Техника ПВО в музее «Боевая слава Урала»

Месторасположение: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Александра Козицына, 2. Официальный сайт: «Боевая слава Урала».

Дополнительно:
Лёгкие танки в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Средние танки в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Тяжёлые танки в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Основные боевые танки в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Иностранная бронетехника в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Техника ПВО в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
РСЗО и ОТР в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Бронетранспортёры и бронеавтомобили в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Легкая бронетехника в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Автомобильная техника в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Авиационная техника в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Макеты авиационной техники в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Артиллерийские системы в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Самоходные артиллерийские установки в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Морская техника в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Музей боевой техники Мемориального комплекса «Победа», Чебоксары
Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Выставочный комплекс «Салют, победа!», Оренбург
Мемориальный Парк Победы, Казань
Бронетехника стран-участников нацистского блока. Парк «Патриот»
Техника стран-участников антигитлеровской коалиции. Парк «Патриот»
Техника у окружного дома офицеров и штаба Центрального военного округа, Екатеринбург

Зенитная пулемётная установка М-4 в выставочном зале

История экспоната: "Турель для пулеметной установки изготовлена по старым чертежам в ремонтно-механическом цехе ОАО "Уралэлектромедь" и смонтирована в кузове автомобиля ГАЗ-АА, восстановленного сотрудниками автотранспортного цеха. Автомобиль ГАЗ-АА был передан музею частным коллекционером старинных автомобилей. Четыре демилитаризованных макета пулемета "Максим" получены музеем военной техники города Верхняя Пышма в 2010 году по распоряжению командующего Приволжско-Уральским военным округом из в/ ч 96544 (Тюменская область)."

ЗПУ М-4 в выставочном зале, музей «Боевая слава Урала»

ЗПУ сделана по каким-то очень хреновым чертежам

ЗПУ М-4 в выставочном зале, музей «Боевая слава Урала»

Слабое подобие зенитного кольцевого прицела

ЗПУ М-4 в выставочном зале, музей «Боевая слава Урала»

Видна иммитация шлангов подвода воды и отвода паров

Зенитная пулемётная установка М-4 в открытой экспозиции

Зенитная пулемётная установка на открытой площадки музея не имеет ничего общего с реальной М-4. Халтурная работа. Рама без противовесов, какие-то крючковатые наплечники, мелкие короба под короткие пулемётные ленты, никаких следов прицельных механизмов. Странное дело, новодельная М-4, что стоит в зале, более-менее похожа на оригинал. Почему же в этом случае ограничились лишь очень отдалённым сходством - не знаю.

ЗПУ М-4 в открытой экспозиции, музей «Боевая слава Урала»

Грузовик настоящий. Остальное - халтура

ЗПУ М-4 в открытой экспозиции, музей «Боевая слава Урала»

Малые патронные ящики - в них не вошли бы ленты на 500 патронов, что использовались с ЗПУ

ЗПУ М-4 в открытой экспозиции, музей «Боевая слава Урала»

Никаких следов иммитации единого спуска

ЗПУ М-4 в открытой экспозиции, музей «Боевая слава Урала»

Здесь могли быть противовесы, уравновешивающие качающую часть установки

ЗПУ М-4 в открытой экспозиции, музей «Боевая слава Урала»

Прицел должен быть на стволе третьего слева пулемёта

ЗПУ М-4 в открытой экспозиции, музей «Боевая слава Урала»

Видна топорно сделанная рама

ЗПУ М-4 в открытой экспозиции, музей «Боевая слава Урала»

Никаких следов иммитации подъёмно-стопорного механизма и подкосов в основании установки

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4В «Шилка»

"...Появление в 50-х годах зенитных ракетных комплексов, способных поражать воздушные цели на средних и больших высотах, привело к тому, что летчики штурмовой и бомбардировочной авиации освоили новый тактический прием - заход на наземные объекты с малых, до 300 м, и предельно малых высот. Поразить скоростной самолет, атакующий в течение 15-30 с, расчеты ракетных и ствольных зенитных установок просто не успевали. Понадобилась новая техника - мобильная, быстродействующая, с высокой степенью автоматизации, могущая вести огонь с места и на ходу. Над такими зенитками принялись работать и советские ко нструкторы, которые сразу же столкнулись с рядом серьезных проблем, поскольку раньше ничем подобным не занимались.
Прежде всего это касалось компоновки. Сравнительно легкую, но громоздкую электронную аппаратуру поначалу предполагали разместить внутри корпуса самоходки, но по ряду причин, прежде всего из-за длинных волноводов радиолокационной станции, этот вариант отвергли. Тогда решили смонтировать вооружение, аппаратуру и места экипажа в крупной, закрытой башне. Правда, тактико-техническое задание позволяло ограничиться полузакрытой машиной, однако крыша понадобилась, чтобы защитить от влаги и пыли радиоэлектронику.
Состоявшие тогда на вооружении 37- и 57-мм пушки не устроили конструкторов из-за кассетного механизма заряжения (отсюда низкий темп стрельбы) и большой массы, требовавшей мощных силовых приводов. Другое дело -23-мм автоматическая пушка с ленточным питанием, что, кстати, позволило обойтись без заряжающего. А сравнительно небольшая мощь ее осколочного снаряда вполне компенсировалась значительным весом секундного залпа - такой метод давно применяется в истребительной авиации.
Немало хлопот доставил выбор места для антенны радиолокатора. Ведь при установке стволов перед стрельбой на упреждение возникает рассогласование между линией выстрела и электрической осью локатора, из-за чего они, стволы, могут стать помехой для радиолуча. Сначала пушки думали установить попарно по бортам башни, а антенну и оптический визир впереди. Однако разнесенные артсистемы увеличили бы момент инерции вращающейся башни, а при отказе одной возникали бы асимметричные нагрузки на приводы. Кроме того, зеркало антенны перекрывало бы наводчику наблюдение за передней полусферой. Поэтому место стволам выделили в центре установки, а антенну поставили впереди и сбоку от них. Однако при выстрелах на полигоне дульная волна разрушила ее...
В окончательном варианте антенну смонтировали на корме, на высоком кронштейне (в походном положении ее зеркало укладывали над крышей силового отделения), а стволы - впереди, в два яруса, между которыми уложили короба с боезапасом.
Изготовленные башни обкатывали на ходовых макетах, выполненных на базе СУ-85, которую предполагали использовать в качестве шасси для будущей машины, сняв штатную пушку и уменьшив бронирование. Удалось сэкономить 4 т, да масса полностью укомплектованной башни превысила 8 т! Более подходящим был ПТ-76, но требовалась основательная переделка корпуса, чтобы установить тяжелый и сложный погон диаметром 2700 мм под башню. Лучше уж создать специальный корпус. Так и сделали - башня держалась на погоне Т-54, опущенном ниже верхней кромки бортов и опиравшемся на легкую коробчатую раму, которая обеспечивала прочность тонкобронному корпусу. Ее нижняя цилиндрическая часть удачно разместилась в надгусеничных нишах.
Общая компоновка была классической - впереди отделение управления, за ним боевое, в корме моторно-трансмиссионное. Для повышения удельной мощности форсированного двигателя В-6Р применили эжекционную систему охлаждения. Она потребляла всего 2,2-2,5% его мощности (против 10-12% для вентилятора). Заборник воздуха для двигателя оснастили лабиринтной системой перегородок, где застревали крупные частицы пыли, потом воздух проходил по туннелю вдоль борта и поступал в основной фильтр с эжекционным отсосом остатков пыли выхлопными газами. Крутящий момент от двигателя передавался на ведущие колеса через гитару, главный фрикцион, пятиступенчатую коробку передач с синхронизаторами, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Ходовую часть с шестью однорядными опорными катками на борт заимствовали у ПТ-76, плавное движение обеспечивала торсионная подвеска с большими ходами и мощными амортизаторами на первых, пятом левом и шестом правом узлах. Срок службы гусеницы повысили, уплотнив резиновыми втулками торцы шарниров, чтобы на трущиеся части не попадали абразивные частицы. Запас топлива находился во внутренних баках: один - в силовом отделении, другой - справа от водителя.
При марше по хорошей дороге станция электропитания работала от основного двигателя, на тяжелых грунтах и стационарной позиции автоматически включался газотурбинный ДТ-4 мощностью 80 л. с., который хоть и поглощал много топлива, зато давал нагрузку через минуту после включения. Равные с танками подвижность и проходимость позволяли боевой машине прикрывать войска на марше - эффективный огонь велся благодаря системе стабилизации линии выстрела и визирования.
Радиолокационный комплекс обеспечивал автоматический поиск, обнаружение и поражение воздушных целей на высотах 100-1500 м. При работе в комбинированном режиме, когда дальность задается локатором, а угловые координаты - оптическим визиром, стрельба ведется по самолетам, летящим на сверхмалых высотах. Если же они ставят помехи или пускают ракеты, самонаводящиеся по излучению радара, станция отключается и наводчик осуществляет прицеливание по визиру."
Сергей Грянкин, "ЗСУ-23-4" («Техника-молодёжи» №12/1990)

ЗCУ-23-4В, музей «Боевая слава Урала»

Загадка: идеально ровная крыша башни. Нет ни командирской башенки, ни бронировки воздуховодов, ни бронеколпаков прицела. Отгадка: крыши нет, к башне сверху просто приварен лист металла

ЗCУ-23-4В, музей «Боевая слава Урала»

Антенна радиолокационной станции 1РЛ33М2 (по цели типа Миг-17: дальность обнаружения до 20 км, дальность автосопровождения до 15 км)

Ну, а теперь нюансы, которые могут несколько омрачить светлую картину, нарисованную в научно-популярном журнале.
1) Радиолокационная станция 1РЛ33М2 не способна самостоятельно контролировать воздушное пространство. Эффективность кругового поиска ограничена скоростью движения антенны по азимуту – 18-22 градусов в секунду. Таким образом, антенна РПК «Шилки» выполняет полный оборот примерно за 18-20 секунд. Современные средства воздушного нападения за это время уже достигнут позиции установки.
2) В отсутствии внешнего целеуказания у «Шилки» с поиском целей всё очень грустно. Дальность обнаружения Миг-17, летящего на высоте 1500-2000 метров – не более 20 км. На автосопровождение такую цель «Шилка» сможет взять на дальности не более 15 км. При этом надо учитывать, что ЭПР современных боевых самолётов куда меньше, чем у старого советского истребителя. Да и возможности средств воздушного нападения действовать на малых и предельно малых высотах неизмеримо выросли.
3) Отдельно стоит коснуться вопроса боевой устойчивости «Шилки» в условиях применения противником средств радиоэлектронного противодействия. Открываем Приложение 29 к «Временному наставлению войскам ПВО СВ. Установка ЗСУ-23-4». Защита от пассивных помех реализована посредством СДЦ. Против импульсных помех используется режим «Вобуляция» (изменением частоты повторения зондирующих импульсов в процессе облучения цели). Для борьбы с активными шумовыми помехами предлагалось уходить на запасную частоту. В начале 1960-ых годов эти меры полагали достаточными. Однако, опыт боевых действий с участием ЗРК «Квадрат» и ЗСУ-23-4, полученный в ходе арабо-израильских конфликтов, привёл к разработке в США контейнерного обнаружительного приёмника, а затем и станции активных помех AN/ALQ-162, предназначенной в том числе для подавления РЛС непрерывного излучения.
4) Прикрытие «Шилками» войск в движении сопровождалось существенными ограничениями. На марше назначались дежурные машины, которые должны были меняться каждые 2 часа. Цитирую: "Установки, совершающие марш в готовности номер один, через два часа движения необходимо переводить в готовность номер два, так как ресурс непрерывной работы гидроприводов рассчитан на 2 часа".
5) Ведение огня в движении также имело свои существенные ограничения. "Движение самохода во время стрельбы или сопровождения цели должно быть равномерным, плавным, без больших ускорений, со скоростью не более 15-20 км/ч." (Источник: Приложение 32 к «Временному наставлению войскам ПВО СВ. Установка ЗСУ-23-4», 1968 год)
6) Предположим, что ламповую 1РЛ33М2 заменили на новую РЛС с современной твердотельной элементной базой. Но даже в этом случае ЗСУ-23-4 не обеспечивает безопасную дальность поражения современных летательных аппаратов. Её 23-мм артиллерийская установка имеет серьёзные ограничения. Наклонная дальность стрельбы – 2500 м. Высотный интервал огня – 100-1500 м. Дальность стрельбы по наземным целям – 2000 м. Вероятность поражения цели типа Миг-17 составляет всего 0,6. Таким образом, даже в самом выгодном режиме поиска - в узком секторе (80, а ещё лучше 30 градусов) до стрельбы врядли дойдёт. Типовая дальность применения оружия с летательных аппаратов сегодня раза в два больше, чем дальняя граница зоны поражения «Шилки» (2000 метров).
Таким образом, даже модернизированная до уровня ЗСУ-23-4М4 или ЗСУ-23-4М5 машина годится только для ближнего прикрытия объектов (например, тяжёлых ЗРК) от воздушного нападения и для борьбы с БПЛА. Собственно, опыт применения «Шилки» в локальных конфликтах говорит о превращении ЗСУ в машину огневой поддержки (пусть даже и с крайне слабым бронированием).

ЗCУ-23-4В, музей «Боевая слава Урала»

Счетверенная система нарезных малокалиберных автоматических пушек 2А7 (АЗП–23 «Амур»). На скулах башни отсутствуют ящики ЗИП

ЗCУ-23-4В, музей «Боевая слава Урала»

Заводская маркировка. Машина прошла два капремонта: в 1974 и 1980 годах

"Радиолокационно-приборный комплекс РПК-2 «Тобол», состоящий из РЛС сопровождения цели, счетно-решающего прибора и оптических средств, разрабатывался под руководством Главного конструктора В.Э.Пиккеля в ОКБ-357, ОКБ-669 ГКРЭ, Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО) ГКОТ.
В состав радиолокационно-приборного комплекса с РЛС орудийного наведения 1РЛ33 входили следующие системы: передающая система с передатчиком Т-3, высоковольтный выпрямитель Т-29, механизм перестройки Т-4М, приемная система, система поиска (азимут и угол места), система определения дальности, система управления положением антенны, система селекции движущихся целей (СДЦ), аппаратура отображения радиолокационной информации, система управления и контроля РЛС и др.
РПК обеспечивал прицельную стрельбу по воздушным целям, летящим со скоростью до 415 м/с. Эффективность огня с хода достигалась за счет системы стабилизации линии выстрела и визирования. Система стабилизации линии визирования включала следующие элементы: гироазимутгоризонт для определения углов потаптывания, галопирования, рыскания; орудийный преобразователь координат для преобразования упрежденных координат цели в координатные углы горизонтального и вертикального наведения орудий; визирное устройство. Визирное устройство использовалось как основной визир для введения в РПК текущий координат цели, как прицел – дублер и как прицел для стрельбы по наземным целям.
Для электропитания РПК и приводов наведения на ЗСУ был установлен газотурбинный агрегат питания 3ПЭ7 (газовая турбина ДТ-4 мощностью 80 л.с.), разработанный НАМИ. При марше по хорошей дороге электропитание вырабатывалось за счет отбора мощности на генератор от основного двигателя шасси – В-6Р, при переходе на движение по тяжелым грунтам и при работе со стационарной позиции включалась газотурбинная установка.
Опытный образец ЗСУ был изготовлен к декабрю 1960 года. Заводские испытания проводились с конца 1960 по август 1961 года, Государственные испытания – с 26 августа по 24 октября 1961 года. По результатам испытаний за счет использования при стрельбе по воздушным целям РПК «Тобол» боевая эффективность установки «Шилка» была оценена выше чем эффективность шестиорудийной батареи 37-мм автоматических пушек или батареи из четырех ЗПУ-4, что послужило основанием рекомендовать ЗСУ к принятию на вооружение и запуску в серийное производство после устранения отмеченных недостатков. Установка ЗСУ-23-4 «Шилка» была принята на вооружение Постановлением СМ от 5 сентября 1962 года №925-401 и Приказом Министра обороны от 16 октября.
...
С 1963 года на Ульяновском механическом заводе велись доводка конструкции установки, отработка технологических процессов и организация сборки отдельных узлов и серийного производства установки. Первые серийные машины ЗСУ-23-4 были выпущены заводом в 1964 году, к концу 1960-х годов темп выпуска ЗСУ составлял около 300 машин в год. Серийное производство бронекорпусов велось на Подольском машиностроительном заводе, шасси производилось Мытищинским машиностроительным заводом. Выпуск автоматов 2А7, пушек АЗП-23-4 и их модифицированных вариантов был налажен на заводе №535. Привода наведения выпускались Подольским электромеханическим заводом.
В ходе серийного производства ЗСУ-23-4 двигатель 8Д6 совершенствовался КБ Барнаульского завода транспортного машиностроения и заменялся новыми моделями: В-6Р (8Д-6-280М), В-6Р-1, в производстве которых принимал участие ВГТЗ. Для обеспечения электропитания РПК и приводов наведения на серийных ЗСУ применялась газотурбинная установка ДТ-4М1, производившийся Калужским турбинным заводом."
Источник: С.М.Ганин, А.В.Карпенко «Современные зенитные самоходные установки»

ЗCУ-23-4В, музей «Боевая слава Урала»

Башня кругового вращения установлена на погоне танка Т-54, который опирался на коробчатую раму, размещенную в корпусе танка ПТ-76.

ЗCУ-23-4В, музей «Боевая слава Урала»

На антенне РПК нет признаков модернизации машины установкой радиозапросчика 1РЛ251 «Лук» системы опознавания воздушных целей по признаку «свой-чужой»

ЗCУ-23-4В, музей «Боевая слава Урала»

Артчасть представлена только одними стволами. Обратите внимание на крышку амбразуры пушки «Амур», характерную для более поздних машин. Скорее всего она появилась при проведении кап.ремонта.

См. также:
ЗСУ-23-4М1 в музее Войск ПВО страны, Балашиха
Уникальная ЗСУ-23-4В (ранний корпус и башня ЗСУ-23-4В) в Техническом музее, город Тольятти
ЗСУ-23-4М1 «Шилка», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», город Минск
Отдельно хочу порекомендовать великолепное исследование модификаций ЗСУ-23-4 от Алексея Бобкова. Его статью "Метаморфозы «Шилки»" опубликовал журнал «М-Хобби» в №6 за 2010 год.

Прожекторная станция З-15-4 на ЗиС-5

История экспоната: "Станция в боевых операциях участие не принимала. Получена из войсковой части 01575 города Сердобска Пензенской области. Установлена на автомобиль ЗиС-5, найденном в одном из поселков Свердловской области и восстановленном сотрудниками автотранспортного цеха ОАО «Уралэлектромедь». Передана на хранение в музей военной техники города Верхняя Пышма."

Две такие прожекторные установки выставлены в мемориальном комплексе на Сапун-горе и в Музее Войск ПВО страны, Балашиха. Третья - на открытой площадке экспозиции военной техники Центрального музея Великой Отечественной войны.

Пусковая установка 2П24 ЗРК «Круг» образца 1965 года

Музей придерживается загадочного неписанного правила - ракеты 3М8 на пусковой обязательно должны быть разных модификаций. Та же самая история в Оренбурге, Тольятти, Балашихе.

Пусковая установка СМ-90 ЗРК С-75

СОУ 9А310 ЗРК «Бук» 9К37 образца 1980 года

Дальномер П-40Д из состава РЛС обнаружения и целеуказания «Броня» (П-40)

76-мм зенитная пушка 3-К образца 1931 года

85-мм зенитная пушка КС-18 образца 1944 года