Великая Отечественная война. Часть 2. Музей отечественной военной истории в Падиково

 

Официальный сайт: Музей отечественной военной истории
Адрес: Московская область, Истринский район, деревня Падиково, улица Конная, КСК «Дивный»

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64Б

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64Б, Музей отечественной военной истории в Падиково

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64Б

Автомобиль повышенной проходимости Willys MB

Автомобиль повышенной проходимости Willys MB, Музей отечественной военной истории в Падиково

Автомобиль повышенной проходимости Willys MB

Бронированные аэросани НКЛ-26

"Боевые аэросани внезапно понадобились в конце 1939 года. Конфликт между СССР и Финляндией оказался своеобразным испытательным полигоном. Здесь впервые использовались советские тяжёлые танки, а также различные новые военно-инженерные решения. Достаточно быстро выяснилось, что для выполнения целого ряда задач в зимних условиях необходима машина, которая может быстро и уверенно передвигаться по снегу. Гусеничная техника на театре советско-финской войны для таких целей не особо годилась, поэтому для аэросаней нашлась работа.
Поначалу аэросаней специальной конструкции в Красной армии не было, и для выполнения боевых задач привлекались гражданские модели. В основном использовались АНТ-IV конструкции А. Н. Туполева, а также ОСГА-6 (они же НКЛ-6) и НКЛ-16 конструкции Н. М. Андреева.
Аэросанным подразделениям поручались самые разные задачи: они применялись в разведке, на них эвакуировали раненных. Использовались аэросани и как машины снабжения. Для нужд патрулирования НКЛ-16, переделывались в полевых условиях: на их крышу устанавливалась авиационная турель со спаркой пулемётов ШКАС. Впрочем, наличие вооружения не делало НКЛ-16 полноценной патрульной машиной. На аэросанях отсутствовало бронирование, вследствие чего они были уязвимы даже для огня стрелкового оружия противника."
Источник: Юрий Пашолок, "Снежный танк"

Бронированные аэросани НКЛ-26, Музей отечественной военной истории в Падиково

Аэросани НКЛ-26 были рассчитаны на перевозку экипажа из двух человек - командира машины, одновременно выполняющего в боевых операциях функции стрелка, и механика-водителя. Передняя часть защищалась укрепленным под углом в 60° к вертикали броневым щитом.

Бронированные аэросани НКЛ-26, Музей отечественной военной истории в Падиково

В отсеке командира аэросаней, в крыше корпуса, находилось круглое отверстие, снабженное усиленной окантовкой. На окантовку крепилось кольцевое основание, на которое устанавливалась турель для пулемета типа ДТ калибра 7,62 мм.

Бронированные аэросани НКЛ-26, Музей отечественной военной истории в Падиково

Двигатель М-11Г имел пять расположенных звездообразно в одной плоскости цилиндров воздушного охлаждения. Для запуска двигатель комплектовался электрическими стартером и генератором. Кроме того, для улучшения работы двигателя при низких температурах, был предусмотрен подогреватель воздуха на входе в карбюратор.

"В условиях зимнего времени снежный покров оказывал значительное влияние на характер действий всех родов войск, сковывая их маневр. При глубине снега уже около 30 см конница двигаться не могла, приходилось спешиваться; было затруднено движение автотракторной техники и бронемашин. Скорость перемещения пехоты падала до 2 км/ч, а движение изматывало бойцов. Снежный покров глубиной свыше 40 см снижал подвижность мотомеханизированных частей, и их действия развивались только вдоль дорог. Поэтому актуальным являлось введение на снабжение Красной Армии аэросаней, которые могли бы одинаково уверенно двигаться как по дорогам, так и по снежной целине, совершая большие переходы. В этой связи ГКО летом 1941 г. принял решение об организации массового производства военных аэросаней.
...
Аэросанные батальоны массово применялись на фронте до зимы 1943- 1944 гг. Так, батальоны, принимавшие участие в боях за Новгород, получили почетное наименование Новгородских.
В послевоенный период как ремонтные, так и вновь изготовленные аэросани поступали, помимо военного ведомства, и в гражданские учреждения. Одна из машин, например, использовалась в Горьковской области в качестве передвижного книжного магазина. В мае 1945 г. одни аэросани постройки завода №43 были переданы электросети Ивэнерго. Применялись аэросани и в заведениях уголовно-исполнительной системы: и сегодня сильно разрушенные аэросани НКЛ-16-42 можно увидеть на территории бывшего лагеря «Рыбак».
Но основным эксплуатантом аэросаней в послевоенный период стало Министерство связи, в системе которого была организована доставка почты по регулярным почтовым линиям, проходившим преимущественно по руслам рек. В летнее время аэросани заменялись глиссерами или мотолодками. К примеру, в Хабаровском управлении связи в 1951-1953 гг. действовали четыре аэросанно-глиссерные линии. В межсезонье (период ледохода и ледостава) глиссеры и аэросани простаивали. Тем не менее использование аэросаней позволило обеспечить доставку центральной прессы не позднее чем на следующий день после ее выхода. Аэросани НКЛ-16 применялись для доставки почты до середины 1960-х гг., когда им на смену пришли Ка-30."
Источник: Александр Кириндас, "Снежная кавалерия. Транспорт для российских просторов" («Техника и вооружение» №3/2012)

Грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-ААА

Грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-ААА, Музей отечественной военной истории в Падиково

Грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-ААА

Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗиС-33

Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗиС-33, Музей отечественной военной истории в Падиково

Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗиС-33

Газогенераторный автомобиль ЗиС-21

Газогенераторный автомобиль ЗиС-21, Музей отечественной военной истории в Падиково

Газогенераторный автомобиль ЗиС-21

Полноприводный грузовой автомобиль Шевроле G7117

Полноприводный грузовой автомобиль Шевроле, Музей отечественной военной истории в Падиково

Полноприводный грузовой автомобиль Шевроле G7117

Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Scout Car M3A1

Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Scout Car M3A1, Музей отечественной военной истории в Падиково

Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Scout Car M3A1

45-мм противотанковая пушка образца 1941 года

45-мм противотанковая пушка образца 1941 года, Музей отечественной военной истории в Падиково

45-мм противотанковая пушка образца 1941 года

45-мм противотанковая пушка образца 1941 года, Музей отечественной военной истории в Падиково

Винтовочный оптический прицел

"В начале июля 1941 г. для пополнения сил, защищавших Ленинград, в городе началось формирование Ленинградской армии народного ополчения (ЛАНО). К 5 июля на сборные пункты ЛАНО пришли более 77 тыс. ленинградцев. Их необходимо было экипировать и вооружить. Если со стрелковым оружием в июле особых вопросов еще не возникало, то артиллерии было выделено на первую дивизию (10 500 чел.) всего 3 полковые, 16 дивизионных 76-мм пушек, а также две – 122-мм пушки и 12 – 152-мм гаубиц. Вторая дивизия (13 000 чел.) получила и того меньше: 17 полковых и 9 дивизионных 76-мм пушек, а также 9 – 122-мм гаубиц старого образца. В сентябре в армию отправлялись уже даже устаревшие 95-мм и 87-мм полевые пушки и 37-мм батальонные орудия на станке Розенберга (фактически пушки Гочкиса, стрелявшие стальными и чугунными болванками). Противотанковых пушек не было совсем, а именно их требовалось как можно больше.
Город спешно начал изыскивать резервы, ибо центр ничем не мог помочь его обороне. При обследовании старых запасов и заделов на заводах «Большевик», № 174 им. Ворошилова и Ижорском были обнаружены 45-мм танковые пушки обр. 1932 г., снятые с танков Т-26 и БТ в ходе ремонта и модернизации вооружения, проводимой в 1940 году. Эти пушки давно не производились и готовились в свой «последний путь» – на переплавку.
Можно не уточнять, что более половины этих орудий были частично некомплектны и требовали ремонта, но общее количество их, вместе с ремонтными 45-мм танковыми орудиями более новых образцов, набралось по «закромам» более 1500 (в донесении Наркомата Вооружений от 17 августа указывается 1560 орудий, хотя другие источники дают другие цифры). Приблизительно 200 орудий было передано на Ижорский завод, где они были переделаны в капонирные и поступили на оборонительные сооружения линии обороны города. Там же несколько пушек пошли на вооружение кустарных броневиков.
Однако все эти работы не считались приоритетными. Задача, поставленная Отделом вооружения Управления Артснабжения Ленинградского фронта, заключалась в превращении этих пушек «в полевые противотанковые». После рассмотрения нескольких проектов такой переделки, комиссия одобрила предложение инженера Н.П.Антонова. Из предоставленных им двух вариантов «45-мм противотанковых пушек обр. 1941 г.», для изготовления был одобрен второй, как наиболее простой в реализации. Проектировщик сам возглавил работы по постройке первой серии из 10 орудий (предварительных испытаний не проводили из-за недостатка времени). И вскоре готовые пушки, дав по одному пробному выстрелу, отправились на фронт.
5 августа для орудий была изготовлена оснастка и их серийное производство началось. Хоть пушки изготавливались по одним чертежам, все они имели некоторые отличия, связанные с «мелочевкой», которая не влияла на боевые качества пушки. Так, например, в ходе производства на них ставили различные колеса, автомобильные, тележные, специальные цельностальные и т.д. (те, какие могли достать); хроническая нехватка прицелов заставляла изготовителей ставить иногда «самостройные трубки»; попытки снизить вес пушки привели к необходимости установки на нее меньшего щита и т.д. Тем не менее, серийное производство шло довольно ритмично. Уже в 1-й декаде августа для вооружения истребительно-противотанковых подразделений и дивизий народного ополчения было сдано 179 (в книге В.И.Демидова приведена цифра – 185) орудий, а к сентябрю это количество удвоилось.
Многие артиллеристы ругали эту пушку. Она не отличалась выдающимися характеристиками; прыгала при стрельбе; далеко не всегда выбрасывала гильзу; допускала «недокаты» (иногда приходилось вручную накатывать ее после выстрела) и т.д. Кроме того, вес ее был немаленьким, а отсутствие подшипников на колесах сильно тормозило малочисленный расчет орудия при смене позиций. Но несмотря на все это – пушка могла пробивать броню немецких танков, а также сбивать пулеметы и в опытных руках проявляла себя ничуть не хуже своей сестры обр. 1937 г. Производство пушки несколько раз останавливалось ввиду отсутствия каких-либо деталей (чаще всего это были колеса), но вскоре возобновлялось вновь. Согласно отчетам фронта, 45-мм орудий в полевом варианте было произведено 651 штука. Все они находились в войсках Ленинградского фронта до середины 1944 года."
Михаил Свирин, "«Ленинградка» — 45-мм противотанковая пушка" (Журнал «Полигон»)

45-мм противотанковая пушка образца 1941 года, Музей отечественной военной истории в Падиково

На левом берегу Невы. 20 ноября 1941 года

Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»

Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец», Музей отечественной военной истории в Падиково

Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»

45-мм противотанковая пушка образца 1937 года (53-К)

45-мм противотанковая пушка образца 1937 года (53-К), Музей отечественной военной истории в Падиково

45-мм противотанковая пушка образца 1937 года (53-К)

Реактивная система залпового огня БМ-13

Реактивная система залпового огня БМ-13, Музей отечественной военной истории в Падиково

Реактивная система залпового огня БМ-13

Снаряд М-31 для реактивной системы залпового огня БМ-31

Снаряд М-31 для реактивной системы залпового огня БМ-31, Музей отечественной военной истории в Падиково

Снаряд М-31 для реактивной системы залпового огня БМ-31

Первый советский серийный дизельный трактор «Сталинец-65»

Трактор С-65, Музей отечественной военной истории в Падиково

Первый советский серийный дизельный трактор «Сталинец-65»

152-мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года

152-мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года, Музей отечественной военной истории в Падиково

152-мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года



Дополнительно: