Макет орбитального корабля «Буран» БТС-001


В ходе советской космической программы «Буран-Энергия» направленной на создание многоразовой транспортной космической системы (МКТС) построены нижеследующие изделия (источник ЧаВо
Орбитальные корабли 11Ф35
• Изделие 1.01 «Буран» . Совершил космический полет в автоматическом режиме 15 ноября 1988 года. Корабль и макет РН «Энергия» уничтожены 12 мая 2002 года в результате обрушения части крыши монтажно-испытательного корпуса на 112-й площадке космодрома Байконур.
• Изделие 1.02 «Буря». В IV квартале 1991 года планировался полёт в космос с экипажем на борту. В автоматическом режиме стыковка со станцией «Мир» и посадка. Находится на космодроме Байконур вместе с макетом корабля ОК-МТ в монтажно-заправочном корпусе (в собственности Казахстана).
• Изделие 2.01 «Байкал». Третий лётный экземпляр орбитального корабля (степень готовности 30...50%) хранился на территории Тушинского завода, затем в Жуковском. В 2021 году отправлен в Медынь, на авиационную площадку Технического музея Вадима Задорожного.
• Изделие 2.02. Четвёртый лётный экземпляр. После закрытия в 1993 году программы "Энергия-Буран" корабль в готовности менее 20% разобран на стапелях в цехах Тушинского машиностроительного завода. • Изделие 2.03. Пятый лётный экземпляр. Задел пятого корабля уничтожен в 1994 году.

Макетно-технологические образцы орбитального корабля 11Ф35
• Натурный деревянный макет самолета-аналога БТС-02 ГЛИ в масштабе 1:2.
• ОК-М (Орбитальный корабль-Макет) или БТС-001 — полноразмерный испытательный макет корабля «Буран», предназначенный для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса, а также для повторно-статических прочностных испытаний. Выставлен на ВДНХ в Москве.
• ОК-ГЛИ или БТС-002 — cамолёт-аналог для горизонтальных летных испытаний (ГЛИ). Выполнил 11 рулёжек и 24 полёта для отработки дозвукового полёта в атмосфере, захода на посадку и саму посадку во всех режимах. В 2008 году приобретён немецким Музем техники. Находится в городе Шпейер — филиале музея в Зинсхайме.
• ОК-КС — полноразмерный комплексный стенд для отработки воздушной транспортировки. Комплексная отработка программного обеспечения, электро-радиотехнические испытания систем и оборудования. Находится на контрольно-испытательной станции (КИС) РКК "Энергия", г.Королев.
• ОК-МЛ1 — габаритно-весовой примерочный макет использовался для комплексной отработки технологии подготовки к летным испытаниям. В январе 2007 года разорённый ОК-МЛ1 перевезен на площадку №2 и размещен на охраняемой стоянке рядом с Музеем космодрома.
• ОК-ТВА — макет для тепло-вибро-прочностных испытаний. Изготволен как набор полноразмерных отсеков, по состоянию на 2004 год находится в ЦАГИ.
• ОК-ТВИ — макет для испытания полноразмерных отсеков, оборудования и системы терморегулирования в вакуумной камере КВИ-1 в НИИ химического машиностроения, посёлок Пересвет.
• ОК-МТ — макет для отработки проведения примерочно-стыковочных и заправочных работ. Находится на космодроме Байконур вместе с кораблём 1.02 «Буря» в монтажно-заправочном корпусе (в собственности Казахстана).
• Модуль кабины орбитального корабля 11Ф35. Находился на территории 29-ой клинической больницы в Москве, затем перевезен в Центр подготовки космонавтов.
Тренажёр обучения пилотов передан Центральному дому авиации и космонавтики.

, Макет орбитального корабля «Буран» БТС-001

БТС-001 (Большой транспортный самолёт первый) — полноразмерный испытательный макет предназначенный для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса, а также для повторно-статических прочностных испытаний

, Макет орбитального корабля «Буран» БТС-001

Передние иллюминаторы (из кварцевого стекла) закрашены. В правой части снимка - входной люк по левому борту. Черной краской условно обозначено плиточное теплозащитное покрытие. На макете зашиты отверстия имитирующие сопла двигателей управления носового блока

, Макет орбитального корабля «Буран» БТС-001

Левое крыло со стойкой шасси и со штатной теплозащитой, включённые в состав БТС-001, сняты с другого макета для тепло-вакуумных испытаний ОК-ТВА

, Макет орбитального корабля «Буран» БТС-001

На макете хорошо виден носовой кок. На обшивке носовой части фюзеляжа(НЧФ) вокруг кабины и перед ней установлено большинство антенн радиотехнических систем корабля. Каждая антенна или их группа монтируется в вырезе металлической обшивки и закрывается радиопрозрачной вставкой.

"ЖРД орбитального маневрирования 17Д12 разработки РКК «Энергия» стал дальнейшим развитием РД-58, созданного в 1960-х годах для пятой ступени (блока «Д») сверхтяжелой РН Н-1. В дальнейшем блок «Д» использовался в качестве четвертой ступени РН «Протон». До 1988 года состоялось около 50 стартов с использованием этого двигателя, его конструкция была хорошо отработана и ее адаптация для использования в составе ОДУ «Бурана» (обеспечение 15 включений за полет и пр.) большой проблемы не представляла. А вот ЖРД 17Д15 и 17Д16 стали уникальными разработками.

Необходимо было обеспечить постоянное присутствие окислителя с соответствующими параметрами на входе в эти двигатели для обеспечения мгновенного их включения в любой момент полета. Для решения этой задачи было найдено оригинальное решение: питание двигателей не жидким, а газообразным кислородом, получаемым в бортовом газификаторе путем сжигания в жидком кислороде небольшой доли горючего. При этом приходилось решать нестандартную проблему обеспечения охлаждения газо-жидкостного ракетного двигателя газообразным кислородом. Среди других решений, которые отличали ОДУ «Бурана»: применение в двигателях управления электрического зажигания индуктивного типа и избыточное содержание кислорода в камере для исключения образования сажи.

38 управляющих двигателей 17Д15 разработки РКК «Энергия» обладали уникальными характеристиками: они представляли собой однокамерные газожидкостные импульсные реактивные двигатели высокого быстродействия. При тяге в 408 кг и удельном импульсе 275–295 с они могли работать как в импульсном, так и в стационарном режимах с длительностью включения от 0,06 до 1200 с как в орбитальном полете, так и при спуске в атмосфере до высоты 10 км, что позволяло использовать их в качестве дублеров двигателей орбитального маневрирования и двигателей ориентации. Время набора 90% тяги – 0,06с, что являлось минимальной продолжительностью включения. Частота включений – до 8 Гц. Обеспечивалось до 2000 включений за полет. При этом гарантированный ресурс 17Д15 составлял 26 000 включений и более 3 ч непрерывной работы (по мере набора статистики планировалось дальнейшее увеличение этих показателей).

Двигатели ориентации 17Д16 разработки НИИ Машиностроения, г. Нижняя Салда, по принципиальной схеме аналогичен двигателям управления. Если двигатели управления 17Д15 предназначались для выстраивания ориентации, а также для маневров, связанных с перемещением центра тяжести ОК на орбите, то восемь 17Д16 тягой 20 кгс и удельным импульсом 227–237 с служили в основном для поддержания ориентации. "
Источник: ЦИАМ: Двигатели управления орбитального крабля

, Макет орбитального корабля «Буран» БТС-001

Двигатель управления 17Д15 — однокамерный газожидкостный импульсный ЖРД высокого быстродействия на газифицированном кислороде и углеводородном горючем (синтине)

, Макет орбитального корабля «Буран» БТС-001

Топливный бак вспомогательный силовой установки. Для обеспечения надежности на ОК установлены три автономные ВСУ в каждом из трех каналов гидросистемы, гарантирующие работу органов управления ОК даже в случае отказа двух каналов.

, Макет орбитального корабля «Буран» БТС-001

Модель орбитального корабля в орбитальном полете. Раскрыты створки отсека полезного груза, на передних створках видно как отведены радиаторы системы терморегулирования. Перед килем развёрнута верхняя остронаправленная антенна.

, Макет орбитального корабля «Буран» БТС-001

Космонавт в орбитальной скафандре «Орлан» закрепился ногами на площадке «Якорь». Система бортовых манипуляторов включает два бортовых манипулятора и телевизионные камеры для управления. Разработка института робототехники и технической кибернетики (ГНЦ ЦНИИ РТК). Манипулятор может управляться не только с борта орбитального корабля, но и с Земли.

"Поскольку ОК «Буран» после схода с орбиты совершал «безмоторный» планирующий полет, требовался автономный источник энергии для привода насосов в магистралях рулевой гидросистемы аэродинамических органов управления, в тормозной системе и в системе выпуска шасси. Эти функции на обычных самолетах выполняет коробка отбора мощностей ТРД. Для ОК «Буран» таким источником энергии стала ВСУ на основе ракетно-турбовального двигателя РТВД-14, разработки ОКБ А.М. Люльки. Для обеспечения надежности устанавливались три автономные ВСУ в каждом из трех каналов гидросистемы, гарантирующие работу органов управления даже в случае отказа двух каналов из трех.
Двигатель мощностью 150 кВт и массой 63 кг работал без использования атмосферного воздуха на однокомпонентном топливе (гидразине) и обеспечивал поддержание заданной частоты вращения выходного вала при изменении загрузки в 10–15 раз с градиентом до 700 кВт/с. Запуск ВСУ происходил на этапе снижения и посадки ОК «Буран», чтобы обеспечить готовность аэродинамических органов управления к работе уже на высоте 90 км. 180 кг гидразина хватало на 75 минут непрерывной работы."
Источник: ЦИАМ: вспомогательная силовая установка орбитального крабля

, Макет орбитального корабля «Буран» БТС-001

Вытяжной парашют (для вытягивания основного тормозного парашюта в процессе приземления)

, Макет орбитального корабля «Буран» БТС-001

Контейнер тормозного парашюта (оригинал)

, Макет орбитального корабля «Буран» БТС-001

Тормозной парашют

, Макет орбитального корабля «Буран» БТС-001

Спасательный скафандр «Стриж» для экипажей орбитальных кораблей. Отличие от «Сокола»: термостойкая внешная силовая оболочка, со встроенной в неё подвесной системой парашюта + двойное герметичное остекление шлема.

"Парашютно-тормозная установка вводится в действие автоматически при обжатии основных стоек шасси при касании ВПП путем отстрела крышки контейнера ПТУ, извлекающей из корпуса три вытяжных парашюта площадью 1 кв.м каждый, которые обеспечивают задействование трех основных парашютов крестообразной формы площадью 25 кв.м каждый. При снижении скорости пробега до 50 км/час система управления выдает команду на сброс парашютов.
Для обеспечения работоспособности ПТУ на орбитальном участке полета в контейнере ПТУ поддерживается электронагревателями температура не ниже -50°C, а при спуске - теплозащитным покрытием контейнера не выше +100°C.
Совместную работу посадочных устройств "Бурана" (шасси и парашютно-тормозной установки) можно увидеть на видеозаписи посадки корабля 15 ноября 1988 г."
Источник: Конструкция "Бурана" - шасси (посадочные устройства)

, Макет орбитального корабля «Буран» БТС-001

Экспозиция в грузовом отсеке (длина 18,3 м, диаметр 4,7 м). Макет «Бурана» изначально был пустой, без каких-либо технических систем.

, Макет орбитального корабля «Буран» БТС-001

Реконструкция командного отсека «Бурана».

, Макет орбитального корабля «Буран» БТС-001

Приборная панель — видны индикаторы разгерметизации кабины, тумблеры выпуска парашюта и управления аварийной подачей топлива

, Макет орбитального корабля «Буран» БТС-001

На экранах — имитация посадки орбитального корабля на ВПП космодрома Байконур

, Макет орбитального корабля «Буран» БТС-001

Штатная ниша основной опоры шасси закрыта экранно-вакуумной теплоизоляцией (ЭВТИ) - на макете её нет, равно как нет и плиточной теплозащиты. Зато видна конструкция стойки и многоступенчатая окантовка люка (для увеличения плотности закрытия створки).

, Макет орбитального корабля «Буран» БТС-001

Вертикальное оперение. Двухсекционный руль направления/воздушный тормоз. Виден один из двух (БДУ-П, БДУ-Л) хвостовых блоков двигателей управления.

, Макет орбитального корабля «Буран» БТС-001

Средняя часть фюзеляжа (отсек полезного груза). Видны створки отсека - четыре секции по каждому борту. С внутренней стороны на них монтировались радиаторы системы терморегулирования

, Макет орбитального корабля «Буран» БТС-001

Схема носовой части корабля. Внутреннее пространство кабины разделено на палубы: верхнюю (командный отсек) и нижнюю (бытовой и агрегатный отсеки).