Заметки, написанные в 2004 году после первого посещения сейчас кажутся мне просто собранием ляпов и цитат. Переписать невозможно, проще сделать все заново. Что собственно и было сделано после нескольких походов в руины 35-ой береговой батареи во время отпуска в Севастополе.
Теперь небольшое отступление, касающееся технической стороны фотосъёмки в подземельях. Зеркалка Nikon D50 не подвела, исправно забивая флешку NEF-файлами. Некоторая неуверенность в работе автофокуса в условиях полной темноты и отсутствия контрастных деталей компенсировалась подсветкой фокуса внешней вспышкой Nikon SB-600. К сожалению, внешняя вспышка при использовании в больших помещениях, полной темноте и необходимости помогать автофокусировке быстро приканчивала аккумуляторы, поэтому в конце вылазки приходилось переходить на встроенную вспышку и избегать съёмки в широкоугольном положении объектива. Допущенные из-за этого ряд ошибок кадрирования обнаружил только в Оренбурге, во время обработки снимков. Когда у SB-600 полностью разряжались аккумуляторы, использовалась подсветка автофокуса встроенным светодиодным фонариком мобильного телефона SE 750. Штатив я с собой не брал, да и не помог бы он в абсолютной темноте казематов.
Тем не менее, что получилось, то получилось. Учитывая трудности проникновения на батарею после установки в апреле 2008 года забора вокруг неё и перспективы строительства не то мемориала памяти защитников Севастополя, не то очередных котеджей "новых украинцев", возможно исправить эти ошибки будет уже невозможно.
Ввиду большого объема информации материал распределен по разделам:
Теперь о нумерации казематов. Они даны по общеупотребительной схеме Мартина Эггера из книги ''Die Festung Sewastopol''. Первоисточник издан в Германии в 1995 году, по результатам поездки в Крым группы немецких/швейцарских/голландских любителей фортификации в 1993 году.
В 1910 году, после анализа итогов обороны крепости Порт-Артур, было решено построить на господствующих высотах флангов Севастопольского оборонительного района две береговые батареи: №25 в районе мыса Херсонес и №26 в районе деревни Любимовка (в устье реки Бельбек). Строительство по проекту военного инженера генерала Буйницкого началось в 1913 году. К 1915 году были вырыты котлованы, в них смонтировали часть механизмов, доставили стволы орудий, но ввиду господства русского флота на Черном море строительство замедлилось. Башенные установки и механизмы установили на береговых батареях балтийской крепости Ревель (ныне Таллинн). А затем, в связи с известными событиями, строительство вовсе законсервировали.
В 1925 году строительство возобновились, но уже по усовершенствованному проекту военных инженеров Выставкина и Соколова. О масштабе строительства и грандиозности задач сказано уже много. Например, объем бетонных работ на батарее часто сравнивают с объемом работ при строительстве Днепрогэса. Действительно, бетонирование массива блока шло круглосуточно, без перерыва в течение 5 дней. При этом использовалось 12 основных бетономешалок и 5 резервных. Башенные установки после предварительной сборки "на болтах" на заводской "орудийной яме" Ленинградского металлического завода снова разбиралась и перевозились по частям к месту строительства. Окончательная сборка проводилась рабочими завода под руководством армейских инженеров. Батарея принята госкомиссией с опробованием стрельбой 21.12.1927 года. Осенью 1929 года строительство было окончено и батарее присвоили номер 8. Первым ее командиром стал Г.В.Штейнберг. В 1930 батарея получила номер 35, под которым и вошла в историю.
От массива, на поверхности которого в линейно-возвышенным порядке были расположены две башенные артиллерийские установки МБ-2-12, в право и влево отходили потерны, соединявшие его с основным и резервным командно-дальномерными пунктами. В глубине толщи бетона находились погреба боезапаса, кубрики личного состава, электростанция, хранилища топлива, радиостанция, котельная и прочие казематированные помещения. Для корректировки огня была создана система постов (на мысе Лукулл, в устьях рек Альмы, Качи, на мысах Херсонес и Фиолент, а также над западным берегом Балаклавской бухты). Повороты башен, возвышение орудия и подача снарядов осуществлялись электромоторами.
Позиция была опоясана рубежом сухопутной обороной: ДОТы, минные поля, проволочные заграждения, окопы, ров. Для маскировки в зоне выстрела устанавливали раскрашенные железные "кусты". Личный состав батареи: 300 человек и 120 человек пехоты для сухопутной обороны. Для маскировки, в 2-х км южнее, была построена "ложная" 35-я ББ, сооружения которой использовались комендатурой охраны и обслуживания.
Двухорудийная башенная установка МБ-2-12 (образца 1915 года) собиралась из многослойной брони, толщина брони стенок - 305 мм, толщина покрытия 210 мм. Боковая броня была устроена из 12-ти выгнутых по конусной поверхности листов соединенных по схеме "ласточкин хвост". Крыша башни состояла из 6-ти бронелистов, соединенных болтами с боковыми плитами при помощи уголков и стальных фасонных балок.
Масса - 770 тонн, качающаяся часть - 82 тонны.
Диаметр шарового погона - 9.09 метра, диаметр башни - 10.2 метра.
Полная высота - 9.685 метра, при этом над поверхностью артустановка возвышалось только на 2.25 метра.
Техническая скорострельность - 2 выстрела в минуту.
Ресурс ствола - 200 выстрелов.
Башенная установка состояла из неподвижной и вращающейся частей. Неподвижная часть включала в себя жесткий барабан и центрующий штырь. Вращающаяся - стол башни с подачной трубой. Вместо традиционных горизонтальных катков под вращающимся столом Металлический завод предложил использовать стальные шары, которые в количестве 144 штук, расположили внутри разборного обода, который для облегчения вращения перемещался вместе с шарами на добавочных подшипниках.
Вертикальное и горизонтальное наведение производились с помощью электродвигателей.
Характерной особенностью установок было применение универсальных регуляторов скорости вращения: "муфт Джени" (названых по фамилии изобретателя). Муфта Джени позволяла не только плавно менять скорость вращения исполнительного механизма при постоянной скорости вращения электродвигателя, но также останавливать исполнительный механизм и менять направление его вращения. Таким образом, она действовала еще как эластичный и, вместе с тем, надежный тормоз.
Для открывания - закрывания затвора (это занимало 8 секунд), досылки снаряда и полузарядов, поворота башен и возвышения ствола орудий использовался электропривод, питаемый от двух дизель-генераторов общей мощностью 370 кВт.
Для защиты расчета и механизмов установки от осколков, которые могли попасть через амбразуры, предусматривались качающиеся щиты толщиной 76 мм.
В башне было установлено два орудия 12"/52. Они могли наводиться на цель как вместе, так и независимо, при этом посылали 305-мм фугасный снаряд весом 471 кг на дальность 26,9 км.
Длина ствола 15,850мм (52 калибра), длина нарезной части 12,852 мм, число нарезов 72, глубина нарезов 2.28 мм. Вес затвора 933.6 кг. Вес ствола с затвором 50.6 тонны.
Ствол орудия состоял из внутренней трубы, скрепленной тремя рядами цилиндров (по два в ряду). Поверх цилиндров надевался кожух с кольцевыми выступами для соединения с салазками станка. Сзади в кожух ввинчивался казенник, в котором помещался поршневой затвор.
После каждого выстрела канал ствола продувался сжатым воздухом, пневматическим же был привод механизмов очистки ствола. Для замены выбитого орудийного ствола был предусмотрен железнодорожный козловой кран грузоподъемностью 150 тонн. Как и запас стволов, он находился в укрытии рядом с бухтой Казачья. Кстати, о ресурсе ствола: 200 выстрелов. Чтобы понять с чем связано такое малое значение, обратимся к истории создания орудия.
В 1907 г. на Обуховском сталелитейном заводе (ОСЗ) началось проектирование 305мм/50 пушки. Однако из-за низкого качества примененной стали ее ствол удлинили на 2 калибра - чтобы снизить давление пороховых газов при сохранении баллистических характеристик. Первоначально 305-мм орудия Обуховского завода предназначались для использования снарядов образца 1907 года, имевших массу 332 кг и начальную скорость 914 м/с. В 1911 году на вооружение были приняты более тяжелые снаряды, массой 471 кг.
Один из ведущих офицеров-артиллеристов МГША Колтовский писал: "С введением более тяжелого снаряда, пришлось понизить его начальную скорость до 762 м/с. При этом распределение давлений в канале орудия уже не соответствует первоначальному проекту в смысле расчета продольной прочности. Отсюда получается ненормальное быстрое изнашивание орудий и потеря боевой меткости. Помимо неудачной конструкции причиной чрезмерных выгораний является обуховская пушечная сталь, не пригодная для выделки современных тяжелых орудий по механическим свойствам. Таким образом, снаряд сильный сам по себе не получает надлежащего использования при выстреле".
ОСЗ выпускал и сухопутные 305мм/52 пушки. Внешние отличия морских пушек - буквы "МА" (морская артиллерия), выгравированные на казенном срезе ствола, сухопутные обозначали буквами "СА" (сухопутная артиллерия). Маркировка была введена в связи с тем, что 305мм орудия проектировались под разные системы боеприпасов.
Массовым отечественным сухопутным 305-мм орудием была только гаубица Обуховского завода образца 1915 года, для которой имелась своя система боеприпасов (снаряды весом 446.4 кг и длиной 4.4 калибра с начальная скоростью 792.5 м/с; заряды весом 141.3 кг марки "Б 12"). После революции Журналом Артиллерийского комитета №818 от 26.09.1927 было положено стрелять из пушки СА зарядами пушек МА и снарядами образца 1911 года. На этом различия морских и сухопутных 305мм систем кончились, а что касается снарядов весом 446.4 кг, то таких снарядов к 1927 году осталось очень мало, и впредь они не производились.
Первоначально к 305мм/52 пушкам МА были приняты снаряды обр.1911 года весом 470.9 кг. Бронебойный снаряд длиной 3.9 клб содержал 12.9 кг взрывчатого вещества, взрыватель КТМБ или КТМФ. Полубронебойный снаряд длиной 4.9 клб содержал 48.4 кг взрывчатого вещества, взрыватель КТМБ или КТМФ. Фугасный снаряд длиной 4.9 клб содержал 58.8 кг взрывчатого вещества, взрыватель МРД. Для снарядов обр.1911 г. был принят заряд весом 132 кг марки 305/52, начальная скорость = 762 м/с, дальность стрельбы 23,230 метров при угле возвышения 25 градусов и 28,710 метров при 40.5 градусов. В 1915 г. в боекомплект ввели пулевую шрапнель весом 331.7 кг и длиной 3.1 клб с трубкой ТМ-10.
В конце 1930-х гг. в боекомплект поступил фугасный дальнобойный снаряд обр.1928 года улучшенной аэродинамической формы. Вес снаряда 314 кг, длина 5 клб, вес взрывчатого вещества 55.2 кг, взрыватель МРД или РГМ. Для фугасного снаряда обр.1928 г. - заряд весом 140 кг марки 305/52, начальная скорость = 950 м/с, дальность 34,020 метров при угле возвышения 25 градусов и 44,080 метров при 40 градусах.
В 1941-1945 годах применялись снаряды 305-мм морской артиллерии образца 1907, 1911, 1928 годов. Фугасный снаряд с бронебойным наконечником был разработан для стрельбы по броне толщиной не более 0,5 калибра снаряда, т.е. по бронепалубам. Стрельба на обратном направлении - суровая необходимость ВОВ. Доставка боеприпасов, осуществлялась следующим способом: снаряды и полузаряды доставлялись баржами к причалу в бухте Казачья (примерно в 1.5 км от батареи), перегружались на грузовики и перевозились ко входу в батарею. Затем боеприпасы на ручных вагонетках загружались в погреба хранения.
Интересный момент: Виноградов в книге "Императрица Мария - возвращение из глубины" пишет о том, что "Стоимость всех 1200 снарядов линкора составляла почти 5% контрактной стоимости корабля". Принимая контрактную стоимость равной, примерно 30 миллионам рублей, получаем примерную цену одного 305-мм снаряда образца 1911 года в 1200 рублей.
Каждое орудие имело свой подъемник для снарядов и зарядов. Процесс заряжания выглядел примерно следующим образом: Снаряды и заряды из погребов попадают в башню, в перегрузочное отделение, где специальным платформами перемещавшимся по кольцевому рельсу подаются к зарядникам. Орудие устанавливается на угол 6 градусов, а затем производится открытие затвора. После того, как затвор орудия открыт, снизу поднимается зарядник, в котором находится снаряд и пороховой заряд. Досылание боезапаса в камеру орудия производится при помощи электрического цепного прибойника. Порожний зарядник уходит вниз, затвор орудия закрывается. Орудие заряжено и готово к выстрелу.
Для обеспечения последовательности процесса заряжания использовалась так называемая система "взаимной замкнутости" - электромеханическая блокировка операций. Так подача боеприпасов в башню верхними зарядниками могла осуществляться лишь при полностью открытом затворе, закрыть который можно было только после досылки боеприпасов и спуска верхнего зарядника. При превышении предельного угла заряжания (+15°) происходила блокировка зарядника, для снятия которой требовалось вернуть орудие в диапазон угла заряжания.
Для управления артиллерийской стрельбой использовалась система фирмы "Гейслер" образца 1910 года. Она включала в себя прибор высоты прицела, линии электрической синхронной передачи, состоявшие из дающих и принимающих приборов прицела и целика. Дальность до цели определялась с помощью оптического дальномера с шестиметровой базой.
Каждая башня могла наводиться самостоятельно, с помощью башенных прицельных приспособлений, для чего служили два прицела. При этом данные для стрельбы вычислялись с помощью таблиц командиром башни и по его команде вводились в прицельные устройства. Увеличение прицела 12-кратное, пределы прицеливания 0 - 23 790 метров. На крышу башни выходило три бронированных перископа (один большой по левой кромке башни и два малых по обеим сторонам стволов).
В связи с большим объемом, вынесено на отдельную страницу: 35-ая ББ. Боевые действия.
Разрушения, произведенные при уничтожении батареи летом 1942 года были столь значительны, что использовать ее не было никакой возможности. Единственное использование немцами уцелевших помещений - укрытие полевых госпиталей от артиллерийского огня и бомбежек при эвакуации из Крыма в 1944 году. Необходимую в южной части Севастополя береговую батарею оккупанты предпочли построить заново поблизости от руин ББ №35.
Цитата из статьи Дмитрий Стогний "Германские укрепления Севастополя 1942-1944": Cамым мощным фортификационным сооружением построенном немцами в Севастополе, была тяжелая береговая батарея на мысе Херсонес. Она была вооружена четырьмя 203 мм орудиями русского производства, демонтированными немцами с захваченной в 1941 году в Очакове береговой батарее №15. Орудия располагались в железобетонных гнездах-двориках открытого типа с примыкающими к ним бункерами для боеприпасов и личного состава. Командный пункт батареи был выполнен в виде трехэтажной железобетонной башни (толщина стен и перекрытий до 1.8 м). Подступы к батарее и расположенному рядом аэродрому «Херсонесский маяк» прикрывались двумя броневыми артиллерийскими точками (башни трофейных советских танков типа «Т-26» с 45 мм пушками на железобетонных основаниях).
Для защиты южной части района Севастополя вместо 305-мм батареи №35 после войны было начато строительство 180-мм башенной береговой батареи, которая получила наименование объект "Буря". Проектирование 180-мм двухорудийных береговых башенных установок МБ-2-180 началось еще в 1931 г. на Ленинградском Металлическом заводе, а заводские испытаний первой башенной установки были закончены 31 декабря 1935 г.
180-мм береговая батарея № 330 (объект "Буря"), имела следующее расположение:
Огневая позиция - отрог балки Бермана в 2 км севернее мыса Фиолент.
Командный пункт - оконечность мыса Фиолент (бывшая батарея № 18). Удаление КП от центра батареи - 1648,3 м.
Боковой наблюдательный пункт № 1 - район Языковой балки.
Боковой наблюдательный пункт № 2 - бывший правый командный пост батареи №35.
Боковой наблюдательный пункт № 3 - гора Каябаш (бывшая батарея № 21).
Прожекторный пост № 1 - 2,5 км северо-западнее мыса Фиолент.
Прожекторный пост № 2 - 0,5 км западнее бывшего Георгиевского монастыря.
Сайт "Подземный Севастополь"
Информационный ресурс с произведениями Александра Неменко, aka Odissey
Сайт БЕРЕГОВЫЕ БАТАРЕИ СЕВАСТОПОЛЯ
Форумы Русского Фортификационного сайта
Форумы сайта Севастополь.ws
Справочник "Морская артиллерия отечественного ВМФ", коллектив авторов под руководством Васильева.
Амирханов, Титушкин - "Главный калибр линкоров"
Цветков - "Линейные корабли типа "Севастополь"
Васильев - "Линейные корабли типа 'Марат"
Андриенко - "Тайны Императрицы Марии". Санкт-Петебург - "Цитадель" 1998 год, № 2(7)
Скворцов - "Линейные корабли типа "Севастополь". Мидель-шпангоут №1(6)2003.
Моргунов - "Героическая оборона Севастополя"
Ванеев - "Севастополь, 1941-1942: Хроника героической обороны"
Виноградов - "Императрица Мария - возвращение из глубины"
Кузнецов - "Курсом к победе"
Вернуться к оглавлению раздела
На главную страницу
Создано 01/11/2007
Обновлено 24/04/2008