Навигация по странице:
Период до основания города Обнинска
Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского
Первая АЭС
НПП «Технология» им. А. Г. Ромашина
Учебный центр Военно-Морского Флота имени Л.Г. Осипенко
НПО «Тайфун»
Месторасположение: Калужская обл., г. Обнинск, пр. Ленина, д. 128
Официальный сайт: Музей истории города Обнинска
Дополнительно:
"С 1911 года на территории нынешнего города Обнинска располагалась летняя трудовая колония «Бодрая жизнь» для детей из бедных рабочих семей города Москвы, основанная известными педагогами Станиславом Теофиловичем и Валентиной Николаевной Шацкими. С 1918 года колония стала педагогическим центром Деревенского отделения Первой Опытной станции Наркомпроса. Многочисленные фотографии, документы, рукописные журналы поведают посетителю историю жизни воспитанников школы-колонии, с 1934 года – школы им. С.Т. Шацкого."
Источник: Школа-колония "Бодрая жизнь", испанский детский дом
"Детский дом для испанских детей N 5 решено было разместить в районе станции Обнинское. Здесь, неподалеку от "дачи Морозовой", только что возвели огромное строение - оно предназначалось под санаторий для детей, больных туберкулезом. ( Ныне оно хорошо известно обнинцам как Главный корпус Физико-энергетического института). На расчищенной от леса площадке вблизи живописного соснового парка встало массивное пятиэтажное здание с выдвинутыми вперед флигелями и длинными боковыми крылами, похожее на настоящий дворец. К лету 1937 года сюда уже привезли первую партию больных туберкулезом детей, вроде бы детдомовцев, и их даже успели выкупать и переодеть, как вдруг поступил приказ - здание передается под испанцев.
Наших детей тут же увезли, вывезли и основную часть мебели, чтобы заменить ее на более качественную и удобную. 23 июня в два часа дня испанские дети прибыли на станцию Обнинское особым поездом из Ленинграда (куда их доставили прямо из горящего Бильбао на океанском теплоходе "Сантай"). Здесь было около пятисот мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 17 лет и нелько десятков воспитательниц-испанок.
...
Жизнь маленьких испанцев в детском доме подробно описывает в своем документальном рассказе бывший пионервожатый Дмитрий Дмитриевич Гунин. Управляться с ними было очень непросто, особенно в первое время, когда дети еще не привыкли к русскому языку, а наши педагоги - к испанскому. Переводчиков же было слишком мало. Но главная трудность состояла в понимании особой психологии, нравов и обычаев испанцев. Вот что произошло уже на следующее утро после приезда, когда ребят вывели на первую прогулку:
"С поляны за рощей неслись дикие вопли. Вожатые побежали туда. На поляне ребята яростно топтали траву и плевались. Из бессвязных выкриков выделялись слова: "Балильо!", "Итальяно!", "Фашисто!" Оказывается, весь этот ералаш вызвала... ромашка. Выяснилось, что в Италии ромашка - символ детской фашистской организации "Балильо".
Источник: "Испанский детский дом" | Путеводитель по Обнинску
В школе им. С.Т. Шацкого учились старшие ребята из Испанского детского дома № 5, располагавшегося с 1937 по 1941 годы в здании нынешнего главного корпуса Физико-энергетического института
В 1941 году Испанский детский дом №5 эвакуировали в Саратовскую область. В витрине — рукописный журнал, выпускавшийся воспитанниками.
"Маленькие испанцы были в основном выходцами из бедных семей, а некоторые воспитывались в приютах при монастырях, где господствовал самый суровый режим. Во всяком случае, игрушки они видели только самодельные, и когда в детдом доставили целую кучу настоящих игрушечных кукол и машин, это вызвало неописуемый восторг. Но поскольку на всех одинаковых игрушек, естественно, не хватило, дети решили поступить в соответствии с республиканскими принципами (как они их понимали): всем поровну. Шахматы раздали по одной фигурке, а чудесные педальные автомобили, на которых только что катались по двору, разобрали по винтикам. Уцелели лишь мячи, и мальчишки с девчонками с неистовым азартом бросились играть в футбол прямо в комнатах и на лестницах.
После нескольких часов футбольного буйства были выбиты все стекла, переломаны столы и шкафы - словом, огромное здание подверглось форменному разгрому. Но это отнюдь не было проявлением каких-то хулиганских наклонностей, просто дети крайне нуждались в эмоциональной разрядке. В дальнейшем педагогам детдома, поднаторевшим в испанском, удалось установить с воспитанниками отличный контакт и приучить их к сознательной дисциплине.
...
Несмотря на это, детей не держали взаперти, они имели возможность свободно гулять по окрестностям. На прогулки их водили в сопровождении воспитателей, но в первое лето дети часто пускались в путешествия самовольно. Иногда в их поисках приходилось прочесывать все окрестные леса, а пяткинские мужики обшаривали с баграми дно Протвы. Но каждый раз отважные путешественники благополучно возвращались.
Особенно их привлекала дорога на станцию Обнинское. "Неожиданно позвонил начальник разъезда Стеценко, - вспоминает Дмитрий Гунин, - двенадцать подростков напали на служебное помещение разъезда, двигают рычагами входных семафоров, разговаривают по селектору с диспетчером в Москве. Движение на этом участке дороги прекратилось.
- Где они сейчас? - спросил я.
- Запер в аппаратной! Забери их скорее, иначе они мне весь разъезд выведут из строя!
Когда я на полуторке прибыл к разъезду, то увидел, что по обеим сторонам входных стрелок замерли грузовые составы: семафоры точно взбесились, ежесекундно поднимаясь и опускаясь".
Ребята совершенно не осознавали опасности этой страшно увлекательной игры и наперебой рассказывали вожатому, как им было интересно."
Источник: "Испанский детский дом" | Путеводитель по Обнинску
Фотоснимки визитов в детский дом секретаря компартии Испании Хосе Диас Рамос и Валентины Гризодубовой.
Фотографии участников Великой отечественной войны — жителей деревень, на месте которых в 1946 году возникнет Обнинск
Выпускник школы Шацкого — капитан Геннадий Михайлович Мордовцев. Один из активных участников подготовки восстания заключённых «блока смерти» немецкого концлагеря Маутхаузен 2—3 февраля 1945 года; погиб до начала восстания.
Повестка о призывае в РККА жителя деревни Трясь П.Ф. Стройкова (погиб в 1944 год при освобождении Латвии).
"А вскоре шестеро мальчишек отправились прямо по шпалам в Москву с развернутым красным знаменем. Оказалось, что они хотели пожаловаться самому товарищу Сталину на то, что им... не дают работать и заставляют жить тунеядцами. После этого при детдоме была создана детская техническая станция, которую сами дети восторженно называли фабрикой. Из Москвы привезли станки и оборудование. При станции организовали несколько кружков, в том числе авиамодельный.
...
Осенью в детдоме была создана общеобразовательная школа, что явилось весьма нелегкой задачей. Необходимо было сохранить у маленьких испанцев родной язык, ведь предполагалось, что все они вернутся на родину. Поэтому преподавание всех предметов вели только на испанском, а русскому обучали как иностранному. В младших классах учительницами стали испанки, которых наставляли опытные педагоги детдома, а в старших преподавали наши учителя через переводчиков.
Для детей была характерна крайняя политизированность, все они очень остро переживали за положение в своей стране. Известия о поражениях республиканцев каждый раз вызывали взрывы отчаяния и жуткие рыдания. Зато торжественный прием в пионеры, приуроченный к празднованию двадцатилетней годовщины Октября, вызвал бурю восторгов. А вскоре в детдоме появилась комсомольская ячейка.
На Первое мая следующего года воспитанников Обнинского детдома пригласили выставить отдельную колонну на параде на Красной площади. Это стало традицией, которой маленькие испанцы очень гордились. Ребята часто бывали в Москве, в театрах и музеях, их возили на экскурсии и в другие крупные города. А в Обнинское приезжали ведущие музыкальные коллективы, такие как Краснознаменный ансамбль песни и пляски и Симфонический оркестр Всесоюзного радио. Особенно часто бывали воспитанники хореографического училища Большого театра, взявшие шефство над детдомом.
Очень тесные отношения сложились с ближайшими соседями – ребятами из колонии "Бодрая жизнь". Коллективы детей вступали в соцсоревнование, в том числе, между отдельными классами, но официальными мероприятиями дело не ограничивалось. Дети постоянно ходили друг к другу в гости, устраивали совместные праздники и вечера самодеятельности, спортивные состязания, вместе купались на речке и ходили в походы по окрестностям. Когда в 1939 году горела деревня Пяткино, все вместе бегали помогать тушить пожар. Некоторое время испанский детдом параллельно возглавлял директор школы-колонии М.С.Мякотин. А двое испанских школьников, наиболее успешно освоивших русский язык, учились среди колонистов с девятого класса."
Источник: "Испанский детский дом" | Путеводитель по Обнинску
Ленинская премия за 1960 год присуждена группе учёных, возглавляемых Александром Ильичём Лейпунским, за исследования физики ядерных реакторов на быстрых нейтронах.
Руководители работ по созданию исследовательского ядерного реактора БР-5, на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем. На БР-5 отрабатывались элементы технологии будущих энергетических и военных быстрых реакторов — насосы, теплообменное оборудование, натриевое оборудование, топливные элементы, системы управления и защиты. Расширенное воспроизводство плутония в БР-5 не предусматривалось.
В 1970-1988 гг. на космических аппаратах использовалась термоэлектрическая установка «БУК» на основе малогабаритного ядерного реактора на быстрых нейтронах с находящимся вне реактора термоэлектрическим генератором на полупроводниках.
Ядерная энергоустановка «ТОПАЗ» — термоэмиссионный реактор-преобразователь на промежуточных нейтронах.
"Один из первых ядерных физиков страны А.И. Лейпунский в 30-е годы развил ядерные исследования в Харьковском физико-техническом институте, а в 40-е годы активно включился в работу по урановому проекту, отдав последнюю четверть века своей жизни ядерной энергетике, открывающей человечеству новые перспективы развития без ограничений по дешевому и общедоступному топливу и по отравлению среды продуктами горения. Ее первый, “конверсионный” этап связан с выросшими из военной техники тепловыми реакторами, он с самого начала рассматривал как “разгонный участок” и источник плутония для большой ядерной энергетики на основе быстрых реакторов.
Кроме энергии деления, в миллионы раз большей, чем при химическом горении, фундаментальным физическим ресурсом реакторов для решения практических задач является избыток нейтронов (ИН) сверх единицы, необходимой для поддержания цепной реакции. Для оружия, производства плутония и трития, атомных подводных лодок и первых АЭС достаточен ИН меньше единицы, но перед большой ядерной энергетикой встает множество новых проблем воспроизводства, экономики и безопасности, для решения которых, с учетом неизбежных потерь, необходим ИН гораздо больше единицы.
Как и Э. Ферми (его выступления в 1944 году мы прочитали лишь много позже), А.И. Лейпунский в 40-е годы независимо построил научную постановку задачи ядерной энергетики на оценке нейтронного баланса, обнаружив уникальный ИН быстрых реакторов (БР) с топливом на основе урана и плутония (теоретически ~2,3 по сравнению с ~1 для тепловых и 1,3 в торий-урановом цикле). Э. Ферми после войны вернулся к фундаментальной физике, оставив быстрые реакторы своим ученикам в Аргоннской национальной лаборатории, а А.И. Лейпунский возглавил в СССР разработку физических и технических основ и самих реакторов на быстрых нейтронах."
Источник: В. Орлов, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАЕН, "Он сажал деревья" | Газета МИФИ «Инженер-физик»
Универсальный стационарный радиометр тип ТЗ для определения степени загрязнения одежды, рук и рабочих поверхностей альфа и бета активными веществами. 1961 год.
"... решением Спецкомитета при Совмине СССР Лейпунский был назначен начальником II (научного) отдела 9-го Управления МВД СССР и одновременно заместителем начальника управления. Ни один из биографов физика или историков атомного проекта не объяснил смысла этого назначения. Между тем оно очевидно.
Одним из ведущих руководителей атомного проекта был Авраамий Завенягин. Занимая должность заместителя министра внутренних дел, он курировал Главное управление лагерей горно-металлургических предприятий, в состав которого входило 9-е Управление, и Главное управление лагерей промышленного строительства. Среди задач ГУЛПромстроя было сооружение объектов атомного проекта. Необходимость сохранения режима строжайшей секретности, а также сложная оперативная обстановка, вызываемая концентрацией на стройплощадке значительных масс рабочих, спецконтингента, включая иностранцев, а также военно-строительных частей, обусловили создание разветвленной структуры управления и особых органов внутренних дел. В частности, Завенягину подчинялся 4-й специальный отдел Главного управления МВД СССР по делам военнопленных и интернированных (ГУПВИ), в ведении которого находилось использование специалистов из числа заключенных в научно-исследовательских и опытно-конструкторских организациях. Кроме того, ГУПВИ вело оперативно-чекистскую и политическую работу среди указанного контингента.
Оперативно-чекистской и пропагандистской деятельностью Лейпунский, разумеется, не занимался. Обладая уникальным опытом работы с иностранными учеными, он руководил отбором и последующим перемещением в СССР свыше 300 немецких специалистов. Они были сконцентрированы в научно-исследовательских организациях 9-го Управления МВД СССР, зашифрованных литерами «А», «Б», «В» и «Г». За их работу, а также координацию с другими структурами Атомного проекта отвечал Лейпунский."
Источник: Атомная бомба – советское изобретение — часть II | Еженедельник «Военно-промышленный курьер»
Генератор технеция-99т и генератор рения-188 ГРЕН-1 применяются в качестве радиофармацевтических препаратов
"В институтах 9-го Управления МВД СССР были выполнены пионерные исследования. В их числе получение трубчатых диафрагм для диффузионных компрессоров, метод разделения изотопов против встречного потока газов, изготовление уникальных масс-спектрометра и электронных счетчиков, бериллиевый реактор, проект кольцевого ускорителя на 1,5 миллиарда электрон-вольт.
Немецкие специалисты разработали способ получения тяжелой воды методом дистилляции аммиака. Особо значимыми оказались исследования в области химии и металлургии урана, проведенные под руководством Николауса Риля. Некоторые советские ученые, например Андрей Сахаров, оценивали вклад немецких специалистов в Атомный проект как малозначимый. Но в 40-х годах многие из них были награждены орденами и Сталинскими премиями, а Риль удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Одновременно с работой в 9-м Управлении Лейпунский возглавлял Институт физики АН УССР, участвовал в деятельности других научных организаций. В этот период он разработал концепцию ядерных реакторов на быстрых нейтронах с использованием жидких металлов в качестве теплоносителя и показал возможность расширенного воспроизводства ядерного топлива в них.
В 1949-м Лейпунский уволился из МВД СССР и сосредоточился на работе в Физико-энергетическом институте в Обнинске. Там под его научным руководством были построены исследовательские реакторы БР-1 и другие. Велика роль Лейпунского в создании атомных энергетических установок для подводных лодок. За выдающиеся заслуги и организаторскую деятельность по развитию советской науки Лейпунскому была присуждена Ленинская премия, присвоено звание Героя Социалистического Труда, он награжден орденами Ленина (трижды), Октябрьской Революции и «Знак Почета».
Александр Ильич скончался 14 августа 1972 года в Обнинске, там и похоронен."
Источник: Атомная бомба – советское изобретение — часть II | Еженедельник «Военно-промышленный курьер»
"Предложение о создании реактора АМ будущей АЭС впервые прозвучало 29 ноября 1949 г. на совещании научного руководителя атомного проекта И.В. Курчатова, директора Института физпроблем А.П. Александрова, директора НИИХимаша Н.А. Доллежаля и учёного секретаря НТС отрасли Б.С. Позднякова. Совещание рекомендовало включить в план НИР ПГУ на 1950 г. «проект реактора на обогащённом уране с небольшими габаритами только для энергетических целей общей мощностью по тепловыделению в 300 единиц, эффективной мощностью около 50 единиц» с графитом и водяным теплоносителем. Тогда же были даны поручения о срочном проведении физических расчётов и экспериментальных исследований по этому реактору.
Позднее И.В. Курчатов и А.П. Завенягин объясняли выбор реактора АМ для первоочередного строительства тем, «что в нём может быть более, чем в других агрегатах, использован опыт обычной котельной практики: общая относительная простота агрегата облегчает и удешевляет строительство».
В этот период на разных уровнях обсуждаются варианты использования энергетических реакторов. Было признано целесообразным начать с создания реактора для корабельной энергетической установки. В обосновании проекта этого реактора и для «принципиального подтверждения... практической возможности преобразования тепла ядерных реакций атомных установок в механическую и электрическую энергии» было решено построить в Обнинске, на территории Лаборатории «В», атомную электростанцию с тремя реакторными установками, в том числе и установкой АМ, ставшей реактором Первой АЭС."
Источник: Первая в мире АЭС | АО «ГНЦ РФ – ФЭИ»
"Проектом были предусмотрены следующие параметры реактора: тепловая мощность 30 тыс. кВт, электрическая мощность – 5 тыс. кВт, тип реактора – реактор на тепловых нейтронах с графитовым замедлителем и охлаждением натуральной водой.
К этому времени в стране уже был опыт создания реакторов такого типа (промышленные реакторы для наработки бомбового материала), но они существенно отличались от энергетических, к которым относится реактор АМ. Сложности были связаны с необходимостью получения в реакторе АМ высоких температур теплоносителя, из чего следовало, что придётся вести поиск новых материалов и сплавов, выдерживающих эти температуры, устойчивых к коррозии, не поглощающих нейтроны в больших количествах и др. Для инициаторов строительства АЭС с реактором АМ эти проблемы были очевидны изначально, вопрос был в том, как скоро и насколько удачно их удастся преодолеть.
К моменту передачи работы по АМ в Лабораторию «В» проект определился только в общих чертах. Оставалось много физических, технических и технологических проблем, которые предстояло решить, и их число возрастало по мере работы над реактором.
...
С другой важнейшей задачей – созданием тепловыделяющего элемента (твэла) – блестяще справились В.А. Малых и коллектив технологического отдела Лаборатории «В». Разработкой твэла занималось несколько смежных организаций, но только вариант, предложенный В.А. Малых, показал высокую работоспособность. Поиск конструкции был завершён в конце 1952 г. разработкой нового типа твэла (с дисперсионной композицией уран-молибденовой крупки в магниевой матрице).
Этот тип твэла позволял проводить их отбраковку на предреакторных испытаниях (в Лаборатории «В» для этого были созданы специальные стенды), что очень важно для обеспечения надёжной работы реактора. Устойчивость нового твэла в нейтронном потоке изучалась в ЛИПАН на реакторе МР. В НИИХиммаше были разработаны рабочие каналы реактора.
Так впервые в нашей стране была решена, пожалуй, самая главная и самая сложная проблема зарождающейся атомной энергетики – создание тепловыделяющего элемента"
Источник: Первая в мире АЭС | АО «ГНЦ РФ – ФЭИ»
Тепловая схема первой АЭС. Пневмокостюм ЛГ-5 для работы в зонах с высокими концентрациями радиоактивных газов и аэрозолей.
"Как вспоминал Д.И. Блохинцев, «здание АЭС в важнейших своих частях имело толстые стены из железобетонного монолита, чтобы обеспечить биологическую защиту от ядерного излучения. В стены закладывались трубопроводы, каналы для кабеля, для вентиляции и т. п. Ясно, что переделки были невозможны, и поэтому при проектировании здания, по возможности, предусматривались запасы с расчётом на предполагаемые изменения. На разработку новых видов оборудования и на выполнение научно-исследовательских работ давались научно-технические задания для «сторонних организаций» – институтов, конструкторских бюро и предприятий. Часто эти сами задания не могли быть полными и уточнялись и дополнялись по мере проектирования. Основные инженерно-конструкторские решения... разрабатывались конструкторским коллективом во главе с Н.А. Доллежалем и его ближайшим помощником П.И. Алещенковым...»
Стиль работы по строительству первой АЭС характеризовался быстрым принятием решений, скоростью разработок, определённой выработанной глубиной первичных проработок и способами доработки принимаемых технических решений, широким охватом вариантных и страхующих направлений. Первая АЭС была создана за три года."
Источник: Первая в мире АЭС | АО «ГНЦ РФ – ФЭИ»
"Вспоминая о пуске, Д.И. Блохинцев писал: «Постепенно мощность реактора увеличивалась, и наконец где-то около здания ТЭЦ, куда подавался пар от реактора, мы увидели струю, со звонким шипением вырывавшуюся из клапана. Белое облачко обыкновенного пара, и к тому же еще недостаточно горячего, чтобы вращать турбину, показалось нам чудом: ведь это первый пар, полученный на атомной энергии. Его появление послужило поводом для объятий, поздравлений «с легким паром» и даже для слез радости. Наше ликование разделял и И.В. Курчатов, принимавший участие в работе в те дни. После получения пара с давлением 12 атм. и при температуре 260 °C стало возможным изучение всех узлов АЭС в условиях, близких к проектным, а 26 июня 1954 г., в вечернюю смену, в 17 час. 45 мин., была открыта задвижка подачи пара на турбогенератор, и он начал вырабатывать электроэнергию от атомного котла. Первая в мире атомная электростанция встала под промышленную нагрузку»."
Источник: Первая в мире АЭС | АО «ГНЦ РФ – ФЭИ»
Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» им. А. Г. Ромашина — центр компетенций России в области создания наукоемкой, высокотехнологичной продукции из неметаллических материалов для авиационной, ракетно-космической техники, транспорта. Предприятие образовано в 1959 году с началом строительства экспериментального завода. В 1978 году создано НПП «Технология» на базе филиалов НИТС (НИИ технического стекла) и ВИАМ (Всероссийский институт авиационных материалов).
Плитки теплозащитного покрытия (на основе кварцевых волокон) орбитального корабля-ракетоплана «Буран». Сильнее всего нагревавшиеся участки поверхности «Бурана» покрыли гравимолом — материалом на основе углеродных волокон. Композитные элементы корабля и остекление кабины также изготовили в НПП «Технология».
Лепестки антенны радиотелескопа на термовакуумных испытаниях в исследовательском центре Европейского космического агентства.
Обечайки головных обтекателей и приборных отсеков ракет-носителей-носителей Протон-М, Рокот, Ангара — трехслойные конструкции с алюминиевым сотовым заполнителем и обшивками из углепластика.
Компоненты для изготовления сотопластов на основе полимерной бумаги. В 2000 году на предприятии изготовлена первая тепловая сотовая панель для системы контроля температуры нового поколения, используемой в космических аппаратах.
Прототип Ту-334 совершил первый полёт 08.02.1999. На середину 2007 года собрано в общей сложности пять планеров (в том числе два для проведения статических и ресурсных испытаний и два лётных экземпляра).
"Многолетними стараниями преподавательского состава, состоящего только из опытных офицеров – подводников, под руководством Начальника 16 УЦ ВМФ контр-адмирала Леонида Гавриловича Осипенко были разработаны четкие и выверенные временем программы для подготовки каждого из штатных специалистов экипажа каждого типа АПЛ, с учётом особенностей выполнения задач в тех или иных районах Мирового океана, а также с учётом других особенностей плавания и в соответствии с характером решаемых задач.
Особенностью и отличием 16 УЦ ВМФ от других учебных заведений ВМФ было то, что наряду с матросами и старшинами срочной и сверхсрочной службы, одновременно проходили подготовку офицеры, закончившие высшие военно-морские училища, Военно-морскую академию при назначении их в экипажи атомных подводных лодок, а также и офицеры, окончившие академию Генерального штаба при их назначении на должности командиров соединений атомных подводных лодок.
В системе подготовки корабельного состава ВМФ действовало несколько подобных Учебных центров. Их главным достоинством была организация подготовки каждого штатного специалиста экипажа подводной лодки, а также подготовка всех штатных и нештатных формирований и экипажа подводной лодки в целом. Каждого члена экипажа, прибывшего на подготовку в Учебный центр ВМФ, здесь готовили к обслуживанию его штатного, по реальной должности, заведывания (технических средств заведывания), а также и к совместной работе при решении всех основных задач, а также и для решения наиболее вероятных задач. Так была организована подготовка вновь сформированных экипажей АПЛ, а также и регулярная (каждые 2 года) переподготовка экипажей плавающих АПЛ, - которую называли межпоходовой."
Источник: Капитан 1 ранга Ваганов Владимир Александрович, 16 УЦ ВМФ (1982 – 1987г.г.)
Флаг скорее всего принадлежит ПЛА К-181 проекта 627А. 20 февраля 1968 года состоялось первое за послевоенный период награждение корабля орденом Красного Знамени (подлёдные походы, слежение за авианосными группами противника и т.д.).
17 июля 1962 года советского подводная лодка К-3 впервые всплыла около Северного полюса. Подледный поход проходил с частично неисправной матчастью. Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру БЧ-5 (силовая установка) капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву присвоены звания Героя Советского Союза
Мундир начальника Учебного центра ВМФ в Обнинке в 1983-1987 гг., капитана 1 ранга Золотарёва Евгения Николаевича, бывшего штурмана первой советской АПЛ К-3
"Большое внимание контр-адмирал Осипенко Л.Г. придавал тактической подготовке командиров подводных лодок и их корабельных боевых расчётов. По инициативе и под непосредственным руководством Л.Г.Осипенко в Учебном центре ВМФ был разработан и создан тактический тренажёр «Протва», создатели которого были удостоены Государственной премии СССР. Высокому уровню тактической подготовки обучаемых экипажей, и, прежде всего, Корабельных боевых расчётов этих подводных лодок, способствовали и ежегодно проводимые в Учебном центре ВМФ состязания корабельных боевых расчётов подводных лодок по некоторым видам подготовки, - состязания на Приз ГК ВМФ по ракетной и по противолодочной подготовке.
Надо сказать, что, кроме «тактических», Леонид Гаврилович Осипенко уделял большое внимание и вопросам управления подводной лодкой и вопросам борьбы за живучесть. Во время корабельной службы мне пришлось изучить тяжёлые аварии на подводных лодках, и потому эту работу Леонида Гавриловича я считаю ценнейшей. В Учебном центре были созданы модели Центрального Поста подводной лодки, - для обучения управлению подводной лодкой; созданы модели каждого отсека подводных лодок, экипажи которых проходили обучение в 16 УЦ ВМФ. Создан и тренажёр – полигон борьбы за живучесть, где подводники проходили закалку огнём и водой. Был создан даже муляжный класс, где подводников учили оказывать медицинскую взаимопомощь в экстренных случаях.
Ввиду проявившейся потребности, в 80-х годах, уже после того, как Леонид Гаврилович передал командование Учебным центром, здесь была начата работа по обеспечению психоэмоциональной совместимости в экипажах, - но эта весьма важная работа не получила развития.
Завершая свою вступительную часть, снова обращаюсь к светлой памяти Леонида Гавриловича Осипенко, участника Великой отечественной войны, первого командира первой советской атомной подводной лодки К-3, Героя Советского Союза, именем которого назван 16 Учебный центр ВМФ, которым он руководил в течение многих лет и в становление которого внёс огромный вклад, и одна из улиц Обнинска, ведущая к Учебному центру ВМФ."
Источник: Капитан 1 ранга Ваганов Владимир Александрович, 16 УЦ ВМФ (1982 – 1987г.г.)
Нагрудный знак «Командир подводной лодки» Героя Советского Союза Леонида Гавриловича Осипенко, первого командира первой советской атомной подводной лодки К-3.
Служебные удостоверения Леонида Гавриловича Осипенко, в 1959-1980 годах — начальника Учебного центра ВМФ по подготовке плавсостава атомного подводного флота в городе Обнинске.
"Датой зарождения научного коллектива НПО «Тайфун» правомерно считается 1 июля 1958 г. А реальные шаги для этого зарождения начались в январе 1956 г., когда был образован в Москве в составе Академии наук СССР Институт прикладной геофизики (ИПГ). Организовал и возглавил его член-корр. АН СССР Е. К. Федоров. После ввода в эксплуатацию аэрозольного корпуса в Филиале появилась возможность решать следующие задачи:
— исследовать микрофизические процессы, протекающие при формировании, развитии и разрушении облаков и туманов;
— испытывать действия различных реагентов, применяемых для активного воздействия на облака и туманы;
— исследовать воздействия условий в облаке или тумане на работу различной измерительной аппаратуры и много других прикладных задач.
В то же время руководством Главного управления гидрометеорологической службы (ГУГМС) было принято решение об организации ракетных экспериментов с помощью метеорологического ракетного комплекса МР-12 в средних широтах (на полигоне Министерства обороны Капустин Яр) и в высоких широтах (остров Хейса, архипелаг Земля Франца-Иосифа). В 1964-1967 г г. были проведены успешные научные эксперименты при 78 пусках ракет комплекса МР-12 на полигонах МО, на о. Хейса, на ведомственной станции ракетного зондирования атмосферы — СРЗА М-202. В этих экспериментах сотрудники Филиала получили ценные научные результаты по физике верхней атмосферы. Успешные результаты внедрения ракетного метеорологического комплекса МР-12 для проведения исследований верхней атмосферы и околоземного космического пространства позволили использовать его в работах по международному научно-техническому сотрудничеству СССР с рядом зарубежных стран.
Правительство СССР определило Гидрометеослужбу головным ведомством в стране, ответственным за сотрудничество в области космической метеорологии. В октябре 1967 г. на о. Хейса был проведен первый в СССР пуск ракеты с советско-французской научной аппаратурой. Этот пуск был первым международным ракетным экспериментом не только для ученых Гидрометеослужбы, но и для ученых СССР. Всего в 1968-1969 г г. на СРЗА М-202, на о. Хейса и с борта НИС Институт экспериментальной метеорологии произвел 125 успешных пусков исследовательских метеорологических ракет, в которых ученые Гидрометеослужбы и других ведомств провели 217 успешных научных экспериментов.
Успешно развивались в Обнинске работы по радиационной геофизике. Также ежегодно организовывались полугодовые сухопутные маршрутные экспедиции. Расширились работы летных экспедиций по изучению стратосферного аэрозоля.
В 1968 г. на базе Обнинского филиала ИПГ был организован Институт экспериментальной метеорологии (ИЭМ).
С 1969 г. на ИЭМ были возложены функции центрального органа, осуществляющего государственный надзор за радиоактивным загрязнением континентального шельфа СССР.
С 1973 г. на ИЭМ были возложены обязанности головного учреждения по изучению химического загрязнения почв на территории СССР."
Источник: НПО «Тайфун» - О нас - История
Е.К. Фёдоров награждён званием Героя Советского Союза за работу на первой советской дрейфующей станции «Северный полюс-1» (1937—1938)
Е.К. Фёдоров — директор Арктического НИИ в 1938—1939, затем, до 1947 года — Начальник Гидрометеослужбы СССР.
"ВММ-310 представляет собой трубчатую структуру высотой 310 м, диаметром 2,3 м; установлена на шаровой опоре, поддерживается в вертикальном положении с помощью четырёхъярусной вантовой системы. Для проведения экспериментов и обслуживания аппаратуры внутри мачты имеется лифт. Для размещения измерительной техники имеется 13 рабочих площадок с четырьмя выдвижными реями длиной 6 м. ВММ-310 не имеет аналогов в РФ и странах СНГ, отличается оснащенностью и комплексностью измеряемых параметров, в том числе метеорологических величин (температура и влажность воздуха, скорость и направление ветра, давление), турбулентных характеристик, оптических характеристик по наклонным трассам.
На метеоплощадке, рядом с ВММ-310, измеряются параметры солнечной радиации, осадков, облачности и радиоактивности воздуха, а также скорость и направление ветра в приземном слое. Сбор и обработка информации, получаемой с помощью измерительного комплекса ВММ-310, осуществляется на основе компьютерной технологии. Основные достоинства и преимущества ВММ-310 по сравнению с другими методами исследования пограничного слоя атмосферы – возможность синхронного измерения метеорологических и других физических величин в 300-метровом слое с любым временем и высотным разрешением при любых погодных условиях.
Важнейшие направления научных исследований, для которых предназначена ВММ-310, - экспериментальные исследования в пограничном слое атмосферы температурно-ветрового режима, турбулентности, условий переноса и рассеяния примеси, тепломассообмена между подстилающей поверхностью и атмосферой."
Высотная метеорологическая мачта ИЭМ НПО “Тайфун”
Аэрозольный корпус для исследований в области физики атмосферы и активных воздействий на гидрометеорологические и геофизические процессы.
Головная часть одноступенчатой твердотопливной метеорологической ракеты «МР-12» для изучения верхних слоёв атмосферы (до 180 км). Учеными и конструкторами НПО «Тайфун» создана универсальная головная часть, способная функционировать с различными типами блоков научной аппаратуры на различных ракетах серии МР.
За годы эксплуатации ракетного комплекса (1964—1997) с помощью метеоракет МР-12 и их последующих модификаций МР-25 и МР-20 было осуществлено свыше 1200 пусков ракет с научной аппаратурой, в том числе свыше 100 запусков на высоты, превышающие 200 км.
"В середине пятидесятых годов прошлого века в нашей стране начались работы по изучению тематики управляемых ракет для самоходных ракетных комплексов. С использованием полученных наработок и опыта в дальнейшем были созданы несколько новых проектов. Одним из результатов этих работ стало появление проекта тактического ракетного комплекса Д-200 «Онега». Эта система не вышла из стадии испытаний, однако поспособствовала появлению некоторых новых проектов.
...
В конце 1959 года началась разработка новой версии ракеты 3М1, которой, в отличие от базового изделия, все же удалось дойти до эксплуатации. В соответствии с новым заказом, требовалось сделать ракету для метеорологических исследований, способную подниматься на высоту 120 км. Проект получил рабочее обозначение Д-75 и официальное МР-12. В течение нескольких первых лет проектом Д-75 занималось ОКБ-9. В 1963 году у конструкторского бюро завода №9 «забрали» ракетную тематику, из-за чего проект МР-12 перешел Институту прикладной геофизики. Также к работам по проекту привлекались Петропавловский завод тяжелого машиностроения и НПО «Тайфун».
Изделие Д-75 / МР-12 со стартовым весом более 1,6 т получило корпус измененной конструкции с одним набором хвостовых стабилизаторов. Оно могло подниматься на высоту до 180 км и доставлять туда необходимую исследовательскую аппаратуру весом до 50 кг. Интересно, что в начале шестидесятых годов развитие техники позволяло оснастить ракету только одним измерительным прибором. К началу девяностых годов появились подобные устройства с 10-15 разными приборами. Кроме того, существовали модификации головной части со спасаемым контейнером для доставки проб на землю. По мере развития проекта масса полезной нагрузки была доведена до 100 кг. Ввиду отсутствия необходимости в поражении целей, ракета лишилась системы управления. Вместо этого стабилизацию при полете строго вверх предлагалось осуществлять при помощи вращения вокруг продольной оси за счет угла установки плоскостей.
Эксплуатация метеорологических ракет МР-12 началась в 1961 году. Впервые они были использованы в ходе контроля за ходом испытаний ядерного оружия. Впоследствии были развернуты несколько стартовых комплексов, в том числе два на научно-исследовательских судах. Одновременно с продолжением эксплуатации ракет МР-12 разрабатывались новые варианты таких изделий. За время эксплуатации ракет семейства было выполнено более 1200 запусков изделий МР-12, МР-20 и МР-25. Кроме того, более сотни ракет доставили полезную нагрузку на высоту свыше 200 км.
Целью проекта с шифром «Онега» было создание перспективного тактического ракетного комплекса с управляемой баллистической ракетой, способной атаковать цели на дальностях до 70 км. Уже в ходе первых испытаний было установлено, что разработанный проект по тем или иным причинам не отвечает предъявляемым требованиям. Из-за наличия серьезных недостатков проект Д-200 был закрыт по инициативе главного конструктора. Тем не менее, опыт и наработки, появившиеся благодаря проекту «Онега», были использованы при создании новых систем. Самым заметным результатом использования такого опыта стало появление одной из самых удачных отечественных метеорологических ракет. Кроме того, отдельные наработки по проекту Д-200 использовались и при создании новых ракетных систем для армии. Таким образом, ракетные комплексы «Ладога» и «Онега» не смогли дойти до эксплуатации в войсках, однако поспособствовали появлению и развитию иных систем различных классов."
Источник: Тактический ракетный комплекс Д-200 «Онега»