Месторасположение: Московская область, Звёздный городок
Официальный сайт: Центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина. Официальный Web-сайт
Навигация по странице:
Учебно-тренировочный самолёт Миг-15УТИ
Комплекс тренажёров ТПК «Союз»
Специализированные тренажёры сближения и стыковки транспортного корабля «Союз» («Дон-Союз ТМА» и «Дон-Союз ТМА 2»)
Стыковочный узел ТПК «Союз»
Комплекс макетов модулей орбитальной станции «Мир»
Технологические дубликаты модулей «Спектр» и «Природа» станции «Мир»
Комплексный тренажёр российского сегмента МКС
Модуль «Наука». Комплексный тренажер МК
Фрагмент модуля «Спектр» с креплениями для антенн и солнечных батарей
Комплексная экзаменующая тренировка (КЭТ)
Спускаемый аппарат беспилотного космического корабля «Союз-2»
Дополнительно:
Для обеспечения летных и отдельных видов специальных тренировок космонавтов Центру был придан 70-й отдельный испытательный тренировочный авиационный полк численностью 291 военнослужащий и 4 служащих с местом базирования на аэродроме «Чкаловский». В настоящее время учебный процесс обеспечивает персонал Объединённого авиационного отряда имени В.С. Серёгина, базирующийся на аэродроме «Чкаловский».
МиГ-15УТИ с бортовым номером 19 - один из учебных самолётов обеспечивавших лётную подготовку космонавтов первого набора. Ю.А. Гагарин и полковник В.С. Серёгин разбились на аналогичной спарке с бортовым №18.
Комплексные тренажёры космического корабля предназначены для подготовки космических экипажей к управлению транспортным пилотируемым кораблём «Союз ТМА» на всех участках полета.
Основанием для создания комплексного тренажера ТК «Союз Т» (ТДК-7СТ1) явилось постановление ВПК при СМ СССР №288 от 17.11.72 г. и решение межведомственной комиссии № 267 от 30.09.76 г. Дата проведения МВИ – июль 1980 года. Головной разработчик – СОКБ КТ НИИАО. После доработки в период 1997-2002 г под модифицированный ТК «Союз ТМА» с № 211 тренажер получил название ТДК – 7СТ3.
Источник: ТДК-7СТ3
Комплексный тренажер ТДК-7СТ2 был создан в 1986 году по программе «Союз ТМ». Головной разработчик – СОКБ КТ НИИАО. Основание для разработки - Постановление ВПК при СМ СССР № 275 от 13.09.79 г. и № 45 от 02.02.83 г. Государственные испытания тренажера завершились 03.06.87 г. В период 2003-2007 г. тренажер был доработан под ТПК «Союз ТМА» серии 200, после чего тренажер получил название ТДК – 7СТ4.
Источник: ТДК-7СТ4
"Специализированные тренажеры сближения и стыковки транспортного корабля «Союз» («Дон-Союз ТМА» и «Дон-Союз ТМА 2») предназначены для формирования и поддержания у экипажа навыков ручного управления транспортным пилотируемым кораблем и его системами при выполнении сближения, облета, причаливания, стыковки и расстыковки с орбитальными комплексами, а также для отработки режимов срочного покидания МКС экипажем на двух кораблях одновременно (комплексная работа двух тренажёров). Тренажёры «Дон-Союз» обеспечивают экипажу наблюдение полной внешней визуальной обстановки во всех оптических и телевизионных средствах наблюдения корабля, в том числе в иллюминаторе блистера бытового отсека для обучения бортинженера работе с навесными приборами (лазерным дальномером ЛДИ-11 и блоком вычисления БВК) при отработке дальнего ручного сближения с МКС.
В состав каждого тренажера входят:
Тренажёр «Телеоператор» предназначен для подготовки экипажа к реализации режима ручного телеуправления сближением и стыковкой беспилотных объектов
Специализированный тренажер «Телеоператор» обеспечивает подготовку к контролю автоматических и выполнению ручных операций сближения и стыковки транспортных грузовых кораблей и целевых модулей к различным портам российского сегмента МКС в режиме телеоператорного ручного управления.
Система стыковки и внутреннего перехода состоит из двух компонентов: активного щупа и пассивного причала. Щуп входит в конус, затем его конец захватывается мягким захватом с защёлкой и втягивается с помощью электрических двигателей, чтобы обеспечить выравнивание. Затем восемь замков жёсткого захвата прочно скрепляют два корабля. После жёсткого закрепления, давление между стыкуемыми аппаратами выравнивается через интерфейс проверки герметичности системы. Порт содержит переходной туннель с внутренним диаметром 800 мм. Кольцо вокруг этого туннеля содержит ряд разъёмов, обеспечивая передачу электроэнергии, данных и топлива между двумя пристыкованными транспортными средствами
См. также:
Андрогинный стыковочный модуль | Центр «Космонавтика и авиация» на ВДНХ
Стыковочный узел транспортного пилотируемого корабля «Союз» | Центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина
Андрогинный периферийный агрегат стыковки (технологический дубликат) | Мемориальный Музей космонавтики
Стыковочный узел АПАС-89 | Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского
Макет модуля «Кристалл» - четвёртого модуля орбитальной станции «Мир». На переднем плане - оборудованный двумя узлами АПАС-89 модуль, к которому в 1995 году пристыковали переходной отсек между «Кристаллом» и челноком «Спейс шаттл»
Стыковочный узел модуля «Кристалл», изначально проектировали для «Бурана», а позднее использовали для стыковки к станции «Мир» американских кораблей «Спейс шаттл»
Полётный скафандр «Сокол-КВ» (регулятор давления выполнен заодно с клапаном дыхания и размещён по центру груди под шлемом) принадлежал космонавту Лазуткину Александру Ивановичу (инициалы ЛАИ на перчатке). После полёта такие скафандры отдают на работу с тренажёрами и в программы выживаемости.
Среднеформатные фотокамеры «Киев-6С» использовались советскими космонавтами с начала 1970-ых годов. В начале 1980-ых их сменили фотокамеры Hasselblad.
Фотокамера Fujica AF также использовалась советскими космоноватами на борту орбитальной станции «Мир»
"Исследовательский модуль «Спектр» (77КСО). Спектр (TKM-O, 77KSO, 11F77O) — пятый модуль, пристыкованный к орбитальной станции «Мир». Модуль предназначался для наблюдения за окружающей средой Земли, содержал оборудование для атмосферного и поверхностного исследования. Модуль также имел четыре солнечных батареи, которые производили приблизительно половину электроэнергии для станции. Первоначально модуль был разработан как часть сверхсекретной военной программы под кодовым названием «Октант»; на нём располагались две пусковые установки для запуска ракет-перехватчиков.
В отличие от других модулей станции, на «Спектре» были установлены X-образные солнечные батареи, общая площадь которых составляла 65 квадратных метров, а мощность почти 7 киловатт. Таким образом модуль «Спектр» становился самым важным источником энергии «Мира», и особенно модулей «Кристалл», «СДМ» и «Природа», работавших без собственных солнечных батарей.
...
25 июня 1997 года транспортный грузовой корабль Прогресс М-34 столкнулся с модулем «Спектр», при проведении эксперимента по ручной стыковке в режиме БПС+ТОРУ (баллистическое прецизионное сближение — телеоператорный режим управления). Столкновение произошло из-за ошибки при испытании новой системы управления и сближения. Помимо огромных повреждений солнечных батарей, в результате столкновения образовалась пробоина площадью 2 см? во внешней оболочке модуля, что привело к снижению давления воздуха на всей станции. Во время столкновения на «Мире» находились космонавты Василий Циблиев и Александр Лазуткин, а также американский астронавт Майкл Фоул.
ЦУП срочно отдал команду загерметизировать модуль, обеспечив тем самым жизнеобеспечение станции. Ситуацию осложнило то, что через люк, соединяющий модуль со станцией, пролегали кабели. Вместо того чтобы покинуть станцию на борту пристыкованного Союза ТМ-25, экипаж решил герметически изолировать повреждённый модуль, для чего пришлось срочно отсоединять многочисленные кабели и шланги, проложенные через стыковочный люк. Отсечение модуля повлекло за собой временную потерю электроэнергии, вырабатываемой станцией — с обесточиванием модуля были отключены солнечные батареи «Спектра».
Ко времени аварии «Спектр» был главным источником энергии станции «Мир» (порядка 40 % электроэнергии). Из-за повреждения солнечных батарей и прерывания важных кабельных соединений при изолировании модуля солнечные панели модуля не могли поворачиваться к Солнцу и отдавать энергию на станцию. Таким образом, орбитальная станция потеряла почти половину электрической энергии."
Источник: Википедия
Дубликат научно-исследовательского модуля «Природа» (77КСИ) запущенного 23 апреля 1996 год к станции «Мир»
"Первая попытка ремонта состоялась в августе 1997 года в рамках экспедиции Союза ТМ-26, во время которой специально обученные космонавты Соловьёв и Виноградов прибыли на станцию. Во время выхода в скафандрах в «закрытый космос» повреждённого модуля они починили главный кабель и прочие пучки кабелей, перерезанные во время изоляции модуля. Это был первый шаг на пути к управлению солнечными батареями и восстановлению большей части энергоресурсов станции.
Среди других попыток восстановления модуля можно отметить пятичасовой выход в открытый космос 1 октября 1997, в рамках посещения шаттла Атлантис (STS-86), во время которого космонавты Владимир Титов и Скотт Паразински закрепили на стыковочном отсеке специальную оболочку ("Крышку"). Данная оболочка могла бы использоваться для закрытия дыры на обшивке модуля Спектр в последующих выходах в космос[4]. После отстыковки челнока модуль «Спектр» был заполнен воздухом, после чего экипаж шаттла наблюдал выход воздуха, пытаясь обнаружить место разгерметизации.
Несмотря на продолжавшиеся попытки восстановления, во время (последнего) посещения шаттла Дискавери (STS-91) его экипаж наблюдал утечку воздуха из модуля. Даже последний экипаж станции (Союз ТМ-30) тщетно попытался устранить течь во время выхода в открытый космос. Починить модуль так и не удалось."
Источник: Википедия
Дубликат научно-исследовательского модуля «Природа» (77КСИ) запущенного 23 апреля 1996 год к станции «Мир»
Дубликат научно-исследовательского модуля «Природа» (77КСИ) запущенного 23 апреля 1996 год к станции «Мир»
Дубликат научно-исследовательского модуля «Природа» (77КСИ) запущенного 23 апреля 1996 год к станции «Мир»
Дубликат научно-исследовательского модуля «Природа» (77КСИ) запущенного 23 апреля 1996 год к станции «Мир»
Дубликат научно-исследовательского модуля «Природа» (77КСИ) запущенного 23 апреля 1996 год к станции «Мир»
Дубликат научно-исследовательского модуля «Природа» (77КСИ) запущенного 23 апреля 1996 год к станции «Мир»
Дубликат научно-исследовательского модуля «Природа» (77КСИ) запущенного 23 апреля 1996 год к станции «Мир»
Дубликат научно-исследовательского модуля «Природа» (77КСИ) запущенного 23 апреля 1996 год к станции «Мир»
"Развитие комплекса тренажеров орбитальных модулей российского сегмента Международной космической станции (РС МКС) определяется стратегией пилотируемой космонавтики, предусматривающей постепенное наращивание российских орбитальных модулей в течение предстоящих лет. Планируется, что в состав РС МКС будут введены многоцелевой лабораторный модуль (МЛМ), узловой модуль (УМ), научно-энергетический модуль (НЭМ) и многоцелевой автоматический космический аппарат (КА) «ОКА-Т».
...
Комплекс тренажеров модулей РС МКС предназначен для отработки экипажем и наземным персоналом действий по эксплуатации систем и полезной нагрузки РС МКС, а также по обеспечению безопасности объединенного экипажа и живучести МКС. На протяжении уже почти 20 лет комплекс тренажеров находится в состоянии постоянного развития. В соответствии с постепенным наращиванием МКС новыми модулями в состав комплекса интегрируются новые тренажеры, дорабатываются тренажерные системы, математические и визуальные модели.
Тренажеры, входящие в состав современного комплекса, по специализации и структурной организации можно разделить на две группы. В первую группу входят тренажеры, разработанные в составе тренажерного комплекса (ТК) РС МКС:
• комплексный тренажер служебного модуля «Звезда» – тренажер «СМ»;
• комплексный тренажер функционально-грузового блока «Заря» – тренажер «ФГБ»;
• комплексный тренажер стыковочного отсека «Пирс» – тренажер «СО1»;
• комплексный тренажер малого исследовательского модуля № 1 «Рассвет» – тренажер «МИМ1»;
• комплексный тренажер малого исследовательского модуля № 2 «Поиск» – тренажер «МИМ2»;
• учебно-тренировочный макет транспортного грузового корабля «Прогресс» – УТМ ТГК.
Во вторую группу входят специализированные тренажеры автономные:
• специализированный тренажер европейского манипулятора – тренажер «Дон-ERA»;
• специализированный тренажер телеуправления транспортными грузовыми кораблями и целевыми модулями – тренажер «Телеоператор»;
• тренажер шлюзования и выхода в открытый космос – тренажер «Выход».
На всех тренажерах орбитальных модулей обеспечивается решение общих задач подготовки, таких как:
• изучение экипажем внутреннего интерьера модулей, расположения оборудования, приборов и элементов бортовых систем и полезной нагрузки, способов их крепления, монтажа и демонтажа;
• отработка навыков по работе с бортовыми системами и научной аппаратурой в штатных и расчетных нештатных ситуациях;
• отработка навыков выполнения монтажно-демонтажных работ, операций технического обслуживания научной аппаратуры и бортовых систем модулей;
• отработка навыков по расконсервации и консервации модулей;
• отработка действий экипажа в аварийных ситуациях (пожар, разгерметизация, токсичность атмосферы).
Помимо перечисленных задач в соответствии со специализацией модулей на тренажерах обеспечивается решение ряда специфических задач подготовки.
...
Комплекс создавался по технологии, разработанной на основе более чем тридцатилетнего опыта построения космических тренажеров, опробованной на последних тренажерах по программе «Мир» и усовершенствованной в свете новых информационных технологий. Основная концепция технологии заключается в выделении и унификации идентичных для всех тренажеров систем, построении унифицированных систем в виде типовых модулей, разрабатываемых как открытые системы, которые в последующем могут дополняться и расширяться с учетом конкретного применения."
Е.В. Полунина, Л.Е. Шевченко, «Развитие комплекса тренажеров орбитальных модулей российского сегмента МКС»
Комплексный тренажер служебного модуля «Звезда» – тренажер «СМ».
"В СМ находятся основные вычислительные средства и системы, обеспечивающие управление бортовыми системами и полезной нагрузкой модулей РС МКС и МКС в целом и взаимодействие с Центром управления полетами и центральным компьютером американского сегмента. Поэтому в дополнение к общим задачам на комплексном тренажере «СМ» отрабатываются навыки выполнения мультисегментных операций (совокупность взаимосвязанных операций, выполняемых экипажами на российском и американском сегментах или на одном из сегментов с дистанционным изменением режимов работы бортовых систем другого сегмента)."
Е.В. Полунина, Л.Е. Шевченко, «Развитие комплекса тренажеров орбитальных модулей российского сегмента МКС»
Малые исследовательские модули «Рассвет» и «Поиск».
"Основным целевым назначением тренажеров «МИМ1» и «МИМ2» является отработка навыков подготовки и проведения космических экспериментов: монтаж, подключение аппаратуры к бортовым системам модулей, проведение экспериментов, экспресс-обработка результатов исследований и их передача на Землю"
Е.В. Полунина, Л.Е. Шевченко, «Развитие комплекса тренажеров орбитальных модулей российского сегмента МКС»
"Учебно-тренировочный макет ТГК «Прогресс» обеспечивает подготовку космонавтов к выполнению разгрузочных работ с использованием системы инвентаризации, отработку проведения операций по восполнению ресурсов системы жизнеобеспечения российского сегмента МКС."
Е.В. Полунина, Л.Е. Шевченко, «Развитие комплекса тренажеров орбитальных модулей российского сегмента МКС»
Созданная на основе дублёра «Зари» огромная «Наука», которую не могут отправить в космос.
На заднем плане - комплексный тренажер функционально-грузового блока «Заря» – тренажер «ФГБ», на котором отрабатывается размещение грузов и проведение их инвентаризации
Модуль «Наука». Телескопическая стрела для перемещения оборудования на внешней поверхности орбитальной станции
Комплексный тренажер стыковочного отсека «Пирс» – тренажер «СО1».
"На тренажере «СО1» проводится обучение космонавтов по выполнению операций выхода в открытый космос, включая операции, выполняемые в день выхода: подготовка скафандра к использованию, управление комплексом средств шлюзования модуля СО1 в соответствии с требуемыми циклограммами работ."
Е.В. Полунина, Л.Е. Шевченко, «Развитие комплекса тренажеров орбитальных модулей российского сегмента МКС»
Универсальное вращающееся, наклоняющееся кресло (УВНК-64) для проведения тренировок вестибулярного аппарата космонавтов с целью облегчить адаптацию к невесомости
Устройство «Якорь А-Р» для фиксации ног космонавта во время работы на поверхности орбитальной станции использовалось в составе специализированного тренажёра «Выход». Тренажёр «Выход» предназначен для подготовки космонавтов по операциям обслуживания и эксплуатации выходного скафандра «Орлан», по процедурам шлюзования и отдельным рабочим операциям внекорабельной деятельности.
Подготовка космонавта занимает от 8 до 10 лет. Стоимость подготовки составляет примерно 80 миллионов долларов. Как ни странно, высокие расходы на подготовку уникального специалиста обеспечивают высокую вероятность нескольких полётов, ведь «Роскосмос» хочет получить максимальную отдачу от понесённых затрат. В этом отличие текущей ситуации от советских времён, когда космонавт мог совершить единственный полёт.
После зачисления в отряд кандидаты проходят первый этап. Он занимает два года и посвящён общекосмической подготовке — теории полета, системам управления, навигации, принципам создания космических кораблей, ракет-носителей и стартовых комплексов, базовым знаниям корабля и начальным умениям работы с его системами. Курс заканчивается государственным экзаменом, по итогам которого могут отправить на дополнительную подготовку.
Второй этап — подготовка по группам специализации. Он также занимает не менее двух лет. От былого разнообразия специализаций сейчас осталась одна — МКС.
Третий этап — подготовка в составе экипажей. Командиром экипажа всегда будет российский космонавт. Длительность этапа — два года. Единственное исключение — космические туристы, которых готовят один год.
Одолев годы упорной учёбы, напряжённых тренировок, 150 экзаменов и зачётов, экипажи проходят «пробный экзамен» на знание российского сегмента МКС, который называется «Типовые полётные сутки». В соответствии с циклограммой «пробного экзамена» космонавты и астронавты выполняют типовые операции, из которых состоит стандартный день экипажа на орбите. Инструкторская бригада ставит соответствующие задачи. Это может быть замена блоков в системе электропитания, медицинские исследования, бытовые операции, проведение научного эксперимента, который включён в программу будущего полета.
Особое внимание во время «Типовых полетных суток» уделяется отработке нештатных ситуаций с системами жизнеобеспечения, связи и т.п.
Испытуемые должны отреагировать на возникновение нештатной ситуации, например разгерметизации, руководствуясь бортовыми инструкциями и теоретическими знаниями о системах российского сегмента МКС.
Инструкторы обращают особое внимание не только на отличные знания алгоритма действий в нештатной ситуации, но и на слаженную работу внутри экипажа, на доверие и взаимопомощь. «Типовые сутки» завершаются анализом работы, который проводит бригада ЦПК.
Устройство «Якорь А-Р» для фиксации ног космонавта во время работы на поверхности орбитальной станции в открытом космосе
Устройство «Якорь А-Р» использовалось совместно с тренажёром «Выход-2» для отработки навыков внекорабельной деятельности
В финале подготовки основной и дублирующий экипажи запланированной экспедиции на МКС переходят к комплексным экзаменующим тренировкам. Экзаменующая тренировка, на которой космонавты фактически получают допуск к полёту, требует от них продемонстрировать все свои знания и умения. КЭТ проходит два дня. В первый день один из экипажей "экзаменовывается" на тренажёре транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-М», а второй - на тренажёре российского сегмента МКС. На следующий день они меняются тренировочными залами.
В любом случае, один из членов экипажа расписывается на вытянутом конверте с "билетом" в котором описаны нештатные ситуации, выпавшие на их долю.
В "билет" КЭТ на МКС обычно входят четыре нештатные ситуации (отказы систем) и одна авария (это может быть пожар, разгерметизация или утечка аммиака). Примерный состав "билета" КЭТ на «Союзе» мне выяснить не удалось. В любом случае, в ходе условного полёта на экзаменационной тренировке, космонавты и астронавты должны распознать нештатные ситуации, которые для них смоделировали инструкторы Центра, осознать их, определить порядок действий по ликвидации проблем и приступить к их выполнению. Выбираться из нештатной ситуации нужно как самостоятельно, так и с помощью «Земли».
В качестве реальных заданий выданных экипажам недавних экспедиций на МКС могу привести несколько вводных. Авария радиотехнических систем «КУРС-1» и «КУРС-2» на дальности 5 км, а, следовательно, переход на ручное сближение. Разгерметизация пневмосистемы комбинированной двигательной установки, приведшая к необходимости выполнения срочного спуска с орбиты. Выполнение манёвра увода МКС от космического мусора. Действия при возникновении ликвидируемого пожара на российском сегменте МКС. Разгерметизация станции, а значит необходимость изолировать МКС, перейти в «Союз» и подготовиться к спуску. Отмечу, что очерёдность прохождения КЭТ и описания нештатных ситуаций практически всегда можно найти в пресс-релизах «Роскосмос».
Как правило, по итогам КЭТ межведомственная комиссия рекомендует к прохождению дальнейших тренировок основной и дублирующий экипажи. Однако, неудачная сдача экзамена может повлиять на замену основного состава на дублёров. Окончательно составы экипажей утверждает госкомиссия на космодроме за несколько дней до старта.
"После апрельской трагедии руководство стало намного осторожнее. Еще один беспилотный «Союз» — «Космос-238» — запустили 28 августа 1968 года. В следующем полете предусматривалась пилотируемая стыковка двух кораблей. Однако в отличие от апреля 1967 года планы были более сдержанными: «Союз-2» в пассивном исполнении в части систем сближения и стыковки был запущен в беспилотном варианте, а на следующий день на пилотируемом «Союзе-3» полетел только один космонавт — Георгий Тимофеевич Береговой. Первый раз на орбиту поднялся участник войны, боевой летчик, Герой Советского Союза, получивший это звание за 186 боевых вылетов на знаменитых штурмовиках Ил-2. Его очень поддерживал другой ветеран войны — генерал Каманин, начальник отряда космонавтов.
Запуск обоих «Союзов» прошел успешно. Второй корабль вывели в нужную зону, и дальнее сближение произошло без отклонений, автоматически. На расстоянии 160 м от пассивного беспилотного «Союза» космонавт взял управление на себя. Дальше произошло то, чего никто не ожидал.
На расстояниях в 100-200 м при относительных скоростях порядка 1 м/с законы орбитального полета практически не оказывают влияние на относительное движение, а космонавт может управлять кораблем почти как самолетом. Через оптический прибор под названием «визир специальный космонавта» (ВСК) он наблюдает цель: на таком расстоянии она хорошо видна. Когда расстояние уменьшается до нескольких десятков метров, становится видной специальная мишень, которая служит для окончательного выравнивания кораблей таким образом, чтобы стыковочные агрегаты расположились соосно, без боковых и угловых отклонений. Для управления в темноте, при полете в тени Земли, на пассивном корабле установлены специальные огни, почти как на самолете. Для управления поступательным движением корабля и угловыми поворотами (то есть ориентацией) имеются две ручки управления движением и ориентацией — РУД и РУО. У каждой ручки — три степени подвижности по числу степеней свободы корабля: первая — вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад, вторая — по тангажу, рысканию и крену, как эти углы называют в авиации и в ракетной технике. При такой ничем не ограниченной свободе движения управлять кораблем совсем не просто. Полная свобода, похоже, одинаково опасна как на Земле, так и в космосе. Требуется навык, который приобретается на специальных тренажерах. Данная задача тоже совсем не проста. На Земле нужно сымитировать то, что видит и делает на орбите космонавт, как реагируют на его команды корабли, как они движутся друг относительно друга по всем шести степеням свободы, как меняется окружающая обстановка. Такой тренажер создали и установили в ЦПК и у нас — в Подлипках, куда космонавты приезжали тренироваться, учиться стыковаться на орбите.
...
Несколько обстоятельств значительно осложнили задачу в космосе.
Во-первых, сближение началось сразу после выхода пилотируемого корабля на орбиту и космонавт не успел адаптироваться к невесомости, которая безусловно подействовала на него, особенно сильно в первые минуты. Сколько ни рассказывай о ней, ни описывай ее действие, человеческий организм реагирует на нее по-своему, а его психика непредсказуема. Думаю, все это с лихвой испытал Береговой.
Во-вторых, сближение проходило ночью, в темноте, цель — «Союз-2» — предстала перед космонавтом в виде не очень ярких мигающих огней; правильно сориентировать по ним свой корабль было совсем не простым делом.
В-третьих, отрицательную роль сыграл возраст космонавта: 47-летний человек имел естественную, возрастную дальнозоркость и в условиях плохой видимости снаружи и малой освещенности внутри кабины различал цель плохо, а лишний раз прочитать бортовую инструкцию без очков было трудно. В результате он неправильно сориентировал свой «Союз» по крену, перевернув его на 180°. На конечном участке причаливания машина, как говорится, не слушалась руля. На борту не было персонального компьютера, который дал бы подсказку: «Ошибка по крену», — «Пи-Си» еще не было и в помине даже на Земле."
Владимир Сергеевич Сыромятников, «100 рассказов о стыковке»
В 1968 году космический корабль «Союз-2» выполнил полёт в автоматическом режиме. Попытка стыковки с пилотируемым «Союз-3» оказалась неудачной.
"Первым, кто испытал доработанный пилотируемый корабль, стал Береговой. В полете он допустил грубейшую ошибку при сближении с беспилотным кораблем. Увидев беспилотный корабль, он не обратил внимания на то, что тот, хотя и повернут к нему носом, но перевернут «вверх ногами». Дело в том, что и в процессе ручного управления причаливанием взаимная ориентация продольных осей корабля друг на друга осуществлялась автоматически с помощью антенн, расположенных не на оси корабля, а сбоку, примерно на расстоянии 1,2 метра от продольной оси. Соответственно, на одном корабле эта антенна находилась справа от плоскости симметрии, а на другом слева. Поэтому, прежде чем начинать действия по сближению кораблей, надо было понять, где «верх», а где «низ» у корабля, с которым сближаешься, выровнять крен, с тем чтобы в процессе сближения «верх» одного корабля смотрел на «верх» другого, а «низ» смотрел на «низ» и, соответственно, оси антенн ориентации смотрели друг на друга. Береговой, судя по всему, не понял существа дела. Он выровнял крен с точностью до наоборот. То есть он наблюдал беспилотный корабль, надвигавшийся на него «вверх ногами», но не понимал этого.
Сближение происходило в темноте. Для того чтобы можно было отличить, где «верх», а где «низ» на корабле, к которому подходишь, на корпусе аппарата в плоскости симметрии были расположены четыре огня: два светящих непрерывно (верхних) и два мигающих (нижних). «Верх» и «низ», конечно, условные: «верх» - там, где голова пилота, сидящего в кресле, а «низ» - там, где его ноги. Для правильной ориентации по крену совсем не нужно было следить за четырьмя огнями сразу. Достаточно видеть только крайние (то есть самые верхние и самые нижние). После выравнивания по крену внутренние огни автоматически должны были занять правильное положение. Но поскольку Береговой ориентировал корабль «вверх ногами», то антенна ориентации на его корабле оказалась расположена справа от него, а антенна ориентации беспилотного корабля - слева (а она должна была быть, при правильной ориентации, тоже справа!).
Автоматическая взаимная ориентация кораблей по этим антеннам приводила к тому, что на большом расстоянии отклонение по рысканию было незаметно, но по мере уменьшения расстояния между кораблями обнаруживалось, что линия ориентации не параллельна продольным осям кораблей, а все более и более перекашивается, и пилот наблюдает, как нос беспилотного корабля по мере приближения к нему отворачивается в сторону!
Тогда, в полете, Береговой так и не понял этого. Отходил и вновь предпринимал попытку сближения, и опять, по мере сближения, корабль отворачивался от него. Ко времени входа обоих кораблей в зону связи он истратил все топливо, выделенное на сближение (причем выделенное с большим запасом). Пришлось на Земле принять решение об отказе от попыток к стыковке.
Эта очередная неудача с «Союзом» очень, конечно, расстраивала. Обидно было, что она произошла по такой глупой причине, как неспособность летчика-испытателя различить обозначенные огнями «верх» и «низ» у встречного корабля. Еще более обидно было, что такая ситуация произошла из-за амбиций ВВС: они настаивали на том, чтобы управление сближением было у пилота. Как они ни были неграмотны, все же понимали, что на больших расстояниях пилоты не смогут заменить счетно-решающие устройства, но тем не менее порулить хотелось, и мы имели глупость разрешить космонавту ручное управление процессом причаливания с расстояния двухсот метров до стыковки. Ручное управление причаливанием для нас было резервным вариантом на случай выхода из строя какого-нибудь звена в цепочке управления.
Режимы автоматического управления были уже дважды проверены в беспилотных полетах и завершились нормальной стыковкой. Нельзя было в первом пилотируемом полете идти на резервный вариант управления причаливанием. Резервный вариант управления причаливанием можно было бы проверить и позже. Но ВВС приставали ко всем, к кому только было можно и нельзя, с требованием: дайте порулить. Легко, опять же, просматривалось желание найти еще один довод в пользу сохранения монополии на подготовку космонавтов. Если бы мы не поддались этому нажиму, то сближение и стыковка закончились бы успешно: ведь автоматика благополучно сблизила корабли с 20 километров до двухсот метров.
Когда еще во время полета я объяснил в Центре управления (тогда он был в Евпатории), что из того, что сообщил по радио Береговой, следует, что он просто не разобрался в том, где «верх», а где «низ», и шел на стыковку, так сказать, «вверх ногами», представители ВВС бурно возмущались: «Вы что? Вы нас за идиотов держите?» Идиоты не идиоты, а факты есть факты. Когда Береговой вернулся, он понял, в чем дело, и признал, что именно так и было. Я далек от того, чтобы обвинять в чем бы то ни было Берегового: сразу после выведения на орбиту ему надо было выполнять сложную ответственную операцию, ничего не пропуская из видимого, действовать трезво и расчетливо. Это мы не должны были уступать амбициям ВВС."
Константин Петрович Феоктистов, «Траектория жизни»