Центральный дом авиации и космонавтики


Месторасположение: г.Москва, ул. Красноармейская, 4
Официальный сайт: Центральный дом авиации и космонавтики ДОСААФ России
Навигация:
Модели первых русских многомоторных самолётов
Авиационный ротативный мотор Le Rhone 9C
Поршневой авиационный двигатель М-34РНА
23-мм авиационная двухствольная пушка ГШ-23Л
Контейнер для подопытной собаки
Тренировочный костюм первой женщины-космонавта Валентины Терешковой
Скафандр СК-1
Скафандр «Сокол-К»
Макет кабины орбитального корабля-ракетоплана «Буран»

Модели первых русских многомоторных самолётов

"«Русский витязь» — первый в мире четырехмоторный самолет, первенец тяжелой авиации. История его создания такова. После отказа военного ведомства принять на вооружение самолет С-6Б правление завода разрешило И. И. Сикорскому построить в порядке опыта “большой аэроплан для стратегической разведки”. Был разработан проект и проведен ряд исследований в аэродинамических лабораториях, причем заранее предусматривалась постановка на самолете как двух, так и четырех двигателей. Самолет, первоначально названный “Гранд-Балтийский” (иногда назывался “Гранд” и “Большой Балтийский”), строился на РБВЗ зимой 1912—1913 гг. в обстановке, когда даже авиационные специалисты не верили в возможность полета большого самолета с несколькими двигателями.
... «Русский витязь» просуществовал недолго. 11 сентября 1913 г. на 3-м конкурсе военных самолетов с пролетавшего над ним самолета “Меллер- II” сорвался двигатель и упал на его левую коробку крыльев, сильно повредив ее. После этого самолет не восстанавливался, к тому же и дерево его уже успело отсыреть и вызывало сомнения в прочности.
Роль самолета «Русский витязь» в истории авиации огромна. Это был прототип всех дальнейших тяжелых самолетов с двигателями, установленными в ряд на крыле независимо от их схемы. Самолет был удачным и послужил предметом большой и вполне заслуженной национальной гордости. Прямым продолжением его является самолет “Илья Муромец”, первый экземпляр которого был закончен постройкой в октябре 1913 г
".
Источник: Шавров, В. Б., "История конструкций самолётов в СССР до 1938 г."

Модель первого в мире четырёхмоторного самолёта «Русский витязь», Центральный дом авиации и космонавтики Модель первого в мире четырёхмоторного самолёта «Русский витязь», Центральный дом авиации и космонавтики Модель первого серийного многомоторного бомбардировщика «Илья Муромец», Центральный дом авиации и космонавтики Модель первого серийного многомоторного бомбардировщика «Илья Муромец», Центральный дом авиации и космонавтики

Модель первого в мире четырёхмоторного самолёта «Русский витязь»

Носовая часть фюзеляжа «Русского витязя» образовывала открытый балкон, за которым шла закрытая остекленная кабина

Модель первого серийного многомоторного бомбардировщика «Илья Муромец»

На первых самолётах типа «Илья Муромец» под фюзеляжем были сделаны дополнительные полозы (“среднее шасси”)

"Выпущенный вслед за “Русским витязем” большой четырехмоторный самолет Русско-Балтийского вагонного завода был назван “Ильёй Муромцем”, и это название стало именем собирательным для целого класса тяжелых самолетов, построенных этим заводом на протяжении 1914—1918 гг.
Самолет “Илья Муромец” был прямым развитием “Русского витязя”, причем без существенных изменений осталась только общая схема самолета и его коробка крыльев с установленными на нижнем крыле в ряд четырьмя двигателями. Фюзеляж был принципиально новый:впервые в мировой практике он был сделан сплошным, цельным без выступающей кабины, четырехгранного сечения, высотой более человеческого роста, без шпренгельных усилений. Передняя часть его была занята кабиной. “Илья Муромец” был прототипом всех дальнейших военных и гражданских самолетов, с фюзеляжем, заключающим кабину в обтекаемом корпусе.
Интересно, что к окончательной схеме самолете) конструкторы пришли не сразу. Первоначально самолет имел между коробкой крыльев и оперением еще одно, среднее, крыло с кабанами для крепления его расчалок, а под фюзеляжем были сделаны дополнительные полозы (“среднее шасси”). Сначала была установлена (по предположению К. К. Эрганта) даже целая бипланная коробка и в таком виде были сделаны первые подлеты Однако дополнительные крылья себя не оправдали, грузоподъемность от этого не увеличивалась, и они были сняты. От снятых средних крыльев осталась на фюзеляже площадка с перилами, на которой можно было стоять в полете.
Была первоначально и еще одна особенность в компоновке самолета. Учитывая военное назначение “Муромца” и предполагая использовать для его вооружения 37-мм пушку и два пулемета, конструкторы поставили на средних полозах шасси “орудийно-пулеметную площадку”, расположив ее перед носом фюзеляжа, ни метр ниже его, почти у самой земли на стоянке. Стрелок должен был вылезать на эту площадку из кабины во время полета. Площадка была ограждена перилами. В дальнейшем (после первой серии) она была упразднена
".
Источник: Шавров, В. Б., "История конструкций самолётов в СССР до 1938 г."

Модель прототипа бомбардировщика «Святогор», Центральный дом авиации и космонавтики Модель прототипа бомбардировщика «Святогор», Центральный дом авиации и космонавтики Модель прототипа бомбардировщика «Святогор», Центральный дом авиации и космонавтики Модель прототипа бомбардировщика «Святогор», Центральный дом авиации и космонавтики

Модель прототипа бомбардировщика «Святогор»

"... в 1913 г. В. А. Слесарев проектировал и начал строить самолет с передачей от двигателя на два винта “Святогор”. Самолет представлял собой большой трехстоечный биплан с двумя двигателями в фюзеляже и с передачей от них на два очень больших винта, расположенных между крыльями, за их задней кромкой. Шасси — четырехколесное (рис 130) Это был крупнейший из построенных русских самолетов. Размах крыла — 36 м, их площадь — 180 м2, длина самолета — 21 м. Расчетная полетная масса — 6500 кг, причем нагрузка должна была составлять до 50 % полетной массы, продолжительность полета предполагалось довести до 30 ч, скорость —свыше 100 км/ч, потолок—2500 м.
В. А. Слесарев предполагал установить два двигателя “Мерседес” по 300 л с. и спроектировал под них большие винты диаметром 6 м, которые должны были делать 300—400 оборотов в минуту. Он считал, что применение винтов большого диаметра при малой частоте вращения должно было улучшить взлетные возможности самолета. Для этой же цели колеса шасси были сделаны необычно большого диаметра: 2,0 м (задние) и 1,5 м (передние). Двигатели были установлены в фюзеляже с проходом между ними, перед коробкой крыльев, что обеспечивало доступ к ним в полете. Лишь значительно позже над подобными схемами стали усиленно работать немцы, создавая в 1917—1918 гг. свои самолеты-гиганты. Перед “машинным отделением” самолета “Святогор” находились кабины летчика и наблюдателя. Бензобаки помещались в фюзеляже вблизи центра тяжести самолета Предполагалась установка скорострельной пушки в носу и другого вооружения.
В марте 1916 г. начались испытания самолета. На первых же порах обнаружились различные неполадки в передачах квинтам. Цевочные зацепления показали свою непригодность и были заменены шарнирами Гука, но и они не выполнили своего назначения. В. А. Слесарев переделал их на ременные, которые на первых порах работали лучше.
...
В начале ноября 1916 г. была сделана попытка рулить. Самолет передвигался по земле, но взлет не получался. При одном из рулении самолет попал колесом в осушительную канавку, в результате чего пострадала задняя половина шасси и был поломан правый винт. Эти повреждения были исправлены, но ременные передачи начали отказывать; В. А. Слесарев заменил их канатными, а затем тросовыми Несмотря на эти изменения, поломки продолжались и в силовой группе открывались все новые недостатки. Вновь была назначена комиссия, снова началось обсуждение состояния и перспектив “Святогора”. Переделка трансмиссий затянулась, интерес к самолету постепенно ослабевал и им перестали заниматься.
В начале 1921 г. В. А. Слесарев был убит на улице в Петрограде. “Святогором” занялись другие лица. Появилась возможность закончить самолет и испытать его, заменив передачи к винтам обычной установкой двигателей на нижнем крыле с тянущими винтами. Это и раньше было бы естественным и наиболее простым выходом из положения, но В. А. Слесарев не соглашался с этим, считая, что тогда исчезла бы оригинальность схемы “Святогора”. В этом В. А. Слесарев был неправ. В 1916—1917 гг. нужен был именно самолет типа “Святогора”, но с расположением двигателей в ряд по нижнему крылу. Его бипланная коробка имела все преимущества перед коробкой крыльев “Ильи Муромца” и полностью предвосхищала английскую схему “Хендли-Пейдж”, которая появилась позже.
Инженер Е. Н. Сивальнев, управляющий авиазаводом № 3, в 1921 г. ходатайствовал перед Главкомавиа о получении от морского ведомства двух двигателей Роллс-Ройс “Игл” по 360 л. с. для постановки их на “Святогор”. Был сделан расчет нижнего крыла. Самолет в это время был в относительном порядке. Переговоры тянулись долго и ни к чему не привели. В 1923 г. самолет был разобран
".
Источник: Шавров, В. Б., "История конструкций самолётов в СССР до 1938 г."

Авиационный ротативный мотор Le Rhone 9C

История этого экспоната изложена в замечательной статье, которую написал Юрий, автор сайта "Авиация, понятная всем". Называется она "Ротативный двигатель. Чумазый вояка…". Цитата: "Перед войной военное ведомство купило лицензии на постройку ротативных двигателей "Гном" из деталей, изготовляемых во Франции. Их сборка производилась на заводе французского общества "Гном-Рон", созданном в 1912 г. в Москве на Ткацкой улице.
Выпускавшийся заводом двигатель имел ненадежную конструкцию, его наиболее слабыми частями были обтюраторы (латунные манжеты), применявшиеся вместо поршневых колец. Часто ломались пружины автоматического впускного клапана. Ресурс двигателя составлял 30 ч. Эти крупные недостатки заставили завод в конце 1915 г. перейти к производству двигателя "Моносупап" мощностью 100 л. с. Частые изменения в его конструкции, производимые в Париже и передававшиеся в Москву неполно и случайно, нехватка материалов, а главное, инертность администрации привели к тому, что освоение двигателя затянулось. За 1916 г. (на 1 ноября) завод выпустил только 40 экземпляров
".

Авиационный ротативный мотор Le Rhone 9C, Центральный дом авиации и космонавтики Авиационный ротативный мотор Le Rhone 9C, Центральный дом авиации и космонавтики Авиационный ротативный мотор Le Rhone 9C, Центральный дом авиации и космонавтики Авиационный ротативный мотор Le Rhone 9C, Центральный дом авиации и космонавтики

Авиационный ротативный мотор Le Rhone 9C

Le Rhone 9C собирали по лицензии в России, где он получил имя Рон-80 (по мощности в 80 л.с.)

Управляемый впускной клапан в головке цилиндра

Из-за вращения цилиндров топливо-воздушная смесь не может быть подведена к ним привычным нам порядком, поэтому подаётся туда из картера по трубам впускного коллектора

См. также: Мотор Le Rhone 9J, Центральный музей Военно-воздушных сил России, п.Монино

Поршневой авиационный двигатель М-34РНА

Поршневой авиационный двигатель М-34РНА, Центральный дом авиации и космонавтики Поршневой авиационный двигатель М-34РНА, Центральный дом авиации и космонавтики Поршневой авиационный двигатель М-34РНА, Центральный дом авиации и космонавтики Поршневой авиационный двигатель М-34РНА, Центральный дом авиации и космонавтики

Поршневой авиационный двигатель М-34РНА (вес 748 кг, мощность 750/820 л.с.)

М-34РНА — редукторный с ПЦН (приводной центробежный нагнетатель), мощность на работу которого отбиралась от двигателя

Т.к. за единицу времени в цилиндр попадал больший заряд смеси, то нагнетатель позволял поднять высотность двигателя и осуществить его форсирование

Двигатель испытан на ТБ-3 в мае 1935 года, с конца года выпускался серийно

23-мм авиационная двухствольная пушка ГШ-23Л

23-мм авиационная двухствольная пушка ГШ-23Л, Центральный дом авиации и космонавтики 23-мм авиационная двухствольная пушка ГШ-23Л, Центральный дом авиации и космонавтики 23-мм авиационная двухствольная пушка ГШ-23Л, Центральный дом авиации и космонавтики 23-мм авиационная двухствольная пушка ГШ-23Л, Центральный дом авиации и космонавтики

23-мм авиационная двухствольная пушка ГШ-23Л

Модификация ГШ-23Л — с локализаторами, которые служат для направленного отвода пороховых газов и уменьшения усилия отдачи

ГШ-23Л применялась на следующих типах воздушных судов: Ан-72П, Ил-102, L-39Z, Ми-24ВП, МиГ-23, Ту-22М, Ту-95МС, Ту-142М3

Контейнер для подопытной собаки

Полёты собак на ракетах можно разделить на несколько этапов.
1. Полёты на геофизических ракетах. Такие эксперименты проводились в СССР, США, Франции и Китае.
2. Испытательные полёты, выполнявшиеся перед стартом пилотируемых космических аппаратов. Проводились как в СССР, так и в США.
3. Полёты на специализированных космических аппаратах с целью исследование влияния невесомости на живые организмы.

Контейнер для подопытной собаки, Центральный дом авиации и космонавтики Контейнер для подопытной собаки, Центральный дом авиации и космонавтики Контейнер для подопытной собаки, Центральный дом авиации и космонавтики Контейнер для подопытной собаки, Центральный дом авиации и космонавтики

Демонстрируемый в музее контейнер относится ко второму этапу исследований космического пространства с использованием подопытных собак. В 1957 году широкую известность получил снимок ТАСС, на котором собака Лайка сфотографирована перед полётом в точно такой же капсуле.

Дополнительно:
Катапультируемый контейнер для подопытных животных, Мемориальный Музей космонавтики, Москва
Технологический дубликат искусственного спутника Земли «Космос-1514» («Бион-6»), Мемориальный Музей космонавтики, Москва
Полёты лабораторных животных на геофизических ракетахГосударственный музей истории космонавтики, Калуга
Животные и освоение космоса, Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П.Глушко, Санкт-Петербург

Тренировочный костюм первой женщины-космонавта Валентины Терешковой

Тренировочный костюм первой женщины-космонавта Валентины Терешковой, Центральный дом авиации и космонавтики Тренировочный костюм первой женщины-космонавта Валентины Терешковой, Центральный дом авиации и космонавтики Тренировочный костюм первой женщины-космонавта Валентины Терешковой, Центральный дом авиации и космонавтики Тренировочный костюм первой женщины-космонавта Валентины Терешковой, Центральный дом авиации и космонавтики

Скафандр СК-1

Скафандр СК-1, Центральный дом авиации и космонавтики Скафандр СК-1, Центральный дом авиации и космонавтики Скафандр СК-1, Центральный дом авиации и космонавтики Скафандр СК-1, Центральный дом авиации и космонавтики

Скафандр СК-1, Центральный дом авиации и космонавтики Скафандр СК-1, Центральный дом авиации и космонавтики Скафандр СК-1, Центральный дом авиации и космонавтики Скафандр СК-1, Центральный дом авиации и космонавтики

Скафандр СК-1


Скафандр «Сокол-К»

Скафандр «Сокол-К», Центральный дом авиации и космонавтики Скафандр «Сокол-К», Центральный дом авиации и космонавтики Скафандр «Сокол-К», Центральный дом авиации и космонавтики Скафандр «Сокол-К», Центральный дом авиации и космонавтики

Скафандр «Сокол-К»

Скафандр «Сокол-К», Центральный дом авиации и космонавтики Скафандр «Сокол-К», Центральный дом авиации и космонавтики Двигатель мягкой посадки спускаемого аппарата «Союз-ТМ», Центральный дом авиации и космонавтики Двигатель мягкой посадки спускаемого аппарата «Союз-ТМ», Центральный дом авиации и космонавтики

Скафандр «Сокол-К»

Двигатель мягкой посадки спускаемого аппарата «Союз-ТМ»

Макет кабины орбитального корабля-ракетоплана «Буран»

Макет кабины орбитального корабля-ракетоплана «Буран», Центральный дом авиации и космонавтики Макет кабины орбитального корабля-ракетоплана «Буран», Центральный дом авиации и космонавтики Макет кабины орбитального корабля-ракетоплана «Буран», Центральный дом авиации и космонавтики Макет кабины орбитального корабля-ракетоплана «Буран», Центральный дом авиации и космонавтики

Макет кабины орбитального корабля-ракетоплана «Буран»

Макет кабины орбитального корабля-ракетоплана «Буран», Центральный дом авиации и космонавтики Макет кабины орбитального корабля-ракетоплана «Буран», Центральный дом авиации и космонавтики Макет кабины орбитального корабля-ракетоплана «Буран», Центральный дом авиации и космонавтики Многокамерный твёрдотопливный ракетный двигатель – используется для катапультирования кресла корабля-ракетоплана «Буран» при аварии ракеты-носителя, Центральный дом авиации и космонавтики

Макет кабины орбитального корабля-ракетоплана «Буран»

Многокамерный твёрдотопливный ракетный двигатель – для катапультирования кресла корабля-ракетоплана «Буран» при аварии ракеты-носителя

Объектив «Титан-3», Центральный дом авиации и космонавтики Объектив «Титан-3», Центральный дом авиации и космонавтики Элементы конструкции ориентатора ОСК-3Р, Центральный дом авиации и космонавтики Элементы конструкции ориентатора ОСК-3Р, Центральный дом авиации и космонавтики

Объектив «Титан-3» – для фотосъёмки земной поверхности из космоса. Применялся на спутниках «Ресурс-ФЗ»

Объектив «Титан-3» 3000мм f/10, вес 72,5 кг. Разработка ГОИ, 1961 год, главный конструктор Д.С.Волосов

Элементы конструкции ориентатора ОСК-3Р, устанавливаемого на возвращаемом аппарате транспортного корабля снабжения орбитальной станции «Алмаз»

Круг – линзовый экран. Рядом центральная оптическая система, строящая в центральной части линзового экрана изображение местности, используемое для ориентации по курсу




Вернуться к оглавлению раздела

На главную страницу

Создано 18/06/2017
Обновлено 18/06/2017