Навигация по странице:
Реконструкция кормовой части яхты Петра Первого
Плащаница (XV век)
Месторасположение: Астрахань, Советская, дом 15
Официальный сайт: Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник
Дополнительно:
Астраханский музей боевой славы
Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань
Памятная медаль в честь пятидесятилетия Николаевской императорской академии Генерального штаба. 1882 год.
Знак «1-ый съезд Советов СССР» (1922 год). Знак в память 1-й сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки СССР (1923 год).
Модель эскадренного миноносца типа «Лейтенант Ильин» (вторая серия эсминцев типа «Новик»). Изначально носил имя «Капитан Белли», с 13.07.1926 — «Карл Либкнехт», а с 3.04.1956 — ППР-63.
Гудок механического завода астраханского порта. С его помощью был дан сигнал сторонникам советской власти о выступлении в ночь с 11 на 12 января 1918 года казаков и добровольцев из студентов и гимназистов, имевших целью захватить Астраханский кремль, где располагались две роты 156-го запасного пехотного полка.
«Духовная» тайнаго советника и астраханскаго губернатора Василия Никитича Татищева даёт подробные наставления, охватывающие всю аспекты жизни и деятельности помещика.
Многим из моих знакомых известен ботик Петра Первого, хранящийся в Петропавловской крепости. Немногие знают про аналогичный ботик в Переславле-Залесском. Однако никто из круга моих друзей (не исключая меня), не знает о том, что до Октябрьской революции в Астрахани хранились яхта и лодка Петра Великого.
Началась эта история в 1722 году, когда на казанской верфи англичанин Роберт Гардлий построил из дуба специальную плезир-яхту (от французского plaisir — развлечение) на которой Император Всероссийский принимал парад Каспийской флотилии. Там же была построена для императора лодка-верейка (небольшая узкая лодка для перевозки пассажиров в гавани).
18 июля 1722 года государь устроил смотр своей флотилии. На плезир-яхте Петр обошел стоявшие на Волге корабли и десантные лодки. И вот, из Астрахани по Каспию отплыл 22-тысячный русский отряд. В августе сдался Дербент, после чего русские из-за проблем с провиантом вернулись в Астрахань. В следующем году был завоёван западный берег Каспийского моря с крепостями Баку, Рештом, Астрабадом. Дальнейшее продвижение было остановлено угрозой вступления в войну Османской империи, которая захватывала западное и центральное Закавказье.
После похода император издал указ об учреждении в Астрахани военного порта и адмиралтейства, основав постоянную русскую военную флотилию на Каспии. Плезир-яхта и верейка поступили на хранение в военный порт, как память о пребывании Петра I в Астрахани.
В середине XIX века для раритетов построили специальное здание. Ответственность за сохранность реликвий была возложена на Астраханскую городскую управу, поэтому деньги на реставрацию исправно выделялись. К сожалению, в 1919 году, в горячке Гражданской войны, раритеты были утрачены. Сохранилась лишь одна доска, богато украшенная резьбой. Сейчас она демонстрируется в музее рядом со стволом пушки, отлитой в 1702 году.
В 2012 году в Астраханском Краеведческом музее проводилось масштабное обновление экспозиции. Уж не знаю почему и отчего, но музейщики непременно решили создать новый экспонат – плезир-яхту.
Видимо таким образом отмечалось 290-летие начала Персидского похода. Вот только места в музейном зале оказалось маловато, всё-таки корпус оригинальной яхты был около семи метров в длину, да ещё предстоял подъём громоздкого экспоната на этаж. Поэтому мастера Григорий Миляшкин и Андрей Пальцев воспроизвели лишь кормовую, наиболее декорированную часть яхты, как бы встроив её в картину «Смотр Петром I Каспийской флотилии» (написана в 1880-ые годы). Художественную резьбу по бортам и корме копии фрагмента плезир-яхты выполнили преподаватель училища № 17 Ризабек Байтуменов и резчик по дереву Сергей Бычков.
На последнем этаже краеведческого музея стоит себе скромная витрина с несколько поблекшим отрезом ткани, в центре которого изображены сюжеты смерти и воскрешения Иисуса Христа. Этот небольшой литургический покров когда-то изготовили в мастерской удельного князя Верейского Михаила Андреевича (внука Дмитрия Донского). Его супруга, княжна Елены Ярославны Боровская, принимала участие в вышивке этого «воздУха» (в поздневизантийской традиции так называли вышитую ткань, которой покрывали Евангелие). Учитывая известную дату смерти князя (12.04.1486) можно уверенно сказать — дело было во второй половины XV века. Этому экспонату более пятисот лет!
Первая сотня лет прошла для плащаницы спокойно — в ризнице московского собора Михаила Архангела, что на Соборной площади Московского Кремля. Кстати, каменный храм всего-то лет на пятьдесят моложе рассматриваемой нами ткани. Он всякое перевидал – и кухню Наполеона и попадания артиллерийских снарядов.
Плащаница тоже повидала всякое. Довелось её познакомиться со знатной авантюристкой Марией Мнишек. Амбициозная дочь польского воеводы не хотела становиться женой Лжедмитрия I, но очень уж шляхта просила. Пани царствовала ровно неделю, пока супруг не погиб на ножах взбунтовавшихся москвичей. Новый царь Василий Шуйский сплавляет её в Ярославль – подумать о возвращении домой.
Спустя два года Марина вроде бы едет назад, в Европу, но по дороге заезжает в Тушино. Репутация у этого района и тогда-то была не очень. Неудивительно, что энергичная вдова натыкается там на противного Лжедмитрия II. Проходит пара месяцев и дело доходит до венчания. Агенты польского влияния вступают в тесный союз.
Таким образом, в матримональной коллекции Марины Мнишек сразу два самозванца добравшихся до русского престола.
Следует череда бурных событий, в ходе которых пани прячется уже от поляков, делит одну Калугу с мужем и с засланным казачком - атаманом Иваном Заруцким. Внезапная смерть самозванца на заячьей охоте (от боярских сабель) и вдовушка уже открыто проживает с Заруцким в подмосковной Коломне, откуда объявляет сына наследником престола, а также засылает убийц к небезызвестному князю Дмитрию Пожарскому. Нервы ей портит лишь русское региональное ополчение, зачем-то понаехавшее в 1612 году в Москву с нелепыми пушками да с прочими бердышами.
Марина с Иваном Заруцким — профессионалы и умеют стремительно делать ноги. Бегут они не с пустыми руками. Парочка чётко понимает, что церковная утварь — не только предметы культа, но и объективная товарно-материальная ценность. Среди прочего добра Марина прихватывает из московского Архангельского собора и плащаницу XV века, любовно шитую руками княжны Елены Боровской.
Тогдашние блогеры запостили в Ключаревскую летопись довольно подробные сведения о пребывании в Астрахани иностранных агентов — дважды вдовствующей царицы и казачьего атамана-беспредельщика. «Остановившись в приурочище Соляном <...> от имени Московской царицы, как слыла Марина, Заруцкий послал Иоанну Андреевичу Голицыну, чтобы он встретил царицу Московскую и принял ее с подобающею честью в Астрахани со всем ее войском».
Наивные астраханцы почесали в затылке, но телеграф ещё не изобрели, а телефон чего-то не работал. Заруцкого и Мнишек с сыном пустили в Астрахань и поселили в кремле.
Первые подозрения у горожан закрались, когда Заруцкий убил воеводу и «иных много без милости побил», затем «сажал в воду добрых граждан и грабил их имения, опираясь на татар», устраивал пытки и казни, расхищал церковные реликвии. Дословно: «Семена Чуркина и многих добрых людей, и попов и чернецов казнить и в воду сажает; а животы их и статки грабит, и паки кадило серебряное в монастыре у Троицы живоначальныя взял да стремена слил себе».
Кончилось эта история весной 1614 года восстанием астраханцев, которых возбудил highly likely слух о том, что Заруцкий планирует на светлое Воскресение учинить резню лучших граждан города.
Три недели предупредительных боёв закончились бегством пришлых авантюристов аж на 93 стругах вниз по Волге, к морю, а затем вверх по Яику, курсом к месту будущей гибели Чапаева. В конечном итоге их настигли правительственные войска под командованием князя Одоевского. Казаки не ожидали гостей, потому поступили традиционно — не вступили в битву со стрельцами, а на другой же день связали Заруцкого и Марину, да и выдали с сыном, а сами объявили, что целуют крест Михаилу Федоровичу. Заруцкого посадили на кол, малолетнего сына Марины всенародно повесили за Серпуховскими воротами, а сама Мнишек умерла в тюрьме «с тоски по своей воле».
В числе прочего добра воеводе князю Одоевскому досталась плащаница, который он подарил Успенскому собору в Астрахани. Следующие века текли мимо спокойно и размеренно. Однако настал XX век и в 1922 году кампания по изъятию церковных ценностей докатилась до Астрахани, были изъяты реликвии из соборной ризницы. В 1931 году иконостас сломали, серебряные царские врата отправили на переплавку. Уникальную же плащаницу XV века неожиданно разумно передали в краеведческий музей.