Фуражка адмирала Степана Осиповича Макарова поднятая из моря на месте его гибели с броненосцем «Петропавловск», подорвавшемся на японской мине
Закладная доска крейсера I ранга «Россия». Фирма П. Овчинникова. Санкт-Петербург, 1895 год
Осколки снарядов, извлеченные у раненных в бою 1 августа 1904 года моряков с крейсеров «Россия», «Громобой», «Рюрик»
Лист наружней обшивки канонерской лодки «Кореец», пробитый китайским снарядом при взятии форта Таку 4 июля 1900 года
Бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо, 27 января 1904 года
Модель крейсера I ранга «Варяг» создана на судоверфи американской фирмы The William Cramp and Sons Ship and Engine Building Company, где был заказан корабль
Модель крейсера I ранга «Варяг», названного в честь одноимённого корвета, посланного в период Гражданской войны в США 1861—1865 гг. на помощь правительству президента Линкольна
Артиллерия главного калибра крейсера, представленная двенадцатью 152-мм/45 орудиями системы Канэ
Мостик и боевая рубка
Бортовые орудия для увеличения углов обстрела устанавливали на выступающих за линию борта площадках — спонсонах
Противоминный калибр на марсовых площадках
Под государственным гербом, в штевне видна передняя крышка 381-мм торпедного аппарата
Кормовая надстройка
37-мм пушка Гочкиса для вооружения корабельных шлюпок и катеров
Фуражка командира крейсера «Варяг» капитана I ранга В.Ф.Руднева. Пробита осколком снаряда во время боя 27 января 1904 года
Мореходная канонерская лодка «Кореец» (заложена в декабре 1885 года на верфи Бергзунд Меканиска в Стокгольме)
Медаль «За бой ''Варяга'' и ''Корейца'' при Чемульпо. 27 января 1904 г.» принадлежала командиру крейсера «Варяг» капитану 1 ранга В. Ф. Рудневу
Орден Святого Георгия IV степени, принадлежал капитану I ранга В.Ф. Рудневу
Закладная доска крейсера «Варяг»
Карманные часы командира крейсера капитана I ранга В.Ф. Руднева
Русские дредноуты
Марка Ижорского завода на шпилевой паровой машине линейного корабля «Севастополь», 1911 год
Инструменты применявшиеся при строительстве линейного корабля «Императрица Мария»
Опыт импортозамещения при строительстве линейного корабля «Императрица Мария»
Телефон с эсминца «Пронзительный», 1914 год
Модель линейного корабля «Петропавловск» (позже «Марат», а затем «Волхов»)
Модель линейного корабля «Петропавловск» (позже «Марат», а затем «Волхов»)
12-дюймовый (305-мм) снаряд с бронебойным и баллистическим наконечником
Поршневой замок среднего 12-ти дюймового орудия третьей башни линейного корабля «Октябрьская революция» (до 1925 года «Гангут»)
Обратите внимание на состояние шведского подшипника производства фирмы SKF
76,2-мм полевая пушка обр.1902 года, приспособленная на Мотовилихинском заводе для зенитной стрельбы
76,2-мм полевая пушка обр.1902 года, приспособленная на Мотовилихинском заводе для зенитной стрельбы
75-мм/50 пушка системы Канэ для станков Обуховского сталелитейного завода
75-мм/50 пушка системы Канэ для станков Обуховского сталелитейного завода
С 1891 года эта французская артсистема выпускалась по лицензии на Обуховском заводе
Орудие №6022. Изготовитель: Пермский орудийный завод. Заказчик: Морское министерство. Дата приёмки: 6 ноября 1914 г. Приёмщик: Горный инженер коллежский ассесор М.М.Сидоров
Штурвал с колонкой гидравлического привода управления рулём французской фирмы «Акционерное общество Форж И Шантье Де-Ля-Медитерранне - Ла Сейн» (г.Тулон). Предположительно с эскадренного броненосца «Цесаревич», 1901 год
Фрагмент борта крейсера I ранга «Аврора» с пробоиной ниже ватерлинии, полученной в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 года. Макет для обучения будущих инженеров-механиков изготовлен в механических мастерских Кронштадтского морского завода в 1911 году
Компас магнитный, главный, 8-дм, с жидкостью, донной подсветкой, с нактоузом, образца 1908 г. с германского лёгкого крейсера «Магдебург». Снят моряками Балтийского флота при захвате корабля, севшего на камни у острова Оденехольф 26 августа 1914 года
Борьба с английской интервенцией на Балтике
Флаг английской подводной лодки L-55
Судовой колокол английской подводной лодки L-55
Модель английской подводной лодки L-55
Осколок снаряда 381-мм орудия главного калибра английского монитора «Эребус», обстреливавшего форт «Красная горка» во время английской интервенции в Россию в 1919 году
Торпеда с английской подводной лодки L-55. Считалось, что субмарина погибла от попадания снаряд с эсминца «Азард», но после подъёма обнаружился факт подрыва лодки на минном заграждении
С 15 мая по 13 сентября 1928 года спасательное судно-катамаран «Коммуна» выполняет работы по подъёму потопленной 4 июня 1919 года в Копорской губе Финского залива английской подводной лодки L-55
Обследование лодки показало, что кормовая часть боевой рубки и треть прочного корпуса с левого борта полностью разрушены, но аккумуляторная батарея, снаряды и торпеды, остались целы
27 июля 1931 года лодка была полностью восстановлена и после ввода в строй Балтийского флота переименована в Л-55
Казенная часть торпедного аппарата с подводной лодки «Пантера»
31 августа 1919 года торпедой из этого аппарата был потоплен английский эсминец «Vittoria»
«Пантерой» командовал А.Н. Бахтин, ставший первым советским командиром-подводником потопившим корабль противника
Модель «Пантеры». Субмарина переименована в «Комиссар», затем в Б-2, а в 1941 году переформирована в учебное судно, использовалась как ПЗС
Закладная доска первого подводного заградителя «Краб»
Модель подводного минного заградителя «Краб»
Минные трубы
Ограждение боевой рубки и поднятые выдвижные устройства
130-мм ныряющий снаряд (отличается головкой в форме пустотелого усечённого конуса и взрывателя замедленного действия, обеспечивающего подрыв на глубине 8-10 метров)
Спасательный круг германского броненосного крейсера «Фридрих Карл». 17 ноября 1914 года западнее Мемеля корабль погиб на русских минах
Спасательный круг крейсера «Паллада» (торпедирован лодкой U-26 и затонул со всем экипажем в 537 человек 11 октября 1914 г.)
Часть фок-мачты броненосца «Потёмкин» использовавшаяся для установки створных знаков у входа с моря в Днепровский лиман
Осколок 152-мм китайского снаряда, попавшего в канонерскую лодку «Кореец» в 1900 году. Альбом чертежей станков 12-дюймовых орудий броненосца «Цесаревич». Модель 4-х фунтовой пушки образца 1867 года на металлическом станке с платформой системы Пестича
Шлем c остатком гидрокостюма из комплекта регенеративного спасательного снаряжения подводника английской системы С.Холла, О.Рииса («Hall-Rees», 1906 г.)
Гребной винт миноносца «Строгий» (тип «Сокол»). Участвовал в Первой мировой войне 1914—1918 годов. Повреждение одной лопасти винта - последствия тарана немецкой подлодки U-33
Фуражка Героя Советского Союза капитан 2 ранга Магомеда Гаджиева, командира дивизиона подводных лодок бригады подводных лодок Северного флота. 12 мая 1942 года он погиб вместе с «К-23»
Модель эскадренного миноносца «Гавриил»
«Гавриил» — эскадренный миноносец Русского императорского флота типа «Новик». Корабль затонул, подорвавшись на английском минном заграждении 21 октября 1919 года
Носовое длинноствольное 102-мм орудие производства Обуховского завода
Боевая рубка и мостик эсминца
Один из трёхтрубных 457-мм торпедных аппаратов с растворением труб
Истребитель И-16 из состава 72-го смешанного авиаполка авиации Северного флота
И-16 тип 28 (зав. № 28213-95) с двигателем М-63 (зав. № 632707), собранный 5 августа 1940 года. 72-й САП авиации СФ
"В Центральном военно-морском музее с 1948 года находится экспонат под названием «Истребитель И-16 Дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова». Остановимся на его истории более подробно.
Первым «ишаком», на котором летал Сафонов, был И-16 тип 24. Второй «ишак» Сафонова — И-16 тип 28 №2821395, прибывший в полк из ВВС КБФ 10 июля 1941 года. На нём знаменитый ас одержал большинство своих побед. Последний вылет на этом самолёте Сафонов произвёл 3 октября 1941 года, после чего лётчик вступил в командование 78-м ИАП и пересел на «Харрикейн».
И-16 продолжал воевать уже без своего хозяина, пока 24 января 1943 года не был серьёзно повреждён во время вынужденной посадки. Как раз в это время по приказу наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова в Москве организовывалась выставка «Военно-морской флот в Отечественной войне», на которую решено было отправить и сафоновский самолёт. В авиационных мастерских ВВС СФ аварийному истребителю придали «товарный вид»: установили макет двигателя М-63, макетные экземпляры пулемётов ШКАС и пушек ШВАК и некоторые другие непригодные к эксплуатации приборы.
11 марта 1943 года московская выставка была открыта. После её закрытия экспонат перевезли в Ленинград, в Центральный военно-морской музей, где он хранился в разобранном виде до весны 1946 года. Во время реконструкции экспозиции музея истребитель подвесили на тросах в 6-м зале музея, предварительно сняв с него для облегчения мотор. В 1948 году зал был открыт для доступа посетителей."
Источник: Экспонаты музеев и памятники - Истребитель И-16
В декабре 2010 года, во время перееезда музея, при перевозке экспонатов ЦВММ из здания Биржи в Крюковы казармы, вследствие действий сотрудников компании-перевозчика, истребитель упал с высоты в 4-5 метров. Судя по высоте падения, истребитель планировали подвесить на тросах, подобно тому, как он висел в прежнем здании музея. В результате инцидента у самолёта сломаны элементы креплений стоек шасси, сильно повреждены нижняя часть фюзеляжа и плоскости в местах крепления к центроплану.
Восстановление повреждённой машины завершилось летом 2014 года. Реставрационные работы проводили сотрудники 419 авиационного ремонтного завода.
Опытная корабельная автоматическая реактивная установка С-30
Опытная корабельная автоматическая реактивная установка С-30 (калибр 81,4-мм)
Разарабатывалась в 1950-1955 годах для вооружения кораблей II и III рангов
В связи с активными работами по корабельным ЗРК на вооружение не принята
Тумбовая палубная установка 2М-7
Тумбовая палубная установка 2М-7 принята на вооружение в 1951 году
Установки 2М-7 выпускались на «Туламашзаводе»
Два 14,5-мм пулемёта КПВТ
Для стрельбы по целям, имеющим скорость до 200 м/с использовался коллиматорный прицел КМТ-14,5
Минное оружие российского флота
На табличке надпись: "Мина сфероконическая, 1910-ые годы". С датой возможно ошиблись - в русском флоте перешли от сфероконических корпусов мин к шаровым ещё 1891 году
Малая якорная мина типа «Р» образца 1915 года оснащена зарядом пироксилина весом 8-12 килограммов. Веретенообразная форма, стабилизаторы (чтобы мина в течении не тонула) напоминали плавники рыбы. Отсюда обиходное название «Рыбка». Её применяли в районах с сильными течениями, где мины с шарообразными корпусами на течении "прижимались" к морскому дну
Мина гальваноударная образца 1908 года с якорем и защитник минный системы П.П. Киткина образца 1914 года
Предысторию появления сфероконических мир на вооружении Российского флота смотрите на странице Музей Балтийского флота, г.Балтийск. На ней выделен отдельный раздел по якорной мине конструкции Герца.
Малая неконтактная донная мина разработана в 1939 году и первоначально проектировалась как авиационная. В начале войны в распоряжении ВМФ СССР имелось 95 таких мин
Изюминкой МИРАБ (малая индукционная речная авиационная для постановки с бреющего полета) был магнитоиндукционный взрыватель
Двухимпульсный взрыватель обеспечивал более надежную защиту мины от взрыва при однократном воздействии на его принимающую часть и производил взрыв на более близком расстоянии от корабля, чем одноимпульсный
Авиационная беспарашютная якорная мина АМГ-1 конструкции Гейро: баллистический наконечник, сфероцилиндрический корпус мины с пятью свинцовыми гальваноударными колпаками, крестообразный стабилизатор
Внутри каждого колпака мины - гальванический элемент из стеклянной ампулы с электролитом, цинковый и угольный электроды. При ударе корабля о мину колпак сминался, ампула разрушалась, срабатывал гальванический элемент, образующаяся электродвижущая сила вызывала ток в цепи запала и взрыв
На морских минах свинцовый колпак закрывался чугунным предохранительным колпаком, который удалялся после постановки мины. На мине АМГ-1 гальваноударные колпаки утапливались и выдвигались из гнезд корпуса пружинами после установки мины на заданное углубление
Ударно-механическая якорная мина М-26 образца 1926 года, разработана на основе мины обр. 1912 года. Форма корпуса изменена на сфероцилиндрическую, что позволило увеличить массу взрывчатого вещества в 2.5 раза
Горизонтальное расположение мины на тележке с низким центром тяжести облегчало ее постановку, однако малая длина минрепа ограничивала применение в Черном и Японском море
Являлась наиболее массовым образцом мины, применяемой ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны. К началу войны ВМФ СССР располагал 26823 минами обр. 1926 года.
76,2-мм зенитная пушка Тарновского—Лендера обр. 1914/15 года
76,2-мм зенитная пушка образца 1914/15 годов (3-х дюймовая противоаэропланная пушка Тарновского—Лендера)