харьков было взято 239 036 пленных, уничтожено и захвачено 2026 орудий, 1249 танков и 540 самолетов. Собственные безвозвратные потери в людях составили 20000 человек.

Когда И.Сталину доложили о поражении Красной Армии в Харьковской операции, он сказал так: «В течение каких-либо трех недель Юго-Западный фронт, благодаря своему легкомыслию, не только проиграл наполовину выигранную Харьковскую операцию, но успел еще отдать противнику 18–20 дивизий... Это катастрофа, которая по своим пагубным результатам равносильна катастрофе с Ренненкампфом и Самсоновым в Восточной Пруссии...»

В неудачах Сталин обвинил (и не без оснований) прежде всего командование Юго-Западным направлением – С.Тимошенко, И.Баграмяна и Н.Хрущева. При этом он добавил: «Если бы мы сообщили стране во всей полноте о той катастрофе, которую пережил фронт и продолжает еще переживать, то я боюсь, что с Вами поступили бы очень круто...»

В горниле этой адской топки поглотившей, в том числе и 7-ю отдельную танковую бригаду сгинуло, и знамя этой части. Потеря боевого знамени – очень тяжкий и печальный факт. Части потерявшие свое знамя, как правило, расформировывались и не возрождались. Так произошло и с 7-ой бригадой. Возвращая на Родину боевое знамя 7-ой отдельной танковой бригады, белорусские патриоты возвращают не только память, но и честь доблестно воевавших и геройски погибших советских воинов.
А. ХЛОПОТОВ"
Источник: Знамя 7-ой отдельной танковой бригады - Униформа и снаряжение СССР - ПО "Тризна"

Реактивный миномет 15 cm Nebelwerfer 41

"Реактивная артиллерия, как и ракетное оружие, вообще, не подпадали под ограничения Версальского трактата – к моменту его подписания лишь писатели-фантасты могли предположить, насколько эффективным окажется это оружие в будущей войне. Германские специалисты с начала 30-х гг. вели разработку широкой гаммы образцов подобного оружия, в том числе многозарядных пусковых установок и ракет к ним для сухопутных войск. В отличие от СССР, где приоритет отдавался оперенным реактивным снарядам, в Германии разрабатывались турбореактивные снаряды, стабилизируемые в полете вращением. Такие снаряды обладали меньшей по сравнению с оперенными дальностью стрельбы, но зато имели гораздо лучшую кучность.
В сухопутных войсках вермахта реактивные пусковые установки, в русскоязычных публикациях часто именуемые «реактивными минометами» относились к т.н. «войскам задымления» – Nebeltruppe. Согласно декларируемому предназначению, они должны были ставить дымовые заграждения, но на самом деле они рассматривались как «средство доставки» химических боеприпасов. Имелись в боекомплекте реактивных установок – «Небельверферов» – и фугасные снаряды. Именно они и применялись, в основном, в боях – постановка дым-завес стала задачей второстепенной, а до химической войны дело не дошло. Интересно, что в организационном отношении «небельтруппе» не входили в состав артиллерии, а представляли собой отдельный род войск.
Формирование первых частей, вооруженных 150-мм шестиствольными пусковыми установками (ПУ) Nebelwerfer 41, началось весной 1940 г. Первым их получил Учебно-опытовый дивизион задымления. 18 апреля 1940 г. его 1-я батарея в составе восьми пусковых установок продемонстрировала мощь нового оружия перед командованием сухопутных войск вермахта на полигоне в Мюнстере. Тут же был подписан приказ о начале формирования первой боевой части – 51-го полка реактивной артиллерии."
Источник: А.И. Харук, «Артиллерия Вермахта»

Реактивный миномет 15 cm Nebelwerfer 41, выставка «Моторы Войны»

Калибр 158 мм

"Во второй половине 1940 г. части реактивной артиллерии были сосредоточены во Франции – предполагалось их участие в готовящейся высадке в Англии (операция «Зеелёве»). 51-й полк даже провел учебные стрельбы по надводным целям. Но боевым дебютом реактивной артиллерии стала операция «Барбаросса» -22 июня 1941 г. батареи «Небельверферов» открыли огонь по советской территории (боевой дебют БМ-13 – знаменитых «катюш» – состоялся чуть позже, 14 июля). Тактика частей реактивной артиллерии предусматривала массированный огонь по площадям. Поскольку ракеты «Небельверферов» были тонкостенными, то поражающий эффект от их осколков был невелик, а главным поражающим фактором была ударная волна. Для стрельбы по одиночным целям реактивные ПУ не применялись.
Согласно германским уставам, в наступлении огонь реактивной артиллерии концентрировался на направлении главного удара, а в обороне – на наиболее опасном участке. Таким образом, «Небельверферы» рассматривались как ключевое средство обеспечения успеха, как в наступательном, так и в оборонительном бою. Немецкая пехота весьма ценила огневую мощь реактивной артиллерии, называя «Небельверферы» «пехотными Штуками» – по аналогии с пикирующими бомбардировщиками Ju-87 «Штука».
...
Батарея насчитывала 120 чел. личного состава – пять офицеров, 20 унтер-офицеров и 95 рядовых. На её вооружении, кроме шести Nebelwerfer 41, имелась и одна 37-мм противотанковая пушка Рак 35/36. Причиной такого решения был тот факт, что части реактивной артиллерии ввиду небольшой дальности стрельбы занимали позиции непосредственно у переднего края, что делало их весьма уязвимыми от танковых атак противника. Естественно, одна пушка не могла отбить атаку, да и такая задача не ставилась – главным было выиграть время и позволить вывести пусковые установки из-под удара."
Источник: А.И. Харук, «Артиллерия Вермахта»

Система залпового огня М-13 на шасси Studebaker US6

Система залпового огня М-8-36 на шасси ЗиС-6

единственный сохранившийся, восстановлен из фрагментов

3-дюймовая полевая скорострельная пушка образца 1902 года

"Это орудие было самой массовой системой Русской Императорской Армии в Первую мировую войну. Массово они применялись и в Великую Отечественную войну. На выставке представлен образец из коллекции военно-патриотического клуба «Капонир».

После начала Великой Отечественной войны Красная Армия понесла тяжелые потери. Благодаря тому, что советская промышленность быстро встала на военные рельсы, к 1942 году тяжелые потери, как в технике, так и в вооружении удалось во многом восполнить. Вместе с тем, этот процесс растянулся. Поэтому в армию стали поступать образцы вооружения, прежде всего артиллерии, созданной еще до революции. Наиболее активно они применялись осенью-зимой 1941 года, то есть в самый сложный период войны.

Среди них оказалась и 3-дюймовая (76-мм) полевая пушка обр.1902 года. Она стала одним из примеров удачной отечественной разработки. В то время большинство отечественных образцов артиллерии имели зарубежные корни. Орудие создали на Путиловском заводе под руководством Л. А. Бишлягера, К. М. Соколовского и К. И. Липницкого. получило развитый орудийный щит, более удачные противооткатные устройства и новый поршневой затвор. Также пушка получила более удачный панорамный прицел.

76-м полевая пушка обр.1902 года стала самым удачным и массовым образцом русской полевой артиллерии времен Первой мировой войны. В общей сложности изготовили не менее 14,5 тысяч таких пушек. В начале 30-х годов начался выпуск модернизированных орудий обр.1902/30 гг. Более ранние орудия не были совместимы с новыми типами боеприпасов (но новые орудия могли использовать старые снаряды). Поэтому они уходили в резерв. Снова 3-дюймовые пушки понадобились в самое сложное для страны время."
Источник: 3-дюймовая полевая пушка образца1902 года

75-мм полевая пушка kanon m/02 обр. 1905 г

75-мм шведская полевая пушка kanon m/02 обр. 1905 г, выставка «Моторы Войны»

Лафет от шведской пушки немецкого происхождения

"В 1903 года началось производство 7,5 cm kanon m/02, самой массового шведского полевого орудия времен Первой мировой войны. Разработали ее на Krupp, здесь же изготовили 104 орудия. Остальные орудия выпущены в Швеции: 106 штук на заводе в Финспонге, 36 штук Stockholms Vapenfabrik и 68 силами Bofors. Из этого числа 60 штук досталось Финляндии, до конца 1941 года шведские пушки использовались по прямому назначению. Дополнительная сложность в определении состоит в том, что 7,5 cm kanon m/02 разных производителей имеют отличия, например, по орудийным щитам. Пушка досталась без ствола, его еще надо искать (или делать)."
Источник: Шведская полевая пушка немецкого происхождения: yuripasholok — ЖЖ

76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 обр. 1942 г

107-мм полковой горно-вьючный миномет обр. 1938 г

Миномет имел неподрессоренный ход,состоящий из рамы, двух колес и ящика ЗИП. Передок предназначен для перевозки 20 окончательно снаряженных мин в лотках и для тяги колесного хода. Передок с колесным ходом миномета транспортировался конной тягой с помощью четырехконной упряжки. Колесный ход с передком обеспечивал хорошую подвижность на равнинной и резкопересеченной местности.

107-мм полковой горно-вьючный миномет обр. 1938 г., выставка «Моторы Войны»

Заводской №164. Год выпуска: 1941.

Для транспортировки миномета применялась также грузовая машина со специальным оборудованием кузова для погрузки в него конного хода с минометом и 24 минами в ящиках парковой укладки, кроме того, в кузов машины садился минометный расчет. Каждый миномет снабжался комплектом конских вьюков с укладочными приспособлениями (13 вьюков на каждый миномет). На участках пути, допускающих движение на колесах, миномет должен был перевозиться на колесном ходу с передком, а по горным тропам - на вьюках.

Пехотная тележка Infanteriekarren If. 8

"... Infanteriekarren If. 8, легкая пехотная тележка, появившаяся в 1941 году. Опыт первых лет войны выявил необходимость в универсальной тележке, которую можно таскать как своими силами, так и цеплять к лошадям, либо к мотоциклам, либо легковым машинам. В результате была разработана легкая и прочная конструкция грузоподъемностью 350 килограмм. If.8 использовался для самых различных целей, включая перевозку боеприпасов. Нередко его применяли в качестве артиллерийского передка для легких противотанковых пушек. Не менее широкой оказалась и номенклатура тягловых средств – мотоциклы, лошади и даже собаки. Часто между собой сцепляли несколько тележек, получался своеобразный состав. Увидеть эту тележку можно на множестве снимков военного периода. А вот в музеях она почему-то встречается редко."
Источник: Эквестрийская тяга вермахта | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Пехотная тележка Infanteriekarren If. 8, выставка «Моторы Войны»

Трофей 1944 года, тележка захвачена в Нормандии

"Сама по себе идея пехотных тележек была правильной, но надо понимать, что не они являлись самым массовым явлением. Это отлично показывает разница между их количеством на экспозиции, и объемом основной части - прицепов. Их разнообразие было велико, причем на экспозиции показаны образцы, предназначенные, прежде всего, для перевозки конной тягой. Это можно четко увидеть по колесам. Если прицеп везут лошади, то колеса у него, как правило, деревянные, с металлическими ободами. Существовали и металлические колеса с пневматическими шинами, но не обязательно их возили машины."
Источник: Эквестрийская тяга вермахта | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Повозка связистов Leichter Fernsprechwagen (Nf.2)

Повозка связистов Leichter Fernsprechwagen (Nf.2), выставка «Моторы Войны»

Трофей 1944 года, повозка захвачена в Нормандии

Тележка связистов Nachrichtengeratkarren

"Существовали тележки для отдельных родов войск, весьма специфичные по назначению. Существовали таковые и для немецких связистов. Специально для них создали тележку, получившую обозначение Nachrichtengeratkarren, или тележка связистов. Благодаря максимально облегченной конструкции ее можно было спокойно таскать вручную. В штатном исполнении на тележке предусматривались крепления для катушки с телефонным кабелем. При необходимости можно было закрепить еще две катушки. Nachrichtengeratkarren массово использовались немецкими связистами во время Второй мировой войны, заметно облегчая перевозку телефонных кабелей."
Источник: Эквестрийская тяга вермахта | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Саперная тележка Pionierhandkarren Pf.22

Полевая кухня КП-3-37

Зенитный прожектор 150 cm Flakscheinwerfer 34

Зенитный прожектор 60 cm Flakscheinwerfer 36 и генератор мощностью 8 кВт

Тяжелый мотоцикл Gnome & Rhone AX 2-RM

"Начиналась гамма армейских мотоциклов с легких моделей-одиночек, имевший рабочий объем мотора 350 кубических сантиметров. Следующей моделью были мотоциклы с рабочим объемом 500 кубических сантиметров, они могли быть как с колясками, так и без них. Наконец, на вершине находились тяжелые мотоциклы с коляской, как правило объема 750 кубических сантиметров. Были и более могучие аппараты вроде Rene Gillet type L1, с объемом мотора в литр, но оптимальными считались именно 750-кубовые модели. Это была общемировая практика. 750-кубовые модели получались не такими тяжелыми, при этом они подходили для широкого круга задач. Кроме того, у французов имелась такая специфика, как разделение на мотоциклы пехоты и кавалерии. Точнее, драгунских (Dragons Porte), причем у кавалерии мотоциклов с коляской было чуть больше половины.
... Gnome & Rhone AX 2-RM, один из наиболее совершенных французских тяжелых мотоциклов. Сама французская армия пользовалась ими недолго, куда дольше их применяли немцы. Заезжали Gnome & Rhone AX 2-RM и к нам, многие из них так и остались здесь навсегда.
...
В Париже внимательно следили за тенденциями на рынке, а там моду задавали, в том числе, и немцы. Прежде всего это касалось мюнхенской BMW, которая также стала искать себе варианты в послевоенной Европе. Причем там ситуация выглядела сложнее, поскольку моторостроителям из Мюнхена почти перекрыли кислород с авиамоторами. Выходом стали мотоциклы, и вот тут BMW быстро поймала птицу-удачу за хвост. В 1929 году появился BMW R 11, первый тяжелый мотоцикл баварской компании. Характерный двухцилиндровый оппозит воздушного охлаждения объемом 750 кубических сантиметров стал визитной карточкой тяжелых мотоциклов BMW. Явно смотря в сторону R 11, в 1935 году Gnome & Rhone представила модель Gnome & Rhone X. Созданная явно по той же идеологии 724-кубовая модель могла быть как одиночной, так и с коляской фирмы Bernardet.
...
Запущенный с 1936 года в серийное производство Gnome & Rhone XA был тяжелой машиной. Максимальная масса составляла 682 кг, и тут отсутствие привода на коляску сильно мешало. По этой причине в марте 1937 года был представлен вариант модели XA с системой привода на коляску. В крупную серию он, правда, не пошел. Также опыт эксплуатации показал, что 724-кубового мотора маловато. В результате осенью 1937 года на испытания вышел опытный образец Gnome & Rhone AX 2. С улыбкой можно заметить, что мотор еще сильнее стал напоминать BMW R 11/R 12, за немцами французы следили пристально. Объем мотора возрос до 804 кубических сантиметров, а мощность до 17,5 лошадиных сил при 3500 об/мин. Изменилась и коляска, которую так же строила Bernardet. Главной новинкой стал привод на коляску (с возможностью его отключения), что стало существенным плюсом.

По итогам разработки появился серийный вариант мотоцикла, получивший обозначение Gnome & Rhone AX 2-RM. Командование французской кавалерии с большим энтузиазмом восприняло появление этого мотоцикла. Не будет сильным преувеличением, если сказать, что это был лучший французский армейский мотоцикл того периода. Он настолько заинтересовал французскую кавалерию, что было принято решение о лицензионном производстве силами Terrot. К началу Второй мировой войны было готово 220 мотоциклов, 13 сентября 1939 года последовал заказ на 800 AX 2-RM (по 4000 штук в январе 1940 года выпускали Gnome & Rhone и Terrot), а дальше он рос как на дрожжах. Правда, имелся нюанс: электрика на мотоциклах была внезапно фирмы Bosch, попробуем угадать, что случилось сразу после начала войны. Три месяца (сентябрь-ноябрь 1939 года) Gnome & Rhone сидел на одном месте ровно.

... производство Gnome & Rhone AX 2-RM продолжилось, уже для немцев. Если кто забыл, то авиамоторы Gnome & Rhone 14N активно применялись немцами, а о том, что выпуск мотоциклов продолжался, нехотя пишут сами французы. Потом это фирме припомнили: в 1945 году завод национализировали. Выпуск мотоциклов, впрочем, продолжался еще лет 20. По вполне понятным причинам дольше всего Gnome & Rhone AX 2-RM использовался именно в немецкой армии. По ТТХ он оказался ближе всего к BMW R 75, также получившему привод на коляску. Ну а немецкое электрооборудование облегчало эксплуатацию."
Источник: Тяжелый мотоцикл для французской кавалерии | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Тяжёлый мотоцикл Gnome & Rhone AX 2-RM, Выставка «Моторы Войны»

Мотоцикл в базовом французском цвете с характерной фарой, имеющей желтую лампочку (что-то вроде системы "свой-чужой"). Такие фары у французов использовались до 1950-х годов.

Тяжёлый мотоцикл Gnome & Rhone AX 2-RM, Выставка «Моторы Войны»

Мотоцикл в типовой комплектации, именно так выглядел основной серийный вариант: одноместный мотоцикл со стандартной коляской Bernardet, экипаж 2 человека

"Естественно, мотоцикл получился самобытный, но всё равно подмывает сравнивать с баварской продукцией. Ибо да, есть сходство. В чем-то французский мотоцикл превосходит BMW, в чем-то уступает. Например, баварцы на своих мотоциклах ввели телескопические амортизаторы на передней вилке, а французы нет. Зато Gnome & Rhone AX 2-RM может похвастаться наличием задней передачи, те, кто был на динамическом показе, это могли видеть. У других французских мотоциклов-одноклассников еще был цепной привод, а Gnome & Rhone применял кардан, как и немцы. Мотор был слабее немца, но французы это сделали целенаправленно. Главным была тяговитость, плюс AX 2-RM получился немного легче. Именно с точки зрения военной машины получилось очень достойно. Не просто так их производство организовывалось на двух заводах.
Отдельного разговора достойна коляска. У Automobiles Bernardet была по сути монополия на коляски, разные модели можно видеть на французских армейских мотоциклах. Постепенно коляски эволюционировали: к 1939 году от классической "лодки" Bernardet ушла, коляска стала более "пузатой". Может не такая элегантная, как ранее, но с точки зрения функциональности точно претензий нет. Еще одним интересным моментом было то, что грузоподъемность коляски составлял чуть более 400 кг. Вообще для тяжелых мотоциклов существовало несколько моделей колясок, включая и вариант, способный перевозить 25-мм противотанковую пушку.
Как и на ряде колясок в других странах, Bernardet оснащала свою продукцию вертлюгами для пулемета. Штатным вооружением был ручной пулемет MAC Mle.1924/29, для которого требовался всего лишь штырь. Еще в 1934 году этих самых штырей имелось две штуки. Чаще всего применялся передний штырь, для ведения огня в лобовой плоскости. Второй штырь разместили сзади. Он был нужен либо для стрельбы назад, но чаще его использовали для ведения зенитного огня. Та же самая система была и для коляски Gnome & Rhone AX 2-RM. Задний штырь вынесли максимально назад-вверх. Как правило использовали его, стоя сзади.
Одним из плюсов коляски являлся багажник, точнее багажники. Помимо основного, размещавшегося сзади, на коляске 1939 года образца появился еще и ящик с левой стороны. С точки зрения размещения магазинов к пулемету это было явно плюс. За счет общей компоновки задний ящик получился довольно высоким. Некоторым минусом стало размещение замков для открытия крышки багажника. Они находятся снизу, при любой грязи можно заляпаться. Но тут уже компромисс - либо одно, либо другое.
Самая интересная деталь, впрочем, находится под брюхом. Речь идет, естественно, про привод на колесо коляски. Привод сделан отключаемым. Также стоит отметить, что на Gnome & Rhone AX 2-RM коляска оснащалась не только приводом, но и барабанным тормозом. Одним словом, с точки зрения проработки получилась передовая конструкция.
Стоит лишний раз сказать, что Gnome & Rhone AX 2-RM получился очень удачным мотоциклом. Он нисколько не уступал самым передовым образцам того периода и оптимально вписывался в систему вооружения французской кавалерии. Главная проблема заключалась в типичной для французов ситуации "хорошо, но мало". Для понимания, одной только модели BMW R 12 выпустили 35 тысяч штук. При этом BMW параллельно выпускал еще и модель R 71. "
Источник: Тяжелый мотоцикл для французской кавалерии | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Тяжёлый мотоцикл BMW R75

"Осенью 1937 года Верховное командование сухопутными войсками Вермахта сформулировало требования к новому внедорожному мотоциклу, выполнять заказ взялись два крупнейших мотопроизводителя Германии – фирмы BMW и Zundapp.
...
Мощный двигатель объемом 746 куб. см, 4-ступенчатая коробка передач и привод от вала делали машину быстрой и надежной, однако небольшое расстояние между колесом и крылом создавало множество проблем для немецких мотоциклистов на Восточном фронте.
...
Сразу оговоримся, было несколько модификаций мотоцикла R75, он менялся на протяжении всего срока производства: изменялись детали двигателя, навеска, раскраска и многое другое. Официально первая версия не имела названия, но в ходу такие клички как «Европа» и «Сибирь», наиболее же известная из последующих версий, получила имя «Сахара».
Клапанные крышки тоже изменялись, и в версии «Сахара» они уже не окрашивались в цвет мотоцикла. Добавилось неярко выраженное оребрение для лучшего охлаждения цилиндров.
Первые версии мотоцикла окрашивались в темно-серый (Фельдграу) цвет. Версия "Сахара" одной из первых первой получила желто-песочный цвет окраски, а чуть позже, с февраля 1943 года, "песчаный камуфляж" получили все боевые машины Верхмата, за исключением служивших на Восточном фронте.
На первых версиях R75 фильтрующий элемент располагался под бензобаком, на стандартном для BMW месте, в отливке корпуса КПП. На решение изменить его местоположение повлияли пески африканских пустынь и грязь русских дорог, которые забивали воздушный фильтр слишком быстро. На «Сахаре» фильтр занял место вещевого ящика на бензобаке и был закрыт крышкой, очень напоминающей по форме немецкую каску."
Источник: BMW R75 "Сахара" - обзор музейного экспоната. | Мотомир Вячеслава Шеянова | Яндекс Дзен

Тяжёлый мотоцикл BMW R75, выставка «Моторы Войны»

Модель R75 с мощным оппозитным мотором, уникальной для своего времени передней подвеской и приводом на колесо коляски.

"Сахара - мотоцикл тяжелый, намного тяжелее современников, которые согласно ПДД ограничены массой в 350 кг.
R75 же весит 420 кг. И едет он так, как положено тяжелому мотоциклу, уверенно и плавно, несмотря на неподрессоренный зад. Однако, R75 легко рулится, благодаря широкому рулю, а низко расположенное сиденье позволяет уверенно доставать ногами до земли, особенно левой, а это очень выручает при опасных ситуациях на колеях и косогорах, когда мотоцикл норовит опрокинуться или ускользнуть в сторону на скользкой лесной дороге.
По-современному расположенные органы управления, а именно переключение передач ногой, в отличие, например, от Harley-Davidson тех лет, добавляют уверенности, быстроты и чёткости управления мотоциклом. Зажигание выполнено грамотно и включается поворотом тумблера, без ключей, которые так легко потерять в военное время!
Привод на заднее колесо и колесо коляски настолько надёжны, что позволяют тащить за собой что угодно, пока колёса не станут буксовать или не закопаются в песок. Ну или не забьётся насмерть грязью промежуток между передним колесом и крылом.
Так же хорош и гидравлический тормоз этих двух колёс, останавливает мотоцикл не хуже современных, разумеется, если всё исправно и отрегулировано. Однако прокачка тормозов - это та ещё задача. Равно как и езда на одиночке. Всё бы ничего, но, чтобы отсоединить коляску с её приводом- приходится изрядно попотеть!
...
Мотоцикл мог тащить прицеп весом до 450 кг. Это могло быть и противотанковое 37 мм орудие PaK-35/36 и 81-мм миномет s.Gr.W.34. По некоторым данным, R75 мог тащить за собой до 8 (!) прицепов сцепленных друг с другом.
Хоть BMW R75 и мог сравниться по проходимости с новыми внедорожниками «Jeep», но только у опытных мотоциклистов, а это еще больше усложняло его эксплуатацию. В целом, R75 – один из самых совершенных мотоциклов Второй Мировой Войны, но у совершенства есть своя цена, в данном случае, излишне высокая. Мотоцикл обходился Вермахту ту же сумму, что и 3 Kubelwagen’а. Такие расходы во время войны – недопустимая вещь, и в 1944 производство свернули. Всего было выпущено 16500 мотоциклов BMW R75."
Источник: BMW R75 "Сахара" - обзор музейного экспоната. | Мотомир Вячеслава Шеянова | Яндекс Дзен

Тяжёлый мотоцикл BMW R12W

Тяжёлый мотоцикл BMW R12W, выставка «Моторы Войны»

Музейный экземпляр найден и приобретён в Подмосковье, в семье фронтовика. Реставрация заняла 8 месяцев.

Тяжёлый мотоцикл М-72

Тяжёлый мотоцикл М-72, выставка «Моторы Войны»

Один из двух мотоциклов М-72 выпущенных Горьковским Мотоциклетным Заводом (ГМЗ). Экземпляр изготовлен в 1943 году.

Тяжёлый мотоцикл Zundapp KS 750

"В конце 30-х годов на заводе Zundapp Werke GmbH, расположенном в г. Нюрнберг, был разработан и принят на вооружение Вермахта мотоцикл KS 750. Он предназначался для движения по тяжелому бездорожью и обладал повышенной проходимостью и маневренностью, а также, использовался для разведки, перевозки личного состава и различных грузов и эвакуации раненых. Мотоцикл Zundapp KS 750 был оснащен оппозитным, 2-цилиндровым, 4-тактным двигателем объемом 751 куб. см, мощностью 26 л.с. при 4000 об/мин., имел систему регулирования подвески колес в зависимости от состояния грунта, систему экономического хода без перегрева двигателя, зажигание от магнето и резервный фильтр бензобака, который позволял продолжать движение даже при пробитом баке. Он мог преодолевать мелкие водные преграды с погруженным в воду двигателем."
Источник: Zundapp KS 750 - Мотомир Вячеслава Шеянова | Motorworld by V. Sheyanov

"Мотоцикл с коляской весил 420 кг, но, несмотря на это, был прост в управлении и надежен в эксплуатации. Коляска мотоцикла имела торсионную подвеску, привод и тормоз колеса от задней оси мотоцикла. Слева и справа на кузове крепились сумки с боеприпасами, а в передней части была приспособлена установка для пулемета. Мотоцикл Zundapp KS 750 предназначался для европейских стран, где окрашивался в темно-серый цвет и не имел ни одной блестящей детали, и для североафриканских стран, где окрашивался в темно-желтый цвет. С 1940 по 1944 годы завод Zundapp Werke, GmbH выпустил 18 635 мотоциклов модели KS 750."
Источник: Zundapp KS 750 - Мотомир Вячеслава Шеянова | Motorworld by V. Sheyanov

Мотоцикл Harley-Davidson WLA

Прицепы Leichter Pontonwagen (Pf.15) для понтонной переправы типа С (Bruckengerat C)

"Маневренная война, как показал опыт боевых действий, невозможна без мощного технического обеспечения. Об этом было известно еще в годы Первой мировой войны. Среди тех, кто это хорошо понимал, были и немцы.
...
По вполне понятным причинам новыми моделями мостовых парков рейхсвер не занимался. У него на вооружении находился Bruckengerat A, позволявший наводить переправу длиной 70 метров и грузоподъемностью 7 тонн.
...
Новая концепция мостового парка подразумевала полную его моторизацию. Действовать они должны были вместе с механизированными частями, посему тягачи (прежде всего полугусеничные) на их оснащение шли в первую очередь. Следует отметить, что полугусы для мостовых парков применялись далеко не всегда. В ряде случаев использовались тяжелые грузовики. Это было нормально в случае, когда части передвигались по хорошим дорогам. Что будет дальше, не думали."
Источник: Разборный мост для немецких танков | Юрий Пашолок | Дзен

Понтонный прицеп Leichter Pontonwagen (Pf.15) из мостового парка Bruckengerat C, выставка «Моторы Войны»

Эти первёрнутые плоскодонные лодки — полупонтоны, которые немцы делали либо из дерева, либо из металла

Понтонный прицеп Leichter Pontonwagen (Pf.15) из мостового парка Bruckengerat C, выставка «Моторы Войны»

Мостовой парк перевозился на двухосных прицепах, допускавших буксировку тягачом или грузовым автомобилем на скорости до 40 км/ч

Понтонный прицеп Leichter Pontonwagen (Pf.15) из мостового парка Bruckengerat C, выставка «Моторы Войны»

Мостовые парки планировалось перевозить на высокой скорости, вместе с моторизованными частями

""Танковыми" были оба типа мостовых парков. Более легкий, Bruckengerat C, предполагал предельную нагрузку 6-7 тонн. Проблема заключалась в том, что задумывался легкий мостовой парк в то время, когда массовые модели легких танков только запускались в серию. И если Pz.Kpfw.I по массе пролез, то Pz.Kpfw.II, окончательно сформировавшийся в 1936 году, уже вылез за пределы. Так что основная нагрузка легла на Bruckengerat B.
...
Штатный состав Bruckengerat B включал в себя 16 понтонов (каждый состоял из 2 полупонтонов), перевозившихся на прицепах Pf.11 (Pontonwagen). Полная длина переправы, которая находилась на понтонах, составляла 25,6 метров. Остальная длина - это жесткие опоры, которые перевозились на прицепах Pf.10 (Rampenwagen), всего их штатно было 8 штук на парк. Также в состав парка входило 2 прицепа Pf.12 (Rampenwagen) которые перевозили настильную часть. Максимальная длина переправы в штатном исполнении составляла 51-54 метра.

В список не входит 2 стальных моторных катера (перевозились на одноосных прицепах Sd.Ah. 13) и 6 штурмовых катеров с подвесными моторами (перевозились на 2 двухосных прицепах Sd.Ah.108), которые использовались для наводки переправы. Были они нужны и для других целей. Из понтонов могли собираться паромные переправы грузоподъемностью от 4 до 16 тонн. Грузоподъемность варьировалась от того, сколько понтонов соединялось, и как их использовали - цельными или только полупонтоны. Штурмовые лодки и катера в таком случае применялись как тяговое средство."
Источник: Разборный мост для немецких танков | Юрий Пашолок | Дзен

Понтонный прицеп Leichter Pontonwagen (Pf.15-1), выставка «Моторы Войны»

Лёгкий прицеп Leichter Pontonwagen (Pf. 15) из понтонного парка Bruckengerat C

Понтонный прицеп Leichter Pontonwagen (Pf.15-1), выставка «Моторы Войны»

На боковой поверхности ящика надпись. С этого ракурса можно разобрать только "Pf.15"

Понтонный прицеп Leichter Pontonwagen (Pf.15) из мостового парка Bruckengerat C, выставка «Моторы Войны»

Основу мостового парка Bruckengerat C составляли прицепы Pf.15 (Pontonwagen) в двух вариантах: цельные и из двух половинок

Понтонный прицеп Leichter Pontonwagen (Pf.15) из мостового парка Bruckengerat C, выставка «Моторы Войны»

У Bruckengerat C прицепы предназначены для более лёгкого груза, поэтому оснащены односкатными колёсами

Понтонный прицеп Leichter Pontonwagen (Pf.15-1), выставка «Моторы Войны»

Основной нагрузкой Pf.11 являлся деревянный либо алюминиевый полупонтон, имевший грузоподъемность 2 тонны

Понтонный прицеп Leichter Pontonwagen (Pf.15-1), выставка «Моторы Войны»

Нехитрые узлы соединения двух полупонтонов

Прицепы из состава парка мостового парка Bruckengerat B

Прицеп с настилами (Pf.12) из состава парка мостового Bruckengerat B, выставка «Моторы Войны»

Прицеп с настилами (Pf.12) из состава парка мостового парка Bruckengerat C

Прицеп с настилами (Pf.12) из состава мостового парка Bruckengerat B, выставка «Моторы Войны»

В "тяжёлом" мостовом парке Bruckengerat В имелось два прицепа Rampenwagen

Понтонный прицеп (Pf.11) из состава мостового парка Bruckengerat B, выставка «Моторы Войны»

Понтонный прицеп (Pf.11) из состава мостового парка Bruckengerat В имеет порожнюю массу 1900 кг. Его полная масса 5000 кг, что ограничивало перечень буксировочных средств.

Понтонный прицеп (Pf.11) из состава мостового парка Bruckengerat B, выставка «Моторы Войны»

В левом верхнем углу хорошо виден узел соединения беспалубных стальных полупонтонов

"Ныне Bruckengerat B является большой редкостью, их мало где можно видеть. В ноябре 2023 года прицепы данного парка оказались на выставке "Моторы Войны". Поскольку на выставке не так много места, пришлось маневрировать вручную, где было можно, использовали мехтягу. Среди прицепов Bruckengerat B оказался и прицеп с настилами Pf.12. У него были проблемы с тормозами, что создавало определенные трудности."
Источник: Маневрирование прицепа с настилами Pf.12, выставка "Моторы Войны", ноябрь 2023 года

Прицеп с настилами Pf.12, выставка «Моторы Войны»

Прицеп с настилами Pf.12. Хорошо видны магистрали пневматической тормозной системы

Прицеп с настилами Pf.12, выставка «Моторы Войны»

Нагрузка у прицепов Bruckengerat B больше, поэтому они получили двухскатные колеса. Металлический цилиндр это ресивер пневматических тормозов.

Прицеп с настилами Pf.12, выставка «Моторы Войны»

Дышло в походном положении

Прицеп IF.5 MG-Wagen 36

"В случае со Второй мировой войной существует целая прорва мифов, которые продолжают активно продвигать. Одним из таких мифов является тотальная моторизация немецкой армии. Мол, это только Красная Армия на одних лошадях каталась, а вот у немцев сплошные грузовики и полугусеничные БТР-ы. По этому поводу немецкие военные бы очень грустно улыбнулись. Нет, грузовиков было много, но при этом основной тяги пехотных дивизий были лошади. Если вы хотите видеть тотальную моторизацию - это к англичанам, у них грузовики, даже плохие, возили всё. А у немцев всякие телеги - это в порядке вещей до самого конца войны. Причем их выпуск скорее наращивался, чем сокращался.
Благодаря коллекционеру Вячеславу Лен удалось максимально возможно охватить тот пласт истории военной техники, про который часто многие забывают. Экспозиция получилась по-настоящему уникальной, такого вы не увидите ни в одном музее мира.
Экспозиция, находящаяся по центру "Моторов Войны", разделена на две части - пехотные прицепы, а также передки и телеги."
Источник: Эквестрийская тяга вермахта | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

"... Infantriefahrzeug 5 (IF.5), он же MG-Wagen 36. Создавалась он для установки в нем зенитной турели Zwillingsockel 36. Турель оснащалась спаркой единых пулеметов MG 34 с суммарной скорострельностью до 1800 выстрелов в минуту. Zwillingsockel 36 была вполне эффективным средством борьбы с самолетами, правда, при стрельбе ее немного сносило в сторону, поскольку пулеметы ставились немного со смещением вправо. Соответственно, куда сместили, туда и носит. Штатно прицеп перевозился за передком, также была возможность цеплять MG-Wagen 36 к автомобилю. Всего было выпущено более тысячи MG-Wagen 36, но ныне это большая редкость. Конкретно этот образец был брошен в 1942 году под Аржаниками, восстановлен в мастерской Вячеслава Лен. Прицеп неоднократно появлялся на слёте "Моторы Войны", причем на конной тяге."
Источник: Эквестрийская тяга вермахта | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Минометный прицеп Gefechtskarren (If.9) для 81-мм миномета sGW 34

"... пехотная тележка - Gefechtskarren (If.9). На вооружение ее приняли в 1938 году, предназначалась она для перевозки 81-мм пехотного миномета Granatwerfer 34. Внутри размещался не только миномет, но и боезапас к нему. Благодаря сравнительно небольшой массе такой прицеп довольно легко перетаскивался на небольшие расстояния силами личного состава. Также существовала возможность впрягать в прицеп лошадь. Вообще If.9, в виду распространенности, частенько попадаются в виде эха войны. Но именно как комплектная тележка, да еще в оригинальном состоянии - вот это реально большая редкость."
Источник: Эквестрийская тяга вермахта | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Немецкий планер SG 38 Schulgleiter

Немецкий планер первоначального обучения SG 38 Schulgleiter, выставка «Моторы Войны»

Немецкий планер первоначального обучения SG 38 Schulgleiter

"Планер разработан в 1938 году на заводе Шнейдера по спецзаказу полувоенной организации Германии - NSFK. Невероятно простая, но при этом надежная конструкция. Поступились летными характеристиками, но получили максимально безопасную машину для первоначального обучения. Он одноместный, то есть у обучаемого нет инструктора: все сам. Но конструкторы сделали так, что даже неумелые движения ручкой и педалями не могли свалить его на крыло.
Выпустили тиражом 10 тысяч штук, его считают один из самых массовых планеров мира. Не прекратили производство даже после войны. Отдельные экземпляры летают до сих пор."
Источник: "Моторы войны" пополнились гросс-мерседесом - Российская газета