Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. История ракетного вооружения


Месторасположение: г.Санкт-Петербург, Александровский парк, 7
Официальный сайт: Военно-исторический Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ

Музей расположен совсем рядом с Петропавловской крепостью, добираться проще всего от станции метро "Горьковская". Часы работы: с 11.00 до 18.00.Выходные дни – понедельник, вторник, последний четверг месяца. Если вы знаете историю запуска в производство Зис-2, что из себя представляет ракета Р-1, то вперёд, к визуализации знаний и прикосновению к истории! :) Для обычных мальчишек и их родителей скажу главное: выставленная техника находится за ограждениями и лазить по ней охрана не позволяет. Впрочем, эта площадка доступна для бесплатного осмотра.
Если в огромные залы музея идти просто погулять/посмотреть по сторонам - быстро заскучаете. Таблички у экспонатов есть, но их чтение - занятие не слишком бодрящее :) Т.е. типовые диалоги в стенах музея примерно таковы:
- Пап-пап, а это что?
- Хм... это... пушка.
Поэтому: не поскупитесь на экскурсовода. Те сотрудники музея, которых я мельком слышал, работали увлечённо, с хорошей, доступной, подачей информации.
Прочие бытовые подробности: туалеты на первом этаже, гардероб есть, вещи в нём оставить можно.

Пусковая установка 2П2 с ракетой 3Р1 тактического ракетного комплекса 2К1 «Марс»

В 1953 году НИИ-1 получил техзадание на разработку тактической ракеты с дальностью стрельбы до 50 км. Помимо дальности полета в техническом задании оговаривались весовые и габаритные параметры изделия, а также требования относительно применения малогабаритной специальной боевой части.

Пусковая установка 2П2 с ракетой 3Р1, Артиллерийский музей

Пусковая установка 2П2 с ракетой 3Р1 тактического ракетного комплекса 2К1 «Марс»

В 1956 году к работам по ракетному комплексу привлекли СКБ-3 ЦНИИ-56 во главе с Василием Гавриловичем Грабиным. Перед конструкторским бюро поставили задачу разработать самоходную пусковую установку для ракеты, создаваемой НИИ-1. В качестве базы предлагалось использовать гусеничное шасси легкого плавающего танка ПТ-76.

Пусковая установка 2П3 с ракетой 3Р2 тактического ракетного комплекса 2К4 «Филин»

Пусковая установка 2П3 с ракетой 3Р2, Артиллерийский музей

Пусковая установка 2П3 с ракетой 3Р2 тактического ракетного комплекса 2К4 «Филин»

Пусковая установка 2П3 с ракетой 3Р2, Артиллерийский музей

Пусковая установка 2П3 с ракетой 3Р2 тактического ракетного комплекса 2К4 «Филин»

Боевая машина 2П26 противотанкового ракетного комплекса 2К15 «Шмель»

Боевая машина 2П26 противотанкового ракетного комплекса 2К15 «Шмель», Артиллерийский музей

Боевая машина 2П26 противотанкового ракетного комплекса 2К15 «Шмель»

Боевая машина 2П26 противотанкового ракетного комплекса 2К15 «Шмель», Артиллерийский музей

Боевая машина 2П26 противотанкового ракетного комплекса 2К15 «Шмель»

Боевая машина 2П27 противотанкового ракетного комплекса 2К16 «Шмель»

Боевая машина 2П27 противотанкового ракетного комплекса 2К15 «Шмель», Артиллерийский музей Боевая машина 2П27 противотанкового ракетного комплекса 2К15 «Шмель»
Боевая машина 2П27 противотанкового ракетного комплекса 2К15 «Шмель», Артиллерийский музей

Боевая машина 2П27 противотанкового ракетного комплекса 2К15 «Шмель»

Боевая машина 2П32 противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга»

Боевая машина 2П32 противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга», Артиллерийский музей

Боевая машина 2П32 противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга»

Противотанковый ракетный комплекс 9К111 «Фагот»

Противотанковый ракетный комплекс 9К11 «Малютка»

Противотанковый ракетный комплекс 2К8 «Фаланга»

Противотанковый ракетный комплекс 9К115 «Метис»

Зенитная управляемая ракета 9М37 ЗРК «Стрела-10»

Зенитная управляемая ракета 9М37 ЗРК «Стрела-10», Артиллерийский музей

Собранная ракета помещается в металлический контейнер, который служит для пуска изделия с направляющих пусковой установки, защиты от газопламенной струи двигателей соседних ракет, механических и атмосферных воздействий. В войсках ракеты 9М37 хранятся в контейнерах и при эксплуатации из них не извлекаются.

Зенитная управляемая ракета 9М37 ЗРК «Стрела-10», Артиллерийский музей

Двигательная установка с размещёнными на ней крыльями и блоком управления по крену.


В состав ЗУР 9М37 ЗРК "Стрела-10СВ" входила двухцветная ГСН. В дополнение к фотоконтрастному каналу, примененному в комплексе "Стрела-1М", использовался инфракрасный (тепловой) канал, что повышало боевые возможности комплекса при стрельбе навстречу и вдогон цели, а также при сильных помехах. Фотоканал мог использоваться как резервный, поскольку в отличие от теплового не нуждался в охлаждении, которое могло обеспечиваться лишь при однократной предпусковой подготовке управляемых ракет.

Зенитная управляемая ракета 9М37 ЗРК «Стрела-10», Артиллерийский музей

Объективы приёмника и передатчика неконтактного датчика цели. Прибор выдаёт электрический сигнал в боевую цепь предохранительно-исполнительного механизма при пролёте ракеты от цели на расстоянии до 4 метров.

Зенитная управляемая ракета 9М37 ЗРК «Стрела-10», Артиллерийский музей

Рули ракеты расположены в передней части, а крылья размещены в хвоствой части.

Зенитная управляемая ракета 9М37 ЗРК «Стрела-10», Артиллерийский музей

Пассивная двухдиапазонная оптическая головка самонаведения, с помощью которой осуществляется автоматическое сопровождение цели и выработка сигналов для формирования команд управления полётом ракеты.

Баллистическая оперативно-тактическая ракета Р-2

После ознакомления наших специалистов с немецким опытом проектирования и боевого применения ракет А-4, министр вооружения СССР Д.Ф. Устинов поставил следующую задачу: "Нашей промышленности надо будет начинать не с нуля, не с пустого места, научиться вначале тому, что было сделано в Германии. Мы должны точно воспроизвести немецкую технику раньше, чем начнем делать свою. Я знаю, это некоторым не нравится. Вы нашли много недостатков в немецкой ракете и горите желанием сделать посвоему. На первое время мы это запрещаем. Вначале докажите, что можете делать не хуже". Результатом работы над этой задачей стала копия немецкой А-4 - советская ракета Р-1.


Уже в 1947 году в отделе С.П. Королёва, начались работы над ракетой Р-2 с дальность полёта 600 км. Сергей Павлович рассматривал эту ракету как предварительную пробу сил перед качественным скачком к ракетам большой и межконтинентальной дальности. Чтобы уменьшить время проектирования и не скомпрометировать свои идеи дальнейшего развития ракетостроения, Королёв опирался на технологии опробованные на Р-1. При создании новой ракеты он ввёл принципиальные ограничения: не выходить за габариты ракеты по диаметру и использовать отработанный двигатель, хотя и форсированный до 35 тонн.

Жидкостные ракетные двигатели РД-100 (слева) и РД-101 (справа), Артиллерийский музей

Однокамерные кислородно-спиртовые ЖРД РД-100 (слева) и РД-101 (справа) с турбонасосной подачей компонентов топлива в камеру сгорания, предназначенные для установки на баллистические ракеты Р-1 и Р-2

Камера сгорания жидкостного ракетного двигателя РД-101 ракеты Р-2, Артиллерийский музей

Камера сгорания жидкостного ракетного двигателя РД-101 ракеты Р-2

Турбонасосный агрегат жидкостного ракетного двигателя РД-101 ракеты Р-2, Артиллерийский музей

Турбонасосный агрегат жидкостного ракетного двигателя РД-101

Контрольные отметки на одной из магистралей ЖРД ракеты Р-2, Артиллерийский музей

Контрольные отметки на одной из магистралей ЖРД ракеты Р-2


Новый двигатель Валентина Глушкова РД-101 по сравнению с РД-100 имел более высокие обороты турбины, повышенное давление в камере и использовал топливо с увеличенной до 92% концентрацией этилового спирта. РД-101 обеспечивал потребную тягу у земли 37 тс при удельном импульсе тяги 210 кгс*с/кг на уровне Земли. Кроме того новый двигатель стал легче в 1.4 раза. Были усовершенствованы пневмогидравлическая и электрическая схемы, применён парогазогенератор с твёрдым катализатором вместо жидкого.

Двигатель
ЖРД РД-101 / 8Д52 с тягой 36700-37000 кг у земли и 41200-41300 кг в пустоте. Двигатель создан на базе двигателя РД-100 ракеты Р-1 - уменьшена на 350 мм длина двигателя, масса снижена, увеличена тяга, импульс и ресурс. Ракета оснащена системой аварийной остановки двигателя. На ракетах Р-2 первых опытных серий (после испытаний Р-2Э) введена система двухступенчатой остановки ЖРД, что позволяло снизить влияние импульса последствия при выключении двигателя.
Подача топлива
турбонасосный агрегат на перекиси водорода
Окислитель
кислород
Горючее
92% этиловый спирт
Вспомогательное
топливо ТНА
80%-ный раствор перекиси водорода, жидкий катализатор не используется (заменен твердым). Перекись водорода хранится в торообразном баллоне.
Масса двигателя
930 кг
Удельный импульс
210-214 с у земли и 242 с в пустоте
Время работы
двигателя
85 сек
Камера сгорания жидкостного ракетного двигателя РД-101 ракеты Р-2, Артиллерийский музей

Камера сгорания жидкостного ракетного двигателя РД-101 ракеты Р-2

Форсированного двигателя было достаточно, чтобы заряд массой 1000 кг забросить на 600 км. Однако, для увеличения дальности требовалось гораздо большее количество топлива, а значит, баки большего размера и массы. Утяжеление конструкции Р-2 могло обнулить выигрыш, достигнутый за счет форсирования двигателя. Поэтому на Р-2 всё-таки появилось ряд новых конструкторских решений. На этой ракете впервые применили головную часть, отделявшуюся от корпуса ракеты по завершении активного участка полёта. Кроме того была снижена масса Р-2 за счёт использования топливного бака несущей конструкции из лёгких алюминиевых сплавов. Бак с окислителем остался подвесным. Приборный отсек перенесли в нижнюю часть корпуса. На Р-2 появилась радиокоррекция для повышения точности в боковом направлении. Через год после принятия на вооружение ракеты Р-1 закончились летные испытания ракетного комплекса Р-2 и он был принят на вооружение.

"Серийное производство Р2 осуществлялось в Днепропетровске, под конструкторским контролем будущего генерального конструктора М.К. Янгеля.
Высокой надежности, характерной для современных ракетносителей, добиться не удалось: у Р2 она не превышала 86%. Но свою роль ракета сыграла — было доказано, что несущий спиртовой бак исправно выполняет силовые функции, что головная часть успешно отделяется и благополучно достигает цели, что приборы управления способны работать так же хорошо, как они работали, находясь вблизи головной части. Важность этого успеха Устинов определил как экзамен на способность к самостоятельному творчеству.
Больше всего эта ракета известна в истории своим использованием в исследованиях верхних слоев атмосферы и поведения животных организмов при высотных ракетных пусках.
"
Источник: Хищенко Ю.М., «Первые шаги отечественного ракетостроения.»

Жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-17 (8К14)

На снимках - жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-17 (индекс ГРАУ — 8К14) входящая в комплекс оперативно-тактического назначения 9К72 «Эльбрус». Насколько я помню, на корпусе ракеты есть маркировка 9Н33ГВМ 875179. ГВМ означает, что перед нами габаритно-весовой макет, предназначенный для обучения расчётов заправке компонентами ракетного топлива. Фактически это емкость с баками окислителя и горючего, которая имитирует боевую ракету 8К14.

Жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-17 (индекс ГРАУ — 8К14), Артиллерийский музей

Характерным в компоновке ракеты является наружное расположение воздушных трубопроводов и электрокабелей, что облегчает сборку и эксплуатацию. Со стороны стабилизатора II - обтекатель кабельного ствола (виден на фотографии). Обтекатель воздущных трубопроводов расположен со стороны стабилизатора IV.

Жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-17 (индекс ГРАУ — 8К14), Артиллерийский музей

На II и III стабилизаторах - отрывные штепсельные разъёмы системы аварийного подрыва ракеты (закрыты штатной крышкой). На I стабилизаторе - разъём обогрева головной части.

Жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-17 (индекс ГРАУ — 8К14), Артиллерийский музей

В хвостовой части, на нижнем срезе корпуса изделия (по бокам от сопла двигателя) размещены отрывные штепсельные разъёмы Ш37, Ш38 системы управления (под самозакрывающимися крышками)

Жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-17 (индекс ГРАУ — 8К14), Артиллерийский музей

Хорошо видны литые алюминиевые опорные кронштейны, которые удерживают ракету после подъёма в стартовое положение. В нижней части, между I и IV стабилизаторами - мембрана выхлопной трубы ТНА (должна быть под заглушкой, которая снимается перед стартом).

Жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-17 (индекс ГРАУ — 8К14), Артиллерийский музей

Под красным кожухом - площадки на которые устанавливаются магнитные уровни (для выверки вертикальности установки) и угломерный прибор (для прицеливания). В вершине треугольной колодки - заправочный клапан пускового горючего, ниже - воздушные клапаны. Слева - клапан заправки воздушных баллонов, справа - подвода сжатого воздуха к ампульным батареям. Колодка разъёма служит для герметичного соединения бортовых магистралей с магистралями системы предстартового обслуживания и их разъединения при старте ракеты.

Жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-17 (индекс ГРАУ — 8К14), Артиллерийский музей

Надпись «Заправлять только Меланж 27И» говорит о том, что ракета учебная. Обратите внимание: красным цветом окрашиваются горловины бака окислителя. Заправочные и дренажные горловины бака горючего окрашиваются жёлтым цветом. В тех же цветах нанесена маркировка на защитные костюмы номеров расчета заправки горючим и окислителем. Такая маркировка должна предотвратить аварийные ситуации.

"В процессе испытаний все, что было задумано конструкторами СКБ-385, прошло практическую проверку. Технические требования к изделию по дальности стрельбы были перевыполнены. Мы сумели обеспечить дальность стрельбы 300 км вместо 150 км, которые могла обеспечить ракета Р-11МУ, и уменьшить время предстартовой подготовки до 25 мин вместо заданных 60 мин в основном благодаря: применению двигателя с более высокой удельной тягой и лучшим массовым совершенством; внедрению объемно-температурной заправки основными компонентами топлива; введению улучшений в конструкцию ряда узлов; применению более совершенной системы управления и других систем.
С самого начала мы ориентировались на использование наземного оборудования, разработанного для ракеты Р-11М. В результате нам удалось сэкономить не только средства, но и время, необходимое для создания системы. Ракета Р-17 была разработана всего за 3 года и 5 месяцев. И еще. СКБ-385 получило первый опыт передачи изделия своей разработки другому, незнакомому заводу. Этот опыт пригодится через пять лет, когда возникла необходимость аналогичной передачи другой ракеты.
По данным отдела надежности СКБ-385, собранным за много лет эксплуатации, ракета Р-17 характеризовалась невероятно высоким коэффициентом надежности, близким к единице. Простота конструкции, отработанность технологии и высокая надежность в эксплуатации обусловили ее пребывание на вооружении Советской армии и армий стран Варшавского Договора на протяжении более чем 30 лет
".
Источник: Юрий Бобрышев, «Так рождался знаменитый "СКАД"» («Двигатель», №5/2005)

Дополнительно:
Ракета 8К14 (Р-17) комплекса 9К72 «Эльбрус» на грунтовой тележке 2Т3М1 в Техническом музее. г.Тольятти
Жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-17 комплекса 9К72 «Эльбрус». Музей техники Вадима Задорожного