Месторасположение: г.Самара, пр. Ленина, 21
Официальный сайт: samaracosmos.ru
Музейная табличка у конусообразного спускаемого аппарата гласит, что перед нами космический аппарат из серии советских спутников оптической разведки «Янтарь».
Базовый аппарат серии «Янтарь-2К» обладал целым рядом абсолютно новых свойств:
1. Конструкторы и производственники самарского Центрального специализированного конструкторского бюро впервые в СССР решили проблему циклической доставки фотоинформации на Землю без прекращения полета базового космического аппарата. «Янтарь -2К» оснащался двумя возвращаемыми на Землю капсулами, размещенными диаметрально снаружи корпуса. Это миниатюрные спускаемые аппараты сферической формы с теплозащитным покрытием и парашютной системой. На корпусе возвращаемого отсека специальной аппаратуры можно видеть четыре пирозамка для отстрела капсулы и щель для фотопленки. Капсулы отделялись от «Янтаря» на девятые и восемнадцатые сутки полета. В них перематывалась отснятая фотопленка, затем она обрезалась, капсула отстреливалась, запускался ее пороховой тормозной двигатель. Капсула приземлялась на парашюте в заданном районе.
Следует отметить, что в США также использовали спутники фоторазведки в аналогичном двухкапсульном варианте: КН-7 (с июля 1963 года) и Corona (февраль 1964 года).
2. Спутник получил бортовую вычислительную цифровую машину «Салют-3М». Ранее отечественные космические аппараты не имели компьютерных систем управления.
3. Специально для «Янтаря» специалисты ПО «Красногорский завод» изготовили фотографическую аппаратуру космической разведки - серию особо детальных аппаратов «Жемчуг», отмеченную Ленинской премией в 1976 и в 1982 годах. В верхней части отсека крепилась бленда для фотоаппаратуры «Жемчуг-4». Перед входом в плотные слои атмосферы оптическая система из бленды перемещалась внутрь отсека.
«Янтарь-2К» (индекс ГУКОС — 11Ф624, обозначение МО СССР — «Феникс») состоял из трех отсеков: агрегатного, приборного и специальной аппаратуры. Так как спутник работал на относительно низких высотах, то для уменьшения торможения об атмосферу отсеки спутника были выполнены в форме усеченного конуса с углом полураствора 12°. Максимальный диаметр «Янтаря-2К» составлял 2,7 метра, высота 6,3 метра. Масса аппарата — 6,6 тонны. Расчетная длительность полета — 30 суток.
Кроме самарского музея, спускаемые аппараты «Янтаря-2К» представлены в Техническом музее, г.Тольятти и в Военно-патриотическом парке «Патриот».
Следующая модификация космического аппарата этой серии называлась «Янтарь-4К1» (индекс ГУКОС — 11Ф693, кодовое обозначение МО СССР — «Октан»).
Комплекс детальной фоторазведки «Янтарь-4К1» («Октан») был принят на вооружение Советской Армии в 1981 году.
На экспонате нанесён код 11Ф693, т.е. перед нами именно «Янтарь-4К1». В музее выставлен возвращаемый на Землю отсек специальной аппаратуры этого космического аппарата, содержащий в себе фотоаппаратуру «Жемчуг-18» и бортовую вычислительную цифровую машину «Салют-3М».
Внешне 11Ф693 «Янтарь-4К1» был, практически, точной копией “Янтаря-2К”. Фактически отличия между двумя модификациями в продолжительности полёта (45 суток вместо прежних 30 у “Феникса”) и в улучшенном фотографическом комплексе «Жемчуг-18». Эксплуатационные полеты «Октана» начались с 1982 года (11Ф693 №5 с 8 июня по 22 июля 1982 года). Все запуски 12 изготовленных летных аппаратов 11Ф693 были успешными.
В 1984 году, приказом министра обороны СССР № 0085 разведывательные спутники «Феникс» и «Октан» были сняты с вооружения, им на смену пришли космические аппараты типа «Кобальт».
Источник: Владислав Сорокин, «Янтарная» история. Новости космонавтики (август 1997 года)
После того, как фотографию этого аппарата опубликовали на russianrockets.net, Даниил Кирин добавил конкретики: "Судя по индексу на борту 11Ф693 и заводскому Е15000-01Т, это первый Янтарь-4К1, он же Космос-1097. Запуск 27.04.1979 на «Союзе-У» с Плесецка".
Согласитесь, что в столь щекотливом деле, как разведка, особый интерес представляет точка зрения оппонента. 10 августа 2020 года портал The Space Review опубликовал интересную статью Bart Hendrickx, "Upgrading Russia’s fleet of optical reconnaissance satellites". Её перевод на русский язык опубликован в БЛОГе bmpd, выходящим под эгидой Центра анализа стратегий и технологий. Цитата:
"Большинство разведывательных спутников, летавших в советское время, возвращали пленку на Землю в капсулах. Спутники этого типа продолжали использоваться после распада Советского Союза, последний из которых был запущен в 2015 году. Они назывались «Зенит» (девять типов, более 600 запусков в период с 1961 по 1994 год), «Янтарь» (пять типов, почти 180 запусков с 1974 по 2015 год) и «Орлец» (два типа, 10 запусков с 1989 по 2006 год). Все эти спутники были спроектированы и построены Центральным специализированным конструкторским бюро (ЦСКБ) и его дочерним заводом "Прогресс" в Куйбышеве (переименованным в Самару в 1991 году). Оно было основано в 1958 году как филиал ОКБ-1 Сергея Королева, а в 1974 году стало самостоятельным.
Недостатками спутников с системой возврата пленки были ограниченный запас пленки, которую они могли нести (и, следовательно, их ограниченный срок службы), и, что более важно, их неспособность своевременно передавать изображения. В 1976 году Соединенные Штаты вывели на орбиту свой первый цифровой разведывательный спутник KH-11 / KENNEN, используя электронно-оптическую технологию для передачи изображений на Землю в реальном масштабе времени. Было запущено 16 спутников этого типа, четыре из которых в настоящее время находятся на орбите. Предполагается, что они несут телескоп с главным зеркалом диаметром 2,4 метра, их сравнивают с космическим телескопом Hubble, но смотрящими на Землю, а не на Вселенную, и имеют теоретическое разрешение на местности 0,15 метра. Спутники отправляют изображения на Землю через спутники ретрансляции данных, находящиеся на высокоэллиптических и геостационарных орбитах.
Советский Союз запустил свой первый оптико-электронный разведывательный спутник только в декабре 1982 года. Аппарат использовал платформу пленочных спутников «Янтарь» и традиционную оптическую камеру, не способную соответствовать разрешающей способности зеркального телескопа KENNEN. Кроме того, на нем была инфракрасная камера для ночных наблюдений. Спутники первого поколения («Янтарь-4КС1», или «Терилен») с расчетным разрешением 1 метр с высоты 200 километров в период с 1982 по 1989 год запускались девять раз. Усовершенствованный спутник второго поколения («Янтарь-4КС1М», или «Неман») имел разрешение менее метра, в период с 1986 по 2000 год было выполнено 15 запусков. Продолжительность полета постепенно увеличивалась с шести месяцев до более года, но даже это было намного короче, чем многолетние миссии, выполняемые американскими спутниками цифровой разведки.
Только в 1983 году советское правительство санкционировало разработку спутника, который по своим характеристикам был близок к KENNEN. Для этого Ленинградскому оптико-механическому заводу (ЛОМО) было предписано построить оптическую систему 17В317 с телескопом с диаметром зеркала 1,5 метра. Он должен был летать на двух разных типах спутников. Один, называвшийся «Сапфир», должен был быть построен ЦСКБ-Прогресс и выводиться на низкие орбиты для задач "ближней" целевой разведки, а другой, получивший название «Аракс» (также известный как «Аркон»), должен был быть произведен НПО им. Лавочкина и летать на гораздо более высоких орбитах для задач разведки обширных районов. В конечном итоге «Сапфир» так и не был запущен, а два спутника «Аракс», которые НПО им. Лавочкина удалось запустить в 1997 и 2002 годах, вышли из строя задолго до истечения расчетного срока службы."
«Ресурс-Ф» — серия отечественных гражданских космических аппаратов фотонаблюдения. Спутники разработаны в середине 1970-х годов на базе разведывательных аппаратов серии «Зенит-4». Назначение: синхронная крупномасштабная и спектрозональная фотосъемка поверхности Земли в видимом и ближнем инфракрасном диапазонах спектра электромагнитного излучения с высоким разрешением на местности. Полученная информация, использовалась в интересах геодезии и картографии, контроля за районами сейсмической активности, экологическим состоянием окружающей среды. Разница между выставленными в музее модификациями заключается в масштабе получаемых фотоснимков: до 1:200000 («Ресурс-Ф1») и до 1:50 000 («Ресурс-Ф2»). В 1987 году снимки земной поверхности с «Ресурс-Ф» разрешили к продаже.
Космический аппарат «Ресурс-Ф1» разрабатывался и изготавливался в самарском ракетно-космическом центре «ЦСКБ-Прогресс».
Представленный на экспозиции спускаемый аппарат работал в космосе и благополучно вернулся на Землю, о чем свидетельствуют следы горения защитной оболочки спутника.
«Ресурс-Ф» конструктивно состоит из спускаемого аппарата, приборного отсека, тормозной двигательной установки и корректирующей двигательной установки.
Масса космического аппарата — 6300 кг, масса научной аппаратуры — 800 кг. За период эксплуатации с 1979 по 1999 годы было запущено 55 аппаратов «Ресурс Ф-1».
Спутник этого типа мог находиться на орбите до 25 суток. Из них 11 суток аппарат находился в дежурном режиме, то есть с выключенными системой ориентации и некоторыми другими бортовыми системами. Это позволяло позволяло увеличить срок существования на орбите.
Фотосъёмка осуществлялась с помощью трёх широкоформатных топографических аппаратов КАТЭ-200, которые позволяли получать синхронные снимки поверхности Земли с разрешением до 15…20 м, и двух длиннофокусных широкоформатных аппаратов КФА-1000 для спектрозональной съемки с разрешением до 6…8 м. С помощью звёздного фотоаппарата осуществлялась съёмка звёзд для координатной привязки осей космического аппарата в пространстве при съёмки земной поверхности.
Космический аппарат этого типа мог выводить на орбиту научную аппаратуру, которая может находиться как в спускаемом аппарате, так и в контейнере научной аппаратуры, установленном на поверхности спускаемого аппарата.
С 1988 по 1995 годы в штатной эксплуатации находился «Ресурс-Ф2».
«Ресурс-Ф2» превосходил своего предшественника в части более высокого разрешения на местности и срока активного существования (более чем в 2 раза за счёт использования солнечных батарей), что привело к увеличению кратности покрытия территории полосой обзора до 2-3 раз без использования дежурного режима. Съёмка велась фотокамерой МК-4 с пространственным разрешением 6,0...11,0 метров (на ч/б плёнке) и 7,5...14,0 метров (на спектрозональной).
Всего было осуществлено 63 успешных полёта космических аппаратов этих модификаций.
Источник: РКЦ Прогресс КС «Ресурс-Ф»
Источник: «Космическое аппаратостроение: научно-технические исследования и разработки ОАО «РКЦ «Прогресс» (под редакцией А. Н. Кирилина)
В Куйбышеве были разработаны и созданы жидкостные ракетные двигатели многоразового применения НК-33 для ракетного комплекса Н-1.
Это однокамерный двигатель закрытого цикла, работающий на паре кислород – керосин c дожиганием окислительного газа. Двигатель выполнен по замкнутой схеме как наиболее энергетически совершенной . Компоновка двигателей с вертикальным расположением турбонасосного агрегата оказалась очень удачной – минимальная масса, малое количество трубопроводов, прочность и устойчивость к воздействию осевых и боковых перегрузок. Тяговооруженность ракеты-носителя была такой, что при отключении одного двигателя на начальном участке траектории полет продолжался. Двигатели, созданные для ракетного комплекса Н-1, до сих пор остаются непревзойденными по соотношению массы и тяги.
Двигатели марки НК (Николай Кузнецов) обязаны своим рождением выдающемуся советскому конструктору авиационных и ракетных двигателей Николаю Дмитриевичу Кузнецову, чье имя прочно связано с Куйбышевом-Самарой. С 1961 года здесь начинается проектирование двигателей для ракетного комплекса «Н1-Л3». Двигатели НК-33 серийно выпускались до апреля 1974 г. на заводе им. Фрунзе в кооперации с рядом других куйбышевских заводов.
Источник:
Аудиогид по Музейно-выставочному центру «Самара Космическая» на izi.TRAVEL
В апреле 1958 года С.П. Королёв предложил проект баллистической ракеты Р-9 — с четырехкамерным двигателем, без рулевых агрегатов. Управление полетом происходит здесь путём покачивания тяговых камер, а для быстрой заправки и запуска жидкий кислород предварительно переохлаждался до минус 200 градусов по Цельсию. Вместо использования традиционной перекиси водорода с её взрывоопасностью применили пороховой заряд замедленного горения.
Перед вами камера сгорания двигателя РД-111 для первой ступени баллистической ракеты Р-9. Проектировщик ракеты – конструкторское бюро Королева. Двигатель разработки конструкторского бюро под руководством Глушко. Камера выпускалась серийно в 1962-1966 годы самарским заводом «Металлист». Двигатели РД-111 строились на заводе им. Фрунзе.
Рядом с камерой сгорания вы видите макет межконтинентальной баллистической ракеты Р-9. Длина ракеты 24 м, стартовая масса – 81 тонна, максимальная дальность полета – 16000 км. «Девятка» относится к ракетам первого поколения, производилась на Куйбышевском заводе «Прогресс» в 1961-64 годах. Ракета считалась технически удачной. На подготовку к старту и пуску уходило всего 15-20 минут, она могла стартовать как с земли, так и из «шахты». Ракета Р-9А была единственной в мире кислородной ракетой, которую можно было запустить из шахтового сооружения. Всего было произведено около 70 ракет Р-9А. Боевые ракетные комплексы находились на боевом дежурстве советских вооруженных сил до середины 70-х годов.
Источник:
Аудиогид по Музейно-выставочному центру «Самара Космическая» на izi.TRAVEL
С 1959 года самарский завод «Металлист» приступил к созданию камер сгорания для жидкостных ракетных двигателей. С тех пор было освоено производство многих типов камер сгорания, в том числе для двигателей ракет-носителей Н-1, «Зенит», комплекса «Энергия-Буран». Перед вами серийно выпускавшаяся унифицированная камера сгорания для жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) РД-170, 171М, 180 и 191.
Камера изготовлена из жаропрочных и высокопрочных сталей в сочетании с бронзой. Сварные швы выполнены аргонно-дуговой сваркой. Разработчик двигателей и камеры сгорания – московское НПО «Энергомаш» имени академика Глушко. Изготовитель камер сгорания – ОАО «Металлист-Самара». В камерах сгорания происходит смешение и горение топлива и окислителя и образуется объем раскаленных газов, которые, выбрасываясь затем через сопла, создают реактивную тягу.
Что общего у названных двигателей? Камера сгорания на всех этих двигателях одна и та же - это главное достижение конструкторов, только количество их разное. У двигателя РД-170 их четыре, у РД-180 — две, у РД-191 — одна. Для каждого двигателя нужен свой турбонасосный агрегат. Масса камеры – 469 кг. Давление внутри камеры – 250 кг на см2, тяга на Земле – 185 тонн, тяга в пустоте – 201,6 тонн.
Без преувеличения, эта камера — уникальная конструкция со специальными поясами защиты от мощных тепловых потоков. Защита осуществляется не только за счет внешнего охлаждения стенок камеры, но и благодаря особому способу «выстилания» на них пленки горючего, которое, испаряясь, охлаждает стенку. На базе этой камеры, равной которой в мире нет, изготавливаются лучшие двигатели: РД-170 для сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия», РД-171М для ракеты «Зенит» по программе «Морской старт», РД-180 для американской ракеты «Атлас» и РД-191 для новой российской ракеты «Ангара».
Двигатель РД-170 создавался еще в середине 1970-х, но его модификации до сих пор востребованы. Это самый мощный двигатель из представленного ряда. В РД-170 расход топлива с окислителем — керосином с жидким кислородом, идущим через двигатель, — 2,5 тонны в секунду. Температура в камере сгорания — 3,5 тысячи градусов Цельсия. Турбонасосный агрегат мощностью 180 тысяч киловатт, в два с лишним раза превосходящий, к примеру, мощность реактора атомного ледокола «Арктика». В отличие от других ракетных двигателей, РД-170 является двигателем многократного использования (до 10 раз).
В настоящее время предприятие серийно изготавливает камеры сгорания РД-180 для первой ступени американской ракеты «Атлас-5», разработанной совместным предприятием фирм Боинг и Локхид Мартин. РД-180 также предполагается использовать в составе ракет-носителей семейства «Русь-М» разработки «ЦСКБ-Прогресс».
Источник:
Аудиогид по Музейно-выставочному центру «Самара Космическая» на izi.TRAVEL
В центре зала находится вращающаяся модель космонавта в кресле–ложементе, показывающем положение человека при старте и посадке космического аппарата – в позе эмбриона. Кресло–ложемент разработано для облегчения высоких перегрузок, которые испытывает космонавт при запуске и посадке. Оно всегда изготавливается индивидуально для конкретного космонавта. Такие и работы проводит подмосковное научно-производственное объединение «Звезда».
Для создания кресла с тела космонавта делается гипсовый оттиск, который в точности повторяет положение и индивидуальный рельеф головы, шеи, спины и поясницы - тех участков тела, которые испытывают максимальные перегрузки. Космонавта вдавливают в гипс со всей силы. Только так слепок получится с точностью до миллиметра. При этом обязательны зазоры для изменения роста. Ведь в космосе позвоночник человека вытягивается.
По этой форме отливается кресло из металла и обшивается специальным материалом. Кресло устанавливается в космическом аппарате под специально рассчитанным углом, что тоже существенно облегчает нагрузку на организм. Модель космонавта в кресле-ложементе демонстрирует настоящий скафандр, который побывал в космосе. Обратите внимание на круглую нашивку на правом рукаве скафандра с двумя фамилиями: Залетин и Калери. Российские космонавты Александр Калери и Сергей Залетин работали в составе 28-й экспедиции на российской станции «Мир» в 2000-м году. Это была последняя экспедиция на космическую станцию, просуществовавшую 15 лет начиная с 1986 года, после чего она была затоплена в Тихом океане.
Источник: Аудиогид по Музейно-выставочному центру «Самара Космическая» на izi.TRAVEL
В немецкой листовке 1780/VIII.43 критикуются результаты наступательных действий 108-ой гв.сд во время взламывания рубежа обороны немецких войск на Кубани летом 1943 года. В первый день наступления дивизии удалось захватить два оборонительных рубежа, после чего наступление остановилось. Далее бои шли лишь за удержание занятых позиций и отражение постоянных немецких контратак.
За четыря дня, с 22 по 25 июля 1943 года, потери только одного из полков 108-ой гв.стрелковой дивизии (308 гв.сп) составили: убитыми – 119 человек, раненными – 514 человек.
С 25.07.1943 года 108-ую гв.сд сменила 339-ая сд и сразу же попала под удары контратакующих немцев. Сменившая гвардейцев 339-ая Ростовская дивизия под командованием полковника Т.С. Кулакова в сентябре-октябре 1943 года принимает участие в Новороссийско-Таманской наступательной операции. Дивизия участвует в преодолении пяти сильно укреплении промежуточных оборонительных рубежей «Голубой линии» и освобождёнии Таманского полуострова. Таманский полуостров был освобождён от немецко-фашистских захватчиков 9 октября 1943 года. За эти бои 339-я стрелковая дивизия получила почётное наименование «Таманская». 16 ноября 1943 года на подступах к Керчи полковник Кулаков Теодор Сергеевич погиб в результате налёта авиации противника.
В художественной литературе события этих дней описаны в книге В.П. Савельева и Н.В. Попова "
Гвардейская Николаевская".
Следующая листовка адресована бойцам 1254 стрелкового полка 378-й Краснознаменной Новгородской стрелковой дивизии Красной Армии.
В ней описываются большие потери, якобы понесенные нашими частями 11 декабря 1943 года во время разведки боем и чуть позднее из-за немецкого артналета.
В этот период дивизия располагалась на рубежах Теремец - Муравьевские казармы и никаких активных действий не производила. Войска Волховского и Ленинградского фронтов готовились к общему наступлению. 14 января 1944 года они начали операцию по освобождению Ленинградской и Новгородской областей, впоследствии названную Первым Сталинским Ударом.
Что касается правдивости листовки, то согласно ОБД «Мемориал» и «Память народа» потери 1254 сп за 11.12.1943 составили три человека: убиты командир стрелкового взвода лейтенант Лебедев Владимир Антонович и командир взвода ПТР лейтенант Гринцев Василий Иванович. Пропал без вести командир пулемётной роты ст. лейтенант Свиридов Иван Алексеевич (дата не указана, но период - декабрь 1943). За последующие неделю в полку не было умерших от ран, пропавших без вести или убитых.
Портсигар гвардии капитана Корчмарюка Павла Сергеевича. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Прошёл путь от командира взвода до заместителя командира стрелкового полка. Звание Героя Советского Союза получил в 1945 году. Отличился в ходе Восточно-Прусской и Берлинской операций, командуя батальоном 164 гв.сп 55-я гвардейской стрелковой Иркутско-Пинской ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции, трижды Краснознамённой, ордена Суворова 2 степени дивизии имени Верховного Совета РСФСР.
Дата на портсигаре: 5 декабря 1944 года. Ближайшая дата из его биографии - награждение Орденом Отечественной войны I степени (приказ №: 66/н от: 22.12.1944). Наградной лист написано 30 октября 1944 года. Возможно это дата, когда стало известно об утверждении представления к награде.
Предыстория такова: Дивизия вела бои в Польше, затем совершила 250-км марш на северо-восток, в Литву. 16 октября началась Гумбинненская наступательная операция. 23.10.1944 овладела Гросс-Тракененом (ныне Ясная Поляна) и вышла на рубеж Гуддин-Ионошталь, что позволило соседним частям через несколько дней взять Шталлупенен (ныне город Нестеров, Калининградской области). Плацдарм для наступления Красной Армии на Восточную Пруссию был завоёван. 27 октября 1944 советские войска перешли к обороне. Видимо в эту операционную паузу и был написан наградной лист на П.С. Корчмарюка.
Ссылка на наградной лист
Корчмарюка Павла Сергеевича
Вернуться к оглавлению раздела
На главную страницу
Создано 18/03/2016
Обновлено 01/06/2017