Ракетная техника и РСЗО. Военно-патриотический парк «Патриот»


Жидкостная двухступенчатая МБР шахтного базирования УР-100К (индекс ГРАУ — 15А20, код СНВ — РС-10)

Модифицированная МБР УР-100К разработана в ЦКБ машиностроения под руководством Владимира Челомея и в филевском Филиале № 1 ЦКБМ под руководством Виктора Бугайского. Разработка УР-100К начата в 1967 году. Летно-конструкторские испытания на полигоне Байконур завершены в 1971 году. Комплекс принят на вооружение 28 декабря 1972 года. Конструкторам удалось повысить точность стрельбы, мощность ядерного боезаряда, увеличить ресурс работы маршевых двигателей. Баки ракеты вмещали увеличенное количество топлива. Стартовая масса ракеты увеличена до 50,1 тонны. Масса полезной нагрузки – до 1 200 кг. Дальность стрельбы возросла до 12 000 километров. Автономная система управления разработана в НИИ-944 под руководством Виктора Кузнецова.
Ракета была оснащена тремя боевыми блоками, не имевшими системы индивидуального наведения на цель. Наряду с МБР Р-36П, ракета УР-100К была одной из первых МБР, оснащенных РГЧ.
После окончания работы второй ступени пироболты освобождали боевые блоки и они по программе расталкивались пиромеханизмом в разные стороны. Удаление блоков от точки прицеливания в момент подлета к земле составляло примерно 1,5-2 километра.
Источник: Первов М., «Ракетные комплексы РВСН» («Техника и вооружение», №05-06/2001 )

МБР УР-100К, парк «Патриот»

УР-100К (15А20 , РС-10) в транспортно-пусковом контейнере 15Я42 - первая советская МБР с кассетной головной частью, предназначенной для поражения площадных целей.

МБР УР-100К, парк «Патриот»

Серийное производство ракет УР-100 различных модификаций на Московском Машиностроительном заводе имени М.В.Хруничева продолжалось с 1964 по 1974 год. Ракеты серийно выпускались также Омским производственным объединением «Полёт» и Оренбургским производственным объединением «Стрела».

МБР УР-100К, парк «Патриот»

Кроме моноблочной головной части на УР-100К могла быть установлена кассетная ГЧ с тремя боевыми блоками, при этом устанавливались различные передние отсеки, в которых размещались средства преодоления ПРО противника. При использовании кассетной БЧ, боевые блоки закрывались аэродинамическим обтекателем, который распадался на две части и сбрасывался в конце активного участка полета.

МБР УР-100К, парк «Патриот»

Заправочные горловины были выведены на верхний шпангоут транспортно-пускового контейнера.

"Для стыковки второй ступени ракеты с моноблочной и разделяющейся головными частями использовались специально разработанные для каждого типа ГЧ передние отсеки… Во внутренних объемах отсеков располагались средства преодоления противоракетной обороны противника – ложные цели. Выброс ложных целей производился по команде от системы управления ракетой в конце активного участка траектории полета перед отделением головной части".
Источник: Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения (Под. ред. Е.Б.Волкова).

Жидкостная двухступенчатая МБР шахтного базирования УР-100Н УТТХ (индекс ГРАУ — 15А35, код СНВ — РС-18Б)

"Постановление правительства о разработке ракетного комплекса УР-100Н с улучшенными тактико-техническими характеристиками вышло 16 августа 1976 года. МБР УР-100Н УТТХ разработана в ЦКБ машиностроения под руководством Владимира Челомея и в филевском Филиале № 1 ЦКБМ, возглавляемом Виктором Бугайским.
В связи с увеличением точности американских межконтинентальных баллистических ракет требовалось повысить степень защищенности шахтных пусковых установок, а также применить новый комплекс средств преодоления противоракетной обороны противника.
Серия испытательных пусков УР-100Н УТТХ проводилась с декабря 1977 по июнь 1979 года на полигоне Байконур. 17 декабря 1980 года комплекс был принят на вооружение. В январе 1981 года первые полки УР-100Н УТТХ заступили на боевое дежурство. Всего было поставлено на боевое дежурство 360 ШПУ МБР УР-100Н УТТХ".
Источник: Первов М., «Ракетные комплексы РВСН» («Техника и вооружение», №05-06/2001 )

МБР УР-100Н УТТХ. 15А35 (РС-18Б), парк «Патриот»

Головная часть 15Ф355 - разделяющаяся с 6 термоядерными боевыми блоками индивидуального наведения и комплексом средств преодоления ПРО

МБР УР-100Н УТТХ. 15А35 (РС-18Б), парк «Патриот»

УР-100НУ (15А35) - модернизация 15А30 с целью улучшения характеристик в части эффективности применения, точности стрельбы, защищённости

МБР УР-100Н УТТХ. 15А35 (РС-18Б), парк «Патриот»

Ракеты УР-100Н УТТХ размещены в ШПУ типа ОС повышенной защищенности. Защитная крыта шахты открывается вверх с помощью специального пневмогидравлического привода. В ракетный полк входит 10 ШПУ и один командный пункт контейнерного типа, размещаемый в специальной защищенной шахте

МБР УР-100Н УТТХ. 15А35 (РС-18Б), парк «Патриот»

Торцы ТПК 15Я54 были закрыты гибкими многослойными диафрагмами с вшитой тросовой системой, которая срывала их при пуске ракеты

"До 1999 года проведен 81 пуск УР- 100Н УТТХ. Из них 27 летных пусков, 25 пусков защиты партии и 29 прочих пусков. В ходе регулярно проводимых учебно-боевых пусков МБР УР-100Н УТТХ проводятся исследования, по результатам которых осуществляется продление гарантийного ресурса. В ноябре 1994 года был проведен учебно-боевой пуск ракеты, простоявшей на боевом дежурстве более 18 лет. 10 июня 1997 года с полигона Байконур стартовала ракета, находившаяся 20 лет на боевом дежурстве в дивизии, дислоцированной под Козельском. Результаты испытаний подтвердили высокую надежность ракетного комплекса и возможность продления срока эксплуатации на несколько лет. Последний по времени испытательный пуск УР-100Н УТТХ на полигоне Байконур проведен 7 октября 1998 года. Ракета находилась на боевом дежурстве 22 года.
О ракете рассказал мне начальник отдела НПО машиностроения Леонид Шелепин: "Конструкция PC-18 очень надежная. В 1999 году планируется довести срок эксплуатации до двадцати пяти лет. В перспективе этот срок может быть продлен до тридцати лет. Гарантийный надзор за эксплуатацией успешный. Сейчас малые регламентные работы проводятся раз в три месяца, большие регламентные работы – раз в три года".
Источник: Первов М., «Ракетные комплексы РВСН» («Техника и вооружение», №05-06/2001 )

Автономная пусковая установка 15У168 ракетного комплекса 15П158 «Тополь»

Разработка межконтинентальной баллистической трёхступенчатой ракеты РТ-2ПМ на твёрдом смесевом топливе с моноблочной ядерной боеголовкой велась Московским институтом теплотехники под руководством главного конструктора Надирадзе (после его смерти разработку продолжил Лагутин) и является дальнейшей модернизацией ракеты РТ-2П. Первое лётное испытание ракеты было проведено на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 г., а в 1985 г. ракета РТ-2ПМ поступила на вооружение РВСН. Ракета РТ-2ПМ производится в Воткинске, ее пусковая установка - семиосная машина типа МАЗ-7310 (поздние модификации на МАЗ-7917) - на заводе «Баррикады» в Волгограде.
Источник: Russian Arms Forum :: 15П158 «Тополь» - подвижный грунтовый ракетный комплекс с ракетой РТ-2ПМ (15Ж58)

Автономная пусковая установка 15У168 ракетного комплекса 15П158 «Тополь», парк «Патриот»

Опускаемый на грунт блок гироскопов

Автономная пусковая установка 15У168 ракетного комплекса 15П158 «Тополь», парк «Патриот»

Весь срок эксплуатации ракета РТ-2ПМ проводит в герметизированном транспортно-пусковом контейнере длиной 22 метра и диаметром 2 метра.

Автономная пусковая установка 15У168 ракетного комплекса 15П158 «Тополь», парк «Патриот»

ТПК герметичен, в нем поддерживается определенный температурно-влажностный режим. В случае появления дырки в корпусе или обрыва резиновых муфт на воздуховодах системы ТВР, расчет получит соответствующее донесение.

Декларируется, что в отличии от РСД-10 и «Темп-2С» ракету комплекса «Тополь» можно пускать из любой точки маршрута боевого патрулирования. Фактически же даже современные модификации не имеют такой возможности. "При получении приказа на пуск по АСБУ, расчет АПУ обязан занять ближайшую пригодную для пуска точку маршрута и произвести развертывание АПУ". "Ближайшую пригодную" - значит имеющую заранее определенные координаты и предварительно подготовленную в инженерном вопросе. С этой целью периодически в соответствии с планами НШ и ЗБУ проводятся рекогносцировки полевых позиций и маршрутов патрулирования, в ходе которых определяется перечень работ, где что срубить, выровнять, подсыпать или усилить. Вот это и называется "с любой [из заранее выбранных] точек".
Для пуска с необорудованной позиции, ПУ вывешивается на домкратах и горизонтируется. Время подготовки к старту около 2 минут. Тип старта - миномётный: после установки "пенала"в вертикальное положение и отстрела его верхнего колпака пороховые аккумуляторы давления выталкивают из него ракету на высоту нескольких метров, после чего производится запуск маршевого двигателя первой ступени.
При необходимости, пуск РС-12М можно произвести прямо из ангара во время стоянки для технического обслуживания, через раздвижную крышу. Изначально крыша была отстреливаемая (скреплена пиропатронами, на концах бетонные противовесы). В суровых зимних условиях показали себя отрицательно (определить точно массу противовеса из-за снежных осадков невозможно, усредненное показание приводило либо к заклиниванию, либо к срыву с направляющих, кроме этого - без отстрела не возможно определить состояние пиропатрона). Заменены на старые и более нандежные (по сравнению с Пионером были усовершенствованы) электромеханические приводы.
Источник: Russian Arms Forum :: 15П158 «Тополь» - подвижный грунтовый ракетный комплекс с ракетой РТ-2ПМ (15Ж58)

Автономная пусковая установка 15У168 ракетного комплекса 15П158 «Тополь», парк «Патриот»

Воздуховоды системы поддержания температурно-влажностного режима

Автономная пусковая установка 15У168 ракетного комплекса 15П158 «Тополь», парк «Патриот»

Доплеровский датчик скорости, диаграмма направленности излучения проецируется на дорогу, за габарит

Автономная пусковая установка 15У168 ракетного комплекса 15П158 «Тополь», парк «Патриот»

Крышка транспортно-пускового контейнера

Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями. В ракете было применено новое, более совершенное смесевое топливо, разработанное в Люберецком ЛНПО "Союз". На всех трёх ступенях установлены РДТТ с одним неподвижным соплом. На корпусе первой ступени размещались четыре раскладных поворотных решётчатых аэродинамических руля, используемые для управления полётом совместно с газоструйными рулями и четыре решётчатых аэродинамических стабилизатора. Корпуса верхних ступеней изготовливались методом непрерывной намотки из органопластика по схеме "кокон". Третья ступень оснащалась переходным отсеком для крепления боевой части. Управление дальностью стрельбы производилось отсечкой маршевого двигателя третьей ступени, с помощью узла отсечки тяги, с восемью реверсивными раструбами и "окнами", прорубаемыми детонирующими зарядами в органопластиковой силовой конструкции корпуса.
В 1984 году началось строительство сооружений стационарного базирования и оборудование маршрутов боевого патрулирования мобильных ракетных комплексов "Тополь" в позиционных районах снимаемых с дежурства МБР РТ-2П и УР-100, размещавшихся в ШПУ ОС. Позже была произведено обустройство позиционных районов снимаемых с вооружения по договору РСМД комплексов средней дальности.
Источник: Russian Arms Forum :: 15П158 «Тополь» - подвижный грунтовый ракетный комплекс с ракетой РТ-2ПМ (15Ж58)

Машина боевого управления 15В167 ракетного комплекса 15П158 «Тополь»

Машина боевого управления (МБУ) предназначена для организации и несения боевого дежурства расчетом командного пункта, непрерывного контроля параметров АПУ и ракет, подготовки и проведения пусков ракет. В агрегате расположена аппаратура боевого управления, аппаратура связи (приемники КВ, УКВ и ДВ диапазонов, служебный комплект аппаратуры связи для управления машиной связи на марше).
Источник:

Машина боевого управления 15В167 ракетного комплекса 15П158 «Тополь», парк «Патриот»

Машина боевого управления 15В167

Машина боевого управления 15В167 ракетного комплекса 15П158 «Тополь», парк «Патриот»

Фильтро-вентиляционное устройство на передней стенке кузова

Машина боевого управления 15В167 ракетного комплекса 15П158 «Тополь», парк «Патриот»

В стенах кузова имеется 2 входа – двухстворчатая на заднем торце агрегата и одностворчатая по правому борту агрегата, в первом отсеке. Вход по правому борту считался аварийным и использовался только при свертывании-развертывании агрегата.

Машина связи №1 (МС-1) 15В179 ракетного дивизиона и ПКП ракетного полка

Машина связи (МС-1) подвижного командного пункта ракетного дивизиона и подвижного командного пункта (ПКП) ракетного полка комплекса 15П158, агрегат 15В179, предназначена для организации и несения боевого дежурства расчетом связи на марше или на полевой позиции. Задача - непрерывный контроль за работоспособностью передающих устройств и оборудования связи. Разработка и производство - Краснодарский приборный завод (КПЗ), РСФСР. МС-1 (агрегат 15В179) разработана для ПГРК 15П158 "Тополь" на базе агрегата 15В82.
Russian Arms Forum :: 15В179 - машина связи №1 (МС-1) ракетного дивизиона и ПКП ракетного полка

Машина связи №1 (МС-1) 15В179 ракетного комплекса 15П158 «Тополь», парк «Патриот»

На передней стенке кузова смонтирован кондиционер 1К25-1М4-01 и две фильтровентиляционные установки ФВУА-100В-24. На левой стенке в передней части кузова - большой загрузочный люк в отсек СЭС.

Машина связи №1 (МС-1) 15В179 ракетного комплекса 15П158 «Тополь», парк «Патриот»

Два люка воздухозаборников радиаторов системы охлаждения АДА; выхлопные трубы (над люками воздухозаборников) закрыты кожухом с трёх сторон; две штыревые антенны для Р-138 "Скворец". Отсутствуют: откидная площадка и телескопическое АМУ для УКВ приёмников комплекса 15Э1061 «Брелок».

Машина связи №1 (МС-1) 15В179 ракетного комплекса 15П158 «Тополь», парк «Патриот»

Электропитание агрегата на марше осуществляет два (агрегата дизельных автоматизированных) АДА-12 каждый мощностью 12 КВт

Машина связи №1 (МС-1) 15В179 ракетного комплекса 15П158 «Тополь», парк «Патриот»

Хорошо видна крышевая антенна БК-700 для УКВ приёмников комплекса 15Э1061 «Брелок» (обеспечение связи на марше). Под задним свесом кузова, в ящиках, три катушки с кабелями управления, связи и питания.

Станция тропосферной связи, машина связи №2 (МС-2) 15В75 ПКП ракетного полка

Станция тропосферной связи, машина связи №2 (МС-2) подвижного командного пункта ракетного полка и машина связи №3 (МС-3) подвижного запасного командного пункта ракетной дивизии. Агрегат 15В75 «Торф-2» является модификацей для подвижного грунтового ракетного комплекса РВСН станции тропосферной связи Р-412А «Торф». Назначение:
- организации связи с высшими звеньями управления и использовалась для организации связи в звене «ПКП ракетного полка – КП (ПЗКП) рд»;
- обеспечения несения боевого дежурства расчетом связи на полевой позиции.
Задачи расчёта:
- обеспечение линий прямой связи и тропосферной связи в оперативно-тактическом звене управления;
- обеспечение ведения двухсторонней дупоексной связи со стационарным узлом связи по телефонным каналам;
- непрерывный контроль за работоспособностью приёмо-передающих устройств и оборудования связи.
Источник: Russian Arms Forum :: 15В75 - машина связи МС-2 ПКП рп и МС-3 ПЗКП рд, станция тропосферной связи

Станция тропосферной связи, машина связи №2 (МС-2) 15В75 ракетного комплекса 15П158 «Тополь», парк «Патриот»

Симметричная двухзеркальная антенна

Станция тропосферной связи, машина связи №2 (МС-2) 15В75 ракетного комплекса 15П158 «Тополь», парк «Патриот»

Антенно-мачтовое устройство ФЛ-95М «Сосна-20М»

Конструктивно кузов внутри разделен перегородками на 2 отсека:
- отсек №1 - операторский с местами для несения дежурства расчетом связи. В этом же отсеке размещались элементы СЭС;
- отсек №2 - аппаратный отсек, в которой размещено оборудование связи. Для снижения интенсивности СВЧ колебаний до допустимых санитарных норм перегородка аппаратного отсека выполнена из экранирующих материалов.
За кузовом, на открытой площадке располагается антенно-мачтовое устройство (АМУ) ФЛ-95М «Сосна-20М» с комплектом антенн. АМУ состоит из двух секций. При развертывании сначала поднимается нижняя секция, а затем из неё начинает выдвигаться верхняя секция c установленной на ней симметричной двухзеркальной антенной (из-за формы тарелок антенны машину звали «Чебурашка», а обслуживающий персонал называли «лопушатниками»). Для обеспечения связи на марше используется радиостанция Р-123М «Магнолия» (Р-173 «Абзац»). Штыревая антенна (АШ) для Р-123, высотой 2/4 м (при совершении марша/нахождении на стоянке), расположена на крыше кабины водителя агрегата. Работа основного оборудования агрегата возможна только на стоянке.
Источник: Russian Arms Forum :: 15В75 - машина связи МС-2 ПКП рп и МС-3 ПЗКП рд, станция тропосферной связи

Станция тропосферной связи, машина связи №2 (МС-2) 15В75 ракетного комплекса 15П158 «Тополь», парк «Патриот»

В ящиках под задним свесом кузова находились три катушки с кабелями управления, связи и питания

Машина обеспечения боевого дежурства 15В148

В агрегате предусмотрены системы электроснабжения, управления, связи, микроклимата, отопления, вентиляции, водоснабжения, оповещения, кухонно-складского и бытового оборудования. Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) предназначена для обеспечения:
• электроэнергиейпотребителей на полевой позиции и при аварийной ситуации на БСП;
• подготовки и приема пищи личным составовом;
• отдыха и быта личного состава, свободного от БД, в полевых условиях;
• организации и несения караульной службы в полевых условиях.
Разработка - ЦКБ «Титан», г. Волгоград, для ПГРК 15П158 «Тополь». Производство - ПО «Баррикады», г. Волгоград, с 1985 по 1989 гг. Размеры и оборудование агрегата рассчитаны на обеспечение жизнедеятельности десяти человек с личными вещами и оружием. В МОБД 15В148 совмещены функции четырёх агрегатов, входивших в состав ПГРК «Пионер»: МДЭС 15Н1061М, машина-столовая 15Т117, машина-общежитие 15Т118, МДСО 15Я55.
Источник: Russian Arms Forum :: 15В148 - машина обеспечения боевого дежурства (МОБД)

Машина обеспечения боевого дежурства 15В148, парк «Патриот»

Машина обеспечения боевого дежурства 15В148 принята на вооружение в 1985 году

Машина обеспечения боевого дежурства 15В148, парк «Патриот»

На боевом отсеке рядом с башенно-пулеметной установкой смонтировано устройство подъёма-опускания двухметровой штыревой антенны радиостанции Р-173

Машина обеспечения боевого дежурства 15В148, парк «Патриот»

МОБД использует колесное шасси повышенной проходимости МАЗ-543М

Машина обеспечения боевого дежурства 15В148, парк «Патриот»

Вход в 15В148 расположен по правому борту. С 1989 года для ПГРК «Тополь» выпускается МОБД 15В231 вход в которую расположен по левому борту, в связи с изменением компоновки БЭС. Последняя модификация МОБД - 15В240М (для ПГРК 15П165 «Тополь-М», «Ярс»).

Машина обеспечения боевого дежурства 15В148, парк «Патриот»

Башенно-пулеметная установка (БПУ) 55Л140 "Луч" с пулемётом НСВТ калибра 12,7 мм

Машина обеспечения боевого дежурства 15В148, парк «Патриот»

Над кабиной - наружный блок кондиционера 1К25.

Конструктивно агрегат выполнен из двух, несвязанных жестко между собой, отсеков. Первый отсек – дизельный, в котором размещены два дизель-электрических агрегата АД-30 мощностью 30 КВ и блок управления АД в ручном режиме. Для устранения передачи вибрации от дизельного отсека к основному отсеку, дизельный отсек смонтирован на демпфирующих устройствах, которые фиксируются при совершении агрегатом марша. В боковых стенах кузова первого отсека имеются люки для забора и выброса воздуха с радиаторов агрегатов. Для снижения шумности выхлопа АД на агрегате 15В148 установлена выхлопная труба вертикального типа с компенсирующим устройством (труба длиной 4 метра покрыта асбесто-гипсовым шнуром). Между первым и вторым отсеками расположен топливный баки с запасом топлива 2398 литра для АД.
Второй отсек – основной. Он разделён перегородками на семь отсеков различного целевого назначения. Отсек оборудован кондиционером, отопительно-вентиляционной установкой ОВ-65 и фильтровентиляционной установкой ФВУА-100В-24.
Три отсека используются для размещения людей - два четырёхместных купе для отдыха личного состава и двухместное купе для отдыха начальника караула и его помощника. Имеется купе-столовая для приема пищи личным составом - одновременно может принимать пищу 4 человека. Купе-столовая оборудовано одним складным спальным местом для повара. В кухонном отсеке имеется плита для приготовления пищи, ячейки для хранения продуктов, холодильник, место для хранения посуды и ее мытья.
Источник: Russian Arms Forum :: 15В148 - машина обеспечения боевого дежурства (МОБД)

Машина-общежитие 15Т118

Специальное колесное шасси МАЗ-547А выпускалось серийно с 1970 по 1985 годы. Помимо «боевых» агрегатов на шасси семейства МАЗ-547 был создан комплекс агрегатов управления и машин обеспечения боевого дежурства (МОБД), предназначенных для обеспечения управления, связи, жизнедеятельности и отдыха личного состава дежурных сил на полевых боевых стартовых позициях стратегических ПГРК. Первым комплексом, где Главный конструктор впервые предусмотрел штатные агрегаты для обеспечения жизнедеятельности личного состава был 15П642 «Темп-2С». В дальнейшем все эти машины и агрегаты вошли в состав разрабатываемого комплекса 15П645 «Пионер» фактически без изменений. Машины обеспечения боевых действий:
• агрегат 15Т117 - автомобиль-столовая АС-543.1 на шасси МАЗ-543В;
• агрегат 15Т118 - автомобиль-общежитие АО-543.1 на шасси МАЗ-543В;
• агрегат 15Н1061М - МДЭС на шасси МАЗ-543А (их было две – для боевой зоны и для бытовой зоны);
• агрегат 15Я55 - Машина дежурной смены охраны (МДСО) на шасси МАЗ-543В.
Агрегат 15Т118 сначала изготавливался заводом им.Урицкого (троллейбусный завод) в г.Энгельсе, а затем на заводе в г. Шумерля.

Машина-столовая 15Т117

Агрегат 15Т117, предназначен для обеспечения жизнедеятельности и отдыха личного состава, для хранения запасов продовольствия, приготовления пищи и питания личного состава при несении дежурства в полевых условиях. Машина-столовая рассчитана для одновременного питания 16 человек. При разработке автомобиля-столовой, камбузное оборудование (кухня) практически целиком, без изменений, взято с ракетного катера проекта 205. Столовая может быть превращена в зал для просмотра теле- и видеопрограмм и прослушивания радиопередач.

"Хочу напомнить, что машины-столовые (117) и машины-общежития (118) с 1975 года входили и в состав комплекса "Темп-2С" в Плесецке, по 4 агрегата в каждой из 7 воинских частей (ОИИЧ). Тогда еще Пионеры, пожалуй, и не дежурили. Испытатели-военные рассказывали веселый эпизод из своей тогдашней жизни на колесах. В их воинской части переслуживал капитаном Михаил Тихонович Л., крупный и самоуверенный мужчина, добродушный балагур. Впервые увидев внутреннее оснащение новых машин (117 и 118), он выразил сомнение в эффективности вентиляторов, установленных в купе для отдыха. Мол, слабые, пластмассовые. Нашлись, как всегда, люди, готовые разыграть Михаила Тихоновича. На этот раз преуспел Сергей Александрович С., майор, и довел М.Т. до того, что тот на спор взялся остановить включенный вентилятор носом. А нос у М.Т. был ему под стать, крупный. Когда дядя Миша приложился, не все из любопытствующих успели отпрыгнуть ..."
Источник: Russian Arms Forum :: 15Т117 - машина-столовая (МС-543.1)

Пусковая установка 9П129 тактического ракетного комплекса 9К79 «Точка»

"Разработка дивизионного ракетного комплекса «Точка» была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Комплекс «Точка» предназначался для поражения ракетной установкой наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств. Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С.П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске. Два первых пуска управляемых ракет «Точка» были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.
В апреле 1971 года началась разработка модификации «Точка-Р», с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т.д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. При этом конструкция ракеты, за исключением боеголовки, оставалась без изменений. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров. В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79 «Точка-У». Основным отличием его является большая дальность и меткость стрельбы. "
Источник: Russian Arms Forum :: 9К79 "Точка" - тактический ракетный комплекс

Пусковая установка 9П129  тактического ракетного комплекса 9К79 «Точка», парк «Патриот»

Пусковая установка смонтирована на трёхосном амфибийном автомобильном шасси БАЗ-5921

Пусковая установка 9П129  тактического ракетного комплекса 9К79 «Точка», парк «Патриот»

Основная задача комплекса: поражение небронированных целей и неокопанного л/с на большой площади

Пусковая установка 9П129  тактического ракетного комплекса 9К79 «Точка», парк «Патриот»

Пусковая установка 9П129 и рядом контейнер 9Я234

Пусковая установка 9П129  тактического ракетного комплекса 9К79 «Точка», парк «Патриот»

Передняя и задняя пары колёс — управляемые, что обеспечивает относительно небольшой радиус поворота — 7 метров.

Пусковая установка 9П129  тактического ракетного комплекса 9К79 «Точка», парк «Патриот»

Время подготовки к пуску: из готовности №1 – 2 мин, с марша – 16-20 мин; ухода с огневой позиции – 1,5 мин.

Боевая машина 9А52-2 РСЗО 9К58 «Смерч»