Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. История ракетного вооружения


Месторасположение: г.Санкт-Петербург, Александровский парк, 7
Официальный сайт: Военно-исторический Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ

Музей расположен совсем рядом с Петропавловской крепостью, добираться проще всего от станции метро "Горьковская". Часы работы: с 11.00 до 18.00.Выходные дни – понедельник, вторник, последний четверг месяца. Если вы знаете историю запуска в производство Зис-2, что из себя представляет ракета Р-1, то вперёд, к визуализации знаний и прикосновению к истории! :) Для обычных мальчишек и их родителей скажу главное: выставленная техника находится за ограждениями и лазить по ней охрана не позволяет. Впрочем, эта площадка доступна для бесплатного осмотра.
Если в огромные залы музея идти просто погулять/посмотреть по сторонам - быстро заскучаете. Таблички у экспонатов есть, но их чтение - занятие не слишком бодрящее :) Т.е. типовые диалоги в стенах музея примерно таковы:
- Пап-пап, а это что?
- Хм... это... пушка.
Поэтому: не поскупитесь на экскурсовода. Те сотрудники музея, которых я мельком слышал, работали увлечённо, с хорошей, доступной, подачей информации.
Прочие бытовые подробности: туалеты на первом этаже, гардероб есть, вещи в нём оставить можно.

Пусковая установка 2П2 с ракетой 3Р1 тактического ракетного комплекса 2К1 «Марс»

В 1953 году НИИ-1 получил техзадание на разработку тактической ракеты с дальностью стрельбы до 50 км. Помимо дальности полета в техническом задании оговаривались весовые и габаритные параметры изделия, а также требования относительно применения малогабаритной специальной боевой части.

Пусковая установка 2П2 с ракетой 3Р1, Артиллерийский музей

Пусковая установка 2П2 с ракетой 3Р1 тактического ракетного комплекса 2К1 «Марс»

В 1956 году к работам по ракетному комплексу привлекли СКБ-3 ЦНИИ-56 во главе с Василием Гавриловичем Грабиным. Перед конструкторским бюро поставили задачу разработать самоходную пусковую установку для ракеты, создаваемой НИИ-1. В качестве базы предлагалось использовать гусеничное шасси легкого плавающего танка ПТ-76.

Пусковая установка 2П3 с ракетой 3Р2 тактического ракетного комплекса 2К4 «Филин»

Пусковая установка 2П3 с ракетой 3Р2, Артиллерийский музей

Пусковая установка 2П3 с ракетой 3Р2 тактического ракетного комплекса 2К4 «Филин»

Пусковая установка 2П3 с ракетой 3Р2, Артиллерийский музей

Пусковая установка 2П3 с ракетой 3Р2 тактического ракетного комплекса 2К4 «Филин»

Противотанковый ракетный комплекс 9К11 «Малютка»

"Основой для успешного развития работ по созданию отечественных ПТУР послужил достигнутый к тому времени уровень науки и техники в области систем управления, аэродинамики, газодинамики, физики взрыва (теория кумуляции), а также высокий потенциал отечественной оборонной промышленности. Создание ПТРК позволило резко повысить вероятность попадания, дальность стрельбы и эффективность поражающего действия. В зависимости от типа используемой системы управления ПТУР принято подразделять на три поколения. Заметим, что система управления ракетой представляет собой сложный технический комплекс, состоящий из большого количества взаимосвязанных элементов наземной и бортовой аппаратуры. Сюда входят оптико-электронные блоки определения положения цели и ПТУР, блоки формирования и передачи команд, блоки приёма и раскладки команд, силовые приводы, рули и др.
ПТРК первого поколения имели ручную систему управления, при которой наводчик с помощью прицела должен следить одновременно за ракетой и целью, вручную вырабатывая команды управления, передаваемые ракете по проводам. Главный недостаток этой системы – требование большого опыта и натренированности наводчиков и невозможность увеличения скорости ракеты. К первому поколению отечественных ПТРК относятся «Шмель», «Малютка», «Фаланга» с ручными системами управления. В ракетах «Шмель» и «Малютка» передача команд на борт ракеты осуществлялась по проводам, а в ПТУР «Фаланга» – по радиоканалу.
Основными трудностями при создании первого поколения ПТРК являлось обеспечение устойчивого управляемого полёта ракеты и точности её попадания в цель в боевых условиях, что требовало проведения специальных жёстких отборов операторов и их длительного обучения с помощью тренажёров. Что собой представлял такой тренажёр? Современный читатель часто играет с помощью компьютера, и иногда у него не хватает способностей справиться с условиями трудной игры. Так вот, тренажёр для наводчиков ПТРК первого поколения и представлял собой своеобразный компьютер, на котором удавалось выиграть немногим. «Играющий» должен был с помощью специальной рукоятки совмещать прицельную марку с движущейся целью, передавать команды ракете, уточняя траекторию её полёта. Принимая во внимание динамику этого быстропротекающего процесса, особенно опасно было передать неточную команду ракете, изменяющую её отклонение в сторону поверхности грунта, что незамедлительно приводило к удару её о землю. В реальных условиях (даже после тренировки) немногие и способные могли обеспечить попадание ракеты в цель.
К одной из особенностей первого поколения отечественных ПТРК следует отнести широкое применение полимерных материалов в конструкции ракеты «Малютка», что было отражением проводимого в то время в стране курса на химизацию народного хозяйства. Выполненный из пластмассы корпус этой ракеты сделал её «радиопрозрачной» и из-за отсутствия электронной защиты взрывательных устройств подверженной воздействию электромагнитных сигналов."
Источник: Михаил Растопшин, Александр Солопов, "Особенности развития отечественных противотанковых ракетных комплексов" («Техника и вооружение» №9/2000)

"Ряд модернизационных мер позволил значительно продлить срок службы ПТУР «Малютка», которая широко использовалась в арабо-израильском конфликте 1973 году. В этом конфликте свыше половины всех танков было выведено из строя с помощью ПТРК, а на долю ракет «Малютка» приходится 800 поражённых израильских танков. Последняя модернизация ракеты «Малютка» завершилась заменой моноблочной боевой части на тандемную. При этом первый кумулятивный заряд (предзаряд) был размещён в специальном штоке в головной части ракеты, в связи с чем увеличилась общая длина ракеты. Одновременно значительно увеличилась бронепробиваемость (800 мм) основного заряда. Незначительная длина штока с предзарядом тандемной боевой части не позволяет преодолевать динамическую защиту при попадании в верхнюю половину контейнера длиной 400…500 мм."
Источник: Михаил Растопшин, Александр Солопов, "Особенности развития отечественных противотанковых ракетных комплексов" («Техника и вооружение» №9/2000)

Боевая машина 2П26 противотанкового ракетного комплекса 2К15 «Шмель»

"Создание ПТУР за рубежом и их боевое применение не прошли незамеченными в Москве. В1956 г вышло Постановление СМ о "развитии работ по созданию управляемого противотанкового вооружения". Стоит отметить, что после войны в СССР испьпывались немецкие ПТУР "Красная шапочка". Кроме того, в отечественные НИИ чрезвычайно оперативно поступала рабочая документация на "Кобры", SS-10v\SS-11, а также "живые" эти изделия.
В середине 50-х годов в СССР разработали несколько проектов "УПС (управляемый противотанковый снаряц). Отметим, что наши конструкторы проектировали УПС не только с управлением по проводам, но и радиоуправляемые. Причем в УПС-5 оператор визуально наблюдал цель через оптический прицел. А в УПС-7 оператор, находившийся в танке, наводил снаряц по телевизионному изображению, передаваемому с телевизионной головки ракеты. Изготовили и испытали ряд опытных УПС, в том числе и снаряд конструктора Надирадзе. Снаряд управлялся по проводам. Его стартовый вес составлял 37 кг, калибр – 170 мм, а размах стабилизаторов – 640 мм.
Согласно официальной истории первой отечественной ПТУР стала ЗМ6 "Шмель", примененная в комплексе 2К15 на базе автомобиля ГАЗ-69 и 2К16 на базе боевой разведывательной машины БРДМ. Работы над "Шмелем" начались в 1957 году. СКБ машиностроения (г. Коломна) под руководством С.П. Непобедимого разрабатывало собственно комплекс и ракету. ЦНИИ-173 (г. Москва, в настоящее время – ЦНИИАГ) разрабатывал систему управления, НИИ-125 - заряд для твердотопливного двигателя, НИИ-6 – боевую часть, Саратовский агрегатный завод – боевые машины, Ковровский завод им. Дегтярева вел серийное производство ракет.
Как сказано в издании ЦНИИАГ: "В результате обсуждений и анализа СКБ (г. Коломна) совместно с НИИ-173 была выбрана конструктивная схема ПТУР типа SS-10. Разработчики считали, что новое ответственное дело надо начинать, используя уже опробованные конструктивные схемы, показавшие на практике большую надежность, и на этой базе параллельно вести новые перспективные разработки". Есть сведения, что снаряды SS-10 имелись в распоряжении отечественных специалистов (со ссылкой на «Высокоточные системы управления и приводы для вооружения военной техники» под ред. Солунина В., М., 1999, стр. 83.)."
Источник: Александр Широкорад, "ПТУР Первого поколения" («Техника и вооружение» №9/2009).

Боевая машина 2П26 противотанкового ракетного комплекса 2К15 «Шмель», Артиллерийский музей

Боевая машина 2П26 противотанкового ракетного комплекса 2К15 «Шмель»

"Снаряд ЗМ6 наводился с помощью бинокулярного визира перископического типа восьмикратного увеличения. Способ наведения – по методу трех точек. Передача команд от оператора осуществлялась по двухпроводной линии связи. Исполнительными органами управления были интерцепторы. Аэродинамическая схема снаряда – "плосконесущее крыло" с крестообразным расположением четырех крыльев, на которых у задней кромки размещаются интерцепторы. Крылья имели трапециевидную форму с углом передней стреловидности 45°. Стабилизация снаряда по крену осуществлялась автономно по сигналам двухстепенного интеграционного гироскопа. Пиротехнические трассеры размещены по краям горизонтальных крыльев. Стартовый заряд состоял из шести шашек трехлепестковой формы. Время горения заряда – 0,6 сек. Маршевый двигатель представлял собой бесканальную пороховую шашку, горение которой происходило параллельными слоями, за счет чего достигалась постоянная тяга двигателя. Время действия маршевого двигателя – около 20 секунд. Снаряд имел взрыватель В-612.
Ракеты ЗМ6 устанавливались на боевых машинах 2П27 на базе БРДМ (комплекс 2К16) и на 2П26 на базе автомобиля ГАЗ-69 или ГАЗ-69М (комплекс 2К15), Расчет обеих пусковых установок – 2 человека. Темп стрельбы – 2 выстрела в минуту."
Источник: Широкорад Александр, «ПТУРы первого поколения» («Техника и вооружение» №9/2000)

"На машине 2П26 все четыре ракеты были готовы к пуску. Счетверенная пусковая установка допускала угол вертикального наведения +4° – +19°, а угол горизонтального наведения ±6°. Вес боевой машины 2П26 – 2370 кг.
Заводские испытания "Шмеля" проводились летом 1959 года, а в 1960 году на полигоне Капустин Яр «Шмель» продемонстрировали Хрущеву и высшему партийному руководству.
Комплекс "Шмель" с ракетой ЗМ6 приняли на вооружение Постановлением № 830-344 от 1.08.1960 г. и в том же году запустили в серийное производство. Ракеты ЗМ6 изготавливались на заводах № 2 и № 351, а оборудование для боевых машин 2П26 и 2П27 – на заводе № 614 в г. Саратов. ПТУР "Шмель" серийно производилась до 1966 года."
Источник: Широкорад Александр, «ПТУРы первого поколения» («Техника и вооружение» №9/2000)

Боевая машина 2П26 противотанкового ракетного комплекса 2К15 «Шмель», Артиллерийский музей

Боевая машина 2П26 противотанкового ракетного комплекса 2К15 «Шмель»

Боевая машина 2П27 противотанкового ракетного комплекса 2К16 «Шмель»

"На направляющих боевой машины 2П27 устанавливались три ракеты и три запасных размещались внутри бронекорпуса. Угол вертикального наведения составлял +2,5°-+17,5°, угол горизонтального наведения – ±12°. Вес 2П27 – 5850 кг."
Источник: Широкорад Александр, «ПТУРы первого поколения» («Техника и вооружение» №9/2000)

Боевая машина 2П27 противотанкового ракетного комплекса 2К15 «Шмель», Артиллерийский музей Боевая машина 2П27 противотанкового ракетного комплекса 2К15 «Шмель»

Боевая машина 2П27 противотанкового ракетного комплекса 2К15 «Шмель», Артиллерийский музей

Боевая машина 2П27 противотанкового ракетного комплекса 2К15 «Шмель»

Противотанковый ракетный комплекс 9К111 «Фагот»

"Накопленный опыт проектирования и эксплуатации первого поколения отечественных ПТРК позволил более рационально использовать имеющиеся технические возможности для создания ПТРК второго поколения. Период проектирования и производства ПТРК второго поколения характеризуется бурным развитием этого вида вооружения в нашей стране, сопровождавшийся:
– отсутствием единой целевой программы создания перспективных образцов;
– недостаточной ориентацией при разработках на достижение опережающего уровня боевых возможностей и тактико-технических характеристик новых образцов по отношению к характеристикам уязвимости зарубежных объектов бронетанковой техники;
– распылением имеющихся сил, средств и наличием в ряде случаев неоправданного параллелизма и дублирования при создании ПТРК.
Например, хотя имелась информация о появлении многослойной брони и динамической защиты (ДЗ), КБ продолжали создавать ракеты с моноблочными БЧ с бронепробиваемостью, уступающей стойкости фронтальных фрагментов защиты зарубежных танков.
ПТРК второго поколения имеют полуавтоматическую систему наведения, с помощью которой наводчик через оптический прицел следит только за целью, а слежение за ракетой и выработка команд управления осуществляется автоматически наземной аппаратурой. Однако скорость разматывания проводов, предназначенных для передачи команд управления на борт ракеты, ограничивает скорость её полёта. Для случая использования в системе управления радиосвязи и лазера (вместо проводов) появляется возможность управлять полётом ракеты при сверхзвуковых скоростях, что позволяет устанавливать ПТУР на вертолёты и самолёты. В этих условиях наводчик следит за целью с помощью оптического прицела, наземная аппаратура определяет отклонение ракеты от линии визирования цели и вырабатывает соответствующие команды управления, передаваемые на борт ПТУР по радио или лазерному лучу. Ко второму поколению отечественных ПТРК относятся «Фагот», «Конкурс» «Метис», «Штурм» и др.. В этот период путём модернизации систем управления (доведены до полуавтоматической) ПТРК «Малютка» и «Фаланга» («Малютка-П» и «Фаланга-П») переведены во второе поколение.
...
Положительной особенностью ПТРК второго поколения является размещение ракет в транспортно-пусковом контейнере (ТПК). ТПК, готовый к боевому применению, хранится, транспортируется и устанавливается на носитель. Техническое состояние ракеты контролируется без извлечения её из контейнера. Использование ТПК упрощает конструктивное оформление размещения ракеты на различных носителях, повышает её сохранность и боеготовность.
Важной особенностью большей части образцов ПТУР второго поколения является наличие одного канала управления, а чтобы использовать функционирование этого канала в двух плоскостях, ракете придавалось вращательное движение. Этим приёмом удавалось несколько сократить массу аппаратуры управления на борту ракеты и занимаемый ею объём."
Источник: Михаил Растопшин, Александр Солопов, "Особенности развития отечественных противотанковых ракетных комплексов" («Техника и вооружение» №9/2000)

"Проектироващикам пришлось решить ряд сложных задач для обеспечения работоспособности проводной линии связи на максимальных скоростях полета (до 260 м/с). Исследования влияния различных факторов на прочность провода в процессе сматывания позволили полностью исключить обрывы на злополучной 7-8-й секунде полета, когда ракета достигала максимальной скорости. Вопрос был решен, когда удалось найти оптимальные параметры элементов конструкции катушки и разработать технологию производства специального высокопрочного двужильного биметаллического провода (два склеенных вместе провода). Но при выбранной конструкции катушки возникла проблема передачи команд управления. Дело в том, что линия связи, состоящая из двужильных проводов, обладала узкой полосой пропускания, а это приводило к ошибкам в передаче команд. Применяемые в то время методы кодирования сигналов управления оказались непригодными для устранения выявившегося недостатка, что потребовало разработать блок формирования команд, обеспечивающий необходимую точность управления.
В ходе отработки проводной линии связи выявилось также, что на процесс сматывания провода с катушки отрицательно влияет пиротехнический источник света – трассер. Главный конструктор комплекса принял решение перейти от пиротехнического трассера к электрической лампе накаливания. Такое принципиальное решение потребовало значительной перестройки бортовой аппаратуры ракеты и отработки нового бортового электрического источника света, отвечающего условиям боевого применения. Это совершенно исключило возможность обрыва провода из-за воздействия раскаленных шлаков от горящего трассера.
Особенностью конструкции лампы накаливания является применение светофильтра, поглощающего видимую часть спектра излучения, что исключает ослепление оператора и позволяет вести стрельбу ночью. При отработке конструкции излучателя обеспечена защита лампы от действия газов вышибной установки с помощью шторок, раскрывающихся в полете и исключено запотевание отражателя при низких температурах введением подогрева его газами вышибной установки в момент старта.
Для получения требуемой скорости полета ракеты на траектории используется разгонно-маршевая двигательная установка однокамерного типа. Сочетание ее с вышибной установкой решило вопрос по точному выстреливанию ракеты в поле зрения аппаратуры управления.
Из-за отставания работ по системе управления создание ПТУР "Фагот" оказалось на грани закрытия. Однако сотрудники одного НИИ в инициативном порядке создали вариант наземной аппаратуры управления с использованием электромеханических пеленгаторов. Эта аппаратура имела два канала – грубый и точный. Грубый широкополосный канал являлся пеленгатором жесткого типа и служил для управления ракетой на начальном участке траектории и вывода ее на линию визирования. Точный узкополосный канал – пеленгатор следящего типа, т. е. вариант тепловой головки, следящий за трассером управляемой ракеты. Он предназначен для управления снарядом после вывода его на линию визирования.
Заводские испытания комплекса, проведенные в 1967-1968 гг., были неудачны. Последний этап заводских испытаний был начат в январе 1969 г., но из-за низкой надежности проводной линии связи испытания вновь прекратились. После устранения неисправностей их закончили в апреле- мае 1969 г."
Источник: Широкорад Александр, «ПТУРы первого поколения» («Техника и вооружение» №9/2000)

Противотанковый ракетный комплекс 2К8 «Фаланга»

"Параллельно со "Шмелем" в ОКБ-16 (позже – КБ "Точмаш") под руководством главного конструктора А.Э. Нудельмана разрабатывался комплекс "Фаланга" с ракетой ЗМ11. Принципиальным отличием "Фаланги" от "Шмеля" была передача команд оператора по радио. Способ наведения оставался тот же – ручной по трем точкам. Постановлением № 930-387 от 30.08.1960 г. ПТУР ЗМ11 "Фаланга" вместе с боевой машиной 2П32, созданной на базе БРДМ, была принята на вооружение.
Ракета ЗМ11 в начале серийного изготовления при стрельбе обеспечивала пробитие 220-250-мм брони при угле встречи 60° с вероятностью 90% (220-мм брони) и 65% (250-мм брони). В процессе производства снарядов осуществлялась доработка их боевых частей ЗН18 с целью увеличения "стабильности пробивания брони". На ходовых испытаниях вес боевой машины 2П32 составил 5965 кг.
"Фаланга" оказалась первой ПТУР, принятой на вооружение отечественных вертолетов. Уже в июне 1961 г. ОКБ-329 ГКАТ 3* совместно с ОКБ-16 предъявили на совместные испытания вертолет Ми-1М, оснащенный четырьмя ракетами ЗМ11 и аппаратурой управления стрельбой. Дальность стрельбы по наземным целям составляла 800-2500 м.
Несколько позже комплекс «Фаланга» модернизировали, и он получил обозначение "Фаланга-М", а ракета – 9М17. Была улучшена бронепробиваемость. Так, при стрельбе по броне толщиной 280 мм при угле встречи 30° было 90% пробитий. Система управления по-прежнему оставалась ручной. Ракетами 9М17 оснащались боевые машины 9П32М (9П32) на базе БРДМ и вертолеты Ми-24Д, Ми- 24А, Ми-4АВ, Ми-8ТВ."
Источник: Широкорад Александр, «ПТУРы первого поколения» («Техника и вооружение» №9/2000)

Боевая машина 2П32 противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга»

Боевая машина 2П32 противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга», Артиллерийский музей

Боевая машина 2П32 противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга»

Противотанковый ракетный комплекс 9К115 «Метис»

"Существующие противотанковые пушки и гранатомёты не обеспечивают в полной мере поражение современных танков. По этой причине пехотные подразделения усиливаются специальными переносными ПТРК, которые по сравнению с противотанковыми пушками и гранатомётами имеют меньшее рассеивание и более высокое поражающее действие, а также большие маскировочные возможности. Семейство ПТРК «Метис» является типичным в ряду переносных комплексов. Переносной ПТРК ротного звена «Метис-2» (масса пусковой установки – 10 кг; масса контейнера с ракетой – 13,8 кг) предназначен для поражения современных бронированных целей с динамической защитой (ДЗ), а также огневых точек и других малоразмерных целей. На вооружении сухопутных войск имеется переносной ПТРК батальонного звена «Фагот- М», отличающийся от ПТРК «Фагот» наличием тепловизионного прибора наблюдения и прицеливания, который представляет собой оптико-электронный прибор пассивного типа с оптико-механическим сканированием, работающий по собственному тепловому излучению объекта."
Источник: Михаил Растопшин, Александр Солопов, "Особенности развития отечественных противотанковых ракетных комплексов" («Техника и вооружение» №9/2000)

"Вместе с тем во втором поколении ПТРК не удалось в полной мере избавиться от таких существенных недостатков предыдущего поколения, как слабая помехозащищённость системы управления к воздействию непреднамеренных (пыле-дымовые облака от разрывов артснарядов и др.) и организованных (воздействие световых помех и др.) помех при недостаточном могуществе поражающего действия боевых частей ПТУР (особенно носимых ПТРК) по современным танкам. К техническим достижениям ПТРК второго поколения можно отнести:
– разработку семейства полуавтоматических систем управления, обеспечивающих высокую точность наведения ПТУР;
– реализацию сверхзвуковых скоростей полёта ПТУР, способствующую повышению помехозащищённости и скорострельности комплексов, возможности ведения стрельбы с воздушных носителей;
– разработку семейства ТРК с танковыми управляемыми ракетами (ТУР), унифицированных по основным параметрам со штатными артиллерийскими боеприпасами, с обеспечением стрельбы ТУР через ствол танковой пушки и высокой точности наведения ракет;
– разработку к ПТУР ряда ПТРК боевых частей различного типа (кумулятивные и термоборические боевые части к ПТУР «Корнет» и «Метис-2»; кумулятивно-осколочная боевая часть к ракете «Вихрь»), что повысило универсальность и многофункциональность этих комплексов;
– реализацию в носимых ПТРК «Метис» и «Метис-2» упрощённой бортовой аппаратуры управления ракетой, позволившей значительно уменьшить стоимость ракеты и комплекса;
– унификацию ряда ПТРК и ТРК по основным составным частям наземной и бортовой аппаратуры управления («Фагот» – «Конкурс», «Штурм» – «Атака», «Бастион» – «Шексна» – «Свирь» – «Рефлекс» – «Вихрь») и др.
В качестве негативных моментов в развитии отечественных ПТРК второго поколения можно отметить:
– широкую номенклатуру комплексов, затрудняющую производство и эксплуатацию;
– задержку в разработке и оснащении ПТРК тепловизионными приборами для ведения стрельбы ночью;
– недостаточное внимание при разработке обеспечению высокого модернизационного потенциала комплексов.
...
К третьему поколению по принятой за рубежом и у нас классификации относятся ПТРК, реализующие принцип «выстрелил-забыл». Реализация этого принципа предполагает использование головок самонаведения (ГСН), размещаемых на борту ПТУР. При пуске ПТУР этого поколения оператор прицеливается по цели и, убедившись, что головка самонаведения захватила цель, осуществляет пуск. Дальнейший управляемый полёт ПТУР до цели происходит автономно, без связи с пусковой установкой, по командам, формируемым ГСН. Достоинствами такого принципа является снижение уязвимости комплекса и его расчёта (из-за меньшего времени нахождения под огнём противника) особенно в случае использования вертолёта в качестве носителя оружия, повышение помехозащищённости (наличие только одного канала «ГСН-цель»).
Однако этот принцип имеет ряд существенных недостатков, главным из которых является высокая стоимость головки самонаведения (и комплексов в целом) из-за высокой технической сложности производства (специальная оптика, микроминиатюрные вычислительные устройства и др.). Кроме того, головка самонаведения ограничивает боевые возможности ракет из-за ухудшения компоновочных условий функционирования боевой части или же из-за увеличения минимальной дальности стрельбы (в вариантах, реализующих поражение целей при больших углах пикирования ПТУР) и др.
Вместе с тем использование в ПТУР третьего поколения возможности атаки по более уязвимым частям танка (например, по крыше) позволит снизить массу ракеты (за счёт боевой части) и её габаритные размеры, а способность системы наведения осуществлять автономное наведение ракеты на цель обеспечит повышение вероятности её поражения. Учитывая высокодинамичные условия боя, целесообразно в боезапасе самоходных и вертолётных ПТРК иметь ракеты второго и третьего поколения. При этом вариант ПТУР третьего поколения должен быть модификацией ракеты второго поколения и максимально с ней унифицирован. К сожалению, приходится отметить, что в результате перестройки, реформ, периода стабилизации, развала ВПК, отсутствия финансирования и других причин в нашем государстве не удалось иметь на вооружении ПТРК третьего поколения.
С учётом современных реалий представляется целесообразным провести проработку концепции дальнейшего развития отечественных ПТРК, обеспечивающих эффективную борьбу с современными и перспективными танками. В этой концепции наряду с обеспечением высоких боевых характеристик новых отечественных ПТРК должны быть обязательно отражены требования обеспечения их высокого модернизационного потенциала,приоритетности разработок таких комплексов, которые могли бы совершенствоваться в процессе своего жизненного цикла с учётом изменяющихся условий и требований.
Известно, что из-за использования в одной разработке различных по уровню технологий некоторые компоненты ПТРК морально и физически устаревают быстрее других. Преодолеть этот недостаток можно используя модульный принцип модернизации конструкции. Наглядным примером успешности такого подхода является ПТУР TOW, которая за 30 лет прошла многократную модульную модернизацию с постоянным повышением боевых характеристик."
Источник: Михаил Растопшин, Александр Солопов, "Особенности развития отечественных противотанковых ракетных комплексов" («Техника и вооружение» №9/2000)

Зенитная управляемая ракета 9М37 ЗРК «Стрела-10»

Зенитная управляемая ракета 9М37 ЗРК «Стрела-10», Артиллерийский музей

Собранная ракета помещается в металлический контейнер, который служит для пуска изделия с направляющих пусковой установки, защиты от газопламенной струи двигателей соседних ракет, механических и атмосферных воздействий. В войсках ракеты 9М37 хранятся в контейнерах и при эксплуатации из них не извлекаются.

Зенитная управляемая ракета 9М37 ЗРК «Стрела-10», Артиллерийский музей

Двигательная установка с размещёнными на ней крыльями и блоком управления по крену.


В состав ЗУР 9М37 ЗРК "Стрела-10СВ" входила двухцветная ГСН. В дополнение к фотоконтрастному каналу, примененному в комплексе "Стрела-1М", использовался инфракрасный (тепловой) канал, что повышало боевые возможности комплекса при стрельбе навстречу и вдогон цели, а также при сильных помехах. Фотоканал мог использоваться как резервный, поскольку в отличие от теплового не нуждался в охлаждении, которое могло обеспечиваться лишь при однократной предпусковой подготовке управляемых ракет.

Зенитная управляемая ракета 9М37 ЗРК «Стрела-10», Артиллерийский музей

Объективы приёмника и передатчика неконтактного датчика цели. Прибор выдаёт электрический сигнал в боевую цепь предохранительно-исполнительного механизма при пролёте ракеты от цели на расстоянии до 4 метров.

Зенитная управляемая ракета 9М37 ЗРК «Стрела-10», Артиллерийский музей

Рули ракеты расположены в передней части, а крылья размещены в хвоствой части.

Зенитная управляемая ракета 9М37 ЗРК «Стрела-10», Артиллерийский музей

Пассивная двухдиапазонная оптическая головка самонаведения, с помощью которой осуществляется автоматическое сопровождение цели и выработка сигналов для формирования команд управления полётом ракеты.

Баллистическая оперативно-тактическая ракета Р-2

После ознакомления наших специалистов с немецким опытом проектирования и боевого применения ракет А-4, министр вооружения СССР Д.Ф. Устинов поставил следующую задачу: "Нашей промышленности надо будет начинать не с нуля, не с пустого места, научиться вначале тому, что было сделано в Германии. Мы должны точно воспроизвести немецкую технику раньше, чем начнем делать свою. Я знаю, это некоторым не нравится. Вы нашли много недостатков в немецкой ракете и горите желанием сделать посвоему. На первое время мы это запрещаем. Вначале докажите, что можете делать не хуже". Результатом работы над этой задачей стала копия немецкой А-4 - советская ракета Р-1.


Уже в 1947 году в отделе С.П. Королёва, начались работы над ракетой Р-2 с дальность полёта 600 км. Сергей Павлович рассматривал эту ракету как предварительную пробу сил перед качественным скачком к ракетам большой и межконтинентальной дальности. Чтобы уменьшить время проектирования и не скомпрометировать свои идеи дальнейшего развития ракетостроения, Королёв опирался на технологии опробованные на Р-1. При создании новой ракеты он ввёл принципиальные ограничения: не выходить за габариты ракеты по диаметру и использовать отработанный двигатель, хотя и форсированный до 35 тонн.

Жидкостные ракетные двигатели РД-100 (слева) и РД-101 (справа), Артиллерийский музей

Однокамерные кислородно-спиртовые ЖРД РД-100 (слева) и РД-101 (справа) с турбонасосной подачей компонентов топлива в камеру сгорания, предназначенные для установки на баллистические ракеты Р-1 и Р-2

Камера сгорания жидкостного ракетного двигателя РД-101 ракеты Р-2, Артиллерийский музей

Камера сгорания жидкостного ракетного двигателя РД-101 ракеты Р-2

Турбонасосный агрегат жидкостного ракетного двигателя РД-101 ракеты Р-2, Артиллерийский музей

Турбонасосный агрегат жидкостного ракетного двигателя РД-101

Контрольные отметки на одной из магистралей ЖРД ракеты Р-2, Артиллерийский музей

Контрольные отметки на одной из магистралей ЖРД ракеты Р-2


Новый двигатель Валентина Глушкова РД-101 по сравнению с РД-100 имел более высокие обороты турбины, повышенное давление в камере и использовал топливо с увеличенной до 92% концентрацией этилового спирта. РД-101 обеспечивал потребную тягу у земли 37 тс при удельном импульсе тяги 210 кгс*с/кг на уровне Земли. Кроме того новый двигатель стал легче в 1.4 раза. Были усовершенствованы пневмогидравлическая и электрическая схемы, применён парогазогенератор с твёрдым катализатором вместо жидкого.

Двигатель
ЖРД РД-101 / 8Д52 с тягой 36700-37000 кг у земли и 41200-41300 кг в пустоте. Двигатель создан на базе двигателя РД-100 ракеты Р-1 - уменьшена на 350 мм длина двигателя, масса снижена, увеличена тяга, импульс и ресурс. Ракета оснащена системой аварийной остановки двигателя. На ракетах Р-2 первых опытных серий (после испытаний Р-2Э) введена система двухступенчатой остановки ЖРД, что позволяло снизить влияние импульса последствия при выключении двигателя.
Подача топлива
турбонасосный агрегат на перекиси водорода
Окислитель
кислород
Горючее
92% этиловый спирт
Вспомогательное
топливо ТНА
80%-ный раствор перекиси водорода, жидкий катализатор не используется (заменен твердым). Перекись водорода хранится в торообразном баллоне.
Масса двигателя
930 кг
Удельный импульс
210-214 с у земли и 242 с в пустоте
Время работы
двигателя
85 сек
Камера сгорания жидкостного ракетного двигателя РД-101 ракеты Р-2, Артиллерийский музей

Камера сгорания жидкостного ракетного двигателя РД-101 ракеты Р-2

Форсированного двигателя было достаточно, чтобы заряд массой 1000 кг забросить на 600 км. Однако, для увеличения дальности требовалось гораздо большее количество топлива, а значит, баки большего размера и массы. Утяжеление конструкции Р-2 могло обнулить выигрыш, достигнутый за счет форсирования двигателя. Поэтому на Р-2 всё-таки появилось ряд новых конструкторских решений. На этой ракете впервые применили головную часть, отделявшуюся от корпуса ракеты по завершении активного участка полёта. Кроме того была снижена масса Р-2 за счёт использования топливного бака несущей конструкции из лёгких алюминиевых сплавов. Бак с окислителем остался подвесным. Приборный отсек перенесли в нижнюю часть корпуса. На Р-2 появилась радиокоррекция для повышения точности в боковом направлении. Через год после принятия на вооружение ракеты Р-1 закончились летные испытания ракетного комплекса Р-2 и он был принят на вооружение.

"Серийное производство Р2 осуществлялось в Днепропетровске, под конструкторским контролем будущего генерального конструктора М.К. Янгеля.
Высокой надежности, характерной для современных ракетносителей, добиться не удалось: у Р2 она не превышала 86%. Но свою роль ракета сыграла — было доказано, что несущий спиртовой бак исправно выполняет силовые функции, что головная часть успешно отделяется и благополучно достигает цели, что приборы управления способны работать так же хорошо, как они работали, находясь вблизи головной части. Важность этого успеха Устинов определил как экзамен на способность к самостоятельному творчеству.
Больше всего эта ракета известна в истории своим использованием в исследованиях верхних слоев атмосферы и поведения животных организмов при высотных ракетных пусках.
"
Источник: Хищенко Ю.М., «Первые шаги отечественного ракетостроения.»

Жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-17 (8К14)

На снимках - жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-17 (индекс ГРАУ — 8К14) входящая в комплекс оперативно-тактического назначения 9К72 «Эльбрус». Насколько я помню, на корпусе ракеты есть маркировка 9Н33ГВМ 875179. ГВМ означает, что перед нами габаритно-весовой макет, предназначенный для обучения расчётов заправке компонентами ракетного топлива. Фактически это емкость с баками окислителя и горючего, которая имитирует боевую ракету 8К14.

Жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-17 (индекс ГРАУ — 8К14), Артиллерийский музей

Характерным в компоновке ракеты является наружное расположение воздушных трубопроводов и электрокабелей, что облегчает сборку и эксплуатацию. Со стороны стабилизатора II - обтекатель кабельного ствола (виден на фотографии). Обтекатель воздущных трубопроводов расположен со стороны стабилизатора IV.

Жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-17 (индекс ГРАУ — 8К14), Артиллерийский музей

На II и III стабилизаторах - отрывные штепсельные разъёмы системы аварийного подрыва ракеты (закрыты штатной крышкой). На I стабилизаторе - разъём обогрева головной части.

Жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-17 (индекс ГРАУ — 8К14), Артиллерийский музей

В хвостовой части, на нижнем срезе корпуса изделия (по бокам от сопла двигателя) размещены отрывные штепсельные разъёмы Ш37, Ш38 системы управления (под самозакрывающимися крышками)

Жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-17 (индекс ГРАУ — 8К14), Артиллерийский музей

Хорошо видны литые алюминиевые опорные кронштейны, которые удерживают ракету после подъёма в стартовое положение. В нижней части, между I и IV стабилизаторами - мембрана выхлопной трубы ТНА (должна быть под заглушкой, которая снимается перед стартом).

Жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-17 (индекс ГРАУ — 8К14), Артиллерийский музей

Под красным кожухом - площадки на которые устанавливаются магнитные уровни (для выверки вертикальности установки) и угломерный прибор (для прицеливания). В вершине треугольной колодки - заправочный клапан пускового горючего, ниже - воздушные клапаны. Слева - клапан заправки воздушных баллонов, справа - подвода сжатого воздуха к ампульным батареям. Колодка разъёма служит для герметичного соединения бортовых магистралей с магистралями системы предстартового обслуживания и их разъединения при старте ракеты.

Жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-17 (индекс ГРАУ — 8К14), Артиллерийский музей

Надпись «Заправлять только Меланж 27И» говорит о том, что ракета учебная. Обратите внимание: красным цветом окрашиваются горловины бака окислителя. Заправочные и дренажные горловины бака горючего окрашиваются жёлтым цветом. В тех же цветах нанесена маркировка на защитные костюмы номеров расчета заправки горючим и окислителем. Такая маркировка должна предотвратить аварийные ситуации.

"В процессе испытаний все, что было задумано конструкторами СКБ-385, прошло практическую проверку. Технические требования к изделию по дальности стрельбы были перевыполнены. Мы сумели обеспечить дальность стрельбы 300 км вместо 150 км, которые могла обеспечить ракета Р-11МУ, и уменьшить время предстартовой подготовки до 25 мин вместо заданных 60 мин в основном благодаря: применению двигателя с более высокой удельной тягой и лучшим массовым совершенством; внедрению объемно-температурной заправки основными компонентами топлива; введению улучшений в конструкцию ряда узлов; применению более совершенной системы управления и других систем.
С самого начала мы ориентировались на использование наземного оборудования, разработанного для ракеты Р-11М. В результате нам удалось сэкономить не только средства, но и время, необходимое для создания системы. Ракета Р-17 была разработана всего за 3 года и 5 месяцев. И еще. СКБ-385 получило первый опыт передачи изделия своей разработки другому, незнакомому заводу. Этот опыт пригодится через пять лет, когда возникла необходимость аналогичной передачи другой ракеты.
По данным отдела надежности СКБ-385, собранным за много лет эксплуатации, ракета Р-17 характеризовалась невероятно высоким коэффициентом надежности, близким к единице. Простота конструкции, отработанность технологии и высокая надежность в эксплуатации обусловили ее пребывание на вооружении Советской армии и армий стран Варшавского Договора на протяжении более чем 30 лет
".
Источник: Юрий Бобрышев, «Так рождался знаменитый "СКАД"» («Двигатель», №5/2005)

Дополнительно:
Ракета 8К14 (Р-17) комплекса 9К72 «Эльбрус» на грунтовой тележке 2Т3М1 в Техническом музее. г.Тольятти
Жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-17 комплекса 9К72 «Эльбрус». Музей техники Вадима Задорожного