Самолеты КБ Ильюшина. Музей истории гражданской авиации, г.Ульяновск

Головной отраслевой музей истории гражданской авиации. Месторасположение: в районе аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)». Официальный сайт: www.uvauga.ru/museum. С описаниями экспонатов можно ознакомиться либо на официальном сайте, либо на портале russianplanes.net.

Дополнительно по авиационным музеям:
Авиатехника в Техническом музее. г.Тольятти
Легенды авиации на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015
Прочие летательные аппараты, Музей авиационной техники, аэродром Боровая
Центральный дом авиации и космонавтики
Музей техники Вадима Задорожного. Авиационная техника
Сербский национальный музей авиации (Muzej vazduhoplovstva), Белград
Авиационная техника в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Самолеты КБ Антонова в Музее истории гражданской авиации в г.Ульяновск
Самолеты КБ Ильюшина в Музее истории гражданской авиации в г.Ульяновск
Вертолёты КБ Миля в Музее истории гражданской авиации в г.Ульяновск
Прочие летательные аппараты в Музее истории гражданской авиации в г.Ульяновск
Самолеты КБ Яковлева в Музее истории гражданской авиации в г.Ульяновск
Самолеты КБ Туполева в Музее истории гражданской авиации в г.Ульяновск
Самолёты КБ О.К. Антонова, Г.М. Бериева, С.В. Ильюшина, Центральный музей ВВС России, п.Монино

Ил-14П СССР-06132 (146000709)

Ил-14М СССР-91588

Ил-18Д СССР-74250 (187010504)

Ил-18Д с заводским номером 187010504 выпущен в январе 1968 года. Регистрационный номер СССР-74250 самолёт получил 23 февраля 1968 года. Эксплуатантом машины являлось Московское транспортное управление гражданской авиации, а/п Домодедово. Впервые этот борт замечен в Каирском международном аэропорту. Летал в Магадан, Барнаул, Новокузнецк, Краснодар, Ставрополь, Сочи. В конце 1983 года самолёт списан. В июне 1986 года борт передан в музей истории гражданской авиации в городе Ульяновске, куда прибыл своим ходом.

С пассажирским самолётом Ил-18 связана история конкуренции турбовинтовых двигателей – куйбышевского НК-4 и запорожского АИ-20. Вспоминает Папсуев Игорь Владимирович, работавший тогда в отделе лётных испытаний серийных двигателей Куйбышевского моторостроительного производственного объединения имени М.В.Фрунзе. Цитата:
"Николай Дмитриевич [Кузнецов] получил задание на проектирование двигателя для самолетов Ил-18 и Ан-12 с тягой 4 тонны на полгода позже, чем коллеги из Запорожья. Двигатель был создан, и первые полеты как Ан-12, так и Ил-18 состоялись с двигателями НК-4. Были получены параметры, все было хорошо. Но параллельно разрабатывался АИ-20 из Запорожья. Но у нашего двигателя было несколько преимуществ. Он был легче, винты у него были меньшего диаметра, а удельные расходы были несколько лучше АИ-20. И ведь наши коллеги из Запорожья говорили, что двигатель у Николая Дмитриевича это «балерина» (поскольку он был ажурный и легкий), а у них – «солдат». И поэтому НК-4 не выдержит попадания камней и песка. Непонятно, правда, откуда в воздухе могут быть камни и песок.
С другой стороны, транспортный самолет Ан-12 также был разработан на Украине, и там было лобби, которое продвигало и украинский двигатель. Николая Дмитриевича серьезно поддерживал Ильюшин. Но не всегда удавалось «пробивать» решения через правительство и министерство, так как там сидели люди, которые были ближе к запорожцам. Но самое неприятное было то, что в одном из полетов на Ил-18 наш двигатель оторвался. Дефект был в контровочном кольце, которое крепило узлы ротора двигателя. Контровка разлетелась, появилась вибрация, двигатель затрясло, флюгирования винтов не было, и тряска вместе с продолжающимся вращением ротора и винтов привела к тому, что он оторвался и упал. Но самолет сел на трех двигателях. Но этот дефект сыграл для нас критическую роль. И поэтому его дальше не пустили и остановились на двигателях разработки Александра Ивченко. Впрочем, потом дефект нашего двигателя был выявлен и устранен.
Мы ездили по всем инстанциям и доказывали, что наш двигатель лучше, но ничего не удалось. И даже было сказано следующее: «Ребята, если бы вы чуть-чуть раньше занялись двигателем, то остались бы вы. Но поскольку по времени вы попали в такую ситуацию, то займитесь другим». Поэтому тогда нам дали задание на разработку и производства двигателя НК-22 для стратегической авиации. Но осадок у конструкторов остался. Потом, правда, подобный случай имел место и с АИ-20. Но это случилось уже после."
Интервью с советником заместителя генерального директора ПАО «Кузнецов» Игорем Папсуевым

Ил-62 СССР-86650 (00705)

Ил-86 RA-86062 (51483203029)

Фронтовой бомбардировщик Ил-28 (56605702)

Фронтовой бомбардировщик Ил-28 начал поступать в войска в 1950 году, заменяя устаревшие Ту-2. Всего было построено около 6000 экземпляров различных модификаций, которые поставлялись не только в ВВС СССР, но и в участникам Варшавского договора, странам "развивающегося социализма" Азии, Африки и Ближнего Востока. Кроме СССР, самолет также производился по лицензии в Китае и Чехословакии.
В начале 1960-х годов под влиянием ракетно-ядерной доктрины начали сокращать части фронтовой бомбардировочной авиации и Ил-28 пошли на слом. Тем не менее, в ряде полков бомбардировщики Ил-28, переоборудованные в носители ядерного оружия, а также самолеты РЭБ и разведчики, находились на вооружении до конца 1970-ых. Ил-28 переданые в летные училища благополучно дослужили до середины 1980-ых. Выставленный в музее экземпляр Ил-28 был списан из ВВС и передан в качестве учебного пособия на военную кафедру Ульяновского Политехнического Института, откуда, впоследствии, поступил в музей.

Двигатели установлены в мотогондолах под крылом, туда же убирались стойки с колесами основного шасии. На фотографии хорошо виден первый серийный советский турбореактивный двигатель ВК-1. Назван по инициалам Владимира Климова, под руководством которого был творчески (т.е. с незначительными изменениями) скопирован британский двигатель Rolls-Royce Nene. В 1958 году англичане обнаружили факт пиратского копирования и попытались взыскать лицензионные сборы, но безуспешно.

На снимках хорошо видны следы установки стрелкового вооружения в носовой части фюзеляжа бомбардировщика - две неподвижные пушки НР-23 (на торпедоносцах и разведчиках стояла одна носовая пушка).

Две пушки в оборонительной кормовой дистанционной установке с гидравлическим приводом демонтированы.