Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр. 1204 «Шмель»

Месторасположение: Астрахань, Спортивный центр морской и физической подготовки Каспийской флотилии

Речной малый артиллерийский катер АК-202 (заводской № 341) заложен на керченском судостроительном заводе «Залив», 29.03.1972. Спущен на воду 12.06.1972. Вошел в состав Тихоокеанского флота 30.06.1972. В апреле 1992 года исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.
Серия катеров этого типа строилась с 1967 года по 1977 год на судостроительных заводах в Керчи и Николаеве. В общей сложности, ВМФ и МЧПВ КГБ СССР получили 118 катеров пр.1204.

"На производственной площадке "Астраханского судостроительного производственного объединения" (АСПО, входит в Южный центр судостроения и судоремонта, ОСК) провели ремонтно-реставрационные работы артиллерийского катера проекта 1204 ("Шмель") для установки судна как первого памятника военному кораблю – символу воинской доблести и славы моряков Каспийской флотилии, приуроченного к годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
...
Бронекатер поступил на завод со значительной степенью изношенности, имелись многочисленные коррозийные разрушения палубного настила и подводной части корпуса. Боевые орудия на судне полностью демонтированы, отдельно в разрезанном состоянии находилась надстройка, в носовой части катера наблюдалась большая вмятина.
Символично, что именно на площадке АСПО в годы войны велось строительство "речных танков" для Волжской военной флотилии. Более 30 военных судов проекта 1124 передали на фронт астраханские корабелы."
Источник: Судостроители Астрахани отреставрировали первый памятник военному кораблю в регионе

См. также: Корабли-памятники на центральной набережной Волгограда
Бронекатер «БКА-304» проекта 1124, Центральный музей Вооруженных Сил
Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр. 1204 «Шмель», Астрахань

Корпус

, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Носовая оконечность

, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Форштевень

, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Выхлоп дизеля

, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Боевая деятельность речных бронекатеров в годы Великий Отечественной войны

, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Плоское дно стального корпуса.

, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Корпус с тоннельным образованием в подводной части в районе гребных винтов для их защиты в мелководных районах.

, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Винто-рулевая группа

, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Гребной вал

Надстройка

, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Ходовая рубка

, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Надстройка

, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Ходовой мостик

, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

В бронированной выгородке на станках установлены четыре 30-мм автоматических гранатомёта АГС-17 «Пламя».

Носовая артиллерийская установка

76-мм танковая пушка Д-56ТС в башне плавающего танка ПТ-76Б, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

76-мм танковая пушка Д-56ТС в башне плавающего танка ПТ-76Б

76-мм танковая пушка Д-56ТС в башне плавающего танка ПТ-76Б, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Барбет носовой башни ПТ-76Б часто использовался при буксировке АКА пр. 1204, поскольку при обычном креплении буксирный конец вырывал якорный шпиль из палубы катера при недопустимо высокой скорости буксировки.

, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

При модернизации в середине 1970-ых годов за рубкой установили каземат с бойницами.

, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

На строевых катерах из бойниц каземата смотрят стволы 30-мм автоматических гранатомётов АГС-17 «Пламя»

Кормовая артиллерийская установка

25-мм спаренная артустановка 2М-3М, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

25-мм спаренная артустановка 2М-3М

Глубинная бомба ББ-1 («Бомба большая, первая модель») , Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Глубинная бомба ББ-1 («Бомба большая, первая модель»)

Пусковая установка БМ-14-17

Пусковая установка БМ-14-17, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Пусковая установка БМ-14-17

Пусковая установка БМ-14-17, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Направляющие

Глубинная бомба ББ-1 («Бомба большая, первая модель») , Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Дымовая шашка

Образцы минного оружия

Морская донная неконтактная двухканальная мина УДМ разработана в ЦКБ-145 под руководством главного конструктора Вайнера Ильи Пинеевича в 1969 году. Изготовитель — Машиностроительный завод им. В.В. Куйбышева эвакуированный в 1941 году из Москвы в казахский город Петропавловск.

Универсальные донные мины УДМ, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Универсальные донные мины УДМ

Корабельная средняя мина КСМ, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Корабельная средняя мина КСМ (без верхней антенны)

Корабельная средняя мина КСМ, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

К оболочке мины прикрепляется на стальном тросе специальный якорь, который падает на дно и удерживает мину на заданном углублении и не даёт ей всплыть.

Корабельная средняя мина КСМ, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Якорь мины состоит из тележки, воздушного ящика, механизмов отделения мины от якоря и установки ее на заданное углубление.

Корабельная средняя мина КСМ, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Внутри воздушного ящика — вьюшка, на которую намотан длинный минреп, пригодный для постановки мины на различных глубинах. Маленький тросик (штерт) на штерт-вьюшке автоматически ставит мину на заданное углубление.

"Унифицированная мина КСМ проектировалась в СКБ Машиностроительного завода им. В.В. Куйбышева для комплектации с любым из следующих неконтактных взрывателей: НВ-КСМ, гидролокационный НВ (НГВ) или НВ «Краб». Мина устанавливается на заданное углубление автоматически штерто-грузовым способом. При постановке мины, после того как она займет вертикальное положение, происходит замыкание контактов кренового замыкателя.
При нахождении мины на заданном углублении по истечении времени таяния сахара замыкаются контакты предохранительного прибора и на схему неконтактного взрывателя подается питание. Мина приходит в боевое состояние. Неконтактный гидролокационный взрыватель НГВ представляет собой двухканальный акустический взрыватель, состоящий из дежурного канала, работающего в звуковом диапазоне частот, и боевого канала активного типа, работающего в ультразвуковом диапазоне частот. При приближении корабля к мине гидрофон, являющийся приемником дежурного канала, воспринимает звуковые колебания, создаваемые кораблем. Гидрофон не имеет направленного действия и поэтому обеспечивает срабатывание дежурного канала мины на некотором расстоянии от корабля. Это расстояние зависит от интенсивности шума, излучаемого кораблем.
В случае воздействия на гидрофон шума достаточной интенсивности продолжительностью не менее 2 сек срабатывает дежурный канал. При срабатывании дежурного канала включается рабочее реле, подающее питание на боевой канал, который через 2-3 сек приходит в боевое состояние. Боевой канал взрывателя - направленного действия, предназначен для обеспечения взрыва мины при прохождении над ней корабля".
Источник: Унифицированная корабельная средняя мина УКСМ - Allmines

Корабельная средняя мина КСМ, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Воздушный ящик

Корабельная средняя мина КСМ, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Грузик штерта. Чем длиннее штерт, тем раньше коснется дна его грузик, тем раньше перестанет сматываться минреп, тем глубже уйдет мина в воду.

Корабельная средняя мина КСМ, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Буфер

Корабельная средняя мина КСМ, Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань

Слева от верхнего рыма — место установки гидрофона. Справа от рыма — предохранительный механизм.

"При работе боевого канала магнитострикционный вибратор посылает к поверхности моря ультразвуковые импульсы (семь импульсов в секунду). Для посылки импульса магнитострикционный вибратор возбуждается разрядом емкости накопителя на излучающую обмотку вибратора с общим напряжением 800 в.
Каждый посылаемый в воду ультраакустический импульс после отражения от поверхности моря воспринимается тем же магнитострикционным вибратором. Принятый ультраакустический импульс вызывает возбуждение вибратора, на приемной обмотке которого появляется электрический импульс.
Если в зоне излучения магнитострикционного вибратора появится корабль, то наряду с импульсом, отраженным от поверхности моря, вибратор воспримет импульс, отраженный от днища корабля. Таким образом, магнитострикционный вибратором будет воспринято два импульса: первый - отраженный от днища корабля и второй - отраженный от поверхности моря. Временной интервал между этими импульсами зависит от осадки корабля. Принятые вибратором отраженные от днища корабля и поверхности моря ультраакустические импульсы преобразуются в электрические и после усиления, детектирования и, дифференцирования поступают на исполнительную часты схемы взрывателя.
Схема срабатывает на запал только при приеме подряд 3-6 двойных отраженных импульсов. В случае пропуска В приеме двойных отраженных импульсов с накопителя сбрасываются ранее принятые импульсы; при этом, для срабатывания на запал вновь потребуется прием 3-6 двойных импульсов.
Для защиты взрывателя от воздействия взрывов соседних мини глубинных бомб предусмотрена ударная защита, которая блокирует взрыватель на 50-120 сек."
Источник: Унифицированная корабельная средняя мина УКСМ - Allmines