Итак, по существу. С мероприятиями по безопасности в национальном парке Зюраткуль (в их ведомстве новая тропа на Зигальгу), весной 2021 года ощущался полный бардак. При выходе на маршрут, регистрация и оплата — в добровольном порядке. Возвращение групп не контролируется. Это вам не попсовый Иремель с налаженной службой.
Зигальга — мощный горный массив, протяженностью около 40 км, с большим количеством вершин и провалов между ними, с перепадами высот и труднопроходимыми местами. Со всех стороне его окружают речные долины. Хребет можно разделить на три части. Северная часть с вершинами Евлахта, Поперечная и Круглая. Самая низкая - центральная часть с вершинами Мохнатый Дол, Мёрзлый Утёс и Антенная – самая высокая из них всего 1246 метров. Наконец, южная часть, увенчанная высокими Шеломами (названы за сходство со шлемами средневековых воинов).
Много раз мы думали про траверс по хребту. Судя по карте маршрут обещал быть интересным. Однако, гребень Зигальги изобилует лесистыми участками с многочисленными завалами, а также перепадами высот и крутыми курумистыми склонами. По слухам, на Зигальге есть уникальное болото, которое находится прямо на склоне и распространяется вверх. Все эти удовольствия способны сильно снизить скорость движения даже хорошо подготовленной группы. Вот потому мы пока выходим лишь в отдельные районы хребта. Например, на апрель пришлась гора Поперечная (1389 метров).
Вид из села Тюлюк на посёлок Прикордонный и хребет Зигальга, что высится на противоположном берегу реки Юрюзань
Переходим Юрюзань по новенькому подвесному мосту и углубляемся в светлый берёзовый лес. Подъём незначительный.
Заблудиться здесь сложно: мало что тропа изрядно вытоптана, так ведь и промаркирована бело-сине-белыми метками. Постепенно берёзы сменяются пихтами и лиственницами. В районе отметки «2 километра» уклон поверхности начинает расти.
Следующие два километра тропа практически не петляет, лишь стабильно забирая круто вверх.
Перепад высот от берега Юрюзани до вершины горы Поперечной составляет 690 метров. Учтите, что тропа отмаркирована лишь до трети маршрута. Это значит, по гребню Зигальги мало что, тропа по снегу не набита, так и метки на деревьях отсутствуют.
С выходом на лесистое плато хребта Зигальга, примерно пять километров виляешь, а местами так и блуждаешь, между деревьями. Траверс по гребню скучноват - идёшь мрачным ельником. Деревья средней высоты — окрестных гор не видишь. Верхом шли долго и муторно - пробивали тропу по целине. Нарисовали хребту морзянку из тире снежных траншей и точек частых провалов сквозь наст.
Вырвавшись вперёд, я потерял следы «головного дозора» и долго барахтался в снегу среди деревьев, пытаясь пробиться к Поперечной по навигатору. MapsMe конечно рулит, но частые провалы сквозь наст навалились усталостью и мокрой обувью. Мой необдуманный топографический подвиг превратился в нешуточный нервяк и мысли о собственном несовершенстве. На мандраже я незаметно сточил носимый НЗ кураги, но успешно вернулся по собственным следам к правильной тропе.
Вершина горы Поперечная (1389 метров) — обычный южно-уральский тысячник: безлесый пупырь с коварным курумником на склонах. Меток на склоне горы и на вершине нет.
Одно плечо более-менее пологое, остальные склоны прорисованы куда круче. Обходить подошву, в поисках относительно пологого подъёма, мы не стали. Пронзительное великолепие решения обусловлено перерасходом сил туристов на пятикилометровом участке заснеженной тропы.
Поднимались с восточной стороны, в лоб, двигаясь короткими галсами. Ближе к концу подъёма, снег, плотно утрамбованный ветром между камнями, обернулся льдом. Местами, из осторожности, пришлось карабкаться на четвереньках, упираясь в замшелые курумы.
Спуск прошёл в пределах нормы допустимых безобразий. Определенный эмоциональный подогрев возник из-за отсутствия трекинговых палок у некоторых раздолбаев. Полно мест, где в наст нельзя вбить каблук.
Сидя на склоне Поперечной, восстанавливая силы и дыхание, можно насладиться не только прекрасными видами Южного Урала, но и заняться разгадыванием затейливого рисунка просек. В XX веке коренной лес (тот что на протяжении тысячелетий существуют на одном месте) на склонах хребта вырубили почти полностью. Лес, что мы видим до высоты 700-800 метров — производный, тот что вырос на месте срубленных. Характерный пример производного леса — березняки, осинники, липняки на первых километрах пройденного маршрута. Берёзы никто не высаживал специально. Все лиственные деревья очень хорошо распространяются, а берёза вообще неприхотлива и очень быстро вырастает, если ей хватает света.
Рисунок старых лесовозных дорог на слонах Зигальги вполне угадывается и среди вторичных лесов. С воздуха сеть дорог похожа на куст, ствол которого — отсыпанная грунтовая дорога, которые обычно прокладывали по долинам притоков Юрюзани. В верховьях этих ручьёв такие улучшенные грунтовки разветвляются на множество лесных дорог ведущих к отдельным участкам вырубки.
Подведём итоги.
В теории радиальный выход из Кордонного к горе Поперечной это однодневный маршрут, протяженностью 10 км и продолжительностью около 4 часов. Фактически же вышел пятичасовой крутой подъем на плато и переход на гору Поперечная умотал всю пятёрку вдрызг, до болей в коленях и спинах. На обратном пути в Тюлюк группа показала неплохой темп: 3,5 часа резво шли компактно, практически без растяжки. Сегодня мы скромные: за семь часов пробили 22 километра, хотя и с изрядным лишком из-за блужданий вокруг немаркированной тропы. В очередной раз убедился, что в туризме нужно чётко ловить момент, когда обычный выход превращается в экстрим и чутко ловить грань, отделяющую слово экстрим от ёмкого термина «трындец».