Официальный сайт: Павильон №32–34 «Космос / Машиностроение»
Адрес: Москва, проспект Мира, домовладение 119, ВДНХ
Навигация по странице:
Макет ракеты-носителя «Восток»
Макет орбитального корабля «Буран» БТС-001 ОК-МЛ-1
БОР-4
Cпускаемый аппарат космического корабля «Восток-1»
Андрогинный стыковочный модуль
Пульт космического корабля «Союз 7К-ВИ» 11К732
Спускаемый аппарат «Союз-ТМА-10М»
Макет самоходного космического аппарата «Луноход-1»
Жидкостный ракетный двигатель РД-170
Макет орбитальной станции «Мир»
Макет орбитальной станции «Алмаз»
ТКС — многофункциональный космический корабль
Макет ракеты-носителя «Восток» был установлен на ВДНХ 8 июля 1967 года, в честь 50-летия со дня Великой Октябрьской социалистической революции. 25-тонный макет изготовили в Куйбышеве. Для сравнения: готовая к старту ракета весила 287 тонн. Раньше, на случай сильного ветра макет на ночь укладывали горизонтально. В октябре-ноябре 2010 года на ВВЦ была проведена реставрация макета ракеты-носителя «Восток». Специалисты усилили несущие конструкции и восстановили лакокрасочные покрытия корпуса ракеты. Теперь макет неподвижен - его надёжно закрепили в вертикальном положении.
Макет ракеты-носителя «Восток»
"Модель космической ракеты-носителя Н-1 сверхтяжёлого класса была спроектирована и изготовлена в 1966 году отделом динамики полёта НИИ-88 (с 1967 г. ЦНИИмаш) для проведения в 1967–1971 гг. динамических испытаний на экспериментальной базе института. Более полувека уникальное изделие хранилось в своём первозданном виде в лабораторном зале корпуса динамических испытаний на территории ЦНИИмаш.
...
Отечественная ракета-носитель сверхтяжёлого класса Н-1 предназначалась для выведения на низкую околоземную орбиту до 100 тонн полезного груза, а также в несколько доработанном виде (Н-1Ф) для осуществления пилотируемой экспедиции на Луну с высадкой человека на её поверхность. Проектно-конструкторские работы по созданию лунного комплекса «Н1-Л3» велись согласно Постановлению Правительства от 23 июня 1960 г. «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 гг.».
К созданию ракетно-космического комплекса в конце 1960-х – начале 1970-х гг. привлекалось более 15 научных и производственных предприятий ракетно-космической промышленности страны. НИИ-88 (с 1967 г. ЦНИИмаш) осуществлял общепроектные, прочностные и аэродинамические исследования по лунной экспедиции и выдавал заключение на предэскизный проект комплекса «Н-1-Л3».
РН Н1Ф состояла из трёх ступеней. В состав двигательной установки первой ступени входили 30 двигателей НК-33 (ранее на Н1 – НК-15), расположенных по кольцу; второй ступени – 8 двигателей НК-43 (ранее – НК-15) и третьей ступени – 4 двигателя НК-31 (ранее – НК-21). Топливо: керосин и жидкий кислород.
Конструктивно подобная модель космической ракеты-носителя Н-1, изготовленная в 1966 году в НИИ-88, представляет собой уменьшенную в десять раз копию реального изделия и почти полностью повторяет состав лунного комплекса. Высота изделия – около 10 метров, вес вместе с оснасткой – около 400 килограммов. Состоит из трёх ступеней РН – блоков «А», «Б» и «В», соединённых между собой переходными отсеками ферменного типа, ракетных разгонных блоков «Г» и «Д», лунного орбитального корабля (ЛОК) и лунного корабля (ЛК). Для выполнения условий физического подобия элементы КПМ изготовлены геометрически подобными элементам натурной РН и из тех же материалов: алюминиевого сплава и нержавеющей стали. Как и в первоначальном варианте РН Н-1 на КПМ первой ступени установлены имитаторы 24 двигателей. Для выполнения лунной программы на первой ступени РН Н-1Ф были дополнительно установлены ещё 6 двигателей.
Для проведения прочностных испытаний натурных блоков РН Н-1 на территории ЦНИИмаш был построен корпус статических испытаний. Использование КПМ РН Н-1 позволило в 1967-1971 гг. провести экспериментальные исследования с имитацией условий полёта и определить, а после начала лётных испытаний уточнить, динамические характеристики сверхсложного объекта, необходимые для создания системы стабилизации его движения."
Источник: ФГУП ЦНИИмаш | Новости предприятия
БТС-001 ОК-МЛ-1, Изделие 0.01, БТС-01 (Большой транспортный самолёт первый, Орбитальный корабль-Макет) — полноразмерный испытательный макет орбитального корабля «Буран» - один из нескольких макетов космического корабля, построенный для отработки воздушной транспортировки изделия.
"После проведения программы прочностных испытаний изделие 001 (в случае продолжения программы "Энергия-Буран") должно было стать "утопленником" для тренировок экипажей в бассейне ЦПК в условиях гидроневесомости. После наработки материалов для первого полета и последующего фактического закрытия программы переоборудован в аттракцион..."
Источник: Сколько всего было построено "Буранов" и где они сейчас?
Для "Бурана" нужно было создать надежное и технологичное многоразовое теплозащитное покрытие (ТЗП) различных типов: легкую керамическую плитку и гибкую войлочную теплозащиту, покрывающие основную поверхность корабля, и жаростойкую конструкцию из композиционного материала "углерод-углерод" для применения в носовой части и на передних кромках крыла. Высокая сложность и стоимость создания и летных испытаний корабля требовала соответствующего подхода к отработке всех систем, и в особенности теплозащиты.
Первым этапом работ явилась программа наземных испытаний, целью которой была имитация факторов космического полета и условий входа в атмосферу. Опытные образцы покрытий испытывались в тепловакуумных плазменных установках, исследовались на воздействие акустических и вибрационных нагрузок. Вторым этапом стали летные испытания в диапазоне до- и сверхзвуковых скоростей, которые проводились на самолетах-лабораториях Ил-18 и МиГ-25. Образцы устанавливались на наружной поверхности в зоне высоких скоростных напоров и акустических нагрузок от двигателя. Наконец, третьим этапом стали испытания в космосе на летающих орбитальных моделях "БОР-4", которые должны были подтвердить работоспособность элементов теплозащиты в условиях реального полета по траектории, близкой к траектории "Бурана".
Распространено заблуждение, что при выборе в качестве "космической лаборатории" масштабной модели орбитального самолета "Спираль", помимо известности аэродинамических характеристик, сыграл свою роль тот факт, что обводы носовой части модели - "БОРа-4" - практически совпадали с очертаниями носа "Бурана", включая подфюзеляжную часть. На самом деле это не так (перепутана причина со следствием) - первоначальные варианты "БОРа-4" существенно отличались от окончательного. Общеизвестный облик "БОРа-4" был предложен В.Нейландом (ЦАГИ) и Е.Самсоновым (НПО "Молния") в результате 3-х месячных исследований именно как повторяющий обводы носовой части "Бурана". "БОР-4" представлял собой беспилотный экспериментальный аппарат, являющийся уменьшенной копией орбитального самолета "Спираль" в масштабе 1:2.
Телеметрическая система, которой был оснащен "БОР-4", записывала информацию в бортовое запоминающее устройство и передавала в пакетном режиме при пролете над двумя специализированными измерительными кораблями, а при спуске - и на наземный приемный пункт. Измерения шли от 150 термопар, установленных на дюралевой обшивке под теплозащитными плитками, а также под внешним покрытием плиток на глубине 0,3 мм. Телеметрировались показания акселерометров, индикаторов угловых скоростей, датчиков положения консолей крыла и информация нескольких десятков других датчиков температуры и давления; использовались также термокраски и индикаторы плавления.
Источник: Аппараты БОР
После торможения и планирующего полета в верхних слоях атмосферы, пройдя участок плазмообразования, "БОР-4" на высоте около 30 км вводился системой управления в крутую спираль для уменьшения скорости полета, и на высоте около 7500 м выпускался парашют, обеспечивающий приводнение с вертикальной скоростью 7...8 м/с. В верхней части "БОРа-4" после приводнения надувался конический баллон-пеленг с мигающим фонарем. Он увеличивал плавучесть аппарата и выводил наружу антенны поисковой системы.
Для связи с "БОРом-4" в первом зачетном пуске были привлечены корабли слежения "Космонавт Пацаев" и "Космонавт Добровольский". После того, как "БОР-4" выполнил 1,25 витка по орбите, вошел в атмосферу с боковым маневром на дальность 600 км южнее траектории орбитального полета и приводнился в 560 км от архипелага Кокосовых островов в Индийском океане, его подобрали дежурившие там корабли Военно-морского флота СССР.
Источник: Аппараты БОР
С 12 апреля по 3 октября 2018 года спускаемый аппарат Гагарина находился в выставочном центре «Космонавтика и авиация», а затем его вернули в музей РКК «Энергия».
Сквозь бликующее стекло хорошо видны направляющие катапультного кресла и иллюминатор с оптическим визиром для ручной ориентации по Земле
На внешней стороне поверхности спускаемого аппарата установлена гермоплата с разъемами электрокоммуникаций, обеспечивающих связь с другими отсеками
"– Да, мы начали переговоры, в которых приходим к идее андрогинного узла. Чтобы не было обидно ни той, ни другой стороне, на каждом корабле будут совершенно одинаковые половинки.
– А почему вы его называете андрогинным, что это значит? Тут уже Вильницкий пришел на помощь Бушуеву:
– Это будет узел «гермафродит». В отличие от теперешней схемы, когда «активный» штырь попадает в «пассивный» конус, там конструкция на «активной» и «пассивной» стороне будет одинаковой. Гермафродит, как считали древние греки, был сыном Гермеса и Афродиты. Он был так красив, что боги сделали его двуполым. Вводить в техническую документацию термин «гермафродит» сочли неэтичным. Поэтому воспользовались терминологией, принятой в ботанике для двуполых растений, – «андрогины».
– Да, с вами не соскучишься, – заключил Устинов.
...
Что касается андрогинного агрегата, то он был разработан и в 1975 году обеспечил стыковку и встречу экипажей «Союза-19» и «Аполлона». После этого в наших отечественных программах он использовался только еще один раз при стыковке корабля «Союз ТМ-16» к одному из модулей станции «Мир». При объективном сравнении наших и американских вариантов стыковочных агрегатов без особых споров приоритет был отдан нашим. Мало кому известный в том памятном 1971 году инженер Владимир Сыромятников принял на себя ответственность за создание стыковочных агрегатов для многоразовых американских космических кораблей «Спейс шаттл» и международной космической станции."
Источник: Борис Евсеевич Черток. «Ракеты и люди»
См. также:
Андрогинный стыковочный модуль | Центр «Космонавтика и авиация» на ВДНХ
Стыковочный узел транспортного пилотируемого корабля «Союз» | Центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина
Андрогинный периферийный агрегат стыковки (технологический дубликат) | Мемориальный Музей космонавтики
Стыковочный узел АПАС-89 | Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского
Двигатели управления по крену (система управления спуском) работают на 85-процентной перекиси водорода
"26 сентября 2013 года с космодрома Байконур ракетой-носителем "Союз-ФГ" осуществлен запуск российского транспортного пилотируемого космического корабля "Союз ТМА-10М" (программа развертывания МКС, номер полета - 36S), который в этот же день состыковался со станцией. На борту корабля "Союз ТМА-10М" три члена экипажа тридцатой седьмой / тридцать восьмой основной экспедиции (МКС-37/38) - российские космонавты Олег Котов и Сергей Рязанский, американский астронавт Майкл Хопкинс. Цель запуска - доставка на борт МКС трёх членов экипажа МКС-37/38; выполнение программы фундаментальных и научно-прикладных исследований, решение задач технического обеспечения полета экипажа основной экспедиции, а также поддержания работоспособности станции и её систем.
11 марта 2014 года космический корабль "Союз ТМА-10М" был отстыкован от МКС и в этот же день спускаемый аппарат корабля с тремя членами экипажа МКС-37/38 - Олегом Котовым, Сергеем Рязанским и Майклом Хопкинсом - возвратился на Землю."
Источник: РКК "Энергия" - Международная космическая станция
Жидкостный ракетный двигатель РД-170, разработанный КБ «Энергомаш». Четырёхкамерный двигатель закрытого цикла работает на паре кислород-керосин. Разработан для ракеты-носителя «Энергия».
Макет орбитальной станции «Мир» в составе модулей «Кристалл», «Квант-1», «Квант-2»
Макет орбитальной станции «Мир» в составе модулей «Кристалл», «Квант-1», «Квант-2»
Макет станции «Алмаз» — серии орбитальных станций, разработанных ЦКБМ для задач Министерства Обороны СССР. На орбиту станции выводились с помощью ракеты-носителя "Протон". Транспортное обслуживание станции предполагалось как космическим кораблём ТКС (разработанным по той же программе «Алмаз»), так и ранее разработанным «Союзом». Всего было запущено 5 станций «Алмаз» — пилотируемые "Салют-2", "Салют-3", "Салют-5", а также автоматические модификации "Космос-1870" и "Алмаз-1".
ТКС — многофункциональный космический корабль, разработанный ОКБ-52 Челомея для доставки экипажа и грузов на орбитальную пилотируемую станцию военного назначения «Алмаз». ТКС состоит из двух частей: возвращаемого аппарата и функционально-грузового блока, каждый из которых способен осуществлять автономный полет. ТКС в виде автоматического грузового корабля и отсека стыковался к гражданским орбитальным станциям «Салют», а также, в модифицированных вариантах, — к ОПС «Мир» и «Международной космической станции». Имеет возвращаемый на Землю спускаемый аппарат для экипажа и результатов исследований.
Транспортный корабль снабжения орбитальной станции: возвращаемый аппарат и система аварийного спасения. Функционально-грузовой блок отсутствует
Теплозащита ВА состоит из донного полусферического сегмента (лобового экрана), боковой теплозащиты, сегмента носового отсека. Теплозащитное покрытие выполнено из кремнеземной ткани, пропитанной фенолформальдегидной смолой. При нагреве смола испаряется и газообразные продукты пиролиза блокируют приток тепла. После возвращения теплозащиту можно восстановить и использовать снова (до 10 раз). На днище ВА сделан люк диаметром 550 мм для доступа экипажа в ФГБ. Несмотря на то, что этот участок теплозащиты подвергается наиболее интенсивному нагреву, такая схема продемонстрировала высокую надежность в эксплуатации.
На днище возвращаемого аппарата был закреплен навесной отсек с системой жизнеобеспечения. В верхней части кабины установлен носовой отсек с реактивной системой управления спуском, парашютной и некоторыми другими системами. Носовой отсек оканчивался пороховой ТДУ с четырьмя соплами, направленными назад, вдоль образующей конуса. Над тормозной двигательной установкой на коротком переходнике закреплялась длинная цилиндрическая АДУ, сопла которой также были направлены вдоль образующей конуса возвращаемого аппарата. ТДУ обеспечивала тормозной импульс скорости (около 100 м/с) для схода возвращаемого аппарата с орбиты. Управление ориентацией аппарата на орбите и при спуске в атмосфере — посредством реактивной системы управления.
Макет хвостовой части орбитального самолета многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС). Первой «ступенью» этого нереализованного проекта должен был стать тяжелый носитель Ан-225 «Мрия»
Шлем советского авиационного аварийно-спасательного вентиляционного масочного скафандра СИ-3М (1953 год)
Дополнительно:
Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского. Калуга
Мемориальный Музей космонавтики. Москва
Выставка «Космические войска: через тернии к звёздам». Парк «Патриот»
Музейно-выставочный центр «Самара Космическая»
Космическая, ж/д и другая спец.техника в Техническом музее. Тольятти