Артиллерийские системы на открытой площадке Центрального музея Вооруженных Сил


76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 образца 1942 года № 4940

76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 образца 1942 года № 4940, ЦМВС, г.Москва

76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 образца 1942 года № 4940 прошла с боями 6940 километров.

76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 образца 1942 года № 4940, ЦМВС, г.Москва

Пушка № 4940 находилась на вооружении 783-го артиллерийского полка 260-й стрелковой дивизии. Командир расчёта — старший сержант Гавриил Иванович Гусев.

57-мм противотанковая пушка Ordnance Quick Firing 6-pounder 7cwt  обр. 1940 года, Великобритания, ЦМВС, г.Москва

57-мм противотанковая пушка Ordnance Quick Firing 6-pounder 7cwt обр. 1940 года, Великобритания

57-мм противотанковая пушка Ordnance Quick Firing 6-pounder 7cwt  обр. 1940 года, Великобритания, ЦМВС, г.Москва

57-мм противотанковая пушка Ordnance Quick Firing 6-pounder 7cwt обр. 1940 года, Великобритания

122-мм корпусная пушка Д-74 образца 1952 года

122-мм корпусная пушка Д-74 образца 1952 года, ЦМВС, г.Москва

122-мм корпусная пушка Д-74 образца 1952 года

Французская пушка de Bange 155 mm long cannon mle. 1877, ЦМВС, г.Москва

Французская пушка de Bange 155 mm long cannon mle. 1877

Опытная 406-мм САУ 2А3 «Конденсатор»

Опытная 406-мм САУ 2А3 «Конденсатор», ЦМВС

406-мм пушка СМ-54

Опытная 406-мм САУ 2А3 «Конденсатор», ЦМВС

Для наведения по вертикали использовался специальный гидропривод

Опытная 406-мм САУ 2А3 «Конденсатор», ЦМВС, г.Москва

Опытная 406-мм САУ 2А3 «Конденсатор»

152-мм пушка Бр-2 образца 1935 года

152-мм пушка Бр-2 образца 1935 года, ЦМВС, г.Москва

152-мм пушка Бр-2 образца 1935 года

203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года

203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года, ЦМВС, г.Москва

203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года

Ствольная повозка Бр-10

"Орудийная повозка Бр-10 состояла из корпуса повозки, переднего хода со стрелой механической тяги, заднего хода, тормозного устройства и устройства для перевооружения системы. Повозка снабжена листовыми рессорами. Скорость возки Бр-10 со стволом до 25 км/час.
...
Триплекс в составе 203 мм гаубицы Б-4, 152-мм пушки Бр 2 и 280-мм мортиры Бр-5 формально был принят на вооружение. Но фактически эксплуатация триплекса превратилась в непрерывную "войну" с его ходовой частью. Так, при эксплуатации ствольных повозок Б 29. изготовленных заводом "Большевик", постоянно летели траки на гусеницах. Тяговое усилие при стягивании с места Б 29 достигало 1250 кг. Для сравнения, колесная повозка со стволом Бр-10 имела тяговое усилие 250 кг. При гололедице повозку Б-29 могли тянуть лишь два "Коминтерна" цугом, а у одного лишь проскальзывали гусеницы. Зато повозки БР-10 застревали на плохих грунтовых дорогах, в канавах и т.д.
...
В 1939 году заводом "Баррикады" была создана колесная ствольная повозка Бр-15. Заводские испытания Бр-15 прошла с 28 апреля по 7 мая 1940 года. Вес Бр- 15 без ствола составлял 5650 кг (с укладкой 6090 кг). По сравнению с Бр-10 у Бр-15 была увеличена ширина шин задних колес, а у передних колес диаметр увеличен с 900 до 1250 мм, клиренс увеличен с 310 до 410 мм.
На заводских и полигонных испытаниях повозка Бр-15 показала лучшую проходимость, чем Бр 10 и была рекомендована к принятию на вооружение при условии переделки тормозов.
Но на вооружение Бр 15 принята не была. Да и вообще, имея буксируемый триплекс на гусеничном ходу, существенных улучшений в маневренности и скорости возки добиться было нельзя. И что толку, если колесная ствольная повозка сможет двигаться в 2 раза быстрее, чем лафет на гусеничном ходу? Кардинальным решением вопроса мог стать только переход триплекса на новый колесный лафет.
"
Источник: Широкорад А., «Из истории отечественной артиллерии» («Техника и вооружение» №2/1999)

Ствольная повозка БР-10, ЦМВС, г.Москва

Ствольная повозка БР-10

210-мм пушка особой мощности БР-17 образца 1939 года

"Согласно договору Д/7782 от 6 апреля 1938 г., заключенному Наркомвнешторгом с фирмой Skoda, последняя обязалась изготовить для СССР по одному опытному образцу 210-мм пушки и 305-мм гаубицы с комплектом боеприпасов и принадлежностью. Срок сдачи опытных образцов был установлен 1 декабря 1939 г. Кроме опытных образцов должны были быть переданы комплекты рабочих чертежей и другая документация для изготовление этих артсистем. Общая стоимость заказа составила $2,37 млн. (около 68 млн. крон).
На поставки опытных образцов орудий и технической документации не повлиял захват Чехословакии немцами. Фирма Skoda исправно выполняла все пункты договора с СССР. Фирма Skoda предъявила на заводские испытания качающиеся части 210-мм пушки и 305-мм гаубицы вместо июня (как было запланировано) в октябре 1939 г. Испытания проводились в Словакии в присутствии советской приемной комиссии. Заводские испытания 210-мм пушки были закончены 20 ноября 1939 г., а 305-мм гаубицы – 22 декабря 1939 г.
Приемные испытания (сдачу СССР) обеих систем проходили с 22 апреля по 10 мая 1940 г. на полигоне в Гылбоке на территории, оккупированной немцами.
В отчете фирмы Skoda сказано, что 210-мм пушка устойчива при стрельбе малым зарядом при углах от 0 до +50 градусов, а полным зарядом – от +16 до +50 градусов. Стоит отметить, что неустойчивость пушки при малых углах возвышения была связана не с конструкцией самого орудия, а со слабостью грунта, на котором стояло основание. Таким образом, Бр-17 можно было использовать и в береговой обороне для стрельбы прямой наводкой, но для этого потребовалось бы забетонировать основание орудия.
По окончании испытаний в соответствии с условиями договора пушка и гаубица в комплектном виде вместе с боеприпасами были приняты комиссией и отправлены в СССР для дальнейших испытаний.
"
Источник: Широкорад А., «Чешские суперпушки»

"Опытный образец 210-мм пушки Бр-17, изготовленный заводом №221, был предъявлен заказчику 26 августа 1940 г. После заводских испытаний этот образец 9 сентября прибыл на Артиллерийский научно-исследовательский опытный полигон (АНИОП) для проведения полигонных испытаний. Стрельбы проводились с 21 сентября по 11 декабря 1940 г. Всего было сделано 110 выстрелов. Первоначально на ферме заряжания стоял механический досылатель. Но он оказался неудобен и был заменен ручным «досыльником» из разборных штанг банника, а головка «досыльника» была изготовлена в мастерских АНИОПа. «Досыльником» обычно действовало 6-7 человек.
Первая 305-мм гаубица Бр-18, изготовленная на заводе №221, прибыла на АНИОП 21 сентября 1940 г. Стрельба велась со 2 октября по 27 ноября 1940 г. Всего было сделано 108 выстрелов. В ходе стрельб испытано три лейнера, из которых два было с нормальной нарезкой (один завода №221, другой – Skoda) и один с углубленной нарезкой.
Руководство спешило и объявило, что испытания опытного образцы Бр-17 были не полигонными, а полигонно-войсковыми, и по результатам их пушка Бр-17 и бетонобойный выстрел к ней были рекомендованы к принятию на вооружение. Фугасный же снаряд испытаний не выдержал.
Как известно, на базе чешских орудий на заводе «Баррикады» в Сталинграде в 1940-1941 гг. было изготовлено девять 210-мм пушек Бр-17 и три 305-мм гаубицы Бр-18.
Всего в РККА имелось девять 210-мм пушек Бр-17. В боеготовность их привели лишь в 1944 г. Тогда впервые были изданы для них Таблицы стрельбы и произведено 4,2 тысячи снарядов.
В декабре 1944 г. на базе четырех отдельных дивизионов 152-мм пушек Бр-2 и четырех отдельных батарей 210-мм пушек Бр-17 были сформированы три отдельных полка особой мощности (18-й гвардейский, 1-й и 2-й). В их составе имелись три двухорудийные батареи Бр-2 и одна двухорудийная батарея 210-мм пушек. К концу 1944 г. эти три полка убыли на фронт, а формирование четвертого (№20) началось лишь в 1945 г., и на фронт он не попал.
В 1945 г. 1-й пушечный полк особой мощности входил в 8-ю гвардейскую армию 1-го Белорусского фронта. В ходе сражения за Зееловские высоты и в битве за Берлин было израсходовано 930 210-мм снарядов, изготовленных в 1944 г.
305-мм гаубиц обр. 1939 г. (Бр-18) было изготовлено всего три штуки. Они пошли на формирование 233-го отдельного артдивизиона особой мощности, находившегося в конце войны в Московском военном округе. Судя по всему, гаубицы были небоеспособными.
Ну а фирма Skoda в течение войны исправно поставляла сверхмощные пушки калибром 210-мм Вермахту: 21 cm K.52, 21 cm K.39/40. Любопытно, что на второй модернизации 21 cm K.39/41 был удлинен ствол и поставлен дульный тормоз.
"
Источник: Широкорад А., «Чешские суперпушки»

210-мм пушка Бр-17 образца 1939 года, ЦМВС, г.Москва

210-мм пушка Бр-17 образца 1939 года

152-мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года

57-мм противотанковая пушка Ч-26

57-мм противотанковая пушка Ч-26, ЦМВС, г.Москва

57-мм противотанковая пушка Ч-26